Дело №2-1777/10-2014
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
13 мая 2014 года
Ленинский районный суд города Курска в составе:
председательствующего – судьи Митюшкина В.В.,
при секретаре – Малиховой А.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Соловьева <данные изъяты> к ООО «Управляющая компания <адрес>», ООО «Управляющая компания Курска» о признании незаконным требования об уплате услуг по ремонту инженерных систем, обязании не производить начисления по оплате услуг по ремонту инженерных сетей,
УСТАНОВИЛ:
Истец обратился в суд к ответчикам с указанным иском. В обоснование заявленных требований указал, что ему на праве общей совместной собственности принадлежит жилое помещение – <адрес>. В августе 2013 года в счете-квитанции по оплате услуг ЖКХ ООО «Управляющая компания <адрес>» под кодом услуг 135 к оплате предъявлена услуга – ремонт инженерных систем в сумме 1072 рубля 50 копеек. Аналогичные требования были предъявлены к собственникам жилых помещений указанного многоквартирного дома. В ходе проверки было установлено, что ООО «Управляющая компания <адрес>» выполнила в доме работы по замене стояков и розлива ХВС, стояков канализации по квартирам и трубопровода канализации по подвалу и выпусков в колодцы, замене электропроводки по дому на общую сумму 2254129 рублей. Данная сумма предъявлена к оплате собственникам. Однако проведение соответствующих работ и их финансирование было возможно только по решению общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, которое не проводилось. Кроме того, решение о проведении ремонта общего имущества возможно только в том случае, если его физический износ достиг установленного законодательством РФ о техническом регулировании уровня предельно допустимых характеристик надежности и безопасности, что должно быть подтверждено соответствующим предписание органа, уполномоченного осуществлять государственный контроль. Такого предписания не было. С декабря 2013 года управление многоквартирным домом осуществляет ООО «Управляющая компания Курска», которая также продолжает выставлять к оплате услуги по ремонту инженерных систем. В связи с этим в окончательном виде просит признать незаконным требования ООО «Управляющая компания <адрес>» и ООО «Управляющая компания Курска» по оплате услуг по ремонту инженерных систем (код 135), обязать ответчика ООО «Управляющая компания Курска» не производить начисления по оплате ремонта инженерных систем на лицевой счет №, исключив соответствующие начисления из квитанций на оплату жилищно-коммунальных услуг.
В судебном заседании истец заявленные требования поддержал в полном объеме и просил их удовлетворить.
В судебном заседании представитель ответчика ООО «Управляющая компания <адрес>» по доверенности Ушакова И.И. в удовлетворении иска просила отказать. В обоснование заявленных требований указала, что за период эксплуатации жилого дома капитальный ремонт общего имущества не проводился. В соответствии с актом весеннего осмотра от ДД.ММ.ГГГГ было установлено, что трубопроводы ХВС и канализации, теплоизоляция, запорно-регулирующая аппаратура, электрооборудование находятся в неудовлетворительном состоянии. В соответствии с актом от августа 2012 года выявлено аварийное состояние трубопроводов систем отопления и ХВС, системы канализации, кроме того, обнаружены массовые течи в местах стыков трубопроводов, в местах соединения приборов, система электроснабжения не соответствует современным требованиям, полная потеря эластичности изоляции проводов, неисправность ВРУ. В соответствии с паспортом готовности дома к эксплуатации в зимних условиях 2012-2013 годов, вышла из строя запорная арматура на системе ХВС, большое количество хомутов на стояках врезки, наличие коррозии, свищей на трубопроводе, полная потеря эластичности изоляции проводов, повреждения магистральных и внутренних сетей, неисправность ВРУ, местами оголения проводов, повреждения шкафов, щитков. Ответчик обратился в декабре 2012 года к председателю совета многоквартирного дома ФИО5 с предложением выполнить работы по замене канализации и водопровода жилого дома за дополнительные средства с рассрочкой на 3 года. Председатель заверила ответчика о согласии собственников на проведение ремонта. ДД.ММ.ГГГГ между ответчиком и ООО «Стройкомплект» был заключен договор № на выполнение работ по ремонту жилого дома. Ремонт был выполнен, стоимость его составила 2254129 рублей. ДД.ММ.ГГГГ в управляющую компанию поступил протокол внеочередного общего собрания собственников помещений многоквартирного дома от ДД.ММ.ГГГГ о производстве соответствующего ремонта. Таким образом, ответчик действовал в строгом соответствии с действующим законодательством.
В судебном заседании представитель ответчика – ООО «Управляющая компания Курска» по доверенности Белкин Ю.П. в удовлетворении иска просил отказать по основаниям, приведенным представителем ответчика ООО «Управляющая компания <адрес>».
Выслушав объяснения участвующих лиц, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с пп.1,3 ч.1 ст.36 ЖК РФ собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежит на праве общей долевой собственности общее имущество в многоквартирном доме, в том числе помещения в данном доме, не являющиеся частями квартир и предназначенные для обслуживания более одного помещения в данном доме, в том числе межквартирные лестничные площадки, лестницы, лифты, лифтовые и иные шахты, коридоры, технические этажи, чердаки, подвалы, в которых имеются инженерные коммуникации, иное обслуживающее более одного помещения в данном доме оборудование (технические подвалы); крыши, ограждающие несущие и ненесущие конструкции данного дома, механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование, находящееся в данном доме за пределами или внутри помещений и обслуживающее более одного помещения.
Согласно ч.1 ст.39 ЖК РФ собственники помещений в многоквартирном доме несут бремя расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме.
На основании пп.1,1.1,4.1 ч.2 ст. 44 ЖК РФ к компетенции общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме относятся, в том числе: принятие решений о реконструкции многоквартирного дома (в том числе с его расширением или надстройкой), строительстве хозяйственных построек и других зданий, строений, сооружений, капитальном ремонте общего имущества в многоквартирном доме, об использовании фонда капитального ремонта; принятие решений о выборе способа формирования фонда капитального ремонта, размере взноса на капитальный ремонт в части превышения его размера над установленным минимальным размером взноса на капитальный ремонт, минимальном размере фонда капитального ремонта в части превышения его размера над установленным минимальным размером фонда капитального ремонта (в случае, если законом субъекта Российской Федерации установлен минимальный размер фонда капитального ремонта), выборе лица, уполномоченного на открытие специального счета и совершение операций с денежными средствами, находящимися на специальном счете; принятие решений о текущем ремонте общего имущества в многоквартирном доме.
В силу ч.3 ст. 45 ЖК РФ общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме правомочно (имеет кворум), если в нем приняли участие собственники помещений в данном доме или их представители, обладающие более чем пятьюдесятью процентами голосов от общего числа голосов. При отсутствии кворума для проведения годового общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме должно быть проведено повторное общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме.
В соответствии ч.1 ст. 46 ЖК РФ решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме по вопросам, поставленным на голосование, принимаются большинством голосов от общего числа голосов принимающих участие в данном собрании собственников помещений в многоквартирном доме, за исключением предусмотренных пунктами 1 - 3.1 части 2 статьи 44 настоящего Кодекса решений, которые принимаются большинством не менее двух третей голосов от общего числа голосов собственников помещений в многоквартирном доме. Решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме оформляются протоколами в порядке, установленном общим собранием собственников помещений в данном доме.
На основании ч.1, пп. 1,2,5 ч.1.1 ст. 161 ЖК РФ управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме. Правительство Российской Федерации устанавливает стандарты и правила деятельности по управлению многоквартирными домами. Надлежащее содержание общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме должно осуществляться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, в том числе в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, о техническом регулировании, пожарной безопасности, защите прав потребителей, и должно обеспечивать, в том числе: соблюдение требований к надежности и безопасности многоквартирного дома; безопасность жизни и здоровья граждан, имущества физических лиц, имущества юридических лиц, государственного и муниципального имущества; постоянную готовность инженерных коммуникаций, приборов учета и другого оборудования, входящих в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, к осуществлению поставок ресурсов, необходимых для предоставления коммунальных услуг гражданам, проживающим в многоквартирном доме, в соответствии с правилами предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, установленными Правительством Российской Федерации.
