Дело № 2 – 6398 /2016
З А О Ч Н О Е Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
г. Тюмень 21 июня 2016 года
Ленинский районный суд г. Тюмени в составе:
председательствующего судьи О.А. Первышиной,
при секретаре В.А. Шороховой
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к ТСЖ «<данные изъяты>» о признании действий незаконными, понуждении разместить информацию, взыскании компенсации морального вреда, убытков,
У С Т А Н О В И Л:
Истец обратился в суд с требованием о признании действий ТСЖ «<данные изъяты>» по непредставлению информации в соответствии с п. 3 стандарта, утвержденного Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ №, а также по запросам истца от ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ - незаконными, понуждении ответчика в месячный срок со дня вступления решения суда в законную силу разместить всю информацию в соответствии с п. 3 стандарта, утвержденного Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ № на соответствующих страницах сайта <данные изъяты> и на сайте <данные изъяты>, взыскании материального ущерба в размере <данные изъяты> руб., компенсации морального вреда <данные изъяты> <данные изъяты> руб. Свои требования мотивирует тем, что на основании части 10 статьи 161 ЖК РФ, Постановления Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ № «Об утверждении стандарта раскрытия информации организациями, осуществляющими деятельность в сфере управления многоквартирными домами», согласно Постановления Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ № «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов», в силу пунктов раздела 4 Правил исполнитель, на основании заключенных в соответствии со ст. 162 ЖК РФ договоров управления многоквартирным домом, обязан разместить (опубликовать) информацию в соответствии с утвержденным настоящим Постановлением стандартом. В соответствии с п. 3 стандарта, утвержденного Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ №, управляющая организация, ТСЖ, жилищные кооперативы и иные специализированные потребительские кооперативы обязаны раскрывать следующую информацию: а) общая информация об управляющей организации; б) основные показатели финансово-хозяйственной деятельности управляющей организации (в части исполнения такой управляющей организацией договоров управления); в) сведения о выполняемых работах (оказываемых услугах) по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме; г) порядок и условия оказания услуг по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме; д) сведения о стоимости работ (услуг) по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме; е) сведения о ценах (тарифах) на коммунальные ресурсы. Истец неоднократно обращался к представителям администрации ТСЖ и в устной форме, и письменно о предоставлении информации, подлежащей раскрытию. Однако, ни в свободном доступе, ни в виде обязательного опубликования на официальном сайте в сети Интернет, ни в рабочем порядке в какое-либо время, ни каким-либо иным способом, предусмотренным п. 5 стандарта, утвержденного Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ № данная информация от ТСЖ «Эверест» не предоставляется в течение 5 лет. В частности, информация на сайте <данные изъяты> размещена частично, на сегодняшний день только краткие сведения об организации и 3 отчета ревизионной комиссии ТСЖ за ДД.ММ.ГГГГ годы без каких-либо реквизитов, подписей ответственных лиц, соответственно, при этом полностью отсутствует информация о том какими собраниями членов ТСЖ эти отчеты рассмотрены (ст. 150 ЖК РФ раздел 6, гл. 14). На сайте <данные изъяты> вообще нет никакой информации в соответствии с п. 3 стандарта, утвержденного Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ №. С ДД.ММ.ГГГГ года правление ТСЖ «<данные изъяты>» не представляет никакой информации, даже по запросам членов ТСЖ. ДД.ММ.ГГГГ истцом направлено заказное письмо с описью вложения в адрес ТСЖ «<данные изъяты>», однако письмом ответчиком не было получении и было возвращено. ДД.ММ.ГГГГ истец обратился в ГЖИ ТО с заявлением о нарушении его законных прав. В ходе разбирательства сотрудниками инспекции установлены факты нарушений со стороны администрации ТСЖ в сфере предоставления информации собственникам помещений. Действия ТСЖ признаны инспекцией неправомерными. ДД.ММ.ГГГГ, после указания на недостатки в их работе со стороны ГЖИ ТО, администрация ТСЖ разместила копию устава ТСЖ. Однако, опубликованная на сайте версия не может быть использована даже для прочтения в виду крайне низкого качества. ДД.ММ.ГГГГ истцом представителю администрации управления домом под роспись вновь вручено заявление о предоставлении информации. Ответа от администрации ТСЖ до настоящего времени не последовало. Неправомерные действия ТСЖ не позволяет истцу использовать установленное законом право участия в управлении домом, лишают истца права контролировать затраты на содержание общего имущества дома и проверять обоснованность других затрат. Более того, ТСЖ не считает обязанным извещать собственников не только о планах и намерениях по выполнению каких-либо работ, заключении договоров с поставщиками услуг, обоснованности появления в квитанциях новых платежей и т.д., но и о выполнении действительно принятых собранием жильцов решений нет отчетов. Администрация ТСЖ не считает нужным предоставить информацию о своем составе, проводимых ими собраний правления ТСЖ, ревизионной комиссии и т.д. С ДД.ММ.ГГГГ года администрация ТСЖ в нарушении действующего законодательства ст. 146 ЖК РФ раздел 4 гл. 14 ни разу должным образом не уведомило собственников, ни о подготовке, ни о проведении каких-либо собраний собственников жилых помещений. Отсутствии какой-либо информации о хозяйственной, финансовой, какой-либо другой деятельности администрации ТСЖ по управлению многоквартирным домом, неправомерные действия администрации ТСЖ по предоставлению и раскрытию информации вызывают обоснованные сомнения в правомочии органов управления ТСЖ, законности принятых решений, законности и полноты исполнения решений, законности и целевом соответствии в расходовании, собираемых с собственников жилых помещений финансовых средств, что наносит истцу моральный вред. Учитывая, что период непредставления информации, фактическое игнорирование запросов о предоставлении информации, а тем самым законных прав собственников и членов ТСЖ продолжается значительный период времени (с ДД.ММ.ГГГГ года) данное положение дел вызывает обоснованные не только сомнения и беспокойство, но и тревогу. Более того, действиями администрации ТСЖ указывают на неисполнение ими своих прямых обязанностей, предусмотренных требованиями ст. ст. 147, 148 ЖК РФ раздел 6 гл. 14, и вызывают сомнения в законодательных основах государственного устройства, в деятельности и обязанности к исполнению действующего на территории РФ законодательства. В ДД.ММ.ГГГГ года администрация ТСЖ «<данные изъяты>», в нарушении требований ст. 146 ЖК РФ раздел 6 гл. 14, без предварительного уведомления членов ТСЖ о проведении собрания, разложила по почтовым ящикам жильцов бюллетени заочного голосования по вопросу формирования фонда капитального ремонта. Учитывая, что решение о необходимости резервного фонда на текущий и капитальный ремонт было принято собственниками ранее (в ДД.ММ.ГГГГ году), а также в целях исправления сложившейся в ТСЖ «<данные изъяты>» ситуации с предоставлением членам ТСЖ информации истец обратился к жильцам дома с открытым письмом о состоянии дел, о правомерности представленного на рассмотрении бюллетеня и необходимости проведения очного отчетно-выборного собрания. Итогом обращения истца к жильцам дома стали неадекватные действия администрации ТСЖ – ДД.ММ.ГГГГ, принадлежащая истцу квартира была незаконно отключена от электроэнергии. ДД.ММ.ГГГГ в ходе судебного заседания в Ленинском районном суде <адрес> действия ТСЖ «<данные изъяты>» были признаны незаконными. Впоследствии неправомерных действий ТСЖ по непредставлению информации, подлежащей обязательному раскрытию в соответствии с действующим законодательством, полного игнорирования администрацией ТСЖ требований ЖК РФ в части порядка принятии решений, организации и проведения общих собраний членов ТСЖ являющегося высшим органом управления ТСЖ, истцу как гражданину РФ практически отказано в реализации своих законных прав. Просит иск удовлетворить.
Истец в судебном заседании настаивал на удовлетворении исковых требований в полном объеме, по основаниям, изложенным в исковом заявлении, суду пояснил, что добиться от ответчика исполнения требований законодательства не может, ответчик нарушает права собственников.
Представитель ответчика ТСЖ «<данные изъяты>» в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом, причины неявки суду не сообщили, ходатайств об отложении не поступало, дело рассмотрено в его отсутствие, в порядке заочного производства в соответствии со ст. 233 – 237 ГПК РФ.
Исследовав материалы дела, выслушав пояснения истца, суд считает, что исковые требования подлежат частичному удовлетворению по следующим основаниям.
Судом установлено, что истец является собственником жилого помещения расположенного по адресу: <адрес>, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права № № от ДД.ММ.ГГГГ.
В соответствии со ст.143.1 Жилищного кодекса РФ члены ТСЖ и не являющиеся членами ТСЖ собственниками помещений в многоквартирном доме имеют право получать от органов управления товарищества информацию о деятельности товарищества в порядке и в объеме, которые установлены кодексом и уставом товарищества.
На основании ст.138 Жилищного кодекса РФ ТСЖ обязано обеспечивать выполнение требований законодательства, иных нормативных правовых актов, а также устава товарищества.
Согласно п.10 ст.161 Жилищного кодекса РФ управляющая организация обязана обеспечить свободный доступ к информации об основных показателях её финансово-хозяйственной деятельности, об оказываемых услугах и о выполняемых работах по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, о порядке и об условиях их оказания и выполнения, об их стоимости, о ценах (тарифах) на ресурсы, необходимые для предоставления коммунальных услуг.
ДД.ММ.ГГГГ Постановлением Правительства РФ № утвержден Стандарт раскрытия информации организациями, осуществляющими деятельность в сфере управления многоквартирными домами.
Под раскрытием информации понимается обеспечение доступа неограниченного круга лиц к информации в соответствии с процедурой, гарантирующей нахождение и получение информации.
На основании п.3 Стандарта раскрытия информации организациями, осуществляющими деятельность в сфере управления многоквартирными домами, ТСЖ обязано раскрывать информацию, а именно:
- общая информация об управляющей организации;
- основные показатели финансово-хозяйственной деятельности управляющей организации (в части исполнения такой управляющей организацией договоров управления);
- сведения о выполняемых работах (оказываемых услугах) по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме;
- порядок и условия оказания услуг по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме;
- сведения о стоимости работ (услуг) по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме;
- сведения о ценах (тарифах) на коммунальные ресурсы.
В силу п. 5(1) Стандарта товариществами информация раскрывается путем:
- обязательного опубликования информации на официальном сайте в сети Интернет, определяемом уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, а также на одном из следующих сайтов в сети Интернет, определяемых по выбору товарищества и кооператива: сайт органа исполнительной власти субъекта РФ, определяемого высшим исполнительным органом государственной власти субъекта РФ, сайт органа местного самоуправления муниципального образования, на территории которого товарищество или кооператив осуществляет свою деятельность;
- размещения информации на информационных стендах (стойках), расположенных в помещении многоквартирного дома, доступном для всех собственников помещений в доме;
- предоставления информации на основании запросов, поданных в письменном виде, а при наличии технической возможности - также в электронном виде.
Согласно п.6 Стандарта раскрытия информации организациями, осуществляющими деятельность в сфере управления многоквартирными домами размещенная информация на сайтах должна быть доступна в течение 5 лет.
Частью 2 Постановления установлено, что организации, осуществляющие на день вступления в силу настоящего Постановления (№ от ДД.ММ.ГГГГ) деятельность в сфере управления многоквартирными домами на основании заключенных в соответствии со ст. 162 Жилищного кодекса Российской Федерации договоров управления многоквартирным домом, обязаны разместить (опубликовать) информацию в соответствии с утвержденным настоящим Постановлением стандартом в течение 3 месяцев со дня вступления в силу настоящего Постановления.
В силу т. 56 ГПК РФ, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основание своих требований и ли возражений.
Так, в ходе судебного заседания истцом были предоставлены скриншоты с сайта ТСЖ «<данные изъяты>» в которых отсутствует информация, предусмотренная п. 3 стандарта, утвержденного Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ №.
В силу ст. 56 ГПК РФ, ответчиком не было предоставлено никаких доказательств, свидетельствующих о том, что информация, предусмотренная п. 3 стандарта, утвержденного Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ № выставлена на официальном сайте, доступна для ознакомления, читаема и т.д.
При данных обстоятельствах, суд считает, что требования истца подлежат удовлетворению, поскольку ненадлежащее выполнение вышеперечисленных требований со стороны ТСЖ «<данные изъяты>» по размещению на официальном сайте <данные изъяты> и на сайте <данные изъяты> информации, предусмотренной Стандартом раскрытия информации организациями, осуществляющими деятельность в сфере управления многоквартирными домами, привело к нарушению жилищных прав граждан - членов ТСЖ.
В соответствии со ст. 15 Закона « О защите прав потребителей», моральный вред, причиненный потребителю вследствие нарушения исполнителем, прав потребителя подлежит компенсации причинителем вреда при наличии его вины.
Поскольку истец является потребителем услуг в сфере ЖКХ, предоставляемых ответчиком, при этом вина в нарушении ответчиком прав потребителя в судебном заседании установлена, то суд считает, что требования истца о компенсации морального вреда подлежат удовлетворению.
Согласно ст. 15 Закона « О защите прав потребителей», размер компенсации морального вреда определяется судом и не зависит от размера возмещения имущественного вреда. Суд считает, с учетом всех обстоятельств дела, с ответчика надлежит взыскать компенсацию морального вреда в размере <данные изъяты> рублей.
Оснований для удовлетворения требований о признании действий по не предоставлению информации в соответствии п. 3 стандарта, утвержденного Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ № на запрос истца, суд считает не подлежащими удовлетворению ввиду следующего.
Как следует из заявлений, направленных истцом в адрес ответчика, он просил ответчика предоставить копии документов: Устава ТСЖ, протоколы собраний, протоколы заседаний правлений, заключения ревизионной комиссии и т.д.
Вместе с тем, ст. 143.1 ЖК РФ, предусматривает, что члены товарищества собственников жилья и не являющиеся членами товарищества собственники помещений в многоквартирном доме имеют право ознакомиться с со следующими документами: 1) устав товарищества, внесенные в устав изменения, свидетельство о государственной регистрации товарищества; 2) реестр членов товарищества; 3) бухгалтерская (финансовая) отчетность товарищества, сметы доходов и расходов товарищества на год, отчеты об исполнении таких смет, аудиторские заключения (в случае проведения аудиторских проверок); 4) заключения ревизионной комиссии (ревизора) товарищества; 5) документы, подтверждающие права товарищества на имущество, отражаемое на его балансе; 6) протоколы общих собраний членов товарищества, заседаний правления товарищества и ревизионной комиссии товарищества; 7) документы, подтверждающие итоги голосования на общем собрании членов товарищества, в том числе бюллетени для голосования, доверенности на голосование или копии таких доверенностей, а также в письменной форме решения собственников помещений в многоквартирном доме по вопросам, поставленным на голосование, при проведении общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме в форме заочного голосования;8) техническая документация на многоквартирный дом и иные связанные с управлением данным домом документы; 9) иные предусмотренные настоящим Кодексом, уставом товарищества и решениями общего собрания членов товарищества внутренние документы товарищества.
Однако обязанность по изготовлению копий и предоставлению их членам ТСЖ и собственникам законодательствам не предусмотрена.
Также отсутствуют основания для взыскания понесенных истцом расходов в размере <данные изъяты> руб. по направлению вышеуказанного заявления.
Руководствуясь ст. ст. 15, 135, 153 – 160 Жилищного Кодекса РФ, Правилами Предоставления коммунальных услуг, ст. 219 ГК РФ, ст.ст. 3, 12, 56, 57, 67, 194-199, 233 -237 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд
Р Е Ш И Л :
Исковые требования удовлетворить частично.
Признать действия ТСЖ «<данные изъяты>» по не предоставлению информации в соответствии с п. 3 стандарта, утвержденного Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ № незаконным.
Обязать ТСЖ «<данные изъяты>» в месячный срок со дня вступления решения в законную силу разместить всю информацию в соответствии с п.. 3 стандарта, утвержденного Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ № на соответствующих страницах сайта: <данные изъяты>
Взыскать с ТСЖ «<данные изъяты>» в пользу ФИО1 компенсацию морального вреда в размере <данные изъяты> руб. В остальной части иска отказать.
Заочное решение может быть обжаловано ответчиком путём подачи в Ленинский районный суд <адрес> заявление об отмене заочного решения суда в течение семи дней со дня вручения ему копии решения.
Заочное решение может быть обжаловано в Тюменский областной суд через Ленинский районный суд <адрес> в течение месяца по истечении срока подачи ответчиком заявления об отмене данного решения, а в случае, если такое заявление подано, - в течение месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении этого заявления.
Мотивированное решение будет изготовлено 28.06.2016 года
Председательствующий судья О. А. Первышина