дело № 2-633/2016
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
26 мая 2016 года г. Семенов
Семеновский районный суд Нижегородской области в составе председательствующего судьи Есина В.С.,
при секретаре Петровой Н.А.,
с участием истца- помощника Семеновского городского прокурора Казанокова О.Л.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Семеновского городского прокурора Нижегородской области в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к Юсупов Р.С., Красноперова Л.Н. о признании регистрации гражданина Республики Узбекистан Юсупов Р.С. незаконной,
УСТАНОВИЛ:
Семеновский городской прокурор Нижегородской области обратился в Семеновский районный суд Нижегородской области в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц с исковыми требованиями к Юсупов Р.С., Красноперова Л.Н. о признании регистрации гражданина Республики Узбекистан Юсупов Р.С. по месту жительства по адресу: <адрес> незаконной.
В судебном заседании помощник Семеновского городского прокурора Казаноков О.Л. исковые требования поддержал, пояснив, что Семеновской городской прокуратурой проведена проверка законности постановки на учет по месту пребывания иностранных граждан, по результатам которой установлено следующее. В соответствии с ч.ч. 1, 2 ст. 30 Жилищного кодекса Российской Федерации собственник жилого помещения осуществляет права владения, пользования и распоряжения принадлежащим ему на праве собственности жилым помещением в соответствии с его назначением и пределами его использования, которые установлены настоящим Кодексом. Собственник жилого помещения вправе предоставить во владение и (или) в пользование принадлежащее ему на праве собственности жилое помещение гражданину на основании договора найма, договора безвозмездного пользования или на ином законном основании, а также юридическому лиц) на основании договора аренды или па ином законном основании с учетом требований, установленных гражданским законодательством, настоящим Кодексом. В соответствии с п.п. 1,6 ст. 2 Федерального закона от 18.07.2006 № 109-ФЗ «О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации» учет иностранного гражданина или лица без гражданства по месту пребывания (далее - учет по месту пребывания) - фиксация в установленном порядке уполномоченными в соответствии с настоящим Федеральным законом органами сведений о нахождении иностранного гражданина или лица без гражданства в месте пребывания. Согласно п.п. 3, 4 ч. 1 ст. 2 Федерального закона «О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации» место жительства иностранного гражданина или лица без гражданства в Российской Федерации - жилое помещение, по адресу которого иностранный гражданин или лицо без гражданства зарегистрированы в порядке, установленном настоящим Федеральным законом. Место пребывания иностранного гражданина или лица без гражданства в Российской Федерации - жилое помещение, не являющееся местом жительства, а также иное помещение, учреждение или организация, в которых иностранный гражданин или лицо без гражданства находится и (или) по адресу которых иностранный гражданин или лицо без гражданства подлежит постановке на учет по месту пребывания в порядке, установленном настоящим Федеральным законом. Согласно ст. 15 Федерального закона «О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации» основанием для регистрации иностранного гражданина по месту жительства является наличие у данного иностранного гражданина права пользования жилым помещением, находящимся на территории Российской Федерации. Наличие указанного права определяется в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации. Регистрация иностранного гражданина по месту жительства включает в себя фиксацию адреса конкретного жилого помещения в виде на жительство или в разрешении на временное проживание указанного иностранного гражданина, а также в учетных документах органа миграционного учета и в государственной информационной системе миграционного учета. Проверкой установлено, что Юсупов Р.С., ДД.ММ.ГГГГ г.р., является гражданином Республики Узбекистан, который зарегистрирован по адресу: <адрес>. Принимающая сторона - Красноперова Л.Н., ДД.ММ.ГГГГ г.р., зарегистрированная по адресу: <адрес>. Зарегистрированный гражданкой Красноперова Л.Н. в ОУФМС иностранный гражданин по вышеуказанному адресу не проживал (не пребывал) и не проживает (не пребывает) в настоящее время. Данные обстоятельства подтверждаются актом проверки ОУФМС России по Нижегородской области в городском округе Семеновский, объяснениями Красноперова Л.Н. В соответствии с п.п. 4,6 ст. 19 Федерального закона «О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации» основанием для снятия иностранного гражданина с регистрации по месту жительства является вступление в законную силу решения суда о признании регистрации иностранного гражданина по месту жительства недействительной; принятие органом миграционного учета решения о снятии иностранного гражданина с регистрации по месту жительства при установлении в порядке, определяемом федеральным органом исполнительной власти в сфере миграции, факта фиктивной регистрации по месту жительства иностранного гражданина в жилом помещении, правом пользования которым он обладает и по адресу которого он зарегистрирован. Снятие иностранного гражданина с регистрации по месту жительства включает в себя внесение соответствующих сведений в вид на жительство или в разрешение на временное проживание данного иностранного гражданина, а также в учетные документы органа миграционного учета и в государственную информационную систему миграционного учета. Согласно ст. 4 Федерального закона «О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации» миграционный учет осуществляется в целях: систематизации сведений об иностранных гражданах, находящихся в Российской Федерации (в том числе их персональных данных), и о перемещениях иностранных граждан; защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов граждан Российской Федерации и иностранных граждан, находящихся в Российской Федерации, а также в целях обеспечения национальной безопасности Российской Федерации и общественной безопасности путем противодействия незаконным миграционным противоправным проявлениям. Таким образом, фиктивная регистрация по данному адресу гражданина Республики Узбекистан Юсупов Р.С. нарушает интересы Российской Федерации, заключающиеся, в том числе и в обеспечении национальной безопасности. Просит признать незаконной регистрацию гражданина Республики Узбекистан Юсупов Р.С. месту жительства по адресу: <адрес>.
Ответчик Красноперова Л.Н. в судебное заседание не явилась, извещена надлежащим образом, об отложении не ходатайствовала.
Ответчик Юсупов Р.С. в судебное заседание не явился, надлежащим образом извещен о времени и месте рассмотрения дела.
Суд считает возможным рассмотреть данное гражданское дело в его отсутствие.
Представитель 3-го лица ОУФМС России по Нижегородской области в городском округе Семеновский, в судебное заседание не явился, в своем заявлении просил рассмотреть дело без его участия.
Заслушав объяснение помощника Семеновского прокурора, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно статье 3 Закона Российской Федерации от 25.06.1993 года N 5242-1 (в редакции Федерального закона от 28.12.2013 года N 376-ФЗ) "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации" граждане Российской Федерации обязаны регистрироваться по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации. Регистрация или отсутствие таковой не могут служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, законами Российской Федерации, Конституциями и законами республик в составе Российской Федерации. Правила регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, а также перечень должностных лиц, ответственных за регистрацию, утверждаются Правительством Российской Федерации.
В соответствии со статьей 6 названного закона гражданин Российской Федерации, изменивший место жительства, обязан не позднее семи дней со дня прибытия на новое место жительства обратиться к должностному лицу, ответственному за регистрацию, с заявлением по установленной форме.
В силу пункта 9 Правил регистрации и снятии граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 17.07.1995 года N 713, граждане, прибывшие для временного проживания в жилых помещениях, не являющихся их местом жительства, на срок свыше 90 дней, обязаны по истечении указанного срока обратиться к должностным лицам, ответственным за регистрацию, и представить: документ, удостоверяющий личность; заявление установленной формы о регистрации по месту пребывания; документ, являющийся основанием для временного проживания гражданина в указанном жилом помещении (договоры найма (поднайма), социального найма жилого помещения, свидетельство о государственной регистрации права на жилое помещение или заявление лица, предоставляющего гражданину жилое помещение).
Из пункта 6 статьи 2 Закона Российской Федерации "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации" под фиктивной регистрацией гражданина Российской Федерации по месту пребывания или по месту жительства понимается регистрация гражданина Российской Федерации по месту пребывания или по месту жительства на основании представления заведомо недостоверных сведений или документов для такой регистрации, либо его регистрация в жилом помещении без намерения пребывать (проживать) в этом помещении, либо регистрация гражданина Российской Федерации по месту пребывания или по месту жительства без намерения нанимателя (собственника) жилого помещения предоставить это жилое помещение для пребывания (проживания) указанного лица.
Изложенная норма в редакции Федерального закона от 21.12.2013 N 376-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" принята в целях предотвращения нелегальной миграции и усиления ответственности за нарушения правил регистрационного учета, поскольку фактическое отсутствие граждан, зарегистрированных по месту жительства, делает невозможным реальное исполнение ими гражданско-правовых обязательств перед другими гражданами, юридическими лицами и государством.
Согласно статьям 5, 7 Закона Российской Федерации "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации" при выявление факта фиктивной регистрации гражданина Российской Федерации по месту жительства или месту пребывания в жилом помещении производится снятие этого гражданина с регистрационного учета на основании решения органа регистрационного учета в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции.
В соответствии с п.п. 4,6 ст. 19 Федерального закона «О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации» основанием для снятия иностранного гражданина с регистрации по месту жительства является вступление в законную силу решения суда о признании регистрации иностранного гражданина по месту жительства недействительной; принятие органом миграционного учета решения о снятии иностранного гражданина с регистрации по месту жительства при установлении в порядке, определяемом федеральным органом исполнительной власти в сфере миграции, факта фиктивной регистрации по месту жительства иностранного гражданина в жилом помещении, правом пользования которым он обладает и по адресу которого он зарегистрирован. Снятие иностранного гражданина с регистрации по месту жительства включает в себя внесение соответствующих сведений в вид на жительство или в разрешение на временное проживание данного иностранного гражданина, а также в учетные документы органа миграционного учета и в государственную информационную систему миграционного учета. Согласно ст. 4 Федерального закона «О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации» миграционный учет осуществляется в целях: систематизации сведений об иностранных гражданах, находящихся в Российской Федерации (в том числе их персональных данных), и о перемещениях иностранных граждан; защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов граждан Российской Федерации и иностранных граждан, находящихся в Российской Федерации, а также в целях обеспечения национальной безопасности Российской Федерации и общественной безопасности путем противодействия незаконным миграционным противоправным проявлениям.
В силу подпункта "ж" пункта 31 Правил регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 17.07.1995 года N 713, в случае обнаружения не соответствующих действительности сведений или документов, послуживших основанием для регистрации, а также неправомерных действий должностных лиц при решении вопроса о регистрации - на основании вступившего в законную силу решения суда, органами регистрационного учета производится снятие такого гражданина с регистрационного учета по месту жительства.
Как установлено судом, ответчик Красноперова Л.Н. является собственником жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>.
В ходе проверки, проведенной Семеновской городской прокуратурой установлено, что Юсупов Р.С. ДД.ММ.ГГГГ г.р., является гражданином Республики Узбекистан, который зарегистрирован по адресу: <адрес>. Принимающая сторона - Красноперова Л.Н., ДД.ММ.ГГГГ г.р., зарегистрированная по адресу: <адрес>. Зарегистрированный гражданкой Красноперова Л.Н. в ОУФМС иностранный гражданин по вышеуказанному адресу не проживал (не пребывал) и не проживает (не пребывает) в настоящее время.
Данные обстоятельства подтверждаются объяснениями Красноперова Л.Н.
Таким образом, оценив представленные доказательства в совокупности, суд приходит к выводу о том, что Юсупов Р.С. ДД.ММ.ГГГГ г.р., по вышеуказанному адресу не проживал (не пребывал) и не проживает (не пребывает) в настоящее время, а в органы миграционной службы представлены заведомо несоответствующие действительности сведения о месте его проживания. Поскольку регистрация указанного гражданина является фиктивной с момента регистрации по месту проживания, данную регистрацию следует признать недействительной. Не проживание в спорном жилом помещении Юсупов Р.С. и регистрация его по месту жительства без намерения пребывать и проживать в этом помещении, повлекло нарушение законных прав и интересов Российской Федерации, так как регистрационный учет граждан Российской Федерации осуществляется в целях формирования полной, достоверной, оперативной и актуальной информации о перемещениях граждан, необходимой для прогнозирования последствий указанных перемещений, а также для ведения государственного статистического наблюдения и систематизации сведений о гражданах Российской Федерации.
При таких обстоятельствах суд считает необходимым признать недействительной регистрацию гражданина Республики Узбекистан Юсупов Р.С. по месту жительства по адресу: <адрес>.
Руководствуясь статьями 191-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Признать недействительной регистрацию гражданки Республики Армении Юсупов Р.С. по месту жительства по адресу: <адрес>.
Решение может быть обжаловано в Нижегородский областной суд через Семеновский районный суд в течение месяца.
Судья В.С. Есин