РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
29 мая 2023 года г. Сызрань
Сызранский районный суд Самарской области в составе:
председательствующего судьи Айнулиной Г.С.,
при секретаре судебного заседания Фроловой К.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело №2а-263/2023 по административному исковому заявлению Межрайонной ИФНС России №23 по Самарской области к Рагулиной Е.Ю. о взыскании задолженности (недоимки) по страховым взносам на обязательное пенсионное, медицинское страхование и пени по ним,
у с т а н о в и л:
Межрайонная ИФНС России №23 по Самарской области обратилась в суд с административным исковым заявлением к Рагулиной Е.Ю., в котором просила о взыскании с нее задолженности (недоимки) по страховым взносам: на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации на выплату страховой пенсии за расчетные периоды за 2017-2018 годы: налог в размере 27041 рубль 04 копейки и пени в размере 1468 рублей 42 копейки; по страховым взносам на обязательное медицинское страхование работающего населения в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования за расчетные периоды за 2017-2018 годы: налог в размере 4513 рублей 57 копеек, пени – 132 рубля 56 копеек.
В обоснование заявленных требований указала, что Рагулина Е.Ю. (ИНН №) была зарегистрирована как индивидуальный предприниматель с 11.12.2006 по 12.03.2018 и в соответствии с главой 34 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) обязана правильно исчислять и своевременно оплачивать страховые взносы.
В соответствии со ст. 18.1 и ст. 19 НК РФ устанавливаются страховые взносы, которые являются федеральными и обязательны к уплате на всей территории РФ, а также налогоплательщиками признаются физические лица, на которых в соответствии с НК РФ возложена обязанность уплачивать налоги.
За период деятельности в качестве индивидуального предпринимателя Рагулина Е.Ю. не в полном объеме уплатила страховые взносы, в результате чего за ней числится задолженность.
В адрес налогоплательщика Рагулиной Е.Ю. были направлены требования об уплате налога №5238 от 20.03.2018, №12176 от 20.08.2018, №6105 от 05.04.2018, которые ответчиком были получены, но в установленный срок не были исполнены, в связи с чем, налоговым органом начислены пени за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности.
В порядке ст. 48 и НК РФ и Главы 11.1 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) налоговый орган обратился к мировому судье судебного участка № 158 Сызранского судебного района Самарской области и 16.03.2021 был вынесен судебный приказ, который 05.09.2022 был отменен в связи с поступившими от должника возражениями относительно его исполнения.
Представитель административного истца Межрайонной инспекции ФНС России №23 по Самарской области в судебное заседание не явился, в исковом заявлении просил рассмотреть дело без его участия, поддержав заявленные административные исковые требования в полном объеме.
Административный ответчик Рагулина Е.Ю., надлежащим образом извещенная о дне и времени рассмотрения дела (л.д. 64), в судебное заседание не явилась, ходатайство об отложении рассмотрения дела не заявляла, отзыв на административное исковое заявление не представила. Суд определил рассмотреть дело без участия административного ответчика.
Изучив административное исковое заявление, исследовав материалы дела, обозрев материалы гражданского дела №2а-402/2021 по заявлению Межрайонной ИФНС России №3 по Самарской области к Рагулиной Е.Ю. о взыскании обязательных платежей, суд приходит к следующему.
Статьей 57 Конституции Российской Федерации определено, что каждый обязан платить законно установленные налоги.
Согласно Положению о федеральной налоговой службе, утвержденному Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 сентября 2004 г. №506 Федеральная налоговая служба является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору за соблюдением законодательства о налогах и сборах, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующий бюджет налогов и сборов.
В соответствии со ст. 19 Налогового кодекса Российской Федерации (далее по тексту НК РФ) налогоплательщиками признаются физические лица, на которых в соответствии с названным Кодексом возложена обязанность уплачивать соответственно налоги.
Положениями п. 1 ст. 362 и п. 2 ст. 408 Налогового кодекса Российской Федерации определено, что сумма налога, подлежащая уплате налогоплательщиками - физическими лицами, исчисляется налоговыми органами на основании сведений, которые представляются в налоговые органы органами, осуществляющие государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, органами, осуществляющими государственную регистрацию транспортных средств.
Согласно ч. 1 ст. 419 Налогового кодекса Российской Федерации плательщиками страховых взносов признаются следующие лица, являющиеся страхователями в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования: 1) лица, производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам: организации; индивидуальные предприниматели; физические лица, не являющиеся индивидуальными предпринимателями; 2) индивидуальные предприниматели, адвокаты, медиаторы, нотариусы, занимающиеся частной практикой, арбитражные управляющие, оценщики, патентные поверенные и иные лица, занимающиеся в установленном законодательством Российской Федерации порядке частной практикой (далее - плательщики, не производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам).
Статьей 430 Налогового кодекса Российской Федерации установлен размер страховых взносов, уплачиваемых плательщиками, не производящими выплат и иных вознаграждений физическим лицам.
Из ст. 432 Налогового кодекса Российской Федерации следует, что исчисление суммы страховых взносов, подлежащих уплате за расчетный период плательщиками, указанными в подпункте 2 пункта 1 статьи 419 настоящего Кодекса, производится ими самостоятельно в соответствии со статьей 430 настоящего Кодекса, если иное не предусмотрено настоящей статьей (ч. 1).
Суммы страховых взносов исчисляются плательщиками отдельно в отношении страховых взносов на обязательное пенсионное страхование и страховых взносов на обязательное медицинское страхование.
Суммы страховых взносов за расчетный период уплачиваются плательщиками не позднее 31 декабря текущего календарного года, если иное не предусмотрено настоящей статьей. Страховые взносы, исчисленные с суммы дохода плательщика, превышающей 300 000 рублей за расчетный период, уплачиваются плательщиком не позднее 1 июля года, следующего за истекшим расчетным периодом.
В случае неуплаты (неполной уплаты) страховых взносов плательщиками, указанными в подпункте 2 пункта 1 статьи 419 настоящего Кодекса, в срок, установленный абзацем вторым настоящего пункта, налоговый орган определяет в соответствии со статьей 430 настоящего Кодекса сумму страховых взносов, подлежащую уплате за расчетный период такими плательщиками.
При превышении суммы страховых взносов, определенной налоговым органом в соответствии с абзацем вторым настоящего пункта, над суммой страховых взносов, фактически уплаченных плательщиком за расчетный период, налоговый орган выявляет в порядке, установленном настоящим Кодексом, недоимку по страховым взносам (ч. 2).
В случае прекращения физическим лицом деятельности индивидуального предпринимателя, прекращения статуса адвоката, освобождения от должности нотариуса, занимающегося частной практикой, прекращения членства арбитражного управляющего, оценщика, занимающегося частной практикой, в соответствующей саморегулируемой организации, исключения патентного поверенного, занимающегося частной практикой, из Реестра патентных поверенных Российской Федерации, прекращения занятия частной практикой оценщиком, патентным поверенным, прекращения деятельности медиатора, иных лиц, занимающихся в установленном законодательством Российской Федерации порядке частной практикой, уплата страховых взносов такими плательщиками осуществляется не позднее 15 календарных дней с даты снятия с учета в налоговом органе индивидуального предпринимателя, адвоката, нотариуса, занимающегося частной практикой, арбитражного управляющего, занимающихся частной практикой оценщика, патентного поверенного, медиатора, а также снятия с учета в налоговом органе физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем, в качестве плательщика страховых взносов (п. 5).
Положениями ст. 45 НК РФ установлено, что налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах (п. 1).
В случае неуплаты или неполной уплаты налога в установленный срок, если иное не предусмотрено п. 2.1. названной статьи, взыскание налога производится в порядке, предусмотренном НК РФ (п. 2).
Неисполнение обязанности по уплате налога является основанием для применения мер принудительного исполнения обязанности по уплате налога (п. 6).
В соответствии п. 2 ст. 69 НК РФ при наличии у налогоплательщика недоимки ему направляется требование об уплате налога.
Требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику не позднее трех месяцев со дня выявления недоимки (п. 1 ст. 70 НК РФ).
В случае уплаты авансовых платежей в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки на сумму несвоевременно уплаченных авансовых платежей начисляются пени в порядке, предусмотренном статьей 75 настоящего Кодекса (абз. 2 п. 3 ст. 58 НК РФ).
В соответствии с положениями ст. 75 Налогового кодекса Российской Федерации пеней признается установленная настоящей статьей денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов, в том числе налогов, уплачиваемых в связи с перемещением товаров через таможенную границу Таможенного союза, в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки (ч. 1).
Сумма соответствующих пеней уплачивается помимо причитающихся к уплате сумм налога и независимо от применения других мер обеспечения исполнения обязанности по уплате налога, а также мер ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах (ч.2).
Пеня начисляется, если иное не предусмотрено настоящей статьей и главами 25 и 26.1 настоящего Кодекса, за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога по день исполнения обязанности по его уплате включительно. Сумма пеней, начисленных на недоимку, не может превышать размер этой недоимки (ч. 3).
Пени уплачиваются одновременно с уплатой сумм налога или после уплаты таких сумм в полном объеме (п. 5).
Судом установлено, что Рагулина Е.Ю. с 11.12.2006 по 12.03.2018 являлась индивидуальным предпринимателем (л.д. 17-18).
За период деятельности в качестве индивидуального предпринимателя Рагулина Е.Ю. не в полном объеме уплатила страховые взносы на обязательное пенсионное и медицинское страхование. В настоящее время образовалась задолженность по взносам на ОМС в фиксированном размере за налоговые периоды 2017, 2018 годы в размере 4513 рублей 53 копейки, пени в размере 132 рубля 56 копеек; задолженность по страховым взносам на ОПС в фиксированном размере в ПФ РФ на выплату страховой пенсии за период 2017, 2018 годы в размере 27041 рубль 04 копейки, пени в размере 1468 рублей 42 копейки.
В связи с невыполнением в установленный срок административным ответчиком своей обязанности по уплате налогов Межрайонной ИФНС России №3 по Самарской области в адрес Рагулиной Е.Ю. на основании ст. 69 НК РФ направлены требования:
-№5238 на 20.03.2018 страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в размере 23400 рублей 00 копеек, пени – 410 рублей; страховые взносы на обязательное медицинское страхование в размере 4590 рублей 00 копеек, пени – 80 рублей 44 копейки со сроком уплаты до 09.04.2018 (л.д. 23);
- № 6105 на 05.04.2018 страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в размере 5280 рублей 46 копеек, пени – 108 рублей 79 копеек; страховые взносы на обязательное медицинское страхование в размере 1161 рубль 72 копейки, пени – 21 рубль 62 копейки со сроком уплаты до 25.04.2018 (л.д. 27);
- № 12176 на 20.08.2018 страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в размере 135495 рублей 36 копеек, пени на общую сумму – 23116 рублей 66 копеек со сроком уплаты до 07.09.04.2018 (л.д. 27 - 28).
В установленный срок Рагулина Е.Ю. не исполнила обязанность по уплате страховых взносов, пени в установленный в требованиях срок.
В соответствии с положениями ст. 48 НК РФ заявление о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом (ч. 2).
Требование о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом (таможенным органом) в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа (ч. 3).
В связи с неисполнением административным ответчиком требования -№5238 на 20.03.2018 сроком уплаты до 09.04.2018 (срок обращения к мировому судье с заявлением о выдаче судебного приказа – 09.10.2018); № 6105 на 05.04.2018 сроком уплаты до 25.04.2018 (срок обращения к мировому судье с заявлением о выдаче судебного приказа - 25.10.2018); № 12176 на 20.08.2018 сроком уплаты до 07.09.2018 (срок обращения к мировому судье с заявлением о выдаче судебного приказа – 07.03.2019) Межрайонная ИФНС России №3 по Самарской области обратилась к мировому суде судебного участка №158 Сызранского судебного района Самарской области 12.03.2021, т.е. по истечении установленного законом 6-месячного срока по каждому требованию.
16.03.2021 определением мирового судьи судебного участка №158 Сызранского судебного района Самарской области был вынесен судебный приказ №2а-402/2021 о взыскании с Рагулиной Е.Ю. задолженности по налогам в общей сумме 47038 рублей 08 копеек, который 05.09.2022 определением мирового судьи судебного участка №158 Сызранского судебного района Самарской области был отменен, соответственно последним днем для обращения в суд с настоящим административным исковым заявлением является 06.03.2023.
Административный истец обратился в суд с настоящим административным исковым заявлением 28.02.2023, т.е. в установленный законом шестимесячный срок для обращения с заявленными административными исковыми требованиями.
Исходя из установленных судом обстоятельств и проанализировав в совокупности в соответствии с требованиями ст. 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации доказательства, суд приходит к выводу, что заявленные административным истцом требования о взыскании с Рагулиной Е.Ю. задолженности (недоимки) по страховым взносам на общую сумму 33155 рублей 59 копеек, в том числе по страховым взносам: на обязательное медицинское страхование налоги за 2017 и 2018 годы в размере 4513 рублей 57 копеек, пени – 132 рубля 56 копеек; на обязательное пенсионное страхование налоги за 2017, 2018 годы в размере 27041 рубль 04 копейки, пени – 1468 рублей 42 копейки, не подлежат удовлетворению, поскольку административный истец пропустил установленный законом шестимесячный срок для обращения в суд со дня истечения срока исполнения каждого требования направленного в адрес Рагулиной Е.Ю.
В соответствии со ст. 48 НК РФ пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления о взыскании может быть восстановлен судом (абз. 4 ч. 2).
Уважительными причинами пропуска срока для подачи искового заявления в суд признаются такие причины, которые объективно препятствовали участнику процесса своевременно подать заявление. Не могут рассматриваться в качестве уважительных причин пропуска срока подачи заявления в суд кадровые перестановки, отсутствие в штате организации юриста, смены руководителя (его нахождение в длительной командировке, отпуске), а также иные внутренние организационные проблемы юридического лица, обратившегося с заявлением в суд.
Конституционным Судом Российской Федерации в Определении от 22.03.2012 №479-О-О указано, что принудительное взыскание налога за пределами сроков, установленных Налоговым Кодексом РФ, не может осуществляться.
Суд, основываясь на принципе всеобщности и равенства налогообложения (пункт 1 статьи 3 НК РФ), исходит из универсальности воли законодателя, выраженной в части 2 ст. 48 НК РФ в отношении давности взыскания в судебном порядке суммы налога, и приходит к выводу о том, что Межрайонной ИФНС России №23 по Самарской области следует отказать в удовлетворении административного иска, в связи с пропуском установленного законом процессуального срока со дня истечения срока исполнения каждого требования для обращения в суд с административным иском.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 175-181, 290 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
р е ш и л:
В удовлетворении административного искового заявления Межрайонной ИФНС России №23 по Самарской области к Рагулиной Е.Ю. (ИНН №) о взыскании задолженности по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование и медицинское страхование по требованиям №5238 на 20.03.2018; №6105 на 05.04.2018; №12176 на 20.08.2018 – отказать, в связи с пропуском срока обращения в суд для взыскания.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме в судебную коллегию по административным делам Самарского областного суда через Сызранский районный суд.
Решение в окончательной форме принято 13.06.2023.
Судья-