Дело № 2№ ****** |
Мотивированное решение изготовлено ДД.ММ.ГГГГ |
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
ДД.ММ.ГГГГ |
<адрес> |
Октябрьский районный суд <адрес> в составе председательствующего судьи Кайгородовой И.В., с участием
представителя ответчика ФГКУ «Центральное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации – ФИО7,
при секретаре ФИО5,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО2, ФИО3 к ФГКУ «Центральное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации о признании права на получение жилого помещения,
У С Т А Н О В И Л :
ФИО2 и ФИО3 обратились в суд с иском, в котором просят признать за ними право на получение жилого помещения по линии Министерства обороны Российской Федерации, внести о них данные в единый реестр учета нуждающихся в предоставлении жилых помещений по линии Министерства обороны Российской Федерации.
В обоснование иска ФИО2 и ФИО10 ФИО12. указали, что ФИО2 является вдовой, а ФИО3 – дочерью ФИО6, который проходил военную службу в Вооруженных Силах ФИО1, был уволен с военной службы по состоянию здоровья и исключен из списков личного состава воинской части ДД.ММ.ГГГГ, срок выслуги – 13 лет. В начале ДД.ММ.ГГГГ года ФИО6 заболел и готовился к увольнению. В этот период им были поданы документы и он вместе с истцами (членами его семьи) был признан нуждающимся в улучшении жилищных условий гарнизонной жилищной комиссией и поставлены на учет в гарнизонную КЭЧ. ДД.ММ.ГГГГ ФИО6 умер от онкологического заболевания. До настоящего времени истцы жилым помещением от Министерства обороны Российской Федерации не обеспечены. В период прохождения ФИО6 военной службы ему было предоставлено служебное жилое помещение по адресу: <адрес>. В ДД.ММ.ГГГГ года закрытый военный городок, где проживают истцы, был открыт, ФИО2 обратилась в № ****** ЭТК с просьбой предоставить информацию о том, когда подойдет ее очередь на улучшение жилищных условий, но ответа не получила. Позже истцы узнали, что в ДД.ММ.ГГГГ года № ****** ЭТК ликвидируется, ее правопреемником является ФГКУ «Центральное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации. Истцы обратились к ответчику с просьбой ответить, состоят ли они на учете нуждающихся в жилых помещениях по линии Министерства обороны Российской Федерации, но ответа не получили. Истцы полагают, что их жилищные права нарушены, так как еще с ДД.ММ.ГГГГ года они состоят в очереди нуждающихся в улучшении жилищных условий.
В судебном заседании представитель ответчика ФГКУ «Центральное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации – ФИО7 с иском не согласился, возражал против его удовлетворения. Пояснил, что ФИО6 не был при жизни признан нуждающимся в улучшении жилищных условий и принят на учет нуждающихся. В связи с этим на такой учет не могут быть приняты и члены его семьи – ФИО2 и ФИО10 ФИО13 право которых производно от права ФИО6
Истцы ФИО2 и ФИО14. в судебное заседание не явились, о слушании дела извещены надлежащим образом. Ходатайств об отложении судебного заседания не заявили.
С учётом мнения представителя ответчика и в соответствии со статьей 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд признал возможным рассмотрение дела по существу в отсутствие истцов, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания.
Заслушав пояснения представителя ответчика, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
Конституция Российской Федерации (ст. 40) провозгласила в числе основных прав и свобод человека и гражданина право на жилище. Право на жилище - одно из важнейших социально-экономических прав граждан России, поскольку жилище относится к основным материальным условиям жизни человека. Государство гарантирует военнослужащим предоставление жилых помещений или выделение денежных средств на их приобретение в порядке и на условиях, которые устанавливаются федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. Названная норма также предполагает, что отдельные положения конкретизируются и раскрываются в нормах жилищного и других отраслей законодательства, устанавливающих формы реализации права и соответствующий правовой механизм, посредством которого обеспечивается реализация конституционных прав.
Военнослужащие - граждане, проходящие военную службу по контракту, в период прохождения ими военной службы имеют право на улучшение жилищных условий с учетом норм, очередности и социальных гарантий, установленных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации – ст. 15 Федерального закона № 76-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ «О статусе военнослужащих».
В ходе судебного разбирательства установлено, что истец ФИО2, являлась супругой ФИО6, а истец ФИО10 (ФИО15 является его дочерью. ФИО6 умер ДД.ММ.ГГГГ
ФИО6 проходил военную службу в Вооруженных Силах ФИО1, согласно выписке из приказа командира войсковой части № ****** от ДД.ММ.ГГГГ № № ******, выписке из приказа командира войсковой части № ****** № ****** был уволен с военной службы по болезни. Продолжительность военной службы ФИО6 составила 13 лет.
В период прохождения военной службы ФИО6 на состав семьи три человека (он, его супруга ФИО2, и дочь ФИО10 ФИО16 на основании ордера от ДД.ММ.ГГГГ было предоставлено служебное жилое помещение по адресу: <адрес>.
Указанное жилое помещение в настоящее время не утратило статус служебного жилья, что подтверждается ответами на судебный запрос ФГКУ «Центральное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ и от ДД.ММ.ГГГГ
Как видно из выписки из домовой книги от ДД.ММ.ГГГГ истцы ФИО2 и ФИО3 продолжают быть зарегистрированными в указанной квартире.
В соответствии с п. 1 ст. 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих» военнослужащим - гражданам, обеспечиваемым на весь срок военной службы служебными жилыми помещениями и признанным нуждающимися в жилых помещениях, по достижении общей продолжительности военной службы 20 лет и более, а при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями при общей продолжительности военной службы 10 лет и более федеральным органом исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба, предоставляются жилищная субсидия или жилые помещения, находящиеся в федеральной собственности, по выбору указанных граждан в собственность бесплатно или по договору социального найма с указанным федеральным органом исполнительной власти по избранному постоянному месту жительства и в соответствии с нормами предоставления площади жилого помещения, предусмотренными статьей 15.1 настоящего Федерального закона.
Согласно п. 13 ст. 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих» граждане, уволенные с военной службы, общая продолжительность военной службы которых составляет 20 лет и более, а при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями при общей продолжительности военной службы 10 лет и более, не обеспеченные на момент увольнения с военной службы жилищной субсидией или жилыми помещениями, не могут быть без их согласия сняты с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях по последнему перед увольнением месту военной службы и обеспечиваются жилищной субсидией или жилыми помещениями в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным законом для военнослужащих.
В силу п. 14 ст. 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих» обеспечение жилым помещением военнослужащих-граждан, имеющих общую продолжительность военной службы 10 лет и более, при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями и членов их семей при перемене места жительства осуществляется федеральными органами исполнительной власти, в которых предусмотрена военная служба, за счет средств федерального бюджета на строительство и приобретение жилого помещения, в том числе путем выдачи государственных жилищных сертификатов. Право на обеспечение жилым помещением на данных условиях предоставляется указанным гражданам один раз. Документы о сдаче жилых помещений Министерству обороны Российской Федерации (иному федеральному органу исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба) и снятии с регистрационного учета по прежнему месту жительства представляются указанными гражданами и совместно проживающими с ними членами их семей при получении жилого помещения по избранному месту жительства.
В соответствии с п. 3.1 ст. 24 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №76-ФЗ «О статусе военнослужащих» членам семей военнослужащих (за исключением военнослужащих, участвовавших в накопительно-ипотечной системе жилищного обеспечения военнослужащих), погибших (умерших) в период прохождения военной службы, и членам семей граждан, проходивших военную службу по контракту и погибших (умерших) после увольнения с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность военной службы которых составляет 10 лет и более, а при общей продолжительности военной службы 20 лет и более вне зависимости от основания увольнения, признанным нуждающимися в жилых помещениях или имевшим основания быть признанными нуждающимися в жилых помещениях в соответствии с настоящим Федеральным законом до гибели (смерти) военнослужащего или гражданина, уволенного с военной службы, денежные средства на приобретение или строительство жилых помещений либо жилые помещения предоставляются в порядке и на условиях, которые предусмотрены пунктами 1, 16, 18 и 19 статьи 15 и статьей 15.1 настоящего Федерального закона, с учетом права военнослужащего или гражданина, уволенного с военной службы, на дополнительную общую площадь жилого помещения на дату его гибели (смерти)
Таким образом, правом на получение жилого помещения из фондов Министерства обороны Российской Федерации обладают члены семей граждан, проходивших военную службу по контракту и погибших (умерших) после увольнения с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями в случае, если продолжительность военной службы составляет 10 лет и более.
При этом по смыслу вышеприведенной нормы самого факта признания погибшего военнослужащего нуждающимся в улучшении жилищных условий до гибели, не требуется, достаточно лишь того, чтобы военнослужащий имел право быть признанным нуждающимся в предоставлении ему жилья по договору социального найма в указанный период времени.
С учетом продолжительности военной службы ФИО6, основания его увольнения, члены его семьи – ФИО2 и ФИО3 могли приобрести право на получение жилого помещения по договору социального найма по линии Министерства обороны Российской Федерации при условии, если такое право могло быть признано за военнослужащим, членами семьи которого они являются, до его гибели (смерти). Для этого необходимо помимо определенного срока службы и основания увольнения ФИО6, установление факта нуждаемости как погибшего ФИО6 так и истцов в жилом помещении.
На момент увольнения ФИО6 с военной службы и его смерти действовал Жилищный кодекс РСФСР.
Статья 29 Жилищного кодекса РСФСР устанавливала основания признания граждан нуждающимися в улучшении жилищных условий. Согласно данной норме нуждающимися в улучшении жилищных условий признавались граждане:
1) имеющие обеспеченность жилой площадью на одного члена семьи ниже уровня, устанавливаемого ФИО1 автономной республики, исполнительным комитетом краевого, областного, Московского и Ленинградского городских ФИО1 народных депутатов;
2) проживающие в жилом помещении (доме), не отвечающем установленным санитарным и техническим требованиям;
3) проживающие в квартирах, занятых несколькими семьями, если в составе семьи имеются больные, страдающие тяжелыми формами некоторых хронических заболеваний, при которых совместное проживание с ними в одной квартире невозможно;
4) проживающие в смежных неизолированных комнатах по две и более семьи при отсутствии родственных отношений;
5) проживающие в общежитиях, за исключением сезонных и временных работников, лиц, работающих по срочному трудовому договору, а также граждан, поселившихся в связи с обучением;
6) проживающие длительное время на условиях поднайма в домах государственного и общественного жилищного фонда, либо найма в домах жилищно-строительных кооперативов, либо в домах, принадлежащих гражданам на праве личной собственности, не имеющие другой жилой площади.
Граждане признавались нуждающимися в улучшении жилищных условий и по иным основаниям, предусмотренным законодательством Союза ССР и РСФСР.
При этом статьей 104 Жилищного кодекса РСФСР предусматривалось, что служебные жилые помещения могут предоставляться отдельным категориям военнослужащих.
Также в силу ст. 107 Жилищного кодекса РСФСР в случае прекращения трудовых отношений с предприятием, учреждением, организацией, граждане подлежали выселению из служебного жилого помещения со всеми проживающими с ними лицами без предоставления другого жилого помещения.
Кроме того, на момент увольнения ФИО6 из рядов Вооруженных Сил ФИО1 действовало Положение о порядке обеспечения жилой площадью в Советской Армии и Военно-Морском флоте (утверждено Приказом ФИО1 обороны ФИО1 от ДД.ММ.ГГГГ N 285 "О мерах по дальнейшему улучшению обеспечения жилой площадью в Советской Армии и Военно-Морском Флоте").
В соответствии с п. 12 указанного Положения (далее – Положение) военнослужащие, уволенные в запас или в отставку, по избранному при увольнении месту жительства обеспечиваются жилой площадью исполкомами ФИО1 депутатов трудящихся в порядке, установленном ФИО1.
Согласно п. 22 Положения распределение жилой площади между военнослужащими рассматривается жилищной комиссией воинской части, согласовывается с заместителем командира воинской части по политической части и утверждается командиром.
Распределение жилой площади между рабочими и служащими воинской части производится по совместным решениям командования (администрации) и местного комитета профсоюза. Списки распределения жилой площади по установленной форме с необходимыми документами направляются через довольствующую КЭЧ района на утверждение начальнику гарнизона.
Утвержденный список является основанием для оформления установленным порядком ордеров на заселение жилой площади.
В силу п. 24 Положения улучшение жилищных условий в случаях, предусмотренных пунктом "б" статьи 46 настоящего Положения, производится в первую очередь военнослужащим, прослужившим в Вооруженных Силах 20 лет и более, рабочим и служащим Советской Армии и Военно-Морского Флота, длительное время работающим в воинских частях, успешно выполняющим производственные задания и служебные обязанности. В случаях, не предусмотренных пунктом "б" статьи 46 настоящего Положения, улучшение жилищных условий может производиться только при действительной необходимости: а) по воинским частям окружного (флотского) и центрального подчинения, состоящим на квартирном довольствии в округе (флоте) с разрешения командующего войсками военного округа, округа ПВО, флотом, а в закрытых и обособленных военных городках Ракетных войск и Войск ПВО страны, расположенных вне населенных пунктов, - с разрешения командующих объединениями; б) по центральному аппарату Министерства обороны ФИО1, воинским частям центрального подчинения, не состоящим на квартирном довольствии в военных округах, округах ПВО и на флотах, - с разрешения заместителей ФИО1 обороны ФИО1, а по главным, центральным управлениям и военным академиям, непосредственно подчиненным ФИО1 обороны ФИО1, - с разрешения начальников этих управлений и военных академий.
Согласно п. 46 Положения учету нуждающихся в жилой площади подлежат: а) не имеющие жилой площади военнослужащие, а также рабочие и служащие Советской Армии и Военно-Морского Флота, работающие в воинских частях, размещенных вне городов и поселков городского типа, и не имеющие жилой площади (к неимеющим жилой площади относятся также лица, проживающие в общежитиях, гостиницах, в служебных помещениях, на жилой площади, снимаемой в порядке поднайма, и на забронированной жилой площади); б) лица, нуждающиеся в улучшении жилищных условий: имеющие на одного члена семьи жилую площадь менее нормы, установленной местными ФИО1 депутатов трудящихся для принятия на учет; нуждающиеся в увеличении жилой площади в связи с болезнью членов семьи (открытая форма туберкулеза и другие тяжелые заболевания, при которых больные, согласно законодательству союзных республик, имеют право на дополнительную жилую площадь); проживающие в одной или смежных комнатах по две семьи; в) лица, подлежащие переселению из непригодных для проживания ветхих домов, бараков, подвалов и других непригодных для проживания помещений.
В соответствии с ч. 1 ст. 51 Жилищного кодекса Российской Федерации, действующего с 01.03.2005, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются граждане, не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения.
Как следует из материалов дела, истцы и ФИО6 не являлись нанимателями жилых помещений по договору социального найма, истцы не являлись членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, а также собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения.
Вышеизложенное свидетельствует о том, что на момент смерти ФИО6 он и члены его семьи не были обеспечены постоянным жилым помещением. Истцы не имеют в пользовании постоянного жилья и в настоящее время, так как проживают в служебном жилом помещении, не имеют в собственности жилья, не являются членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма и членами семьи собственника жилого помещения. Следовательно, ФИО6 и члены его семьи могли быть признаны нуждающимися в жилом помещении.
Суд также принимает во внимание тот факт, что ДД.ММ.ГГГГ ответчик ФГКУ «Центральное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации дал истцу ФИО8 ответ на ее обращение о передаче в собственность жилого помещения по адресу: <адрес> том, что данное жилое не подлежит приватизации, поскольку было предоставлено семье ФИО8 в качестве служебного и включено в специализированный жилищный фонд Министерства обороны Российской Федерации.
Таким образом, суд полагает обоснованными и подлежащими требования истцов ФИО2 и ФИО10 ФИО17.
При этом суд считает возможным возложить на ФГКУ «Центральное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации обязанность по включению истцов в единый реестр военнослужащих, принятых на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, поскольку в полномочия данной организации, согласно Приказу ФИО1 обороны Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № № ****** входит принятие на учет нуждающихся в получении жилых помещений по договору социального найма военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей на территории Центрального военного округа.
Руководствуясь статьями 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л :
иск ФИО2, ФИО10 ФИО4 к ФГКУ «Центральное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации о признании права на получение жилого помещения удовлетворить.
Признать за ФИО2 и ФИО3 право на получение жилого помещения по линии Министерства обороны Российской Федерации.
Обязать ФГКУ «Центральное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации включитьФИО2 и ФИО3 в единый реестр военнослужащих, принятых на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма.
Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам <адрес> областного суда в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме, путем подачи апелляционной жалобы через Октябрьский районный суд <адрес>.
Копия верна. Подлинник находится в материалах гражданского дела № № ******
Судья И.В. Кайгородова
Секретарь ФИО5