Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2а-3706/2020 ~ М-3473/2020 от 12.08.2020

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

02.11.2020 года Октябрьский районный суд г. Самары в составе:

председательствующего судьи             Курмаевой А.Х.,

при секретаре                     Бердинской А.И.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 2а-3706/2020 по административному иску ИФНС России по Октябрьскому району г. Самары к Казакову ЮВ о взыскании задолженности по налогу,

установил:

ИФНС России по адрес обратилась в суд с указанным административным исковым заявлением о взыскании задолженности по налогу, ссылаясь на то, что Казаков ЮВ является налогоплательщиком транспортного налога, так как на него зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения. Должнику направлено налоговое уведомление об уплате транспортного налога. По состоянию на 01.02.2019 налогоплательщик имеет задолженность по транспортному налогу на сумму 8 858 руб. На основании ст.69 НК РФ должнику отправлено требование об уплате налога. Срок исполнения требования - до 20.03.2019. В нарушение ст. ст. 44 и 45 НК РФ указанные требования налогоплательщиком добровольном порядке не исполнены. В соответствии со ст. 75 НК налогоплательщику начислены пени по транспортному налогу в размере 134 руб. 05 коп. В 2017г. у Казакова ЮВ в собственности находились следующие объекты налогообложения: Автомобиль легковой, Государственный регистрационный знак: №... Марка/Модель: ***; автомобиль легковой, Государственный регистрационный знак: О340ТУ197 Марка/Модель: ФОРД ФОКУС. Судебный приказ от 13.01.2020, вынесенный в порядке, установленном глав 11.1 КАС РФ, по заявлению ИФНС России по Октябрьскому району г. Самара требованию о взыскании с Казакова ЮВ обязательных платежей санкций, был отменен 03.03.2020 определением мирового судьи судебного участка 33 Октябрьского судебного района г. Самары Самарской области по административному делу №2а-61/2020 на основании возражений должника. Однако задолженность и пени по транспортному налогу на общую сумму 8992 руб. 05 коп. не погашена. Просит взыскать с должника Казакова ЮВ к уплате общей суммы задолженности по транспортному налогу за 2017г. в размере 8 858 руб. 00 коп., пени -134 руб. 05 коп., а всего 8 992 руб. 05 коп.

Представитель административного истца ИФНС России по Октябрьскому району г. Самары – Горшкова Н.Н., действующая на основании доверенности от 03.09.2020 № 04-14/36100, в судебном заседании поддержала заявленные требования в полном объеме по основаниям, изложенным в административном исковом заявлении.

Административный ответчик Казаков Ю.В. в судебное заседание не явился, о дате и месте заседания извещен надлежащим образом, однако, судебное извещение возвращено за истечением срока хранения, что суд расценивает как выраженное волеизъявление на рассмотрение дела в его отсутствие.

Выслушав представителя административного истца, изучив материалы дела, суд приходит к следующим выводам.

На основании статьи 57 Конституции Российской Федерации, п. 1 ст. 3 Налогового кодекса Российской Федерации каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.

В ст. 45 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. Обязанность по уплате налога на прибыль организаций по консолидированной группе налогоплательщиков исполняется ответственным участником этой группы, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.

В соответствии со ст. 48 Налогового кодекса Российской Федерации, в случае неисполнения налогоплательщиком (плательщиком сбора, плательщиком страховых взносов) - физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем (далее в настоящей статье - физическое лицо), в установленный срок обязанности по уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов налоговый орган (таможенный орган), направивший требование об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов (налоговый орган по месту жительства физического лица в случае снятия этого лица с учета в налоговом органе, направившем требование об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов), вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества, в том числе денежных средств на счетах в банке, электронных денежных средств, переводы которых осуществляются с использованием персонифицированных электронных средств платежа, драгоценных металлов на счетах (во вкладах) в банке, и наличных денежных средств, этого физического лица в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.

Требование о взыскании налога, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления о взыскании может быть восстановлен судом.

Согласно ч. 2 ст. 286 КАС РФ административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций. Пропущенный по уважительной причине срок подачи административного искового заявления о взыскании обязательных платежей и санкций может быть восстановлен судом.

Порядок исчисления налогов установлен ст. 52 Налогового кодекса Российской Федерации, согласно которой налогоплательщик самостоятельно исчисляет сумму налога, подлежащую уплате за налоговый период, исходя из налоговой базы, налоговой ставки и налоговых льгот, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом. В случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, обязанность по исчислению суммы налога может быть возложена на налоговый орган или налогового агента. В случае, если обязанность по исчислению суммы налога возлагается на налоговый орган, не позднее 30 дней до наступления срока платежа налоговый орган направляет налогоплательщику налоговое уведомление. Налог, подлежащий уплате физическими лицами в отношении объектов недвижимого имущества и (или) транспортных средств, исчисляется налоговыми органами не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году направления налогового уведомления. В налоговом уведомлении должны быть указаны сумма налога, подлежащая уплате, объект налогообложения, налоговая база, а также срок уплаты налога. В случае направления налогового уведомления по почте заказным письмом налоговое уведомление считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма.

Положениями п. 4 ст. 57, п. 6 ст. 58 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что в случаях, когда расчет суммы налога производится налоговым органом, обязанность по уплате налога возникает не ранее даты получения налогового уведомления. Налогоплательщик обязан уплатить налог в течение одного месяца со дня получения налогового уведомления, если более продолжительный период времени для уплаты налога не указан в этом налоговом уведомлении.

В ст. 69 Налогового кодекса Российской Федерации указано, что требованием об уплате налога признается извещение налогоплательщика о неуплаченной сумме налога, а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму налога. Требование об уплате налога должно содержать сведения о сумме задолженности по налогу, размере пеней, начисленных на момент направления требования, сроке исполнения требования, а также мерах по взысканию налога и обеспечению исполнения обязанности по уплате налога, которые применяются в случае неисполнения требования налогоплательщиком. Требование об уплате налога, направляемое физическому лицу, должно содержать также сведения о сроке уплаты налога, установленном законодательством о налогах и сборах. Требование об уплате налога должно быть исполнено в течение восьми дней с даты получения указанного требования, если более продолжительный период времени для уплаты налога не указан в этом требовании.

Статьей 75 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что пеней признается установленная настоящей статьей денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов или сборов. Пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога или сбора, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога или сбора. Пеня за каждый день просрочки определяется в процентах от неуплаченной суммы налога или сбора. Процентная ставка пени принимается равной одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации.

Согласно ст. 357 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщиками транспортного налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения в соответствии со ст. 358 Налогового кодекса Российской Федерации.

В силу ст. 358 Налогового кодекса Российской Федерации объектом налогообложения признаются автомобили, мотоциклы.

Статьей 362 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что сумма налога, подлежащая уплате налогоплательщиками - физическими лицами, исчисляется налоговыми органами на основании сведений, которые представляются в налоговые органы органами, осуществляющими государственную регистрацию транспортных средств на территории Российской Федерации. В случае регистрации транспортного средства и (или) снятия транспортного средства с регистрации (снятия с учета, исключения из государственного судового реестра и т.д.) в течение налогового (отчетного) периода исчисление суммы налога (суммы авансового платежа по налогу) производится с учетом коэффициента, определяемого как отношение числа полных месяцев, в течение которых данное транспортное средство было зарегистрировано на налогоплательщика, к числу календарных месяцев в налоговом (отчетном) периоде. При этом месяц регистрации транспортного средства, а также месяц снятия транспортного средства с регистрации принимается за полный месяц.

Нормами п. 3 ст. 363 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что налогоплательщики - физические лица уплачивают транспортный налог на основании налогового уведомления, направляемого налоговым органом.

Согласно ч. 6 ст. 289 КАС РФ при рассмотрении административных дел о взыскании обязательных платежей и санкций суд, в том числе, выясняет, соблюден ли срок обращения в суд, если такой срок предусмотрен федеральным законом или иным нормативным правовым актом, и имеются ли основания для взыскания суммы задолженности и наложения санкций.

Из материалов дела следует, что административный ответчик, как собственник транспортного средства, является плательщиком транспортного налога с физических лиц.

В связи с неоплатой налогов в установленный срок, налоговый орган начислил административному ответчику пени и направил в его адрес требование об уплате налога, сбора, пени, штрафа № 2977 по состоянию на 01.02.2019 с указанием недоимки по транспортному налогу с физических лиц и пени по транспортному налогу с физических лиц всего на сумму 8 858,00 руб., пени 134,05 руб. со сроком уплаты до 20.03.2019 года.

Из административного иска следует, что в 2017г. у Казакова ЮВ в собственности находились следующие объекты налогообложения:

Автомобиль легковой, Государственный регистрационный знак: №... Марка/Модель: ***;

Автомобиль легковой, Государственный регистрационный знак: №... Марка/Модель: ***.

Из материалов дела следует, в адрес административного ответчика по почте было направлено налоговое уведомление №55800454 от 23.08.2018 о необходимости оплаты налога за 2017 год, а именно, транспортного налога в сумме 8 858 руб., что подтверждается почтовыми реестрами №775238

Однако, налог административным ответчиком в полном объеме не уплачен, в связи с чем были начислены пени.

Административным истцом вынесено требование № 2977 по состоянию на 01.02.2019 о необходимости погашения задолженности по уплате транспортного налога, в размере 8858 руб., пени в размере 134,05 руб. в срок до 20.03.2019. Указанное требование выгружено в личный кабинет налогоплательщика ответчику Казакову Казакову Ю.В., что подтверждается представленным реестром.

Согласно ст. 48 НК РФ, в случае неисполнения налогоплательщиком (плательщиком сбора, плательщиком страховых взносов) - физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем (далее в настоящей статье - физическое лицо), в установленный срок обязанности по уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов налоговый орган (таможенный орган), направивший требование об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов (налоговый орган по месту жительства физического лица в случае снятия этого лица с учета в налоговом органе, направившем требование об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов), вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества, в том числе денежных средств на счетах в банке, электронных денежных средств, переводы которых осуществляются с использованием персонифицированных электронных средств платежа, драгоценных металлов на счетах (во вкладах) в банке, и наличных денежных средств, этого физического лица в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.

Из материалов дела следует, что ИФНС России по Октябрьскому району г. Самары обращалась к мировому судье судебного участка №33 Октябрьского судебного района г. Самары с заявлением о выдаче судебного приказа о взыскании задолженности по налогу на имущество и транспортному налогу.

Определением мирового судьи судебного участка 33 Октябрьского судебного района г. Самары Самарской области от 03.03.2020 отменен судебный приказ от 13.01.2020 о взыскании с Казакова Ю.В. в пользу ИФНС России по Октябрьскому району г. Самары недоимки за 2017 год по транспортному налогу с физических лиц в размере 8 858 руб., пени в размере 134,05 руб., а всего 8 992,05 руб.

Из расчета, представленного административным истцом, следует, что административный ответчик имеет задолженность за 2017 год по транспортному налогу в размере 8 858 руб., пени в размере 134,05 руб., а всего 8992,05 руб.

Согласно п. 2 ст. 48 НК РФ, заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.

Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления о взыскании может быть восстановлен судом.

Пунктом 3 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации определено, что требование о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом (таможенным органом) в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.

В соответствии с разъяснениями, изложенными в пункте 20 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации N 41 и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 9 от 11 июня 1999 года "О некоторых вопросах, связанных с введением в действие части первой Налогового кодекса Российской Федерации", при рассмотрении дел о взыскании санкций за налоговое правонарушение либо о взыскании налога (сбора, пени) за счет имущества налогоплательщика - физического лица или налогового агента - физического лица судам необходимо проверять, не истекли ли установленные пунктом 3 статьи 48 или пунктом 1 статьи 115 Кодекса сроки для обращения налоговых органов в суд.

Согласно разъяснениям, содержащимся в пункте 48 Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27.09.2016 N 36 "О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации", если в принятии заявления о вынесении судебного приказа было отказано, взыскатель не лишен возможности обратиться в суд в порядке главы 32 КАС РФ в течение шести месяцев с момента истечения срока исполнения требования об уплате обязательного платежа, санкции в добровольном порядке. В данном случае в административном исковом заявлении указываются сведения об отказе в принятии заявления о вынесении судебного приказа; к административному исковому заявлению прилагается соответствующее определение мирового судьи (пункт 2 статьи 48 НК РФ, часть 3 статьи 123.4, часть 1 статьи 286, статья 287 Кодекса).

Как следует из материалов дела, срок исполнения требования №2977 об уплате налога за 2017 год истек 21.03.2019.

Судебный приказ, выданный 13.01.2020 о взыскании с Казакова Ю.В. задолженности по транспортному налогу за 2017 год и пени отменен определением мирового судьи судебного участка №33 Октябрьского судебного района г. Самара Самарской области 03.03.2020.

Из материалов дела следует, что судебный приказ выдан 13.01.2020, с учетом требований части 1 статьи 123.5 КАС Российской Федерации, заявлении о выдаче судебного приказа подано не ранее 21.09.2019, то есть с пропуском установленного пунктом 2 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации шестимесячного срока на обращение в суд.

Однако, анализ изложенных норм права в их совокупности с приведенными разъяснениями Верховного Суда Российской Федерации, позволяет прийти к выводу о том, что суд, рассматривая вопрос о пропуске налоговым органом установленного законом срока на обращение с иском, должен проверить только срок, истекший со дня отмены мировым судьей судебного приказа, и не вправе давать оценку действиям мирового судьи, связанным с выдачей судебного приказа, на предмет их соответствия части 1 и части 3 статьи 123.4 КАС Российской Федерации, поскольку такие действия не предполагают возможности их обжалования в апелляционном порядке.

Мировой судья, установив, что требование налогового органа не является бесспорным, в том числе и по мотиву пропуска установленного статьей 48 НК Российской Федерации срока, был вправе отказать налоговой инспекции в выдаче судебного приказа (п. 3 ч. 3 ст. 123.4 КАС РФ), однако, если такой приказ был выдан, то срок для обращения в суд с административным иском должен исчисляться со дня принятия определения об отмене приказа.

В силу части 3 статьи 123.8 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебный приказ может быть обжалован в порядке, предусмотренном главой 35 этого же Кодекса. Между тем, ответчик распорядился предоставленными ему Кодексом административного судопроизводства Российской Федерации правами по своему личному усмотрению, представив возражения относительно исполнения вынесенного приказа, не обжалуя в кассационном порядке сам приказ.

Исходя из смысла положений статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации, при рассмотрении вопроса о взыскании обязательных платежей и санкций в исковом порядке, правовое значение для исчисления срока обращения в суд имеет дата вынесения определения об отмене судебного приказа, в то время как срок обращения в суд для получения судебного приказа подлежит проверке при рассмотрении соответствующего вопроса мировым судьей судебного участка.

Административный иск ИФНС России по Октябрьскому району г. Самары подан в Октябрьский районный суд г. Самары 12.08.2020, то есть с соблюдением установленного пунктом 3 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации шестимесячного срока на обращение в суд со дня отмены мировым судьей судебного приказа.

На основании изложенного, с учетом имеющихся в деле доказательств, административные исковые требования подлежат удовлетворению в полном объеме.

В соответствии со ст. 114 КАС РФ, ст. 333.19 НК РФ с ответчика подлежит взысканию государственная пошлина в доход местного бюджета в сумме 400 руб.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 219, 175-180 КАС РФ,

решил:

Административное исковое заявление ИФНС России по Октябрьскому району г. Самары удовлетворить.

Взыскать с Казакова ЮВ, дата года рождения, зарегистрированного по адресу: адрес, в пользу ИФНС России по Октябрьскому району г. Самары задолженность за 2017г. по транспортному налогу в размере 8 858 руб., пени в размере 134 руб. 05 коп., а всего 8 992,05 руб. (восемь тысяч девятьсот девяносто два руб. 05 коп.).

Взыскать с Казакова ЮВ, дата года рождения, зарегистрированного по адресу: адрес, государственную пошлину в доход бюджета городского округа Самара в размере 400 руб. (четыреста руб.)

Решение может быть обжаловано в Самарский областной суд в течение одного месяца с момента изготовления решения в окончательной форме.

В окончательной форме решение суда изготовлено 05.11.2020г.

Судья подпись          А.Х. Курмаева

КОПИЯ ВЕРНА

Судья:

Секретарь:

2а-3706/2020 ~ М-3473/2020

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
ИФНС России по Октябрьскому району г. Самары
Ответчики
Казаков Ю.В.
Суд
Октябрьский районный суд г. Самары
Судья
Курмаева А. Х.
Дело на странице суда
oktyabrsky--sam.sudrf.ru
12.08.2020Регистрация административного искового заявления
12.08.2020Передача материалов судье
13.08.2020Решение вопроса о принятии к производству
13.08.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
10.09.2020Подготовка дела (собеседование)
10.09.2020Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
21.10.2020Судебное заседание
02.11.2020Судебное заседание
05.11.2020Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
17.11.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
17.11.2020Дело оформлено
09.12.2020Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее