Дело № 2-203/2014
Р Е Ш Е Н И Е
Именем РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
21 ноября 2014 года город Казань
Казанский гарнизонный военный суд в составе судьи Банникова Ю.Э.,
при секретаре Хисматуллиной Л.Т.,
с участием представителя начальника <изъято> Бардаева О.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению военнослужащего <изъято> Ахтариева М.Р. об оспаривании действий начальника <изъято>, связанных с невыплатой денежного довольствия за апрель 2014 года в полном объёме,
У С Т А Н О В И Л:
Ахтариев М.Р. обратился в суд с вышеназванным заявлением. В обоснование своих требований он указал, что с сентября 2012 года проходит военную службу по контракту в должности <изъято>. Решением диссертационного совета <изъято> государственного технического университета от 29 марта 2001 года ему присуждена учёная степень кандидата технических наук. Действия начальника <изъято>, связанные с невыплатой ему ежемесячных надбавок за учёную степень кандидата наук и за должность профессора, ежемесячной денежной компенсации на обеспечение книгоиздательской продукцией и периодическими изданиями Ахтариев М.Р. просит признать незаконными, поскольку статьёй 108 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» указанные выплаты, установленные по состоянию на 31 декабря 2012 года, должны быть включены в должностной оклад. Полагая свои права на обеспечение денежным довольствием в полном объёме нарушенными, Ахтариев М.Р. просил суд обязать начальника <изъято> выплатить ему за апрель 2014 года: - надбавку за учёную степень кандидата наук; - надбавку за должность профессора; - денежную компенсацию на обеспечение книгоиздательской продукцией и периодическими изданиями.
Заявитель Ахтариев М.Р., будучи надлежащим образом извещён о месте и времени судебного заседания, в суд не явился и просил рассмотреть дело без его участия.
Представитель Бардаев О.В. в суде с требованиями заявителя не согласился и просил в их удовлетворении отказать, при этом не оспаривая законное право Ахтариева М.Р. на получение указанных надбавок и денежной компенсации, пояснил, что заявитель в оспариваемый период исполнял должностные обязанности в полном объёме, а денежное довольствие выплачивалось ему в соответствии с действующим законодательством. Выплата названных денежных средств заявителю не производилась в связи с изданием приказа Министра обороны Российской Федерации от 5 июня 2013 года № 417, которым с 1 сентября 2013 года признан утратившим силу пункт 2 Правил выплаты ежемесячной надбавки за особые достижения в службе военнослужащим, проходящим военную службу по контракту в Вооружённых Силах Российской Федерации, устанавливавший выплату ежемесячных надбавок за учёную степень и за должность. Представитель должностного лица также полагал несостоятельной ссылку заявителя на Федеральные законы «Об образовании» и «О высшем и послевузовском профессиональном образовании», поскольку указанные нормативные акты утратили силу в связи с изданием Федерального закона от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации». Кроме этого Бардаев О.В. указал, что увеличение должностного оклада заявителя в период с сентября 2013 года по настоящее время не производилось, в связи с отсутствием механизма производства таких выплат военнослужащим.
Заслушав объяснение представителя должностного лица, исследовав письменные доказательства, суд приходит к выводу о необходимости удовлетворения требований Ахтариева М.Р. по следующим основаниям.
Согласно положениям Федерального закона от 7 ноября 2011 года № 306-ФЗ «О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат» военнослужащие обеспечиваются денежным довольствием в порядке и в размерах, установленных данным Федеральным законом, приказом Министра обороны Российской Федерации от 30 декабря 2011 года № 2700 «Об утверждении Порядка обеспечения денежным довольствием военнослужащих Вооружённых Сил Российской Федерации» и иными нормативно-правовыми актами Российской Федерации.
Пунктами 14 и 16 Порядка обеспечения денежным довольствием установлено, что военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, оклады по воинским должностям выплачиваются по типовым воинским должностям в размерах, установленных постановлением Правительства Российской Федерации от 5 декабря 2011 года № 992 «Об установлении окладов денежного содержания военнослужащих, проходящих военную службу по контракту», и по нетиповым воинским должностям в размерах, установленных Министром обороны Российской Федерации, в зависимости от тарифного разряда, установленного по занимаемой воинской должности. Перечень указанных тарифных разрядов приведен в приложении № 3 к настоящему Порядку. Со дня вступления в исполнение обязанностей по воинским должностям военнослужащим выплачиваются оклады по занимаемым воинским должностям согласно тарифным разрядам, указанным в штатах воинских частей, кроме случаев, предусмотренных настоящим Порядком.
В соответствие нормами Федерального закона от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», высшие военно-учебные заведения входят в единую систему образовательных учреждений Российской Федерации и на них в полном объёме распространяется действие федерального законодательства в области образования, поскольку каких-либо изъятий названное законодательство не содержит.
В судебном заседании установлено, что Ахтариев М.Р., имеющий учёную степень кандидата технических наук, с 20 сентября 2012 года назначен на должность <изъято>, что подтверждается копией диплома от 8 июня 2001 года серии КТ <Номер обезличен> и выпиской из приказа Министра обороны Российской Федерации от 20 сентября 2012 года <Номер обезличен>, соответственно.
Кроме этого в судебном заседании установлено и подтверждается представителем должностного лица, что Ахтариеву М.Р. за апрель 2014 года не производилась выплата: - ежемесячной надбавки за учёную степень кандидата наук; - ежемесячной надбавки за должность профессора; - ежемесячной денежной компенсации на обеспечение книгоиздательской продукцией и периодическими изданиями.
Оценивая действия начальника <изъято>, суд не может согласиться с принятым решением о невыплате Ахтариеву М.Р. вышеназванных денежных средств, в связи с признанием утратившими законную силу нормативных актов, устанавливающих выплату указанных надбавок и денежной компенсации, по следующим основаниям.
Действительно, статьёй 110 Федерального закона от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» с 1 сентября 2013 года признаны утратившими силу отдельные законодательные акты Российской Федерации, в том числе Закон Российской Федерации от 10 июля 1992 года № 3266-1 «Об образовании» и Федеральный закон от 22 августа 1996 года № 125-ФЗ «О высшем и послевузовском профессиональном образовании».
Кроме этого, приказом Министра обороны Российской Федерации от 5 июня 2013 года № 417 признан утратившим силу пункт 2 Правил выплаты ежемесячной надбавки за особые достижения в службе военнослужащим, проходящим военную службу по контракту в Вооружённых Силах Российской Федерации, утверждённых приказом Министра обороны Российской Федерации от 21 марта 2012 года № 500 ДСП, которым установлено, что военнослужащим, занимающим воинские должности руководящего, профессорско-преподавательского и научного состава в военных образовательных учреждениях высшего и дополнительного профессионального образования, занимающим воинскую должность профессора выплачивается ежемесячная надбавка в размере 60 % оклада по воинской должности, а также имеющим учёную степень кандидата наук - 3000 рублей.
Вместе с тем, пунктом 11 статьи 108 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» установлено, что со дня вступления в силу настоящего Федерального закона в оклады (должностные оклады) по должностям научно-педагогических работников образовательных организаций высшего образования включаются размеры надбавок за учёные степени и по должностям, которые действовали до дня вступления в силу настоящего Федерального закона с учётом требуемых по соответствующим должностям учёных степеней. В установленные на день вступления в силу настоящего Федерального закона оклады (должностные оклады) педагогических работников включается размер ежемесячной денежной компенсации на обеспечение книгоиздательской продукцией и периодическими изданиями, установленной по состоянию на 31 декабря 2012 года.
Пунктом 5 статьи 30 Федерального закона «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» научно-педагогическим работникам высших учебных заведений устанавливались надбавки к должностным окладам (ставкам) в размере шестидесяти процентов за должность профессора и 3000 рублей за учёную степень кандидата наук.
Согласно пункту 8 статьи 55 Закона Российской Федерации «Об образовании» педагогическим работникам федеральных государственных образовательных учреждений (в том числе руководящим работникам, деятельность которых связана с образовательным процессом) в целях содействия их обеспечению книгоиздательской продукцией и периодическими изданиями выплачивается ежемесячная денежная компенсация в размере 150 рублей в федеральных государственных образовательных учреждениях высшего профессионального образования и соответствующего дополнительного профессионального образования, в размере 100 рублей - в других федеральных государственных образовательных учреждениях.
Таким образом, анализ указанных норм позволяет суду сделать вывод о том, что в связи с вступлением в силу Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации», гражданам, в том числе и военнослужащим, исполняющим обязанности научно-педагогических работников образовательных организаций высшего образования, в должностные оклады включаются ранее установленные размеры ежемесячной денежной компенсации на обеспечение книгоиздательской продукцией и ежемесячных надбавок за учёные степени и по должностям.
В соответствие с частью 1 статьи 249 ГПК Российской Федерации, обязанность по доказыванию законности оспариваемых заявителем действий лежит на должностных лицах, действия которых оспариваются. По итогам судебного разбирательства позиция Ахтариева М.Р. о том, что он действительно осуществляет обязанности научно-педагогического работника образовательной организации высшего образования, и в связи с этим имеет право на выплату указанных надбавок и компенсации, осталась неопровергнутой, поэтому, принимая во внимание отсутствие доказательств обратного, данное обстоятельство трактуется в пользу заявителя, признаётся достоверным и кладётся в основу принимаемого решения.
При этом суд полагает, что порядок выплаты указанных денежных средств реализуется законодателем посредством их включения в оклады по должности, что позволяет отнести эти выплаты к основному денежному довольствию.
Отсутствие на сегодняшний день механизма реализации порядка включения в должностные оклады вышеуказанных надбавок и денежной компенсации, на что ссылается в своих возражениях представитель должностного лица, не может являться основанием для лишения Ахтариева М.Р. права на получение установленных законом денежных средств.
На основании изложенного, принимая во внимание факт неизменности размера оклада по воинской должности заявителя за период с января 2013 года по апрель 2014 года, что подтверждается расчётными листами на имя Ахтариева М.Р., суд признаёт незаконными действия начальника <изъято>, связанные с невыплатой Ахтариеву М.Р. за апрель 2014 года ежемесячной надбавки за учёную степень кандидата наук, ежемесячной надбавки за должность профессора и ежемесячной денежной компенсации на обеспечение книгоиздательской продукцией и периодическими изданиями, и полагает, что права заявителя будут восстановлены путем возложения на начальника <изъято> обязанности произвести Ахтариеву М.Р. выплату вышеуказанных надбавок и денежной компенсации за оспариваемый период.
При таких обстоятельствах суд считает, что невыплата заявителю указанных выше надбавок и денежной компенсации является нарушением его права на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации, предусмотренного статьёй 37 Конституции Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 7 вышеназванного Порядка обеспечения денежным довольствием военнослужащих Вооружённых Сил Российской Федерации денежное довольствие, причитающееся военнослужащему и своевременно не выплаченное или выплаченное в меньшем, чем следовало, размере, выплачивается за весь период, в течение которого военнослужащий имел право на него, но не более чем за три года, предшествовавшие обращению за получением денежного довольствия. Иные дополнительные выплаты выплачиваются, если обращение за получением последовало до истечения трёх лет со дня возникновения права на них.
Поэтому суд находит, что заявителем не пропущен срок на обращение в суд.
Кроме этого, суд считает необходимым, в соответствии с требованиями статей 88 и 98 ГПК Российской Федерации, взыскать с <изъято> в пользу Ахтариева М.Р. судебные расходы по делу – стоимость уплаченной государственной пошлины в размере 200 рублей.
Руководствуясь статьями 194-199, 258 ГПК Российской Федерации, военный суд
Р Е Ш И Л:
Заявление военнослужащего <изъято> Ахтариева М.Р. об оспаривании действий начальника <изъято>, связанных с невыплатой денежного довольствия за апрель 2014 года в полном объёме, удовлетворить.
Признать незаконными действия начальника <изъято>, связанные с невыплатой Ахтариеву М.Р. за апрель 2014 года ежемесячной надбавки за учёную степень кандидата наук, ежемесячной надбавки за должность профессора и ежемесячной денежной компенсации на обеспечение книгоиздательской продукцией и периодическими изданиями.
Обязать начальника <изъято> выплатить Ахтариеву М.Р. за апрель 2014 года ежемесячную надбавку за учёную степень кандидата наук, ежемесячную надбавку за должность профессора и ежемесячную денежную компенсацию на обеспечение книгоиздательской продукцией и периодическими изданиями.
Взыскать с <изъято> в пользу Ахтариева М.Р. судебные расходы по делу в размере 200 рублей.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Приволжский окружной военный суд через Казанский гарнизонный военный суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья Ю.Э. Банников