Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-55/2017 ~ М-43/2017 от 02.03.2017

Решение составлено и отпечатано в совещательной комнате при помощи компьютера

Дело Э

Р Е Ш Е Н И Е

именем Российской Федерации

<адрес>

<адрес>                                             06 апреля 2017 года

Касторенский районный суд <адрес>, в составе:

председательствующего судьи Прохоровой Л.А.,

с участием помощника прокурора <адрес> ФИО8,

при секретаре ФИО5,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора <адрес> в интересах ФИО4 сельсовета <адрес> к территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом <адрес> о признании права муниципальной собственности муниципального образования «Котовский сельсовет» <адрес> на невостребованные земельные доли,

у с т а н о в и л:

<адрес> в порядке ст. 45 ГПК РФ обратился в суд в интересах ФИО4 сельсовета <адрес> с иском к территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом <адрес> о признании права муниципальной собственности муниципального образования «Котовский сельсовет» <адрес> на невостребованные земельные доли, указав следующее.

<адрес> по обращению ФИО4 сельсовета <адрес> об оказании содействия в признании права муниципальной собственности на невостребованные земельные доли за МО «Котовский сельсовет» путем обращения в интересах муниципального образования в суд с соответствующим исковым заявлением была проведена проверка, в ходе которой установлено следующее

В соответствии с указом Президента РФ от ДД.ММ.ГГГГ                                    «О неотложных мерах по осуществлению земельной реформы в Российской Федерации» и принятыми в его продолжение и развитие постановлениями Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ «О порядке реорганизации совхозов и колхозов», от ДД.ММ.ГГГГ «О порядке приватизации и реорганизации предприятий и организаций агропромышленного комплекса» осуществлялась реорганизация сельскохозяйственных предприятий и приватизация их земель, в рамках которой сельскохозяйственные угодья, закрепленные за предприятиями, передавались в долевую собственность граждан. Согласно вышеуказанному нормативному акту собственники земельных долей могли распорядиться ими следующим образом: получить при выходе из хозяйства с целью создания крестьянско-фермерского хозяйства, внести в качестве взноса в создаваемое товарищество, акционерное общество или кооператив, продать или сдать в аренду.

Постановлением главы ФИО4 <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ был утвержден перечень сельскохозяйственных предприятий <адрес>, в том числе КСП «Маяк», членам которых выдавались свидетельства о праве собственности на землю. На основании указанного постановления были выданы свидетельства на право собственности на землю каждому члену сельскохозяйственного предприятия, которому земля принадлежит на праве общей совместной или общей долевой собственности.

Решением общего собрания колхозников КСП «Маяк» были утверждены списки собственников земельных долей, в которые также были включены ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, и ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ года рождения.

В соответствии с постановлением главы ФИО4 <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ и распоряжением главы ФИО4 <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ -р были выданы свидетельства                        на право собственности на землю на 7,15 га сельхозугодий в праве общей                     долевой собственности КСП «Маяк» ФИО1 серии РФ-VIII-КУО-08-03                                     , ФИО2 серии РФ-VIII-КУО-08203 , ФИО3      серии РФ-VIII-КУО-08-03 .

Согласно положениям ст. 12.1 Федерального закона № 101-ФЗ ФИО4 сельсовета <адрес> был сформирован список невостребованных земельных долей и определен день для проведения общего собрания (ДД.ММ.ГГГГ). ДД.ММ.ГГГГ список и сообщение о собрании были опубликованы в газете «Курская правда» , а также на информационных щитах, расположенных на территории ФИО4 сельсовета по месту расположения земельного участка, находящегося в общей долевой собственности.

С момента публикации вышеуказанных списков и информаций до                   ДД.ММ.ГГГГ в ФИО4 сельсовета не поступало обращений об исключении из списка земельных долей, которые могут быть признаны невостребованными, земельных долей, принадлежащих ФИО1, ФИО2 и ФИО3 Список невостребованных земельных долей, сформированный органом местного самоуправления «Котовский сельсовет» и размещенный в газете «Курская правда» от ДД.ММ.ГГГГ был представлен ФИО4 сельсовета на утверждение общему собранию собственников земельных долей ДД.ММ.ГГГГ. Однако, как установлено в ходе проведенной проверки, общее собрание собственников земельных долей КСП «Маяк», назначенное на                 ДД.ММ.ГГГГ в 14 часов в здании МУК «Котовский ДК», не состоялось по причине отсутствия кворума, что подтверждается протоколом от ДД.ММ.ГГГГ.

Постановлением ФИО4 сельсовета <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ утвержден список невостребованных земельных долей в границах бывших СПК «40 лет Октября» и КСП «Маяк», в который вошли, в том числе и земельные доли ФИО1, ФИО2 и ФИО3 по 7,15 га каждая.

Считает, что органом местного самоуправления - ФИО4 сельсовета <адрес> порядок признания земельных долей невостребованными, предусмотренный ст. 12.1 Федерального закона №101-ФЗ, полностью соблюден.

Указывает также, что земельный участок с кадастровым номером 46:08:030000:2, находящийся в общей долевой собственности лиц - членов бывшего сельскохозяйственного предприятия КСП «Маяк», расположен на территории ФИО4 сельсовета <адрес>, относится к категории земель сельскохозяйственного назначения.

В ходе проведенной проверки было установлено, что ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, умер ДД.ММ.ГГГГ, ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, умер ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается информацией отдела ЗАГС ФИО4 <адрес>. ФИО2,                ДД.ММ.ГГГГ года рождения, умер ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается справкой ФИО4 сельсовета и копией похозяйственной книги.

Согласно сведениям, предоставленным нотариусом Касторенского нотариального округа <адрес> ФИО6, в нотариальной конторе Касторенского нотариального округа <адрес> к имуществу умерших ФИО1, ФИО2 и ФИО3 наследственные дела не открывались, имущество не наследовалось. Согласно сведениям ЕГРП, полученным из Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии, в собственности ФИО1, ФИО2 и ФИО3 объектов недвижимого имущества не зарегистрировано.

Таким образом, проведенной проверкой установлено отсутствие в течение более чем 3 лет подряд распорядительных действий со стороны указанных выше лиц в отношении принадлежащих им на праве собственности земельных долей. Полагает, что имущество указанных граждан является выморочным, поскольку ФИО1, ФИО2 и ФИО3 умерли, наследственные дела к имуществу данных граждан не открывались, и их имущество не наследовалось, при этом все функции по осуществлению работы с выморочным имуществом, в данном случае невостребованными земельными долями, возложены на Росимущество в лице его территориальных органов, каковым на территории <адрес> является Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в <адрес>.

Просит суд признать право муниципальной собственности муниципального образования «Котовский сельсовет» <адрес> на невостребованные земельные доли размером 7,15 га каждая, а всего в размере 21,45 га, ранее выделенные ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, и ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, входящие в состав земельного участка с кадастровым номером 46:08:030000:2, относящего к категории земель сельскохозяйственного назначения, предназначенных для сельскохозяйственного производства, в границах КСП «Маяк» <адрес>.

В судебном заседании помощник прокурора <адрес> ФИО8 исковые требования прокурора полностью поддержал по основаниям, изложенным в исковом заявлении.

ФИО4 ответчика - территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом <адрес> (ТУ Росимущества в <адрес>) в судебное заседание не явился, хотя о дне, месте и времени слушания дела извещен своевременно и надлежащим образом. Согласно поданному отзыву ТУ Росимущества в <адрес> просит в удовлетворении исковых требований отказать, дело рассмотреть без участия их ФИО4.

ФИО4 сельсовета <адрес> в судебное заседание не явился, о дне, месте и времени слушания дела своевременно извещен надлежащим образом. Согласно письму просит рассмотреть дело без ФИО4, не возражает против признания права муниципальной собственности МО «Котовский сельсовет» на невостребованные земельные доли.

Изучив материалы дела, заслушав помощника прокурора <адрес> ФИО8, суд считает, что исковые требования прокурора <адрес> подлежат удовлетворению.

Способы защиты гражданских прав перечислены в статье 12 Гражданского Кодекса РФ, которой признание права предусмотрено как способ защиты гражданских прав и осуществляется в исковом производстве.

Исходя из положений пункта 5 статьи 79 Земельного кодекса РФ использование земельных долей, возникших в результате приватизации сельскохозяйственных угодий, регулируется Федеральным законом от                                   ДД.ММ.ГГГГ № 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" (далее - Федеральный закон от ДД.ММ.ГГГГ № 101-ФЗ).

Как следует из пункта 1 статьи 1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ                   № 101-ФЗ, настоящий Федеральный закон регулирует отношения, связанные с владением, пользованием, распоряжением земельными участками из земель сельскохозяйственного назначения, устанавливает правила и ограничения, применяемые к обороту земельных участков и долей в праве общей собственности на земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения.

Положениями статьи 12.1 вышеуказанного закона предусмотрены основания и порядок признания земельной доли, принадлежащей на праве собственности гражданину, невостребованной.

Так, в соответствии с пунктом 1 статьи 12.1 Федерального закона от                    ДД.ММ.ГГГГ № 101-ФЗ невостребованной земельной долей может быть признана земельная доля, принадлежащая на праве собственности гражданину, который не передал эту земельную долю в аренду или не распорядился ею иным образом в течение трех и более лет подряд. При этом земельные доли, права на которые зарегистрированы в соответствии с Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости", не могут быть признаны невостребованными земельными долями по основанию, указанному в настоящем пункте.

Согласно пункту 2 статьи 12.1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ                          № 101-ФЗ Невостребованной земельной долей может быть признана также земельная доля, сведения о собственнике которой не содержатся в принятых до дня вступления в силу Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" решениях органов местного самоуправления о приватизации сельскохозяйственных угодий, либо земельная доля, собственник которой умер и отсутствуют наследники как по закону, так и по завещанию, или никто из наследников не имеет права наследовать, или все наследники отстранены от наследования, или никто из наследников не принял наследства, или все наследники отказались от наследства и при этом никто из них не указал, что отказывается в пользу другого наследника.

В силу пункта 3 статьи 12.1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 101-ФЗ орган местного самоуправления поселения или городского округа по месту расположения земельного участка, находящегося в долевой собственности, составляет список лиц (при их наличии), земельные доли которых могут быть признаны невостребованными по основанию, указанному в пункте 1 настоящей статьи, и земельных долей, которые могут быть признаны невостребованными по основаниям, указанным в пункте 2 настоящей статьи (далее в целях настоящей статьи - список невостребованных земельных долей).

Как следует из пункта 4 статьи 12.1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ                      № 101-ФЗ орган местного самоуправления поселения или городского округа по месту расположения земельного участка, находящегося в долевой собственности, опубликовывает список невостребованных земельных долей в средствах массовой информации, определенных субъектом Российской Федерации, и размещает на своем официальном сайте в сети "Интернет" (при его наличии) не менее чем за три месяца до созыва общего собрания участников долевой собственности. Указанный список размещается также на информационных щитах, расположенных на территории данного муниципального образования.

Пунктом 5 статьи 12.1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 101-ФЗ предусмотрено, что список невостребованных земельных долей представляется органом местного самоуправления поселения или городского округа по месту расположения земельного участка, находящегося в долевой собственности, на утверждение общему собранию участников долевой собственности.

В соответствии с пунктом 6 статьи 12.1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 101-ФЗ лица, считающие, что они или принадлежащие им земельные доли необоснованно включены в список невостребованных земельных долей, вправе представить в письменной форме возражения в орган местного самоуправления поселения или городского округа по месту расположения земельного участка, находящегося в долевой собственности, и заявить об этом на общем собрании участников долевой собственности, что является основанием для исключения указанных лиц и (или) земельных долей из списка невостребованных земельных долей.

Согласно пункту 7 статьи 12.1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ                             № 101-ФЗ, с даты утверждения списка невостребованных земельных долей общим собранием участников долевой собственности земельные доли, сведения о которых включены в указанный список, признаются невостребованными. В случае, если общим собранием участников долевой собственности в течение четырех месяцев со дня опубликования указанного списка не принято решение по вопросу о невостребованных земельных долях, орган местного самоуправления поселения или городского округа по месту расположения земельного участка, находящегося в долевой собственности, вправе утвердить такой список самостоятельно.

Пунктом 8 статьи 12.1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 101-ФЗ предусмотрено, что орган местного самоуправления поселения или городского округа по месту расположения земельного участка, находящегося в долевой собственности, вправе обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на земельные доли, признанные в установленном настоящей статьей порядке невостребованными.

Как следует из материалов дела и установлено судом, согласно указу Президента Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ «О неотложных мерах по осуществлению земельной реформы в Российской Федерации и принятыми в его продолжение и развитие постановлениями: Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ «О порядке реорганизации совхозов и колхозов», от                           ДД.ММ.ГГГГ «О порядке приватизации и реорганизации предприятий и организаций агропромышленного комплекса» осуществлялась реорганизация сельскохозяйственных предприятий и приватизация их земель, в рамках которой сельскохозяйственные угодья, закрепленные ранее за предприятиями, передавались в долевую собственность граждан.

В соответствии со ст. 13 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» № 101-ФЗ (в редакции Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 245-ФЗ) Участник или участники долевой собственности на земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения вправе выделить земельный участок в счет своей земельной доли или своих земельных долей, если это не противоречит требованиям к образованию земельных участков, установленным Земельным кодексом Российской Федерации и настоящим Федеральным законом. Земельный участок образуется путем выдела в счет земельной доли или земельных долей на основании решения общего собрания участников долевой собственности или путем выдела земельного участка в порядке, установленном пунктами 4 - 6 настоящей статьи.

Земельный участок может быть образован на основании решения общего собрания участников долевой собственности в случае, если данным решением утверждены проект межевания земельных участков, перечень собственников образуемых земельных участков и размер их долей в праве общей собственности на образуемые земельные участки. Если земельный участок образуется на основании решения общего собрания участников долевой собственности и в соответствии с утвержденным этим собранием проектом межевания, дополнительное согласование размера и местоположения границ образуемого земельного участка не требуется.

Если указанное в пункте 3 настоящей статьи решение общего собрания участников долевой собственности отсутствует, собственник земельной доли или земельных долей для выдела земельного участка в счет земельной доли или земельных долей заключает договор с кадастровым инженером, который подготавливает проект межевания земельного участка для выдела земельного участка в счет земельной доли или земельных долей.

По делу установлено, что в связи с проведением земельной реформы в РСФСР, в целях повышения эффективности сельскохозяйственного производства и создания условий для предпринимательства на селе, а также реализации Закона РСФСР «О предприятиях и предпринимательской деятельности», Указами Президента Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ «О неотложных мерах по осуществлению земельной реформы в РСФСР», от ДД.ММ.ГГГГ                               «О регулировании земельных отношений и развитии аграрной реформы в России»,                        от ДД.ММ.ГГГГ «О реализации конституционных прав граждан на землю», а также постановлениями Правительства Российской Федерации от                         ДД.ММ.ГГГГ «О порядке реорганизации колхозов и совхозов», от                       ДД.ММ.ГГГГ «О порядке приватизации и реорганизации предприятий агропромышленного комплекса», от ДД.ММ.ГГГГ «О порядке осуществления прав собственников земельных долей и имущественных паев» было определено следующее. Совхозы и колхозы в срок до ДД.ММ.ГГГГ обязаны были провести реорганизацию и привести свой статус в соответствие с Законом РСФСР «О предприятиях и предпринимательской деятельности». При этом в каждом реорганизуемом совхозе и колхозе определялись индивидуальные имущественные паи и земельные доли. При этом и паи и доли передавались в собственность граждан, имеющих право на их получение, бесплатно в порядке приватизации. При этом граждане имели право по своему усмотрению распорядиться принадлежащей им земельной долей (или выделенным в натуре в счет земельной доли участком), в том числе образовывать общую совместную или общую долевую собственность путем добровольного объединения принадлежащих им земельных участков, земельных долей (паев). Этими же нормативными актами был подробно определен порядок предоставления земли в ту или иную форму собственности, обязанности руководителей хозяйств, местной ФИО4, районных органов исполнительной власти, районных комитетов по земельным ресурсам и землеустройству. Кроме того, Указом от ДД.ММ.ГГГГ была установлена форма Свидетельства на право собственности на землю. При этом свидетельства, выданные по указанной форме после введения в действие Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», и до начала выдачи свидетельств о государственной регистрации прав по форме, утвержденной Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении правил ведения Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним» в соответствии с Указом Президента РФ от ДД.ММ.ГГГГ , признавались действительными. Главой ФИО4 <адрес> ДД.ММ.ГГГГ было издано распоряжение -р, которым было определено, что в связи со сжатыми сроками на выполнение работ по вопросам оформления и выдачи собственникам земельных долей (паев), к работе по оформлению свидетельств на право собственности на землю, привлекаются Олымская поселковая и сельские ФИО4, специалисты сельскохозяйственных предприятий района. Кроме того, во исполнение Указа Президента РФ от                   ДД.ММ.ГГГГ и распоряжения главы ФИО4 <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ -р главой ФИО4 <адрес> ДД.ММ.ГГГГ было издано постановление , которым предписывалось райкомзему начать выдачу свидетельств на право собственности на землю по мере обеспеченности и готовности бланков, вновь предписывалось главам местных ФИО4 и руководителям сельхозпредприятий района оказывать практическую помощь специалистам райкомзема по организации их выезда в хозяйства для выдачи свидетельств на землю.

Судом также установлено, что постановлением главы ФИО4 <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ утвержден перечень сельскохозяйственных предприятий <адрес>, членам которых выдавались свидетельства о праве собственности на землю. Согласно приложению                к данному постановлению в перечень входит КСП «Маяк».

Во исполнение указанного постановления были выданы свидетельства на право собственности на землю площадью 7,15 га сельхозугодий в праве общей совместной собственности» членам КСП «Маяк», в том числе и ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, серии РФ-VIII-КУО-08-03 , ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, - серии РФ-VIII-КУО-08203 , ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, - серии РФ-VIII-КУО-08-03 .

Вместе с тем, право собственности на земельную долю за ФИО1, ФИО2, ФИО3 в ЕГРП не зарегистрировано. Данные обстоятельства никем не оспаривались и подтверждаются уведомлениями об отсутствии в Едином государственном реестре недвижимости запрашиваемых сведений от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ и от ДД.ММ.ГГГГ соответственно.

Во исполнение процедуры придания земельным долям статуса невостребованных ФИО4 сельсовета <адрес> составила список лиц, земельные доли которых могут быть признаны невостребованными, в котором значатся ФИО1, ФИО2, ФИО3.

ДД.ММ.ГГГГ в газете «Курская правда» был опубликован данный список, размещено и извещение о проведении ДД.ММ.ГГГГ общего собрания участников долевой собственности по утверждению списка невостребованных земельных долей.

Кроме того, список лиц, земельные доли которых могут быть признаны невостребованными, был размещен на информационных щитах, расположенных на территории ФИО4 сельсовета по месту расположения земельного участка, находящегося в общей долевой собственности.

При этом с момента публикации списка и до ДД.ММ.ГГГГ в ФИО4 сельсовета каких-либо возражений от лиц, считающих, что они или принадлежащие им земельные доли необоснованно включены в список невостребованных земельных долей, а также земельных долей, принадлежащих ФИО1, ФИО2 и ФИО3, не поступало.

Общее собрание участников долевой собственности ДД.ММ.ГГГГ не состоялось в связи с отсутствием кворума.

Постановлением главы ФИО4 сельсовета <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ в соответствии с п. 7 ст. 12.1 ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" утвержден список невостребованных земельных долей, находящихся в долевой собственности на территории МО «Котовский сельсовет» <адрес>. В списке лиц, земельные доли которых могут быть признаны невостребованными, поименованы ФИО1, ФИО2, ФИО3.

По делу также установлено, и подтверждается информацией отдела ЗАГС ФИО4 <адрес> от                 ДД.ММ.ГГГГ, справкой ФИО4 сельсовета от                       ДД.ММ.ГГГГ и копией похозяйственной книги , что ФИО1,                  ДД.ММ.ГГГГ года рождения, умер ДД.ММ.ГГГГ, ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, умер ДД.ММ.ГГГГ, ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, умер ДД.ММ.ГГГГ.

В соответствии с письмом нотариуса Касторенского нотариального округа <адрес> ФИО6, в нотариальной конторе Касторенского нотариального округа <адрес> к имуществу умерших ФИО1, ФИО2 и ФИО3 наследственных дел не имеется.

Сведений о действиях по настоящее время, как со стороны собственников ФИО1, ФИО2, ФИО3., так и их наследников (если таковые имеются), в отношении указанных земельных долей, свидетельствующих о передаче их в аренду, равно сведений о распоряжении ими иным образом, не имеется, поэтому суд полагает, что ФИО1, ФИО2 и ФИО3 более трех лет подряд не используют по назначению земельные доли, следовательно, указанные земельные доли ими не востребованы.

Суд, оценивая представленные доказательства в совокупности, приходит к выводу, что процедура признания земельных долей невостребованными ФИО4 сельсовета <адрес> не нарушена, при определении невостребованных земельных долей земель сельскохозяйственного назначения истцом соблюдены положения закона, регулирующие обеспечение права всех заинтересованных лиц на участие в общей долевой собственности на землю, права иных собственников земельных долей на выражение своего волеизъявления в отношении невостребованных земельных долей ущемлены не были.

Суд не может согласиться с доводами территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в <адрес> о наличии оснований для отказа в удовлетворении исковых требований, поскольку выморочное имущество, в том числе невостребованные земельные доли, со дня открытия наследства переходит в порядке наследования по закону в собственность Российской Федерации без акта принятия наследства, а также вне зависимости от оформления наследственных прав и их регистрации по следующим основаниям.

Как следует из разъяснений, содержащихся в пункте 5 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ "О судебной практике по делам о наследовании", на основании пункта 3 статьи 1151 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), а также статьи 4 Федерального закона от                    ДД.ММ.ГГГГ № 147-ФЗ "О введении в действие части третьей Гражданского кодекса Российской Федерации" впредь до принятия соответствующего закона, определяющего порядок наследования и учета выморочного имущества, переходящего в порядке наследования по закону в собственность Российской Федерации, а также порядок передачи его в собственность субъектов Российской Федерации или в собственность муниципальных образований, при рассмотрении судами дел о наследовании от имени Российской Федерации выступает Федеральное агентство по управлению государственным имуществом (Росимущество) в лице его территориальных органов, осуществляющее в порядке и пределах, определенных федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, полномочия собственника федерального имущества, а также функцию по принятию и управлению выморочным имуществом (пункт 5.35 Положения о Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 432); от имени городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальных образований - их соответствующие органы в рамках компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.

Согласно п. 50 указанного постановления выморочное имущество, при наследовании которого отказ от наследства не допускается, со дня открытия наследства переходит в порядке наследования по закону в собственность соответственно Российской Федерации (любое выморочное имущество, в том числе невостребованная земельная доля, за исключением расположенных на территории Российской Федерации жилых помещений), муниципального образования, города федерального значения Москвы или Санкт-Петербурга (выморочное имущество в виде расположенного на соответствующей территории жилого помещения) в силу фактов, указанных в пункте 1 статьи 1151 ГК РФ, без акта принятия наследства, а также вне зависимости от оформления наследственных прав и их государственной регистрации.

Согласно ч. 1 ст. 1151 Гражданского кодекса Российской Федерации в случае, если отсутствуют наследники, как по закону, так и по завещанию, либо никто из наследников не имеет права наследовать или все наследники отстранены от наследования, либо никто из наследников не принял наследства, либо все наследники отказались от наследства и при этом никто из них не указал, что отказывается в пользу другого наследника, имущество умершего считается выморочным.

Вместе с тем, положения ст. 1151 ГК РФ не могут являться препятствием для признания выморочных земельных долей невостребованными и в дальнейшем для признания права муниципальной собственности на них.

Федеральный закон от ДД.ММ.ГГГГ -Ф3 также не содержит запрета на признание за муниципальным образованием права собственности на земельный участок, образованный из земельных долей, перешедших по праву наследования к государству в качестве выморочного имущества, но оставшихся невостребованными государством.

Как следует из представленных в дело доказательств, до принятия ФИО4 сельсовета постановления об утверждении списка невостребованных земельных долей Российская Федерация в лице ТУ Росимущества в <адрес> мер по оформлению права государственной собственности на спорные земельные доли не принимала, с момента публикации ФИО4 сельсовета списка лиц, земельные доли которых могут быть признаны невостребованными, и до принятия ФИО4 постановления об утверждении списка невостребованных земельных долей своих возражений относительно включения спорных земельных долей в указанный список не представило, о своих правах на данные земельные доли не заявило. По мнению суда, отсутствие возражений относительно включения спорных земельных долей в список невостребованных послужило основанием для признания этих долей невостребованными. При этом в силу п. 7 ст. 12.1 Закона об обороте земель сельскохозяйственного назначения невостребованной данная доля признается с даты утверждения списка долей ФИО4 сельсовета.

Принимая во внимание вышеприведенные нормы законодательства, а также то, что спорные земельные доли ФИО1, ФИО2 и ФИО3 являются выморочным имуществом и в силу положений пункта 2 статьи 12.1 ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" признаны невостребованными земельными долями, при этом ФИО4 сельсовета соблюден порядок такого признания, установленного этой же статьёй, учитывая наличие у прокурора права в силу ст. 45 ГПК РФ на обращение в суд с заявленными требованиями в интересах ФИО4 сельсовета <адрес>, суд не находит оснований для отказа в удовлетворении исковых требований, в связи с чем доводы ответчика являются несостоятельными.

Руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ, суд

р е ш и л:

Исковое заявление прокурора <адрес> в интересах ФИО4 сельсовета <адрес> к территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом <адрес> о признании права муниципальной собственности муниципального образования «Котовский сельсовет» <адрес> на невостребованные земельные доли удовлетворить.

Признать право муниципальной собственности муниципального образования «Котовский сельсовет» <адрес> на невостребованные земельные доли размером 7,15 га каждая, а всего в размере 21,45 га, ранее выделенные ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, ФИО2,                   ДД.ММ.ГГГГ года рождения, и ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, входящие в состав земельного участка с кадастровым номером 46:08:030000:2, относящего к категории земель сельскохозяйственного назначения, предназначенных для сельскохозяйственного производства, в границах КСП «Маяк» <адрес>.

Решение может быть обжаловано в Курский областной суд через Касторенский районный суд <адрес> в течение месяца.

Судья                                                                                         Л.А. Прохорова

2-55/2017 ~ М-43/2017

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Прокурор Касторенского района Курской области в интересах Администрации Котовского сельсовета Касторенского района Курской области
Ответчики
Территориальное управление федерального агенства по управлению государственным имуществом в Курской области
Другие
Харченко Юрий Юрьевич
Администрация Котовского сельсовета Касторенского района Курской области
Суд
Касторенский районный суд Курской области
Судья
Прохорова Любовь Алексеевна
Дело на сайте суда
kastorensky--krs.sudrf.ru
02.03.2017Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
02.03.2017Передача материалов судье
02.03.2017Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
02.03.2017Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
15.03.2017Подготовка дела (собеседование)
15.03.2017Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
06.04.2017Судебное заседание
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее