РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
29 марта 2022 года г.о.Самара Советский районный суд г. Самары в составе:
судьи Никитиной С.Н.,
при помощнике судьи Беляевой А.И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело №2а-1019/2022 по административному исковому заявлению Рысиной <данные изъяты> к ОСП Советского района г.Самара, судебному приставу-исполнителю ОСП Советского района г.Самара ФИО3, старшему судебному приставу-исполнителю ОСП Советского района г.Самара ФИО4, УФССП России по Самарской области о признании незаконным бездействия судебного пристава-исполнителя,
УСТАНОВИЛ:
Рысина Е.В. обратилась в суд с административным исковым заявлением к ОСП Советского района г.Самара, судебному приставу-исполнителю ОСП Советского района г.Самара Черняевой Е.А., старшему судебному приставу-исполнителю ОСП Советского района г.Самара Новиковой Н.В., УФССП России по Самарской области о признании незаконным действия должностного лица службы судебных приставов, выразившееся в указании неверной даты в дате рождения должника и неверное наименование суда, выдавшего исполнительный лист, об обязании внести исправления в документы исполнительного производства №-ИП в дате рождения должника и наименовании органа, выдавшего исполнительный лист, о признании незаконным бездействия начальника ОСП <адрес> в части рассмотрения жалобы на неправомерные действия и бездействие судебного пристава-исполнителя Никулиной А.Ю. и не предоставления ответа на жалобу, ссылаясь на то. что 22.12.2020 Ленинским районным судом г.Саратова было вынесено решение о взыскании с ФИО5 алиментов на содержание сына ФИО2, <данные изъяты> с ДД.ММ.ГГГГ. ДД.ММ.ГГГГ на основании исполнительного листа, выданного Ленинским районным судом г.Саратова судебным приставом-исполнителем ОСП Советского района г.Самары было возбуждено исполнительное производство №-ИП о взыскании с ФИО5 в пользу истца алименты на содержание ребенка ФИО2. Данное постановление содержит ошибку в дате рождения должника, а именно вместо ДД.ММ.ГГГГ неверно указана дата – ДД.ММ.ГГГГ, а также в наименовании органа, выдавшего исполнительный лист, вместо суд Ленинского района г.Саратова неверно указано – суд Ленинского района г.Самары. Алименты не взысканы за период более двух лет. 17.09.2021 истец направил жалобу на действия и бездействие судебного пристава-исполнителя Никулиной, выразившиеся в отсутствии алиментов, ошибках в постановлении, приложены банковские реквизиты ФИО13. Ответ на жалобу не последовал. На сайте информация с ошибками не изменилась. В декабре 2021 от судебного пристава-исполнителя поступил запрос о предоставлении копий документов, имеющихся в ОСП Советского района г.Самары, с указанием номера исполнительного производства №. Вместе с тем постановление о возбуждении исполнительного производства в адрес истца не поступило. Алименты не поступают.
В судебное заседание административный истец не явилась, извещена надлежащим образом.
Административный ответчик судебный пристав-исполнитель Никулина А.Ю. в судебном заседании с иском не согласилась, пояснила, что в связи с тем, что описка была исправлена в декабре 2021 года. Ответ на жалобу был направлен взыскателю и в электронном виде, и простой почтой.
Административные ответчики, заинтересованное лицо в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом.
Изучив материалы дела, выслушав административного ответчика, суд приходит к следующему.
Согласно части 1 статьи 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Суд удовлетворяет полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и возлагает обязанность на административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление (часть 2 статьи 227 КАС РФ).
Таким образом, признание незаконными действий органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями возможно только при несоответствии обжалуемого решения нормам действующего законодательства, сопряженным с нарушением прав и законных интересов гражданина.
Дела об оспаривании действий (бездействия), решений должностных лиц службы судебных приставов подпадают под действие главы 22 Кодекса административного судопроизводства РФ и подлежат рассмотрению в порядке, предусмотренном указанным Кодексом.
В соответствии со статьей 46 (частями 1 и 2) Конституции Российской Федерации решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.
Реализуя указанные конституционные предписания, ст. 218 и ст. 360 Кодекса административного судопроизводства РФ, ч. 1 ст. 121 Федерального закона "Об исполнительном производстве" предоставляют гражданину, организации, иным лицам право оспорить в суде постановления должностных лиц службы судебных приставов, их действия (бездействие) если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
По данной категории административных дел на административного истца возложена обязанность доказывания нарушения своих прав, свобод и законных интересов, а обязанность по доказыванию соответствия оспариваемых постановлений должностных лиц службы судебных приставов, их действий (бездействия) нормативным правовым актам - на должностные лица службы судебных приставов, принявших оспариваемые постановления либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).
По смыслу положений ст. 227 КАС РФ для признания незаконными постановлений должностных лиц службы судебных приставов, их действий (бездействия) необходимо наличие совокупности двух условий - несоответствие оспариваемых постановлений, действий (бездействия) нормативным правовым актам и нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца.
Согласно ст. 2 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" задачами исполнительного производства являются правильное и своевременное исполнение судебных актов, актов других органов и должностных лиц, а в предусмотренных законодательством Российской Федерации случаях исполнение иных документов в целях защиты нарушенных прав, свобод и законных интересов граждан и организаций, а также в целях обеспечения исполнения обязательств по международным договорам Российской Федерации.
В силу ст. 12 Федерального закона "О судебных приставах" от 21 июля 1997 года N 118-ФЗ в процессе принудительного исполнения судебных актов и актов других органов, предусмотренных федеральным законом об исполнительном производстве, судебный пристав-исполнитель принимает меры по своевременному, полному и правильному исполнению исполнительных документов.
Задачами исполнительного производства являются правильное и своевременное исполнение судебных актов, актов других органов и должностных лиц, а в предусмотренных законодательством Российской Федерации случаях исполнение иных документов в целях защиты нарушенных прав, свобод и законных интересов граждан и организаций. Основополагающим принципом исполнительного производства является принцип своевременности совершения исполнительных действий и применения мер принудительного исполнения (статьи 2 и 4 Федерального закона от 02 октября 2007 года N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве").
Пленум Верховного Суда РФ в Постановлении N 50 от 17 ноября 2015 года "О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства" разъяснил, что содержащиеся в исполнительном документе требования должны быть исполнены судебным приставом-исполнителем в установленные частями 1 - 6 статьи 36 Закона об исполнительном производстве сроки.
Положениями глав 23, 25 ГПК РФ, Федеральным законом РФ "Об исполнительном производстве" предусмотрен специальный способ защиты прав взыскателя, должника или лица, чьи права и интересы нарушены в ходе исполнительного производства и имеет своей целью восстановление нарушенных прав. Условия и порядок принудительного исполнения судебных актов определяет Федеральный закон от 2 октября 2007 года N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" и иные федеральные законы, регулирующие условия и порядок принудительного исполнения судебных актов, актов других органов и должностных лиц.
Статья 64 Федерального закона от 2 октября 2007 года N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" содержит перечень исполнительных действий, которые вправе совершать судебный пристав-исполнитель.
В соответствии со статьями 64, 68 Федерального закона "Об исполнительном производстве" судебный пристав-исполнитель является процессуально самостоятельным лицом, определяющим на свое усмотрение тот круг исполнительных действий и мер принудительного характера, которые необходимо принять для исполнения требований исполнительного документа. Выбор конкретных исполнительных действий в соответствии с законодательством об исполнительном производстве входит в полномочия судебного пристава-исполнителя, выбирается им исходя из конкретных обстоятельств исполнительного производства.
Судом установлено, что 22.04.2021 судебным приставом - исполнителем ОСП Советского района г.Самары УФССП России по Самарской области Никулиной А.Ю. вынесено постановление о возбуждении исполнительного производства №-ИП в отношении ФИО5 о взыскании в пользу ФИО1 алиментов на содержание ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения. В данном постановлении указано, что исполнительный лист выдан Ленинским районным судом г.Самары, дата рождения ФИО5 – ДД.ММ.ГГГГ. Кроме того, данное постановление не содержит размер взысканных алиментов, а именно в постановлении указан предмет исполнения: алименты на содержание детей с периодическими платежами в твердой сумме ежемесячно в размере ? дохода должника.
Согласно ч.1 ст.30 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" судебный пристав-исполнитель возбуждает исполнительное производство на основании исполнительного документа по заявлению взыскателя, если иное не установлено настоящим Федеральным законом.
Суду был представлен исполнительный лист, в тексте которого указано, что он выдан Ленинским районным судом г.Саратова 22.12.2020, взысканы с ФИО5, ДД.ММ.ГГГГ года рождения алименты на содержание сына ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения в размере ? части всех видов заработка ежемесячно, начиная с даты подачи заявления о выдаче судебного приказа ДД.ММ.ГГГГ и до достижения ребенком совершеннолетия.
К административному исковому заявлению истцом приложена копия заочного решения Ленинского районного суда г.Самары от 22.12.2020, которым с ФИО5 ДД.ММ.ГГГГ года рождения в пользу ФИО1 взысканы алименты на содержание сына ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения в размере ? части всех видов заработка ежемесячно, начиная с даты подачи заявления о выдаче судебного приказа 24.01.2020 и до достижения ребенком совершеннолетия.
Поскольку исполнительный лист не содержал указание на размер взысканных алиментов, судебный пристав-исполнитель обратился в Ленинский районный суд г.Саратова с заявлением о разъяснении решения суда в части размера взысканных алиментов.
Определением Ленинского районного суда г.Саратова от 31.05.2021 в разъяснении решения отказано.
Определением от 27.07.2021 Ленинский районный суд г.Саратова исправил описку, допущенную в резолютивной части решения Ленинского районного суда г.Саратова от 22.12.2020 по гражданскому делу по исковому заявлению ФИО1 к ФИО5 о взыскании алиментов на содержание ребенка, указав в 1 абзаце резолютивной части решения «1/4 всех видов заработка и (или) иного дохода» вместо неправильного «1/4 всех видов заработка».
Однако на адрес судебного пристава-исполнителя копия данного определения судом направлена не была.
В связи с этим, судебный пристав-исполнитель не имел возможности исполнить решение суда (сведения о размере алиментов, которые необходимо удерживать с доходов должника у него отсутствовали).
Рысина Е.В. просит признать незаконным действия судебного пристава-исполнителя ОСП Советского района г.Самары Никулиной А.Ю., выразившееся в указании неверной даты в дате рождения должника и неверного наименования суда, выдавшего исполнительный лист, обязать внести исправления в документы исполнительного производства №-ИП в дате рождения должника и наименовании органа, выдавшего исполнительный лист.
28.12.2021 судебный пристав-исполнитель вынес два постановления о внесении изменений в ранее вынесенное постановление о возбуждении исполнительного производства №-ИП в части наименования суда и даты рождения должника, вносит в постановление о возбуждении исполнительного производства верные данные, а именно: Ленинский районный суд <адрес> и ДД.ММ.ГГГГ года рождения соответственно.
В соответствии с ч.3 ст.14 Федерального закона "Об исполнительном производстве" судебный пристав-исполнитель или иное должностное лицо службы судебных приставов вправе по своей инициативе или по заявлению лиц, участвующих в исполнительном производстве, исправить допущенные им в постановлении описки или явные арифметические ошибки. Указанные исправления вносятся постановлением о внесении изменений в ранее вынесенное постановление.
Таким образом, до обращения ФИО1 в суд (ДД.ММ.ГГГГ) судебный пристав-исполнитель внес верные исправления в постановление о возбуждении исполнительного производства, поэтому требования ФИО1 об обязании судебного пристава-исполнителя внести исправления в документы исполнительного производства №-ИП в дату рождения должника и наименование органа, выдавшего исполнительный лист, не подлежат удовлетворению. По этим же основаниям не подлежат удовлетворению требования ФИО1 о признании незаконным действий должностного лица службы судебных приставов, выразившееся в указании неверной даты в дате рождения должника и неверное наименование суда, выдавшего исполнительный лист, поскольку до обращения в суд судебный пристав-исполнитель исправила свои ошибки в силу требований ч.3 ст.14 Федерального закона "Об исполнительном производстве".
Также Рысина Е.В. по тексту своего искового заявления указывает на допущенную ошибку судебного пристава-исполнителя в данных постановлениях, а именно на то, что в резолютивной части постановлений указан неверно номер исполнительного производства № от ДД.ММ.ГГГГ, суд не принимает данные доводы Рысиной Е.В., поскольку это не номер исполнительного производства, а исходящий номер, который присваивается при регистрации исполнительного документа при поступлении в отдел службы судебных приставов, номер исполнительного производства указан верно после текста постановлений в самом его низу.
15.09.2021 Рысина Е.В. подала жалобу начальнику Осп Советского района г.Самары Новиковой Н.В. на действия судебного пристава-исполнителя Никулиной А.Ю. Данная жалоба поступила в ОСП Советского района г.Самары 25.10.2021.
20.10.2021 за исходящим № ФИО1 начальник ОСП Советского района г.Самары Новикова Н.В. на данную жалобу направила информацию, согласно которой судебным приставом-исполнителем направлен запрос о предоставлении определения суда об исправлении ошибок в резолютивной части взыскания алиментов, ответ на жалобу направлен почтой и подтверждается списком корреспонденции, направляемой почтовой связью от 25.10.2021. Также данная информация была направлена по электронной почте.
Согласно ч.1 ст.12 Федерального закона от 02.05.2006 N 59-ФЗ (ред. от 27.12.2018) "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" письменное обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, рассматривается в течение 30 дней со дня регистрации письменного обращения, за исключением случая, указанного в части 1.1 настоящей статьи.
Поскольку ответ ФИО1 был направлен в течении 30 дней с даты получения жалобы, в удовлетворении требований ФИО11 о признании незаконным бездействия начальника ОСП Советского района г.Самары в части рассмотрения жалобы на неправомерные действия и бездействие судебного пристава-исполнителя Никулиной А.Ю. и не предоставления ответа на жалобу, следует отказать.
Одним из условий для удовлетворения административного искового заявления согласно положениям статьи 227 КАС РФ является доказанный административным истцом факт нарушения его прав и законных интересов.
Вместе с тем, 16.02.2022 для осуществления комплекса мер, направленных на исполнение требований исполнительного документа, судебным приставом-исполнителем вынесено постановление об обращении взыскания на пенсию должника, постановление о расчет задолженности по алиментам.
Учитывая, что до обращения в суд судебный пристав-исполнитель внес исправления в постановление о возбуждении исполнительного производства в силу требований ч.3 ст.14 Федерального закона "Об исполнительном производстве; ответ Рысиной Е.В. начальником ОСП Советского района г.Самары был направлен в течении 30 дней в соответствии с требованиями ч.1 ст.12 Федерального закона от 02.05.2006 N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации", суд приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения требований по настоящему административному делу.
Доводы Рысиной Е.В. о том, что на сайте приставов размещена информация, содержащая ошибки не являются безусловным основанием для удовлетворения требований Рысиной Е.В., доводы о том, что алименты взыскателю не поступают, в добровольном порядке ответчик алименты не выплачивает, не принимаются, поскольку опровергаются чеками об оплате алиментов ФИО5, перечисленных на счет взыскателя в общей сумме в размере 19500 рублей, всего задолженность по алиментам составляет на 16.02.2022 в 140350,30 рублей.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 175-180 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
Административный иск Рысиной <данные изъяты> к ОСП Советского района г.Самара, судебному приставу-исполнителю ОСП Советского района г.Самара ФИО3, старшему судебному приставу-исполнителю ОСП Советского района г.Самара ФИО4, УФССП России по Самарской области о признании незаконным действия должностного лица службы судебных приставов, выразившееся в указании неверной даты в дате рождения должника и неверное наименование суда, выдавшего исполнительный лист, об обязании внести исправления в документы исполнительного производства №-ИП в дате рождения должника и наименовании органа, выдавшего исполнительный лист, о признании незаконным бездействия начальника ОСП Советского района г.Самары в части рассмотрения жалобы на неправомерные действия и бездействие судебного пристава-исполнителя Никулиной А.Ю. и не предоставления ответа на жалобу - оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Самарский областной суд через Советский районный суд г. Самара в течение одного месяца.
Мотивированное решение изготовлено 12.04.2022 года.
Судья: (подпись) Копия верна Судья: Помощник: