Судебный акт #1 (Решение) по делу № 12-308/2018 от 06.08.2018

дело

Р Е Ш Е Н И Е

<дата> г. Пушкино, М.О.

Судья Пушкинского городского суда Московской области Курлаева И.В., с участием законного представителя ООО «КРОНА» – генерального директора Нечаева В.Н., рассмотрев материалы административного дела по жалобе ООО «КРОНА» на постановление заместителя начальника Пушкинского межрайонного территориального отдела Управления по работе с территориями Комитета лесного хозяйства Московской области Горбачева В.С. от <дата> по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 8.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

У С Т А Н О В И Л :

Постановлением заместителя начальника Пушкинского межрайонного территориального отдела Управления по работе с территориями Комитета лесного хозяйства Московской области Горбачева В.С. от <дата> ООО «КРОНА» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 8.32 Кодекса Российской Федерации, в том, что <дата> в 16 час. 00 мин. государственным лесным инспектором Московской области Романихиным Р.Ю. в ходе патрулирования лесного участка в составе земель лесного фонда: в выделе 2 квартала 198 учебно-опытного участкового лесничества Московского учебно-опытного филиала ГКУ МО «Мособллес», вблизи пос. Лесные Поляны Пушкинского района Московской области, находящемся в аренде у ООО «КРОНА», выявлен факт нарушения лесного законодательства, а именно установлено, что после окончания работ по рубке лесных насаждений, связанных с уборкой ветровальных деревьев, очистка мест рубок от порубочных остатков не произведена, порубочные остатки разбросаны по всей площади, в том числе и вплотную к стене хвойного леса; на арендованном земельном участке обнаружено очаговое засорение бытовыми отходами и мусором на площади 9 кв.м, что создает реальную угрозу пожарной безопасности лесонасаждений.

ООО «КРОНА» обратилось в суд с жалобой на постановление по делу об административном правонарушении, ставя вопрос о его отмене ссылаясь на то, что в нарушение положений ст. 25.1 и ст. 28.2 КоАП РФ акт осмотра лесного участка от <дата> был составлен в отсутствие представителя юридического лица. Представленные в материалы дела доказательства не подтверждают факт выявления нарушения на арендованном ООО «КРОНА» лесном участке. Также указало, что органом административной юрисдикции была проведена проверка в нарушение Федерального закона от <дата> № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (далее Федеральный закон № 294-ФЗ). Протокол об административном правонарушении составлен с нарушением процессуальных сроков.

Законный представитель ООО «КРОНА» – генеральный директор Нечаев В.Н. в суде доводы жалобы поддержал.

Изучив материалы административного дела, проверив доводы жалобы ООО «КРОНА», нахожу постановление заместителя начальника Пушкинского межрайонного территориального отдела Управления по работе с территориями Комитета лесного хозяйства Московской области Горбачева В.С. от <дата> подлежащим изменению.

В соответствии со ст. 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.

Как следует из материалов дела между Управлением лесного хозяйства по Московской области и г. Москве и ООО «КРОНА» <дата> заключен договор аренды лесного участка, в соответствии с которым ООО «КРОНА» передан во временное пользование лесной участок, расположенный по адресу: Московская область, Пушкинский район, Московское учебно-опытное лесничество, учебно-опытное участковое лесничество, квартал , выделы , а, б, в, г, д, е, ж; для осуществления рекреационной деятельности (л.д. 106-121).

В соответствии с условиями договора ООО «КРОНА» обязано осуществлять противопожарное обустройство лесов на лесном участке; осуществлять санитарно-оздоровительные мероприятия; осуществлять на лесном участке разрубку (расчистку) квартальных просек, а также осуществлять работы по охране, защите, воспроизводству и лесоразведению на арендуемом участке.

В силу ст. 41 Лесного кодекса РФ 1. Леса могут использоваться для осуществления рекреационной деятельности в целях организации отдыха, туризма, физкультурно-оздоровительной и спортивной деятельности.

5. Правила использования лесов для осуществления рекреационной деятельности устанавливаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

В соответствии с п. 9 Правил использования лесов для осуществления рекреационной деятельности, утвержденных Приказом Федерального агентства лесного хозяйства от <дата> , лица, использующие леса для осуществления рекреационной деятельности, обязаны в том числе: соблюдать правила пожарной безопасности в лесах и правила санитарной безопасности в лесах; выполнять другие обязанности, предусмотренные законодательством Российской Федерации.

Согласно ч. 3 ст. 16 Лесного кодекса Российской Федерации порядок осуществления рубок лесных насаждений определяется правилами заготовки древесины, правилами санитарной безопасности в лесах, правилами пожарной безопасности в лесах, правилами ухода за лесами.

В силу ч. 3 ст. 53 Лесного кодекса РФ правила пожарной безопасности в лесах и требования к мерам пожарной безопасности в лесах в зависимости от целевого назначения земель и целевого назначения лесов устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Постановлением Правительства РФ от <дата> «Об утверждении Правил пожарной безопасности в лесах» утверждены Правила пожарной безопасности в лесах (далее Правила ).

В соответствии с п. 9 Правил запрещается засорение леса бытовыми, строительными, промышленными и иными отходами и мусором.

На основании 16 Правил , при проведении рубок лесных насаждений одновременно с заготовкой древесины следует производить очистку мест рубок (лесосек) от порубочных остатков.

В соответствии с п. 17 Правил пожарной безопасности в лесах при проведении очистки мест рубок (лесосек) осуществляются:

а) весенняя доочистка в случае рубки в зимнее время;

б) укладка порубочных остатков в кучи или валы шириной не более 3 метров для перегнивания, сжигания или разбрасывание их в измельченном виде по площади места рубки (лесосеки) на расстоянии не менее 10 метров от прилегающих лесных насаждений. Расстояние между валами должно быть не менее 20 метров, если оно не обусловлено технологией лесосечных работ;

в) завершение сжигания порубочных остатков при огневом способе очистки мест рубок (лесосек) до начала пожароопасного сезона. Сжигание порубочных остатков от летней заготовки древесины и порубочных остатков, собранных при весенней доочистке мест рубок (лесосек), производится осенью, после окончания пожароопасного сезона.

В соответствии с подпунктом «к» пункта 12 Правил заготовки древесины, утвержденных Приказом Минприроды России от <дата> , при заготовке древесины не допускается невыполнение или несвоевременное выполнение работ по очистке лесосеки.

Указанные требования Правил ООО «КРОНА» не были соблюдены.

Заместитель начальника Пушкинского межрайонного территориального отдела Управления по работе с территориями Комитета лесного хозяйства Московской области Горбачев В.С. обоснованно пришел к выводу о виновности ООО «КРОНА» в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 8.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Вина ООО «КРОНА» в совершении им административного правонарушения в полном объеме подтверждается совокупностью собранных и исследованных материалов административного дела:

- протоколом об административном правонарушении от <дата> (л.д. 28-30), из которого следует, что <дата> в 16 час. 00 мин. государственным лесным инспектором Московской области Романихиным Р.Ю. в ходе патрулирования лесного участка в составе земель лесного фонда: в выделе 2 квартала 198 учебно-опытного участкового лесничества Московского учебно-опытного филиала ГКУ МО «Мособллес», вблизи пос. Лесные Поляны Пушкинского района Московской области, находящемся в аренде у ООО «КРОНА», выявлен факт нарушения лесного законодательства, а именно установлено, что после окончания работ по рубке лесных насаждений, связанных с уборкой ветровальных деревьев, очистка мест рубок от порубочных остатков не произведена, порубочные остатки разбросаны по всей площади, в том числе и вплотную к стене хвойного леса; на арендованном земельном участке обнаружено очаговое засорение бытовыми отходами и мусором на площади 9 кв.м, что создает реальную угрозу пожарной безопасности лесонасаждений;

- планом-схемой лесного участка (л.д. 40);

- актом осмотра территории лесного участка от <дата> (л.д. 31-32) и фото-таблицей к нему (л.д. 33-39), согласно которым в выделе 2 квартала квартала 198 учебно-опытного участкового лесничества Московского учебно-опытного филиала ГКУ МО «Мособллес», вблизи пос. Лесные Поляны Пушкинского района Московской области, выявлен факт нарушения лесного законодательства, а именно установлено, что после окончания работ по рубке лесных насаждений, связанных с уборкой ветровальных деревьев, очистка мест рубок от порубочных остатков не произведена, порубочные остатки разбросаны по всей площади, в том числе и вплотную к стене хвойного леса; на арендованном земельном участке обнаружено очаговое засорение бытовыми отходами и мусором на площади 9 кв.м, что создает реальную угрозу пожарной безопасности лесонасаждений;

- договором аренды лесного участка (л.д. 41-47, 106-121);

- заключением экспертной комиссии государственной экспертизы по проекту освоения лесов, переданных в аренду ООО «КРОНА» (л.д. 49-55), в соответствии с которым на ООО «КРОНА» возложена обязанность в том числе: по охране лесов от пожаров и самовольных порубок; контроль и предотвращение нарушений лесного законодательства; соблюдение установленного режима пользования; соблюдение норм и правил в соответствии с законодательством Российской Федерации. Также из заключения следует, что переданный ООО «КРОНА» в аренду лесной участок относится ко 2-му классу пожарной опасности. Мероприятия по противопожарному устройству лесов включают в себя, в том числе: обрезку сухих сучьев и ветвей, уборку сухостоя, уборку захламленности и установку урн для мусора. Санитарно оздоровительные мероприятия включают в себя, в том числе: выборочные санитарные рубки, очистку захламленности.

Факт наличия в границах лесного участка порубочных остатков подтверждается приведенными выше доказательствами.

Исследованные доказательства в их совокупности суд признает допустимыми и достоверными, так как они получены в соответствии с требованиями, установленными Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, и сомневаться в их объективности у суда не имеется, поскольку вышеуказанные доказательства согласуются между собой, при этом составлены должностным лицом Комитета лесного хозяйства Московской области, находящимся при исполнении своих служебных обязанностей, лично не заинтересованным в исходе дела.

Доводы стороны заявителя об отсутствии доказательств вины юридического лица в нарушении Правил пожарной безопасности в лесах опровергается приведенными выше доказательствами. Доводы жалобы по существу сводятся к переоценке установленных в ходе производства по делу обстоятельств и доказательств, несогласие с которыми не является правовым основанием к отмене постановления.

Довод стороны заявителя о проведении патрулирования лесных участков в нарушение Федерального закона № 294-ФЗ суд находит несостоятельным. Указанный довод основан на неверном толковании норм права.

В соответствии с п. 12 Положения об осуществлении федерального государственного лесного надзора (лесной охраны), утвержденного Постановлением Правительства РФ от <дата> к отношениям, связанным с осуществлением федерального государственного лесного надзора (лесной охраны), применяются положения законодательства Российской Федерации об охране окружающей среды, а к отношениям, связанным с организацией и проведением проверок юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, применяются положения Федерального закона "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля".

Федеральный государственный лесной надзор (лесная охрана) осуществляется посредством проведения плановых и внеплановых, документарных и выездных проверок в соответствии со статьями 9 - 13 и 14 Федерального закона "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля", а также проведения мероприятий по контролю (патрулированию) в лесах в порядке, установленном соответственно Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации и уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

Форма и содержание задания на проведение мероприятий по контролю (патрулированию) в лесах устанавливаются Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации.В соответствии с п. 11 Положения о федеральном государственном пожарном надзоре в лесах, утвержденного Постановлением Правительства РФ от <дата> (далее Положение ) государственный надзор осуществляется посредством проведения плановых и внеплановых, документарных и выездных проверок в соответствии со статьями 9 - 13 и 14 Федерального закона "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля", мероприятий по контролю (патрулированию) за соблюдением обязательных требований в лесах (далее - мероприятия по контролю), а также систематического наблюдения, анализа и прогнозирования исполнения обязательных требований при осуществлении юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами своей деятельности.

Согласно п. 12 Положения мероприятия по контролю проводятся должностными лицами органов государственного надзора при патрулировании лесов в целях выявления и пресечения нарушений юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами обязательных требований, а также в целях участия в обеспечении мер по устранению последствий выявленных нарушений в порядке, установленном соответственно Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации и уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

В соответствии с п. 13 Положения мероприятия по контролю проводятся на основании плановых (рейдовых) заданий, форма и содержание которых устанавливаются Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации.

Распоряжением Комитета лесного хозяйства Московской области от <дата> РВ-5 в соответствии со статьями 96, 97 Лесного кодекса Российской Федерации, пунктом 12 Положения об осуществлении федерального государственного лесного надзора (лесной охраны), утвержденного постановлением Правительства РФ от <дата> , пунктом 12 Положения о федеральном государственном пожарном надзоре в лесах, утвержденного постановлением Правительства РФ от <дата> N 476, в целях осуществления федерального государственного лесного надзора и федерального государственного пожарного надзора в лесах Комитетом лесного хозяйства Московской области и ГКУ МО «Мособллес» в рамках переданных полномочий Российской Федерации по осуществлению федерального государственного лесного надзора и федерального государственного пожарного надзора в лесах утвержден проведения мероприятий по контролю (патрулированию) в лесах на землях лесного фонда Московской области (далее Порядок).

Настоящий порядок подготовлен в соответствии со ст. 96, 97 Лесного кодекса Российской Федерации, Положением об осуществлении федерального государственного лесного надзора (лесной охраны), утвержденным постановлением Правительства РФ от <дата> N 394, Положением о федеральном государственном пожарном надзоре в лесах, утвержденным постановлением Правительства РФ от <дата> N 476, законодательством Российской Федерации о пожарной безопасности, в целях выявления и пресечения нарушений юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами обязательных требований лесного законодательства, а также в целях участия в обеспечении мер по устранению последствий выявленных нарушений при осуществлении федерального государственного лесного надзора (лесной охраны) и федерального государственного пожарного надзора в лесах (п. 1.1 Порядка).

Задачами проведения мероприятий по контролю (патрулированию) в лесах Московской области являются предупреждение, выявление и пресечение нарушений органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими лицами, их руководителями и иными должностными лицами, индивидуальными предпринимателями, их уполномоченными представителями (далее - юридические лица, индивидуальные предприниматели) и гражданами требований, установленных Лесным кодексом Российской Федерации, другими федеральными законами, законами и иными нормативно-правовыми актами Московской области в области использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов (далее - обязательные требования), принятие предусмотренных законодательством Российской Федерации мер по пресечению и (или) устранению последствий выявленных нарушений, а также систематического наблюдения за исполнением обязательных требований лесного законодательства (п. 1.2 Порядка).

Мероприятия по контролю (патрулированию) в лесах могут проводиться постоянно и единовременно. Мероприятия по контролю (патрулированию) в лесах проводятся государственными лесными инспекторами Московской области при патрулировании лесов в виде регулярного осмотра территории земель лесного фонда при осуществлении функции лесного надзора и пожарного надзора в лесах. К единовременным относятся мероприятия по контролю (патрулированию) в лесах: "Лесовоз", "Перевозчик", "Елочка", "Арендатор", "Дачник", "Карьер", "Линейные объекты", "Майские праздничные дни" и другие, которые проводятся на основании приказов ГКУ МО "Мособллес" или Комитета. Также к единовременным мероприятиям по контролю (патрулированию) в лесах относятся мероприятия по рассмотрению обращений граждан и другие мероприятия, которые проводятся на основании письменных поручений Комитета, ГКУ МО "Мособллес", лесничества (п. 1.3 Порядка).

Государственный лесной инспектор ежегодно до 13 января получает у директора лесничества маршруты патрулирований под роспись путем их совершения на самом маршруте (п. 2.2 Порядка).

Государственный лесной инспектор планирует проведение мероприятий по контролю (патрулированию) на основании маршрутов наземного патрулирования, а также единовременных мероприятий по контролю, установленных п. 1.3 настоящего порядка. При этом мероприятия по контролю (патрулированию) совмещаются с исполнением других обязанностей, возложенных на государственного лесного инспектора в соответствии с должностными инструкциями и единовременными поручениями руководства лесничества, Комитета (п. 2.3 Порядка).

Мероприятия по контролю (патрулированию) проводятся посредством передвижения на служебном автомобильном транспорте (служебные патрульные автомобили должны иметь надпись "Лесная охрана"), спецтехнике (снегоходы, квадроциклы), в пешем порядке (п. 2.4 Порядка).

Осуществление патрулирования лесных участков на основании плановых (рейдовых) заданий отвечает приведенным выше положениям Порядка, в том числе в соответствии с положениями п. 2.3 Порядка.

Данное административное правонарушение было выявлено должностным лицом административного органа в ходе патрулирования указанных выше лесных участков, а не в рамках проведения проверки юридического лица, в связи с чем положения Федерального закона № 294-ФЗ, регламентирующего порядок проведения проверок в отношении юридических лиц, в данном случае не применимы и соответственно нарушены не были.

Нарушений норм процессуального закона, влекущих отмену постановления, не допущено, нормы материального права применены правильно.

Постановление о привлечении общества к административной ответственности вынесено с соблюдением срока давности привлечения к административной ответственности, установленного частью 1 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях для данной категории дел.

Нарушение установленных статьей 28.5 КоАП РФ сроков составления протокола об административном правонарушении не является существенным нарушением процессуальных требований КоАП РФ, влекущим отмену постановления, поскольку этот срок не является пресекательным.

Порядок и сроки привлечения ООО «КРОНА» к административной ответственности соблюдены.

Собранные по делу доказательства в их совокупности, не оставляют сомнений в совершении ООО «КРОНА» административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 8.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Все доказательства были всесторонне, полно и объективно исследованы заместителем начальника Пушкинского межрайонного территориального отдела лесной охраны Управления судебного обеспечения и по работе с территориями Комитета лесного хозяйства Московской области Горбачевым В.С. при рассмотрении административного дела и получили надлежащую оценку в постановлении по делу об административном правонарушении.

Таким образом, суд приходит к выводу, что действия ООО «КРОНА» правильно квалифицированы по ч. 1 ст. 8.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, как нарушение правил пожарной безопасности в лесах.

В соответствии с общими правилами назначения административного наказания, основанными на принципах справедливости, соразмерности и индивидуализации ответственности, административное наказание за совершение административного правонарушения назначается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение, в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях (часть 1 статьи 4.1 указанного Кодекса).

Согласно ч. 3 ст. 4.1 КоАП РФ при назначении административного наказания юридическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.

Законодатель, установив названные положения в Кодексе Российской Федерации об административных правонарушениях, тем самым предоставил возможность судье, органу, должностному лицу, рассматривающим дело об административном правонарушении, индивидуализировать наказание в каждом конкретном случае.

При этом назначение административного наказания должно основываться на данных, подтверждающих действительную необходимость применения к лицу, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, в пределах нормы, предусматривающей ответственность за административное правонарушение, именно той меры государственного принуждения, которая с наибольшим эффектом достигала бы целей восстановления социальной справедливости, исправления правонарушителя и предупреждения совершения новых противоправных деяний, а также подтверждающих ее соразмерность в качестве единственно возможного способа достижения справедливого баланса публичных и частных интересов в рамках административного судопроизводства.

Вместе с тем при назначении наказания заместителем начальника Пушкинского межрайонного территориального отдела Управления по работе с территориями Комитета лесного хозяйства Московской области Горбачевым В.С. указанное выше не было учтено.

Заместитель начальника Пушкинского межрайонного территориального отдела Управления по работе с территориями Комитета лесного хозяйства Московской области Горбачевым В.С. при назначении наказания не учел отсутствие отягчающих административную ответственность обстоятельств и то, что заявитель ранее к административной ответственности не привлекался. При этом суд учитывает, что доказательств привлечения ранее заявителя к административной ответственности за совершение однородных правонарушений материалы дела не содержат.

При таких обстоятельствах, принимая во внимание, отсутствие отягчающих административную ответственность обстоятельств и наличие смягчающих обстоятельств, назначенное ООО «КРОНА» административное наказание в виде административного штрафа в размере 125 000 руб. следует признать излишне суровым, и оно подлежит изменению.

На основании изложенного и руководствуясь ст. 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

Р Е Ш И Л :

Постановление заместителя начальника Пушкинского межрайонного территориального отдела лесной охраны Управления судебного обеспечения и по работе с территориями Комитета лесного хозяйства Московской области Горбачева В.С. от <дата> по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 8.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении ООО «КРОНА» – изменить, назначить ООО «КРОНА» административное наказание в виде административного штрафа в размере 50 000 (пятьдесят тысяч) рублей.

В остальной части постановление заместителя начальника Пушкинского межрайонного территориального отдела лесной охраны Управления судебного обеспечения и по работе с территориями Комитета лесного хозяйства Московской области Горбачева В.С. от <дата> по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 8.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении ООО «КРОНА» – оставить без изменения.

Решение может быть обжаловано в Московский областной суд через Пушкинский городской суд в течение 10 дней со дня вручения или получения копии решения.

Судья:

12-308/2018

Категория:
Административные
Статус:
Изменено
Ответчики
ООО "Крона"
Суд
Пушкинский городской суд Московской области
Судья
Курлаева Инна Викторовна
Статьи

КоАП: ст. 8.32 ч.1

Дело на странице суда
pushkino--mo.sudrf.ru
06.08.2018Материалы переданы в производство судье
08.08.2018Истребованы материалы
17.09.2018Поступили истребованные материалы
02.10.2018Судебное заседание
16.10.2018Судебное заседание
19.10.2018Направление копии решения (определения) в соотв. с чч. 2, 2.1, 2.2 ст. 30.8 КоАП РФ
23.10.2018Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
23.11.2018Направленная копия решения (определения) ВРУЧЕНА
29.11.2018Вступило в законную силу
16.03.2020Дело оформлено
16.03.2020Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее