Дело № 2а-5478/2021
УИД: 0
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
15 сентября 2021 года Коминтерновский районный суд г. Воронежа в составе:
председательствующего судьи Курындиной Е.Ю.,
при секретаре Киблер Р.И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по иску Телешева Андрея Александровича к Департаменту имущественных и земельных отношений Воронежской области о признании незаконным отказа в утверждении схемы земельного участка на кадастровом плане территории от 28.09.2020 №52-17-13165з, возложении обязанности устранить допущенные нарушения,
У С Т А Н О В И Л:
Телешев Андрей Александрович обратился в суд с иском к Департаменту имущественных и земельных отношений Воронежской области, в котором, с учетом уточнений просит признать незаконным отказ в утверждении схемы земельного участка на кадастровом плане территории от 28.09.2020 №52-17-13165з, обязать Департамент имущественных и земельных отношений Воронежской области повторно рассмотреть обращение Телешева А.А. об утверждении схемы расположения земельных участков на кадастровом плане территории с кадастровым (№), площадью 17241 кв.м. и кадастровым (№), площадью 615 кв.м., образуемых из земельного участка с кадастровым номером (№) площадью 17865 кв.м., расположенных по адресу: <адрес> и принять решение в месячный срок утвердить схему расположения земельных участков на кадастровом плане территории.
В обоснование заявленных требований указав, что (ФИО)2 принадлежат на праве собственности: нежилое встроенное помещение III в лит. 16 А, общей площадью 1028,1 кв. м., расположенное по адресу: <адрес> о чем в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним 19.10.2012 сделана запись о регистрации (№); нежилое встроенное помещение III в лит. 16А, общей площадью 153,5 кв. м., расположенное по адресу: <адрес> о чем в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним 19.10.2012 сделана запись о регистрации (№), находящиеся в границах земельного участка с кадастровым номером (№) С целью определения правом пользования земельным участком был произведен раздел земельного участка с целью дальнейшего приобретения его в собственность.
Указанные помещения находятся в границах земельного участка с кадастровым номером (№), категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: промышленное здание. Эти помещения предназначены для использования в коммерческих целях.
Телешевым А.А. в Департамент имущественных и земельных отношений Воронежской области было подано заявление об утверждение схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории.
В ответе от 28.09.2020 за № 52-17-13165з ему было отказано в утверждении схемы земельного участка на кадастровом плане территории на основании п.6 ст. 11.9 Земельного кодекса и подпунктом 3 пункта 16 ст. 11.10 ЗК РФ.
Ссылаясь на нормы Земельного кодекса Российской Федерации, административный истец полагает, что отказ является немотивированным, незаконным, необоснованным, нарушающий его права и законные интересы по тем основаниям, что в нем не содержится указания на то, какие требования, предусмотренные статьей 11.9 Земельного кодекса РФ нарушены заявителем, не содержится указания и на конкретные требования утвержденных Приказом Минэкономразвития России от 27.11.2014 №762, которым, не соответствует представленная схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории. Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения в суд с настоящим иском (л.д. 4-6, 122-126).
Определением Арбитражного суда Воронежской области от 17.02.2021 к участию в деле в качестве третьего лица привлечено общество с ограниченной ответственностью «Промторг Воронеж» (л.д. 97-100).
24.03.2021 определением Арбитражного суда Воронежской области дело по заявлению Телешева А.А. к Департаменту имущественных и земельных отношений Воронежской области передано в Воронежский областной суд для направления его по подсудности (л.д. 146-152).
23.04.2021 определением Воронежского областного суда гражданское дело по иску Телешева А.А. передано в Центральный районный суд г. Воронежа для рассмотрения по существу (л.д. 160 - 162).
23.06.2021 Центральным районным судом г. Воронежа вынесено определение о переходе рассмотрения гражданского дела по иску Телешева Андрея Александровича к Департаменту имущественных и земельных отношений Воронежской области о признании незаконным отказа в утверждении схемы земельного участка на кадастровом плане, возложении обязанности устранить допущенные нарушения, в порядке, установленном Кодексом административного судопроизводства РФ (л.д. 179-181).
26.07.2021 определением Центрального районного суда г. Воронежа административное дело по иску Телешева А.А. передано для рассмотрения по подсудности в Коминтерновский районный суд г. Воронежа (л.д. 197, 198-199).
Судебное заседание по указанному административному делу назначено на 11 часов 30 минут 13.09.2021, затем объявлен перерыв до 16 часов 15.09.2021.
Административный истец Телешев А.А. о месте и времени рассмотрения дела извещен надлежащим образом (л.д. 214), в судебное заседание не явился, о причинах неявки суду не сообщил.
В судебном заседании 13.09.2021 присутствовал представитель административного истца – Пикалов А.В., действующий на основании доверенности и диплома о высшем юридическом образовании (л.д. 31, 32), который заявленные требования поддержал. После объявленного перерыва в судебное заседание не явился, о причинах неявки не сообщил.
Административный ответчик – ДИЗО Воронежской области о месте и времени рассмотрения дела извещено в установленном законом порядке, представитель в судебное заседание не явился, представлен отзыв относительно заявленных требований (л.д. 56-59, 201-204).
Заинтересованное лицо - ООО «Промторг Воронеж» о месте и времени рассмотрения дела извещено в установленном законом порядке, представитель в судебное заседание не явился, представлен отзыв относительно заявленных требований (л.д. 106-111).
Суд, с учетом требований ст. 150 КАС РФ полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц, участвующих в деле.
Изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
Частью первой статьи 218 КАС РФ предусмотрено, что гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Согласно ч. 9 ст. 226 КАС РФ если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет:
1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление;
2) соблюдены ли сроки обращения в суд;
3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих:
а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия);
б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен;
в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами;
4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
Пунктом 1 ст. 2 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что земельное законодательство в соответствии с Конституцией Российской Федерации находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
К полномочиям органов местного самоуправления в области земельных отношений согласно п. 1 ст. 11 Земельного кодекса Российской Федерации относятся резервирование земель, изъятие земельных участков для муниципальных нужд, установление с учетом требований законодательства Российской Федерации правил землепользования и застройки территорий городских и сельских поселений, территорий других муниципальных образований, разработка и реализация местных программ использования и охраны земель, а также иные полномочия на решение вопросов местного значения в области использования и охраны земель.
В соответствии со ст. 39.2 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления в пределах их компетенции в соответствии со ст. ст. 9 - 11 настоящего Кодекса.
На территории Воронежской области исполнительным органом государственной власти, осуществляющим предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков является Департамент имущественных и земельных отношений Воронежской области, который действует на основании Положения о Департаменте имущественных и земельных отношений Воронежской области, утвержденного Постановлением Правительства Воронежской области от 08.05.2009 г. №365 (далее по тексту Положение).
Установлено и подтверждается материалами дела, что Телешев А.А. обратился в Департамент имущественных и земельных отношений Воронежской области с заявлением об утверждении схемы расположения земельного участка площадью 615 кв.м., с кадастровым номером (№), площадью 17241 кв.м., с кадастровым номером (№), образуемых из земельного участка с кадастровым номером (№), площадью 17586 кв.м., расположенных по адресу: г. Воронеж, <адрес>
По результатам рассмотрения заявления ДИЗО Воронежской области дан ответ, изложенный в письме от 28 сентября 2020 года №52-17-1316з за подписью заместителя руководителя Департамента имущественных и земельных отношений Баскаковой Г.В. об отказе Телешеву А.А. на основании подпункта 3 пункта 16 ст. 11.10 Земельного кодекса РФ в утверждении схемы расположения земельного участка, расположенного по адресу: г. Воронеж, Московский проспект, 11з.
В обоснование отказа административный ответчик указал, что согласно сведениям, содержащимся в Едином государственном реестре недвижимости об объектах недвижимости, в состав земельного участка с кадастровым номером (№) два земельных участка с кадастровыми номерами (№) состоящие на государственном кадастровом учете, имеющие статус временные и подлежащие снятию с государственного кадастрового учета по истечении пяти лет со дня их государственного кадастрового учета, если на них не будут зарегистрированы права.
На основании вышеизложенного, у департамента отсутствуют полномочия в утверждении схем на земельные участки стоящие на кадастровом учете.
Дополнительно сообщено, что согласно информации управления главного архитектора администрации городского округа г. Воронеж, в соответствии с Правилами землепользования и застройки городского округа г. Воронеж, утвержденными решением Воронежской городской Думы от 25.12.2009 №384-II, участок расположен в границах территориальной зоны с индексом «Зона промышленных и коммунальных предприятий». Данная зона выделена для промышленных и производственно – коммунальных предприятий. Сочетание различных видов разрешенного использования недвижимости в единой зоне возможно только при условии соблюдения нормативных санитарных требований. Допускается спектр коммерческих услуг, сопровождающих производственную деятельность (л.д. 8-9).
В соответствии с п. 1 ст. 11.2 Земельного кодекса РФ земельные участки образуются при разделе, объединении, перераспределении земельных участков или выделе из земельных участков, а также из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности.
В силу п. п. 3 п. 1 ст. 11.3 Земельного кодекса РФ образование земельных участков из земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется в соответствии с утвержденной схемой расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории, которая предусмотрена статьей 11.10 данного Кодекса.
Пунктом 13 ст. 11.10 названного Кодекса установлено, что схема расположения земельного участка утверждается решением исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления, уполномоченных на распоряжение находящимися в государственной или муниципальной собственности земельными участками, если иное не предусмотрено данным Кодексом.
Исходя из содержания пунктов 14 и 16 статьи 11.10 Земельного кодекса РФ при поступлении заявления гражданина об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории, орган местного самоуправления обязан принять одно из двух решений: об утверждении схемы расположения земельного участка либо об отказе в утверждении схемы расположения земельного участка с указанием оснований для отказа.
Из материалов дела следует, что Телешеву А.А. на праве собственности принадлежит нежилое встроенное помещение III в лит. 16А, площадью 153,5 кв.м., расположенное по адресу: <адрес>, Московский проспект, <адрес> нежилое встроенное помещение III в лит. 16А, площадью 1028,1 кв.м., расположенное по адресу: <адрес> (л.д. 22, 23).
Земельный участок с кадастровым номером 36:34:0209014:50, расположенный по адресу: г. Воронеж, <адрес>, стоит на кадастровом учете с 15.06.2007 (л.д. 24), в отношении него заключен договор аренды земельного участка №275-07/гз от 16.07.2007, сторонами которого выступали Главное управление государственного имущества Воронежской области (арендодатель) и ООО «Промторг Воронеж». Из предмета указанного договора следует, что арендодатель сдает, а арендатор принимает в пользование на условиях аренды земельный участок из категории земель населенных пунктов площадью 17856 кв.м., расположенный по адресу: <адрес>, Московский проспект, 11з, кадастровый (№) сроком на 49 лет (л.д. 61-64). Дополнительным соглашением от 14.12.2009 установлено, что стороной договора аренды земельного участка от 16.07.2007 №275-07/гз следует считать Департамент имущественных и земельных отношений Воронежской области (л.д. 65).
Согласно сведениям публичной кадастровой карты Росреестра, в границах земельного участка с кадастровым номером (№) расположены земельные участки с кадастровыми номерами: (№). Указанные земельные участки стоят па государственном кадастровом учете с 07.11.2014, границы их определены и имеют координаты, согласно выпискам из Единого государственного реестра недвижимости имеют статус «временные». Дата истечения временного характера сведений об объекте недвижимости 01.03.2022 (л.д. 74-86). Указанные обстоятельства в процессе рассмотрения дела сторонами не оспаривались.
Как указано выше, Постановлением Правительства Воронежской области от 08.05.2009 №365 утверждено Положение о департаменте имущественных и земельных отношений Воронежской области в соответствии с которым департамент является органом, уполномоченным по распоряжению земельными участками, являющимися собственностью Воронежской области, а также земельными участками, расположенными на территории городского округа город Воронеж, право государственной собственности на которые не разграничено.
В силу пункта 3.3.21 указанного постановления, к полномочиям департамента относится в том числе утверждение схем расположения земельных участков (находящихся в собственности Воронежской области, или расположенных на территории городского округа город Воронеж, право государственной собственности на которые не разграничено) на кадастровом плане территории. Указанное полномочие закреплено за департаментом на основании Закона Воронежской области от 30.12.2014 № 217- ОЗ «О перераспределении отдельных полномочий органов местного самоуправления городского округа город Воронеж и исполнительных органов государственной власти Воронежской области».
Исходя из изложенного, постановка на государственный кадастровый учет земельных участков с кадастровыми номерами 36:34:0209014:964, 36:34:0209014:965 была осуществлена раньше, чем департамент был наделен полномочиями по утверждению схем расположения земельных участков на кадастровом плане территории, в отношении указанных земельных участков департаментом схемы расположения земельных участков на кадастровом плане территории ранее не утверждались.
В соответствии частью 4 статьи 24 Федерального закона от 24 июля 2007 года N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (в редакции, действующей до 1 января 2017 года) внесенные в государственный кадастр недвижимости сведения при постановке на учет образованного объекта недвижимости или образованных объектов недвижимости носят временный характер, за исключением сведений о земельных участках, занятых площадями, улицами, проездами, набережными, скверами, бульварами, водными объектами, пляжами и другими объектами общего пользования, образование которых предусмотрено утвержденным в установленном законодательством о градостроительной деятельности порядке проектом межевания территории (в том числе в случае признания местоположения границ или частей границ такого земельного участка спорным в порядке, установленном частью 15 статьи 42.10 настоящего Федерального закона), а также случаев, если право собственности на данные объекты недвижимости считается возникшим в силу федерального закона вне зависимости от момента государственной регистрации этого права в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним. Такие сведения утрачивают временный характер со дня государственной регистрации права на образованный объект недвижимости. Если по истечении пяти лет со дня постановки на учет образованного объекта недвижимости не осуществлена государственная регистрация права на него (либо в указанном в части 3.1 настоящей статьи случае не осуществлена государственная регистрация аренды), такие сведения аннулируются и исключаются из государственного кадастра недвижимости. В течение одного года со дня исключения таких сведений из государственного кадастра недвижимости заявителю или его представителю лично под расписку на основании заявления указанных лиц орган кадастрового учета выдает документы, представленные в соответствии со статьей 22 настоящего Федерального закона вместе с заявлением о кадастровом учете объекта недвижимости (за исключением документов, представленных в форме электронных документов). Если по истечении срока, установленного настоящей частью, заявитель или его представитель не явился в орган кадастрового учета и ему не были выданы лично под расписку документы, представленные в соответствии со статьей 22 настоящего Федерального закона вместе с заявлением о кадастровом учете объекта недвижимости, данные документы подлежат уничтожению.
Согласно части 5 указанной статьи в течение срока действия временного характера внесенных в государственный кадастр недвижимости сведений об объекте недвижимости по заявлению собственника объекта недвижимости или собственников объектов недвижимости, в результате преобразования которых был образован такой объект недвижимости, сведения о таком объекте недвижимости могут быть аннулированы и исключены из государственного кадастра недвижимости.
В силу части 7 статьи 72 Федерального закона от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" временный характер сведений государственного кадастра недвижимости об образованных объектах недвижимости, предусмотренный статьей 24 Федерального закона от 24 июля 2007 года N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (в редакции, действовавшей до 1 января 2017 года), сохраняется до момента государственной регистрации права на такой объект недвижимости либо до момента государственной регистрации аренды, если объектом недвижимости является земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, но не позднее 1 марта 2022 года. По истечении указанного срока сведения об объектах недвижимости, которые носят временный характер, исключаются из Единого государственного реестра недвижимости в порядке, предусмотренном порядком ведения Единого государственного реестра недвижимости. В течение срока действия временного характера внесенных в Единый государственный реестр недвижимости сведений об объекте недвижимости сведения о таком объекте недвижимости могут быть исключены из Единого государственного реестра недвижимости по заявлению собственника объекта недвижимости или собственников объектов недвижимости, в результате преобразования которых был образован такой объект недвижимости. В случае, если земельные участки были образованы из земель или земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, исключение из Единого государственного реестра недвижимости сведений о соответствующих земельных участках осуществляется по заявлению представителя уполномоченного на распоряжение такими земельными участками органа государственной власти или органа местного самоуправления.
Подпункт 3 п. 1 ст. 11.3 Земельного кодекса Российской Федерации определяет, что образование земельных участков из земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется в том числе в соответствии с утвержденной схемой расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории.
В силу пункта 2 статьи 11.10 Земельного кодекса Российской Федерации подготовка схемы расположения земельного участка осуществляется с учетом утвержденных документов территориального планирования, правил землепользования и застройки, проекта планировки территории, землеустроительной документации, положения об особо охраняемой природной территории, наличия зон с особыми условиями использования территории, земельных участков общего пользования, территорий общего пользования, красных линий, местоположения границ земельных участков, местоположения зданий, сооружений (в том числе размещение которых предусмотрено государственными программами Российской Федерации, государственными программами субъекта Российской Федерации, адресными инвестиционными программами), объектов незавершенного строительства.
Согласно п. 4 ст. 11.10 Земельного кодекса Российской Федерации подготовка схемы расположения земельного участка в целях его образования для предоставления без проведения торгов может быть обеспечена гражданином или юридическим лицом.
В подпункте 3 п. 16 ст. 11.10 Земельного кодекса Российской Федерации указано, что основанием для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка является разработка такой схемы с нарушением предусмотренных ст. 11.9 настоящего Кодекса требований к образуемым земельным участкам.
Приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 27 ноября 2014 года N 762 утверждены требования к подготовке схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории и формату схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории при подготовке схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории в форме электронного документа, формы схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории, подготовка которой осуществляется на бумажном носителе.
Согласно пункту 4 названного приказа схема расположения земельного участка подготавливается на основе сведений государственного кадастра недвижимости об определенной территории (кадастрового плана территории). При подготовке схемы расположения земельного участка учитываются материалы и сведения: утвержденных документов территориального планирования; правил землепользования и застройки; проектов планировки территории; землеустроительной документации; положения об особо охраняемой природной территории; о зонах с особыми условиями использования территории; о земельных участках общего пользования и территориях общего пользования, красных линиях; о местоположении границ земельных участков, о местоположении зданий, сооружений (в том числе размещение которых предусмотрено государственными программами Российской Федерации, государственными программами субъекта Российской Федерации, адресными инвестиционными программами), объектов незавершенного строительства.
Таким образом, учитывая, что представленная заявителем на утверждение схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории нарушает Требования, утвержденные Приказом Минэкономразвития РФ от 27.11.2014 №762, а также положения п. 7 ст. 72 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости», отказ административного ответчика соответствует требованиям земельного законодательства, дан уполномоченным органом, не нарушает прав и законных интересов административного истца.
Кроме того, необходимо отметить, что целью утверждения схемы расположения земельных участков на кадастровом плане территории, образованных в результате раздела, Телешев А.А. вправе обратиться в Филиал ФГБУ «ФКП Росреестра» по Воронежской области с заявлением о снятии земельных участков с кадастровыми номерами (№) временный статус, с государственного кадастрового учета.
Согласно ч. 2 ст. 227 КАС РФ по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается одно из следующих решений:
1) об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление;
2) об отказе в удовлетворении заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными.
На основании вышеизложенного, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении заявленных административных исковых требований Телешеву А.А. в полном объеме.
Руководствуясь ст. ст. 175-180, 227 КАС РФ, суд
Р Е Ш И Л:
В удовлетворении административного иска Телешева Андрея Александровича к Департаменту имущественных и земельных отношений Воронежской области о признании незаконным отказа в утверждении схемы земельного участка на кадастровом плане территории от 28.09.2020 №52-17-13165з, возложении обязанности повторно рассмотреть обращение Телешева Андрея Александровича об утверждении схемы расположения земельных участков на кадастровом плане территории с кадастровым номером (№) площадью 17241 кв.м. и кадастровым номером (№), площадью 615 кв.м., образуемых из земельного участка с кадастровым номером (№), площадью 17865 кв.м., расположенных по адресу: <адрес> и принять решение в месячный срок утвердить схему расположения земельных участков на кадастровом плане территории – отказать.
Решение может быть обжаловано в Воронежский областной суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Судья: Е.Ю. Курындина
Решение в окончательной форме изготовлено 29.09.2021.
Дело № 2а-5478/2021
УИД: 0
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
15 сентября 2021 года Коминтерновский районный суд г. Воронежа в составе:
председательствующего судьи Курындиной Е.Ю.,
при секретаре Киблер Р.И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по иску Телешева Андрея Александровича к Департаменту имущественных и земельных отношений Воронежской области о признании незаконным отказа в утверждении схемы земельного участка на кадастровом плане территории от 28.09.2020 №52-17-13165з, возложении обязанности устранить допущенные нарушения,
У С Т А Н О В И Л:
Телешев Андрей Александрович обратился в суд с иском к Департаменту имущественных и земельных отношений Воронежской области, в котором, с учетом уточнений просит признать незаконным отказ в утверждении схемы земельного участка на кадастровом плане территории от 28.09.2020 №52-17-13165з, обязать Департамент имущественных и земельных отношений Воронежской области повторно рассмотреть обращение Телешева А.А. об утверждении схемы расположения земельных участков на кадастровом плане территории с кадастровым (№), площадью 17241 кв.м. и кадастровым (№), площадью 615 кв.м., образуемых из земельного участка с кадастровым номером (№) площадью 17865 кв.м., расположенных по адресу: <адрес> и принять решение в месячный срок утвердить схему расположения земельных участков на кадастровом плане территории.
В обоснование заявленных требований указав, что (ФИО)2 принадлежат на праве собственности: нежилое встроенное помещение III в лит. 16 А, общей площадью 1028,1 кв. м., расположенное по адресу: <адрес> о чем в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним 19.10.2012 сделана запись о регистрации (№); нежилое встроенное помещение III в лит. 16А, общей площадью 153,5 кв. м., расположенное по адресу: <адрес> о чем в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним 19.10.2012 сделана запись о регистрации (№), находящиеся в границах земельного участка с кадастровым номером (№) С целью определения правом пользования земельным участком был произведен раздел земельного участка с целью дальнейшего приобретения его в собственность.
Указанные помещения находятся в границах земельного участка с кадастровым номером (№), категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: промышленное здание. Эти помещения предназначены для использования в коммерческих целях.
Телешевым А.А. в Департамент имущественных и земельных отношений Воронежской области было подано заявление об утверждение схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории.
В ответе от 28.09.2020 за № 52-17-13165з ему было отказано в утверждении схемы земельного участка на кадастровом плане территории на основании п.6 ст. 11.9 Земельного кодекса и подпунктом 3 пункта 16 ст. 11.10 ЗК РФ.
Ссылаясь на нормы Земельного кодекса Российской Федерации, административный истец полагает, что отказ является немотивированным, незаконным, необоснованным, нарушающий его права и законные интересы по тем основаниям, что в нем не содержится указания на то, какие требования, предусмотренные статьей 11.9 Земельного кодекса РФ нарушены заявителем, не содержится указания и на конкретные требования утвержденных Приказом Минэкономразвития России от 27.11.2014 №762, которым, не соответствует представленная схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории. Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения в суд с настоящим иском (л.д. 4-6, 122-126).
Определением Арбитражного суда Воронежской области от 17.02.2021 к участию в деле в качестве третьего лица привлечено общество с ограниченной ответственностью «Промторг Воронеж» (л.д. 97-100).
24.03.2021 определением Арбитражного суда Воронежской области дело по заявлению Телешева А.А. к Департаменту имущественных и земельных отношений Воронежской области передано в Воронежский областной суд для направления его по подсудности (л.д. 146-152).
23.04.2021 определением Воронежского областного суда гражданское дело по иску Телешева А.А. передано в Центральный районный суд г. Воронежа для рассмотрения по существу (л.д. 160 - 162).
23.06.2021 Центральным районным судом г. Воронежа вынесено определение о переходе рассмотрения гражданского дела по иску Телешева Андрея Александровича к Департаменту имущественных и земельных отношений Воронежской области о признании незаконным отказа в утверждении схемы земельного участка на кадастровом плане, возложении обязанности устранить допущенные нарушения, в порядке, установленном Кодексом административного судопроизводства РФ (л.д. 179-181).
26.07.2021 определением Центрального районного суда г. Воронежа административное дело по иску Телешева А.А. передано для рассмотрения по подсудности в Коминтерновский районный суд г. Воронежа (л.д. 197, 198-199).
Судебное заседание по указанному административному делу назначено на 11 часов 30 минут 13.09.2021, затем объявлен перерыв до 16 часов 15.09.2021.
Административный истец Телешев А.А. о месте и времени рассмотрения дела извещен надлежащим образом (л.д. 214), в судебное заседание не явился, о причинах неявки суду не сообщил.
В судебном заседании 13.09.2021 присутствовал представитель административного истца – Пикалов А.В., действующий на основании доверенности и диплома о высшем юридическом образовании (л.д. 31, 32), который заявленные требования поддержал. После объявленного перерыва в судебное заседание не явился, о причинах неявки не сообщил.
Административный ответчик – ДИЗО Воронежской области о месте и времени рассмотрения дела извещено в установленном законом порядке, представитель в судебное заседание не явился, представлен отзыв относительно заявленных требований (л.д. 56-59, 201-204).
Заинтересованное лицо - ООО «Промторг Воронеж» о месте и времени рассмотрения дела извещено в установленном законом порядке, представитель в судебное заседание не явился, представлен отзыв относительно заявленных требований (л.д. 106-111).
Суд, с учетом требований ст. 150 КАС РФ полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц, участвующих в деле.
Изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
Частью первой статьи 218 КАС РФ предусмотрено, что гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Согласно ч. 9 ст. 226 КАС РФ если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет:
1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление;
2) соблюдены ли сроки обращения в суд;
3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих:
а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия);
б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен;
в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами;
4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
Пунктом 1 ст. 2 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что земельное законодательство в соответствии с Конституцией Российской Федерации находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
К полномочиям органов местного самоуправления в области земельных отношений согласно п. 1 ст. 11 Земельного кодекса Российской Федерации относятся резервирование земель, изъятие земельных участков для муниципальных нужд, установление с учетом требований законодательства Российской Федерации правил землепользования и застройки территорий городских и сельских поселений, территорий других муниципальных образований, разработка и реализация местных программ использования и охраны земель, а также иные полномочия на решение вопросов местного значения в области использования и охраны земель.
В соответствии со ст. 39.2 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления в пределах их компетенции в соответствии со ст. ст. 9 - 11 настоящего Кодекса.
На территории Воронежской области исполнительным органом государственной власти, осуществляющим предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков является Департамент имущественных и земельных отношений Воронежской области, который действует на основании Положения о Департаменте имущественных и земельных отношений Воронежской области, утвержденного Постановлением Правительства Воронежской области от 08.05.2009 г. №365 (далее по тексту Положение).
Установлено и подтверждается материалами дела, что Телешев А.А. обратился в Департамент имущественных и земельных отношений Воронежской области с заявлением об утверждении схемы расположения земельного участка площадью 615 кв.м., с кадастровым номером (№), площадью 17241 кв.м., с кадастровым номером (№), образуемых из земельного участка с кадастровым номером (№), площадью 17586 кв.м., расположенных по адресу: г. Воронеж, <адрес>
По результатам рассмотрения заявления ДИЗО Воронежской области дан ответ, изложенный в письме от 28 сентября 2020 года №52-17-1316з за подписью заместителя руководителя Департамента имущественных и земельных отношений Баскаковой Г.В. об отказе Телешеву А.А. на основании подпункта 3 пункта 16 ст. 11.10 Земельного кодекса РФ в утверждении схемы расположения земельного участка, расположенного по адресу: г. Воронеж, Московский проспект, 11з.
В обоснование отказа административный ответчик указал, что согласно сведениям, содержащимся в Едином государственном реестре недвижимости об объектах недвижимости, в состав земельного участка с кадастровым номером (№) два земельных участка с кадастровыми номерами (№) состоящие на государственном кадастровом учете, имеющие статус временные и подлежащие снятию с государственного кадастрового учета по истечении пяти лет со дня их государственного кадастрового учета, если на них не будут зарегистрированы права.
На основании вышеизложенного, у департамента отсутствуют полномочия в утверждении схем на земельные участки стоящие на кадастровом учете.
Дополнительно сообщено, что согласно информации управления главного архитектора администрации городского округа г. Воронеж, в соответствии с Правилами землепользования и застройки городского округа г. Воронеж, утвержденными решением Воронежской городской Думы от 25.12.2009 №384-II, участок расположен в границах территориальной зоны с индексом «Зона промышленных и коммунальных предприятий». Данная зона выделена для промышленных и производственно – коммунальных предприятий. Сочетание различных видов разрешенного использования недвижимости в единой зоне возможно только при условии соблюдения нормативных санитарных требований. Допускается спектр коммерческих услуг, сопровождающих производственную деятельность (л.д. 8-9).
В соответствии с п. 1 ст. 11.2 Земельного кодекса РФ земельные участки образуются при разделе, объединении, перераспределении земельных участков или выделе из земельных участков, а также из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности.
В силу п. п. 3 п. 1 ст. 11.3 Земельного кодекса РФ образование земельных участков из земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется в соответствии с утвержденной схемой расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории, которая предусмотрена статьей 11.10 данного Кодекса.
Пунктом 13 ст. 11.10 названного Кодекса установлено, что схема расположения земельного участка утверждается решением исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления, уполномоченных на распоряжение находящимися в государственной или муниципальной собственности земельными участками, если иное не предусмотрено данным Кодексом.
Исходя из содержания пунктов 14 и 16 статьи 11.10 Земельного кодекса РФ при поступлении заявления гражданина об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории, орган местного самоуправления обязан принять одно из двух решений: об утверждении схемы расположения земельного участка либо об отказе в утверждении схемы расположения земельного участка с указанием оснований для отказа.
Из материалов дела следует, что Телешеву А.А. на праве собственности принадлежит нежилое встроенное помещение III в лит. 16А, площадью 153,5 кв.м., расположенное по адресу: <адрес>, Московский проспект, <адрес> нежилое встроенное помещение III в лит. 16А, площадью 1028,1 кв.м., расположенное по адресу: <адрес> (л.д. 22, 23).
Земельный участок с кадастровым номером 36:34:0209014:50, расположенный по адресу: г. Воронеж, <адрес>, стоит на кадастровом учете с 15.06.2007 (л.д. 24), в отношении него заключен договор аренды земельного участка №275-07/гз от 16.07.2007, сторонами которого выступали Главное управление государственного имущества Воронежской области (арендодатель) и ООО «Промторг Воронеж». Из предмета указанного договора следует, что арендодатель сдает, а арендатор принимает в пользование на условиях аренды земельный участок из категории земель населенных пунктов площадью 17856 кв.м., расположенный по адресу: <адрес>, Московский проспект, 11з, кадастровый (№) сроком на 49 лет (л.д. 61-64). Дополнительным соглашением от 14.12.2009 установлено, что стороной договора аренды земельного участка от 16.07.2007 №275-07/гз следует считать Департамент имущественных и земельных отношений Воронежской области (л.д. 65).
Согласно сведениям публичной кадастровой карты Росреестра, в границах земельного участка с кадастровым номером (№) расположены земельные участки с кадастровыми номерами: (№). Указанные земельные участки стоят па государственном кадастровом учете с 07.11.2014, границы их определены и имеют координаты, согласно выпискам из Единого государственного реестра недвижимости имеют статус «временные». Дата истечения временного характера сведений об объекте недвижимости 01.03.2022 (л.д. 74-86). Указанные обстоятельства в процессе рассмотрения дела сторонами не оспаривались.
Как указано выше, Постановлением Правительства Воронежской области от 08.05.2009 №365 утверждено Положение о департаменте имущественных и земельных отношений Воронежской области в соответствии с которым департамент является органом, уполномоченным по распоряжению земельными участками, являющимися собственностью Воронежской области, а также земельными участками, расположенными на территории городского округа город Воронеж, право государственной собственности на которые не разграничено.
В силу пункта 3.3.21 указанного постановления, к полномочиям департамента относится в том числе утверждение схем расположения земельных участков (находящихся в собственности Воронежской области, или расположенных на территории городского округа город Воронеж, право государственной собственности на которые не разграничено) на кадастровом плане территории. Указанное полномочие закреплено за департаментом на основании Закона Воронежской области от 30.12.2014 № 217- ОЗ «О перераспределении отдельных полномочий органов местного самоуправления городского округа город Воронеж и исполнительных органов государственной власти Воронежской области».
Исходя из изложенного, постановка на государственный кадастровый учет земельных участков с кадастровыми номерами 36:34:0209014:964, 36:34:0209014:965 была осуществлена раньше, чем департамент был наделен полномочиями по утверждению схем расположения земельных участков на кадастровом плане территории, в отношении указанных земельных участков департаментом схемы расположения земельных участков на кадастровом плане территории ранее не утверждались.
В соответствии частью 4 статьи 24 Федерального закона от 24 июля 2007 года N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (в редакции, действующей до 1 января 2017 года) внесенные в государственный кадастр недвижимости сведения при постановке на учет образованного объекта недвижимости или образованных объектов недвижимости носят временный характер, за исключением сведений о земельных участках, занятых площадями, улицами, проездами, набережными, скверами, бульварами, водными объектами, пляжами и другими объектами общего пользования, образование которых предусмотрено утвержденным в установленном законодательством о градостроительной деятельности порядке проектом межевания территории (в том числе в случае признания местоположения границ или частей границ такого земельного участка спорным в порядке, установленном частью 15 статьи 42.10 настоящего Федерального закона), а также случаев, если право собственности на данные объекты недвижимости считается возникшим в силу федерального закона вне зависимости от момента государственной регистрации этого права в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним. Такие сведения утрачивают временный характер со дня государственной регистрации права на образованный объект недвижимости. Если по истечении пяти лет со дня постановки на учет образованного объекта недвижимости не осуществлена государственная регистрация права на него (либо в указанном в части 3.1 настоящей статьи случае не осуществлена государственная регистрация аренды), такие сведения аннулируются и исключаются из государственного кадастра недвижимости. В течение одного года со дня исключения таких сведений из государственного кадастра недвижимости заявителю или его представителю лично под расписку на основании заявления указанных лиц орган кадастрового учета выдает документы, представленные в соответствии со статьей 22 настоящего Федерального закона вместе с заявлением о кадастровом учете объекта недвижимости (за исключением документов, представленных в форме электронных документов). Если по истечении срока, установленного настоящей частью, заявитель или его представитель не явился в орган кадастрового учета и ему не были выданы лично под расписку документы, представленные в соответствии со статьей 22 настоящего Федерального закона вместе с заявлением о кадастровом учете объекта недвижимости, данные документы подлежат уничтожению.
Согласно части 5 указанной статьи в течение срока действия временного характера внесенных в государственный кадастр недвижимости сведений об объекте недвижимости по заявлению собственника объекта недвижимости или собственников объектов недвижимости, в результате преобразования которых был образован такой объект недвижимости, сведения о таком объекте недвижимости могут быть аннулированы и исключены из государственного кадастра недвижимости.
В силу части 7 статьи 72 Федерального закона от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" временный характер сведений государственного кадастра недвижимости об образованных объектах недвижимости, предусмотренный статьей 24 Федерального закона от 24 июля 2007 года N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (в редакции, действовавшей до 1 января 2017 года), сохраняется до момента государственной регистрации права на такой объект недвижимости либо до момента государственной регистрации аренды, если объектом недвижимости является земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, но не позднее 1 марта 2022 года. По истечении указанного срока сведения об объектах недвижимости, которые носят временный характер, исключаются из Единого государственного реестра недвижимости в порядке, предусмотренном порядком ведения Единого государственного реестра недвижимости. В течение срока действия временного характера внесенных в Единый государственный реестр недвижимости сведений об объекте недвижимости сведения о таком объекте недвижимости могут быть исключены из Единого государственного реестра недвижимости по заявлению собственника объекта недвижимости или собственников объектов недвижимости, в результате преобразования которых был образован такой объект недвижимости. В случае, если земельные участки были образованы из земель или земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, исключение из Единого государственного реестра недвижимости сведений о соответствующих земельных участках осуществляется по заявлению представителя уполномоченного на распоряжение такими земельными участками органа государственной власти или органа местного самоуправления.
Подпункт 3 п. 1 ст. 11.3 Земельного кодекса Российской Федерации определяет, что образование земельных участков из земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется в том числе в соответствии с утвержденной схемой расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории.
В силу пункта 2 статьи 11.10 Земельного кодекса Российской Федерации подготовка схемы расположения земельного участка осуществляется с учетом утвержденных документов территориального планирования, правил землепользования и застройки, проекта планировки территории, землеустроительной документации, положения об особо охраняемой природной территории, наличия зон с особыми условиями использования территории, земельных участков общего пользования, территорий общего пользования, красных линий, местоположения границ земельных участков, местоположения зданий, сооружений (в том числе размещение которых предусмотрено государственными программами Российской Федерации, государственными программами субъекта Российской Федерации, адресными инвестиционными программами), объектов незавершенного строительства.
Согласно п. 4 ст. 11.10 Земельного кодекса Российской Федерации подготовка схемы расположения земельного участка в целях его образования для предоставления без проведения торгов может быть обеспечена гражданином или юридическим лицом.
В подпункте 3 п. 16 ст. 11.10 Земельного кодекса Российской Федерации указано, что основанием для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка является разработка такой схемы с нарушением предусмотренных ст. 11.9 настоящего Кодекса требований к образуемым земельным участкам.
Приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 27 ноября 2014 года N 762 утверждены требования к подготовке схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории и формату схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории при подготовке схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории в форме электронного документа, формы схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории, подготовка которой осуществляется на бумажном носителе.
Согласно пункту 4 названного приказа схема расположения земельного участка подготавливается на основе сведений государственного кадастра недвижимости об определенной территории (кадастрового плана территории). При подготовке схемы расположения земельного участка учитываются материалы и сведения: утвержденных документов территориального планирования; правил землепользования и застройки; проектов планировки территории; землеустроительной документации; положения об особо охраняемой природной территории; о зонах с особыми условиями использования территории; о земельных участках общего пользования и территориях общего пользования, красных линиях; о местоположении границ земельных участков, о местоположении зданий, сооружений (в том числе размещение которых предусмотрено государственными программами Российской Федерации, государственными программами субъекта Российской Федерации, адресными инвестиционными программами), объектов незавершенного строительства.
Таким образом, учитывая, что представленная заявителем на утверждение схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории нарушает Требования, утвержденные Приказом Минэкономразвития РФ от 27.11.2014 №762, а также положения п. 7 ст. 72 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости», отказ административного ответчика соответствует требованиям земельного законодательства, дан уполномоченным органом, не нарушает прав и законных интересов административного истца.
Кроме того, необходимо отметить, что целью утверждения схемы расположения земельных участков на кадастровом плане территории, образованных в результате раздела, Телешев А.А. вправе обратиться в Филиал ФГБУ «ФКП Росреестра» по Воронежской области с заявлением о снятии земельных участков с кадастровыми номерами (№) временный статус, с государственного кадастрового учета.
Согласно ч. 2 ст. 227 КАС РФ по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается одно из следующих решений:
1) об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление;
2) об отказе в удовлетворении заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными.
На основании вышеизложенного, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении заявленных административных исковых требований Телешеву А.А. в полном объеме.
Руководствуясь ст. ст. 175-180, 227 КАС РФ, суд
Р Е Ш И Л:
В удовлетворении административного иска Телешева Андрея Александровича к Департаменту имущественных и земельных отношений Воронежской области о признании незаконным отказа в утверждении схемы земельного участка на кадастровом плане территории от 28.09.2020 №52-17-13165з, возложении обязанности повторно рассмотреть обращение Телешева Андрея Александровича об утверждении схемы расположения земельных участков на кадастровом плане территории с кадастровым номером (№) площадью 17241 кв.м. и кадастровым номером (№), площадью 615 кв.м., образуемых из земельного участка с кадастровым номером (№), площадью 17865 кв.м., расположенных по адресу: <адрес> и принять решение в месячный срок утвердить схему расположения земельных участков на кадастровом плане территории – отказать.
Решение может быть обжаловано в Воронежский областной суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Судья: Е.Ю. Курындина
Решение в окончательной форме изготовлено 29.09.2021.