Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
28 сентября 2020 года город Тольятти
Судья Ставропольского районного суда Самарской области Попова О.А., при секретаре – Никулиной Е.Б.,
рассмотрев в открытом судебном заседании материалы административного дела № 2а-1678/2020 по заявлению МИ ФНС России №15 по Самарской области к Востриковой Марии Васильевне о взыскании недоимки,
УСТАНОВИЛ:
Межрайонная ИФНС России № 15 по Самарской области обратилась в Ставропольский районный суд с указанным заявлением, в котором просит взыскать с ответчика в пользу государства суммы недоимку по пени в размере 2131,16 рубль, в том числе:
- страховые взносы на обязательное медицинское страхование работающего населения в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования за расчетные периоды, истекшие до 01 января 2017 года: пеня в размере 1919,89 рублей,
- по транспортному налогу с физических лиц: пеня в размере 205,88 рублей,
- земельному налогу с физических лиц, обладающих земельным участком расположенным в границах сельских поселений: пеня в размере 5,39 рублей.
Заявленные требования мотивированы тем, что Вострикова М.В. является налогоплательщиком, транспортного налога с физических лиц, земельному налогу с физических лиц, обладающих земельным участком расположенным в границах сельских поселений в рассматриваемом налогом периоде, в связи с чем, у нее возникла обязанность уплаты вышеуказанных налогов, а также в связи с несвоевременной оплатой – пени.
Кроме того, Вострикова М.В. являлась индивидуальным предпринимателем в период с 28.11.2014 по 18.01.2016, статус ИП прекращен. На момент прекращения деятельности в качестве индивидуального предпринимателя, ответчик не уплатил своевременно и в полном объеме страховые взносы на обязательное медицинское страхование, в результате чего образовалось задолженность.
В связи с этим налоговым органом в соответствии со ст. 75 НК РФ и ст. 25 ФЗ от 24.07.2009 года № 212-ФЗ начислены пени за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности. Направленное в адрес ответчика требование об уплате недоимки по страховым взносам и пени в добровольном порядке не исполнено.
В судебное заседание представитель административного истца по доверенности не явился, извещался надлежащим образом, просил рассмотреть гражданское дело в свое отсутствие, требования поддержал в полном объеме.
Административный ответчик Вострикова М.В. в судебное заседание не явилась, извещалась надлежащим образом, о причинах неявки суду не сообщила, возражений не представила.
Судебное извещение направлялось по известному суду месту регистрации и месту проживания.
В соответствии со статьями 14 и 16 Федерального закона от 22.12.2008 года № 262-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в Российской Федерации», информация о времени и месте рассмотрения дела заблаговременно размещалась на интернет-сайте Ставропольского районного суда Самарской области.
Исследовав представленные письменные доказательства по делу, суд считает исковые требования обоснованными и подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно ст. 57 Конституции Российской Федерации каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.
Налог - необходимое условие существования государства. Налогоплательщик не вправе распоряжаться по своему усмотрению той частью своего имущества, которая в виде определенной денежной суммы подлежит взносу в казну, и обязан регулярно перечислять эту сумму в пользу государства, так как иначе могут быть нарушены права и охраняемые законом интересы других лиц, а также государства.
В соответствии со ст.19 Налогового Кодекса Российской Федерации (далее по тексту НК РФ) налогоплательщиками признаются физические лица, на которых в соответствии с НК РФ возложена обязанность уплачивать налоги.
К налогам, обязанность уплаты которых возложена на налогоплательщиков – физических лиц, относится в том числе земельный налог, транспортный налог и налог на имущество физических лиц.
Обязанность по начислению сумм данных налогов в отношении налогоплательщиков – физических лиц, возложена на налоговый орган в силу п.2 ст.52 Налогового кодекса Российской Федерации, в связи с чем, налоговый орган направляет налогоплательщику налоговое уведомление.
Налог, подлежащий уплате физическими лицами в отношении объектов недвижимого имущества и (или) транспортных средств, исчисляется налоговыми органами не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году направления налогового уведомления.
В случае неуплаты налога в установленные сроки налогоплательщику направляется требование об уплате налога с указанием об обязанности, в установленный в налоговом требовании срок, уплатить неуплаченную сумму налога (п.п.1,2 ст.69 Налогового кодекса Российской Федерации).
В случае направления налогового уведомления (требования) по почте заказным письмом налоговое уведомление (требование) считается полученным по истечении шести календарных дней, с даты направления заказного письма (п.4 ст.31, п.4 ст.52, п.6 ст.69 Налогового кодекса Российской Федерации).
В силу ст.23, п.3 ст.75 Налогового кодекса Российской Федерации в случае просрочки налогоплательщиком исполнения обязанности по уплате налога, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога или сбора, за каждый календарный день просрочки начисляется пени
В соответствии со ст. 286 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей (далее - контрольные органы), вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.
В соответствии со ст.48 Налогового кодекса Российской Федерации, в случае неисполнения налогоплательщиком (плательщиком сборов) - физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем, в установленный срок обязанности по уплате налога, сбора, пеней, штрафов, налоговый орган, направивший требование об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества, в том числе денежных средств в банке наличных денежных средств данного физического лица в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, сбора, пеней, штрафов.
Согласно, ст. 419 Налогового кодекса Российской Федерации (далее НК РФ) плательщиками страховых взносов признаются следующие лица являющиеся страхователями в соответствии с федеральными законами о конкретных: видах обязательного социального страховании:
1) лица, производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам: организации; индивидуальные предприниматели; физические лица, не являющиеся индивидуальными предпринимателями;
2) индивидуальные предприниматели, адвокаты, медиаторы, нотариусы, занимающиеся частной практикой, арбитражные управляющие, оценщики, патентные поверенные и иные лица, занимающиеся в установленном законодательством Российской Федерации порядке частной практикой (далее - плательщики, не производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам).
В соответствии с п. 3 ст. 420 Налогового кодекса Российской Федерации объектом обложения страховыми взносами для плательщиков, указанных в подпункте 2 пункта 1 статьи 419 настоящего Кодекса, признается осуществление предпринимательской либо иной профессиональной деятельности в случае, предусмотренном абзацем третьим подпункта 1 пункта 1 статьи 430 настоящего Кодекса, объектом обложения страховыми взносами также признается доход, полученный плательщиком страховых взносов и определяемый в соответствии с пунктом 9 статьи 430 настоящего Кодекса.
В соответствии со статьей 430 Налогового кодекса Российской Федерации плательщики, не производящие выплат и иных вознаграждений физическим лицам (далее - плательщики), уплачивают страховые взносы на обязательное пенсионное страхование и обязательное медицинское страхование. Порядок исчисления и уплаты страховых взносов, уплачиваемых плательщиками, установлен статьей 432 Кодекса.
В соответствии со ст. 12 Закона применялись тарифы страховых взносов, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом:
- 26% - тариф страхового взноса в Пенсионный фонд;
- 5,1% - тариф страхового взноса в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования;
В соответствии с п.2 ч. 1 ст. 5 Федерального закона от 24.07.2009 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования», действовавший на момент возникновения спорных правоотношений, плательщиками страховых взносов являются страхователи, определяемые в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования, являются, в том числе, и индивидуальные предприниматели.
Согласно ст. 18 Закона № 212-ФЗ, плательщики страховых взносов обязаны своевременно и в полном объеме уплачивать страховые взносы. В случае неуплаты или неполной уплаты страховых взносов в установленный срок производится взыскание недоимки по страховым взносам в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным законом.
Обязанность плательщиков страховых взносов правильно исчислять и своевременно уплачивать (перечислять) страховые взносы установлена статьей 28 Федерального закона N 212-ФЗ (в редакции действовавшей на момент возникновения спорных правоотношений).
В соответствии со ст. 16 Закона № 212-ФЗ, действовавшего на момент возникновения спорных правоотношений, плательщики страховых взносов, указанные в п.2 ч. 1 ст. 5 настоящего Федерального, уплачивают соответствующие страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации и фонды обязательного медицинского страхования в размере, определяемом исходя из стоимости страхового года. Страховые взносы за расчетный период уплачиваются плательщиками страховых взносов не позднее 31 декабря текущего календарного года, если иное не предусмотрено настоящей статьей. Страховые взносы, исчисленные с суммы дохода плательщика страховых взносов, превышающего 300 000 рублей за расчетный период, уплачиваются плательщиком страховых взносов не позднее 1 апреля года, следующего за истекшим расчетным периодом.
Судом установлено, что Вострикова М.В., ИНН №, принадлежало на праве собственности транспортные средства: марки Mazda CX-5, г/н №, дата регистрации права собственности ДД.ММ.ГГГГ, земельный участок с кадастровым номером № дата регистрации права собственности ДД.ММ.ГГГГ, квартира с кадастровым номером № дата регистрации права собственности ДД.ММ.ГГГГ, за которых образовались задолженности.
В связи с вышеизложенным у административного ответчика возникла обязанность уплаты в рассматриваемом налоговом периоде пени по указанному налогу, за указанные имущества.
Кроме этого, в период с 28.11.2014 по 18.01.2016 ответчик был зарегистрирована в качестве индивидуального предпринимателя, что подтверждается выпиской из ЕГРИП от 28.09.2020.
На момент прекращения деятельности в качестве индивидуального предпринимателя, ответчиком не были уплачены страховые взносы на ОМС в фиксированном размере в федеральный фонд ОМС за 2017 год пеня в размере 1919,89 рублей.
Согласно ст. 25 ФЗ № 212, исполнение обязанности по уплате страховых взносов обеспечивается пенями, начисленными за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате страховых взносов, начиная со дня, следующего за установленным днем уплаты взносов.
Основания, порядок уплаты страховых взносов на обязательное пенсионное страхование также предусмотрены: Федеральным законом от 01.04.1996 года № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования»; Федеральным законов от 03.07.2016 N 250-ФЗ (ред. от 19.12.2016) «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с передачей органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование».
Право контроля налогового органа за соблюдением законодательства гражданами, занимающимися предпринимательской деятельностью предусмотрен Законом Российской Федерации от 21.03.1991 года N 943-1 «О налоговых органах Российской Федерации» и НК РФ.
Налоговым органом в адрес административного ответчика по месту ее регистрации своевременно направлялось налоговое уведомление за указанный налоговый период, что подтверждается копиями налоговых уведомлений № от ДД.ММ.ГГГГ, № от ДД.ММ.ГГГГ, № от ДД.ММ.ГГГГ и списками Почтовых отправлений №, №.
Ввиду неуплаты начисленных пени по указанным налогам ответчику было направлено налоговые требования № со сроком исполнения до ДД.ММ.ГГГГ, № со сроком исполнения до ДД.ММ.ГГГГ, № со сроком исполнения до ДД.ММ.ГГГГ, № со сроком исполнения до ДД.ММ.ГГГГ.
Согласно п. 8 ст. 16 Федерального закона от 24.07.2009 212-ФЗ в случае прекращения физическим лицом деятельности в качестве индивидуального предпринимателя, прекращения либо приостановления статуса адвоката, прекращения полномочий нотариуса, занимающегося частной практикой, прекращения деятельности иных лиц, занимающихся в установленном законодательством Российской Федерации порядке частной практикой, уплата страховых взносов такими плательщиками страховых взносов производится не позднее 15 календарных дней с даты государственной регистрации прекращения (приостановления) их деятельности включительно.
Юридически значимым обстоятельством в данном случае является факт прекращения ответчика деятельности в качестве индивидуального предпринимателя – то есть снятие ответчика с регистрационного учета в качестве индивидуального предпринимателя. Обязанность по снятию с учета была исполнена 18.01.2016.
В соответствии с п. 1 ст. 207 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщиками налога на доходы: физических лиц признаются физические лица, являющиеся налоговыми резидентами Российской Федерации, а также физические лица, получающие доходы от источников, в Российской Федерации, не являющиеся слоговыми резидентами Российской Федерации.
Согласно п. 1 ст. 228 Налогового кодекса Российской Федерации исчисление и уплату налога в соответствии с настоящей статьей производят следующие категории налогоплательщиков: физические лица - исходя из сумм вознаграждений, полученных от физических лиц организаций, не являющихся налоговыми агентами, на основе заключенных трудовых договоров и договоров гражданско-правового характера, включая доходы по договорам найма или договорам аренды любого имущества.
Налогоплательщики, указанные в пункте 1 настоящей статьи, самостоятельно исчисляют суммы налога, подлежащие уплате в соответствующий бюджет, в порядке, установленном статьей 225 НК РФ (п. 2 ст. 228 НК РФ).
Общая сумма налога, подлежащая уплате в соответствующий бюджет, исчисляется налогоплательщиком с учетом сумм налога, удержанных налоговыми агентами при выплате налогоплательщику дохода. При этом убытки прошлых лет, понесенные физическим лицом, не уменьшают налоговую базу.
Положением п. 3 ст. 228 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что налогоплательщики, указанные в пункте 1 настоящей статьи, обязаны представить в налоговый орган по месту своего учета соответствующую налоговую декларацию.
В силу п. 4 ст. 228 Налогового кодекса Российской Федерации общая сумма налога, подлежащая уплате в соответствующий бюджет, исчисленная исходя из налоговой декларации с учетом положений настоящей статьи, уплачивается по месту жительства налогоплательщика в срок не позднее 15 июля года, следующего за истекшим налоговым периодом.
В соответствии с п. 1 ст. 229 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая декларация представляется налогоплательщиками, указанными в статьях 227, 227.1 и пункте 1 статьи 228 НК РФ.
Налоговая декларация представляется не позднее 30 апреля года, следующего за истекшим налоговым периодом, если иное не предусмотрено статьей 227.1 НК РФ.
Требованием об уплате налога признается извещение налогоплательщика о неуплаченной сумме налога, а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму налога. Требование об уплате налога направляется налогоплательщику при наличии у него недоимки (п.п. 1, 2 ст. 69 НК РФ).
Требование об уплате налога может быть передано физическому лицу (его законному ли уполномоченному представителю) лично под расписку, направлено по почте заказным смыслом, передано в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи или грез личный кабинет налогоплательщика.
Таким образом, указанные налоговые уведомления и налоговые требования считаются полученными налогоплательщиком в соответствии с п.4 ст.31, п.4 ст.52, п.6 ст.69 Налогового кодекса Российской Федерации по истечении шести календарных дней после их направления.
Межрайонная ИФНС России № 15 по Самарской области обратилась к мировому судье с заявлением о выдаче судебного приказа на взыскание с административного ответчика образовавшейся пени по указанному налогу.
Определением от 21 апреля 2020 года мировым судьей судебного участка №156 Ставропольского судебного района Самарской области, вынесенный 23.03.2020 судебный приказ о взыскании с административного ответчика задолженности по налогу и пени, отменен по заявлению ответчика, в связи с этим, административный истец был вынужден обратиться с настоящим административным исковым заявлением.
Сроки и порядок обращения с административным исковым заявлением соблюдены.
Истцом представлен расчет суммы пени, включенной:
- в требование по уплате № от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которому пеня от суммы транспортного налога составила 31,60 рублей,
- в требование № от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которому пеня от суммы земельного налога с физических лиц, обладающих земельным участком расположенным в границах сельских поселений составила 0,73 рублей, пеня от суммы транспортного налога в общем размере составила 157,05 рублей, пеня от суммы по страховым взносам на обязательное медицинское страхование работающего населения в фиксированном размере составила 1919,89 рублей,
- в требование № от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которому пеня от суммы транспортного налога составила 11,71 рублей, пеня от земельного налога с физических лиц, обладающих земельным участком расположенным в границах сельских поселений в составила 2,90 рублей,
- в требование № от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которому пеня от суммы транспортного налога составила 5,52 рублей, пеня от земельного налога составила 1,76 рубль.
Доказательств отсутствия задолженности или наличия задолженности в меньшем размере ответчиком не представлены.
В силу ст. 289 Кодекса административного судопроизводства Российский Федерации обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для взыскания обязательных платежей и санкций, возлагается на административного истца.
Суд считает, что истцом представлены достаточные доказательства в подтверждение административного иска в части наличия задолженности по начислению пени за несвоевременную оплату вышеуказанного налога административным ответчиком, в связи с чем, заявленные требования подлежат удовлетворению в полном объеме.
Учитывая, что истец на основании п.п.19 п.1 ст. 333.36 Налогового кодекса Российской Федерации освобожден от уплаты государственной пошлины при подаче административного иска, а административным ответчиком не представлено доказательств наличия оснований для освобождения его от уплаты государственной пошлины, последняя, в размере 400,00 рублей, подлежит взысканию с ответчика.
Руководствуясь статьей 290 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации,
РЕШИЛ:
Исковые требования МИ ФНС России № 15 по Самарской области к Востриковой Марии Васильевне – удовлетворить.
Взыскать с Востриковой Марии Васильевны, ДД.ММ.ГГГГ рождения, проживающей: <адрес> в пользу МИ ФНС России № 15 по Самарской области задолженность по налогу и пени:
- пени по страховым взносам на обязательное медицинское страхование работающего населения в фиксированном размере, зачисляемы в бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования за расчетные периоды, истекшие до 01.01.2017 в размере 1919,89 рублей,
- пени по транспортному налогу в размере 205,88 рублей,
- пени по земельному налогу с физических лиц, обладающих земельным участком, расположенным в границах сельских поселений в размере 5,39 рублей, а всего: 2131 (две тысячи сто тридцать один) рубль 16 копеек.
Взыскать с Востриковой Марии Васильевны, ДД.ММ.ГГГГ рождения, проживающей<адрес> в доход местного бюджета государственную пошлину в размере 400 (четыреста) рублей 00 копеек.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение месяца со дня принятия в окончательной форме через Ставропольский районный суд.
В окончательной форме решение изготовлено 28 сентября 2020 года.
Судья-подпись
КОПИЯ ВЕРНА
Судья
УИД 63RS0027-01-2020-001851-43