№ 2-478(1)/2015
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
21 мая 2015 г. г. Пугачев
Пугачевский районный суд Саратовской области в составе
председательствующего судьи Шумейкина А.П.,
при секретаре Новиковой А.С.,
с участием прокурора Овечкина А.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску Пугачевского межрайонного прокурора Саратовской области в интересах Рафиковой Р.Х. к государственному автономному учреждению Саратовской области «Центр социальной защиты населения Пугачевского района», Министерству социального развития Саратовской области о возложении обязанности предоставить путевку на санаторно-курортное лечение,
установил:
Пугачевский межрайонный прокурор, действуя в интересах Рафиковой Р.Х., обратился в суд с иском к государственному автономному учреждению Саратовской области "Центр социальной защиты населения Пугачевского района" (далее – ГАУ СО ЦСЗН Пугачевского района), Министерству социального развития Саратовской области о возложении обязанности обеспечить Рафикову Р.Х. путевкой на санаторно-курортное лечение за 2011 год в срок до 10.07.2015. Требование мотивировано тем, что Рафикова Р.Ф. является *** нуждается в санаторно-курортном лечении. *** она обратилась с заявлением в ГАУ СО ЦСЗН Пугачевского района о предоставлении ей путевки на санаторно-курортное лечение. Однако, в нарушение положений Федерального закона Российской Федерации от 24 ноября 1995 года № 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", Федерального закона Российской Федерации от 17 июля 1999 года № 178-ФЗ "О государственной социальной помощи", Порядка предоставления набора социальных услуг отдельным категориям граждан, утвержденного приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 29 декабря 2004 года № 328, Рафикова Р.Х. путевкой обеспечена не была, чем существенно нарушены ее права на получение государственной социальной помощи.
В судебном заседании помощник Пугачевского межрайпрокурора Овечкин А.А. заявленные требования поддержал по изложенным выше основаниям, просил обязать ответчиков предоставить Рафиковой Р.Х. путевку на санаторно-курортное лечение в срок до 10.07.2015.
Истец Рафикова Р.Х. о рассмотрении дела извещена, в суд не явилась. Телефонограммой сообщила, что иск Пугачевского межрайонного прокурора о предоставлении ей путевки на санаторно-курортное лечение поддерживает. Пояснила, что с просьбой об оказании содействия в получении путевки на санаторно-курорное лечение, обращалась в Пугачевскую межрайонную прокуратуру в апреле 2015 г. Против указанного в исковом заявлении срока предоставления путевки, возражений не имела.
Представитель ответчика ГАУ СО ЦСЗН Пугачевского района в суд не явился. Подано заявление о рассмотрении дела в отсутствие представителя ГАУ СО ЦСЗН Пугачевского района. В письменном возражениях поданных при подготовке дела к судебном разбирательству ГАУ СО ЦСЗН Пугачевского района указывало о не согласии с заявленным в интересах Рафиковой Р.Х. иском. В возражениях указывалось на недостаточность финансирования на эти цели из средств федерального бюджета, а также значительное число граждан, имеющих право на данный вид льгот. Указывалось, что Рафикова Р.Х. состоит в районной очереди на получение путевки по профилю заболевания под № ** в областной очереди под № **. С учетом, что на период 2015 года за истцом сохранилось право на получение санаторно-курортного лечения, и она не лишена права на получение санаторно-курортной путевки в порядке, предусмотренном действующим законодательством, высказывалось мнение об отсутствии оснований для удовлетворения иска.
Представитель Министерства социального развития Саратовской области в судебное заседание не явился. Министерством социального развития Саратовской области заявлено о рассмотрении дела в отсутствии представителя министерства. Министерством социального развития Саратовской области в суд поданы письменном возражения, в которых Министерство социального развития Саратовской области просит отказать в иске. В качестве оснований к отказу указывается, что обеспечение граждан санаторно-курортными путевками осуществляется в пределах лимитов выделенных на эти цели денежных средств федерального бюджета. Причиной не предоставления путевки Рафиковой Р.Х. является неполное финансирование из федерального бюджета. 30.04.2014 в адрес Министерства труда и социальной защиты РФ направлено письмо с просьбой об оказании содействия в выделении дополнительных денежных средств для обеспечения граждан санаторно-курортным лечением. В связи с изложенным указывалось об отсутствии вины Министерства социального развития Саратовской области в непредставлении путевки.
С учетом мнения помощника Пугачевского межрайонного прокурора, полагавшего возможным рассматривать дело в отсутствие истца, представителей ответчиков, на основании ст.167 ГПК РФ суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие истца, представителей Министерства социального развития Саратовской области и ГАУ СО ЦСЗН Пугачевского района.
Выслушав прокурора, исследовав письменные доказательства, суд пришел к выводу об удовлетворении иска.
В соответствии с ст.7 Конституции РФ Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.
В Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.
Как следует из преамбулы Федерального закона РФ от 24.11.1995 г. N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" настоящий Федеральный закон определяет государственную политику в области социальной защиты инвалидов в РФ, целью которой является обеспечение инвалидам равных с другими гражданами возможностей в реализации гражданских, экономических, политических и других прав и свобод, предусмотренных Конституцией РФ, а также в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами РФ.
Предусмотренные настоящим Федеральным законом меры социальной защиты инвалидов являются расходными обязательствами РФ, за исключением мер социальной поддержки и социального обслуживания, относящихся к полномочиям государственной власти субъектов РФ в соответствии с законодательством РФ.
Статьей 9 названного Федерального закона, предусмотрена реабилитация инвалидов - система и процесс полного или частичного восстановления способностей инвалидов к бытовой, общественной и профессиональной деятельности. Реабилитация инвалидов направлена на устранение или возможно более полную компенсацию ограничений жизнедеятельности, вызванных нарушением здоровья со стойким расстройством функций организма, в целях социальной адаптации инвалидов, достижения ими материальной независимости и их интеграции в общество.
Основные направления реабилитации инвалидов включают в себя, в том числе, санаторно-курортное лечение.
Правовые и организационные основы оказания государственной социальной помощи инвалидам предусмотрены Федеральным законом РФ от 17.07.1999 г. N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи".
Статьей 6.2 указанного Закона, в состав предоставляемого инвалидам набора социальных услуг включено, в том числе, предоставление при наличии медицинских показаний путевок на санаторно-курортное лечение, осуществляемое в целях профилактики основных заболеваний.
Согласно ст. 6.3 Закона учет права граждан на получение социальных услуг, указанных в ст. 6.2 настоящего Федерального закона, осуществляется по месту жительства гражданина с даты установления ему в соответствии с законодательством РФ ежемесячной денежной выплаты.
Периодом предоставления гражданам социальных услуг в соответствии с настоящей главой является календарный год.
В случае, если гражданин в течение календарного года приобрел право на получение социальных услуг в соответствии с настоящей главой, периодом предоставления ему социальных услуг является период с даты приобретения гражданином права на получение социальных услуг до 31 декабря текущего года.
Порядок предоставления гражданам социальных услуг в соответствии с настоящей главой устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим выработку государственной политики и нормативное правовое регулирование в сфере здравоохранения и социального развития.
Приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 29.12.2004 г. утвержден Порядок предоставления набора социальных услуг отдельным категориям граждан, которым предусмотрено, что обеспечение санаторно-курортным лечением осуществляется путем предоставления гражданам при наличии медицинских показаний санаторно-курортных путевок в санаторно-курортные организации, расположенные на территории РФ и включенные в Перечень, который утверждается Министерством здравоохранения и социального развития РФ (п. 3.1).
Граждане при наличии медицинских показаний и отсутствии противопоказаний для санаторно-курортного лечения получают в лечебно-профилактическом учреждении по месту жительства справку для получения путевки по форме N 070/у-04, утвержденной Приказом Минздравсоцразвития России от 22.11.2004 года N 256 (п. 3.6).
При наличии справки для получения путевки граждане обращаются с заявлением о предоставлении санаторно-курортной путевки в территориальные органы Фонда социального страхования РФ или органы социальной защиты населения, с которыми территориальный орган Фонда заключил соглашение о совместной работе по обеспечению граждан путевками на санаторно-курортное лечение, по месту жительства до 1 декабря текущего года для последующей передачи заявлений в территориальные органы Фонда либо в уполномоченный орган (п. 3.7).
Территориальные органы Фонда и органы социальной защиты населения по месту жительства, а также уполномоченные органы заблаговременно, но не позднее чем за 18 дней до даты заезда в санаторно-курортное учреждение, выдают гражданам санаторно-курортные путевки в соответствии с их заявлениями и справками для их получения (п. 3.9).
Распоряжением Правительства РФ от 30.12.2009 г. N 2104-р утверждено соглашение между Министерством здравоохранения и социального развития РФ и правительством Саратовской области о передаче правительству Саратовской области осуществления части полномочий РФ по предоставлению мер социальной защиты инвалидам и отдельным категориям граждан из числа ветеранов, а также по оказанию государственной социальной помощи в виде социальных услуг по предоставлению при наличии медицинских показаний путевок на санаторно-курортное лечение и бесплатного проезда на междугородном транспорте к месту лечения и обратно. В настоящее время в связи с преобразованием Министерства здравоохранения и социального развития РФ в соответствии с Указом Президента РФ от 21.05.2012 №636 «О структуре федеральных органов исполнительной власти» стороной соглашения является Минтруд России.
В целях реализации указанного соглашения постановлением Правительства Саратовской области от 28.01.2010 г. N 29-П утверждены Правила оказания государственной социальной помощи в виде социальных услуг по предоставлению при наличии медицинских показаний путевок на санаторно-курортное лечение и бесплатного проезда на междугородном транспорте к месту лечения и обратно.
Согласно п. 4 названных Правил, предоставление социальных услуг осуществляется министерством социального развития области через его подведомственные учреждения социальной поддержки населения в виде предоставления санаторно-курортных путевок и территориальные органы в виде выплаты компенсации при проезде за счет собственных средств к месту лечения и обратно.
В соответствии с п. 9 названных Правил, учреждения социальной поддержки населения обобщают и направляют в министерство ежегодные заявки на предоставление путевок в соответствии с количеством граждан, вставших на учет, и профилем заболевания. Заявки оформляются ежегодно, до 1 декабря текущего года на следующий календарный год. Дополнительные заявки на предоставление "путевок" направляются в министерство ежеквартально в течение текущего года.
Из материалов дела следует, что Рафикова Р.Х. признана *** бессрочно, что подтверждается справкой серии **, выданной *** (л.д.7), имеет право на получение государственной социальной помощи в виде предоставления путевки на санаторно-курортное лечение. Согласно справки для получения путевки (по форме № 070/у-04) от *** ** Рафикова Р.Х. нуждается в санаторно-курортном лечении (л.д.8). *** она обратилась в ГУ «Управление социальной поддержки населения Пугачевского района» с заявлением о предоставлении путевки на санаторно-курортное лечение, приложив необходимые медицинские документы о нуждаемости в санаторно-курортном лечении (л.д.5).
Однако санаторно-курортное лечение истцу предоставлено не было. Из информации ГАУ СО «Центр социальной защиты населения Пугачевского района» от 10.04.2015 следует, что Рафикова Р.Х. поставлена на учет для получения путевки на санаторно-курортное лечение, очередь по профилю заболевания: областная **, районная ** (л.д.9), на день рассмотрения дела: областная – ** районная – **л.д. 19-21).
Проанализировав приведенные выше положения нормативных правовых актов, суд приходит к выводу о том, что законом установлены социальные гарантии по обеспечению инвалидов путевками на санаторно-курортное лечение и Российская Федерация приняла на себя обязанность по возмещению расходов на данные цели за счет средств федерального бюджета. В связи с этим, Рафикова Р.Х., являющейся *** и нуждающейся в санаторно-курортном лечении, не может быть отказано в предоставлении государственной социальной помощи в виде обеспечения путевкой на санаторно-курортное лечение со ссылкой на недостаточность финансирования и необходимость соблюдения очередности получения путевки. При этом учет права граждан на получение указанной услуги введен законодателем не с целью организации очередности на получение социальной государственной услуги, а для обеспечения реализации права граждан на получение социальных услуг в сроки, предусмотренные законом, а также для обеспечения качественного и эффективного расходования средств, направляемых на предоставление социальных услуг.
Поскольку предоставление в Саратовской области такой социальной услуги, как обеспечение инвалидов путевками на санаторно-курортное лечение, осуществляется министерством социального развития Саратовской области через его подведомственные учреждения социальной поддержки населения, следовательно, обязанность обеспечить Рафикову Р.Х. санаторно-курортной путевкой должна быть возложена на ГАУ СО ЦСЗН Пугачевского района и Министерство социального развития Саратовской области.
По правилам ч. 2 ст. 206 ГПК РФ при принятии решения, обязывающего ответчика совершить определенные действия, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.
Исходя из принципа разумности, с учетом обстоятельств данного дела, суд считает достаточным для исполнения указанной обязанности срок до 10 июля 2015 г.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ, суд
решил:
иск Пугачевского межрайонного прокурора в интересах Рафиковой Р.Х. к государственному автономному учреждению Саратовской области «Центр социальной защиты населения Пугачевского района», Министерству социального развития Саратовской области о возложении обязанности предоставить путевку на санаторно-курортное лечение удовлетворить.
Возложить на Государственное автономное учреждение Саратовской области «Центр социальной защиты населения Пугачевского района», Министерство социального развития Саратовской области обязанность обеспечить Рафикову Р.Х. санаторно-курортной путевкой за 2011 год в срок до 10 июля 2015 года.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Саратовский областной суд через Пугачевский районный суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья