Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-1732/2017 ~ М-1508/2017 от 26.06.2017

Дело № 2-1732/2017

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

24 августа 2017 года г. Минеральные Воды

Минераловодский городской суд Ставропольского края в составе:

председательствующего судьи         Белозер О.М.,

при секретаре судебного заседания     Цехиной И.Ю.,

с участием истцов: Мальцева А.Н., Мальцевой С.Н., представителя ответчика – Министерства труда и социальной защиты населения Ставропольского края, также являющегося представителем третьего лица – Правительства Ставропольского края Дубининой Н.А., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Мальцева А. Н., Мальцевой С. Н. к Администрации Минераловодского городского округа Ставропольского края, Министерству труда и социальной защиты населения Ставропольского края об установлении юридического факта проживания, признания пострадавшими и обязании включения в списки граждан, нуждающихся в оказании единовременной материальной и финансовой помощи,

У С Т А Н О В И Л:

Истцы Мальцев А.Н., Мальцева С.Н. обратились в суд с вышеуказанным исковым заявлением мотивируя тем, что согласно свидетельства о заключении брака серии III- ГН .............. .............. между ними, Мальцевым А. Н. и Мальцевой С. Н. заключен брак.

Он со своей супругой Мальцевой С.Н., проживают по адресу: Ставропольский край, Минераловодский городской округ, п. Первомайский, улица .............. с 2002 года, также с ними проживает его родной брат Мальцев В. Н., .............., рождения, который является недееспособным на основании решения Минераловодского районного суда от .............., на основании постановления главы города Минеральные Воды и Минераловодского района Ставропольского края от .............., он является и исполняет обязанности опекуна над своим братом, который зарегистрирован но адресу: Ставропольский край, Минераловодский городской округ, п. Первомайский, улица ..............

На оснований свидетельства о государственной регистрации права на недвижимое имущество от 28.12.2002 года на основании постановления .............. от 30.09.2002 главы города Минеральные Воды и Минераловодского района Ставропольского края, является собственником земельного участка под индивидуальное жилищное строительство общей площадью 725,99 кв.м., расположенного по адресу: Ставропольский край, Минераловодский район, п. Первомайский, улица ...............

На основании свидетельства о государственной регистрации права на недвижимое имущество от 28.12.2002 года на основании Свидетельства о праве на наследство по завещанию .............. от 17.07.1990 Нотариус по МИО Жабина Н.А., является собственником жилого дома с надворными постройками обшей площадью 78,6 кв.м., расположенного по адресу: Ставропольский край, Минераловодский район, п. Первомайский, ул. ...............

С 2002 года и по настоящее время он со своей супругой Мальцевой С.Н., братом Мальцевым В.Я. проживают по адресу: Ставропольский край, Минераловодский городской округ, п. Первомайский, улица ...............

В период ливневых дождей и подъема уровня воды в реках Кума Джемуха, Суркуль в период с 24 мая 2017 года на территории Минераловодского городского округа его жилой дом, в котором он проживает вместе со своей семьей, был затоплен водами разлившихся рек Кума и Суркуль. Дом и хозяйственные постройки, а также вещи хозяйственно-бытового назначения были испорчены и повреждены. Созданная комиссия приняла решение выплатить гражданам, проживающим в затопленных домах денежную компенсацию. При предоставлении необходимых документов о регистрации Администрация Минераловодского городского округа в выплате компенсации им, Мальцеву А. Н., Мальцевой С. Н. было отказано, по тому основанию, что в указанном доме они не зарегистрированы.

Федеральным законом от 21.12. 1994 года № 68 -ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и технического характера» установлено, что граждане Российской Федерации имеют право на защиту жизни, здоровья и личного имущества в случае возникновения чрезвычайных ситуаций, а также на возмещение ущерба, причиненного их здоровью и имуществу вследствие чрезвычайных ситуаций. При этом, порядок и условия, виды и размеры компенсаций и социальных гарантий, предоставляемых гражданам РФ, устанавливаются законодательством РФ и законодательством субъектов Российской Федерации (ст. 18).

Постановлением Правительства Российской Федерации от 15 февраля 2014 года N 110 «О выделений бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий» установлен порядок выделения бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий на финансовое обеспечение мер по ликвидации чрезвычайных ситуаций федерального, межрегионального и регионального характера, а также на осуществление компенсационных выплат физическим и юридическим лицам, которым был причинен ущерб в результате террористического акта, и возмещение вреда, причиненного при пресечении террористического акта правомерными действиями.

Меры социальной поддержки граждан, находящихся в тяжёлой жизненной ситуации, кроме указанных нормативных актов, предусмотрены также Законом Ставропольского края от 10.04.2006 года № 19 -кз «О мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации, и ветеранов Великой Отечественной войны».

Согласно акту обследования имущества, поврежденного (разрушенного) в результате ливневых дождей и подъема уровня воды в реках Кума Джемуха, и Суркуль в период с 24 мая 2017 года на территории Минераловодского городского округа поселок Первомайский дом и хозяйственные постройки, а также вещи хозяйственно-бытового назначения были испорчены и повреждены: холодильник, диван, шкаф, стиральная машинка, он и члены его семьи были признаны пострадавшими и нуждающимися в оказании единовременной и материальной финансовой помощи.

В соответствии с Методическими рекомендациями по оформлению дополнительных документов для рассмотрения вопроса о выделении бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий, утв. МЧС России 03.10.2014 N 2-4-87-24-7 к имуществу первой необходимости относится минимальный набор непродовольственных товаров общесемейного пользования, необходимых для сохранения здоровья человека и обеспечения его жизнедеятельности, в том числе: холодильник, телевизор, шкаф для одежды, шкаф для посуды, кровать, диван, стол, кресло, табуретка, газовая плита (электроплита), водонагреватель или котел отопительный (переносная печь), насос для подачи воды в случае отсутствия централизованного водоснабжения, медицинские предметы для поддержания жизнедеятельности граждан с ограниченными возможностями.

Таким образом, они частично утратили имущество первой необходимости.

Однако, после обращения в администрацию Минераловодского городского округа ему был дан письменный отказ от 09.06.2017г. 10а-10/579, и его супруге 09.06.2017г. 10а-10/667, согласно которого, он и его супруга не были включены в списки граждан, нуждающихся в оказании единовременной материальной и финансовой помощи в связи с утратой имущества в результате наводнения в Минераловодском районе в период с 24.05.2017г.

Данный отказ мотивирован тем, что они не зарегистрированы по месту жительства по адресу, попавшему в зону затопления: Ставропольский край, Минераловодский район, п. Первомайский, улица ...............

Согласно главе 2 методических рекомендации МЧС России от 03.10.2014 N 2-4-87-24-7 по оформлению дополнительных документов для рассмотрения вопроса о выделении бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайной ситуации и последствий стихийных бедствий, при отсутствии у гражданина необходимых документов, подтверждающих право на получение единовременной материальной помощи и (или) финансовой помощи в связи с утратой им имущества первой необходимости (отсутствие регистрации по месту жительства) граждане включаются в списки на получение указанной финансовой помощи на основании принятых судебных решений.

Поскольку он и его супруга постоянно проживают в доме, который подвергся затоплению, то имеют право на получение единовременной материальной и финансовой помощи, однако до сих пор не могут ее получить. Так как, они не имеют регистрации по месту жительства по данному адресу, то не могут подтвердить факт своего проживания в ином порядке, кроме как судебном.

Установление судом юридического факта постоянного проживания в указанном жилом помещении на момент чрезвычайной ситуации, позволит признать его пострадавшим, включить в установленном порядке в списки граждан, нуждающихся в оказании единовременной материальной помощи и финансовой помощи в связи с полной утратой имущества первой необходимости, и обеспечит выплату соответствующей помощи в размерах, определенных законодательством.

Отсутствие регистрации по месту жительства в домовладении, оказавшемся в зоне ЧС, не может являться безусловным основанием к отказу в иске. По смыслу положений Закона Российской Федерации от 25.06.1993 года N 5242-1 «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» регистрация по месту жительства (пребывания) является административным актом, и сама по себе не свидетельствует о наличии, отсутствии либо характере жилищных правоотношений лица по отношению к жилому помещению, в котором у него имеется регистрация.

Согласно статье 20 Гражданского кодекса РФ местом жительства признается место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает.

Отсутствие регистрации по месту постоянного проживания не свидетельствует об отсутствии права на получение материальной и финансовой помощи при наличии доказательств моего проживания в данном домовладении и утраты имущества первой необходимости вследствие чрезвычайной ситуации.

В связи с изложенным просят суд:

- установить юридический факт постоянного проживания Мальцева А. Н., .............. года рождения, Мальцевой С. Н. .............. года рождения, в жилом помещении, расположенном по адресу: Ставропольский край, Минераловодский городской округ, п. Первомайский, улица .............., пострадавшем в результате чрезвычайной ситуации, возникшей в мае 2017 года в результате обильных дождей и наводнения на территории Минераловодского района п. Первомайский;

- признать пострадавшими Мальцева А. Н., .............. года рождения, Мальцевой С. Н., .............. года рождения, в результате чрезвычайной ситуации, возникшей в мае 2017 года в результате обильных дождей и наводнения на территории Минераловодского района п. Первомайский;

- обязать администрацию Минераловодского городского округа включить Мальцева А. Н., .............. года рождения, Мальцеву С. Н., .............. года рождения, в список граждан, нуждающихся в оказании единовременной материальной и финансовой помощи в связи с полной утратой имущества первой необходимости в результате наводнения в Минераловодском районе п. Первомайский в мае 2017 года;

- обратить решение к немедленному исполнению.

Определениями Минераловодского городского суда от 13 июля 2017 года в качестве соответчика по данному делу привлечено Министерство труда и социальной защиты населения Ставропольского края, в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно иска, – Правительство Ставропольского края, ГУ МЧС России по СК, ГУ МВД России по СК в лице Управления миграции.

В судебном заседании истец Мальцев А.Н. поддержал исковые требования по доводам, изложенным в иске, также пояснил, что у супруги нет жилья вообще, она зарегистрирована по ул. .............. п. Загорский, а он – по ул. .............. п. Первомайский, который попал в зону затопления в 2002 году и был исключен из жилого фонда, сертификат на него получила его мать Мальцева Лидия Дмитриевна, как собственник, он компенсации по нему не получал. В этом доме он зарегистрирован, хотя, фактически, дома нет. Дом по ул. .............. п. Загорский принадлежит ему, в зону затопления не попал, на этом участке они начали строительство нового дома, ввели в эксплуатацию в 2017 году по упрощенной схеме, но он не пригоден к проживанию, так как там нет канализации, воды, мебели, техники, там никто не живет, только прописана супруга. Дом по ул. .............. п. Первомайский достался ему по наследству от бабушки, в каком году, не помнит, в 2002 году этот дом также попал в зону затопления, но компенсацию никто не получал. Они проживают в этом доме с 2000 года, пострадала вся мебель, электротехника, дом дал осадку, трещины, воды в доме было около 90 см, пострадали все деревянные конструкции, в связи с чем и просят компенсацию за полную утрату имущества. В браке с супругой состоят с 1989 года, Мальцев В.Н. приходится ему родным братом, признан недееспособным, в доме, кроме брата никто не зарегистрирован, кроме тех, кто был зарегистрирован временно, но они автоматически снимаются с учета по истечении срока временной регистрации. Факт их постоянного проживания в данном доме могут подтвердить свидетели, есть акт отдела опеки, они к ним часто выезжают, вызывают скорую, почту получают по данному адресу, есть копия судебного приказа мирового судьи, предупреждение водоканала, где их адреса указаны п. Первомайский, ул. ............... В связи с чем, просит суд исковые требования удовлетворить в полном объеме.

Истец Мальцева С.Н. в судебном заседании поддержала исковые требования по доводам, изложенным в иске, пояснила, что в доме по ул. .............. п. Первомайский проживают с 2000 года, она с 01.03.2017 года зарегистрирована по адресу: п. Загорский, ул. .............., до этого времени была зарегистрирован у родителей в Георгиевском районе. Дом по ул. .............. в п. Первомайский 15 лет назад пострадал во время наводнения, поэтому, они купили земельный участок и стали там строиться, строятся до сих пор. Работает она в сельской местности, в школе, рядом с домом, все знают и могут подтвердить где она живет и в документах она указывает адрес своего проживания: п. Первомайский, ул. .............., а в трудовом договоре указан адрес ее регистрации: п. Загорский, ул. ............... Просит исковые требования удовлетворить в полном объеме.

Представитель ответчика - Министерства труда и социальной защиты населения Ставропольского края Дубинина Н.А. в судебном заседании не возражала против достоверности факта проживания истцов по указанному адресу, но считает, что истцами не представлены доказательства уважительности отсутствия регистрации по месту жительства. Просит вынести решение на усмотрение суда.

Ответчик - Администрация Минераловодского городского в судебное заседание не явились, представителя не направили, надлежащим образом извещены о рассмотрении дела.

Представитель 3 лица – Правительства Ставропольского края Порохонько Е.С. в судебном заседании возражал против удовлетворении требований Мальцева А.Н., Мальцевой С.Н., просит отказать в полном объеме.

Из письменного отзыва представителя третьего лица – Правительства Ставропольского края следует, что истцы не зарегистрированы по месту жительства по адресу: п. Первомайский, ул. .............., а, следовательно, данный дом не является ее местом постоянного проживания. Как следует из информационного письма Ставропольского краевого суда № 8-196 от 27.06.2017г. факт постоянного проживании должен подтверждаться справками сельсовета, образовательных и медицинских учреждений, органов социальной защиты населения, налоговой инспекции, показаниями свидетелей. Таким образом, необходимо документально подтверждать постоянное проживание в определенном месте.

Кроме того, отказ администрации Минераловодского городского округа Ставропольского края во включении истца в список граждан для предоставления единовременной материальной помощи и финансовой помощи в связи с утратой имущества не оспаривается, соответственно, решение, принятое органом местного самоуправления, является законным и обоснованным. Исходя из изложенного, удовлетворение требования об обязании администрации Минераловодского городского округа включить истцов в списки на оказание единовременной материальной и финансовой помощи выходит за рамки судебной юрисдикции.

На основании изложенного, просят суд учесть изложенную позицию при рассмотрении данного искового заявления, доводы истца считать необоснованными, в удовлетворении данных исковых требований отказать.

Представители третьих лиц - ГУ МЧС России по Ставропольскому краю, ГУ МВД России по Ставропольскому краю, в судебное заседание не явились, надлежащим образом извещены о рассмотрении дела, от представителя третьего лица – ГУ МЧС России по Ставропольскому краю поступило заявление о рассмотрении дела без участия представителя, возражений по заявленным исковым требования не имеют, в связи с чем, с учетом положений ст.167 ГПК РФ, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся в судебное заседание лиц.

В судебном заседании свидетель Коробецкий А.А. пояснил, что он проживает в п. Загорский, ул. .............., знает Мальцевых, они живут в п. Первомайский, в п. Загорский строят дом, стоит коробка, нет полов, сантехники, воды.

Свидетель Сашков О.В. в судебном заседании пояснил, что он сосед семьи Мальцевых, живет на ул. .............., п. Первомайский. Они с начала 2000 года постоянно проживают по данному адресу, с ними живет брат истца, он инвалид. О другом их жилье ничего не знает.

Суд, выслушав объяснения сторон, исследовав материалы дела, считает исковые требования подлежащими частичному удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии со статьями 12, 38, 56 ГПК РФ, гражданское судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон, которые пользуются равными процессуальными правами и несут равные процессуальные обязанности.

Каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается в обоснование своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

Статьей 60 ГПК РФ предусмотрено, что обстоятельства дела, которые в соответствии с законом должны быть подтверждены определенными средствами доказывания, не могут подтверждаться никакими другими доказательствами.

При разрешении данного спора суд исходит из того, что в соответствии с п. «з» ч. 1 ст. 72 Конституции Российской Федерации осуществление мер по борьбе с катастрофами, стихийными бедствиями, эпидемиями, ликвидация их последствий находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

В развитие указанных конституционных положений ст. 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 г. № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» закрепляет за органами государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия по предупреждению чрезвычайных ситуаций межмуниципального и регионального характера, стихийных бедствий, эпидемий и ликвидации их последствий (пп. 5 п. 2).

Специальным нормативным правовым актом, определяющим общие для Российской Федерации организационно-правовые нормы в области защиты граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства, находящихся на территории Российской Федерации, всего земельного, водного, воздушного пространства в пределах Российской Федерации или его части, объектов производственного и социального назначения, а также окружающей среды от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, является Федеральный закон от 21.12.1994 г. № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера». Этим законом предусмотрено право граждан Российской Федерации на возмещение ущерба, причиненного их здоровью и имуществу вследствие чрезвычайных ситуаций (п. 1 ст. 18).

При этом названный Закон не конкретизирует условия и объем подлежащего возмещению ущерба, а в п. 2 ст. 18 регламентирует, что порядок и условия, виды и размеры компенсаций и социальных гарантий, предоставляемых гражданам Российской Федерации в соответствии с пунктом 1 этой статьи, устанавливаются законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

Государственной Думой Ставропольского края принят Закон Ставропольского края от 10.04.2006 г. № 19-кз «О мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации, и ветеранов Великой Отечественной войны» (далее – Закон № 19-кз), целью которого согласно ст. 2, является социальная поддержка граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации, для поддержания уровня их жизни, улучшения социально-экономического положения.

В силу п. 6 ч. 2 ст. 4 Закона № 19-кз, мерой социальной поддержки граждан, пострадавших в результате чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в Ставропольском крае, является выплата единовременных денежных выплат в следующих размерах: 10 000 рублей на человека - единовременная материальная помощь; 50 000 рублей на человека - за частично утраченное имущество первой необходимости; 100 000 рублей на человека - за полностью утраченное имущество первой необходимости.

В целях реализации этого закона приказом министерства социального развития и занятости населения Ставропольского края от 13.02.2012 г. № 95 утвержден Порядок выплаты единовременных денежных выплат гражданам, пострадавшим в результате чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в Ставропольском крае, а также членам семьи (супруге, супругу), детям, родителям, лицам, находившимся на иждивении гражданина, погибшего (умершего) в результате чрезвычайной ситуации природного и техногенного характера в Ставропольском крае. Согласно п. 2 указанного Порядка, единовременные денежные выплаты осуществляются за счет средств резервного фонда Правительства Ставропольского края в соответствии с требованиями, установленными Правительством Ставропольского края для указанных средств.

Единовременные денежные выплаты производятся министерством труда и социальной защиты населения Ставропольского края пострадавшим, включенным в списки, подготовленные Главным управлением Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Ставропольскому краю совместно с органами местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Ставропольского края, на территории которых произошли чрезвычайные ситуации, и министерством, утвержденные Губернатором Ставропольского края (п. 3 Порядка).

Для частичного покрытия расходов на финансовое обеспечение мероприятий, связанных с ликвидацией чрезвычайных ситуаций Постановлением Правительства Российской Федерации от 15.02.2014 г. № 110 утверждены «Правила выделения бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий».

На основании Правил выделения бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий, федеральным органам исполнительной власти и органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации из резервного фонда Правительства Российской Федерации выделяются бюджетные ассигнования для частичного покрытия расходов на финансовое обеспечение мероприятий, связанных с ликвидацией чрезвычайных ситуаций, в том числе на оказание гражданам единовременной материальной помощи в размере 10 тысяч рублей на человека, а также на оказание гражданам финансовой помощи, в связи с утратой ими имущества первой необходимости (из расчета за частично утраченное имущество - 50 тысяч рублей на человека, за полностью утраченное имущество - 100 тысяч рублей на человека).

Обязательными условиями для признания за гражданином права на получение соответствующей единовременной материальной и финансовой помощи (компенсации) является установление совокупности следующих юридически значимых фактов: постоянного проживания лица на территории муниципального образования, оказавшегося в зоне чрезвычайной ситуации, в жилом помещении, поврежденном в результате чрезвычайной ситуации, а также установление факта полной или частичной утраты гражданином имущества.

Совокупность вышеприведенных условий является основанием для включения лица в списки на оказание единовременной материальной помощи и финансовой помощи в связи с утратой имущества первой необходимости и признания за лицом права на указанные выплаты.

В судебном заседании установлено, подтверждается материалами дела, не оспаривается сторонами, что собственником дома по ул. .............., п. Первомайский Минераловодского городского округа является истец - Мальцев А.Н.

Истцы по указанному адресу не зарегистрированы, согласно сообщению ГУ МВД России по СК истец Мальцев А.Н. в настоящее время значится зарегистрированным по адресу: Ставропольский край, Минераловодский район, п. Первомайский, ул. .............. с 03.07.1991 года, истец Мальцева С.Н. зарегистрированной по месту пребывания, по месту жительства на территории Ставропольского края не значится, однако, этот факт опровергается штампом в паспорте, где адрес регистрации с 01.03.2017г. Мальцевой С.Н. указан: п. Загорский, ул. ...............

Собственником жилого дома с земельным участком по адресу: Ставропольский край, Минераловодский район, п. Первомайский, ул. .............., в соответствии со свидетельствами о государственной регистрации права является Мальцев А.Н. на основании Свидетельства о праве на наследство по завещанию .............. от 17.07.1990.

Указанные обстоятельства подтверждены материалами дела, объяснениями истцов в судебном заседании и никем не оспариваются.

Согласно предоставленной медицинской карте, выданной ГБУЗ СК «Минераловодская РБ» истец Мальцева С.Н. проживает по адресу .............., медицинской карты на Мальцева А.Н. в наличии нет.

Совокупность исследованных письменных доказательств в их взаимосвязи с вышеуказанными нормами права может свидетельствовать о факте проживания истцов в жилом помещении, поврежденном в результате чрезвычайной ситуации, в связи с чем, суд считает возможным установить юридический факт постоянного проживания Мальцева А.Н., Мальцевой С.Н. в жилом помещении, расположенном по адресу: Ставропольский край, Минераловодский район, п. Первомайский, ул. .............., пострадавшем в результате чрезвычайной ситуации, возникшей с 24 по 26 мая 2017 года в результате обильных дождей и наводнения на территории пос. Первомайский по настоящее время.

В соответствии с протоколом заседания постоянно действующей рабочей группы Правительственной комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности при угрозе и возникновении чрезвычайной ситуации межрегионального и федерального характера от 26.05.2017 г. № 1 обстановка, сложившаяся в результате возникновения дождевых паводков в мае 2017 года на территории Ставропольского края признана чрезвычайной ситуацией федерального характера.

Продолжительными ливневыми дождями и подъемом уровня воды в реках Кума и Джемуха на территории Минераловодского городского округа Ставропольского края постановлением администрации Минераловодского городского округа от 24.05.2017 года № 1216 с 10.00 часов 24 мая 2017 года введен режим «Чрезвычайной ситуации». Домовладение, расположенное по адресу: Ставропольский край, Минераловодский район, п. Первомайский, ул. .............., находится в зоне «Чрезвычайной ситуации» (затопления).

Законом Ставропольского края от 28.05.2015 г. № 51-кз «О преобразовании муниципальных образований, входящих в состав Минераловодского муниципального района Ставропольского края (Минераловодского территориального муниципального образования Ставропольского края), и об организации местного самоуправления на территории Минераловодского района Ставропольского края», утвержден перечень населенных пунктов, входящих в состав территории Минераловодского городского округа.

Жилое помещение в п. Первомайский, ул. .............. в Перечень домовладений (жилых помещений), расположенных на территории Минераловодского городского округа, оказавшихся в зоне чрезвычайной ситуации, который был утвержден Постановлением администрации Минераловодского городского округа Ставропольского края от 20.07.2017г. № 1867.

В подтверждение факта утраты гражданином имущества истцом представлен Акт обследования имущества, поврежденного (разрушенного) в результате ливневых дождей и подъема уровня воды в реках Кума, Джемуха, Суркуль в период 24 мая 2017 года на территории Минераловодского городского округа Ставропольского края, которым было проведено обследование жилого дома, расположенного по адресу: Ставропольский край, Минераловодский район, п. Первомайский, ул. ............... В данном акте указан собственник – Мальцев А. Н. и члены его семьи Мальцев В. Н..

09.06.2017 года истцам администрацией Минераловодского городского округа отказано во включении в списки граждан на предоставление единовременной помощи и финансовой помощи в связи с утратой имущества и разъяснено, что граждане, у которых отсутствуют документы о регистрации по месту жительства и о правах на жилое помещение включаются в списки на основании принятых судебных решений.

Согласно Порядка выплаты единовременных денежных выплат гражданам, пострадавшим в результате чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в Ставропольском крае, а также членам семьи (супруге (супругу), детям, родителям, лицам, находившимся на иждивении) гражданина, погибшего (умершего) в результате чрезвычайной ситуации природного и техногенного характера в Ставропольском крае, утвержденного приказом министерства социального развития и занятости населения Ставропольского края от 13.02.2012 г. № 95, единовременные денежные выплаты производятся министерством труда и социальной защиты населения Ставропольского края пострадавшим, включенным в списки, подготовленные Главным управлением Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Ставропольскому краю совместно с органами местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Ставропольского края, на территории которых произошли чрезвычайные ситуации, и министерством, утвержденные Губернатором Ставропольского края.

Доводы о том, что у истцов не доказана уважительность причины отсутствия регистрации по вышеуказанному адресу, поэтому, невозможно установить факт проживания, а, соответственно, не подлежат удовлетворению и другие требования, суд считает несостоятельными.

Положения Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" не предоставляют органам местного самоуправления право устанавливать фактическое проживание гражданина в жилом помещении на основании иных доказательств, кроме как на документах о его регистрации в установленном законом порядке.

Эти обстоятельства установлены судом на основании надлежащих допустимых и относимых доказательств, которые никем не оспариваются.

При разрешении заявленного спора суд исходит из того, что Конституция Российской Федерации провозглашает Российскую Федерацию социальным правовым государством, в котором гарантируется равенство прав и свобод человека и гражданина и политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека (ст.ст. 1, 7, 18, 19).

Во исполнение указанных Правил, МЧС России были разработаны и утверждены 3 октября 2014 года № 2-4-87-24-7 Методические рекомендаций по оформлению дополнительных документов для рассмотрения вопроса о выделении бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий.

Согласно главе 2 указанных Рекомендаций при отсутствии у гражданина необходимых документов, подтверждающих право на получение единовременной материальной помощи и (или) финансовой помощи в связи с утратой им имущества первой необходимости (отсутствие регистрации по месту жительства) граждане включаются в списки на получение указанной финансовой помощи на основании принятых судебных решений.

Таким образом, для получения мер социальной поддержки необходимо установление факта проживания заинтересованного лица в жилом помещении, расположенном в зоне чрезвычайной ситуации.

Согласно главе 2 Рекомендаций к имуществу первой необходимости относятся: холодильник, телевизор, шкаф для одежды, шкаф для посуды, кровать, диван, стол, кресло, табуретка, газовая плита (электроплита), водонагреватель или котел отопительный (переносная печь), насос для подачи воды в случае отсутствия централизованного водоснабжения, медицинские предметы для подержания жизнедеятельности граждан с ограниченными возможностями.

Под утратой имущества понимается приведение имущества в состояние непригодное для использования в результате чрезвычайной ситуации.

Правовое значение при разрешении настоящего спора имеет установление факта полной или частичной утраты имущества первой необходимости, от чего зависит размер финансовой помощи.

Истцы просят включить их в список граждан, нуждающихся в оказании, как единовременной помощи, так и финансовой помощи, в связи с полной утратой имущества в результате наводнения.

Вместе с тем, из Акта обследования имущества следует, что в результате ливневых дождей и подъема уровня воды в реках Кума, Джемуха, Суркуль на территории Минераловодского городского округа Ставропольского края 24 мая 2017 года по адресу: Ставропольский край, Минераловодский район, п. Первомайский, ул. .............. комиссией установлен следующий перечень пострадавшего имущества: вода в доме, треснул фундамент, диван, холодильник, шкаф.

Таким образом, для получения мер социальной поддержки необходимо установление факта проживания заинтересованного лица в жилом помещении, расположенном в зоне чрезвычайной ситуации.

В соответствии со ст. 265 ГПК РФ суд устанавливает факты, имеющие юридическое значение, только при невозможности получения заявителем в ином порядке надлежащих документов, удостоверяющих эти факты, или при невозможности восстановления утраченных документов.

По смыслу данных норм юридический факт устанавливается в особом производстве (п. 1 ч. 1 ст. 262 ГПК РФ), когда отсутствует необходимость разрешать спор о самом субъективном праве, существование которого зависит от наличия или отсутствия данного факта.

Поскольку в данном случае последствием установления юридического факта постоянного проживания в жилом помещении, которое оказалось в зоне чрезвычайной ситуации, является право истцов на предусмотренную законом соответствующую социальную помощь, то данные требования подлежат разрешению в порядке искового производства.

В соответствии с Конституцией Российской Федерации каждый, кто законно находится на территории Российской Федерации, имеет право свободно передвигаться, выбирать место пребывания и жительства (ст. 27 ч. 1).

Гражданский кодекс Российской Федерации признает местом жительства гражданина место, где он постоянно или преимущественно проживает, а местом жительства несовершеннолетних, не достигших четырнадцати лет, или граждан, находящихся под опекой, место жительства их законных представителей - родителей, усыновителей или опекунов (ст. 20) и относит право выбора места пребывания и жительства к личным неимущественным правам (п. 1 ст. 150).

В ст. 2 Закона Российской Федерации от 25 июня 1993 года № 5242-1 «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» указано, что местом пребывания считается гостиница, санаторий, дом отдыха, пансионат, кемпинг, туристская база, медицинская организация или другое подобное учреждение, учреждение уголовно-исполнительной системы, исполняющее наказания в виде лишения свободы или принудительных работ, либо не являющееся местом жительства гражданина Российской Федерации жилое помещение, в которых он проживает временно (абз. 7), а местом жительства - жилой дом, квартира, комната, жилое помещение специализированного жилищного фонда либо иное жилое помещение, в которых гражданин постоянно или преимущественно проживает в качестве собственника, по договору найма (поднайма), договору найма специализированного жилого помещения либо на иных основаниях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, и в которых он зарегистрирован по месту жительства (абз. 8).

В целях обеспечения необходимых условий для реализации гражданином Российской Федерации своих прав и свобод, а также исполнения обязанностей перед другими гражданами, государством и обществом названным Законом введен регистрационный учет граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации (ч. 1 ст. 3), такой учет имеет уведомительный характер и отражает факты прибытия гражданина Российской Федерации в место пребывания или место жительства, его нахождения в указанном месте и убытия из места пребывания или места жительства (абз. 2 ст. 2).

При этом как неоднократно указывал в своих решениях Конституционный Суд Российской Федерации сам по себе факт регистрации или отсутствия таковой не порождает для гражданина каких-либо прав и обязанностей и не может служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан; регистрация, в том смысле, в каком это не противоречит Конституции Российской Федерации, является лишь предусмотренным федеральным законом способом учета граждан в пределах Российской Федерации, носящим уведомительный характер и отражающим факт нахождения гражданина по месту пребывания или жительства; при отсутствии регистрации место жительства гражданина может устанавливаться судом общей юрисдикции на основе различных юридических фактов, например подтверждаемых договором найма с собственником жилого помещения, актом о вселении и т.д. (Постановления от 4 апреля 1996 года N 9-П и от 2 февраля 1998 года N 4-П, определения от 13 июля 2000 года N 185-О, от 5 октября 2000 года N 199-О, от 6 октября 2008 года № 619-О-П и д.р.).

Согласно правовой позиции Конституционного Суда РФ, изложенной в Постановлении от 04.10.2016 № 18-П «По делу о проверке конституционности части 1 статьи 4 Федерального конституционного закона «О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя», под постоянным проживанием гражданина понимается его фактическое постоянное проживание на данной территории на указанную дату и установление данного факта осуществляется на основе совокупности доказательств, лежащих в области жилищных, трудовых, межличностных и иных отношений и свидетельствующих о том, что на указанную дату лицо выбрало территорию, на которой фактически постоянно проживает, как место своих приоритетных каждодневных жизненных интересов и своими действиями установило или выразило явное стремление к установлению с ней реальной связи.

Поэтому отсутствие регистрации по месту жительства не является препятствием истцам Мальцеву А.Н. и Мальцевой С.Н. для защиты своих прав, поскольку право лиц на получение мер социальной поддержки, фактически постоянно проживающих, но не имеющих по каким-либо причинам регистрации по месту жительства на момент чрезвычайной ситуации, может быть подтверждено путем установления в судебном порядке факта постоянного проживания в указанных районах.

Это подтверждается и правовой позицией Верховного Суда Российской Федерации по аналогичной ситуации, содержащейся в апелляционном определении от .............. по делу N 56-АПГ17-1В.

Постоянное проживание истцов Мальцева А.Н. и Мальцевой С.Н. в жилом помещении по адресу: Минераловодский район, п. Первомайский, ул. .............. подтверждено: актом о проживании, составленным и подписанным соседями, справками медицинского учреждения, квитанциями об оплате коммунальных услуг, решением Минераловодского городского суда от 03.10.2011 года, которым брат истца Мальцев В.Н. признан недееспособным и опекуном назначен истец Мальцев А.Н., актами отдела опеки, показаниями допрошенных в судебном заседании свидетелей и другими доказательствами.

Проанализировав применительно к приведенным правовым нормам исследованные доказательства, суд приходит к выводу о том, что на момент чрезвычайной ситуации, имевшей место в период с 24 по 26 мая 2017 года на территории Минераловодского городского округа, Мальцев А.Н. и Мальцева С.Н. действительно постоянно проживали в жилом помещении по адресу: Минераловодский район, п. Первомайский, ул. ...............

Совокупность исследованных письменных доказательств в их взаимосвязи с вышеуказанными нормами права может свидетельствовать о факте проживания истца Мальцева А.Н. и Мальцевой С.Н. в жилом помещении, поврежденном в результате чрезвычайной ситуации, в связи с чем, суд считает возможным установить юридический факт постоянного проживания Мальцева А.Н. и Мальцевой С.Н. в жилом помещении, расположенном по адресу: Ставропольский край, Минераловодский район, п. Первомайский, ул. .............., требования о признании их пострадавшими в результате чрезвычайной ситуации, являются законными, обоснованными, подлежащими удовлетворению.

В соответствии со статьёй 10 Конституции Российской Федерации, государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. По смыслу данной нормы органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны, не могут вмешиваться в компетенцию друг друга.

Статьёй 12 Конституции Российской Федерации гарантируется, что местное самоуправление в пределах своих полномочий самостоятельно. Органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти.

Из смысла вышеприведенных норм Конституции и Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ следует, что акты, регламентирующие вопросы местного значения, принимаются органами местного самоуправления самостоятельно, исходя из собственного представления о необходимости правового регулирования тех или иных отношений, без вмешательства в их нормотворческую деятельность со стороны органов государственной власти.

Поскольку решение вопроса о включении в список граждан, нуждающихся в оказании единовременной материальной и финансовой помощи в связи с полной утратой имущества в результате чрезвычайной ситуации, законодательство относит к исключительной компетенции органа местного самоуправления. Понуждение ответчика к совершению указанных действий является ограничением права органа местного самоуправления на самостоятельное решение вопросов местного значения в пределах предоставленных законодательством полномочий и нарушает установленный статьёй 10 Конституции Российской Федерации принцип разделения властей.

На основании изложенного и, руководствуясь ст. ст. 56, 194-199 ГПК РФ,

Р Е Ш И Л:

Исковые требования Мальцева А. Н., Мальцевой С. Н. к Администрации Минераловодского городского округа Ставропольского края, Министерству труда и социальной защиты населения Ставропольского края удовлетворить частично.

Установить юридический факт постоянного проживания Мальцева А. Н., .............. года рождения, Мальцевой С. Н., .............. года рождения, в жилом помещении, расположенном по адресу: Ставропольский край, Минераловодский городской округ, п. Первомайский, улица .............., пострадавшем в результате чрезвычайной ситуации, возникшей в мае 2017 года в результате обильных дождей и наводнения на территории Минераловодского района п. Первомайский.

Признать пострадавшими Мальцева А. Н., .............. года рождения, Мальцевой С. Н., .............. года рождения, в результате чрезвычайной ситуации, возникшей в мае 2017 года в результате обильных дождей и наводнения на территории Минераловодского района п. Первомайский.

Решение суда в указанной части обратить к немедленному исполнению.

В удовлетворении требований о возложении на администрацию Минераловодского городского округа обязанности включить Мальцева А. Н., .............. года рождения, Мальцевой С. Н., .............. года рождения, в список граждан, нуждающихся в оказании единовременной материальной и финансовой помощи в связи с полной утратой имущества первой необходимости в результате наводнения в Минераловодском районе п. Первомайский в мае 2017 года – отказать.

Решение может быть обжаловано в Ставропольский краевой суд в течение месяца со дня составления решения в окончательной форме, путем подачи апелляционной жалобы через Минераловодский городской суд.

Мотивированное решение суда составлено 29 августа 2017 года.

Судья

2-1732/2017 ~ М-1508/2017

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Мальцев Александр Николаевич
МАльцева Светлана Николаевна
Ответчики
Администрация Минераловодского городского округа Ставропольского края
Другие
Правительство СК
ГУ МВД России по СК
Министерство труда и социальной защиты населения СК
ГУ МЧС России по СК
Лаврик Евгения Алексеевна
Суд
Минераловодский городской суд Ставропольского края
Судья
Белозёр Олег Михайлович
Дело на странице суда
mineralovodsky--stv.sudrf.ru
26.06.2017Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
26.06.2017Передача материалов судье
28.06.2017Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
28.06.2017Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
13.07.2017Подготовка дела (собеседование)
02.08.2017Подготовка дела (собеседование)
02.08.2017Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
18.08.2017Судебное заседание
24.08.2017Судебное заседание
29.08.2017Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
11.09.2017Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
03.10.2017Дело оформлено
03.10.2017Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее