Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-2250/2015 от 24.09.2015

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

Г. Самара «19» октября 2015 года

Куйбышевский районный суд г. Самары в составе:

председательствующего Макогон Л.А.,

при секретаре Бородачевой О.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2–2250/15 по заявлению Дробыжева ФИО17, Богатовой ФИО18, действующих в своих интересах и в интересах несовершеннолетних ФИО19, о признании незаконным распоряжения Главы администрации г.о. Самара об отказе в признании гражданина малоимущим, принятии на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях муниципального жилищного фонда,

У с т а н о в и л:

Дробыжев Д.А. и Богатова Н.В. обратились в суд с заявлением в порядке главы 25 ГПК РФ, в котором просят признать незаконным распоряжение Главы администрации г.о. Самара от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в признании гражданина малоимущим, принятии на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях муниципального жилищного фонда, предоставляемых по договорам социального найма, обязать администрацию г.о. Самара поставить их на учет нуждающихся в жилых помещениях муниципального жилищного фонда в составе семьи 10 человек.

В обоснование заявленных требований заявители указали, что Богатова Н.В. и Дробыжев Д.А. состоят в зарегистрированном браке с ДД.ММ.ГГГГ, имеют пятерых несовершеннолетних детей, являются опекунами троих малолетних племянниц. ДД.ММ.ГГГГ они обратились в администрацию г.о. Самара с заявлением о признании семьи нуждающейся в жилых помещениях муниципального жилищного фонда, собрали полный пакет документов. В ДД.ММ.ГГГГ года им вручили распоряжение администрации г.о. Самара от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в признании гражданина малоимущим, принятии на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях муниципального жилищного фонда, предоставляемых по договорам социального найма, с которым они не согласны.

В судебном заседании Дробыжев Д.А. заявленные требования поддержал. Суду показал, что заявление о признании граждан малоимущими и нуждающимися в жилых помещениях подавала его супруга, Богатова Н.В., ДД.ММ.ГГГГ в жилищный отдел Департамента управления имуществом г.о. Самара. К заявлению прилагался полный пакет документов из 18 наименований согласно списка, в том числе сведения из РЭО ГИБДД УМВД России по г. Самаре о наличии в собственности транспортных средств и их стоимости. На рассмотрении документы находились более семи месяцев. За этот период иные документы у них не истребовались, предложение о проведении оценки рыночной стоимости транспортных средств им не направлялось. Считает распоряжение администрации г.о. Самара от ДД.ММ.ГГГГ незаконным. Просит заявление удовлетворить.

Богатова Н.В. в судебном заседании заявленные требования поддержала.

Представитель Департамента управления имуществом г.о. Самара ФИО13, действующий на основании доверенности, в судебном заседании пояснил, что ДД.ММ.ГГГГ в жилищный отдел Департамента управления имуществом г.о. Самара поступило заявление от Богатовой Н.В. о принятии на учет для предоставления жилого помещения муниципального жилищного фонда по договору социального найма с составом семьи 10 человек. Правовую экспертизу предоставленных документов проводили сотрудники Департамента управления имуществом г.о. Самара и первоначально был подготовлен проект распоряжения «О признании гражданина малоимущим, принятии на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях муниципального жилищного фонда, предоставляемых по договорам социального найма». Впоследствии правовой департамент Администрации г.о. Самара возвратил проект распоряжения на доработку в связи с отсутствием документов, подтверждающих стоимость транспортных средств, принадлежащих Богатовой Н.В. и Дробыжеву Д.А. Департамент управления имуществом г.о. Самара направил соответствующие запросы в Федеральную службу государственной статистики по Самарской области и в ООО Агентство оценки «Интеллект». Самарастат располагает лишь сведениями о средних ценах на отечественные и импортные легковые автомобили. Услуги по оценочной деятельности являются платными. В связи с отсутствием информации о рыночной стоимости транспортных средств, принадлежащих Дробыжеву Д.А. и Богатовой Н.В, был подготовлен проект распоряжения об отказе в принятии на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях муниципального жилищного фонда, предоставляемых по договорам социального найма.

Представитель администрации Куйбышевского района г.о. Самара и Администрации г.о. Самара ФИО14, действующая на основании доверенностей, в судебном заседании пояснила, что распоряжение Первого заместителя Главы Администрации г.о. Самара от ДД.ММ.ГГГГ «Об отказе в признании гражданина малоимущим, принятии на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях муниципального жилищного фонда, предоставляемых по договорам социального найма» издано на основании ст. 54 ч. 1 п. 1 Жилищного кодекса РФ в связи с отсутствием информации, необходимой для принятия граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях в соответствии с частью 4 статьи 52 Жилищного кодекса РФ.

Представитель отдела опеки и попечительства Куйбышевского района Департамента семьи, опеки и попечительства Администрации г.о. Самара в судебное заседание не явился, предоставил письменное ходатайство о рассмотрении дела в его отсутствие.

Выслушав пояснения участвующих в деле лиц, изучив материалы дела, суд приходит к выводу об обоснованности заявленных требований и их частичном удовлетворении.

В соответствии с ч. 3-5 ст. 52 ЖК РФ принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органом местного самоуправления на основании заявлений данных граждан, поданных ими в указанный орган по месту своего жительства либо через многофункциональный центр в соответствии с заключенным ими в установленном Правительством Российской Федерации порядкесоглашением о взаимодействии. В случаях и в порядке, которые установлены законодательством, граждане могут подать заявления о принятии на учет не по месту своего жительства.

С заявлениями о принятии на учет должны быть представлены документы, подтверждающие право соответствующих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, кроме документов, получаемых по межведомственным запросам органом, осуществляющим принятие на учет. Гражданину, подавшему заявление о принятии на учет, выдается расписка в получении от заявителя этих документов с указанием их перечня и даты их получения органом, осуществляющим принятие на учет, а также с указанием перечня документов, которые будут получены по межведомственным запросам. Органом, осуществляющим принятие на учет, самостоятельно запрашиваются документы (их копии или содержащиеся в них сведения), необходимые для принятия гражданина на учет, в органах государственной власти, органах местного самоуправления и подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организациях, в распоряжении которых находятся данные документы (их копии или содержащиеся в них сведения) в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, муниципальными правовыми актами, если такие документы не были представлены заявителем по собственной инициативе.

Решение о принятии на учет или об отказе в принятии на учет должно быть принято по результатам рассмотрения заявления о принятии на учет и иных представленных или полученных по межведомственным запросам в соответствии с частью 4 настоящей статьи документов органом, осуществляющим принятие на учет, не позднее чем через тридцать рабочих дней со дня представления документов, обязанность по представлению которых возложена на заявителя, в данный орган.

Согласно ст. 8 Закона Самарской области «О жилище» от 05.07.2005 года № 139-ГД, для рассмотрения вопроса о принятии на учет заявитель подает в уполномоченный орган заявление по форме, установленной приложением N 1 к настоящему Закону. К заявлению прилагаются:

1) документы, удостоверяющие личность заявителя и членов его семьи;

2) документы о наличии родственных отношений либо иных обстоятельств, свидетельствующих о принадлежности гражданина к семье заявителя, в том числе:

а) домовая (поквартирная) книга либо поквартирная карточка, либо их копия, либо выписка из домовой (поквартирной) книги или поквартирной карточки;

б) свидетельство о рождении, свидетельство о заключении брака, решение суда об усыновлении (удочерении), решение суда о признании за гражданином права пользования жилым помещением;

3) выписка из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним о правах гражданина и (или) членов его семьи на имеющиеся у них объекты недвижимого имущества либо уведомление об отсутствии в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним запрашиваемых сведений;

4) документы, подтверждающие размер дохода и величину стоимости имущества, находящегося в собственности и подлежащего налогообложению, в том числе:

а) документы, выданные соответствующими органами (организациями), подтверждающие сведения о стоимости принадлежащего на праве собственности имущества, указанного в пунктах 1 - 3 части 1 статьи 5 настоящего Закона;

в) копии налоговых деклараций о доходах за расчетный период, заверенные налоговыми органами (если гражданин в соответствии с законодательством о налогах и сборах обязан подавать декларацию);

5) документ, подтверждающий несоответствие жилого помещения, в котором проживают заявитель и члены его семьи, установленным Правительством Российской Федерации требованиям, которым должно отвечать жилое помещение (для граждан, указанных в пункте 3 части 1 статьи 6 настоящего Закона);

6) документ, подтверждающий наличие соответствующего заболевания (для граждан, указанных в пункте 4 части 1 статьи 6 настоящего Закона).

Документы, указанные в пунктах 1, 2 и 6 части 1 настоящей статьи, представляются заявителем самостоятельно. Документы (их копии или содержащиеся в них сведения), в том числе в электронном виде, указанные в пунктах 3 - 5 части 1 настоящей статьи, запрашиваются уполномоченным органом в порядке межведомственного информационного взаимодействия, если они не были представлены заявителем самостоятельно.

Статьей 10 указанного Закона № 139-ГД установлено, что отказ в принятии заявителя и членов его семьи на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях муниципального жилищного фонда, предоставляемых по договорам социального найма, допускается в случае, если:

1) не представлены предусмотренные частью 1 статьи 8 настоящего Закона документы, обязанность по представлению которых возложена на заявителя;

1.1) ответ органа государственной власти, органа местного самоуправления либо подведомственной органу государственной власти или органу местного самоуправления организации на межведомственный запрос свидетельствует об отсутствии документа и (или) информации, необходимых для принятия граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях в соответствии с частью 3 статьи 8 настоящего Закона, если соответствующий документ не был представлен заявителем по собственной инициативе, за исключением случаев, если отсутствие таких запрашиваемых документа или информации в распоряжении таких органов или организаций подтверждает право соответствующих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях;

2) представлены документы, которые не подтверждают право соответствующих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях;

3) не истек указанный в статье 7 настоящего Закона срок.

Решение уполномоченного органа об отказе в принятии на учет должно содержать основания такого отказа с обязательной ссылкой на нарушения.

Решение уполномоченного органа об отказе в принятии на учет выдается или направляется заявителю не позднее чем через три рабочих дня со дня принятия такого решения и может быть обжаловано им в судебном порядке.

Из материалов дела следует, что ДД.ММ.ГГГГ Богатова Н.В. обратилась по месту своего жительства в жилищный отдел Департамента управления имуществом г.о. Самара с заявлением о принятии на учет для предоставления жилого помещения муниципального жилищного фонда по договору социального найма на состав семьи 10 человек: она, супруг Дробыжев Д.А., пятеро несовершеннолетних детей: ФИО6, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, ФИО5, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, ФИО4, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ рождения, ФИО7, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, а также трое несовершеннолетних племянников: ФИО10, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, ФИО9, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, ФИО8, ДД.ММ.ГГГГ года рождения.

К заявлению Богатовой Н.В., согласно расписке, были приложены следующие документы: справка с места жительства, договор купли-продажи жилого дома и земельного участка, заключение об оценке, копии паспортов, свидетельства о заключении брака, страховых свидетельств на всех членов семьи, свидетельств о рождении, удостоверение многодетной матери, справки из Управления Росреестра о правах на объекты недвижимости, справки из ИФНС по району, справки из ГИБДД о наличии в собственности транспортных средств, распоряжения об установлении опеки над малолетними ФИО15, карточки учета автотранспортных средств, справки о доходах, карточка регистрации.

Так, согласно карточкам учета автотранспортных средств, в собственности Богатовой Н.В. и Дробыжева Д.А. имеются автомобиль <...>, год выпуска ДД.ММ.ГГГГ стоимостью 3000 рублей, автомобиль <...>, год выпуска ДД.ММ.ГГГГ, стоимостью 15000 рублей, автобус <...>, год выпуска ДД.ММ.ГГГГ, стоимостью 100000 рублей, автомобиль <...>, год выпуска ДД.ММ.ГГГГ, стоимостью 30000 рублей, прицеп <...>, год выпуска 2000, стоимостью 30000 рублей.

По результатам правовой экспертизы предоставленных документов Департамент управления имуществом г.о. Самара подготовил проект распоряжения первого заместителя Главы городского округа Самара «О признании гражданина малоимущим, принятии на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях муниципального жилищного фонда, предоставляемых по договорам социального найма», что подтверждается соответствующей пояснительной запиской руководителя ДУИ г.о. Самара.

Однако, по заключению заместителя руководителя Правового департамента Администрации г.о. Самара, указанный проект распоряжения был возвращен на доработку в связи с отсутствием документов, подтверждающих стоимость транспортных средств, принадлежащих Богатовой Н.В. и Дробыжеву Д.А.

Департамент управления имуществом г.о. Самара направил соответствующие запросы в Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Самарской области (Самарастат) и ООО «Агентство оценки «Интеллект».

В ответе отмечается, что Федеральная служба государственной статистики по Самарской области располагает лишь сведениями о средних ценах на отечественные и импортные легковые автомобили. Информация о стоимости автобусов, грузовых автомобилей, других транспортных средств, машин и механизмов отсутствует.

ООО «Агентство оценки «Интеллект» отказало в предоставлении услуг по оценке транспортных средств, поскольку данная услуга является платной.

Распоряжением первого заместителя Главы Администрации городского округа Самара от ДД.ММ.ГГГГ Богатовой Н.В. отказано в признании гражданина малоимущим, принятии на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях муниципального жилищного фонда, предоставляемых по договорам социального найма со ссылкой на отсутствие информации, необходимой для принятия граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях в соответствии с частью 4 статьи 52 ЖК РФ.

Вместе с тем, предоставление документов о величине стоимости имущества не является обязанностью заявителя и в силу части 3 статьи <адрес> «О жилище», самостоятельно запрашиваются уполномоченным органом в порядке межведомственного информационного взаимодействия.

Определение стоимости транспортного средства осуществляется по определенной формуле, установленной частью 3 статьи <адрес> «О жилище».

Перечень документов, предоставляемых заявителем, установленный в статье <адрес> «О жилище», является исчерпывающим.

В соответствии со ст. 254 ГПК РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы.

С 15.09.2015 года вступил в силу Кодекс административного судопроизводства РФ. В статьей 218 КАС РФ также предусмотрено, что гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Анализируя предоставленные сторонами доказательства, суд считает, что оспариваемое Богатовой Н.В. и Дробыжевым Д.А. распоряжение первого заместителя Главы Администрации г.о. Самара от ДД.ММ.ГГГГ «Об отказе в признании гражданина малоимущим, принятии на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях муниципального жилищного фонда, предоставляемых по договорам социального найма, является незаконным и нарушает права заявителей, поскольку создает препятствия к реализации их права на жилище.

В силу ст. 227 ч. 3 КАС РФ в резолютивной части решения по административному делу об оспаривании решения, действия (бездействия) должны содержаться указание на признание оспоренных решения, действия (бездействия) не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, на удовлетворение заявленного требования полностью или в части со ссылками на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями, принявшие оспоренное решение или совершившие оспоренное действие (бездействие), и на существо оспоренных решения, действия (бездействия). В случае удовлетворения административного иска об оспаривании решения, действия (бездействия) и необходимости принятия административным ответчиком каких-либо решений, совершения каких-либо действий в целях устранения нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца либо препятствий к их осуществлению суд указывает на необходимость принятия решения по конкретному вопросу, совершения определенного действия либо на необходимость устранения иным способом допущенных нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца и на срок устранения таких нарушений, а также на необходимость сообщения об исполнении решения по административному делу об оспаривании решения, действия (бездействия) в суд и лицу, которое являлось административным истцом по этому административному делу, в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу, если иной срок не установлен судом.

Вместе с тем, требование Богатовой Н.В. и Дробыжева Д.А. о возложении на администрацию г.о. Самара обязанности поставить их на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях муниципального жилищного фонда, удовлетворению не подлежит, поскольку относится к исключительной компетенции органа местного самоуправления.

Критерии принятия граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях муниципального жилищного фонда определяются нормами жилищного законодательства и при рассмотрении данного гражданского дела не проверялись.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 194 – 198, 258 ГПК РФ, ст. 175-180, 227 КАС РФ, суд

Р е ш и л:

Заявление Дробыжева ФИО20, Богатовой ФИО21 удовлетворить частично.

Признать незаконным распоряжение Первого заместителя Главы Администрации городского округа Самара от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в признании гражданина малоимущим, принятии на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях муниципального жилищного фонда, предоставляемых по договорам социального найма и обязать устранить нарушение прав и законных интересов Дробыжева ФИО22, Богатовой ФИО23 путем повторного рассмотрения заявления о принятии на учет для предоставления жилого помещения муниципального жилищного фонда по договору социального найма в установленные законом сроки.

Об исполнении решения суда сообщить в Куйбышевский районный суд г. Самары в течение месяца со дня вступления решения суда в законную силу.

Решение может быть обжаловано в апелляционную инстанцию Самарского областного суда через суд Куйбышевского района г. Самары в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Мотивированное решение изготовлено «23» октября 2015 года.

Председательствующий: подпись Л.А. Макогон

Копия верна:

2-2250/2015

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН ЧАСТИЧНО
Истцы
Дробыжев Л.Д.
Дробыжев А.Д.
Дробыжева Е.Д.
Богатова В.С.
Богатова М.С.
Богатова Е.С.
Дробыжев Д.А.
Дробыжев В.Д.
Дробыжев К.Д.
Богатова Н.В.
Другие
Администрация Куйбышевского р-на г.Самары
Администрация г.о. Самара
Рябцева Е.Н.
Скворцов А.Ю.
Казакова Ю.Ю.
Отдел опеки и попечительства Куйбышевского р-на г.Самары
Департамент управления имуществом г.о. Самара
Суд
Куйбышевский районный суд г. Самары
Судья
Макогон Л. А.
Дело на странице суда
kuibyshevsky--sam.sudrf.ru
24.09.2015Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде и принятие его к производству
25.09.2015Передача материалов судье
25.09.2015Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
05.10.2015Предварительное судебное заседание
09.10.2015Предварительное судебное заседание
19.10.2015Судебное заседание
23.10.2015Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
09.11.2015Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
09.06.2016Дело оформлено
09.06.2016Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее