Дело № 2-952/2017
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
20 сентября 2017 года г.Нытва
Нытвенский районный суд Пермского края в составе:
председательствующего судьи Завертяевой Л.В.
при секретаре Шильненковой О.С.,
с участием представителя истца помощника прокурора Нытвенского района Щукиной Л.В., представителя ответчика Пеньковой Е.В., действующей на основании доверенности
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску
Прокурора Нытвенского района в защиту интересов неопределенного круга лиц
к Муниципальному автономному общеобразовательному учреждению Гимназия г. Нытвы, Муниципальному образованию «Нытвенский муниципальный район» в лице Управления образования администрации Нытвенского муниципального района
о возложении обязанности совершить определенные действия
установил:
В Нытвенский районный суд обратился прокурор Нытвенского района, действующий в интересах неопределенного круга лиц, к МАОУ Гимназия г.Нытва и Муниципальному образованию «Нытвенский муниципальный район» в лице Управления образования администрации Нытвенского муниципального района с иском о возложении на МАОУ Гимназия г.Нытва обязанность:
- оборудовать здания по адресу: <адрес> автономной системой оповещения в срок до ДД.ММ.ГГГГ.
- оборудовать здания по адресу: <адрес> физической охраной в срок до ДД.ММ.ГГГГ.
- оборудовать структурное подразделение Детский лагерь отдыха «<данные изъяты>», расположенное в <адрес>, системой видеонаблюдения, обеспечивающей непрерывное видеонаблюдение за состоянием обстановки на всей территории места массового пребывания людей, в срок до ДД.ММ.ГГГГ.
- оборудовать структурное подразделение Детский лагерь отдыха «<данные изъяты> расположенное в <адрес> автономной системой оповещения в срок до ДД.ММ.ГГГГ.
- оборудовать структурное подразделение Детский лагерь отдыха «<данные изъяты>», расположенное в <адрес> каналом передачи тревожных сообщений в органы внутренних дел (вневедомственной охраны) или в ситуационные центры «Службы 112»в срок до ДД.ММ.ГГГГ,
и о возложении на муниципальное образование «Нытвенский муниципальный район» в лице Управления образования администрации Нытвенского муниципального района обязанности в случае недостаточности собственных средств выделить Муниципальному автономному общеобразовательному учреждению Гимназия г. Нытвы денежные средства на:
- оборудование зданий по адресу: <адрес> автономной системой оповещения и обеспечение физической охраной.
- оборудование структурного подразделения Детского лагеря отдыха «<данные изъяты>», расположенного в <адрес> автономной системой оповещения, системой видеонаблюдения, обеспечивающей непрерывное видеонаблюдение за состояние обстановки на всей территории места массового пребывания людей, а также каналом передачи тревожных сообщений в органы внутренних дел (вневедомственной охраны) или в ситуационные центры «Службы 112».
В обоснование иска указано, что прокуратурой Нытвенского района по информации ФГКУ «Управление вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации по Пермскому краю» проведена проверка исполнения законодательства об антитеррористической защищенности объектов (территорий) и мест с массовым пребыванием людей, а именно муниципального автономного общеобразовательного учреждения Гимназия г.Нытвы (далее – Гимназия).
В ходе проверки установлено, что Гимназия является образовательным учреждением для несовершеннолетних, включенным в перечень объектов с массовым пребыванием людей. В нарушение норм действующего законодательства здания Гимназии, расположенные по <адрес> и <адрес>, а также здание его структурного подразделения Детский лагерь отдыха «<данные изъяты>», расположенное в <адрес>, не в полной мере обеспечено инженерно-техническими средствами и режимными мерами антитеррористической защищенности.
Согласно главе 1 Устава Гимназия является общеобразовательным учреждением, учредителем которого является муниципальное образование «Нытвенский муниципальный район», а главным распорядителем бюджетных средств в отношении учреждения - Управление образования администрации Нытвенского муниципального района. Гимназия осуществляет образовательную деятельность на основании лицензии от ДД.ММ.ГГГГ №.
Распоряжением администрации Нытвенского муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ №-р утвержден перечень объектов с массовым пребыванием людей, в который также включены Гимназия и её структурное подразделение ДЛО «<данные изъяты>».
Здания образовательного учреждения по <адрес> и по <адрес> не оборудованы системой оповещения и управления эвакуацией, а также не обеспечена их физическая охрана. Структурное подразделение ДЛО «<данные изъяты>» в <адрес> не оборудовано системой видеонаблюдения, обеспечивающей непрерывное видеонаблюдение за состоянием обстановки на всей территории места массового пребывания людей, а также системой оповещения и управления эвакуацией. Кроме того, в с/п ДЛО «<данные изъяты> отсутствует канал передачи тревожных сообщений в органы внутренних дел (вневедомственной охраны) или в ситуационные центры «Службы 112». Неисполнение указанных требований связано, в частности с отсутствием достаточных финансовых средств у образовательного учреждения.
Необеспечение антитеррористической защищенности зданий Гимназии и её структурного подразделения влечет за собой нарушение прав неопределенного круга лиц на безопасные условия обучения и воспитания.
В судебном заседании представитель истца Щукина Л.В. на исковых требованиях настаивает в полном объеме.
Представитель ответчика – директор МАОУ Гимназия Ломов И.Н. в судебное заседание не явился, просит рассмотреть дело без их участия, согласно письменному отзыву с исковыми требованиями не согласен, так как оборудование зданий автономной системой оповещения не представляется возможным в связи с отсутствием необходимого финансирования, здания Гимназии в ночное время охраняются с использованием технических средств охраны и обслуживаются ООО «<данные изъяты>», в дневное время организовано дежурство вахтеров, установлен пропускной режим с обязательной регистрацией посторонних лиц, в здании по <адрес> на центральном входе установлена система домофона, в обоих зданиях имеются кнопки тревожной сигнализации, которые обслуживаются органами внутренних дел, обеспечение квалифицированной физической охраной не представляется возможным в связи с отсутствием финансирования, в СП ДЛО «<данные изъяты>» в мае 2017г. установлена система видеонаблюдения, оборудовать автономной системой оповещения не представляется возможным в связи с отсутствием необходимого финансирования, в лагере есть система громкой связи, в июне 2017г. в ДЛО было приобретено и установлено оборудование для канала передачи тревожных сообщений в органы внутренних дел.
Представитель ответчика Управления образования администрации Нытвенского муниципального района Пенькова Е.В. с иском не согласна, пояснила, что в здание по <адрес> тревожная кнопка приобретена, но доказательства того, что она установлена – отсутствуют, денежных средств на автономную систему оповещения нет, физическая охрана отсутствует везде, система видеонаблюдения в ДЛО «Гагаринец» имеется, директором МАОУ Гимназии г.Нытва меры принимаются по мере поступления денежных средств, но этого недостаточно, просит установить более длинные сроки.
Суд, заслушав стороны, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
На основании ч. 1 ст. 45 ГПК РФ, прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
В соответствии с п. 7 ч. 1 ст. 2 Федерального закона от 06 марта 2006 года N 35-ФЗ «О противодействии терроризму» одним из основных принципов противодействия терроризму является приоритет мер его предупреждения.
Пунктом 4 ст. 3 Федерального закона от 06 марта 2006 года N 35-ФЗ «О противодействии терроризму» определяет противодействие терроризму - деятельность органов государственной власти и органов местного самоуправления, а также физических и юридических лиц по:
а) предупреждению терроризма, в том числе по выявлению и последующему устранению причин и условий, способствующих совершению террористических актов (профилактика терроризма);
б) выявлению, предупреждению, пресечению, раскрытию и расследованию террористического акта (борьба с терроризмом);
в) минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма.
На основании ч. 3.1 ст. 5 Федерального закона от 06 марта 2006 года N 35-ФЗ «О противодействии терроризму» физические лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица либо использующие принадлежащее им имущество в социальных, благотворительных, культурных, образовательных или иных общественно полезных целях, не связанных с извлечением прибыли, выполняют требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий), используемых для осуществления указанных видов деятельности и находящихся в их собственности или принадлежащих им на ином законном основании. Юридические лица обеспечивают выполнение указанных требований в отношении объектов, находящихся в их собственности или принадлежащих им на ином законном основании.
Согласно п. «д» ст. 11 Концепции противодействия терроризму в Российской Федерации, утвержденной Президентом Российской Федерации 05 октября 2009 года, одной из основных задач противодействия терроризму является обеспечение безопасности граждан и антитеррористической защищенности потенциальных объектов террористических посягательств, в том числе, критически важных объектов инфраструктуры и жизнеобеспечения, а также мест с массовым пребыванием людей.
В силу ч. 13 ст. 30 Федерального закона от 30 декабря 2009 года N 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» в зданиях образовательных организаций должны быть предусмотрены меры, направленные на уменьшение возможности криминальных проявлений и их последствий, а в предусмотренных законодательством Российской Федерации случаях в зданиях и сооружениях должны быть устроены системы телевизионного наблюдения, системы сигнализации и другие системы, направленные на обеспечение защиты от угроз террористического характера и несанкционированного вторжения.
Пунктом 6.48 «СП 118.13330.2012. Свод правил. Общественные здания и сооружения. Актуализированная редакция СНиП 31 -06-2009», утвержденные приказом Минрегиона России от 29 декабря 2011 года N 635/10, предусмотрено, что для комплексной безопасности и антитеррористической защищенности учреждений образования и их учащихся следует предусматривать на первом этаже помещения для охраны с установкой в них систем видеонаблюдения, пожарной и охранной сигнализации и канала передачи тревожных сообщений в органы внутренних дел (вневедомственной охраны) или в ситуационные центры «Службы 112».
В приложении «В» к своду Правил указано, что требования об установке систем видеонаблюдения распространяются на дошкольные образовательные организации и общеобразовательные учреждения (школы, гимназии, лицеи, колледжи, школы-интернаты).
Согласно п. 5 ч. 1 ст. 9 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» (далее Закона) к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов по решению вопросов местного значения в сфере образования относится обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных организаций, обустройство прилегающих к ним территорий.
В силу п. п. 2 ч. 3 ст.28 Закона к компетенции образовательной организации в установленной сфере деятельности относится материально-техническое обеспечение образовательной деятельности, оборудование помещений в соответствии с государственными и местными нормами и требованиями, в том числе в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, федеральными государственными требованиями, образовательными стандартами.
В соответствии с п. 2 ч. 6 ст. 28 Закона образовательная организация обязана осуществлять свою деятельность в соответствии с законодательством об образовании, в том числе, создавать безопасные условия обучения, воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации.В силу п. 8 ч. 1 ст. 41 Федерального закона от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» охрана здоровья обучающихся включает в себя обеспечение безопасности обучающихся во время пребывания в организации, осуществляющей образовательную деятельность.
Органы местного самоуправления осуществляют противодействие терроризму в пределах своих полномочий (п. 3 ст. 5 Федерального закона от 06 марта 2006 года N 35-ФЗ «О противодействии терроризму»).
Пунктом 6.1 ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» далее ФЗ определено, что к вопросам местного значения муниципального района относится участие в профилактике терроризма и экстремизма, а также в минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма и экстремизма на территории муниципального района.
В соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 17 ФЗ в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления муниципальных районов обладают полномочиями по финансированию муниципальных учреждений.
Приказом Рособразования от 11 ноября 2009 года N 2013 «О мерах по обеспечению пожарной и антитеррористической безопасности образовательных учреждений» органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации рекомендовано предусмотреть в бюджетах субъектов Российской Федерации и муниципальных образований средства на создание комплексной системы обеспечения безопасности образовательных учреждений; разработать и реализовать комплекс мероприятий по оснащению образовательных учреждений современными техническими средствами противопожарной и антитеррористической защиты (системы видеонаблюдения, тревожной сигнализации, контроля управления доступом и эвакуацией обучающихся и работников, контроля безаварийной работы систем жизнеобеспечения).
Согласно п. 23, 24 и 26 Требований к антитеррористической защищенности мест массового пребывания людей и объектов (территорий), подлежащих обязательной охране полицией, и форм паспортов безопасности таких мест и объектов (территорий), утвержденных постановлением Правительства РФ от 25 марта 2015 года N 272, все места массового пребывания людей независимо от установленной категории оборудуются системой видеонаблюдения, системой оповещения и управления эвакуацией, а также системой освещения. В целях поддержания правопорядка в местах массового пребывания людей организуется их физическая охрана.
В соответствии с п. п. 30, 31, 32 Требований система видеонаблюдения с учетом количества устанавливаемых видеокамер и мест их размещения должна обеспечивать непрерывное видеонаблюдение за состоянием обстановки на всей территории места массового пребывания людей, архивирование и хранение данных в течение 30 дней.
Система оповещения в месте массового пребывания людей должна обеспечивать оперативное информирование людей об угрозе совершения или о совершении террористического акта. Система оповещения в месте массового пребывания людей является автономной, не совмещенной с ретрансляционными технологическими системами. Количество оповещателей и их мощность должны обеспечивать необходимую слышимость на всей территории места массового пребывания людей.
В качестве доказательств суду представлены:
- информация администрации Нытвенского муниципального района об оснащенности подведомственных образовательных организаций Нытвенского муниципального района инженерно-техническими и режимными мерами антитеррористической защищенности (л.д.5-7),
- перечень объектов с отсутствующим каналом передачи тревожных сообщений в органы внутренних дел (вневедомственной охраны) или ситуационные центры «Службы 112» (л.д.8),
- перечень мест с массовым пребыванием людей в Нытвенском муниципальном районе, в который включено МАОУ Гимназия г.Нытва и её структурное подразделение ДЛО «<данные изъяты>» (л.д.9),
- информация МАОУ Гимназия г.Нытва от 22.03.2017 г., согласно которой по <адрес> квалифицированная физическая охрана отсутствует, автономная система оповещения и управления в наличии, в ДЛО «<данные изъяты>» камеры видеоконтроля отсутствуют, передача тревожных сообщений осуществляется с сотового телефона, автономная система оповещения и управления в наличии (л.д.10).
- лицензия № от ДД.ММ.ГГГГ. на осуществление образовательной деятельности МАОУ Гимназия г.Нытва (л.д.11),
- Устав МАОУ Гимназия г.Нытва (л.д. 12-20).
В обоснование возражений ответчиком представлены: копия договора поставки от 07.06.2017г. оборудования для канала передачи тревожных сообщений, копия договора от 05.04.2017г. об оказании услуг по установке систем видеонаблюдения.
В судебном заседании установлено, что прокуратурой Нытвенского района проведена проверка исполнения законодательства об антитеррористической защищенности объектов (территорий) и мест с массовым пребыванием людей. По результатам проверки установлено, что здания образовательного учреждения не оборудованы системой оповещения и управления эвакуацией, а также не обеспечена их физическая охрана. Его структурное подразделение ДЛО «Гагаринец» не оборудовано системой видеонаблюдения, обеспечивающей непрерывное видеонаблюдение за состоянием обстановки на всей территории места массового пребывания людей, а также системой оповещения и управления эвакуацией, а также отсутствует канал передачи тревожных сообщений в органы внутренних дел (вневедомственной охраны) или в ситуационные центры «Службы 112». До настоящего времени образовательным учреждением выявленные нарушения не устранены. Ответчиками не представлено доказательств того, что приняты все меры по исправлению сложившейся ситуации. Наличие в здании Гимназии автоматической системы пожарной сигнализации, оборудованной звуковыми сигналами, для оповещения людей на случай чрезвычайной ситуации и охрана зданий в ночное время ООО «Капитал СК», дежурство в дневное время вахтеров, установление пропускного режима с обязательной регистрацией посторонних лиц не является достаточными мероприятиями антитеррористической защищенности, которые определены действующим законодательством, а могут являться лишь дополнительными мерами для комплексной безопасности граждан, пребывающих в данных учреждениях.
На основании вышеизложенного, суд считает, что отсутствие автономной системы оповещения, физической охраны, видеонаблюдения, канала передачи тревожных сообщений в органы внутренних дел (вневедомственной охраны) или в ситуационные центры «Службы 112» способствует несанкционированному доступу в образовательное учреждение посторонних лиц, что отрицательно сказывается на комплексной безопасности, антитеррористической защищенности лиц, пребывающих в образовательном учреждении, поскольку не обеспечивается надлежащая антитеррористическая и противодиверсионная устойчивость объекта, что не позволяет обеспечить постоянный контроль, предупреждение террористических актов и чрезвычайных ситуаций на территории данного образовательного учреждения, и, как следствие, влечет нарушение прав неопределенного круга лиц, воспитанников и работников, в том числе права на охрану жизни и здоровья.
Согласно п.п. 2 п. 3 ст. 158 БК РФ главный распорядитель средств бюджета муниципального образования выступает в суде соответственно от имени муниципального образования в качестве представителя ответчика по искам к муниципальному образованию пo денежным обязательствам учреждений предъявляемым при недостаточности лимитов бюджетных обязательств, доведенных подведомственному ему получателю бюджетных средств, являющемуся казенным учреждением, для исполнения его денежных обязательств.
Главным распорядителем средств бюджета муниципального образования «Нытвенский муниципальный район» является Управление образования администрации Нытвенского муниципального района, которое не только обеспечивает содержание общеобразовательных учреждений Нытвенского района, но и осуществляет функции по обеспечению данных учреждений финансовыми средствами для исполнения ими своих функций и обязанностей.
Отсутствие достаточного бюджетного финансирования само по себе не является основанием для несоблюдения установленных правил в области безопасности, невыполнение требований по обеспечению безопасности может повлечь негативные последствия и привести к недопустимому риску для жизни и здоровья людей.
Следовательно, обязанность по обеспечению МАОУ Гимназия г.Нытва финансированием и выделением денежных для проведения необходимых мероприятий по обеспечению безопасности и антитеррористической деятельности следует возложить на Управление образования администрации Нытвенского муниципального образования в силу ст.210 ГК РФ как собственника имущества и распорядителя бюджетных средств, в виду недостаточности у МАОУ Гимназия г.Нытва денежных средств.
На основании изложенного требования прокурора Нытвенского района Пермского края суд признает законными, обоснованными и подлежащими удовлетворению в полном объёме.
В соответствии с характером соответствующих требований суд устанавливает срок исполнения решения суда аналогичный требованиям прокурора.
Вопрос о продлении сроков исполнения решения суда в случае их недостаточности при возникновении исключительных обстоятельств, не связанных с недобросовестными действиями ответчиков в процессе принятия мер, направленных на оборудование зданий МАОУ Гимназия г.Нытва и её структурного подразделения системой видеонаблюдения, автономной системой оповещения, каналом передачи тревожных сообщений в органы внутренних дел (вневедомственной охраны) или в ситуационные центры «Службы 112», обеспечение физической охраной, может быть разрешен на стадии исполнения судебного акта в порядке, предусмотренном статьей 434 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь ст. ст.194-198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Обязать Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение Гимназия г. Нытвы оборудовать здания по адресу: <адрес> автономной системой оповещения в срок до ДД.ММ.ГГГГ.
Обязать Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение Гимназия г. Нытвы оборудовать здания по адресу: <адрес> физической охраной в срок до ДД.ММ.ГГГГ.
Обязать Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение Гимназия г. Нытвы оборудовать структурное подразделение Детский лагерь отдыха «<данные изъяты>», расположенное в <адрес>, системой видеонаблюдения, обеспечивающей непрерывное видеонаблюдение за состоянием обстановки на всей территории места массового пребывания людей в срок до ДД.ММ.ГГГГ.
Обязать Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение Гимназия г. Нытвы оборудовать структурное подразделение Детский лагерь отдыха «<данные изъяты>», расположенное в <адрес> автономной системой оповещения в срок до ДД.ММ.ГГГГ.
Обязать Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение Гимназия г. Нытвы оборудовать структурное подразделение Детский лагерь отдыха «<данные изъяты>», расположенное в <адрес> каналом передачи тревожных сообщений в органы внутренних дел (вневедомственной охраны) или в ситуационные центры «Службы 112» в срок до ДД.ММ.ГГГГ.
Обязать муниципальное образование «Нытвенский муниципальный район» в лице Управления образования администрации Нытвенского муниципального района в случае недостаточности собственных средств выделить Муниципальному автономному общеобразовательному учреждению Гимназия г. Нытвы денежные средства на оборудование зданий по адресу: <адрес> автономной системой оповещения и обеспечение физической охраной.
Обязать муниципальное образование «Нытвенский муниципальный район» в лице Управления образования администрации Нытвенского муниципального района в случае недостаточности собственных средств выделить Муниципальному автономному общеобразовательному учреждению Гимназия г. Нытвы денежные средства на оборудование структурного подразделения Детского лагеря отдыха «<данные изъяты> расположенного в <адрес> автономной системой оповещения, системой видеонаблюдения, обеспечивающей непрерывное видеонаблюдение за состояние обстановки на всей территории места массового пребывания людей, а также каналом передачи тревожных сообщений в органы внутренних дел( вневедомственной охраны) или в ситуационные центры «Службы 112»,
Решение может быть обжаловано в Пермский краевой суд через Нытвенский районный суд в апелляционном порядке в течение месяца со дня его вынесения в окончательной форме – с 27 сентября 2017 года.
Судья Л.В.Завертяева