дело №а-167/18
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
12 марта 2018 года Красноглинский районный суд г.Самары в составе:
председательствующего судьи Ромасловской И.М.,
при секретаре Салмановой А.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Узбекова Мусаяба Хакимовича к отделу по вопросам миграции ОП №8 Управления МВД РФ по г.Самаре, ГУ МВД России по Самарской области о признании незаконным отказа в документировании паспортом гражданина Российской Федерации,
при участии в судебном заседании:
административный истец Узбеков М.Х. не явился, о дне и времени рассмотрения дела извещен надлежащим образом, ходатайств об отложении судебного заседания не заявлял,
представителя административного истца – Сонюшкиной Е.Н., действующей на основании доверенности от 21.03.2017 года,
представителя административного ответчика ГУ МВД России по Самарской области – Боброва С.В., действующего на основании доверенности от 27.10.2017 года №,
представитель административного ответчика отдела по вопросам миграции ОП №8 Управления МВД РФ по г.Самаре не явился, о дне и времени рассмотрения дела извещен надлежащим образом, ходатайств об отложении судебного заседания не заявлял,
представителя заинтересованного лица Управления МВД России по г.Самаре – Солдускиной М.П., действующей на основании доверенности от <дата>,
УСТАНОВИЛ:
Административный истец Узбеков М.Х. обратился в суд с административным исковым заявлением к административному ответчику отделу по вопросам миграции ОП №8 УМВД России в Красноглинском районе г.Самаре, в котором просил признать незаконным отказ административного ответчика в предоставлении ему государственной услуги по выдаче паспорта гражданина Российской Федерации; обязать административного ответчика выдать ему паспорт гражданина Российской Федерации, мотивируя свои требования тем, что с 1989 года проживает на территории России, был документирован паспортом гражданина Российской Федерации взамен паспорта гражданина СССР. Кроме того, он был документирован паспортом гражданина РФ, удостоверяющий личность гражданина РФ за пределами территории РФ. Поскольку 04.06.2008 года УФМС России по Самарской области была проведена проверка, в ходе которой было выявлено отсутствие у него гражданства по причине отсутствия сведений о постоянном проживании на территории РФ на 06.02.1992 года, и был изъят, и уничтожен его паспорт гражданина РФ, административный истец обратился в суд с требованиями об установлении факта постоянного проживания на территории РФ в период с 18.11.1991 года по 23.11.1992 года. Решением Красноглинского районного суда г.Самары от 02.09.2016 года заявленные требования были удовлетворены. В октябре 2016 года и повторно 25.11.2016 года административный истец обратился в ОВМ ОП №8 УМВД РФ по г.Самаре с целью получения государственной услуги по выдаче паспорта гражданина РФ. Однако сотрудники отдела принять документы отказались, пояснив о необходимости проведения процедуры установления личности. 20 января 2017 года ему было выдано заключение об установлении личности иностранного гражданина или лица без гражданства №, согласно которому он признан гражданином <адрес>. Полагая, что указанное заключение является незаконным, Узбеков М.Х. обратился в суд с требованием о признании незаконным данного заключения. Решением Красноглинского районного суда <адрес> от <дата> по административному исковому заявлению административного истца было указано, что оспариваемое заключение не является препятствием к приобретению гражданства и документированию паспортом. 12 октября 2017 года Узбеков М.Х. повторно обратился в отдел по вопросу миграции ОП №8 УМВД России в Красноглинском районе г.Самары с целью документирования паспортом гражданина Российской Федерации. Однако 27.11.2017 года им был получен отказ в документировании паспортом, поскольку заключением УМВД ГУ МВД России по Самарской области от 12.01.2017 года Узбеков М.Х. признан гражданином Республики Таджикистан и решением Красноглинского районного суда г.Самары от 07.09.2017 года ему отказано в удовлетворении требований об обжаловании данного заключения. Полагает, что отказ в документировании паспортом является незаконным, поскольку решением Красноглинского районного суда г.Самары установлен факт постоянного проживания административного истца на территории Российской Федерации по состоянию на 06.02.1992 года.
Определением Красноглинского районного суда г.Самары от 07.12.2017 года к участию в деле в качестве административного ответчика привлечено ГУ МВД России по Самарской области.
Определением Красноглинского районного суда г.Самары от 17.01.2018 года производство по данному административному делу было приостановлено до рассмотрения административного дела №2а-1701/17.
Определением Красноглинского районного суда г.Самары от 26.02.2018 года производство по данному административному делу возобновлено.
В судебном заседании представитель административного истца Сонюшкина Е.Н. заявленные требования поддержала, просила удовлетворить, дала пояснения аналогичные изложенным в исковом заявлении. Кроме того, пояснила суду, что в материалы дела представлены ответы Генерального консульства Республики Таджикистан в г.Уфа Российской Федерации о том, что Узбеков М.Х. не является гражданином Республики Таджикистан.
Представитель административного ответчика ГУ МВД России по Самарской области Бобров С.В. заявленные требования не признал, просил отказать в удовлетворении заявленных требований, дал пояснения аналогичные изложенным в возражениях на административное исковое заявление.
Представитель заинтересованного лица Управления МВД России по г.Самаре Солдускина М.П. просила отказать в удовлетворении заявленных требований.
Заслушав участников процесса, изучив и исследовав материалы дела, суд приходит к следующему:
В соответствии с п.1 ст.218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Пунктами 9, 11 ст.226 КАС РФ установлено, что если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет: 1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; 2) соблюдены ли сроки обращения в суд; 3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; 4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
Обязанность доказывания обстоятельств, указанных в подп.1 и 2 п.9 названной статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в подп.3 и 4 п.9 и в п.10 ст.226 КАС РФ, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).
Согласно п.1 ст.28 ФЗ от 31.05.2002 года №62-ФЗ «О гражданстве Российской Федерации» полномочными органами, ведающими делами о гражданстве Российской Федерации, в том числе является федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции, и его территориальные органы.
Согласно п.1 Положения о Министерстве внутренних дел Российской Федерации и Типового положения о территориальном органе Министерства внутренних дел Российской Федерации по субъекту Российской Федерации, утвержденного Указом Президента РФ от 21.12.2016 года №, Министерство внутренних дел Российской Федерации (МВД России) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел, в сфере контроля за оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, в сфере миграции (далее – сфера внутренних дел), а также правоприменительные функции по федеральному государственному контролю (надзору) в сфере внутренних дел.
Таким образом, надлежащим административным ответчиком по данному делу является ГУ МВД России по Самарской области.
Из материалов дела следует, что решением Красноглинского районного суда г.Самары от <дата> по административному делу №а-1701/17 по административному исковому заявлению Узбекова Мусаяба Хакимовича к ОВМ ОП № Управления МВД РФ по г.Самаре, ОВГ Управления ВМ ГУ МВД России по Самарской области, ГУ МВД России по Самарской области о признании незаконным заключения об установлении личности иностранного гражданина, обязании выдать паспорт гражданина РФ, вступившим в законную силу 06.02.2018 года, заявленные требования Узбекова Мусаяба Хакимовича оставлены без удовлетворения.
Данным решением суда установлено, что 21.10.2016 года в соответствии со ст.10.1 ФЗ от 25.07.2002 года №115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» ОВМ ОП №8 Управления МВД России по г.Самаре принято к рассмотрению заявление Узбекова М.Х., <дата> года рождения, уроженца Таджикской ССР об установлении личности иностранного гражданина или лица без гражданства.
При проведении проверки установлено согласно заявлению, что Узбеков М.Х. прибыл на территорию Российской Федерации на постоянное место жительства в 1989 году по паспорту СССР образца 1974 года. Со слов заявителя с января 1989 года по декабрь 1990 года проживал в <адрес>, точного адреса не помнит. С декабря 1990 года по ноябрь 1991 года проживал в гостинице «Жигули», расположенной на <адрес>. С <дата> по <дата> проживал вместе с семьей по адресу: <адрес>.
Согласно форме № Узбеков М.Х. с <дата> по <дата> был зарегистрирован по месту жительства по адресу: <адрес>, убыл в г.Душанбе Р.Таджикистан.
Согласно форме № Узбеков М.Х. зарегистрирован по месту жительства по адресу: <адрес>, с <дата> по настоящее время, по паспорту Российской Федерации серии 3699 №, выданному <дата> Красноглинским РОВД <адрес>.
<дата> Узбекову М.Х. Красноглинским РОВД <адрес> оформлен паспорт гражданина СССР серии XVI – ЕР № на основании паспорта гражданина СССР № №, выданного <дата> Красноглинским РОВД <адрес>, в связи с непригодностью использования.
<дата> Узбеков С.Х. Красноглинским РОВД г.Самары документирован паспортом гражданина Российской Федерации серии № в связи с общим обменом.
На основании заключения служебной проверки УФМС России по Самарской области от 04.06.2008 года, вышеуказанный паспорт признан выданным в нарушение законодательства Российской Федерации.
По учетам ЦБД УИГ Узбеков М.Х. значится как гражданин Таджикистана, по учетам АИС «Российский паспорт» паспорт серии 3699 №, выданный Узбекову М.Х. Красноглинским РОВД г.Самары значится как недействительный. Проведена обязательная государственная дактилоскопическая регистрация. Личность Узбекова М.Х. установлена на основании протоколов опроса свидетелей и протоколов опознания по фотографии.
12 января 2017 года УВМ ГУ МВД России по Самарской области дано заключение №, которым личность Узбекова М.Х. установлена. В соответствии со ст.2 ФЗ от 25.07.2002 года №115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан» постановлено считать Узбекова М.Х. гражданином Республики Таджикистан.
Вышеуказанным решением суда Узбекову М.Х. было отказано в удовлетворении требований о признании незаконным заключения об установлении личности иностранного гражданина или лица без гражданства от 12.01.2017 года №.
Согласно п.2 ст.64 КАС РФ обстоятельства, установленные вступившим в законную силу решением суда по ранее рассмотренному им административному делу, не доказываются вновь и не подлежат оспариванию при рассмотрении судом другого административного дела, в котором участвуют лица, в отношении которых установлены эти обстоятельства.
Из материалов дела следует, что 16.11.2017 года письмом и.о. начальника ОП №8 Управления МВД России по г.Самаре Узбекову М.Х. было отказано в документировании паспортом гражданина Российской Федерации. Данный отказ мотивирован тем, что Узбеков М.Х. заключением УВМ ГУ МВД России по Самарской области об установлении личности иностранного гражданина или лица без гражданства от 12.01.2017 года № был признан гражданином Республики Таджикистан. Решением Красноглинского районного суда от 07.09.2017 года Узбекову М.Х. отказано в удовлетворении заявления об обжаловании вышеуказанного заключения.
Обращаясь в суд с заявленными требованиями административный истец указывает на то, что отсутствие у него гражданства Республики Таджикистан подтверждается справкой, выданной Генеральным консульством Республики Таджикистан в г.Уфа, при этом решением Красноглинского районного суда г.Самары от 02.09.2016 года установлен факт проживания Узбекова М.Х. на территории Российской Федерации в период с 18.11.1991 года по 23.11.1992 года.
Действительно решением Красноглинского районного суда г.Самары от 02.09.2016 года по гражданскому делу №2-2370/16 по заявлению Узбекова М.Х. об установлении юридического факта, вступившим в законную силу 04.10.2016 года, установлен факт проживания Узбекова Мусаяба Хакимовича, <дата> года рождения, уроженца уч.<адрес> <адрес> <адрес>, на территории Российской Федерации в период с 18.11.1991 года по 23.11.1992 года.
В соответствии с п.а ст.5 ФЗ от 31.05.2002 года №62-ФЗ «О гражданстве Российской Федерации» гражданами Российской Федерации являются лица, имеющие гражданство Российской Федерации на день вступления в силу настоящего Федерального закона.
В силу п.7 ст.4 данного Закона, наличие у лица гражданства Российской Федерации либо факт наличия у лица в прошлом гражданства СССР определяется на основании законодательных актов Российской Федерации, РСФСР или СССР, международных договоров Российской Федерации, РСФСР или СССР, действовавших на день наступления обстоятельств, с которыми связывается наличие у лица соответствующего гражданства.
Пунктом 1 ст.13 Закона РФ от 28.11.1991 года № «О гражданстве Российской Федерации», вступившего в силу 06.02.1992 года (в настоящее время утратил силу), гражданами Российской Федерации признавались все граждане бывшего СССР, постоянно проживающие на территории Российской Федерации на день вступления в силу настоящего Закона, если в течение одного года после этого дня они не заявят о своем нежелании состоять в гражданстве Российской Федерации.
При этом поскольку для принятия решения суда по заявлению об установлении факта, имеющего юридическое значение, судом исследуются только обстоятельства, имеющие отношение к такому факту и его юридическому значению, решение суда об установлении факта, имеющего юридическое значение, федеральный орган исполнительной власти вправе не учитывать в случаях, если в результате проверки установлены и документально подтверждены другие факты, которые в силу закона также необходимы для решения вопроса о гражданстве.
Также, исходя из самой природы факта, как реального события, решение суда по заявлению об установлении факта, имеющего юридическое значение, может не учитываться федеральным органом исполнительной власти для решения вопроса о гражданстве, если в результате проверки установлены и документально подтверждены факты, которые не являлись предметом изучения суда при рассмотрении дела по заявлению об установлении факта, имеющего юридическое значение, имеющие в силу своих особенностей существенно большее значение, чем обстоятельства, их совокупность, рассмотренные судом.
В данном случае, как указывалось ранее, заключением УВМ ГУ МВД России по Самарской области от 12.01.2017 года № Узбеков М.Х. признан гражданином Республики Таджикистан.
Кроме того, вышеуказанным решением по ранее рассмотренному делу установлено, что <дата> УФМС России по Самарской области было вынесено заключение по материалам служебной проверки факта выдачи Узбекову М.Х. паспорта гражданина Российской Федерации.
В рамках данной проверки установлено, что Узбеков М.Х. с <дата> по <дата> состоял на воинском учете <адрес> <адрес> – <адрес>.
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Самарского областного суда от <дата> по делу №а-1490/18 установлено, что Узбеков М.Х. имеет паспорт гражданина Таджикистан № сроком действия до <дата>, который предъявил <дата> на КПП «Шереметьево – С» (Авиа) при въезде на территорию Российской Федерации.
Таким образом, установленные по делу доказательства указывают на то, что Узбеков М.Х. имеет гражданство Республики Таджикистан.
При этом ответ Генерального консульства Республики Таджикистан в г.Уфа Российской Федерации от <дата> №№ о том, что Узбеков М.Х. не является гражданином Республики Таджикистан, не может быть принят судом во внимание, поскольку не содержит информации о месте рождения не указан.
Ответ Генерального консульства Республики Таджикистан в г.Уфа Российской Федерации от 08.09.2017 года о том, что с 1991 года Узбеков М.Х. не является гражданином Республики Таджикистан не может свидетельствовать о том, что Узбеков М.Х. в установленном законом порядке приобрел гражданство Российской Федерации, а именно в порядке установленном ФЗ от 31.05.2002 года №62-ФЗ «О гражданстве Российской Федерации».
В соответствии с п.1 Положения о паспорте гражданина Российской Федерации, образца бланка и описания паспорта гражданина Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 08.07.1997 года №№ гражданина Российской Федерации является основным документом, удостоверяющим личность гражданина Российской Федерации на территории Российской Федерации (далее именуется – паспорт).
В силу п.10 указанного Положения, выдача и замена паспортов производятся территориальными органами Министерства внутренних дел Российской Федерации по месту жительства, по месту пребывания или по месту обращения граждан в порядке, определяемом Министерством внутренних дел Российской Федерации.
Правовая позиция Верховного Суда Российской Федерации заключается в том, что паспорт удостоверяет гражданство Российской Федерации, которое возникает не собственно из этого документа, а по основаниям и в порядке, установленным Федеральным законом и иными нормативными правовыми актами, принятыми в его развитие.
Таким образом, паспорт гражданина Российской Федерации может быть выдан только при наличии у лица гражданства Российской Федерации.
Учитывая обстоятельства, установленные в судебном заседании, нормы материального права, суд приходит к выводу, что требования административного истца являются необоснованными и не подлежат удовлетворению.
На основании вышеуказанного и руководствуясь ст.ст.175 – 180 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
Заявленные требования Узбекова Мусаяба Хакимовича оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Самарский областной суд через Красноглинский районный суд г.Самары в течение одного месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Судья И.М. Ромасловская
В окончательной форме решение принято 19 марта 2018 года.
Судья И.М. Ромасловская