ЗАОЧНОЕ РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
04 февраля 2019 года г. Братск
Братский городской суд Иркутской области в составе:
председательствующего судьи Балабан С.Г.,
при секретаре Неяскиной Е.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело *** по исковому заявлению прокурора <адрес> в интересах Российской Федерации, <адрес>, неопределенного круга лиц к Петрову Д.В. о возложении обязанности возместить ущерб, причиненный охотничьим ресурсам вследствие незаконной рубки лесных насаждений, очистить лесной участок от порубочных остатков,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор <адрес> обратился в суд в интересах Российской Федерации, <адрес>, неопределенного круга лиц к Петрову Д.В. о возложении обязанности возместить ущерб, причиненный охотничьим ресурсам и среде их обитания, вследствие незаконной рубки лесных насаждений в размере 31 414,10 руб. в пользу муниципального образования «<адрес>»; обязать Петрова Д.В. произвести очистку лесного участка площадью 0,02 га, расположенного в квартале *** <адрес> от порубочных остатков путем сбора и укладки порубочных остатков в кучи или валы шириной не более 3 метров для перегнивания с расстоянием между валами не менее 20 метров.
В обоснование иска указал, что Петров Д.В. совершил незаконную рубку лесных насаждений при следующих обстоятельствах:
ДД.ММ.ГГГГ Петров Д.В. в нарушение требований ч. 8 ст.29, ст.30 Лесного кодекса Российской Федерации совершил незаконную рубку лесных насаждений на участке лесного фонда в <адрес>. Факт незаконной рубки леса подтверждается постановлением о назначении административного наказания главного государственного лесного инспектора в лесничествах <адрес> территориального управления министерства лесного комплекса <адрес> по Братскому лесничеству от ДД.ММ.ГГГГ
В результате незаконных действий ответчика была уничтожена среда обитания животных и других организмов, чем нарушены права и законные интересы неопределенного круга лиц (граждан), осуществляющих охоту в данном охотничьем угодье согласно нормам действующего законодательства, на защиту окружающей среды от негативного воздействия.
Кроме того установлено, что на месте указанной выше незаконной рубки, совершенной Петровым Д.В., имеются порубочные остатки, очистка места незаконной рубки не произведена.
В судебном заседании помощник прокурора <адрес> Петренёва Е.Ю. исковые требования поддержала, суду дала пояснения по доводам, изложенным в исковом заявлении.
Ответчик Петров Д.В. в судебное заседание не явился, возвращенное по истечении срока хранения, не врученное по месту жительства, не явившегося в судебное заседание ответчика, судебное извещение о явке в судебное заседание было направлено судом по месту жительства ответчика; заявлений от ответчика о перемене своего адреса в суд не поступало, доказательства уважительности причин неявки в судебное заседание не представлено. Учитывая отсутствие сообщения ответчика о перемене своего адреса во время производства по делу, судебная повестка в силу ст.118 ГПК РФ в адрес ответчика считается доставленной, поэтому суд считает, что ответчик надлежащим образом извещен о месте и времени судебного заседания, не просил рассмотреть дело в его отсутствие, об уважительных причинах неявки не сообщил, истец согласен на рассмотрение дела в заочном производстве, поэтому суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие ответчика в порядке заочного производства по имеющимся в деле доказательствам, о чем судом вынесено определение.
Представитель третьего лица Территориального Управления министерства лесного комплекса <адрес> в судебное заседание не явился, возвращенное по истечении срока хранения, не врученное по месту нахождения Территориального Управления министерства лесного комплекса <адрес> не явившегося в судебное заседание представителя, судебное извещение о явке в судебное заседание было направлено судом по месту нахождения управления; заявлений от представителя третьего лица о перемене своего адреса в суд не поступало, доказательства уважительности причин неявки в судебное заседание не представлено.
Выслушав пояснения представителя истца, исследовав материалы гражданского дела, суд приходит к следующему.
Согласно ст. 42 Конституции РФ, каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.
Правовое регулирование в области охоты и сохранения охотничьих ресурсов осуществляется Федеральным законом от 24.07.2009 № 209-ФЗ «Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», другими федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принимаемыми в соответствии с ними законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
Понятие охотничьих ресурсов закреплено в ст.1 Федерального закона от 24.07.2009 №209-ФЗ, под которыми понимаются объекты животного мира, которые в соответствии с настоящим Федеральным законом и (или) законами субъектов Российской Федерации используются или могут быть использованы в целях охоты.
Нормативы допустимого изъятия охотничьих ресурсов, в отношении которых утверждается лимит добычи охотничьих ресурсов, утвержден приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 30.04.2010 г. № 138.
Расчет вреда, причиненного охотничьим ресурсам, производится согласно Методике исчисления размера вреда, причиненного охотничьим ресурсам, утв. Приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 08.12.2011 №948.
При этом, согласно п.6 Методики исчисления размера вреда, причиненного охотничьим ресурсам, утв. Приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 08.12.2011 №948, размер вреда при нарушении или уничтожении среды обитания охотничьих ресурсов на территории воздействия (суммарный вред, причиненный одному виду охотничьих ресурсов от хозяйственной или иной деятельности на территории воздействия) исчисляется как сумма вреда одному виду охотничьих ресурсов по каждой территории воздействия (территория трансформации, территория сильного воздействия, территория сильного воздействия и территория слабого воздействия).
Постановлением <адрес> от 27.02.2018 № 155-пп утверждено Положение о Министерстве лесного комплекса <адрес> (далее - Положение), согласно которому Министерство лесного комплекса <адрес> является исполнительным органом государственной власти <адрес>, осуществляющим функции по управлению в сфере охраны и использования объектов животного мира, в том числе в сфере охоты, сохранения охотничьих ресурсов и среды их обитания в <адрес> (п. 1 Положения).
Согласно пп. 57 п. 8 Положения, к функции министерства в сфере охраны и регулирования использования объектов животного мира и среды их обитания, в том числе охотничьих ресурсов отнесена функция по подготовке расчета размера ущерба (вреда), нанесенного (причиненного) объектам животного мира и среде их обитания, охотничьим ресурсам, природным комплексам и их компонентам государственных природных заказников регионального значения, за исключением особо охраняемых природных территорий федерального значения.
Подпунктом 5 п. 17 Положения к ведению министерства отнесено утверждение положений о структурных подразделениях.
Приказом министерства лесного комплекса <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ N 90-мпр утверждено Положение о территориальном управлении министерства лесного комплекса <адрес> по Братскому лесничеству, согласно п. 8.3 которого, территориальное управление в соответствии с возложенной на него задачей по охране и регулированию использования объектов животного мира и среды их обитания, в том числе охотничьих ресурсов, на территории <адрес> осуществляет функции по подготовке расчета размера ущерба (вреда), нанесенного (причиненного) объектам животного мира и среде их обитания, охотничьим ресурсам, природным комплексам и их компонентам государственных природных заказников регионального значения.
Согласно расчету ущерба (вреда), произведенному территориальным управлением министерства лесного комплекса <адрес> по Братскому лесничеству, в результате незаконных действий Петрова Д.В. причинен вред охотничьим ресурсам в размере 31 414 руб. 10 коп.
В соответствии с ч.3 ст. ст.78 Федерального закона от 10.01.2002 №7-ФЗ «Об охране окружающей среды» иски о компенсации вреда окружающей среде, причиненного нарушением законодательства в области охраны окружающей среды, могут быть предъявлены в течение двадцати лет.
В соответствии со ст. 58 Федерального закона от 24.07.2009 №209-ФЗ возмещение вреда, причиненного охотничьим ресурсам, осуществляется в добровольном порядке или в судебном порядке на основании утвержденных в соответствии с Федеральным законом «О животном мире» такс и методик исчисления ущерба, причиненного животному миру, а при их отсутствии - исходя из затрат на воспроизводство охотничьих ресурсов.
Анализируя и оценивая представленные доказательства в их совокупности, которые суд принимает, так как находит их относимыми и допустимыми, и содержащими обстоятельства, имеющие значение для рассмотрения дела, судом установлено, что Петров Д.В., в нарушение требований лесного законодательства и Правил санитарной безопасности, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 20.05.2017 № 607, совершил незаконную рубку лесных насаждений на участке лесного фонда в <адрес>.
Факт незаконной порубки лесных насаждений, размер ущерба, причиненного незаконной порубкой, подтверждается постановлением *** о назначении административного наказания главного государственного лесного инспектора в лесничествах <адрес> территориального управления министерства лесного комплекса <адрес> по Братскому лесничеству от ДД.ММ.ГГГГ, которым Петров Д.В. был признан виновным в нарушениях, предусмотренных ч.1 ст.8.28 КоАП РФ и ему назначено административное наказание в виде штрафа в размере 3 000 руб., а также расчетом ущерба (вреда) объектам животного мира, отнесенным к объектам охоты, причиненного в результате незаконной вырубки лесных насаждений гражданином Петровым Д.В. До настоящего времени вред, причиненный охотничьим ресурсам и среде их обитания в результате уничтожения среды обитания охотничьих ресурсов Петровым Д.В. не возмещен.
Проанализировав приведенные нормы закона, и представленные по делу доказательства, и установив, что ответчик своими незаконными действиями, выразившимися в незаконной рубке лесных насаждений (среды обитания охотничьих ресурсов), в результате уничтожения среды обитания охотничьих ресурсов на участке охотничьих угодий нарушил интересы Российской Федерации как собственника лесных участков пользоваться, владеть и распоряжаться лесными участками и лесными насаждениями; интересы Российской Федерации и Иркутской области, поскольку в результате уничтожения ответчиком среды обитания охотничьих ресурсов; нарушены права и законные интересы неопределенного круга лиц (граждан), осуществляющих охоту в данном охотничьем угодье согласно нормам действующего законодательства, на защиту окружающей среды от негативного воздействия, поскольку в результате незаконных действий ответчика была уничтожена среда обитания животных и других организмов.
Кроме того, уклонившись от явки в судебное заседание, ответчик Петров Д.В. не оспаривал сумму ущерба, причиненного незаконной порубкой лесных насаждений в размере 31 414,10 руб., своего расчета не суду не представил.
В силу ст. 8 ЛК РФ лесные участки в составе земель лесного фонда находится в федеральной собственности.
Таким образом, ответчик своими незаконными действиями нарушил законные интересы государства по пользованию, владению и распоряжению лесными ресурсами Российской Федерации. Ущерб, нанесенный незаконной порубкой, причинен лесному фонду Российской Федерации, а именно Российской Федерации.
В соответствии со ст.41 Бюджетного кодекса Российской Федерации к доходам бюджетов относятся налоговые доходы, неналоговые доходы и безвозмездные поступления. К неналоговым доходам бюджетов относятся средства, полученные в результате применения мер гражданско-правовой, административной и уголовной ответственности, в том числе штрафы, конфискации, компенсации, а также средства, полученные в возмещение вреда, причиненного Российской Федерации, субъекту Российской Федерации, муниципальным образованиям, и иные суммы принудительного изъятия (п. 3 ст.41 БК РФ).
Согласно ч. 6 ст.46 Бюджетного кодекса Российской Федерации суммы реализации конфискованных в установленном порядке орудий охоты, рыболовства и продукции незаконного природопользования, а также по искам о возмещении вреда, причиненного окружающей среде, подлежат зачислению в бюджеты муниципальных районов, городских округов, городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга по месту причинения вреда окружающей среде по нормативу 100 процентов.
На основании изложенного, учитывая доказанность причинения ответчиком Петровым Д.В. ущерба, возникшего в связи с незаконной порубкой лесных насаждений, суд приходит к выводу, что с Петрова Д.В. в пользу муниципального образования «<адрес>» подлежит взысканию сумма ущерба в размере 31 414,10 руб.
Кроме того установлено, что на месте указанной выше незаконной рубки, совершенной Петровым Д.В., имеются порубочные остатки, очистка места незаконной рубки не произведена.
В соответствии с пп. 2, 6, 8 ст. 1 ЛК РФ одними из основных принципов лесного законодательства являются, в том числе, сохранение средообразующих, водоохранных, защитных, санитарно-гигиенических, оздоровительных и иных полезных функций лесов в интересах обеспечения права каждого на благоприятную окружающую среду; обеспечение охраны и защиты лесов и использование лесов способами, не наносящими вреда окружающей среде.
Согласно ч. 1 ст. 51 ЛК РФ леса подлежат охране от пожаров.
В силу требований ч. 2 ст. 11 ЛК РФ граждане обязаны соблюдать правила пожарной безопасности в лесах, правила санитарной безопасности в лесах, правила лесовосстановления и правила ухода за лесами.
Согласно п. 1 Правил санитарной безопасности в лесах, утв. Постановлением Правительства РФ от 20.05.2017 № 607, настоящие правила устанавливают порядок и условия организации осуществления мер санитарной безопасности в лесах и требования, направленные на обеспечение санитарной безопасности в лесах при использовании, охране, защите и воспроизводстве лесов.
В соответствии с п. 14 Правил санитарной безопасности в лесах, при использовании лесов не допускается загрязнение лесов отходами производства и потребления, иное неблагоприятное воздействие на леса.
Согласно п. 1 Правил пожарной безопасности в лесах, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 30.06.2007 г. № 417, настоящие Правила устанавливают единые требования к мерам пожарной безопасности в лесах в зависимости от целевого назначения земель и целевого назначения лесов и обеспечению пожарной безопасности в лесах при использовании, охране, защите, воспроизводстве лесов, осуществлении иной деятельности в лесах, а также при пребывании граждан в лесах и являются обязательными для исполнения органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также юридическими лицами и гражданами.
В соответствии с п. 9 Правил пожарной безопасности в лесах запрещается засорение леса бытовыми, строительными, промышленными и иными отходами и мусором.
В нарушение вышеуказанных требований лесного законодательства на месте незаконной рубки лесных насаждений, совершенной на площади 0,02 га в <адрес>, Петровым Д.В. оставлены порубочные остатки, что не отвечает требованиям санитарной безопасности в лесах, захламляет лесной массив и создает угрозу возникновения лесных пожаров. Данный факт подтверждается актом осмотра места незаконной рубки деревьев, составленным территориальным управлением Министерства лесного комплекса <адрес> по Братскому лесничеству от ДД.ММ.ГГГГ
В соответствии с п. 17 Правил пожарной безопасности в лесах, очистка мест рубок может осуществляться путем укладки порубочных остатков в кучи или валы шириной не более 3 метров для перегнивания, сжигания или разбрасывание их в измельченном виде по площади места рубки (лесосеки) на расстоянии не менее 10 метров от прилегающих лесных насаждений. Требованиями Правил пожарной безопасности в лесах установлено, что расстояние между валами должно быть не менее 20 метров, если оно не обусловлено технологией лесосечных работ.
В соответствии со ст. 99 Лесного кодекса РФ лица, виновные в нарушении лесного законодательства, несут административную, уголовную и иную ответственность в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
С момента совершения правонарушения по настоящее время Петров Д.В. не исполнил обязанность по устранению выявленного нарушения, а именно, не произвел очистку места незаконной рубки лесных насаждений от порубочных остатков.
В преамбуле Федерального закона «Об охране окружающей среды» № 7-ФЗ от 10.01.2002 указано, что в соответствии с Конституцией Российской Федерации каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам, которые являются основой устойчивого развитая, жизни и деятельности народов, проживающих на территории Российской Федерации.
Таким образом, указанным бездействием ответчика нарушены права и законные интересы неопределенного круга лиц (граждан), осуществляющих свою жизнедеятельность на прилегающей к месту незаконной рубки территории, на защиту окружающей среды от негативного воздействия, на благоприятную окружающую среду. Также в результате бездействия Петрова Д.В. повышается угроза возникновения лесного пожара в пожароопасный период.
При таких обстоятельствах, суд считает необходимым возложить на Петрова Д.В. обязанность в срок, до ДД.ММ.ГГГГ произвести очистку лесного участка площадью 0,02 га, расположенного в квартале *** выдела *** Вихоревской дачи Вихоревского участкового лесничества территориального управления Министерства лесного комплекса <адрес> по Братскому лесничеству от порубочных остатков путем сбора и укладки порубочных остатков в кучи или валы шириной не более 3 метров для перегнивания с расстоянием между валами не менее 20 метров.
Учитывая, что уклонившись от явки в судебное заседание ответчиком Петровым Д.В. в соответствии со ст. 56 ГПК РФ доказательств опровергающих доводы истца суду не представлено, суд находит исковые требования прокурора <адрес> законными, обоснованными и подлежащими удовлетворению в полном объеме.
Доказательств опровергающих, выводы суда в материалах дела не имеется.
На основании вышеизложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199, 233-235 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ <░░░░░> ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░, <░░░░░>, ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░, ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░.░., ░░.░░.░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░, ░░░░░░░░ <░░░░░>, ░░░░░░░░░░ ░░, ░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░: <░░░░░>, ░░░░░, ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░ ░░ ░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ 31 414,10 ░░░. (░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░) ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ «<░░░░░>» (░░░░░░░░░: ░░░░ ░░░░░░░░░░ - ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ <░░░░░>, ░░░: ***, ░░░░: ***, ░░░░░ ***, ░░░ *** «░░░░░ ░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░» ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░: ░░░ ***, ░░░ ***, ░░░ ░░ <░░░░░> (░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ «<░░░░░>», ░/░ ***).
░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░ ░.░., ░░.░░.░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░, ░░░░░░░░ <░░░░░>, ░░░░░░░░░░ ░░, ░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░: <░░░░░>, ░ ░░░░ ░░ ░░.░░.░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░ 0,02 ░░, ░░░░░░░░░░░░░░ ░ <░░░░░> ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░ ░░░ ░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░ 3 ░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░ 20 ░░░░░░.
░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░ ░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░, ░ ░ ░░░░░░, ░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░, - ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░.
░░░░░ ░.░. ░░░░░░░