Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-304/2016 ~ М-161/2016 от 18.01.2016

Дело № 2-304/16

Р Е Ш Е Н И Е

    ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

18 марта 2016 года                                г.Изобильный

Изобильненский районный суд Ставропольского края, в составе:

председательствующего судьи Чижовой Т.Д.,

при секретаре судебного заседания Бронниковой Л.В.

с участием помощника прокурора Изобильненского района Карстен О.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении <адрес> районного суда гражданское дело по исковому заявлению прокурора <адрес> в интересах неопределенного круга лиц к администрации <адрес> края о возложении обязанности по оформлению права муниципальной собственности на земельный участок, расположенный под автомобильной дорогой по <адрес>,

УСТАНОВИЛ:

<адрес> проведена проверка соблюдения администрацией <адрес> требований действующего законодательства при оформлении права собственности на земельные участки, расположенные под автомобильными дорогами. Проведенной проверкой установлено, что ответчиком в нарушение указанных требований закона межевание земельного участка, расположенного под автомобильной дорогой, проходящей по <адрес> протяженностью <данные изъяты> м не проведено, на кадастровый учет земельный участок не поставлен, свидетельство о праве собственности до настоящего времени не получено.

Зам.прокурора <адрес> СК в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к администрации <адрес> края о возложении обязанности по оформлению права муниципальной собственности на земельный участок, расположенный под автомобильной дорогой по <адрес>.

В судебном заседании пом. прокурора <адрес> ФИО3 исковые требования поддержала, суду пояснила, что согласно проведенной прокурорской проверке по соблюдению администрацией <адрес> требований действующего законодательства при оформлении права собственности на земельные участки, расположенные под автомобильными дорогами, выявлены нарушения, а именно не проведено межевание земельного участка по <адрес> под автомобильной дорогой протяженностью <данные изъяты> м, данный земельный участок не поставлен на кадастровый учет, не получено свидетельство о праве собственности. Таким образом, администрацией нарушаются требования ст. 14 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». Просит обязать администрацию <адрес> принять меры по оформлению права муниципальной собственности на земельный участок, расположенный под автомобильной дорогой, проходящей по <адрес> протяженностью <данные изъяты>.

Представитель администрации <адрес> по доверенности ФИО4 иск прокурора не признал, суду пояснил, что в случае удовлетворения исковых требований решение суда будет неисполнимо. Спорные объекты- автомобильные дороги находятся в распоряжении, пользовании и ведении органов местного самоуправления, а значит и земельные участки, находящиеся под такими объектами недвижимости, также находятся в распоряжении, пользовании и владении органов местного самоуправления, т.е. администрации <адрес>.

Для того чтобы учреждение юстиции могло зарегистрировать право муниципальной собственности на земельный участок необходимо наличие трех условий- субъекта права собственности, объекта права собственности и правоустанавливающего документа. Между тем ни Конституция РФ, ни ГК РФ, ни Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», ни какой-либо иной законодательный акт Российской Федерации не устанавливают порядок отнесения земельных участков к собственности муниципальных образований.

В настоящее время не может быть принят законный акт органа государственной власти субъекта Российской Федерации или органа местного самоуправления, устанавливающий право собственности конкретного муниципального образования на конкретный земельный участок. Следовательно, будет отсутствовать одно из оснований государственной регистрации прав, установленное п.1 ст. 16 Федерального закона «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», что не позволит регистрирующему органу оформить право муниципальной собственности на конкретный земельный участок.

Таким образом, законное возникновение права собственности Администрации <адрес> на земельный участок в настоящее время невозможно, а поэтому в случае принятия судом решения, обязывающего Администрацию <адрес> оформить право муниципальной собственности на земельные участки под объектом недвижимости (дорогой), указанный истцом, данное решение окажется практически неисполнимым. Просит в удовлетворении иска отказать.

Представитель третьего лица - Межмуниципального отдела по <адрес> и <адрес>ов Управления Росреестра по СК в суд не явился, представил отзыв, из которого усматривается, что право собственности на автомобильную дорогу по <адрес> зарегистрировано, а на земельный участок- не зарегистрировано. Земельный участок должен быть учтенным; гос. регистрация земельного участка под автомобильной дорогой производится на общих основаниях, имеет заявительный характер.

Суд, выслушав стороны, оценив в совокупности представленные доказательства, считает, что исковое заявление подлежит удовлетворению по следующим основаниям:

Судом установлено, что основанием для обращения прокурора в суд иском послужило выявленное нарушение требований законодательства при оформлении права собственности на земельные участки, расположенные под автомобильными дорогами.

Земельный участок под автомобильной дорогой протяженностью <данные изъяты> м по <адрес> в <адрес> на кадастровый учет не поставлен, межевание не проведено и отсутствует свидетельство о праве муниципальной собственности на указанный земельный участок

Согласно ст. 5 Земельного Кодекса РФ участниками земельных отношений являются граждане, юридические лица, ФИО1, субъекты Российской Федерации, муниципальные образования.

Ст.11 Земельного Кодекса РФ предусмотрено, что к полномочиям органов местного самоуправления в области земельных отношений относится в том числе, управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности.

Объектами земельных отношений, в соответствии со ст.6 Земельного Кодекса РФ, являются: 1) земля как природный объект и природный ресурс;

земельные участки;

части земельных участков.

К вопросам местного значения городского, сельского поселения в соответствии со ст. 14. Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» относится также и участие органов местного самоуправления в соответствии с Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (далее - Федеральный Закон -) в выполнении комплексных кадастровых работ.

Согласно п.1 ст.2 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (далее - Федерального закона № 122-ФЗ) государственная регистрация является единственным доказательством существования зарегистрированного права.

Согласно пункту 3 статьи 3.1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" (в ред. ФЗ РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 53-ФЗ) в целях разграничения государственной собственности на землю к собственности поселений, городских округов, муниципальных районов были отнесены земельные участки, занятые зданиями, строениями, сооружениями, находящимися в собственности соответствующих муниципальных образований. Формирование земельного участка происходит посредством землеустройства и кадастрового учета (ст. 68, 70 Земельного кодекса Российской Федерации).

В соответствии с п. 1 ст. 7 Федерального закона ДД.ММ.ГГГГ N 28-ФЗ "О государственном земельном кадастре" государственному кадастровому учету подлежат земельные участки, расположенные на территории Российской Федерации, независимо от форм собственности на землю, целевого назначения и разрешенного использования земельных участков.

Моментом возникновения существования земельного участка как объекта государственного кадастрового учета в соответствующих границах является дата внесения соответствующей записи в Единый государственный реестр земель (п. 3 ст. 14 названного Закона).

Вопрос о постановке земельных участков на кадастровый учет, межевание земельных участков относится к компетенции органов местного самоуправления, а значит требования прокурора о возложении на администрацию <адрес> обязанности принять меры по оформлению права муниципальной собственности на земельный участок под автомобильной дорогой протяженностью <данные изъяты> м, расположенной в <адрес> законные и обоснованные.

Исполнение Администрацией <адрес> выполняющей исполнительно-распорядительную деятельность, полномочий по постановке земельных участков на кадастровый учет, проведению межевания и регистрации в регистрирующем органе, а также разрешению вопросов местного значения предусмотренных в ст.14 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 131-Ф "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" возможно только в рамках тех бюджетных ассигнований, которые предусмотрены в бюджете муниципального образования на соответствующие цели.

По мнению суда, проведенные действия Администрации <адрес> по подготовке необходимых документов для государственной регистрации прав на земельный участок под автодорогой явно недостаточны. Государственная регистрация прав при разграничении государственной собственности на землю проводится на основании заявления правообладателя - органа местного самоуправления либо действующего по их поручению лица.

При рассмотрении иска прокурора следует учитывать, что документы, которые по мнению ответчика, должны быть предоставлены для государственной регистрации права на автодорогу, действующим законодательством не определены, отказа в государственной регистрации права собственности на земельный участок под дорогой на <адрес>, в связи с отсутствие зарегистрированного права на автодорогу ответчик не получал, земельный участок подлежит государственной регистрации для устранения препятствий в разграничении прав государственной собственности на землю.

Не выполнена также ответчиком обязанность по постановке земельного участка в границах полосы отвода автомобильной дороги на кадастровый учет в ФГУ «Земельная кадастровая палата», никаких препятствий поставить земельный участок на кадастровый учет, судом не установлено. Само по себе внесение каких-либо сведений в Реестр объектов недвижимости является действием учетного характера и не порождает и не прекращает каких-либо прав.

В целях выполнения функции муниципального органа ответчику следует подготовить документы, необходимые для постановки земельного участка под автомобильной дорогой на кадастровый учет и государственной регистрации права собственности на него, поэтому суд считает исковые требования прокурора подлежащими удовлетворению.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковое заявление прокурора <адрес> в интересах неопределенного круга лиц к администрации <адрес> края о возложении обязанности по оформлению права муниципальной собственности на земельный участок, расположенный под автомобильной дорогой по <адрес>- удовлетворить.

Обязать администрацию <адрес> края принять меры по оформлению права муниципальной собственности на земельный участок, расположенный под автомобильной дорогой, проходящей по <адрес> протяженностью <данные изъяты> м.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Судебную коллегию по гражданским делам <адрес>вого суда в срок 1 месяц через Изобильненский районный суд.

Судья           Т.Д. Чижова

2-304/2016 ~ М-161/2016

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Прокурор Изобильненского района
Ответчики
Администрация гор. Изобильного
Другие
Межмуниципальный отдел по Изобильненскому району Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картограии по Ставропольскому краю
Суд
Изобильненский районный суд Ставропольского края
Судья
Чижова Татьяна Декартовна
Дело на странице суда
izobylnensky--stv.sudrf.ru
18.01.2016Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
18.01.2016Передача материалов судье
18.01.2016Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
18.01.2016Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
18.01.2016Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
12.02.2016Предварительное судебное заседание
01.03.2016Судебное заседание
14.03.2016Судебное заседание
18.03.2016Судебное заседание
18.03.2016Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
29.03.2016Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
18.05.2016Дело оформлено
18.05.2016Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее