Дело № 2-13/17
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
г. Углич 12 января 2017 г.
Угличский районный суд Ярославской области в составе:
председательствующего судьи Александровой М.Д.,
при секретаре Седовой Н.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Шереметьева М.Н. к ФГБУ «ФКП Росреестра» по Ярославской области, Правительству Ярославской области о признании сведений, содержащихся в государственном кадастре недвижимости, кадастровой ошибкой; исключении части земельного участка из особо охраняемой природной территории Ярославской области и осуществлении государственного кадастрового учета изменений по исключению указанных сведений из государственного кадастра недвижимости,
у с т а н о в и л:
Шереметьев М.Н. обратился в суд с иском к ФГБУ «ФКП Росреестра», Правительству Ярославской области о признании кадастровой ошибкой содержащиеся в государственном кадастре недвижимости в отношении части площадью <данные изъяты> кв.м с учетным номером № земельного участка площадью <данные изъяты> кв.м с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес>, категория земель: земли населенных пунктов, сведения об ограничениях прав на земельный участок, предусмотренных статьями 56, 56.1 Земельного кодекса Российской Федерации, Федеральным законом от 14.03.1995 г. № 33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях», зона особо охраняемой природной территории Ярославской области – памятник природы <данные изъяты> зона с особыми условиями использования территорий, № КАРТА (ПЛАН) от ДД.ММ.ГГГГ №». Обязать Правительство Ярославской области исключить из особо охраняемой территории Ярославской области – памятник природы <данные изъяты> часть площадью <данные изъяты> кв.м, с учетным номером № земельного участка площадью <данные изъяты> кв.м, кадастровый №, расположенного по адресу: <адрес>, категория земель: земли населенных пунктов. Обязать ФГБУ «ФКП Росреестра» по Ярославской области осуществить государственный кадастровый учет изменений по исключению из государственного кадастра недвижимости сведений: о вхождении части площадью <данные изъяты> кв.м, с учетным номером №, расположенного по адресу: <адрес>, категория земель: земли населенных пунктов, в зону особо охраняемой природной территории Ярославской области – памятник природы <данные изъяты>, зона с особыми условиями использования территорий, №, КАРТА (ПЛАН) от ДД.ММ.ГГГГ № Ограничения прав на земельный участок, предусмотренные статьями 56, 56.1 Земельного кодекса Российской Федерации, Федеральный закон от 14.03.1995 г. № 33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях».
Исковые требования обоснованы тем, что истец является собственником земельного участка площадью <данные изъяты> кв.м с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес>, категория земель: земли населенных пунктов. В кадастровом паспорте земельного участка содержатся сведения о части площадью <данные изъяты> кв.м с учетным номером № указанного земельного участка: «Ограничения прав на земельный участок, предусмотренные статьями 56, 56.1 Земельного кодекса Российской Федерации, Федеральный закон от 14.03.1995 г. № 33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях».
Перечень особо охраняемых природных территорий Ярославской области утвержден Постановлением Правительства Ярославской области от 01.07.2010 г. № 460-П «Об утверждении Перечня особо охраняемых природных территорий Ярославской области и о признании утратившими силу отдельных постановлений Администрации области и Правительства области».
Согласно подпункту 2.16.12 <данные изъяты> пункта 2.16 <данные изъяты> раздела 2 «<данные изъяты>» указанного Постановления, в границы обозначенного памятника природы входит территория по обоим берегам рек <данные изъяты> от узла слияния вверх по течению <данные изъяты> м – полосы шириной <данные изъяты> м (за исключением земель населенных пунктов).
Поскольку принадлежащий истцу земельный участок относится к землям населенных пунктов, часть этого земельного участка необоснованно включена в зону особо охраняемой природной территории.
Неправомерное включение части принадлежащего истцу земельного участка в зону особо охраняемой природной территории нарушает его права собственника, так как устанавливает существенные ограничения и возлагает дополнительные обязанности, а также дает основания для изъятия у него земельного участка.
К участию в деле в качестве третьих лиц привлечены Департамент охраны окружающей среды и природопользования Ярославской области и Администрация Слободского сельского поселения.
В судебном заседании истец Шереметьев М.Н. и его представитель Казанцев Л.Ю. исковые требования поддержали по основаниям, указанным в иске.
Представитель третьего лица ООО «Научно-производственное предприятие «Коптев и К*» Коптев А.Н. решение по делу оставил на усмотрение суда и дал пояснения, аналогичные содержащимся в отзыве на исковое заявление.