Согласно подпунктам «а»,«б»,«в»,«з»,«и»,«к» п.11, пп.13,14,18,20-22 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и правил изменения размера платы за содержание и ремонт жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, утвержденных постановлением Правительства РФ от 13 августа 2006 года №491, содержание общего имущества в зависимости от состава, конструктивных особенностей, степени физического износа и технического состояния общего имущества, а также в зависимости от геодезических и природно-климатических условий расположения многоквартирного дома включает в себя, в том числе: осмотр общего имущества, осуществляемый собственниками помещений и указанными в пункте 13 настоящих Правил ответственными лицами, обеспечивающий своевременное выявление несоответствия состояния общего имущества требованиям законодательства Российской Федерации, а также угрозы безопасности жизни и здоровью граждан; обеспечение готовности внутридомовых инженерных систем электроснабжения и электрического оборудования, входящих в состав общего имущества, к предоставлению коммунальной услуги электроснабжения; поддержание помещений, входящих в состав общего имущества, в состоянии, обеспечивающем установленные законодательством Российской Федерации температуру и влажность в таких помещениях; текущий и капитальный ремонт, подготовку к сезонной эксплуатации и содержание общего имущества, указанного в подпунктах "а" - "д" пункта 2 настоящих Правил, а также элементов благоустройства и иных предназначенных для обслуживания, эксплуатации и благоустройства этого многоквартирного дома объектов, расположенных на земельном участке, входящем в состав общего имущества; проведение обязательных в отношении общего имущества мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности, включенных в утвержденный в установленном законодательством Российской Федерации порядке перечень мероприятий; обеспечение установки и ввода в эксплуатацию коллективных (общедомовых) приборов учета холодной и горячей воды, тепловой и электрической энергии, природного газа, а также их надлежащей эксплуатации (осмотры, техническое обслуживание, поверка приборов учета и т.д.). Осмотры общего имущества в зависимости от способа управления многоквартирным домом проводятся собственниками помещений, лицами, привлекаемыми собственниками помещений на основании договора для проведения строительно-технической экспертизы, или ответственными лицами, являющимися должностными лицами органов управления товарищества собственников жилья, жилищного, жилищно-строительного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива (далее - ответственные лица) или управляющей организацией, а при непосредственном управлении многоквартирным домом - лицами, оказывающими услуги и (или) выполняющими работы. Результаты осмотра общего имущества оформляются актом осмотра, который является основанием для принятия собственниками помещений или ответственными лицами решения о соответствии или несоответствии проверяемого общего имущества (элементов общего имущества) требованиям законодательства Российской Федерации, требованиям обеспечения безопасности граждан, а также о мерах (мероприятиях), необходимых для устранения выявленных дефектов. Текущий ремонт общего имущества проводится по решению общего собрания собственников помещений для предупреждения преждевременного износа и поддержания эксплуатационных показателей и работоспособности, устранения повреждений и неисправностей общего имущества или его отдельных элементов (без замены ограждающих несущих конструкций, лифтов). Если физический износ общего имущества достиг установленного законодательством Российской Федерации о техническом регулировании уровня предельно допустимых характеристик надежности и безопасности и не обеспечивает безопасность жизни и здоровья граждан, сохранность имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества, что подтверждается предписанием, выданным соответственно федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченными осуществлять государственный контроль за использованием и сохранностью жилищного фонда независимо от его формы собственности, собственники помещений обязаны немедленно принять меры по устранению выявленных дефектов. Капитальный ремонт общего имущества проводится по решению общего собрания собственников помещений для устранения физического износа или разрушения, поддержания и восстановления исправности и эксплуатационных показателей, в случае нарушения (опасности нарушения) установленных предельно допустимых характеристик надежности и безопасности, а также при необходимости замены соответствующих элементов общего имущества (в том числе ограждающих несущих конструкций многоквартирного дома, лифтов и другого оборудования). Факт достижения общим имуществом уровня установленных предельно допустимых характеристик надежности и безопасности устанавливается собственниками помещений или ответственными лицами с отражением этого факта в акте осмотра, а также соответственно федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченными осуществлять государственный контроль за использованием и сохранностью жилищного фонда в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Судом установлено, что Соловьеву В.Е. на праве общей совместной собственности принадлежит <адрес>. На основании договора управления от ДД.ММ.ГГГГ управление вышеуказанным многоквартирным домом осуществляло ООО «Управляющая компания <адрес>».С ДД.ММ.ГГГГ управление данным многоквартирным домом осуществляет ООО «Управляющая компания Курска» на основании решения общего собрания собственников помещений (протокол от ДД.ММ.ГГГГ).
В период управления многоквартирным домом, а именно августе 2012 года и в зимний период 2012-2013 года (27 февраля и ДД.ММ.ГГГГ) было установлено, что трубопроводы ХВС и канализации, теплоизоляция, запорно-регулирующая аппаратура, электрооборудование находятся в неудовлетворительном состоянии; аварийное состояние трубопроводов систем отопления и ХВС, системы канализации; обнаружены массовые течи в местах стыков трубопроводов, в местах соединения приборов; система электроснабжения не соответствует современным требованиям, полная потеря эластичности изоляции проводов, неисправность ВРУ; вышла из строя запорная арматура на системе ХВС, большое количество хомутов на стояках врезки, наличие коррозии, свищей на трубопроводе, полная потеря эластичности изоляции проводов, повреждения магистральных и внутренних сетей, неисправность ВРУ, местами оголения проводов, повреждения шкафов, щитков.
В связи с этим ДД.ММ.ГГГГ между ООО «Управляющая компания <адрес>» (заказчик) и ООО «Стройкомплект» (подрядчик) был заключен договор № на выполнение работ по ремонту трубопроводов систем отопления и ХВС жилого <адрес>. Стоимость работ в соответствии с дополнительными соглашениями к договору от ДД.ММ.ГГГГ составила 2521 656 рублей. Факт выполнения данных работ подтверждается справками о стоимости выполненных работ и затрат и актами о приемке выполненных работ.
Вместе с тем судом установлено, что результаты осмотра общего имущества, находящегося в аварийном состоянии, собственникам помещений многоквартирного дома не предъявлялись, решение о проведении указанных капитального и текущего ремонтов общего имущества многоквартирного дома в соответствии с пп.1,1.1,4.1 ч.2 ст. 44 ЖК РФ, пп.13,14,18,20-22 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме…, утвержденных постановлением Правительства РФ от 13 августа 2006 года №491, общим собранием собственников помещений многоквартирного дома не принималось.
Указанные обстоятельства также подтверждаются материалами проверки, проведенной государственной жилищной инспекцией <адрес>, в ходе которой были выявлены нарушения в части выполнения работ по ремонту общего имущества многоквартирного <адрес> без решения общего собрания собственников о необходимости выполнения работ и о порядке его финансирования, в том числе по замене стояков и розлива ХВС, стояков канализации по квартирам и трубопровода канализации по подвалу и выпуска в колодцы, по замене электропроводки по дому (стояки и подвал). По результатам проверки ООО «Управляющая компания <адрес>» было выдано предписание в срок до ДД.ММ.ГГГГ согласовать с собственниками помещений многоквартирного дома.
Во исполнение данного предписания ответчик представил протокол внеочередного общего собрания собственников помещений многоквартирного дома от ДД.ММ.ГГГГ. Однако анализ представленного протокола и приложенных к нему реестров голосования позволяет сделать вывод, что решение собственниками помещений многоквартирного дома о выполнении работ по замене трубопроводов, канализации, ХВС, электрики, установке, установки узла учета на отопление за средства по статье «текущий ремонт»; о заключении договора на производство соответствующих работ; сборе недостающих денежных средств, потраченных на выполнение работ, путем выставления суммы отдельной строкой в квитанции за ЖКУ с рассрочкой на 36 месяцев по квадратным метрам занимаемой площади принято не было, поскольку участие в голосовании приняли только собственники, владеющие 40% голосов (отсутствовал кворум в силу ч.3 ст. 45 ЖК РФ).
Собственники помещений в многоквартирном доме были лишены возможности отследить расходование денежных средств, затраченных на ремонт инженерного оборудования.
Таким образом, решение о проведении капитального и текущего ремонтов было принято ООО «Управляющая компания <адрес>» самостоятельно без законных на то оснований.
Кроме того, как было указано ранее проведение ремонта общего имущества возможно только в том случае, если физический износ общего имущества достиг установленного законодательством Российской Федерации о техническом регулировании уровня предельно допустимых характеристик надежности и безопасности и не обеспечивает безопасность жизни и здоровья граждан, сохранность имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества, что должно подтверждаться предписанием, выданным органом государственной власти, уполномоченным осуществлять государственный контроль за использованием и сохранностью жилищного фонда. Факт достижения общим имуществом уровня установленных предельно допустимых характеристик надежности и безопасности устанавливается собственниками помещений или ответственными лицами с отражением этого факта в акте осмотра, а также соответственно федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченными осуществлять государственный контроль за использованием и сохранностью жилищного фонда в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Однако из представленных материалов следует, что физический износ общего имущества собственниками не определялся, дефектная ведомость не составлялась, соответствующее предписание не выдавалось, указанный факт в установленном порядке не документировался. В связи с этим непонятно на каком основании и по каким критериям ответчик (ООО «Управляющая компания <адрес>») определил, что физический износ общего имущества достиг установленного законодательством Российской Федерации о техническом регулировании уровня предельно допустимых характеристик надежности и безопасности. В судебном заседании соответствующих доказательств ответчик не привел.
Представленные ответчиком в обоснование необходимости ремонта общего имущества акты осмотра жилого дома от августа 2012 года, от ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ не отвечают критериям допустимости (ст. 60 ГПК РФ), поскольку не соответствуют требованиям, предъявляемым к указанным актам, установленным п.22 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме…, утвержденных постановлением Правительства РФ от 13 августа 2006 года №491.
Доводы представителя ответчика – ООО «Управляющая компания <адрес>» о том, что управляющая компания фактически понесла расходы на производство ремонта и которые должны быть возмещены собственниками помещений многоквартирного дома, не могут быть признаны обоснованными в рамках разрешения спора по заявленным основаниям, поскольку способ возмещения указанных расходов управляющая организация без законных на то оснований определила как взыскание платы за коммунальные услуги и иные расходы, которые истец обязан уплачивать в силу закона (ст.153-158 ЖК РФ). Однако требование платы за коммунальные услуги при установленных обстоятельствах не может быть признано законным и обоснованным.
В то же время при доказанности необходимости несения соответствующих расходов, их размера, ответчик не лишен возможности поставить вопрос о взыскании с собственников помещений многоквартирного жилого дома неосновательного обогащения, выразившего в приобретении ими неотделимых улучшений общего имущества.
При таких обстоятельствах заявленные требования являются обоснованными и подлежат удовлетворению в полном объеме.
Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Иск удовлетворить.
Признать незаконными требования ООО «Управляющая компания <адрес>» и ООО «Управляющая компания Курска» по оплате услуг по ремонту инженерных систем (код 135), обязать ответчика ООО «Управляющая компания Курска» не производить Соловьеву <данные изъяты> начисления по оплате ремонта инженерных систем на лицевой счет №, исключив соответствующие начисления из квитанций, выставляемых истцу на оплату жилищно-коммунальных услуг.
Взыскать с ООО «Управляющая компания <адрес>» и ООО «Управляющая компания Курска» в пользу Соловьева <данные изъяты> судебные расходы по оплате государственной пошлины в размере 200 рублей: по 100 (сто) рублей с каждого.
Решение может быть обжаловано сторонами в апелляционном порядке в Курский областной суд через Ленинский районный суд <адрес> в течение месяца с момента вынесения в окончательной форме.
Полное и мотивированное решение стороны могут получить ДД.ММ.ГГГГ в 17 часов.
Судья