Дело № 2а-1-5791\2021
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
Калужский районный суд Калужской области в составе
судьи Дулишкович Е.В.,
при секретаре Брусникиной М.М.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Калуге 24 июня 2021 года административное дело по административному исковому заявлению Ковшун Т.В. к ФСИН России, УМВД по Калужской области о признании незаконными распоряжения о нежелательности пребывания на территории РФ и решения о депортации,
УСТАНОВИЛ:
ДД.ММ.ГГГГг. Ковшун К.Т. обратился в суд с вышеуказанным иском, просил признать незаконным распоряжение ФСИН России №-п от ДД.ММ.ГГГГ о нежелательности пребывания его в Российской Федерации как лица без гражданства, признать незаконным решение УМВД по Калужской области от ДД.ММ.ГГГГ его о депортации как лица без гражданства за пределы Российской Федерации. В обоснование иска ссылается на то, что указанные решения не могут быть исполнены, поскольку истец является лицом без гражданства, отсутствует государство, желающее принять его в порядке депортации на свою территорию.
Истец Ковшун Т.В. и его представитель по ордеру адвокат Давыдова Э.В. в судебном заседании требования административного иска поддержали.
Представитель административного ответчика УМВД по Калужской области в суд не явился, уведомлен надлежаще, отзыв не направил.
Представитель ответчика ФСИН России по доверенности Новик А.В. в заседании поддержала письменные возражения на иск.
Выслушав пояснения участников, допросов свидетеля, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
Судом установлено, что распоряжением ФСИН России №-п от ДД.ММ.ГГГГ признано пребывание Ковшуна Т.В., ДД.ММ.ГГГГ.р., уроженца Узбекской ССР, содержащегося в ИК-3 УФСИН по Калужской области, нежелательным в Российской Федерации как лица без гражданства сроком на 3 года после отбытия наказания до момента погашения судимости в соответствии со ст. 85 ч. 3 УК РФ. Указано, что Ковшун Т.В. после отбытия наказания обязан выехать из РФ в порядке, предусмотренном ст. 31 ФЗ №115 от 25.07.2002 «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации». Указанное решение принято на основании положения ст. 25.10 ч. 4 ФЗ № 114 от 15.08.1996 «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию».
На основании данного распоряжения ДД.ММ.ГГГГг. УМВД по Калужской области принято решение о депортации истца за пределы Российской Федерации.
С данными решениями не согласен истец.
В силу ст. 25.10 ч. 4 ФЗ № 114 от 15.08.1996 «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию» в отношении иностранного гражданина или лица без гражданства, незаконно находящихся на территории Российской Федерации, либо лица, которому не разрешен въезд в Российскую Федерацию, а также в случае, если пребывание (проживание) иностранного гражданина или лица без гражданства, законно находящихся в Российской Федерации, создает реальную угрозу обороноспособности или безопасности государства, либо общественному порядку, либо здоровью населения, в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, прав и законных интересов других лиц может быть принято решение о нежелательности пребывания (проживания) данного иностранного гражданина или лица без гражданства в Российской Федерации, за исключением случаев, предусмотренных абзацем вторым пункта 3 статьи 11 Федерального закона от 30 марта 1995 года N 38-ФЗ "О предупреждении распространения в Российской Федерации заболевания, вызываемого вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ-инфекции)". В силу частей 4 - 6 статьи 25.10 указанного Федерального закона иностранный гражданин или лицо без гражданства, в отношении которых принято решение о нежелательности пребывания (проживания) в Российской Федерации, обязаны выехать из Российской Федерации в порядке, предусмотренном федеральным законом.
Иностранный гражданин или лицо без гражданства, не покинувшие территорию Российской Федерации в установленный срок, подлежат депортации.
Согласно абзацу 18 пункта 1 статьи 2 Федерального закона от 25 июля 2002 года N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" депортация - это принудительная высылка иностранного гражданина из Российской Федерации в случае утраты или прекращения законных оснований для его дальнейшего пребывания (проживания) в Российской Федерации.
В пункте 11 статьи 31 Федерального закона N 115-ФЗ предусмотрено, что решение о нежелательности пребывания (проживания) в Российской Федерации может быть принято в отношении иностранного гражданина, находящегося в местах лишения свободы, указанное решение в течение трех дней со дня его вынесения направляется в федеральный орган исполнительной власти в сфере миграции, который принимает решение о депортации данного иностранного гражданина либо в случае наличия международного договора Российской Федерации о реадмиссии, который затрагивает данного иностранного гражданина, решение о его реадмиссии.
В соответствии с пунктом 12 статьи 31 Федерального закона N 115-ФЗ исполнение решения о депортации иностранного гражданина, указанного в пункте 11 статьи 31 данного Федерального закона, осуществляется после отбытия данным иностранным гражданином наказания, назначенного по приговору суда.
Иностранные граждане, подлежащие депортации, содержатся в специальных учреждениях до исполнения решения о депортации (пункт 9 статьи 31 Федерального закона N 115-ФЗ). При этом в силу пункта 2 статьи 2 данного Федерального закона эти правила применяются к лицам без гражданства, за исключением случаев, когда федеральным законом для лиц без гражданства устанавливаются специальные правила, отличающиеся от правил, установленных для иностранных граждан.
Так, приговором Жуковского районного суда Калужской области от ДД.ММ.ГГГГг. истец осужден за совершение преступления, предусмотренного ст. 213 ч. 1 п.а УК РФ, к 2 годам лишения свободы с отбыванием наказания в исправительной колонии строгого режима. Судом были учтены две судимости, имеющиеся у истца.
Постановлением Дзержинского районного суда Калужской области от ДД.ММ.ГГГГг. Ковшун Т.В. по ходатайству исправительного учреждения был освобожден условно-досрочно от отбытия наказания по указанному выше приговору. Суд указал, что Ковшун Т.В. положительно характеризуется исправительным учреждением, сделал правильные выводы, имеет 4 поощрения, взысканий нет, трудолюбив, не нуждается в полном отбывании наказания. Истец освобожден из мест лишения свободы ДД.ММ.ГГГГг.
Решением Дзержинского районного суда Калужской области от ДД.ММ.ГГГГг. Ковшун Т.В. был помещен в Центр временного содержания иностранных граждан УМВД по Калужской области до исполнения решения о депортации сроком на 4 месяца, до ДД.ММ.ГГГГг., где истец находится в настоящее время.
Каким-либо документом, удостоверяющим личность, истец не обладает. Его личность была установлено заключением № ОМВД по Жуковскому району Калужской области от ДД.ММ.ГГГГ., проведенным по заявлению истца от ДД.ММ.ГГГГг. В рамках данной проверки был получен ответ Генерального консула р. Узбекистан от ДД.ММ.ГГГГг. и ответ МВД р. Узбекистан от ДД.ММ.ГГГГг., что Ковшун Т.В. не является гражданином <адрес>, прописанным-выписанным и документированным паспортом данной республики не является, в связи с чем, р. Узбекистан не имеет оснований для оформления ему «свидетельства на возвращение». Иного в судебном заседании не доказано.
Из пояснений истца в судебном заседании следует, что с 2004-2005г. он постоянно проживает на территории РФ, последнее время ( до нахождения в местах лишения свободы) проживал с гражданской женой Войтанниковой О.В. в <адрес>, имел временную регистрацию, какие-либо связи с р. Узбекистан, как и имущество в данной республике, у него отсутствуют.
В частности, в пункте 3 статьи 12 Международного пакта о гражданских и политических правах и пунктом 3 статьи 2 Протокола N 4 к Конвенции о защите прав человека и основных свобод определено, что право пребывания на территории суверенного государства может быть ограничено последним в случаях, предусмотренных законом, необходимых для охраны государственной (национальной) безопасности, общественного порядка, здоровья или нравственности населения либо прав и свобод других лиц.
ФСИН РФ, принимая оспариваемое решение, исходило из приоритета интересов большинства населения государства, чья безопасность не может быть поставлена в зависимость от наличия у лица без гражданства, имеющего непогашенную судимость, семейных связей на территории Российской Федерации или его нежелания покидать территорию Российской Федерации. Находясь на территории Российской Федерации, иностранные граждане обязаны соблюдать законы государства, в котором они проживают. Признание нежелательным пребывания (проживания), отказ в выдаче разрешения на временное проживание на территории Российской Федерации, неразрешение въезда в Российскую Федерацию по существу являются мерой государственного реагирования к иностранному гражданину (лицу без гражданства), которым допущено нарушение требований закона.
В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 25 июля 2002 года N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" иностранный гражданин (лицо без гражданства) признается законно находящимся в Российской Федерации, если он имеет действительные вид на жительство, либо разрешение на временное проживание, либо визу и (или) миграционную карту, либо иные предусмотренные федеральным законом или международным договором Российской Федерации документы, подтверждающие право иностранного гражданина (лица без гражданства) на пребывание (проживание) в Российской Федерации. Получение таких документов названный Федеральный закон, в частности, связывает с подачей заинтересованными лицами необходимых заявлений и их рассмотрением уполномоченными органами исполнительной власти, по результатам которого принимается решение о выдаче (об отказе в выдаче) разрешения на временное проживание (пункт 4 статьи 6) или вида на жительство (пункт 4 статьи 8). Это означает, что получение требуемых документов лицом, пребывающим в Российской Федерации, однако утратившим право на законное нахождение на ее территории, во всяком случае предполагает предоставление ему определенного периода, достаточного для подачи необходимого заявления и принятия по нему компетентным органом соответствующего решения.
Частью первой статьи 25.10 Федерального закона от 15 августа 1996 года N 114-ФЗ "О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию" предусмотрено, что иностранный гражданин или лицо без гражданства, въехавшие на территорию Российской Федерации с нарушением установленных правил, либо не имеющие документов, подтверждающих право на пребывание (проживание) в Российской Федерации, либо утратившие такие документы и не обратившиеся с соответствующим заявлением в территориальный орган федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, либо уклоняющиеся от выезда из Российской Федерации по истечении срока пребывания (проживания) в Российской Федерации, а равно нарушившие правила транзитного проезда через территорию Российской Федерации, являются незаконно находящимися на территории Российской Федерации и несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В Определении Конституционного Суда РФ от 12.03.2021 N 378-О "По жалобе лица без гражданства Кима Е.Л. на нарушение его конституционных прав частью 5 статьи 3.10, частью 1.1 статьи 18.8 и частью 1 статьи 27.19 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" указано, что в демократическом правовом государстве каждому, включая иностранных граждан и лиц без гражданства, должна быть предоставлена возможность уяснить и реально исполнить любые установленные обязанности с соблюдением предусмотренных ограничений, в том числе сроков, не подвергаясь произвольной ответственности за их нарушение вопреки конституционному принципу равенства всех перед законом и судом.
Так, в ст. 25.10 указанного Закона Федеральным Законом № 22 от 24.02.2021г. внесены изменения, согласно которых в случае выдачи временного удостоверения личности лица без гражданства в Российской Федерации или замены временного удостоверения личности лица без гражданства в Российской Федерации лицу, в отношении которого федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным принимать решения о нежелательности пребывания (проживания) в Российской Федерации в связи с наличием обстоятельств, создающих реальную угрозу здоровью населения, или федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по противодействию легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, финансированию терроризма и финансированию распространения оружия массового уничтожения, принято решение о неразрешении въезда в Российскую Федерацию или решение о нежелательности пребывания (проживания) в Российской Федерации, действие соответствующего решения приостанавливается федеральным органом исполнительной власти, принявшим соответствующее решение, на период срока действия временного удостоверения личности лица без гражданства в Российской Федерации в течение пяти рабочих дней со дня поступления уведомления о выдаче или замене лицу без гражданства указанного удостоверения. В случае выезда за пределы Российской Федерации лица без гражданства, в отношении которого приостановлено действие решения о неразрешении въезда в Российскую Федерацию или решения о нежелательности пребывания (проживания) в Российской Федерации, действие соответствующего решения возобновляется. Указанная редакция закона вступает в действие с ДД.ММ.ГГГГг.
Так, в судебном заседании был допрошен в качестве свидетеля Коврижин В.И., директор ООО «ТОВМЕТ», который пояснил, что готов трудоустроить истца на должность токаря в указанное общество и помочь с обеспечением жилым помещением. Также, свидетель пояснил, что знает истца по роду деятельности в ИК-3 длительное время, охарактеризовал его с положительной стороны.
В судебном заседании с учетом полученных ответом компетентных органов р. Узбекистан не установлено, какая страна готова принять Ковшуна Т.В. в случае исполнения решения о его депортации, ответ на данный вопрос суд не получил и у представителя ответчика ФСИН России.
Принимая во внимание изложенное, руководствуясь ст. 55 Конституции Российской Федерации, ст. 8 Конвенции о защите прав человека и основных свобод (1950г.), разъяснениями Конституционного Суда Российской Федерации, учитывая характеристику личности истца, отсутствие государства, желающего принять истца после депортации РФ, наличие у истца после ДД.ММ.ГГГГг. возможности легализовать свои отношения с Российской Федерацией, суд принимает решение об удовлетворении иска.
Фактически оспариваемые решения были приняты без исследования указанных обстоятельств.
Судебная защита права истца в данной ситуации будет являться возложение на административных ответчиков обязанности устранить допущенные нарушения прав истца в силу ст. 227 КАС РФ.
Руководствуясь статьями 175-180, 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Требования административного искового заявления удовлетворить.
Признать незаконным распоряжение ФСИН России №-п от ДД.ММ.ГГГГ о нежелательности пребывания в Российской Федерации лица без гражданства Ковшун Т.В..
Признать незаконным решение УМВД по Калужской области от ДД.ММ.ГГГГ о депортации лица без гражданства Ковшун Т.В. за пределы Российской Федерации.
Возложить на ФСИН России и УМВД по Калужской области обязанность устранить нарушение прав Ковшун Т.В., о чем сообщить истцу и суду письменно в течение одного месяца после вступления решения суда в законную силу.
На решение суда может быть подана апелляционная жалоба в Калужский областной суд через Калужский районный суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Мотивированное решение составлено 25 июня 2021г.
Судья: Е.В.Дулишкович