Р Е Ш Е Н И Е С У Д А
Именем Российской Федерации
11 февраля 2014 года город Электросталь
Электростальский городской суд Московской области в составе: председательствующего судьи Самсоновой А.О., с участием прокурора Ильинова А.С., при секретаре Колесниковой Е.М., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора г. Электростали в интересах неопределенного круга лиц к Отделу УФМС России по Московской области в городском округе Электросталь, Марченко Лилии Сергеевне и Марченко Ирине Геннадьевне о признании недействительной постановки на учет по месту пребывания иностранного гражданина Тухтабоева Бобуржона Сирожиддина Угли,
у с т а н о в и л :
Прокурор г. Электростали обратился в суд с иском в интересах неопределенного круга лиц к ОУФМС по Московской области в г.о. Электросталь, Марченко Л.С., Марченко И.Г. о признании недействительной постановки на учет по месту пребывания иностранного гражданина Тухтабоева Б.С.У., об обязании снять с миграционного учета по месту пребывания.
Исковые требования мотивированы тем, что прокуратурой г. Электростали в рамках осуществления надзорных полномочий проведена проверка соблюдения миграционного законодательства. Установлено, что Марченко Л.С. в течение всего 2013 года оформлялись уведомления о временном пребывании иностранных граждан по адресу: <адрес>. Указанные действия привели к тому, что по вышеназванному адресу в настоящее время поставлены на учет по месту пребывания более 14 граждан иностранных государств, в том числе, гражданин <У> – Тухтабоев Б.С.У. В ходе проверки было установлено, что Тухтабоев Б.С.У. по указанному адресу не проживает, место его нахождения не известно, таким образом, Тухтабоев Б.С.У. встал на миграционный учет по адресу: <адрес>, заведомо зная, что не будет проживать по указанному адресу в течение всего периода учета по месту пребывания. Вместе с тем, данный адрес является последним известным на территории РФ местом жительства Тухтабюоева Б.С.У. Органы миграционного учета лишены возможности самостоятельно снять иностранных граждан с учета по месту пребывания, а также внести необходимую информацию в государственную информационную систему миграционного учета, что искажает достоверность статистической информации и данных о миграционном учете по месту пребывания иностранных граждан и лиц без гражданства.
Прокурор просит признать постановку на учет по месту пребывания Тухтабоева Б.С.У. по адресу: <адрес>, на период с 25.10.2013 по 20.12.2013 недействительной; обязать ОУФМС России по Московской области в г.о. Электросталь снять Тухтабоева Б.С.У. с миграционного учета по месту пребывания по указанному адресу.
В судебном заседании прокурор Ильинов А.С. исковые требования поддержал по основаниям, изложенным в иске, просил иск удовлетворить.
Дело рассмотрено в отсутствие представителя ответчика Отдела УФМС по Московской области в г.о. Электростали, извещенного надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, никаких объяснений либо заявлений о причинах неявки в суд не представила. Суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие ответчика Отдела УФМС России по МО в г.о. Электросталь.
Дело рассмотрено в отсутствие ответчика Марченко Л.С., извещавшейся надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, и не сообщившей об уважительных причинах неявки и не просившей рассмотреть дело в её отсутствие (ч. 4 ст. 167 ГПК РФ). Суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие ответчика Марченко Л.С.
Ответчик Марченко И.Г. в судебное заседание не явилась, была извещена надлежащим образом о времени и месте судебного заседания (в материалах дела имеется телефонограмма об извещении). Суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие ответчика Марченко И.Г.
Дело рассмотрено в отсутствие третьего лица Тухтабоева Б.С.У., извещавшегося надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, по месту пребывания не проживающего, что подтверждено актом жилищно-эксплуатационного управления № 6 ОАО «Северное».
Выслушав прокурора, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии со ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
Согласно копии финансового лицевого счета и выписке из карточки регистрации и поквартирной карточки от 16.01.2014 г., в квартире по адресу: <адрес>, зарегистрированы по месту жительства: ответчик Марченко И.Г., <дата> рождения, - с 10.11.1981 г.; ответчик Марченко Л.С., <дата> рождения, - с 13.07.1995 г. (достижение 16 лет); несовершеннолетняя <Л>, <дата> рождения, - с 07.07.1998 г.
Названное жилое помещения является трехкомнатной квартирой и в порядке приватизации на праве собственности принадлежит ответчице Марченко И. Г. и ее несовершеннолетней внучке <Л>, с размером доли каждой <размер>. Указанные обстоятельства подтверждено выпиской из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним от <дата> года.
Из информации ОУФМС России по г. о. Электросталь от 10.02.2014 г. следует, что Тухтабоеву Бобуржону Сирожиддину Угли, в соответствии с ч. 8 ст. 26 ФЗ-114 от 15.08.1996 г. закрыт въезд на территорию РФ на 3 года.
В судебном заседании установлено, что прокуратурой г. Электростали в рамках осуществления надзорных полномочий проведена проверка соблюдения миграционного законодательства, в ходе которой выявлено, что Марченко Л.С. в квартире, расположенной по адресу: <адрес>, в течение всего 2013 года оформлялись уведомления о временном пребывании в данной квартире граждан иностранных государств, в связи с чем, в квартире по месту жительства Марченко Л.С. были поставлены на учет по месту пребывания более 14 граждан иностранных государств, в том числе, гражданин <У> Тохтубоев Б.С.У. Данный факт подтверждается направленным прокурору г. Электросталь сообщением отдела УФМС России по Московской области в г. о. Электросталь.
Проведенной прокуратурой г. Электростали проверкой установлено, что в квартире по адресу: <адрес> иностранные граждане, в том числе Тухтабоев Б.С.У., никогда не проживали. Указанное обстоятельство подтверждено заявлением Марченко И.Г. от 24.11.2013 г. прокурору г. Электростали, пояснениями ответчика Марченко И.Г. и актом ЖЭУ № 6 ОАО «Северное».
Статья 4 Федерального закона от 18.07.2006 № 109-ФЗ «О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства» определяет следующие цели, основные принципы и содержание миграционного учета: формирования полной, достоверной, оперативной и актуальной информации о перемещениях иностранных граждан, необходимой для прогнозирования последствий указанных перемещений, а также для ведения государственного статистического наблюдения в сфере миграции; защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов граждан Российской Федерации и иностранных граждан, находящихся в Российской Федерации, а также в целях обеспечения национальной безопасности Российской Федерации и общественной безопасности путем противодействия незаконной миграции и иным противоправным проявлениям.
Согласно ст. 2 Федерального закона от 18.07.2006 № 109-ФЗ «О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства», место пребывания иностранного гражданина или лица без гражданства в Российской Федерации - жилое помещение, не являющееся местом жительства, а также иное помещение, учреждение или организация, в которых иностранный гражданин или лицо без гражданства находится и (или) по адресу которых иностранный гражданин или лицо без гражданства подлежит постановке на учет по месту пребывания в установленном законом порядке
При осуществлении миграционного учета иностранные граждане обязаны представлять достоверные сведения и осуществлять другие юридически значимые действия, установленные настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и принимаемыми в соответствии с указанными нормативными правовыми актами иными нормативными правовыми актами Российской Федерации (ст. 7 Федерального закона от 18.07.2006 № 109-ФЗ «О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства»).
Статьей 21 Федерального закона от 18.07.2006 года № 109-ФЗ «О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства» установлено, что основанием для учета по месту пребывания является временное фактическое нахождение иностранного гражданина в месте, не являющемся его местом жительства, либо отсутствие у указанного иностранного гражданина места жительства. Учет по месту пребывания включает в себя фиксацию сведений о нахождении иностранного гражданина в месте пребывания в учетных документах органа, осуществляющего учет по месту его пребывания, и в государственной информационной системе миграционного учета.
Принимая во внимание вышеизложенное, суд приходит к выводу о том, что Тухтабоев Б.С.У. встал на миграционный учет по указанному адресу, заведомо зная, что не будет находиться в данном жилом помещении в течение всего периода учета по месту пребывания. Вместе с тем, данный адрес является последним известным на территории РФ его местом пребывания. Информации о наличии сведений в органах миграционного учета о постановке на учет Тухтабоева Б.С.У. по новому месту пребывания в материалах дела не имеется.
В действиях отдела УФМС России по Московской области в г.о. Электросталь суд не усматривает нарушения законодательства о миграционном учете иностранных лиц и лиц без гражданства в РФ, поскольку должностное лицо, принимающее уведомление о прибытии иностранного гражданина в место пребывания, проверяет правильность заполнения уведомления, сверяет сведения, указанные в уведомлении о прибытии, с представленными документами, и незамедлительно проставляет отметку о постановке на учет. Знать о намерениях иностранного гражданина проживать или не проживать по заявленному адресу, должностное лицо, принимающее уведомление, не может.
Статья 23 Федерального закона от 18.07.2006 № 109-ФЗ «О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства» содержит исчерпывающий перечень оснований, по которым иностранный гражданин может быть снят с учета по месту пребывания.
Порядок постановки на миграционный учет по месту пребывания и снятия с него регламентируется Постановлением Правительства РФ от 15.01.2007 № 9 «О порядке осуществления миграционного учета иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации».
В соответствии с п. 37 Постановления Правительства РФ от 15.01.2007 № 9 «О порядке осуществления миграционного учета иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации», снятие иностранного гражданина с учета по месту пребывания осуществляется: после получения от территориального органа Федеральной миграционной службы по новому месту пребывания иностранного гражданина сведений о его постановке на учет по новому месту пребывания; после получения от органа пограничного контроля в соответствующем пункте пропуска через государственную границу Российской Федерации сведений о выезде иностранного гражданина из Российской Федерации; после получения от органов записи актов гражданского состояния либо от заинтересованного физического или юридического лица документа, подтверждающего смерть иностранного гражданина, либо после получения от заинтересованного физического или юридического лица заверенной в установленном порядке копии вступившего в законную силу решения суда о признании иностранного гражданина, находившегося в Российской Федерации, безвестно отсутствующим или об объявлении его умершим.
Пункт 40 упомянутого выше Постановления Правительства РФ от 15.01.2007 № 9 предусматривает, что при получении документов, предусмотренных пунктом 37 настоящего Постановления, должностное лицо территориального органа Федеральной миграционной службы в течение 3 рабочих дней фиксирует в своих учетных документах сведения о снятии иностранного гражданина с учета в месте пребывания и в установленном порядке вносит соответствующую информацию в государственную информационную систему миграционного учета.
В связи с чем при отсутствии сведений, указанных в п. 23 Федерального закона от 18.07.2006 № 109-ФЗ «О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства» и п. 37 Постановления Правительства РФ от 15.01.2007 № 9 «О порядке осуществления миграционного учета иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации», органы миграционного учета лишены возможности самостоятельно снять иностранных граждан с учета по месту пребывания, а также внести необходимую информацию в государственную информационную систему миграционного учета.
При таких обстоятельствах и с учетом приведенных выше норм материального права исковые требования прокурора подлежат удовлетворению.
Руководствуясь ст. ст. 12, 45, 56, 194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования прокурора г. Электростали в интересах неопределенного круга лиц удовлетворить.
Признать постановку на учет по месту пребывания Тухтабоева Бобуржона Сирожиддина Угли по адресу: <адрес>, на период с 25.10.2013 г. по 20.12.2013 г. недействительной.
Обязать Отдел УФМС России по Московской области в городском округе Электросталь снять Тухтабоева Бобуржона Сирожиддина Угли, <дата> года рождения, с миграционного учета по месту пребывания по адресу: <адрес>.
Решение суда может быть обжаловано, а прокурором принесено представление в Московский областной суд через Электростальский городской суд Московской области в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.
Судья подпись Самсонова А.О.
В окончательной форме решение судом принято 14 февраля 2014 года.
Судья подпись Самсонова А.О.