№ 2-527/2017
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
13 сентября 2017 года с.Якшур-Бодья УР
Якшур-Бодьинский районный суд Удмуртской Республики в составе:
Председательствующего судьи Трудолюбовой Е.И. - единолично, при секретаре Артемьевой О.Ф., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению администрации муниципального образования «<адрес>» о признании права муниципальной собственности на бесхозяйную недвижимую вещь,
у с т а н о в и л:
Администрация муниципального образования «<адрес> (далее – администрация, заявитель) обратилась в суд с заявлением о признании права муниципальной собственности на скважину №, расположенную по адресу: УР, <адрес>, д. Якшур, <адрес>, назначение объекта: 10.1 сооружения водозаборные; площадь (глубина): 167 м.; год ввода в
эксплуатацию: 1988; кадастровый №.
Требования мотивированы следующим.
Органом, осуществляющим государственную регистрацию прав на недвижимое имущество - Якшур-Бодьинским отделом Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Удмуртской Республике, по заявлению Администрации муниципального образования «Якшурское» ДД.ММ.ГГГГ был принят на учет в качестве бесхозяйного следующий объект недвижимого имущества:
- скважина № по адресу: Удмуртская Республика, <адрес>, д.Якшур, <адрес>; назначение объекта: 10.1 сооружения водозаборные; площадь (глубина): 167 м.; год ввода в эксплуатацию 1988; кадастровый № (номер записи: 18- 18/012-18/012/004/2016-1091/1 У), что подтверждает выписка из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним о принятии на учет бесхозяйного объекта недвижимого имущества от ДД.ММ.ГГГГ №.
Собственники указанного недвижимого имущества неизвестны. В течение одного года с момента постановки объекта на учет как бесхозяйного недвижимого имущества никто своих прав на данный объект не заявил, что подтверждается Выпиской из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним от ДД.ММ.ГГГГ №, выданной Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Удмуртской Республике. Указанное имущество также не является собственностью Российской Федерации и собственностью Удмуртской Республики, а также муниципального образования «Якшурское» и не учитывается в соответствующих реестрах имущества, что подтверждается информацией представленной Территориальным Управлением Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Удмуртской Республике, Министерства имущественных отношений Удмуртской Республики и выпиской из Реестра имущества, находящегося в собственности муниципального образования «Якшурское».
Спор о праве отсутствует.
В соответствии с частью 1 статьи 50 Федерального закона №- ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в собственности муниципальных образований может находиться имущество, предназначенное для решения установленных настоящим Федеральным законом вопросов местного значения. Согласно пункта 4 части 1, частями 3 и 4 статьи 14 указанного Федерального закона, а также статьи 7.4 Закона Удмуртской Республики №-РЗ от ДД.ММ.ГГГГ «О местном самоуправлении в Удмуртской Республике» к вопросам местного значения муниципального района относится, в том числе, организация в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации.
Частью 3 статьи 225 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся. По истечении года со дня постановки бесхозяйной недвижимой вещи на учет орган, уполномоченный управлять муниципальным имуществом, может обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на эту вещь.
На основании вышеизложенного, в соответствии со статьей 225
Гражданского кодекса Российской Федерации, руководствуясь статьями 290 -
293 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, просит признать право муниципальной собственности муниципального
образования «<адрес>» на бесхозяйный объект недвижимого
имущества: скважина №, расположенная по адресу: Удмуртская Республика,
<адрес>, д.Якшур, <адрес>; назначение объекта:
10.1 сооружения водозаборные; площадь (глубина): 167 м.; год ввода в
эксплуатацию 1988; кадастровый №.
В судебном заседании представитель заявителя ФИО2, действующая на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ, поддержала требования в полном объеме, подтвердив изложенные в заявлении доводы.
Представитель заинтересованного лица Министерство имущественных отношений Удмуртской Республики ФИО3 представил в суд пояснения на заявление, в котором просил рассмотреть дело без участия представителей Министерства, указав, что заявленный объект недвижимого имущества не учитывается в Реестре государственного имущества УР; не возражают против удовлетворения требований.
Представитель заинтересованного лица Межрегионального территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Удмуртской Республике и <адрес> ФИО4 представила в суд пояснения на заявление, в котором просила рассмотреть дело в отсутствие представителя Управления, указав, что в соответствии с положением о Межрегиональном территориальном управлении, утверждённым приказом Росимущества от ДД.ММ.ГГГГ №, Территориальный орган осуществляет полномочия собственника в отношении имущества федеральных государственных унитарных предприятий и федеральных государственных учреждений, зарегистрированных на территории субъектов Российской Федерации, в которых территориальный орган осуществляет свою деятельность, иного федерального имущества расположенного на территории субъекта Российской Федерации, в том числе составляющего государственную казну Российской Федерации, в порядке, установленном указанным Положением, а также полномочия собственника по передаче федерального имущества юридическим и физическим лицам; заявленный объект недвижимого имущества в Реестре федерального имущества не учитывается, к объектам федеральной собственности не относится. Межрегиональное территориальное управление каких-либо правопритязаний на указанное недвижимое имущество не имеет.
Представитель заинтересованного лица Администрация МО «Якшурское» в судебное заседание не явился, был надлежащим образом извещен о времени и месте рассмотрения дела.
Представитель заинтересованного лица - начальник Якшур-Бодьинского отдела Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по УР ФИО5 представила в суд заявление, в котором просила рассмотреть дело с их отсутствие.
В соответствии со ст. 167 ГПК РФ суд рассмотрел дело в отсутствие не явившихся сторон.
Выслушав заявителя, исследовав материалы дела и пояснения заинтересованных лиц, суд приходит к следующему.
В соответствии с пунктом 3 статьи 218 ГК РФ в случаях и в порядке, предусмотренных Кодексом, лицо может приобрести право собственности на имущество, не имеющее собственника, на имущество, собственник которого неизвестен, либо на имущество, от которого собственник отказался или на которое он утратил право собственности по иным основаниям, предусмотренным законом.
В соответствии с пунктом 1 статьи 225 ГК РФ бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен либо, если иное не предусмотрено законами, от права собственности на которую собственник отказался.
Пунктом 3 данной статьи установлено, что бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся.
По истечении года со дня постановки бесхозяйной недвижимой вещи на учет орган, уполномоченный управлять муниципальным имуществом, может обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на эту вещь.
Частью 2 статьи 293 ГПК РФ установлено, что суд, признав, что недвижимая вещь не имеет собственника или собственник недвижимой вещи неизвестен и она принята на учет в установленном порядке, принимает решение о признании права муниципальной собственности либо собственности города федерального значения Москвы или Санкт-Петербурга на эту вещь.
Как установлено судом и следует из материалов дела, ДД.ММ.ГГГГ Управлением Росреестра по Удмуртской Республике на основании заявления от ДД.ММ.ГГГГ в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним (далее – ЕГРН) внесены записи о принятии на учет бесхозяйного объекта недвижимого имущества: скважина №, расположенная по адресу: УР, <адрес>, д. Якшур, <адрес>, кадастровый №, что подтверждается выпиской от ДД.ММ.ГГГГ №.
Согласно кадастровому паспорту объекта недвижимости сведения о правах на него отсутствуют, как отсутствуют такие сведения и в выписке из ЕГРН от ДД.ММ.ГГГГ.
В реестр федерального имущества, государственного имущества УР скважина, расположенная по адресу: УР, <адрес>, д. Якшур, <адрес>, не включена, что подтверждается сведениями, представленными МТУ Росимущества Удмуртской Республике и <адрес>, Министерства имущественных отношений Удмуртской Республики.
Государственная регистрация является единственным доказательством существования зарегистрированного права.
Из материалов дела следует, что с момента постановки скважины на учет в качестве бесхозяйной недвижимой вещи иные лица не обращались с заявлениями о регистрации права собственности на спорный объект.
Пунктом 6 ч.1 ст. 262 ГПК РФ установлено, что в порядке особого производства суд рассматривает дела о признании права муниципальной собственности на бесхозяйную недвижимую вещь.
Согласно ч.2 ст. 290 ГПК РФ заявление о признании права собственности на бесхозяйную недвижимую вещь подается в суд по месту ее нахождения органом, уполномоченным управлять муниципальным имуществом.
Согласно пунктам 1 и 2 статьи 130 ГК РФ к недвижимым вещам (недвижимое имущество, недвижимость) относятся земельные участки, участки недр и все, что прочно связано с землей, то есть объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе здания, сооружения, объекты незавершенного строительства. Вещи, не относящиеся к недвижимости, включая деньги и ценные бумаги, признаются движимым имуществом.
В силу ст. 125 ГК РФ от имени муниципальных образований своими действиями могут приобретать и осуществлять права и обязанности органы местного самоуправления в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.
Согласно ст. 15 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения муниципального района относятся владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности муниципального района.
В силу ч. 3. и ч. 4 ст. 14 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" в редакции Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 136-ФЗ (ред. от ДД.ММ.ГГГГ N 165-ФЗ) и ч. 5 ст. 4 Федерального закон от ДД.ММ.ГГГГ N 136-ФЗ (ред. от ДД.ММ.ГГГГ) "О внесении изменений в статью 26.3 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и Федеральный закон "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", вопрос организации водоснабжения и водоотведения населения в границах сельских поселений, предусмотренный п. 4 ч. 1 и ч. 3 ст. 14 вышеуказанного Федерального закона N 131-ФЗ, с ДД.ММ.ГГГГ отнесен к компетенции органа местного самоуправления соответствующего муниципального района. В соответствии с п.2 ст. 1 Закона УР «О внесении изменений в статью 7.4 Закона УР «О местном самоуправлении в Удмуртской Республике» №-РЗ от ДД.ММ.ГГГГ полномочия по организации в границах поселения водоснабжения населения и водоотведения передано органам местного самоуправления муниципального района, на территории которого расположено сельское поселения.
Скважина, в отношении которой заявлены требования, относится к недвижимым вещам. Она являются инженерным сооружением, прочно связана с землей, ее перемещение без несоразмерного ущерба назначению невозможно.
Поскольку прежний собственник указанного объекта недвижимости неизвестен, год со дня постановки бесхозяйной недвижимой вещи на учёт истёк, правопритязаний на него не зарегистрировано, суд считает заявленное требование законным и обоснованным; спор о праве в данном деле не усматривается.
Руководствуясь ст. ст. 194-198, 293 ГПК РФ, суд
р е ш и л:
Заявление администрации муниципального образования «<адрес>» о признании права муниципальной собственности на бесхозяйную недвижимую вещь удовлетворить.
Признать право муниципальной собственности муниципального образования «<адрес>» на бесхозяйный объект недвижимости - скважину №, расположенную по адресу: УР, <адрес>, д. Якшур, <адрес>, назначение объекта: 10.1 сооружения водозаборные; площадь (глубина): 167 м.; год ввода в эксплуатацию: 1988; кадастровый №.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный суд Удмуртской Республики путем подачи апелляционной жалобы через Якшур-Бодьинский районный суд Удмуртской Республики в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Решение принято в окончательной форме ДД.ММ.ГГГГ
Судья Е.И. Трудолюбова