Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2а-271/2023 (2а-6272/2022;) ~ М-5465/2022 от 27.09.2022

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

27 февраля 2023 г.                                                                           г. Самара

Промышленный районный суд г. Самары в составе:

председательствующего судьи Пудовкиной Е.С.,

при помощнике судьи, ведущего протокол судебного заседания, Ивановой К.П.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы по Самарской области к Ступниковой ФИО8 о взыскании недоимки по обязательным платежам и санкциям,

УСТАНОВИЛ:

Межрайонная ИФНС России по Самарской области обратилась в суд с административным иском к Ступниковой А.В. о взыскании задолженности по обязательным платежам и санкциям.

В обоснование требований истец указал, что административный ответчик является плательщиком транспортного налога, в связи с чем в ее адрес направлялись налоговые уведомления об уплате налога. Однако в добровольном порядке налогоплательщик не уплатил обязательные платежи, в связи с чем в ее адрес направлено требование об уплате недоимки и начисленных на сумму недоимки пеней, которое в установленный срок не исполнено. В добровольном порядке задолженность по обязательным платежам не погашена, в связи с чем административный истец просит взыскать её в судебном порядке.

Ссылаясь на указанные обстоятельства, административный истец просит суд взыскать с Ступниковой А.В. недоимку по транспортному налогу за 2018 год в размере <данные изъяты> рублей и пени в сумме <данные изъяты> рублей, за 2019 год в размере <данные изъяты> рублей и пени в сумме <данные изъяты>; за 2020 год в размере <данные изъяты>; а всего недоимку по обязательным платежам и санкциям на общую сумму в размере <данные изъяты> рубля и возложить уплату государственной пошлины на ответчика.

К участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечена Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы по Самарской области.

В судебное заседание административный истец не явился, извещен надлежащим образом, о причине неявки не сообщили, об отложении дела не просил, при подаче административного иска ходатайствовал о рассмотрении дела в отсутствие своего представителя.

Административный ответчик Ступникова А.В. в судебное заседание не явилась, обеспечила явку своего представителя.

Представитель административного ответчика Ступниковой А.В. – Ступников В.А. возражал против удовлетворения заявленных требований указывая на то, что налоговые уведомления получены не были, транспортные средства проданы, сроки обращения в суд нарушены.

Заинтересованное лицо Межрайонная ИФНС России по Самаркой области явку своего представителя в судебное заседание не обеспечило, извещено надлежащим образом, о причине неявки не сообщило, об отложении дела не просило.

В соответствии с частью 6 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации неявка в судебное заседание лиц, участвующих в деле, их представителей, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, не является препятствием к рассмотрению и разрешению административного дела, если суд не признал их явку обязательной.

Учитывая положения статей 96, 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, пункта 1 статьи 165.1 Гражданского кодекса Российской Федерации, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания и не просивших о его отложении.

Исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии со статьей 57 Конституции Российской Федерации и статьей 23 Налогового кодекса Российской Федерации каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.

На основании статьи 45 Налогового кодекса Российской Федерации обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах. Налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом или таможенным органом налогоплательщику требования об уплате налога. В случае неуплаты или неполной уплаты налога в установленный срок производится взыскание налога в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом.

Положениями статьи 75 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что пеней признается установленная настоящей статьей денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов или сборов в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки. Сумма соответствующих пеней уплачивается помимо причитающихся к уплате сумм налога или сбора и независимо от применения других мер обеспечения исполнения обязанности по уплате налога или сбора, а также мер ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах. Пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога или сбора, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах для уплаты налога или сбора. Пеня за каждый день просрочки определяется в процентах от неуплаченной суммы налога или сбора. Процентная ставка пени принимается равной одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка РФ.

Взыскание налога с физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем, производится в порядке, предусмотренном статьей 48 настоящего Кодекса.

В силу статьи 356 Налогового кодекса Российской Федерации транспортный налог устанавливается настоящим Кодексом и законами субъектов Российской Федерации о налоге, вводится в действие в соответствии с настоящим Кодексом, законами субъектов Российской Федерации о налоге и обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации.

Устанавливая налог, законодательные (представительные) органы субъектов Российской Федерации определяют налоговую ставку в пределах, установленных настоящей главой. В отношении налогоплательщиков-организаций законодательные (представительные) органы субъектов Российской Федерации, устанавливая налог, определяют также порядок и сроки уплаты налога.

На основании абзаца 1 статьи 357 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщиками транспортного налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения.

Объектом налогообложения, согласно статье 358 Налогового кодекса Российской Федерации, признаются, в том числе, автомобили, зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Согласно статье 360 Налогового кодекса Российской Федерации налоговым периодом признается календарный год.

В соответствии со статьей 361 Налогового кодекса Российской Федерации налоговые ставки устанавливаются законами субъектов Российской Федерации соответственно в зависимости от мощности двигателя, тяги реактивного двигателя или валовой вместимости транспортных средств в расчете на одну лошадиную силу мощности двигателя транспортного средства, один килограмм силы тяги реактивного двигателя, одну регистровую тонну транспортного средства или одну единицу транспортного средства.

В силу пункта 2 статьи 52 Налогового кодекса Российской Федерации в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, обязанность по исчислению суммы налога может быть возложена на налоговый орган или налогового агента.

В случае, если обязанность по исчислению суммы налога возлагается на налоговый орган, не позднее 30 дней до наступления срока платежа налоговый орган направляет налогоплательщику налоговое уведомление.

Из материалов административного дела следует, что Ступникова А.В. (ИНН ) в юридически значимый период времени (2018-2020 гг.) являлась собственником транспортных средств: <данные изъяты> (л.д. 45-46).

С учетом положений вышеуказанных норм, административный ответчик является плательщиком транспортного налога, в связи с наличием у нее объектов налогообложения.

Установлено, что налогоплательщику Ступниковой А.В. налоговым органом исчислен транспортный налог за 2018 год в размере <данные изъяты>00 рублей, за 2019 год в размере <данные изъяты>,00 рублей и за 2020 год в размере <данные изъяты> рублей и <данные изъяты> рублей, с учетом примененной льготы – <данные изъяты> рублей; о чем налогоплательщику по адресу регистрации направлены налоговые уведомления от ДД.ММ.ГГГГ со сроком уплаты не позднее ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 8-9) и от ДД.ММ.ГГГГ со сроком уплаты не позднее ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 10).

В установленный в налоговом уведомлении срок Ступникова А.В. не исполнила обязанность по уплате налогов, в связи с чем налоговым органом на основании пункта 2 статьи 69, пункта 1 статьи 70 Налогового кодекса Российской Федерации (в редакции, действующей на день возникновения налоговых правоотношений) в адрес налогоплательщика по месту регистрации направлено требование по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ об уплате недоимки по транспортному налогу в сумме <данные изъяты> рубля и пени в сумме <данные изъяты> рублей; и установлен срок уплаты задолженности - до ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 12-13).

В добровольном порядке административный ответчик не исполнила обязанность по уплате недоимки по налогу и задолженности по пеням.

Согласно пункту 1 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации, в случае неисполнения налогоплательщиком (плательщиком сбора, плательщиком страховых взносов) - физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем, в установленный срок обязанности по уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов налоговый орган (таможенный орган), направивший требование об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов (налоговый орган по месту жительства физического лица в случае снятия этого лица с учета в налоговом органе, направившем требование об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов), вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества, в том числе денежных средств на счетах в банке, электронных денежных средств, переводы которых осуществляются с использованием персонифицированных электронных средств платежа, и наличных денежных средств, этого физического лица в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.

Заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом (пункт 2 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации).

Установлено, что ДД.ММ.ГГГГ, то есть в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате недоимки по налогу и пени налоговый орган обратился к мировому судье с заявлением о вынесении судебного приказа (л.д. 51-53).

ДД.ММ.ГГГГ мировым судьей судебного участка Промышленного судебного района г. Самары Самарской области вынесен судебный приказ о взыскании с должника недоимки по налогу и задолженности по пеням за 2018-2020 гг. в сумме <данные изъяты> рубль (л.д. 61).

В соответствии с абзацем 2 пункта 3 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации требование о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом (таможенным органом) в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.

Определением того же мирового судьи от ДД.ММ.ГГГГ судебный приказ от ДД.ММ.ГГГГ по возражениям должника отменен (л.д. 64).

Однако обязанность по уплате задолженности по налогу и пеням налогоплательщиком не исполнена, в связи с чем ДД.ММ.ГГГГ налоговая инспекция обратилась в суд с административным иском о взыскании с Ступниковой А.В. обязательных платежей и санкций в принудительном порядке.

Возражая против заявленных требований представитель административного истца ссылался на то, что обязанность по направлению налоговых уведомлений и требования надлежащим образом налоговым органом не исполнена; налоговые уведомления налогоплательщик не получал, в связи с чем не мог знать об обязанности уплаты налога.

Как следует из материалов административного дела местом регистрации административного ответчика Ступниковой А.В. с ДД.ММ.ГГГГ является адрес: <адрес>. При этом, административный ответчик имеет регистрацию по месту временного пребывания на период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ по адресу: <адрес> (л.д. 29).

Установлено, что налоговые уведомления и от ДД.ММ.ГГГГ, а также требование по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ были направлены по месту регистрации налогоплательщика по адресу: <адрес> почтовым отправлением, с отметкой о получении корреспонденции: налоговые уведомления вручены ДД.ММ.ГГГГ; требование по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ вручено ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 11, 60, 84-86).

Сведения о наличии регистрации налогоплательщика по месту временного пребывания налоговому органу предоставлено не было (л.д. 56, 83).

В судебном заседании представитель административного ответчика пояснил, что приходится Ступниковой А.В. сыном, проживает в г. Самаре, налоги оплачиваются им, по налоговым уведомлениям, которые приходят по адресу регистрации его отца (<адрес>), в данной квартире проживает его бабушка, которая передает ему почтовую корреспонденцию.

Указывая на изменение места жительства, сторона административного ответчика не представила доказательств, подтверждающих факт извещения налогового органа об изменении адреса фактического проживания. Напротив, в судебном заседании представитель административного ответчика показал, что заявление на досыл корреспонденции по фактическому месту жительства в почтовом отделении, его мать либо он от имени матери, не писали, имели договоренность о получении почтовой корреспонденции по адресу регистрации и исполнении обязанности, в частности по уплате обязательных платежей, сыном. При этом, получение почтовой корреспонденции с налоговыми уведомлениями и требованием, подтверждено материалами дела.

Осуществляя регистрацию по месту жительства, гражданин тем самым обозначает свое постоянное место жительства, как для реализации своих прав, так и в целях исполнения обязанностей перед гражданами, государством и обществом, соответственно, не проживая по адресу постоянного места жительства, несет риск последствий неполучения юридически значимых сообщений (статьи 20, 165.1 Гражданского кодекса Российской Федерации).

На основании пункта 7 статьи 83 Налогового кодекса Российской Федерации постановка на учет в налоговом органе физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем, осуществляется налоговым органом по месту его жительства (месту пребывания - при отсутствии у физического лица места жительства на территории Российской Федерации).

В силу пункта 15 Правил регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации и перечня лиц, ответственных за прием и передачу в органы регистрационного учета документов для регистрации и снятия с регистрационного учета граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 17 июля 1995 г. №713 (ред. от 15.11.2022) регистрация граждан по месту пребывания осуществляется без их снятия с регистрационного учета по месту жительства.

Таким образом, ввиду того, что местом жительства налогоплательщика, по которому он зарегистрирован и поставлен на учет в Межрайонной ИФНС России по <адрес>, является адрес: <адрес>, инспекцией обоснованно произведен расчет, а также осуществляется взыскание недоимки по налогу и задолженности по пеням.

Также представитель административного ответчика ссылался на то, что налоговым органом нарушены сроки взыскания налоговой задолженности, поскольку не соблюдены предусмотренные законом сроки выставления налоговых уведомлений и требования.

В силу положений статьей 362 Налогового кодекса Российской Федерации транспортный налог подлежит исчислению налоговым органом.

Согласно абзацу 2 пункта 2 статьи 52 Налогового кодекса Российской Федерации в случае, если обязанность по исчислению суммы налога возлагается на налоговый орган, не позднее 30 дней до наступления срока платежа налоговый орган направляет налогоплательщику налоговое уведомление, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.

Абзацем 3 пункта 2 статьи 52 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что налог, подлежащий уплате физическими лицами в отношении объектов недвижимого имущества и (или) транспортных средств, исчисляется налоговыми органами не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году направления налогового уведомления.

В соответствии с налоговыми уведомлениями и от ДД.ММ.ГГГГ предложено произвести оплату налога не позднее ДД.ММ.ГГГГ, расчет налога произведен не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году направления налогового уведомления.

Согласно пункту 1 статьи 70 Налогового кодекса Российской Федерации (в редакции, действующей в период возникновения налоговых правоотношений) требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику (ответственному участнику консолидированной группы налогоплательщиков) не позднее трех месяцев со дня выявления недоимки, если иное не предусмотрено в соответствии с настоящим Кодексом. В случае, если сумма недоимки не превышает 3 000 рублей, требование об уплате налога и имеющейся на день его формирования задолженности по пеням и штрафам, относящейся к этой недоимке, должно быть направлено налогоплательщику не позднее одного года со дня выявления недоимки, если иное не предусмотрено пунктом 2 настоящей статьи.

Поскольку в установленный в налоговых уведомлениях срок (ДД.ММ.ГГГГ) обязанность по уплате налога не была исполнена, ДД.ММ.ГГГГ в адрес налогоплательщика направлено требование об уплате налога и начисленных на сумму недоимки пеней.

Пропуска срока направления как налоговых уведомлений, так и требования, как одной из составляющих совокупного срока для принудительного взыскания, судом не установлено.

Срок обращения в суд с административным исковым заявлением о взыскании обязательных платежей и санкций, установленный статьей 48 Налогового кодекса Российской Федерации, налоговым органом соблюден.

Кроме этого, представитель административного ответчика ссылался на то, что транспортное средство ВОЛЬВО, являющееся объектом налогообложения в настоящем разбирательстве, выбыло из владения Ступниковой А.В. в связи с его продажей, в подтверждение чего предоставлен договор.

Согласно карточке учета, транспортное средство: , снято с учета в связи с переходом права собственности ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 45).

При этом, предоставленная в обоснование возражений копия договора купли-продажи данного транспортного средства, заключенного между Ступниковой А.В. (Продавец) и ФИО9 (Покупатель) датирован ДД.ММ.ГГГГ

В судебное заседание в качестве свидетеля вызывался ФИО7, однако по вызову не явился.

Доказательств, соответствующих требованиям относимости и допустимости с достоверностью подтверждающие выбытие данного транспортного средства из владения Ступниковой А.В., стороной административного ответчика не предоставлено.

По запросу суда регистрирующим органом предоставлен договор купли-продажи, явившийся основанием для снятия указанного транспортного средства <данные изъяты> с учета ДД.ММ.ГГГГ, согласно которому заключен данный договор ДД.ММ.ГГГГ между Ступниковой А.В. (Продавец) и ФИО4 (Покупатель).

При таких обстоятельных полагать, что транспортное средство <данные изъяты>, выбыло из владения Ступниковой А.А. еще в 2018 г., оснований не имеется.

Согласно карточке учета, транспортное средство: ГАЗ <данные изъяты>, до сих пор значится за Ступниковой А.В. (л.д. 46).

Также представитель административного истца ссылался на то, что транспортный налог за транспортное средство <данные изъяты>, оплачен налогоплательщиком, в подтверждение чего предоставлен чек-ордер Сбербанк онлайон (л.д. 77) на сумму <данные изъяты> рублей, уникальный идентификатор начисления (УИН) которого соответствует квитанции, содержащейся в налоговом уведомлении от ДД.ММ.ГГГГ Указанная сумма была учтена налоговым органом, в связи с чем недоимка по транспортному налогу за 2020 год была уменьшена на указанную сумму и составила не <данные изъяты>02 рублей, согласно произведенному в налоговом уведомлении расчету, а <данные изъяты>02 рублей (л.д. 5).

Представленный административным истцом расчет задолженности по налогам и пеням является правильным и административным ответчиком не опровергнут. Расчет пеней по транспортному налогу за 2018-2019 гг. произведен за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 14).

Доказательств уплаты налога либо суммы недоимки в полном объеме, взыскания недоимки в принудительном порядке по вынесенному судебному приказу, материалы дела не содержат.

Таким образом, установленная законом обязанность по уплате налога Ступниковой А.В. как налогоплательщиком надлежащим образом не исполнена.

При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу о том, что требования Межрайонной ИФНС России по <адрес> подлежат удовлетворению в полном объеме, в связи с чем с Ступниковой А.В. подлежит взысканию недоимка по транспортному налогу за 2018 год в размере <данные изъяты> рублей и пени в сумме <данные изъяты> рублей за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ; за 2019 год в размере <данные изъяты> и пени в сумме <данные изъяты> рублей за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ; за 2020 год в размере <данные изъяты> рублей, а всего <данные изъяты>.

Исходя из положений части 1 статьи 114 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации и части 1 статьи 333.19, пункта 19 части 1 статьи 333.36 Налогового кодекса Российской Федерации с административного ответчика подлежит взысканию государственная пошлина в доход местного бюджета г.о. Самара в размере 3 295,47 рублей.

На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 175-180 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

Административное исковое заявление Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы по <адрес> к Ступниковой ФИО10 о взыскании недоимки по обязательным платежам и санкциям - удовлетворить.

Взыскать с Ступниковой ФИО11, проживающей по адресу: <адрес>, недоимку по транспортному налогу за 2018 год в размере <данные изъяты> и пени в сумме <данные изъяты> рублей за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ; за 2019 год в размере <данные изъяты> и пени в сумме <данные изъяты> за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ; за 2020 год в размере <данные изъяты>, а всего <данные изъяты>.

Взыскать с Ступниковой ФИО12 государственную пошлину в доход местного бюджета г.о. Самара в размере <данные изъяты>.

Решение может быть обжаловано в Самарский областной суд через Промышленный районный суд <адрес> в течение месяца со дня изготовления мотивированного решения суда.

Мотивированное решение суда изготовлено ДД.ММ.ГГГГ

Судья                                                                                          Е.С. Пудовкина

2а-271/2023 (2а-6272/2022;) ~ М-5465/2022

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Межрайонная ИФНС России № 23 по Самарской области
Ответчики
Ступникова А.В.
Другие
Межрайонная ИФНС России №22 по Самарской области
Мартынов В.В.
Судья
Пудовкина Е. С.
27.09.2022 Регистрация административного искового заявления
28.09.2022 Передача материалов судье
29.09.2022 Решение вопроса о принятии к производству
29.09.2022 Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
29.09.2022 Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
03.11.2022 Судебное заседание
01.12.2022 Судебное заседание
27.12.2022 Судебное заседание
27.01.2023 Судебное заседание
27.02.2023 Судебное заседание
14.03.2023 Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
30.05.2023 Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Судебный акт #1 (Решение)