Представители ответчиков ФГБУ «ФКП Росреестра» по Ярославской области, Правительства Ярославской области, третьего лица Департамента охраны окружающей среды и природопользования Ярославской области в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом, представили возражения против удовлетворения исковых требований и ходатайствовали о рассмотрения дела в их отсутствие.
Представитель третьего лица Администрации Слободского сельского поселения в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, представил отзыв на исковое заявление, в котором указал, что просит принять решение на усмотрение суда и рассмотреть дело в его отсутствие.
В соответствии со ст. 167 ГПК РФ дело рассмотрено в отсутствие лиц, не явившихся в судебное заседание.
Выслушав истца Шереметьева М.Н., его представителя Казанцева Л.Ю., представителя третьего лица ООО «НПП «Коптев и К*» Коптева А.Н., исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Судом установлено и из материалов дела следует, что истец Шереметьев М.Н. на основании договора купли-продажи земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ является собственником земельного участка с кадастровым номером №, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для сельскохозяйственного производства, общая площадь <данные изъяты> кв.м, адрес (местонахождение) объекта: <адрес>.
Согласно свидетельству о государственной регистрации права, выданному ДД.ММ.ГГГГ запись о регистрации права собственности истца на указанный земельный участок в Едином государственной реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним № сделана ДД.ММ.ГГГГ, существующие ограничения (обременения) права не зарегистрированы.
Из кадастрового паспорта земельного участка с кадастровым номером № площадью <данные изъяты> кв.м и отзыва на исковое заявление ответчика ФГБУ «ФКП Росреестра» по Ярославской области следует, что ДД.ММ.ГГГГ на основании карты-плана от <данные изъяты>. № в данные государственного кадастра недвижимости в отношении части указанного земельного участка площадью <данные изъяты> кв.м внесены сведения об ограничении прав на земельный участок, предусмотренные статьями 56, 56.1 Земельного кодекса Российской Федерации, Федеральным законом от 14.03.1995 г. № 33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях», сведения о зоне особо охраняемой природной территории Ярославской области – памятник природы <данные изъяты>
Перечень особо охраняемых природных территорий Ярославской области был утвержден решением Малого Совета Ярославского областного Совета народных депутатов двадцать первого созыва от 27 мая 1993 г. № 118. В указанном Перечне в разделе Государственные памятники природы (ГПП) под номером № в списке памятников природы Угличского района указан природный памятник <данные изъяты>
Согласно паспорту на памятник природы Ярославской области <данные изъяты> утвержденному постановлением Главы Администрации области от ДД.ММ.ГГГГ №, площадь природного памятника - <данные изъяты> га, площадь охранной зоны - <данные изъяты> га, охранная зона - <данные изъяты> м, режим охраны – заказной. В карте-схеме расположения памятника природы и чертеже памятника природы его местоположение в <адрес> квартал <данные изъяты> определено южнее <адрес>.
Постановлением Администрации Ярославской области от 21 января 2005 г. № 8 «Об особо охраняемых территориях Ярославской области» утвержден Перечень особо охраняемых природных территорий Ярославской области, решение малого Совета Ярославского областного Совета народных депутатов от 27.05.93 г. № 118 «Об особо охраняемых природных территориях Ярославской области» признано не подлежащим применению на территории Ярославской области. Согласно п. 2.53 вышеуказанного Перечня памятник природы <данные изъяты>» площадью <данные изъяты> га располагается по обоим берегам рек <данные изъяты> от узла слияния вверх по течению <данные изъяты> м – полосы шириной <данные изъяты> м (за исключением земель населенных пунктов).
Постановлением Правительства Ярославской области от 1 июля 2010 года № 460-п утвержден Перечень особо охраняемых природных территорий Ярославской области и признаны утратившими силу отдельные постановления Администрации области и Правительства области. Согласно утвержденному указанным Постановлением Перечню памятник природы <данные изъяты>» площадью <данные изъяты> га (в том числе в <адрес> – <данные изъяты>, в <адрес> – <данные изъяты>) расположен на территории <данные изъяты> администрации Слободского сельского поселения Угличского МР; <данные изъяты>; граница охраняемой зоны по обоим берегам рек <данные изъяты> от узла слияния вверх по течению <данные изъяты> м – полосы шириной <данные изъяты> м (за исключением земель населенных пунктов) (п. 2.16.12 в редакции 09.08.2012 № 733-П).
Вопросы отнесения земель к особо охраняемым природным территориям, принятия решений о создании особо охраняемых природных территорий, создания охранных зон и установления их границ, режима особой охраны территорий памятников природы регулируются Федеральным законом от 14 марта 1995 г. № 33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях», Земельным кодексом Российской Федерации, Федеральным законом от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», Федеральным законом от 23.11.1995 года № 174-ФЗ «Об экологической экспертизе».
Согласно преамбуле Федерального закона «Об особо охраняемых природных территориях» особо охраняемые природные территории – участки земли, водной поверхности и воздушного пространства над ними, где располагаются природные комплексы и объекты, которые имеют особое природоохранное, научное, культурное, эстетическое, рекреационное и оздоровительное значение, которые изъяты решениями органов государственной власти полностью или частично из хозяйственного использования и для которых установлен особый режим охраны.
Особо охраняемые территории относятся к объектам общенационального достояния.
В соответствии со ст. 25 Федерального закона «Об особо охраняемых природных территориях» памятники природы - уникальные, невосполнимые, ценные в экологическом, научном, культурном и эстетическом отношениях природные комплексы, а также объекты естественного и искусственного происхождения. Территории, занятые региональными памятниками природы, отнесены названным Федеральным законом к особо охраняемым природным территориям.
В силу ч. 1 ст. 95 Земельного кодекса РФ к землям охраняемых природных территорий относятся земли государственных природных заповедников, в том числе биосферных, государственных природных заказников, памятников природы, национальных парков, природных парков, дендрологических парков, ботанических садов.
В соответствии с ч. 2 ст. 95 Земельного кодекса РФ земли особо охраняемых природных территорий относятся к объектам общенационального достояния и могут находиться в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации и в муниципальной собственности. В случаях, предусмотренных федеральными законами, допускается включение в земли особо охраняемых природных территорий земельных участков, принадлежащих гражданам и юридическим лицам на праве собственности.
Согласно ч. 12 ст. 25 Федерального закона «О государственном кадастре недвижимости» в редакции, действующей на дату внесения в государственный кадастр недвижимости сведений об ограничении прав на спорную часть земельного участка, учет части земельного участка, образованной в связи с установлением зоны с особыми условиями использования территории, осуществляется органом кадастрового учета на основании документов, необходимых для внесения в государственный кадастр недвижимости сведений о соответствующей зоне, по правилам, установленным порядком ведения государственного кадастра недвижимости. Внесенные в государственный кадастр недвижимости сведения при учете части земельного участка, образованной в связи с установлением зоны с особыми условиями использования территории, приобретают характер кадастровых сведений.
Частью 10 статьи 85 Земельного кодекса РФ установлено, что в пределах границ населенных пунктов могут выделяться зоны особо охраняемых территорий, в которые включаются земельные участки, имеющие особое природоохранное, научное, историко-культурное, эстетическое, рекреационное, оздоровительное и иное особо ценное значение.
Земельные участки, включенные в состав зон особо охраняемых территорий, используются в соответствии с требованиями, установленными статьями 94-100 настоящего Кодекса.
Согласно ч. 11 ст. 85 Земельного кодекса РФ земельные участки в составе зон сельскохозяйственного использования в населенных пунктах – земельные участки, занятые пашнями, многолетними насаждениями, а также зданиями, сооружениями сельскохозяйственного назначения, - используются в целях ведения сельскохозяйственного производства до момента изменения вида их использования в соответствии с генеральными планами населенных пунктов и правилами землепользования и застройки.
Перевод земель сельскохозяйственного назначения в земли другой категории регламентирован статьей 7 Федерального закона от 21.12.2004 г. № 172-ФЗ «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую».
Частью 1 статьи 7 вышеуказанного Федерального закона определены исключительные случаи, допускающие такой перевод, в том числе, связанные с созданием особо охраняемых природных территорий или с отнесением земель к землям природоохранного, историко-культурного, рекреационного и иного особо ценного назначения; с установлением или изменением черты населенных пунктов.
Пунктом 1 статьи 56 Земельного кодекса определено, что права на землю могут быть ограничены по основаниям, установленным этим Кодексом или федеральными законами.
Статьей 26 Федерального закона «Об особо охраняемых природных территориях» органы государственной власти субъекта Российской Федерации наделены полномочиями по объявлению природных объектов и комплексов памятниками природы регионального значения, утверждению границ и определению режима особой охраны территорий памятников природы, находящихся в их ведении.
Статьей 27 вышеуказанного Федерального закона регламентирован режим особо охраняемой территории памятников природы, в соответствии с которым на территориях, на которых находятся памятники природы, и в границах их охранных зон запрещается всякая деятельность, влекущая за собой нарушение сохранности памятников природы.
Согласно ст. 1 Федерального закона от 23.11.1995 г. № 174-ФЗ «Об экологической экспертизе» экологическая экспертиза представляет собой установление соответствия документов и (или) документации, обосновывающих намечаемую в связи с реализацией объекта экологической экспертизы хозяйственную и иную деятельность, экологическим требованиям, установленным техническими регламентами и законодательством в области охраны окружающей среды, в целях предотвращения негативного воздействия такой деятельности на окружающую среду.
В соответствии с п. 1 ст. 12 вышеуказанного Федерального закона государственная экологическая экспертиза объектов регионального уровня проводится органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном настоящим Федеральным законом и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. Объектами государственной экологической экспертизы регионального уровня являются, в том числе нормативно-технические и инструктивно-методические документы в области охраны окружающей среды, утверждаемые органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
Из материалов дела следует, что с целью сохранения или изменения границ и площадей региональных особо охраняемых территорий; исключению территорий или их частей, утративших свое природоохранное значение, из перечня региональных особо охраняемых природных территорий ДД.ММ.ГГГГ Департамент охраны окружающей среды и природопользования Ярославской области заключил государственный контракт № с ООО «Научно-производственное предприятие «Коптев и К*» на выполнение работ по корректировке перечня, границ и площадей региональных особо охраняемых природных территорий Ярославской области, подготовке картографического материала с нанесением границ, названий и площадей землепользований, находящихся в особо охраняемых природных территориях для внесения сведений в государственную кадастровую земельную документацию.
Согласно акту передачи-приемки выполненных работ № от ДД.ММ.ГГГГ исполнитель передал заказчику результаты работ, в том числе карты (планы) с нанесением границ особо охраняемых природных территорий Ярославской области. Картографические материалы направлялись на согласование в муниципальные районы.
Из представленных третьим лицом ООО «НПП «Коптев и К*» писем Администрации УМР от ДД.ММ.ГГГГ № и от ДД.ММ.ГГГГ № следует, что Администрация УМР информировала о том, что «площадь земельного участка <данные изъяты>» должна быть уменьшена на площадь земельных участков с кадастровыми номерами № и № (земли населенных пунктов), далее по границе земельного участка №», возражения против включения в границы памятника природы <данные изъяты> непосредственно участка с кадастровым номером № – не направлялись.
Согласно пояснениям представителя ООО «НПП «Коптев и К*» в судебном заседании согласование границ территориальных особо охраняемых природных зон Департаментом охраны окружающей среды и природопользования Ярославской области было осуществлено на основании решений комиссии, организованной при Департаменте, с учетом результатов публичных слушаний, замечаний муниципальных образований, на основании заключения государственной экологической экспертизы.
Из Постановления Правительства Ярославской области от 01.07.2010 года № 460-п следует, что при утверждении Перечня особо охраняемых территорий Ярославской области орган государственной власти руководствовался, в том числе, заключением государственной экологической экспертизы от ДД.ММ.ГГГГ №, утвержденным приказом Департамента охраны окружающей среды и природопользования Ярославской области от 18 июня 2010 года № 46Э «Об утверждении заключения экспертной комиссии».
Генеральный план Слободского сельского поселения Угличского муниципального района утвержден Главой Угличского муниципального района ДД.ММ.ГГГГ № (представленное истцом решение не содержит подписи председателя Думы района, данных о размещении указанного решения на официальном сайте Угличского муниципального района <данные изъяты> не имеется).
Из Схемы границ территорий и земель, Схемы функциональных зон (графический материал к Генеральному плану, размещенный на официальном сайте Угличского муниципального района) следует, что принадлежащий истцу земельный участок, включая его спорную часть, не входит в утверждаемую границу населенного пункта <адрес>, а находится в планируемых границах указанного населенного пункта (расчетный срок Генерального плана – ДД.ММ.ГГГГ г.). На Схеме градостроительного зонирования спорный земельный участок к какой-либо градостроительной зоне не отнесен. Графический материал не содержит данных, что является приложением 2 Комплект чертежей к Генеральному плану.
Решением Думы Угличского муниципального района от 26.11.2015 г. № 444 в Генеральный план Слободского сельского поселения внесены изменения: таблица 13 раздела 6 «Особо охраняемые природные территории Слободского сельского поселения» статьи 5.3 «Социальная сфера» изложена в новой редакции в соответствии с Постановлением Правительства Ярославской области от 01.07.2010 года № 460-п (в ред. от 09.08.2012 г. № 733-п), в том числе, в отношении памятника природы <данные изъяты>
В часть X «Приложения» внесены изменения, в том числе, в приложение 2 «Комплект чертежей»: название приложения 2 «Комплект чертежей» заменено на «Карты» и изложено в следующей редакции: « 1. Карта границ населенных пунктов, входящих в состав поселения. 2. Карта планируемого размещения объектов местного значения 3. Карта функциональных зон поселения». Указанные карты прилагаются к настоящему решению».
Пункт 2 указанного решения содержит указание на его опубликование с приложениями в «Угличской газете», размещении на официальном сайте Администрации Угличского муниципального района <данные изъяты> и на сайте Федеральной государственной информационной системы территориального планирования <данные изъяты> в объеме сведений, установленных Градостроительным кодексом Российской Федерации.
Исходя из изложенного, с учетом отсутствия возражений Администрации УМР против включения спорного земельного участка (его части) в особо охраняемую территорию памятника природы <данные изъяты> пояснений представителя третьего лица ООО «НПП «Коптев и К*» об отсутствии на момент производства работ информации о переводе спорного земельного участка из категории «земли сельскохозяйственного назначения» в категорию «земли населенных пунктов», суд приходит к выводу об обоснованности доводов ответчика Правительства Ярославской области, содержащихся в дополнении к возражениям по иску Шереметьева М.Н., о том, что на момент принятия Постановления Правительства Ярославской области от 01.07.2010 года № 460-п (в ред. от 09.08.2012 г. № 733-п) спорный земельный участок к землям населенных пунктов не относился и был переведен из категории земель сельскохозяйственного назначения в земли населенных пунктов путем утверждения Генерального плана Слободского сельского поселения в редакции решения Думы Угличского муниципального района <данные изъяты>
При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу, что установление границы особо охраняемой природной территории – памятника природы <данные изъяты> и определение ее площади (Постановление Правительства Ярославской области от 01.07.2010 года № 460-п в ред. от 09.08.2012 г. № 733-п, КАРТА-ПЛАН от ДД.ММ.ГГГГ осуществлено уполномоченным органом в соответствии с действующим законодательством. Указанное Постановление не оспорено, и является действующим. Оснований для вывода о наличии кадастровой ошибки при внесении в государственный кадастр недвижимости сведений об ограничении прав на часть принадлежащего истцу земельного участка с кадастровым номером №, предусмотренных статьями 56, 56.1 Земельного кодекса РФ, Федеральным законом от 14.03.1995 г. № 33-ФЗ «Об особо охраняемых территориях», зона особо охраняемой природной территории Ярославской области – памятник природы <данные изъяты>», возложении на Правительство Ярославской области обязанности исключить из особо охраняемой природной территории – памятник природы <данные изъяты>» указанную часть (учетный № земельного участка с кадастровым номером №, возложении на ФГБУ «ФКП Росреестра» по Ярославской области обязанности осуществить государственный кадастровый учет изменений по исключению вышеуказанных сведений из государственного кадастра недвижимости, - не имеется.
Также суд принимает во внимание, что включение в земли особо охраняемых природных территорий земельных участков категории земель: «земли населенных пунктов» допускается в силу положений ч.ч. 10, 11 ст. 85 Земельного кодекса РФ.
Доказательств, что расположение спорной части принадлежащего истцу земельного участка на особо охраняемой природной территории препятствует его использованию в соответствии с разрешенным использованием – для сельскохозяйственного производства, истцом не представлено.
Исключительных случаев для изъятия указанной части земельного участка, предусмотренных ст. 49 Земельного кодекса РФ, не усматривается.
Изъятие земельного участка в целях, указанных в ст. 563, ч. 10 ст. 95 Земельного кодекса РФ, предусматривает возмещения убытков, причиненных изъятием (статья 568 Земельного кодекса РФ).
Исходя из вышеуказанного, суд отказывает в удовлетворении исковых требований в полном объеме.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
Р е ш и л :
В удовлетворении иска Шереметьева М.Н. отказать.
Решение может быть обжаловано в Ярославский областной суд через Угличский районный суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Судья М.Д. Александрова