Решение в окончательной форме изготовлено 10 ноября 2015 года.
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
05 ноября 2015 года г. Краснотурьинск
Краснотурьинский городской суд Свердловской области в составе:
председательствующего судьи: Аничкиной Е.А.,
с участием: помощника прокурора г. Краснотурьинска Чумак О.А.,
при секретаре судебного заседания Бушмелевой М.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора города Краснотурьинска в интересах неопределенного круга лиц к индивидуальному предпринимателю Ковшининой О. Ю., органу местного самоуправления по управлению муниципальным имуществом «Комитет по управлению имуществом городского округа Краснотурьинск», обществу с ограниченной ответственностью «Гарантстрой» о признании недействительным разрешения, демонтаже рекламных конструкций, расположенных на придорожной полосе автомобильной дороги,
установил:
прокурор г. Краснотурьинска в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к индивидуальному предпринимателю Ковшининой О.Ю. о признании недействительным разрешения, демонтаже рекламных конструкций, расположенных на придорожной полосе автомобильной дороги, указав, что прокуратурой Г.Краснотурьинска с участием государственного инспектора ОГИБДД ММО МВД России «Краснотурьинский», ведущего специалиста Органа местного самоуправления по управлению муниципальным имуществом «Комитет по управлению имуществом городского округа Краснотурьинск», начальника управления по архитектуре, градостроительству и землепользованию администрации городского округа Краснотурьинск, проведена проверка исполнения законодательства «О рекламе». В ходе данной проверки установлено, что ответчиком ИП Ковшининой О.Ю. принадлежат рекламные конструкции, расположенные по адресам: в районе домов №, №, № по <адрес обезличен>.
Рекламные конструкции установлены и эксплуатируются ответчиками в нарушение ГОСТ Р 52044-2003 «Наружная реклама на автомобильных дорогах и территориях городских и сельских поселений. Общие технические требования к средствам наружной рекламы. Правила размещения», ухудшают видимость и другие условия безопасности дорожного движения, является фактором отвлекающим водителей и способствует совершению дорожно-транспортных происшествий на дорогах.
Рекламная конструкция в виде двустороннего щита площадью 18 кв.м. (3*6) район домов № и № по <адрес обезличен>, на первой стороне щита размещена реклама: «Отдохните от высоких цен. 1490 рублей. Смартфон MEGAFON LOGIN 3» в салонах мегафона», а на второй стороне щита размещена реклама: «Новый мобильный оператор против жирных цен TELE 2 Честно дешевле». Рекламная конструкция по указанному адресу эксплуатируется в отсутствие разрешения на установку и эксплуатацию рекламной конструкции (срок ранее выданного разрешения истек <дата обезличена>). Рекламный щит не соответствует требованиям технического регламента. Согласно акту проверки от <дата обезличена> расстояние от рекламной конструкции до знака «Пешеходный переход» составляет 8 метров. Скорость движения 40 км/ч.
Рекламная конструкция в виде двустороннего щита площадью 18 кв.м. (3*6) рядом с домом № по <адрес обезличен> (придорожная полоса), на которой на первой стороне щита размещена реклама: «Отдохните от высоких цен. 1490 рублей. Смартфон MEGAFON LOGIN 3» в салонах мегафона», а на второй стороне щита размещена информация: «Самолет взлетел без вас. Оплатите долг сейчас. Федеральная служба судебных приставов (г. Краснотурьинск) Телефон доверия (343) 286-06-53 тел. в г.Краснотурьинске 8 (34384) 4-71-66 34384 4-71-03». Рекламная конструкция по указанному адресу эксплуатируется на основании разрешения Комитета по управлению имуществом, выданного ИП Ковшининой О.Ю. <дата обезличена>, срок действия разрешения до <дата обезличена>. Рекламная конструкция эксплуатируется с нарушением требований технического регламента. Согласно акту проверки от <дата обезличена> расстояние от ближайшего края рекламной конструкции до бордюрного камня составляет 2,00 м.
На рекламных площадях рекламных конструкций на момент проведения проверки размещена информация об объектах рекламирования, которые являются обозримыми для неопределенного круга лиц, что подтверждается актом проверки, фотоматериалами.
Таким образом, указанные конструкции отвечают признакам рекламного носителя и содержат информацию рекламного характера.
С учетом месторасположения конструкций и содержащейся на ней информации такие конструкции должны рассматриваться как реклама, поскольку целевым назначением является привлечение внимания населения к реализуемым товарам.
В соответствии со статьей 3 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» реклама - информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.
Согласно ч. 9 ст. 19 ФЗ «О рекламе» установка и эксплуатация рекламной конструкции допускаются при наличии разрешения на установку и эксплуатацию рекламной конструкции (далее также - разрешение), выдаваемого на основании заявления собственника или иного указанного в частях 5, 6, 7 настоящей статьи законного владельца соответствующего недвижимого имущества либо владельца рекламной конструкции органом местного самоуправления муниципального района или органом местного самоуправления городского округа, на территориях которых предполагается осуществлять установку и эксплуатацию рекламной конструкции.
В соответствии с ч. 10 ст. 19 ФЗ «О рекламе» установка и эксплуатация рекламной конструкции без разрешения, срок действия которого не истек, не допускаются. В случае установки и (или) эксплуатации рекламной конструкции без разрешения, срок действия которого не истек, она подлежит демонтажу на основании предписания органа местного самоуправления муниципального района или органа местного самоуправления городского округа, на территориях которых установлена рекламная конструкция.
Пункт 4 ст. 19 ФЗ «О рекламе» предусматривает, что рекламная конструкция и ее территориальное размещение должны соответствовать требованиям технического регламента.
В силу п. 5 ч, 3 ст. 25 ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» в границах полосы отвода автомобильной дороги, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом, запрещаются: установка рекламных конструкций, не соответствующих требованиям технических регламентов и (или) нормативным правовым актам о безопасности дорожного движения.
В соответствии с ч. 1 ст. 46 ФЗ «О техническом регулировании» со дня вступления в силу настоящего Федерального закона впредь до вступления в силу соответствующих технических регламентов требования к продукции или к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, установленные нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными документами федеральных органов исполнительной власти, подлежат обязательному исполнению только в части, соответствующей целям: защиты жизни или здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества; охраны окружающей среды, жизни или здоровья животных и растений.
До настоящего времени технический регламент, устанавливающий технические требования к рекламной конструкции, не принят.
Требования к техническим средствам размещения наружной рекламы, способам их установки, обеспечивающим безопасность участников дорожного движения и населения, установлены ГОСТ Р 52044-2003 «Наружная реклама на автомобильных дорогах и территориях городских и сельских поселений. Общие технические требования к средствам наружной рекламы. Правила размещения». Требования ГОСТ Р 52044-2003 направлены на обеспечение безопасности дорожного движения в целях охраны жизни и здоровья граждан, следовательно, данные требования обязательно применять в порядке установки и эксплуатации рекламных конструкций.
Согласно абз. 12 п. 6.1 указанного Государственного стандарта, средства наружной рекламы не должны ограничивать видимость технических средств организации дорожного движения, уменьшать габарит инженерных сооружений, а также не должны быть размещены, в том числе, сбоку от автомобильной дороги или улицы на расстоянии менее 10 м от бровки земляного полотна автомобильной дороги (бордюрного камня) вне населенных пунктов и на расстоянии менее 5 м - в населенных пунктах. Данная норма указывает на расстояние до ближайщего края средства наружной рекламы. Пунктом 6.6 названного ГОСТа предусмотрено, что расстояние от средств наружной рекламы до дорожных знаков и светофоров при разрешенной скорости движения 60 и менее км./ч при площади рекламного объявления 18 составляет 60 м. Допускается снижение до 50% значений расстояний, указанных в таблице 1, при размещении средств наружной рекламы после дорожных знаков и светофоров (по ходу движения).
Постановлением Госстандарта РФ от 30.01.2004 № 4 признаны национальными стандартами государственные и межгосударственные стандарты, принятые Госстандартом России до 01.07.2003, в том числе ГОСТ Р 52044-2003, и установлены требования по обязательности их применения, аналогичные тем, которые предусмотрены выщеизложенным пунктом 1 ст. 46 ФЗ «О техническом регулировании» от 27.12.2002 № 184-ФЗ.
Прокурор <адрес обезличен>, ссылаясь на указанные обстоятельства и нормы материального права, находит, что несоблюдение требований действующего законодательства ответчиком влечет нарушение прав, свобод и законных интересов граждан-участников дорожного движения, на безопасное передвижение по автомобильным дорогам г.о.Краснотурьинск, в связи с чем, просит суд обязать ИП Ковшинину О.Ю. демонтировать рекламные конструкцию в виде двустороннего щита площадью 18 кв.м., расположенные в районе домов №, №, № по <адрес обезличен>, в течение одного месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.
В ходе рассмотрения гражданского дела прокурор просил привлечь к участию в деле в качестве соответчиков Орган местного самоуправления по управлению муниципальным имуществом «Комитет по управлению имуществом городского округа Краснотурьинск» и общество с ограниченной ответственностью «Гарантстрой» (далее – ООО «Грантстрой») и увеличил исковые требования, просил признать разрешение № на установку и эксплуатацию рекламной конструкции по <адрес обезличен> (район <адрес обезличен> придорожная полоса автодороги) <адрес обезличен>, выданное ИП Ковшининой О.Ю. <дата обезличена> Органом местного самоуправления по управлению муниципальным имуществом «Комитет по управлению имуществом городского округа Краснотурьинск», недействительным; возложить на ИП Ковшинину О.Ю. обязанность демонтировать рекламную конструкцию по <адрес обезличен> (район <адрес обезличен> придорожная полоса автодороги) <адрес обезличен>, возложить обязанность на ООО «Гарантстрой» демонтировать рекламную конструкцию по <адрес обезличен> (район домов № и №) <адрес обезличен> в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу.
В судебном заседании ходатайство о привлечении соответчиков и увеличение исковых требований было поддержано помощником прокурора города Краснотурьинска Чумак О.А.
Определением от <дата обезличена> к участию в деле в качестве соответчиков привлечен Орган местного самоуправления по управлению муниципальным имуществом «Комитет по управлению имуществом городского округа Краснотурьинск», ООО «Гарантстрой».
В судебном заседании помощник прокурора <адрес обезличен> Чумак О.А. исковые требования прокурора <адрес обезличен> поддержала, просила их удовлетворить, поскольку средства наружной рекламы, размещенные ответчиками в районе домов №, №, № по <адрес обезличен>, установлены с нарушением требований государственного стандарта, а также эксплуатируются с нарушением требований федерального законодательства. Несоблюдение требований действующего законодательства ответчиком влечет нарушение прав, свобод и законных интересов граждан-участников дорожного движения (пешеходов, водителей и пассажиров) на обеспечение безопасности жизни и здоровья, а также на безопасное передвижение по автомобильным дорогам городского округа Краснотурьинск, создает помехи в восприятии водителями дорожной обстановки.
Ответчик ИП Ковшинина О.Ю., ООО «Гарантстрой» в судебное заседание не явились, заявлений о рассмотрении дела в их отсутствие либо об отложении дела в адрес суда от них не поступали, будучи надлежащим образом извещенными о времени и месте судебного заседания.
От представителя ответчика ИП Ковшининой О.Ю. – Пелипейченко Ю.А., действующего по доверенности от <дата обезличена>, поступили возражения по иску, согласно которым ИП Ковшининой О.Ю. принадлежит на праве собственности спорные рекламные конструкции, которые эксплуатируются ООО «Гарантстрой», установлены последним на основании разрешительной документации. Требования прокурора находит необоснованными, поскольку до настоящего времени технический регламент, устанавливающий технические требования к рекламной конструкции не принят. ГОСТ Р 52044-2003, утвержденный Постановлением Госстрандарта России от 22.04.2003 № 124-ст, не обладает необходимыми признаками нормативного правового акта, обязательного к применению. Кроме того, данный ГОСТ Р в порядке установленном Указом Президента РФ от 23.05.1996 № 76 (в редакции от 13.08.1998) «О порядке опубликования и вступления в силу актов Президента Российской Федерации, правительства Российской Федерации и нормативных актов федеральных органов исполнительной власти» опубликован не был, а потому его применение не порождает правовых последствий, несмотря на его регистрацию в Минюсте России.
Ответчик Орган местного самоуправления по управлению муниципальным имуществом «Комитет по управлению имуществом городского округа Краснотурьинск» в судебное заседание не явился, извещен о времени и месте судебного заседания. Представитель Комитета по управлению имуществом городского округа Краснотурьинск Касилова Ю.В., действующая на основании доверенности от <дата обезличена> №, направила письменное ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие ответчика и отзыв по иску, согласно которому находит требования прокурора подлежащие удовлетворению, поскольку спорные рекламные конструкции не соответствуют Р 52044-2003, который является обязательным для применения, а потому все указанные рекламные конструкции подлежат демонтажу.
Третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований, относительно предмета спора МО МВД России «Краснотурьинский» в судебное заседание не явилось, заявлений о рассмотрении дела в его отсутствие либо об отложении дела в адрес суда не поступали, будучи надлежащим образом извещенным о времени и месте судебного заседания. Представитель третьего лица, Русинов Е.П., действующий на основании доверенности от <дата обезличена> №, в судебном заседании <дата обезличена> пояснил, что с исковыми требованиями согласен, считает иск обоснованными и подлежащие удовлетворению.
Суд, выслушав помощника прокурора, исследовав письменные материалы гражданского дела и представленные доказательства сторонами и третьими лицами в их совокупности, обозрев фотоматериал представленный прокурором, копии которого имеются в материалах дела, приходит к следующим выводам.
Согласно Акту проверки, составленному комиссией от <дата обезличена>, на территории городского округа Краснотурьинск размещены рекламные конструкции, в том числе, в районе домов № и № по <адрес обезличен> конструкция в виде двустороннего щита площадью 18 кв.м. (3*6), на первой стороне щита размещена реклама: «Отдохните от высоких цен. 1490 рублей. Смартфон MEGAFON LOGIN 3» в салонах мегафона», а на второй стороне щита размещена реклама: «Новый мобильный оператор против жирных цен TELE 2 Честно дешевле». Расстояние от рекламной конструкции до знака «Пешеходный переход» составляет 8 метров. Скорость движения 40 км/ч. Средство наружной рекламы не имеет маркировки с указанием рекламораспространителя и номера его телефона.
Также рекламная конструкция в виде двустороннего щита площадью 18 кв.м. (3*6) расположена рядом с домом № по <адрес обезличен> (придорожная полоса), на которой на первой стороне щита размещена реклама: «Отдохните от высоких цен. 1490 рублей. Смартфон MEGAFON LOGIN 3» в салонах мегафона», а на второй стороне щита размещена информация: «Самолет взлетел без вас. Оплатите долг сейчас. Федеральная служба судебных приставов (г. Краснотурьинск) Телефон доверия (343) 286-06-53 тел. в г.Краснотурьинске 8 (34384) 4-71-66 34384 4-71-03». Расстояние от ближайшего края рекламной конструкции до бордюрного камня составляет 2,00 м. Средство наружной рекламы имеет маркировку с указанием рекламоносителя и номера его телефона «рекламная группа «Remag -8-9126126482».
Щитовая рекламная конструкция по адресу: район домов № и № по <адрес обезличен> эксплуатируется ООО «Гарантстрой» в лице генерального директора Ковшининой О.Ю., действующего на основании решения № учредителя ООО «Гарантстрой» от <дата обезличена>, по договору аренды рекламного пространства от <дата обезличена> № (л.д. 43-44), заключенного между Органом местного самоуправления по управлению муниципальным имуществом «Комитет по управлению имуществом городского округа Краснотурьинск» и ИП Ковшининой О.Ю. Указанная рекламная конструкция эксплуатируется в отсутствие разрешения на установку и эксплуатацию рекламной конструкции (срок ранее выданного разрешения истек <дата обезличена>).
Щитовая рекламная конструкция по адресу: <адрес обезличен> (район <адрес обезличен>, придорожная полоса автодороги) эксплуатируется на основании разрешения Комитета по управлению имуществом, выданного ИП Ковшининой О.Ю. <дата обезличена>, срок действия разрешения до <дата обезличена>. Рекламная конструкция по указанному адресу установлена и эксплуатируется на основании договора аренды от <дата обезличена> № (л.д. 13-15), заключенного между Органом местного самоуправления по управлению муниципальным имуществом «Комитет по управлению имуществом городского округа Краснотурьинск» и ИП Ковшининой О.Ю., что следует из указанного договора и объяснений представителя ИП Ковшининой О.Ю. - Раднаева Р.А. (л.д. 11), действующего по доверенности от <дата обезличена> (л.д. 12).
Вступившим в законную силу Решением Арбитражного Суда Свердловской области от 22.09.2015 (дело № А60-34946/2015) ИП Ковшинина О.Ю. привлечена к административной ответственности по ст. 14.37 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях к административному штрафу в размере <данные изъяты>
Указанным судебным актом установлено, что ИП Ковшинина О.Ю. эксплуатирует рекламную конструкцию в районе домов № и № по <адрес обезличен> без разрешения на ее установку и эксплуатацию, с нарушением п. 5.10, 6.6. ГОСТ Р 52044-2003; эксплуатирует рекламную конструкцию рядом с домом № по <адрес обезличен> в <адрес обезличен> с нарушением п. 5.10, 6.2 ГОСТ Р 52044-2003.
В силу части 3 статьи 61 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении гражданского дела обстоятельства, установленные вступившим в законную силу решением арбитражного суда, не должны доказываться и не могут оспариваться лицами, если они участвовали в деле, которое было разрешено арбитражным судом.
При указанном, суд находит установленным и доказанным, что указанные рекламные конструкции эксплуатируются с нарушением требований ГОСТ Р 52044-2003.
Статьей 19 Федерального Закона Российской Федерации № 38-ФЗ от 13.03.2006 «О рекламе» предусмотрено, что распространение наружной рекламы с использованием щитов, стендов осуществляется владельцем рекламной конструкции, являющимся рекламораспространителем. Владелец рекламной конструкции (физическое или юридическое лицо) - собственник рекламной конструкции либо иное лицо, обладающее вещным правом на рекламную конструкцию или правом владения и пользования рекламной конструкцией на основании договора с ее собственником.
Установка и эксплуатация рекламной конструкции осуществляются ее владельцем по договору с собственником земельного участка. Конкретные сроки договора на установку и эксплуатацию рекламной конструкции на земельном участке, находящихся в государственной или муниципальной собственности, устанавливаются соответственно органом исполнительной власти, органом местного самоуправления городского округа в зависимости от типа и вида рекламной конструкции, применяемых технологий демонстрации рекламы в границах соответствующих предельных сроков.
Согласно ч. 9 ст. 19 ФЗ РФ «О рекламе» установка и эксплуатация рекламной конструкции допускаются при наличии разрешения на установку и эксплуатацию рекламной конструкции, выдаваемого на основании заявления собственника или иного указанного в частях 5-7 настоящей статьи законного владельца соответствующего недвижимого имущества либо владельца рекламной конструкции органом местного самоуправления городского округа, на территориях которых предполагается осуществлять установку и эксплуатацию рекламной конструкции.
В соответствии с ч. 10 ст. 19 ФЗ «О рекламе» установка и эксплуатация рекламной конструкции без разрешения, срок действия которого не истек, не допускаются. В случае установки и (или) эксплуатации рекламной конструкции без разрешения, срок действия которого не истек, она подлежит демонтажу на основании предписания органа местного самоуправления муниципального района или органа местного самоуправления городского округа, на территориях которых установлена рекламная конструкция.
Поскольку законодательством не предусмотрена возможность эксплуатации рекламных конструкций без соответствующего разрешения, выданного органами местного самоуправления, такие разрешения у ответчика ООО «Гарантстрой» на щитовую рекламную установку, расположенную в районе домов № и № по <адрес обезличен>) отсутствуют, следовательно, исковые требования о возложении обязанности на ООО «Гарантстрой», являющегося собственником конструкций, по демонтажу рекламной конструкции, установленной по указанному, подлежат удовлетворению.
Кроме того, рекламные конструкции, эксплуатируемые ИП Ковшининой О.Ю. и ООО «Гарантстрой» не соответствуют требованиям ГОСТ Р 52044-2003 «Наружная реклама на автомобильных дорогах и территориях городских и сельских поселений. Общие технические требования к средствам наружной рекламы. Правила размещения».
Пункт 4 ст. 19 ФЗ «О рекламе» предусматривает, что рекламная конструкция и ее территориальное размещение должны соответствовать требованиям технического регламента.
В силу п. 5 ч. 3 ст. 25 ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» в границах полосы отвода автомобильной дороги, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом, запрещаются: установка рекламных конструкций, не соответствующих требованиям технических регламентов и (или) нормативным правовым актам о безопасности дорожного движения.
В соответствии с ч. 1 ст. 46 ФЗ «О техническом регулировании» со дня вступления в силу настоящего Федерального закона впредь до вступления в силу соответствующих технических регламентов требования к продукции или к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, установленные нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными документами федеральных органов исполнительной власти, подлежат обязательному исполнению только в части, соответствующей целям: защиты жизни или здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества; охраны окружающей среды, жизни или здоровья животных и растений.
До настоящего времени технический регламент, устанавливающий технические требования к рекламной конструкции, не принят.
Согласно ст. 5 Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» обеспечение безопасности дорожного движения осуществляется посредством, в том числе разработки и утверждения в установленном порядке законодательных, иных нормативных правовых актов по вопросам обеспечения безопасности дорожного движения: правил, стандартов, технических норм и других нормативных документов.
Поскольку технический регламент до настоящего времени не разработан, наружная реклама и установка рекламных конструкций должны соответствовать требованиям ГОСТ Р 52044-2003 «Наружная реклама на автомобильных дорогах и территориях городских и сельских поселений. Общие технические требования к средствам наружной рекламы. Правила размещения».
Согласно разделу 1 данного ГОСТа «Область применения» стандарт устанавливает общие технические требования к средствам наружной рекламы и правила их размещения, а также требования к знакам информирования об объектах притяжения (раздел 6).
В соответствии с п. 5.10 ГОСТ Р 52044-2003 средство наружной рекламы должно иметь маркировку с указанием рекламораспространителя и номера его телефона. Маркировка должна быть размещена под информационным полем. Размер текста должен позволять его прочтение с ближайшей полосы движения транспортных средств.
Согласно абз. 12 п. 6.1 указанного Государственного стандарта, средства наружной рекламы не должны ограничивать видимость технических средств организации дорожного движения, уменьшать габарит инженерных сооружений, а также не должны быть размещены, в том числе, сбоку от автомобильной дороги или улицы на расстоянии менее 10 м от бровки земляного полотна автомобильной дороги (бордюрного камня) вне населенных пунктов и на расстоянии менее 5 м. - в населенных пунктах.
Средства наружной рекламы не должны ограничивать видимость технических средств организации дорожного движения, уменьшать габарит инженерных сооружений, а также не должны быть размещены в пределах границ наземных пешеходных переходов и пересечениях автомобильных дорог или улиц в одном уровне, а также на расстоянии менее 50 м от них в населенных пунктах (п. 6.1 ГОСТ Р 52044-2003).
В силу п. 6.2 ГОСТ Р 52044-2003 на автомобильных дорогах нижний край рекламного щита или крепящих его конструкций размещают на высоте не менее 2 м от уровня поверхности участка, на котором расположено средство размещения рекламы, а на территории городских и сельских поселений- на высоте не менее 4,5 м.
В соответствии с пунктом 1.2 Правил дорожного движения, утвержденных постановлением Совета Министров - Правительства РФ от 23 октября 1993 г. N 1090, под разделительной полосой понимается элемент дороги, выделенный конструктивно и (или) с помощью разметки 1.2.1, разделяющий смежные проезжие части и не предназначенный для движения и остановки транспортных средств.
Постановлением Госстандарта РФ от 30.01.2004 № 4 признаны национальными стандартами государственные и межгосударственные стандарты, принятые Госстандартом России до 01.07.2003, в том числе ГОСТ Р 52044-2003, и установлены требования по обязательности их применения, аналогичные тем, которые предусмотрены вышеизложенным пунктом 1 ст. 46 ФЗ «О техническом регулировании» от 27.12.2002 № 184-ФЗ.
Указанное постановление зарегистрировано в Министерстве юстиции РФ от 13.02.2004 № 5546, следовательно, является нормативным правовым актом, обязательным для исполнения.
Требования ГОСТ Р 52044-2003 направлены на обеспечение безопасности дорожного движения в целях охраны жизни и здоровья граждан, следовательно, данные требования обязательно применять в порядке установки и эксплуатации рекламных конструкций.
Доводы представителя ответчика ИП Ковшининой О.Ю. Пелипейченко Ю.А. о том, что ГОСТ Р 52044-2003 не обладает необходимыми признаками нормативного правового акта, обязательного к применению, а также он не был опубликован, а потому его применение не порождает правовых последствий, несмотря на его регистрацию в Минюсте России, суд находит ошибочными, поскольку они основаны на неверном толковании норм материального права.
В судебном заседании ответчиками не оспаривалось, что установка спорных рекламных конструкций не соответствует требованиям ГОСТ Р 52044-2003. Однако ответчик утверждает, что данный ГОСТ не может применяться, поскольку не является техническим регламентом. Однако Законом «О техническом регулировании» предусмотрена обязанность применения ранее принятых нормативных правовых актов Российской Федерации и нормативных документов федеральных органов исполнительной власти до принятия технических регламентов к продукции в целях защиты жизни и здоровья граждан.
Факт установки рекламных конструкций с нарушением требований государственного стандарта, сам по себе свидетельствует об угрозе безопасности жизни и здоровью, а также безопасности дорожного движения, поскольку создает помехи в восприятии водителями дорожной обстановки. Данное обстоятельство ущемляет права граждан - участников дорожного движения (пешеходов, водителей и пассажиров) на безопасное передвижение по автомобильным дорогам ГО Краснотурьинск.
Таким образом, исследовав доказательства по делу, суд приходит к выводу о том, что исковые требования прокурора г. Краснотурьинска подлежат удовлетворению.
Обязанность по сносу рекламных конструкций должна быть возложена на их собственников – ИП Ковшинину О.Ю. и ООО «Гарантстрой».
В силу п. 20 Закона «О рекламе» разрешение может быть признано недействительным в судебном порядке в случае обнаружения несоответствия рекламной конструкции и ее территориального размещения требованиям технического регламента; несоответствия рекламной конструкции требованиям нормативных актов по безопасности движения транспорта.
Разрешение, выданное ИП Ковшининой О.Ю. на размещение рекламы <дата обезличена> № (рекламный щит по адресу: район <адрес обезличен>) также должно быть признано недействительным, поскольку ответчиком в нарушение условий договора и разрешений не была произведена установка рекламных конструкций в соответствии с требованиями ГОСТ Р 52044-2003, а на основании указанного разрешения эксплуатируется рекламная конструкция с нарушением ГОСТ Р 52044-2003.
В соответствии со ст.103 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований. В этом случае взысканные суммы зачисляются в доход бюджета, за счет средств которого они были возмещены, а государственная пошлина - в соответствующий бюджет согласно нормативам отчислений, установленным бюджетным законодательством Российской Федерации.
На основании ст. 333.19 Налогового кодекса Российской Федерации размер государственной пошлины при рассмотрении судами общей юрисдикции исковых требований неимущественного характера для физических лиц составляет <данные изъяты>, для юридических лиц <данные изъяты>., в связи с чем с ответчика ИП Ковшининой О.Ю. в доход бюджета городского округа Краснотурьинск подлежит взысканию государственная пошлина в размере <данные изъяты>, а с ответчика ООО «Гарантстрой» <данные изъяты>.
На основании вышеизложенного, руководствуясь статьями 98, 103, 194 – 198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░. ░., ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ «░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░», ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ «░░░░░░░░░░░» ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░ <░░░░░ ░░░░░░░░░> (░ ░░░░░░ <░░░░░ ░░░░░░░░░>, ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░) <░░░░░ ░░░░░░░░░>, ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░. ░. <░░░░ ░░░░░░░░░░> ░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ «░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░».
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░. ░. ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░ 18 ░░.░., ░░░░░░░░░░░░░ ░░ <░░░░░ ░░░░░░░░░> (░ ░░░░░░ <░░░░░ ░░░░░░░░░>, ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░) <░░░░░ ░░░░░░░░░> ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ «░░░░░░░░░░░» ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░ 18 ░░.░., ░░░░░░░░░░░░░ ░░ <░░░░░ ░░░░░░░░░> (░ ░░░░░░ ░░░░░ № ░ №) <░░░░░ ░░░░░░░░░> ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░.
░░░░░░░░ ░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░. ░. ░ ░░░░░░░ <░░░░░░ ░░░░░░>, ░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ «░░░░░░░░░░░» - ░ ░░░░░░░ <░░░░░░ ░░░░░░>
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░.
░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░: ░░░░░ (░░░░░░░) ░.░. ░░░░░░░░
░░░░░░░░░░░