Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-2450/2015 ~ М-2278/2015 от 10.08.2015

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

(заочное)

01 октября 2015 года

г.Георгиевск

Георгиевский городской суд Ставропольского края в составе:

Председательствующего судьи

Лавренченко Т.А.,

при секретаре

Щербининой Ю.О,

рассмотрев в отрытом судебном заседании гражданское дело по иску Центрального банка Российской Федерации к Кредитному потребительскому кооперативу «...», М.М.Х., Б.Р.Л., Б.Е.Х., Д.Н.Я., К.А.Х., Ю.А.Ж., Ю.А.Л., К.М.Ю., К.О.М., К.А.З., Т.З.Б.. Т.М.Х., У.М.М.-Алиевичу, У.З.С. и Х.А.Б. о ликвидации кредитного потребительского кооператива «Машук»,

У С Т А Н О В И Л:

Центральный банк Российской Федерации (далее ЦБ РФ) обратился в суд с иском к Кредитному потребительскому кооперативу «...», М.М.Х., Б.Р.Л., Б.Е.Х., Д.Н.Я., К.А.Х., Ю.А.Ж., Ю.А.Л., К.М.Ю., К.О.М., К.А.З., Т.М.Х., У.М.М.-А., У.З.С. и Х.А.Б. в котором просит ликвидировать КПК «...» и возложить на его учредителей либо орган, уполномоченный на ликвидацию юридического лица его учредительными документами, обязанность по осуществлению ликвидации КПК «...» в срок, установленный законодательством.

В обоснование заявленных требований истец указал, что в соответствии с п.9.1 ст.4 ФЗ «О центральном банке Российской Федерации (Банке России)» №86-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ, Банк России осуществляет регулирование, контроль и надзор за деятельностью некредитных финансовых организаций в соответствии с федеральными законами, проводит проверки деятельности некредитных финансовых организаций, направляет некредитным финансовым организациям обязательные для исполнения предписания, а также применяет к некредитным финансовым организациям предусмотренные федеральными законами иные меры.

Кредитный потребительский кооператив «Машук» является организацией, поднадзорной Отделению по <адрес> Южного главного управления ЦБ РФ.

В соответствии с информацией, содержащейся в Едином государственном реестре юридических лиц, размещенной на официальном сайте Федеральной налоговой службы, а также согласно выписке из ЕГРЮЛ от ДД.ММ.ГГГГ, руководство КПК «...» осуществляет председатель Правления У.М.М.-А., учредителями кооператива являются ответчики М.М.Х., Б.Р.Л., Б.Е.Х., Д.Н.Я., К.А.Х., Ю.А.Ж., Ю.А.Л., К.М.Ю., К.О.М., К.А.З., Т.З.Б., Т.М.Х., У.З.С. и Х.А.Б.

Согласно ст.35 ФЗ от 18 июля 2009 года №190-ФЗ «О кредитной кооперации», саморегулирование деятельности кредитных кооперативов осуществляется на условиях их объединения в саморегулируемые организации кредитных кооперативов, создаваемые в целях регулирования и контроля деятельности кредитных кооперативов, являющихся их членами. А также в целях представления и защиты интересов членов саморегулируемых организаций.

Кредитные кооперативы, за исключением кредитных кооперативов второго уровня, обязаны вступить в саморегулируемую организацию в течение трех месяцев со дня создания кооператива.

В силу действующего законодательства, КПК «...» кооперативом второго уровня не является, и, учитывая, что он был зарегистрирован Межрайонной ИФНС по <адрес> ДД.ММ.ГГГГ, должен был вступить в саморегулируемую организацию не позднее ДД.ММ.ГГГГ.

Отделением ЦБ РФ по <адрес> проведен мониторинг сайтов сети «Интернет», на которых размещена информация о членах саморегулируемых организаций кредитных потребительских кооперативов. Согласно заключению Отделения от ДД.ММ.ГГГГ, КПК «...» по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ не является членом ни одной из саморегулируемых организаций, включенных в государственный реестр СРО КПК, и отсутствует в списках исключенных членов СРО КПК.

Письмом Отделения от ДД.ММ.ГГГГ у КПК «...» были запрошены правоустанавливающие документы, а также пояснение о причинах нарушения кооперативом законодательства о кредитной кооперации. Однако до настоящего времени истребуемые документы в адрес Отделения ЦБ РФ не поступили.

Таким образом, учитывая, что КПК «...» является действующим юридическим лицом, сведения о его добровольной ликвидации и исключении из ЕГРЮЛ отсутствуют, а обязанность по вступлению в саморегулируемую организацию в срок, установленный законом, не исполнена, просит суд ликвидировать КПК «...» и возложить на учредителей (участников) либо орган, уполномоченный на ликвидацию юридического лица его учредительными документами, обязанность по осуществлению ликвидации КПК «...» в срок, установленный законодательством.

В судебное заседание истец – ЦБ РФ - своего представителя не направил, в адресованном суду письменном ходатайстве просил о рассмотрении дела в его отсутствие с учётом доводов, изложенных в иске, при этом заявленные требования поддержал в полном объёме, просил их удовлетворить, а также выразил письменное согласие на рассмотрение дела в порядке заочного производства.

Ответчики КПК «...», М.М.Х., Б.Р.Л., Б.Е.Х., Д.Н.Я., К.А.Х., Ю.А.Ж., Ю.А.Л., К.М.Ю., К.О.М., К.А.З., Т.З.Б., Т.М.Х., У.М.М.-А., У.З.С. и Х.А.Б., надлежащим образом извещённые о времени и месте слушания дела, в судебное заседание не явились, о причинах своей неявки суд в известность не поставили, о рассмотрении дела в своё отсутствие либо об отложении слушания дела не ходатайствовали, возражений на иск и доказательств в опровержение доводов истца не представили.

Суд, с согласия истца, считает возможным рассмотреть дело в отсутствие ответчиков в порядке заочного производства.

Исследовав письменные доказательства, суд считает исковые требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям:

Как установлено в судебном заседании и подтверждается соответствующими письменными доказательствами, ДД.ММ.ГГГГ Инспекцией ФНС по <адрес>-Балкарской Республики произведена государственная регистрация юридического лица – Кредитного потребительского кооператива «...», основной вид деятельности – предоставление потребительского кредита, юридический адрес: СК, <адрес>.

В соответствии со ст.35 Федерального закона от 18 июля 2009 года №190-ФЗ «О кредитной кооперации» саморегулирование деятельности кредитных кооперативов осуществляется на условиях их объединения в саморегулируемые организации кредитных кооперативов (далее - саморегулируемые организации), создаваемые в целях регулирования и контроля деятельности кредитных кооперативов, являющихся их членами, а также в целях представления и защиты интересов членов саморегулируемых организаций.

Деятельность саморегулируемых организаций регулируется настоящим Федеральным законом, а также законодательством Российской Федерации о саморегулируемых организациях.

Кредитные кооперативы, за исключением кредитных кооперативов второго уровня, обязаны вступить в саморегулируемую организацию в течение трех месяцев со дня создания кредитных кооперативов. Кредитные кооперативы, обязанные быть членами саморегулируемой организации в соответствии с настоящим Федеральным законом, прекратившие членство в саморегулируемой организации, обязаны в течение трех месяцев со дня прекращения своего членства в саморегулируемой организации вступить в другую саморегулируемую организацию. До вступления в саморегулируемую организацию кредитные кооперативы не имеют права привлекать денежные средства членов кредитного кооператива (пайщиков) и принимать в кредитный кооператив новых членов кредитного кооператива (пайщиков).

Согласно ч.3 ст.44 ФЗ №190-ФЗ, ч.3 ст.35 настоящего Федерального закона вступает в силу по истечении двух лет после дня вступления в силу настоящего Федерального закона.

В соответствии со ст. 33 ФЗ №190-ФЗ в целях удовлетворения своих финансовых потребностей и обеспечения своей финансовой устойчивости кредитные кооперативы могут создавать кредитные кооперативы второго уровня. Кредитные кооперативы второго уровня формируют предусмотренные их уставом фонды, привлекают денежные средства своих членов и иные денежные средства в порядке, определенном настоящим Федеральным законом и своими уставами, предоставляют займы своим членам в целях удовлетворения их финансовых потребностей, осуществляют иную деятельность, предусмотренную настоящим Федеральным законом и уставами кредитных кооперативов второго уровня.

Кредитные кооперативы второго уровня создаются не менее чем пятью кредитными кооперативами на основе членства по территориальному (региональному, межрегиональному, федеральному) или иному принципу.

Таким образом, учитывая, что КПК «...» не относится к кооперативу второго уровня, он в трехмесячный срок со дня вступления ч.3 ст.35 ФЗ №190-ФЗ в силу, то есть до 4 ноября 2011 года, должен был исполнить возложенную на него законом обязанность по вступлению в саморегулируемую организацию.

Согласно ч.1 ст.5 ФЗ «О кредитной кооперации», государственное регулирование отношений в сфере кредитной кооперации осуществляется Банком России.

В соответствии с ч.4 ст.35 ФЗ «О кредитной кооперации» кредитный кооператив, обязанный быть членом саморегулируемой организации в соответствии с настоящим Федеральным законом, подлежит ликвидации в судебном порядке по требованию Банка России в случае нарушения части 3 настоящей статьи.

В силу ч.3 ст.61 ГК РФ, требование о ликвидации юридического лица может быть предъявлено в суд государственным органом или органом местного самоуправления, которому право на предъявление такого требования предоставлено законом.

В соответствии с п.2 ч.1 ст.10 ФЗ «О кредитной кооперации» кредитный кооператив может быть ликвидирован по решению суда по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом РФ, настоящим Федеральным законом и иными Федеральными законами.

В соответствии с информационным сообщением Министерства финансов Российской Федерации от 08 августа 2011 «По вопросу вступления кредитных потребительских кооперативов в саморегулируемую организацию» кредитные кооперативы, нарушающие требования ч.3 ст.35 ФЗ №190-ФЗ «О кредитной кооперации», подлежат ликвидации в судебном порядке по требованию уполномоченного федерального органа исполнительной власти.

Согласно ч.3 ст.42 ФЗ «О кредитной кооперации», таким органом является Банк России, который в отношении кредитных кооперативов, не вступивших в члены саморегулируемой организации вправе:

1) запрашивать и получать информацию о финансово-хозяйственной деятельности кредитного кооператива у органов государственной статистики, федерального органа исполнительной власти, уполномоченного по контролю и надзору в области налогов и сборов, и у иных органов государственного надзора и контроля;

2) запрашивать у кредитного кооператива учредительные документы, положения и иные документы, принятые общим собранием членов кредитного кооператива (пайщиков) и иными органами кредитного кооператива;

3) запрашивать у кредитного кооператива бухгалтерскую (финансовую) отчетность в порядке, установленном Банком России;

4) проводить проверки соответствия деятельности кредитного кооператива настоящему Федеральному закону, другим федеральным законам, нормативным правовым актам Российской Федерации и нормативным актам Банка России;

5) проводить проверки деятельности кредитных кооперативов на основании заявлений юридических лиц, физических лиц, федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, правоохранительных органов о нарушении кредитным кооперативом настоящего Федерального закона, других федеральных законов, нормативных правовых актов Российской Федерации и нормативных актов Банка России;

6) по итогам проверки деятельности кредитного кооператива давать ему обязательные для исполнения предписания об устранении выявленных нарушений;

7) обращаться в суд с заявлением о ликвидации кредитного кооператива в случае неисполнения кредитным кооперативом в установленный Банком России срок предписания об устранении выявленных нарушений, осуществления им деятельности, запрещенной настоящим Федеральным законом, или неоднократного нарушения кредитным кооперативом настоящего Федерального закона, других федеральных законов, нормативных правовых актов Российской Федерации и нормативных актов Банка России;

8) осуществлять иные права, предусмотренные федеральными законами.

Согласно заключению по результатам проверки информации о включении сведений в отношении КПК «...» в реестры членов саморегулируемых организаций кредитных потребительских кооперативов <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ КПК «...» не является членом девяти саморегулируемых организаций, включенных в государственный реестр СРО кредитных потребительских кооперативов. В реестрах исключенных членов СРО кредитных потребительских кооперативов КПК «...» также отсутствует.

Таким образом, возложенную на него законом обязанность по вступлению в члены саморегулируемой организации КПК «...» до настоящего времени не исполнил, во всяком случае доказательства обратного у суда на момент рассмотрения дела отсутствуют, а потому в соответствии с требованиями закона он подлежит ликвидации в судебном порядке по требованию уполномоченного федерального органа исполнительной власти.

В силу ч.5 ст.61 ГК РФ, решением суда о ликвидации юридического лица на его учредителей (участников) или на орган, уполномоченный на ликвидацию юридического лица его учредительным документом, могут быть возложены обязанности по осуществлению ликвидации юридического лица.

В силу ст.1 ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей», государственная регистрация юридических лиц и индивидуальных предпринимателей – акты уполномоченного федерального органа исполнительной власти, осуществляемые посредством внесения в государственные реестры сведений о создании, реорганизации и ликвидации юридических лиц, приобретении физическими лицами статуса индивидуального предпринимателя, прекращении физическими лицами деятельности в качестве индивидуальных предпринимателей, иных сведений о юридических лицах и об индивидуальных предпринимателях в соответствии с настоящим Федеральным законом.

Согласно ст.4 ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» государственные реестры содержат, соответственно, сведения о создании, реорганизации и ликвидации юридических лиц, приобретении физическими лицами статуса индивидуального предпринимателя, прекращении физическими лицами деятельности в качестве индивидуальных предпринимателей, иные сведения о юридических лицах, об индивидуальных предпринимателях и соответствующие документы. Государственные реестры являются федеральными информационными ресурсами.

По смыслу названных норм единственным доказательством включения гражданина в состав учредителей юридического лица является внесение соответствующей записи в государственный реестр юридических лиц.

Согласно выписке из Единого государственного реестра юридических лиц от ДД.ММ.ГГГГ, учредителями (участниками) КПК «...» являются ответчики М.М.Х., Б.Р.Л., Б.Е.Х., Д.Н.Я., К.А.Х., Ю.А.Ж., Ю.А.Л., К.М.Ю., К.О.М., К.А.З., Т.З.Б., Т.М.Х., У.М.М.-А., У.З.С. и Х.А.Б. Руководителем юридического лица (Председатель Правления) является У.М.М.-А.

Для государственной регистрации ликвидации юридического лица необходимо прохождение процедуры ликвидации юридического лица в соответствии с требованиями статей 62 - 64 Гражданского кодекса Российской Федерации.

Прохождение указанной процедуры возможно путем возложения обязанности прохождения процедуры ликвидации на учредителей КПК «Машук» и выполнения следующих необходимых действий, связанных с его ликвидацией: назначить ликвидационную комиссию (ликвидатора) и установить порядок и сроки ликвидации в соответствии с законом; поместить в органах печати, в которых публикуются данные о государственной регистрации юридического лица, публикацию о ликвидации кооператива, о порядке и сроке заявления требований его кредиторами, который не может быть менее двух месяцев с момента публикации о ликвидации; принять меры к выявлению кредиторов и получению дебиторской задолженности, а также письменно уведомить кредиторов о ликвидации кооператива; после окончания срока для предъявления требований кредиторами ликвидационной комиссии составить и утвердить промежуточный ликвидационный баланс со сведениями о составе имущества кооператива, перечне предъявленных кредиторами требований, а также о результатах их рассмотрения; при недостаточности у кооператива денежных средств для удовлетворения требований кредиторов ликвидационной комиссии осуществить продажу имущества кооператива с публичных торгов в порядке, установленном для исполнения судебных решений; ликвидационной комиссии произвести выплату денежных средств кредиторам кооператива в порядке очередности, установленной Гражданским кодексом Российской Федерации, в соответствии с промежуточным балансом, начиная со дня его утверждения, за исключением кредиторов третьей и четвертой очереди, выплаты которым производятся по истечении месяца со дня утверждения промежуточного ликвидационного баланса; после завершения расчетов с кредиторами ликвидационной комиссии составить и утвердить ликвидационный баланс; ликвидационной комиссии завершить ликвидацию кооператива внесением об этом записи в Единый государственный реестр юридических лиц.

Поскольку иными данными о лицах либо органе, уполномоченных на ликвидацию юридического лица его учредительными документами, суд не располагает, обязанность по ликвидации подлежит возложению на всех известных учредителей.

При таких обстоятельствах, учитывая, что в судебном заседании установлен факт неисполнения КПК «...» возложенной на него законом обязанности по вступлению в члены саморегулируемой организации, суд приходит к выводу о том, что требования ЦБ РФ являются обоснованными и подлежат удовлетворению, а на учредителей КПК «...» подлежит возложению обязанность по осуществлению ликвидации кредитного потребительского кооператива, которая, учитывая сроки проведения необходимых для этого действий, должна быть проведена в шестимесячный срок с момента вступления решения суда в законную силу.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.194-199, 233-237 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Исковые требования Центрального банка Российской Федерации к Кредитному потребительскому кооперативу «...», М.М.Х., Б.Р.Л., Б.Е.Х., Д.Н.Я., К.А.Х., Ю.А.Ж., Ю.А.Л., К.М.Ю., К.О.М., К.А.З., Т.З.Б.. Т.М.Х., У.М.М.-Алиевичу, У.З.С. и Х.А.Б. о ликвидации кредитного потребительского кооператива «...» – удовлетворить.

Ликвидировать Кредитный потребительский кооператив «...».

Обязать М.М.Х. ДД.ММ.ГГГГ года рождения, Б.Р.Л. ДД.ММ.ГГГГ года рождения, Б.Е.Х. ДД.ММ.ГГГГ года рождения, Д.Н.Я. ДД.ММ.ГГГГ года рождения, К.А.Х. ДД.ММ.ГГГГ года рождения, Ю.А.Ж. ДД.ММ.ГГГГ года рождения, Ю.А.Л. ДД.ММ.ГГГГ года рождения, К.М.Ю. ДД.ММ.ГГГГ года рождения, К.О.М. ДД.ММ.ГГГГ года рождения, К.А.З.ДД.ММ.ГГГГ года рождения, Т.З.Б. ДД.ММ.ГГГГ года рождения, Т.М.Х. ДД.ММ.ГГГГ года рождения, У.М.М.-Алиевича ДД.ММ.ГГГГ года рождения, У.З.С. ДД.ММ.ГГГГ года рождения и Х.А.Б. ДД.ММ.ГГГГ года рождения произвести процедуру ликвидации Кредитного потребительского кооператива «...» в шестимесячный срок с момента вступления решения суда в законную силу.

Ответчики вправе подать в суд, принявший заочное решение, заявление об отмене этого решения в течение 7 дней со дня вручения им копии этого решения.

Заочное решение может быть обжаловано в течение месяца по истечении срока подачи ответчиками заявления об отмене этого решения суда, а в случае, если такое заявление подано, - в течение месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении этого заявления, путем подачи апелляционной жалобы в Ставропольский краевой суд через Георгиевский городской суд.

Судья                             Лавренченко Т.А.

10.08.2015Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
11.08.2015Передача материалов судье
14.08.2015Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
14.08.2015Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
07.09.2015Подготовка дела (собеседование)
07.09.2015Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
01.10.2015Судебное заседание
01.10.2015Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
01.10.2015Отправка копии заочного решения ответчику (истцу)
25.10.2015Копия заочного решения ответчику (истцу) вручена
12.11.2015Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
12.11.2015Дело оформлено
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее