ЗАОЧНОЕ РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г. Новоалександровск 10 августа 2021 года
Новоалександровский районный суд Ставропольского края в составе председательствующего судьи Маликовой Е.С.,
с участием: истца Гурова Михаила Викторовича,
помощника прокурора Новоалександровского района Тенищевой Л.Е.,
при секретаре Харьковской К.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО2 к ФИО1 о признании прекратившей право пользования жилым помещением и выселении,
УСТАНОВИЛ:
ФИО2 обратился в суд с исковым заявлением к ФИО1 о признании прекратившей право пользования жилым помещением и выселении.
Мотивируя свои требования тем, что <адрес> принадлежит истцу на основании акта приемки в эксплуатацию законченного строительством индивидуального жилого дома и хозяйственных построек от ДД.ММ.ГГГГ.
Право собственности зарегистрировано за истцом Управлением Федеральной службы Государственной регистрации, кадастра и картографии ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права 26-АЗ 592927, выданным ДД.ММ.ГГГГ.
ФИО1 зарегистрирована в указанном домовладении, поскольку является его дочерью, и проживает в его домовладении по настоящее время.
В настоящее время ФИО1, также проживает в его домовладении, по ведению домашнего хозяйства не помогает, не работает, коммунальные платежи не оплачивает, устраивает скандалы, постоянно провоцирует его на ссоры. Он неоднократно обращался к ответчику, чтобы она снялась с регистрационного учета и съехала от него, так как у нее имеется 1/4 доля в праве общей долевой собственности на <адрес> земельный участок, расположенные по адресу: <адрес>. Совместное проживание с ответчиком невозможно, поскольку в настоящее время у них сложились неприязненные отношения.
На основании изложенного просит:
- признать прекратившей право пользования ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения жилым домом № по <адрес>;
- выселить ФИО1 из жилого <адрес>.
В судебном заседании истец ФИО2 на удовлетворении исковых требований настаивал, дополнительно показал, что у ответчика имеется малолетняя дочь, которая также фактически проживает с ними и прописана в его жилом доме. Ответчик дочерью не занимается, не осуществляет за ней уход, материально не обеспечивает, в сад внучку он водит сам и сам забирает из сада, на выселении внучки не настаивает. Ответчик ранее обучалась на повара, закончила ли она обучение ему не известно, работает ли в настоящее время ответчик также не известно. Квартира расположенная по <адрес>, в которой у ответчика имеется ? доля в праве является пригодной для жилья, пустует, ответчик может самостоятельно там проживать. О слушании дела ответчик знает, в суд не явилась, так как спит.
Ответчик ФИО1 в судебное заседание не явилась. Судом предприняты меры к извещению ответчика о дате, месте и времени судебного разбирательства, путем извещения телефонограммой.
В силу частей 3 и 4 ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд вправе рассмотреть дело в случае неявки кого-либо из лиц, участвующих в деле и извещенных о времени и месте судебного заседания, если ими не представлены сведения о причинах неявки или суд признает причины их неявки неуважительными.
Согласно пункта 3 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 13 «О применении норм Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении и разрешении дел в суде первой инстанции», при неявке в суд лица, извещенного в установленном порядке о времени и месте рассмотрения дела, вопрос о возможности судебного разбирательства дела решается с учетом требований статей 167 и 233 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации. Невыполнение лицами, участвующими в деле, обязанности известить суд о причинах неявки и представить доказательства уважительности этих причин дает суду право рассмотреть дело в их отсутствие.
В силу положений п. 1 ст. 165.1 Гражданского кодекса Российской Федерации заявления, уведомления, извещения, требования или иные юридически значимые сообщения, с которыми закон связывает гражданско-правовые последствия для другого лица, влекут для этого лица такие последствия с момента доставки соответствующего сообщения ему или его представителю. Сообщение считается доставленным и в тех случаях, если оно поступило лицу, которому оно направлено (адресату), но по обстоятельствам, зависящим от него, не было ему вручено или адресат не ознакомился с ним.
Таким образом, риск неполучения корреспонденции в соответствии со ст. 165.1 Гражданского кодекса Российской Федерации лежит именно на ответчике.
Согласно ч. 2 ст. 117 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации адресат, отказавшийся принять судебную повестку или иное судебное извещение, считается извещенным о времени и месте судебного разбирательства или совершения отдельного процессуального действия.
В соответствии со ст. 233 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд считает необходимым рассмотреть дело в отсутствие ответчика и вынести заочное решение.
В судебном заседании помощник прокурора <адрес> ФИО5 нашла исковые требования ФИО2 не подлежащими удовлетворению.
Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд приходит к выводу, что исковые требования ФИО2 не подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с частью 1 статьи 40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища.
Согласно разъяснениям, данным в пункте 13 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 8 "О некоторых вопросах применения судами Конституции Российской Федерации при осуществлении правосудия", при рассмотрении дел, вытекающих из жилищных правоотношений, судам необходимо учитывать, что Конституция Российской Федерации предоставила каждому, кто законно находится на территории Российской Федерации, право свободно передвигаться, выбирать место жительства, а также гарантировала право на жилище.
Жилищные правоотношения регулируются нормами Гражданского кодекса Российской Федерации (ст. ст. 671-688), Жилищного кодекса Российской Федерации, другими законами и правовыми актами.
В соответствии со ст. 671-674, 677, 679 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник жилого помещения вправе предоставить другим гражданам (нанимателям) жилое помещение за плату во владение и пользование для проживания в нем, при этом договор найма жилого помещения должен быть заключен в письменной форме. Вселение других граждан, постоянно проживающих с нанимателем, кроме несовершеннолетних детей, допускается только при наличии письменного согласия наймодателя или собственника жилого помещения.
Согласно ст. 209 Гражданского кодекса Российской Федерации собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом.
В соответствии со ст. 304 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник может требовать устранения всяких нарушений его права.
Согласно ч. 1 ст. 35 Жилищного кодекса Российской Федерации в случае прекращения у гражданина права пользования жилым помещением по основаниям, предусмотренным настоящим Кодексом, другими федеральными законами, договором, или на основании решения суда данный гражданин обязан освободить соответствующее жилое помещение (прекратить пользоваться им). Если данный гражданин в срок, установленный собственником соответствующего жилого помещения, не освобождает указанное жилое помещение, он подлежит выселению по требованию собственника на основании решения суда.
Положениями частей 1 и 4 ст. 31 Жилищного кодекса Российской Федерации установлено, что к членам семьи собственника жилого помещения относятся проживающие совместно с данным собственником в принадлежащем ему жилом помещении его супруг, а также дети и родители данного собственника. Другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы и в исключительных случаях иные граждане могут быть признаны членами семьи собственника, если они вселены собственником в качестве членов своей семьи.
В случае прекращения семейных отношений с собственником жилого помещения право пользования данным жилым помещением за бывшим членом семьи собственника этого жилого помещения не сохраняется, если иное не установлено соглашением между собственником и бывшим членом его семьи.
Согласно ч. 2 ст. 31 Жилищного кодекса Российской Федерации, члены семьи собственника жилого помещения имеют право пользования данным жилым помещением наравне с его собственником, если иное не установлено соглашением между собственником и членами его семьи.
В судебном заседании установлено, что собственником жилого дома, расположенного по адресу: <адрес> является ФИО2, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права 26-АЗ 592927.
В указанное жилое помещение ФИО2 в качестве членов семьи были вселены его дочь ФИО1, а также внучка истца (дочь ответчика) не достигшая трехлетнего возраста.
Малолетняя дочка ответчика с согласия истца вселена в спорное жилое помещение в качестве члена семьи собственника жилого помещения по месту жительства своей матери ФИО1, требование об изменении места жительства малолетней не заявлено.
В настоящее время ответчик ФИО1 с малолетней дочерью проживают в доме истца и пользуется жилым помещением. Малолетняя дочь ответчика в силу возраста не может проживать самостоятельно без матери.
Часть 1 статьи 38 Конституции Российской Федерации провозглашает, что материнство и детство, а также семья находятся под защитой государства.
Согласно преамбуле Декларации прав ребенка, принятой Генеральной Ассамблеей ДД.ММ.ГГГГ, ребенок ввиду его физической и умственной незрелости нуждается в специальной охране и заботе, включая надлежащую правовую защиту, как до, так и после рождения.
В силу положений статьи 3 Конвенции ООН "О правах ребенка", одобренной Генеральной Ассамблеей ООН ДД.ММ.ГГГГ, во всех действиях в отношении детей независимо от того, предпринимаются они государственными или частными учреждениями, занимающимися вопросами социального обеспечения, судами, административными или законодательными органами, первоочередное внимание уделяется наилучшему обеспечению интересов ребенка.
Государства-участники признают право каждого ребенка на уровень жизни, необходимый для физического, умственного, духовного, нравственного и социального развития ребенка (пункт 1 статьи 27 Конвенции).
В соответствии с пунктом 2 статьи 20 Гражданского кодекса Российской Федерации местом жительства несовершеннолетних детей, не достигших четырнадцати лет, признается место жительства их законных представителей - родителей, усыновителей или опекунов.
Согласно пункту 2 статьи 54 Семейного кодекса Российской Федерации каждый ребенок имеет право жить и воспитываться в семье, насколько это возможно, право знать своих родителей, право на их заботу, право на совместное с ними проживание, за исключением случаев, когда это противоречит его интересам. Ребенок имеет права на воспитание своими родителями, обеспечение его интересов, всестороннее развитие, уважение его человеческого достоинства.
Родители имеют право и обязаны воспитывать своих детей. Родители несут ответственность за воспитание и развитие своих детей. Они обязаны заботиться о здоровье, физическом, психическом, духовном и нравственном развитии своих детей. Родители имеют преимущественное право на обучение и воспитание своих детей перед всеми другими лицами (пункт 1 статьи 63 Семейного кодекса Российской Федерации).
Признание ФИО1 утратившей право пользования спорным жилым помещением с прекращением ее жилищных прав будет являться существенным нарушением прав ее малолетней дочери на совместное проживание с матерью, а мать не сможет в полной мере осуществлять свои родительские обязанности по воспитанию, содержанию и совместному проживанию с несовершеннолетней дочерью, что будет противоречить пункту 2 статьи 54, пункту 1 статьи 63 Семейного кодекса Российской Федерации.
Доводы истца о наличии возможности проживания ФИО1 без малолетней дочери в квартире по <адрес> несостоятельны.
Согласно договора от ДД.ММ.ГГГГ, ФИО1 имеет ? долю в общей долевой собственности на квартиру, расположенную по адресу: <адрес>.
Доказательств согласия собственников квартиры по <адрес> на вселение ответчика в нее, о характеристиках этой квартиры, в том числе с учетом количества проживающих в ней лиц применительно к требованиям жилищного законодательства в суд не представлены.
Обстоятельств, подтверждающих добровольный выезд ответчика, и отказ от своих прав на спорное жилое помещение не установлено. Таким образом, обстоятельства установленные в судебном заседании не свидетельствуют о прекращении семейных отношений между истцом ФИО2 и ФИО1
Как разъяснил Пленум Верховного Суда Российской Федерации в Постановлении от ДД.ММ.ГГГГ № «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного Кодекса Российской Федерации», вопрос о признании лица членом семьи собственника жилого помещения судам следует разрешать с учетом положений ч. 1 ст. 31 Жилищного кодекса Российской Федерации, исходя из следующего: членами семьи собственника жилого помещения являются проживающие совместно с ним в принадлежащем ему жилом помещении его супруг, а также дети и родители данного собственника. Для признания названных лиц, вселенных собственником в жилое помещение, членами его семьи достаточно установления только факта их совместного проживания с собственником в этом жилом помещении и не требуется установления фактов ведения ими общего хозяйства с собственником жилого помещения, оказания взаимной материальной и иной поддержки (п. 11а).
При таких обстоятельствах, несмотря на то, что ФИО1 не несет бремени содержания спорного имущества, не ведет общего хозяйства с истцом (как следует из его показаний) она не может быть признана бывшим членом семьи ФИО2
В силу части 1 статьи 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств (часть 1 статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
Анализ приведенных норм действующего законодательства и разъяснений Пленума Верховного Суда РФ во взаимосвязи с конкретными обстоятельствами настоящего дела, учитывая баланс интересов сторон спорных правоотношений, приводит суд к убеждению о том, что ответчик ФИО1 не может быть признана бывшим членом семьи истца, не может быть признана прекратившей права пользования имуществом истца, а потому оснований для ее выселения не имеется.
Таким образом в удовлетворении исковых требований ФИО2 к ФИО1 о признании прекратившим право пользования жилым помещением и выселении необходимо отказать.
Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░2 ░ ░░░1 ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░.
░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░ ░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░.
░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░.
░░░░░ ░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░, ░ ░░░░░ ░░░░░░, ░░░░░░░ ░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░ ░░░░ ░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░ ░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░, ░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░, ░ ░ ░░░░░░, ░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░, - ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░.
░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░