РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
24 апреля 2023 года г. Самара
Железнодорожный районный суд г. Самары в составе:
председательствующего судьи Чирковой Е.А.
при секретаре судебного заседания Абрамовой С.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело №2а-818/2023 по административному исковому заявлению Межрайонной инспекции ФНС России № 23 по Самарской области к Рыбалко О.А. о взыскании недоимки по транспортному налогу,
УСТАНОВИЛ:
МИФНС России № 23 по Самарской области обратилась в суд с указанным административным иском к Рыбалко О.А. о взыскании недоимки по обязательным платежам на общую сумму 14 647,45 руб., в том числе: по транспортному налогу ОКТМО 36701305: за 2019 г. налог в размере 7 301,00 руб., пени в размере 21,72 руб. за период с 02.12.2020 по 22.12.2020, за 2020 г. налог в размере 7 301,00 руб., пени в размере 23,73 руб. за период с 02.12.2021 по 14.12.2021, в обоснование своих требований указав, что административный ответчик является плательщиком транспортного налога за 2019-2020гг. в связи с наличием объектов налогообложения, указанных в налоговом уведомлении. На момент подачи административного иска Рыбалко О.А. сумму задолженности не оплатил.
Информация о времени и месте рассмотрения дела в соответствии со статьями 14 и 16 Федерального закона от 22 декабря 2008 г. № 262-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в Российской Федерации» размещена на интернет-сайте суда.
Представитель административного истца МИФНС России №23 по Самарской области в судебное заседание не явился, извещен своевременно и надлежащим образом, просил рассмотреть дело в его отсутствие (л.д. 4).
В судебное заседание административный ответчик Рыбалко О.А. не явился, представил письменные возражения на административное исковое заявление, в которых в удовлетворении заявленных требований просит отказать. Представитель административного истца по доверенности Загидуллин Р.Н. просил в иске отказать.
Статьей 289 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее по тексту – КАС РФ) предусмотрено, что неявка в судебное заседание лиц, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, не является препятствием к рассмотрению административного дела, если суд не признал их явку обязательной.
Учитывая, что явка административного истца, административного ответчика, не признана судом обязательной, принимая во внимание требования статей 96, 150 КАС РФ, пункта 1 статьи 165.1 Гражданского кодекса Российской Федерации, положения статьи 14 Международного пакта о гражданских и политических правах, гарантирующие равенство всех перед судом, в соответствии с которыми неявка лица в суд есть его волеизъявление, свидетельствующее об отказе от реализации своего права на непосредственное участие в разбирательстве, а потому не является преградой для рассмотрения дела, суд считает возможным рассмотреть дело в их отсутствие.
Исследовав материалы дела, материалы административного дела № 2а-1150/2022 по заявлению МИФНС России № 23 по Самарской области о выдаче судебного приказа о взыскании задолженности по налогам с Рыбалко О.А., суд приходит к следующему.
В силу статьи 57 Конституции РФ, статьи 3, подпункта 1 пункта 1 статьи 23 Налогового кодекса РФ (далее по тексту – НК РФ) каждый налогоплательщик обязан платить законно установленные налоги и сборы.
В соответствии с частями 1, 2 статьи 287 КАС РФ органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей (далее - контрольные органы), вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.
Административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций. Пропущенный по уважительной причине срок подачи административного искового заявления о взыскании обязательных платежей и санкций может быть восстановлен судом.
В соответствии со ст. 409 НК РФ налог подлежит уплате налогоплательщиками в срок не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом.
Налог уплачивается по месту нахождения объекта налогообложения на основании налогового уведомления, направляемого налогоплательщику налоговым органом.
В соответствии со статьей 32 НК РФ налоговые органы обязаны направлять налогоплательщику или налоговому агенту копии акта налоговой проверки и решения налогового органа, а также в случаях, предусмотренных Налоговым кодексом, налоговое уведомление и требование об уплате налога и сбора.
В соответствии с пунктом 1 статьи 45 НК РФ (в редакции, действующий в период возникновения обязательств по уплате налогов) налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах.
Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах. Налогоплательщик либо в случаях, установленных настоящим Кодексом, участник консолидированной группы налогоплательщиков вправе исполнить обязанность по уплате налога досрочно.
Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом или таможенным органом налогоплательщику (ответственному участнику консолидированной группы налогоплательщиков) требования об уплате налога.
Пункт 2 ст. 45 НК РФ (в редакции, действующий в период возникновения обязательств по уплате налогов) устанавливает, если иное не предусмотрено п. 2.1 настоящей статьи, в случае неуплаты или неполной уплаты налога в установленный срок производится взыскание налога в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом.
Согласно п. 6 ст. 45 НК РФ (в редакции, действующий в период возникновения обязательств по уплате налогов) неисполнение обязанности по уплате налога является основанием для применения мер принудительного исполнения обязанности по уплате налога, предусмотренных настоящим Кодексом.
На основании статьи 19 НК РФ налогоплательщиками признаются организации и физические лица, на которые возложена обязанность уплачивать налоги и сборы.
В соответствии со ст. 357 НК РФ налогоплательщиками транспортного налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения.
Объектом налогообложения транспортным налогом, согласно ст. 358 НК РФ, являются указанные в данной статье транспортные средства, зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Таким образом, обязанность по уплате транспортного налога ставится в зависимость от регистрации транспортного средства, а не от фактического использования данного транспортного средства, а налогоплательщиком транспортного налога признается лицо, на которое зарегистрировано транспортное средство, то есть владелец транспортного средства.
Ст. 2 Закона Самарской области от 06.11.2002 № 86-ГД «О транспортном налоге на территории Самарской области» установлены размеры ставок, применяемых для транспортного налога.
В соответствии с пунктами 1 и 4 статьи 69 НК РФ (в редакции, действующей на момент возникновения задолженности по уплате налогов) требованием об уплате налога признается извещение налогоплательщика о неуплаченной сумме налога, а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму налога.
Требование об уплате налога должно быть исполнено в течение восьми дней с даты получения указанного требования, если более продолжительный период времени для уплаты налога не указан в этом требовании.
В силу п. 1 ст. 70 НК РФ требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику не позднее трех месяцев со дня выявления недоимки, если иное не предусмотрено настоящей статьей.
Статьей 75 НК РФ (в редакции, действующей на момент возникновения задолженности по уплате налогов) предусмотрено, что в случае неуплаты в установленный срок сумм налога, подлежит начислению пени в размере одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка РФ за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах для уплаты налога. Принудительное взыскание пеней с физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями, производится в порядке, предусмотренном статьей 48 НК РФ.
Судом установлено и подтверждено материалами дела, что Рыбалко О.А. в силу положений ст.ст. 357, 358 НК РФ является плательщиком транспортного налога за 2019-2020гг. в связи с наличием в его собственности объекта налогообложения, а именно: транспортного средства <данные изъяты>), г/н № (с 14.05.2013 до 24.07.2021) (л.д. 38-39).
За 2019 г. налоговым органом Рыбалко О.А. начислен транспортный налог в размере 7 301,00 руб. с направлением в адрес налогоплательщика налогового уведомления №54384073 от 01.09.2020 (л.д. 12).
За 2020 г. налоговым органом Рыбалко О.А. начислен транспортный налог в размере 7 301,00 руб. с направлением в адрес налогоплательщика налогового уведомления №43004057 от 01.09.2021 (л.д. 13).
По причине неуплаты транспортного налога за 2019-2020 гг. налогоплательщику выставлено требование № 35742 по состоянию на 23.12.2020г., которым ответчику предложено погасить недоимку по транспортному налогу в общем размере 7 301,00 руб., начисленные пени в сумме 21,72 руб. со сроком уплаты до 09.02.2021 (л.д. 8), а также требование № 66076 по состоянию на 15.12.2021г., которым ответчику предложено погасить недоимку по транспортному налогу в общем размере 7 301,00 руб., начисленные пени в сумме 23,73 руб., со сроком уплаты до 01.02.2022 (л.д. 9)
Направление как налоговых уведомлений, так и требований, подтверждается представленными скриншотами из личного кабинета АИС Налог-3 ПРОМ.
Указанные требования оставлены без исполнения.
В соответствии с частью 2 статьи 286 КАС РФ административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций. Пропущенный по уважительной причине срок подачи административного искового заявления о взыскании обязательных платежей и санкций может быть восстановлен судом.
Статьей 48 НК РФ (в редакции, действующей на момент направления налоговых уведомлений и требований) установлено, что заявление о взыскании подается налоговым органом (таможенным органом) в суд, если общая сумма налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащая взысканию с физического лица, превышает 3 000 рублей (с 23.12.2020 – 10 000 рублей), за исключением случая, предусмотренного абзацем третьим пункта 2 настоящей статьи.
Заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.
Если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов превысила 3 000 рублей (с 23.12.2020 – 10 000 рублей), налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня, когда указанная сумма превысила 3 000 рублей (с 23.12.2020 – 10 000 рублей).
Если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов не превысила 3 000 рублей (с 23.12.2020 – 10 000 рублей), налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня истечения указанного трехлетнего срока.
Срок, в течение которого налоговый орган вправе обратиться с заявлением о выдаче судебного приказа по требованиям № 35742 от 23.12.2020г., № 66076 от 15.12.2021г., размер задолженности по которым превысил 10 000 рублей, - до 01.08.2022 (01.02.2022 + 6 мес.).
С заявлением о выдаче судебного приказа о взыскании с Рыбалко О.А. задолженности налоговый орган обратился 12.05.2022, то есть в установленный срок.
Поскольку в установленный срок задолженность не погашена, мировым судьей судебного участка №2 Железнодорожного судебного района г. Самары по заявлению МИФНС России №23 по Самарской области 19.05.2022г. вынесен судебный приказ №2а-1150/2022 о взыскании с Рыбалко О.А. задолженности по налогам.
Определением мирового судьи судебного участка №3 Железнодорожного судебного района г. Самары от 13.07.2022 г. судебный приказ отменен по заявлению Рыбалко О.А. (л.д. 5).
Согласно п. 3 ст. 48 НК РФ требование о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом (таможенным органом) в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.
Настоящее административное исковое заявление подано в суд 10.01.2023, то есть в течение шести месяцев с 13.07.2022.
Таким образом, в данном случае сроки для обращения в суд административным истцом не нарушены.
Поскольку до настоящего обязанность по уплате транспортного налога за 2019-2020 гг., предусмотренная ст. 45 НК РФ, в добровольном порядке налогоплательщиком не исполнена, доказательств обратного административным ответчиком не представлено, с Рыбалко О.А. в пользу государства подлежит взысканию недоимка по транспортному налогу ОКТМО 36701305: за 2019 г. - в размере 7 301,00 руб., за 2020 г. - в размере 7 301,00 руб.
В связи с неуплатой транспортного налога за 2019-2020 гг. налоговым органом начислены пени на недоимку по транспортному налогу в размере 21,72 руб. за период с 02.12.2020 по 22.12.2020 (за 2019 год), в размере 23,73 руб. за период с 02.12.2021 по 14.12.2021 (за 2020 год).
Поскольку обязанность, предусмотренная налоговым законодательством, в части своевременной оплаты транспортного налога за 2019-2020 гг. административным ответчиком не исполнена, требования о взыскании пени на недоимку по транспортному налогу также подлежат удовлетворению.
Расчет задолженности по налогам и пени проверен судом, признан арифметически верным и соответствующим закону.
Довод административного ответчика о том, что автомобиль <данные изъяты>, г/н № в спорный период 2019-2020 гг. административному ответчику не принадлежал в связи с тем, что данный автомобиль 18.12.2014 был продан в целях реализации автомобиля в добровольном порядке по исполнительному производству от 25.12.2014 № 35915/14/63043-ИП, судом отклоняется ввиду того, что в силу положений НК РФ обязанность по уплате транспортного налога ставится в зависимость от регистрации транспортного средства, а налогоплательщиком транспортного налога признается лицо, на которое зарегистрировано транспортное средство, то есть владелец транспортного средства. Поскольку в период 2019-2020 гг. автомобиль <данные изъяты>), г/н № был зарегистрирован за Рыбалко О.А., именно на административного ответчика возлагается обязанность по уплате транспортного налога за указанный период.
Поскольку на основании пункта 19 части 1 статьи 333.36 НК РФ административный истец освобожден от уплаты государственной пошлины, в соответствии с частью 1 статьи 114 КАС РФ, статьей 61.1 Бюджетного кодекса РФ с административного ответчика в доход бюджета г.о. Самара подлежит взысканию государственная пошлина в размере 585 руб.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 175, 178-180 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
Административные исковые требования Межрайонной инспекции ФНС России № 23 по Самарской области к Рыбалко О.А. о взыскании недоимки по транспортному налогу – удовлетворить.
Взыскать с Рыбалко О.А., ИНН №, зарегистрированного по адресу: <адрес>, недоимку по транспортному налогу ОКТМО 36701305 за 2019г. в размере 7 301,00 руб., пени в размере 21,72 руб. за период с 02.12.2020 по 22.12.2020, недоимку по транспортному налогу ОКТМО 36701305 за 2020г. в размере 7 301,00 руб., пени в размере 23,73 руб. за период с 02.12.2021 по 14.12.2021, а всего взыскать 14 647 (Четырнадцать тысяч шестьсот сорок семь) рублей 45 копеек.
Взыскать с Рыбалко О.А., ИНН №, зарегистрированного по адресу: <адрес>, в бюджет г.о. Самара государственную пошлину в размере 585 (Пятьсот восемьдесят пять) рублей.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по административным делам Самарского областного суда через Железнодорожный районный суд г. Самары в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Мотивированное решение изготовлено 11 мая 2023 года.
Судья Е.А. Чиркова