<данные изъяты>
Д-2-886/2010
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
14 декабря 2010 года гор. Нижний Новгород
Нижегородский гарнизонный военный суд в составе: председательствующего судьи Горошко С.К., при секретаре Липантьевой Е.А., в открытом судебном заседании в помещении военного суда, с участием заявителя Максимов В.А. и представителя командира войсковой части № и жилищной комиссии войсковой части № майора юстиции Пшечук В.А., рассмотрев гражданское дело по заявлению бывшего военнослужащего войсковой части № майора запаса Максимов В.А., оспаривающего действия жилищной комиссии войсковой части № от ДД.ММ.ГГГГ, в части исключения его из списков военнослужащих нуждающихся в получении жилых помещений, и действия командира войсковой части №, связанные с утверждением данного решения,
УСТАНОВИЛ:
Максимов В.А. обратился в Нижегородский гарнизонный военный суд с заявлением, в котором указал, что он проходил военную службу по контракту в войсковой части № с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ жильем не обеспечивался. После проведения организационно-штатных мероприятий был проведен в войсковую часть №, где также не обеспечивался жильем. В апреле 1999 года он был переведен для прохождения военной службы в войсковую часть №, где прослужил до достижения предельного возраста пребывания на военной службе и за этот период жильем также не обеспечивался.
Как указывает заявитель, перед увольнением его увольнением с военной службы ДД.ММ.ГГГГ заседанием жилищно-бытовой комиссии войсковой части № он был поставлен на учет нуждающихся в получении жилых помещений и включен в подпрограмму «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильём категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилье» на 2002-2010 года, для получения государственного жилищного сертификата.
ДД.ММ.ГГГГ решением жилищно-бытовой комиссии войсковой части № ( протокол №) он был исключен из жилищного учета и уволен с военной службы в запас без предоставления ГЖС.
На основании вышеизложенного заявитель просил суд:
- признать решение заседания жилищно-бытовой комиссии войсковой части № № от ДД.ММ.ГГГГ об исключении его из списка личного состава нуждающихся в улучшении жилищных условий и действия командира воинской части утвердившего это решение незаконными;
- обязать жилищно-бытовую комиссию войсковой части № принять решение об отмене решения заседания жилищно-бытовой комиссии войсковой части № № от ДД.ММ.ГГГГ, а командира воинской части утвердить это решение.
В судебном заседании заявитель свои требования уточнил и просил суд:
- признать решение заседания жилищно-бытовой комиссии войсковой части № ( протокол №) от ДД.ММ.ГГГГ в части исключения его из списка личного состава нуждающихся в улучшении жилищных условий и действия командира воинской части №, утвердившего это решение незаконными;
- обязать жилищно-бытовую комиссию войсковой части № принять решение об отмене решения заседания жилищно-бытовой комиссии войсковой части № (протокол №) от ДД.ММ.ГГГГ в части исключения его из списка личного состава нуждающихся в улучшении жилищных условий, а командира воинской части № утвердить это решение.
Представитель командира войсковой части № и жилищной комиссии войсковой части № по доверенности майор юстиции Пшечук В.А. требования заявителя не признал в полном объеме и при этом показал, что заявитель относиться к категории военнослужащих заключивших контракт о прохождении военной службы до 1 января 1998 года. Данная категория военнослужащих на первые пять лет обеспечивалась служебными жилыми помещениями, а затем при продолжении военной службы свыше этих сроков предоставление жилых помещений осуществляется на общих основаниях, то есть в настоящий момент, данный порядок постановки на жилищный учет и предоставление жилья регулируется пунктом 3 статьи 52 ЖК РФ. Соответственно заявитель Максимов В.А., должен приниматься на жилищный учет в администрации <адрес>. При этом это право состоять на жилищном учете он приобрел только после ДД.ММ.ГГГГ, в силу действия нового ЖК РФ.
Также Пшечук В.А. указал, что за период военной службы заявитель Максимов В.А. перемещался по службе и проходил военную службу в войсковых частях №, № и на учете нуждающихся в жилом помещении не состоял. Фактически Максимов В.А. впервые был признан нуждающимся в жилье после ДД.ММ.ГГГГ по дате его рапорта от ДД.ММ.ГГГГ и в период действия правовых норм нового ЖК РФ. В свою очередь жилищная комиссия воинской части не может признать его нуждающимся в жилом помещении, так как данные полномочия делегированы жилищным законодательством органам местного самоуправления, в частности администрации <адрес>, что также отражено в п.п. 2.1 п. 2 Инструкции «Об организации работы по обеспечению жилыми помещениями во внутренних войсках МВД России», утвержденной приказом МВД РФ от ДД.ММ.ГГГГ №. Во исполнение данной Инструкции было издано указание ГКВВ МВД России № от ДД.ММ.ГГГГ о запрещении постановки на жилищный учет военнослужащих в нарушение требований действующего законодательства, в данном случае п.3 ст.52 ЖК РФ.
Согласно ст.32 Федерального закона «О внутренних войсках МВД России» руководство войсками осуществляется главным командованием ВВ МВД России, следовательно жилищная комиссия воинской части при принятии решения об исключении заявителя с жилищного учета также руководствовалась указанием ГКВВ.
На основании вышеизложенного представитель командира войсковой части № и жилищной комиссии войсковой части № майор юстиции Пшечук В.А. попросил суд отказать заявителю в удовлетворении его требований в полном объёме.
Заслушав объяснение сторон и исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
Согласно п. 5 ст. 5 ЖК РФ, федеральные органы исполнительной власти могут издавать нормативные правовые акты, содержащие нормы, регулирующие жилищные отношения, в случаях и в пределах, предусмотренных ЖК РФ, другими федеральными законами, указами Президента РФ, постановлениями Правительства РФ. При этом, в соответствии с п. 6 ст. 12 ЖК РФ определение порядка предоставления жилых помещений жилищного фонда РФ гражданам, которые нуждаются в жилых помещениях и категории которых установлены федеральным законом, указами Президента РФ, также относится к компетенции органов государственной власти РФ.
Статьей 15 Федерального закона от 27 мая 1998 года № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» установлено, что государство гарантирует военнослужащим предоставление жилых помещений в порядке и на условиях, которые устанавливаются федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
В соответствии с п. 1 Положения о Министерстве внутренних дел Российской Федерации, утвержденного Указом Президента от 19 июля 2004 года № 927, Министерство внутренних дел Российской Федерации является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел.
Таким образом, Министерство внутренних дел Российской Федерации вправе издавать нормативные правовые акты, содержащие нормы, регулирующие жилищные отношения, в том числе порядок предоставления жилья, относящегося к жилищному фонду РФ, закрепленному за этим федеральным органом исполнительной власти.
В соответствии с п.п. 3, 18, 19, 22, 26 и 27 приказа МВД РФ от 12 февраля 2010 года № 75 "Об организации работы по обеспечению жилыми помещениями во внутренних войсках МВД России", зарегистрированного в Министерстве юстиции РФ 30 марта 2010 г. (регистрационный № 16766), и, вступившего в силу с 7 мая 2010, вопросы, связанные с обеспечением военнослужащих внутренних войск МВД РФ жилыми помещениями решаются по месту прохождения ими военной службы в соответствии с Конституцией Российской Федерации, Жилищным кодексом Российской Федерации, федеральными законами, постановлениями Правительства Российской Федерации, жилищным законодательством субъектов Российской Федерации и организуется в порядке, предусмотренном Инструкцией. В целях соблюдения законности при распределении жилья и использовании жилой площади, всестороннего и объективного рассмотрения вопросов по улучшению жилищных условий военнослужащих, в каждой части приказом соответствующего командира создаётся жилищная комиссия. Для принятия на учёт нуждающихся в жилых помещениях военнослужащими подаётся в порядке подчинённости рапорт с резолюцией непосредственного начальника, с приложением необходимых документов. Военнослужащие включаются в списки очередников, нуждающихся в жилых помещениях, на основании решений жилищных комиссий, оформляемых протоколами и утверждаемых командирами воинских частей. Решение о постановке или о невозможности постановки на учет военнослужащих, в качестве нуждающихся в жилых помещениях, принимается жилищной комиссией по результатам рассмотрения рапорта (заявления) не позднее чем через тридцать рабочих дней со дня представления указанных документов в комиссию. При рассмотрении жилищных вопросов в протоколах жилищных комиссий подробно указываются жилищные условия военнослужащих, состав семьи (персонально) со ссылкой на конкретные положения законодательства Российской Федерации, на основании которых военнослужащий признается нуждающимся в жилых помещениях (улучшении жилищных условий).
По смыслу указанных норм, принятие военнослужащих на учет нуждающихся в получении жилых помещений осуществляется жилищными комиссиями воинских частей по месту прохождения ими службы на основании их рапортов.
Поскольку Максимов В.А. является военнослужащим войсковой части №, то именно в этой части он должен находиться в списках нуждающихся в жилых помещениях.
Из оглашенной и исследованной в судебном заседании выписки из протокола жилищно-бытовой комиссии войсковой части № № от ДД.ММ.ГГГГ, усматривается, что Максимов В.А. решением данной жилищной комиссии, утвержденного командиром войсковой части 3424, принят на учет военнослужащих, нуждающихся в получении жилых помещений, с составом семьи 1 человек в соответствии с п.1 п.п. ст. 51 ЖК РФ ст. ФЗ № «О статусе военнослужащих» по дате его рапорта от ДД.ММ.ГГГГ.
Согласно выписки из протокола жилищно-бытовой комиссии войсковой части № № от ДД.ММ.ГГГГ Максимов В.А. включен в включен в подпрограмму «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильём категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 года, для получения государственного жилищного сертификата составом семьи 1 человек.
Из оглашенной и исследованной в судебном заседании выписки из протокола жилищно-бытовой комиссии войсковой части № № от ДД.ММ.ГГГГ, усматривается, что Максимов В.А. решением данной жилищной комиссии, утвержденного командиром войсковой части №, исключен из списка личного состава войсковой части №, нуждающихся в улучшении жилищных условий, в соответствии с п.п. 6 п.1 ст. 56 ЖК РФ.
В соответствии с п.1 п.п. ст. 51 ЖК РФ граждане снимаются с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях в случае выявления в представленных ими документах в орган, осуществляющий принятие на учет, сведений, не соответствующих действительности и послуживших основанием принятия на учет, а также неправомерных действий должностных лиц органа, осуществляющего принятие на учет, при решении вопроса о принятии на учет.
Решения о снятии с учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях должны быть приняты органом, на основании решений которого такие граждане были приняты на данный учет, не позднее чем в течение тридцати рабочих дней со дня выявления обстоятельств, являющихся основанием принятия таких решений. Решения о снятии с учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях должны содержать основания снятия с такого учета с обязательной ссылкой на обстоятельства, предусмотренные частью 1 статьи 56 ЖК РФ.
Аналогичные основания снятия с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях содержит ст. 11 закона Нижегородской области от 16 ноября 2005 года № 179-З «О порядке ведения органами местного самоуправления городских округов и поселений Нижегородской области учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма» (далее - Закона).
Как установлено в судебном заседании Максимов В.А. за весь период его военной службы жилое помещение для постоянного проживания не предоставлялось, необходимые документы для постановки его на жилищный учет совместно с рапортом от ДД.ММ.ГГГГ представлены заявителем в жилищную комиссию войсковой части № и при этом сведений, не соответствующих действительности и послуживших основанием принятия на учет в этих документах не содержалось.
Из оглашенной в судебном заседании выписки из приказа командира войсковой части № № от ДД.ММ.ГГГГ усматривается, что майор Максимов В.А. с сего числа исключен из списков личного состава войсковой части в связи с его увольнением с военной службы по достижению предельного возраста пребывания на военной службе.
При этом выслуга лет Максимов В.А. в Вооруженных в органах и войсках ВВ МВД РФ на ДД.ММ.ГГГГ в календарном исчислении составляла 25 лет и 03 месяца.
В соответствии с п.1 ст. 15 Федерального закона от 27 мая 1998 г. N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" Государство гарантирует военнослужащим предоставление жилых помещений или выделение денежных средств на их приобретение в порядке и на условиях, которые устанавливаются федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Военнослужащим - гражданам, проходящим военную службу по контракту, и совместно проживающим с ними членам их семей предоставляются не позднее трехмесячного срока со дня прибытия на новое место военной службы служебные жилые помещения по нормам и в порядке, которые предусмотрены федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, с учетом права на дополнительную жилую площадь. Служебные жилые помещения предоставляются в населенных пунктах, в которых располагаются воинские части, а при отсутствии возможности предоставить жилые помещения в указанных населенных пунктах - в других близлежащих населенных пунктах.
Указанным военнослужащим, заключившим контракт о прохождении военной службы до 1 января 1998 года (за исключением курсантов военных образовательных учреждений профессионального образования), и совместно проживающим с ними членам их семей на первые пять лет военной службы предоставляются служебные жилые помещения или общежития. При продолжении военной службы свыше указанных сроков им предоставляются жилые помещения на общих основаниях.
Согласно п. 13 той же Статьи военнослужащие - граждане, проходящие военную службу по контракту, общая продолжительность военной службы которых составляет 20 лет и более, не обеспеченные на момент увольнения с военной службы жилыми помещениями, не могут быть исключены без их согласия из списка очередников на получение жилых помещений (улучшение жилищных условий) по последнему перед увольнением месту военной службы и обеспечиваются жилыми помещениями в соответствии с настоящим Федеральным законом, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Указанный порядок обеспечения жилыми помещениями распространяется и на военнослужащих - граждан, увольняемых с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность военной службы которых составляет 10 лет и более.
Оценивая изложенное, суд признает незаконным решение жилищно-бытовой комиссии войсковой части № от ДД.ММ.ГГГГ, оформленное протоколом № и утвержденное командиром войсковой части №, в части снятия Максимов В.А. из списков личного состава войсковой части №, нуждающихся в улучшении жилищных условий.
В целях восстановления нарушенных прав заявителя, суд считает необходимым возложить обязанность на жилищно-бытовую комиссию войсковой части № отменить решение жилищно-бытовой комиссии войсковой части № от ДД.ММ.ГГГГ в части касающейся снятия Максимов В.А. из списков личного состава войсковой части №, нуждающихся в улучшении жилищных условий, оформленное протоколом №, а командира войсковой части № утвердить данное решение, восстановив тем самым заявителя в списках нуждающихся в получении жилого помещения с момента написания им рапорта о постановке в список военнослужащих нуждающихся в получении жило помещения (улучшении жилищных условий) ДД.ММ.ГГГГ.
Рассмотрев ссылку представителя командира войсковой части на п. 3 ст. 52 ЖК РФ, суд признаёт её не состоятельной, так как такой порядок принятия на учёт нуждающихся в жилых помещениях предусмотрен для лиц, не являющихся военнослужащими.
Указания вышестоящего командования об изменении установленного порядка учёта не могут быть приняты судом в качестве обоснования законности действий жилищной комиссии, так как они не могут отменять порядок, установленный вышеназванными нормативными актами.
На основании вышеизложенного и руководствуясь ст. ст. 194 - 199, 258 ГПК РФ, военный суд
РЕШИЛ:
░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ № ░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░.░., ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ 3274 ░░ ░░.░░.░░░░ (░░░░░░░░ №), ░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░ ░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░, ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ №, ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░, - ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░-░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ № ( ░░░░░░░░ №) ░░ ░░.░░.░░░░ ░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░ №, ░░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░;
░░░░░░░ ░░░░░░░-░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ № ░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░-░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ № ( ░░░░░░░░ №) ░░ ░░.░░.░░░░ ░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░ 3424 ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
<░░░░░░ ░░░░░░>
<░░░░░░ ░░░░░░> ░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░ ░.░.░░░░░░░
░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░░