Судья 1 инстанции Старникова Ю.Ю.
Судья-докладчик Усова Н.М. №33а-9769/2019
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
3 декабря 2019 г. г. Иркутск
Судебная коллегия по административным делам Иркутского областного суда в составе:
судьи-председательствующего Петуховой В.Г.,
судей Бутиной Е.Г., Усовой Н.М.,
при секретаре судебного заседания Быковой Н.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 2а-489/2019 по административному исковому заявлению прокурора Братского района в интересах неопределенного круга лиц к муниципальному казенному общеобразовательному учреждению «Кежемская средняя общеобразовательная школа», администрации муниципального образования «Братский район» о возложении обязанности оборудовать помещение для осуществления медицинской деятельности, предоставить помещение для оказания медицинского обслуживания обучающихся,
по апелляционной жалобе администрации муниципального образования «Братский район» Иркутской области на решение Братского районного суда Иркутской области от 22 августа 2019 г.,
установила:
прокурор Братского района обратился в суд с иском в интересах неопределенного круга лиц, указав, с учётом уточнения требований, что прокуратурой Братского района в рамках осуществления надзора за исполнением законодательства в сфере защиты прав несовершеннолетних выявлены нарушения в сфере охраны здоровья несовершеннолетних в деятельности муниципального казенного общеобразовательного учреждения «Кежемская средняя общеобразовательная школа» (далее – МКОУ «Кежемская СОШ»).
В указанном учреждении, по адресу: Братский район, п. Кежемский, ул. Первомайская,18, отсутствует медицинский блок (кабинет) соответствующий условиям и требованиям для осуществления медицинской деятельности, который МКОУ «Кежемская СОШ» обязана предоставить безвозмездно медицинской организации ОГБУЗ «Братская районная больница», что свидетельствует о нарушении требований действующего законодательства.
Согласно договору о совместной деятельности по медицинскому обслуживанию обучающихся от 09.01.2019, заключенному между МКОУ «Кежемская СОШ» и ОГБУЗ «Братская РБ», стороны договорились о совместной деятельности по обеспечению медицинским обслуживанием обучающихся МКОУ «Кежемская СОШ», на территории подразделения ОГБУЗ «Братская РБ» по адресу: п. Кежемский, ул.Первомайская, 18А. Оказание первичной медико-санитарной помощи обучающимся МКОУ «Кежемская СОШ», в медицинской кабинете учреждения будет осуществляться ОГБУЗ «Братской РБ» только при наличии лицензии на оказание первичной медико-санитарной помощи по сестринскому делу в педиатрии на медицинский кабинет учреждения.
Несмотря на то, что «Кежемская СОШ» заключила соглашение с медицинским учреждением о совместной деятельности по организации медицинского обслуживания воспитанников образовательного учреждения, установленный приказом Минздрава России от 05.11.2013 № 822н Порядок оказания медицинской помощи несовершеннолетним, в части обязанности образовательной организации предоставить безвозмездно медицинской организации помещение, соответствующее условиям и требованиям для осуществления медицинской деятельности, ответчиком не соблюден, медицинский блок соответствующий условиям и требованиям для осуществления медицинской деятельности в учреждении отсутствует.
Количество граждан, пребывающих в МКОУ «Кежемская СОШ», права которых нарушены несоблюдением ответчиком требований законов об образовании, о санитарно-эпидемиологическом благополучии, не является постоянным и в силу различных причин меняется, в связи с чем, конкретные лица не могут быть определены. Кроме того, настоящее заявление прокурора направлено не только на устранение нарушений допущенных норм законов, но и на защиту интересов лиц, права которых могут быть нарушены в будущем, круг которых также не подлежит конкретизации.
Прокурор Братского района Иркутской области просил суд обязать МКОУ «Кежемская СОШ», администрацию муниципального образования «Братский район» в срок, не позднее 31.12.2020 оборудовать в МКОУ «Кежемская СОШ», расположенном по адресу: Иркутская область, Братский район, п. Кежемский, ул. Первомайская, 18 помещение для осуществления медицинской деятельности в соответствии с законодательством об образовании, о санитарно-эпидемиологическом благополучии; обязать МКОУ «Кежемская СОШ», администрацию муниципального образования «Братский район» в срок, не позднее 01.04.2021 предоставить безвозмездно медицинской организации помещение для оказания медицинского обслуживания обучающихся
МКОУ «Кежемская СОШ».
Определением Братского районного суда Иркутской области от 13.06.2019 суд перешел к рассмотрению настоящего дела в порядке административного судопроизводства.
Решением Братского районного суда Иркутской области от 22.08.2019 административный иск прокурора Братского района в интересах неопределенного круга лиц удовлетворен в полном объёме.
Не согласившись с постановленным решением суда административный ответчик администрация МО «Братский район», в лице представителя по доверенности Донской Н.В., обратилась с апелляционной жалобой, указав в обоснование доводов, чтов соответствии с действующим законодательством, орган местного самоуправления муниципального района не обязан за счет средств собственногобюджета, при условии отсутствия целевых субвенции из бюджета субъекта РоссийскойФедерации, нести расходные обязательства по приобретению средств обучения, формирующих федеральный государственный образовательный стандарт.
Охрана здоровья несовершеннолетнего в период обучения в образовательныхорганизациях, включена в федеральный образовательный стандарт. Полагает, что медицинское оборудование, необходимое для деятельности муниципальной образовательной организации по реализации федерального государственного образовательного стандарта, является оборудованием, связанным с обеспечением образовательного процесса, приобретаемым за счет субвенции из бюджета Иркутской области.
Указывает, что суд не принял во внимание довод административного ответчика о наличии у образовательного учреждения признаков малокомплектности, поскольку средняя наполняемость классов составляет 12,9 человек, а коррекционные классы не могут считаться параллельными.
Считает, что расходным обязательством органа местного самоуправления муниципального района по решению вопросов местного значения в сфере образования является обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных организаций, обустройство прилегающих к ним территорий. Финансовое обеспечение реализации основных общеобразовательных программ в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами исключено из полномочий органов местного самоуправления муниципальных районов.
Полагает, требование прокурора Братского района об обязании администрации МО «Братский район» в срок, не позднее 31.12.2020 оборудовать в МКОУ «Кежемская СОШ» помещение для осуществления медицинской деятельности заведомо невыполнимо, поскольку администрация муниципального образования Братский район осуществляет по отношению к МКОУ «Кежемская СОШ» бюджетные полномочия. В соответствии с ч. 1 ст. 296 ГК РФ МКОУ «Кежемская СОШ» от своего имени приобретает и осуществляет имущественные и личные неимущественные права, несет обязанности, выступает истцом и ответчиком в суде в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Кроме того, указывает, прокуратурой Братского района в административном исковом заявлении не конкретизированы требования к каждому из административных ответчиков: путем выполнения каких конкретных обязательств, где именно, каким способом, за счет каких средств. Что в свою очередь не позволяет уточнить объем работ, возлагаемый на образовательную организацию и на администрацию МО «Братский район».
Просит решение Братского районного суда Иркутской области от 22.08.2019 по данному административному делу отменить и принять по делу новое решение.
В письменных возражениях на апелляционную жалобу прокурор, участвовавший в деле, Петакчян А.Г. просит апелляционную жалобу оставить без удовлетворения.
В судебное заседание суда апелляционной инстанции лица, участвующие в деле, кроме представителя административного истца, не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены своевременно путем направления почтовой связью, в том числе посредством публикации информации в сети Интернет на сайте Иркутского областного суда. Учитывая изложенное, руководствуясь положениями ч. 2 ст. 150, ч. 6 ст. 226, ч. 1 ст. 307, Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее КАС РФ), судебная коллегия рассмотрела дело в отсутствие неявившихся лиц.
Заслушав доклад судьи Усовой Н.М., объяснения представителя административного истца Дудиной В.П., возражавшей против доводов апелляционной жалобы, проверив материалы дела, законность и обоснованность принятого судебного акта, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений на неё, судебная коллегия приходит к следующему.
В силу ст. 310 КАС РФ основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются: неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для административного дела; недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для административного дела; несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам административного дела; нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Таких нарушений судом первой инстанции не допущено.
Судом установлено и следует из материалов дела, что в результате проведенной прокуратурой проверки соблюдения законодательства в сфере защиты прав несовершеннолетних выявлены нарушения в сфере охраны здоровья несовершеннолетних в деятельности МКОУ «Кежемская СОШ». По результатам проверки установлено, что по адресу: Иркутская область, Братский район, п. Кежемский, ул. Первомайская, 18, расположено здание, в котором осуществляет свою деятельность МКОУ «Кежемская СОШ», где отсутствует медицинский блок (кабинет) соответствующий условиям и требованиям для осуществления медицинской деятельности, который МКОУ «Кежемская СОШ» обязана предоставить безвозмездно медицинской организации ОГБУЗ «Братская районная больница».
Из копии договора о совместной деятельности по медицинскому обслуживанию обучающихся (детей) от 09.01.2019, заключенному между ОГБУЗ «Братская РБ» (исполнитель) и МКОУ «Кежемская СОШ» (заказчик) заключили договор об оказании первичной медико-санитарной помощи обучающимся Заказчика. Оказание первичной медико-санитарной помощи обучающимся (детям) Заказчика в медицинском кабинете Заказчика осуществляется Исполнителем только при наличии лицензии на оказание первичной медико-санитарной помощи по сестринскому делу в педиатрии на медицинский кабинет заказчика. До получения лицензии первичная медико-санитарная помощь осуществляется в структурном подразделении ОГБУЗ «Братская РБ».
В соответствии со ст. 28 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» образовательная организация обязана осуществлять свою деятельность в соответствии с законодательством об образовании; создавать безопасные условия обучения, воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации.
Образовательная организация несет ответственность в установленном законодательством Российской Федерации порядке за жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации.В силу положений ч. 1 ст. 41 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» охрана здоровья обучающихся включает в себя: оказание первичной медико-санитарной помощи в порядке, установленном законодательством в сфере охраны здоровья.
Положениями ч. 2 ст. 41 установлено, что организация охраны здоровья обучающихся (за исключением оказания первичной медико-санитарной помощи, прохождения медицинских осмотров и диспансеризации) в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, осуществляется этими организациями.
Из содержания ч. 3 ст. 41 следует, что первичная медико-санитарная помощь оказывается обучающимся медицинскими организациями, а также образовательными организациями, осуществляющими медицинскую деятельность в порядке, установленном законодательством в сфере охраны здоровья. Оказание первичной медико-санитарной помощи обучающимся в образовательных организациях, осуществляется в образовательной организации либо в случаях, установленных органами государственной власти субъектов Российской Федерации, в медицинской организации. При оказании первичной медико-санитарной помощи обучающимся в образовательной организации эта образовательная организация обязана предоставить безвозмездно медицинской организации помещение, соответствующее условиям и требованиям для оказания указанной помощи.
В соответствии со ст. 33 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья» первичная медико-санитарная помощь является основой системы оказания медицинской помощи и включает в себя, в том числе мероприятия по профилактике, диагностике, лечению заболеваний и состояний, медицинской реабилитации, наблюдению за течением беременности, формированию здорового образа жизни и санитарно-гигиеническому просвещению населения.
Приказом Минздрава России от 05.11.2013 № 822н утвержден Порядок оказания медицинской помощи несовершеннолетним, в том числе в период обучения и воспитания в образовательных организациях.
В соответствии с п. 4 Порядка оказания медицинской помощи несовершеннолетним, в том числе в период обучения и воспитания в образовательных организациях, организацию оказания первичной медико-санитарной помощи несовершеннолетним в период обучения и воспитания, прохождения ими медицинских осмотров и диспансеризации, осуществляют органы исполнительной власти в сфере здравоохранения. Образовательная организация обязана предоставить безвозмездно медицинской организации помещение, соответствующее условиям и требованиям для осуществления медицинской деятельности.
Согласно п. 7 вышеуказанного Порядка в структуре отделения медицинской помощи обучающимся предусматривается медицинский блок, который размещается в помещениях образовательной организации.
Медицинский блок отделения медицинской помощи обучающимся состоит из кабинета врача-педиатра (фельдшера) и процедурного кабинета (п. 8 Порядка).
Помещения, предоставляемые образовательной организацией, должны соответствовать установленным санитарно-эпидемиологическим нормам и правилам и установленным требованиям для осуществления медицинской деятельности (п. 9 Порядка).
В соответствии с п. 11 вышеуказанного Порядка установлено, что помещения медицинского блока оснащаются образовательной организацией мебелью, оргтехникой и медицинскими изделиями согласно стандарту оснащения (приложение № 3 к настоящему Порядку).
Из приведенных правовых норм следует, что для медицинского обслуживания в образовательном учреждении последнее должно предоставить работникам медицинских учреждений необходимые для этого условия, в том числе помещение, соответствующее необходимым требованиям для оказания указанной помощи.
Судом первой инстанции установлено и материалами дела подтверждается, что в «Кежемская СОШ» отсутствует медицинский блок (кабинет), соответствующий условиям и требованиям для осуществления медицинской деятельности, который
МКОУ «Кежемская СОШ» обязана предоставить безвозмездно медицинской организации ОГБУЗ «Братская районная больница», что свидетельствует о нарушении административными ответчиками МКОУ «Кежемская СОШ», администрацией МО «Братский район» положений Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», Порядка оказания медицинской помощи несовершеннолетним, в том числе в период обучения и воспитания в образовательных организациях, утвержденного Приказом Минздрава России от 05.11.2013 № 822н.
Условия для осуществления работниками медицинского учреждения медицинского обслуживания воспитанников в образовательном учреждении, при отсутствии оснащенного в соответствии с требованиями стандартов медицинского кабинета, не созданы. В результате этого нарушаются права на медицинское обслуживание несовершеннолетних обучающихся, в этой связи, суд пришел правомерно к выводу об удовлетворении требований прокурора.
Судебная коллегия с таким выводом суда соглашается, поскольку при рассмотрении дела судом правильно определены обстоятельства, имеющие значение для дела, применены нормы материального права, подлежащие применению, и постановлено обоснованное и законное решение, при этом норм процессуального права нарушено не было.
Доводы жалобы о наличии договора на оказание медицинской помощи, заключенного между образовательным учреждением и районной больницей, на что указывает апеллянт, не могут свидетельствовать о выполнении требований о создании необходимых условий для организации медицинских осмотров и оказания доврачебной помощи обучающимся в соответствии с приведенными стандартами.
Отсутствие денежных средств, либо иные вопросы по исполнению указанной обязанности, не должны влиять на права несовершеннолетних, обучающихся в данном образовательном учреждении.
Судебная коллегия отклоняет доводы апелляционной жалобы о том, что МКОУ «Кежемская СОШ», исходя из количества обучающихся и отсутствия параллельных классов, является малокомплектной, в связи с чем, в соответствии с п. 4.21 СанПиН 2.4.2.2821-10, утвержденного Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010 № 189, отсутствуют основания для удовлетворения иска прокурора.
В соответствии с абз. 1 ч. 1 ст. 1 Закона Иркутской области от 05.05.2012 № 43-ОЗ «О малокомплектных муниципальных образовательных организациях в Иркутской области» к малокомплектным муниципальным образовательным организациям в Иркутской области относятся муниципальные общеобразовательные организации, расположенные в сельских населенных пунктах Иркутской области со средней наполняемостью классов 13 человек и менее и не имеющие параллельных классов.
Согласно материалам дела в МКОУ Кежемская СОШ» имеются классы для детей с ограниченными возможностями здоровья, созданные во исполнение приказа начальника Управления образованием «Братский район» №80-а от 08.05.2018 «Об открытии классов для детей с ОВЗ, обучающихся по адаптированным основным образовательным программам», которые являются параллельными.
Как верно указано судом первой инстанции, федеральным законодательством не закреплено определение параллельных классов общеобразовательного учреждения. Исходя из общего смысла формулировки «параллель», применительно к классам школы – это год обучения, соответственно, наличие в МКОУ «Кежемская СОШ» нескольких классов одного года обучения 3,4, 3-4-л, 5,6, 5-6-л, 5-6-у, 8, 8-л, что следует из информационного письма №238 от 05.06.2019, дает основание полагать о наличии в МКОУ «Кежемская СОШ» параллельных классов, что свидетельствует о том, что указанное образовательное учреждение не соответствует признакам малокомплектной муниципальной образовательной организации по смыслу положений Закона Иркутской области от 05.05.2012 № 43-ОЗ «О малокомплектных муниципальных образовательных организациях в Иркутской области».
При отсутствии доказательств, свидетельствующих о том, что финансовое обеспечение образовательной деятельности
МКОУ «Кежемская СОШ» осуществляется за счет средств областного бюджета, предоставляемых местным бюджетам в форме субвенций на обеспечение государственных гарантий реализации прав на получение общедоступного и бесплатного среднего общего образования, как в муниципальных общеобразовательных организациях, относящихся к малокомплектным, в силу ст. 2 Закона Иркутской области от 05.05.2012 № 43-ОЗ «О малокомплектных муниципальных образовательных организациях в Иркутской области», указанный довод апелляционной жалобы является необоснованным.
Иные доводы апелляционной жалобы являлись предметом рассмотрения суда первой инстанции, которым дана надлежащая правовая оценка. Так судом первой инстанции обоснованно указано, что исходя из полномочий администрации МО «Братский район», являющейся собственником имущества и учредителем МКОУ «Кежемская СОШ» к администрации, как административному ответчику, действующему наряду с общеобразовательным учреждением, прокурором заявлены требования в том числе и о безвозмездном предоставлении медицинской организации помещения для оказания медицинского обслуживания обучающихся МКОУ «Кежемская СОШ».
Судебная коллегия соглашается, что доводы представителя административного ответчика, администрации МО «Братский район», о том, что в административном иске не определен объем работ, возлагаемый на образовательную организацию и на администрацию муниципального образования «Братский район», при этом не должна ущемляется самостоятельность органа местного самоуправления в решении вопросов местного значения, подлежат отклонению, так как суд не вправе вмешиваться в вопросы финансирования и расходования бюджета местного муниципального образования и обязывать администрацию осуществить финансирование мероприятий, указанных в иске прокурора, поскольку составление местного бюджета является исключительной компетенцией муниципального образования.
Как было верно отмечено судом первой инстанции, обязанность администрации МО «Братский район», как административного ответчика по рассматриваемому административному иску прокурора, вытекает из реализации ее публично-властных полномочий по исполнению положений Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», а также Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ
«Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».
В целом доводы апелляционной жалобы административного ответчика не опровергают вышеуказанных выводов суда первой инстанции, на законность принятого судебного решения не влияют, поскольку сводятся к несогласию с выводами суда, основаны на неправильном толковании и применении норм законодательства, повторяют доводы и правовую позицию административного ответчика, которые являлись предметом рассмотрения суда первой инстанции и получили надлежащую правовую оценку. Основания для иной оценки и иного применения норм материального и процессуального права у суда апелляционной инстанции в данном случае отсутствуют.
При таких обстоятельствах оснований к отмене или изменению решения суда, в том числе и по доводам апелляционной жалобы не имеется.
Руководствуясь п. 1 ст. 309, ст. 311 КАС РФ, судебная коллегия по административным делам Иркутского областного суда
определила:
░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░
22 ░░░░░░░ 2019 ░. ░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ – ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░-░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░
░░░░░ ░.░. ░░░░░░
░.░. ░░░░░