Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-1115/2021 ~ М-799/2021 от 13.04.2021

дело № 2-1115/2021

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

06 сентября 2021 года Томский районный суд Томской области в составе:

председательствующего судьи                     Крикуновой Л.В.,

при секретаре                                 Барышевой Т.А.,

помощник судьи                             Ковалева Д.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Томске гражданское дело по иску Администрации Томского района к Алистратовой Татьяне Викторовне об изъятии объекта незавершенного строительства путем продажи с публичных торгов,

установил:

Администрация Томского района обратилась в суд с иском к Алистратовой Т.В., в котором просила изъять объект незавершенного строительства с кадастровым номером , расположенный на земельном участке с кадастровым номером по адресу: <адрес>, путем продажи с публичных торгов.

В обоснование заявленных требований указала, что Алистратова Т.В. является собственником объекта незавершенного строительства с кадастровым номером , расположенного на земельном участке по адресу: <адрес> кадастровый номер . Указанный земельный участок был предоставлен на основании договора аренды земельного участка № от ДД.ММ.ГГГГ однократно для завершения строительства объекта незавершенного строительства. В связи с истечением ДД.ММ.ГГГГ срока действия договора ответчику сообщалось о прекращении срока договора аренды земельного участка, а также о возможности обращения с заявлением в орган местного самоуправления о предоставлении в собственность земельного участка при наличии на нем объекта недвижимости (завершенного строительства), находящегося у этого лица в собственности, однако таких заявлений не последовало. Поскольку требование в суд о продаже объекта незавершенного строительства с публичных торгов вправе заявить исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, уполномоченные на распоряжение земельным участком, который находится в государственной или муниципальной собственности и на котором расположен этот объект, Администрация Томского района является полномочным лицом, обратившимся с таким заявлением.

Истец Администрация Томского района уведомлена надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, в суд своего представителя не направила.

Ответчик Алистратова Т.В. извещена о времени и месте судебного заседания, в суд не явилась.

На основании ч. 3 ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд счел возможным рассмотреть дело в отсутствие сторон.

Исследовав материалы дела, суд полагает, что исковые требования Администрации Томского района подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

В силу части 2 статьи 8 Конституции Российской Федерации в Российской Федерации признаются и защищаются равным образом частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности.

Никто не может быть лишен своего имущества иначе как по решению суда. Принудительное отчуждение имущества для государственных нужд может быть произведено только при условии предварительного и равноценного возмещения (часть 3 статьи 35 Конституции Российской Федерации).

Согласно части 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

В соответствии с пунктом 3.1 части 2 статьи 235 Гражданского кодекса Российской Федерации одним из оснований принудительного изъятия у собственника имущества является отчуждение объекта незавершенного строительства в связи с прекращением действия договора аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности.

Согласно пункту 1 статьи 239.1 Гражданского кодекса Российской Федерации, если иное не предусмотрено законом, в случае прекращения действия договора аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности и предоставленного по результатам аукциона, объекты незавершенного строительства, расположенные на таком земельном участке, могут быть изъяты у собственника по решению суда путем продажи с публичных торгов.

В соответствии с пунктом 6 приведенной статьи ее положения применяются в случае прекращения действия договора аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, который заключен без проведения торгов в целях завершения строительства объекта незавершенного строительства, при условии, что строительство этого объекта не было завершено.

Требование о продаже объекта незавершенного строительства не подлежит удовлетворению, если собственник этого объекта докажет, что нарушение срока строительства объекта связано с действиями (бездействием) органов государственной власти, органов местного самоуправления или лиц, осуществляющих эксплуатацию сетей инженерно-технического обеспечения, к которым должен быть подключен (технологически присоединен) объект (пункт 3 статьи 239.1 Гражданского кодекса Российской Федерации).

Согласно части 33 статьи 34 Федерального закона от 23.06.2014 № 171-ФЗ «О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» положения статьи 239.1 Гражданского кодекса Российской Федерации не распространяются на случаи, если договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключен до дня вступления в силу указанного Федерального закона.

Согласно части 1 статьи 35 Федерального закона от 23.06.2014 № 171-ФЗ «О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» данный нормативно-правовой акт вступил в силу с 1 марта 2015 года.

Федеральным законом от 23.06.2014 № 171-ФЗ «О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» был изменен ранее существовавший порядок предоставления земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности.

В соответствии с пунктом 14 статьи 1 Федерального закона от 23.06.2014 № 171-ФЗ «О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» с 1 марта 2015 года утратил силу пункт 3 статьи 22 Земельного кодекса Российской Федерации, предусматривающий преимущественное право арендатора на заключение нового договора аренды земельного участка по истечении срока договора аренды при прочих равных условиях, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 3 статьи 35, пунктом 1 статьи 36 и статьи 46 Земельного кодекса Российской Федерации.

Так, согласно пункту 15 статьи 39.8 Земельного кодекса Российской Федерации арендатор земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, с 1 марта 2015 года не имеет преимущественного права на заключение на новый срок договора аренды такого земельного участка без проведения торгов.

В силу пункта 1 статьи 39.6 Земельного кодекса Российской Федерации договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается на торгах, проводимых в форме аукциона, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 этой же статьи.

Исключительные случаи, при которых договор аренды публичного земельного участка может быть заключен без проведения торгов, приведены в пункте 2 статьи 39.6 Земельного кодекса Российской Федерации, а также в пункте 21 статьи 3 Закона N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации".

В закрытом перечне оснований заключения договора аренды земельного участка публичной собственности без проведения торгов, установленном пунктом 2 статьи 39.6 Земельного кодекса Российской Федерации, предусмотрено такое основание, как нахождение на земельном участке объектов незавершенного строительства. При этом в приведенном случае участок может быть предоставлен только однократно в целях завершения строительства объектов незавершенного строительства и только собственникам указанных объектов, перечисленным в пункте 5 данной статьи (подпункт10 пункта 2 статьи 39.6 Земельного кодекса Российской Федерации).

На основании пункта 5 статьи 39.6 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление в аренду без проведения торгов земельного участка, который находится в государственной или муниципальной собственности и на котором расположен объект незавершенного строительства, осуществляется однократно для завершения строительства этого объекта: 1) собственнику объекта незавершенного строительства, право собственности на который приобретено по результатам публичных торгов по продаже этого объекта, изъятого у предыдущего собственника в связи с прекращением действия договора аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности; 2) собственнику объекта незавершенного строительства, за исключением указанного в подпункте 1 настоящего пункта, в случае, если уполномоченным органом в течение шести месяцев со дня истечения срока действия ранее заключенного договора аренды земельного участка, на котором расположен этот объект, в суд не заявлено требование об изъятии этого объекта путем продажи с публичных торгов либо судом отказано в удовлетворении данного требования или этот объект не был продан с публичных торгов по причине отсутствия лиц, участвовавших в торгах. Предоставление земельного участка в аренду без аукциона в соответствии с настоящим подпунктом допускается при условии, что такой земельный участок не предоставлялся для завершения строительства этого объекта ни одному из предыдущих собственников этого объекта.

Согласно пункту 21 статьи 3 Закона N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" в редакции Федерального закона от 23 июня 2014 г. N 171-ФЗ "О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации", действующей с 1 марта 2015 г., в случае, если объект незавершенного строительства расположен на земельном участке, находящемся в государственной или муниципальной собственности, и право собственности на указанный объект зарегистрировано до 1 марта 2015 г. или такой земельный участок предоставлен до 1 марта 2015 г. в аренду для строительства такого объекта, собственник указанного объекта имеет право приобрести такой земельный участок в аренду сроком на три года однократно для завершения его строительства без проведения торгов в порядке, установленном статьями 39.14 - 39.17 Земельного кодекса Российской Федерации. Положения данного пункта применяются в случае, если ранее такой земельный участок не предоставлялся любому из предыдущих собственников указанного объекта незавершенного строительства в соответствии с этим пунктом.

Порядок проведения публичных торгов по продаже объектов незавершенного строительства установлен постановлением Правительства РФ от 03 декабря 2014 г. № 12.

В соответствии с пунктами 2 и 3 Правил проведения публичных торгов по продаже объектов незавершенного строительства, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 03.12.2014 N 1299 (далее - Правила N 1299), публичные торги проводятся в форме аукциона, открытого по составу участников (далее - аукцион). Аукцион проводится на основании решения суда об изъятии объекта незавершенного строительства у собственника путем продажи с публичных торгов органами государственной власти или органами местного самоуправления, обратившимися в суд с заявлением о продаже объектов незавершенного строительства на публичных торгах, либо специализированной организацией, привлеченной в соответствии с законодательством Российской Федерации на основании договора с указанными органами.

На основании пунктов 4 и 2 статьи 239.1 Гражданского кодекса РФ начальная цена продажи объекта незавершенного строительства определяется на основании оценки его рыночной стоимости.

Судом установлено и следует из материалов дела, что Алистратова Т.В. является собственником объекта незавершенного строительства с кадастровым номером , расположенного на земельном участке с кадастровым номером по адресу: <адрес>. Право собственности зарегистрировано ДД.ММ.ГГГГ. Данные факты подтверждаются выпиской из Единого государственного реестра недвижимости № от ДД.ММ.ГГГГ.

В соответствии с выпиской из Единого государственного реестра недвижимости № от ДД.ММ.ГГГГ площадь земельного участка с кадастровым номером составляет 1500 +/- 27 кв.м, категория земель: земли населенных пунктов, виды разрешенного использования: для ведения личного подсобного хозяйства.

ДД.ММ.ГГГГ между Администрацией Томского района и ответчиком заключен договор аренды земельного участка №, по условиям которого арендодатель предоставляет, а арендатор принимает в аренду земельный участок из земель населенных пунктов площадью 1500 кв.м. с кадастровым номером для ведения личного подсобного хозяйства по адресу: <адрес>. Земельный участок предоставлен в аренду однократно для завершения строительства объекта незавершенного строительства с кадастровым номером (пункты 1.1-1.2 договора).

В соответствии с пунктом 2.1 договора аренды земельного участка срок аренды устанавливается на три года, начало действия договора аренды 16.03.2018, окончание действия договора 15.03.2021.

Таким образом, отношения истца и ответчика по аренде земельного участка возникли после вступления в законную силу Федерального закона от 23.06.2014 № 171-ФЗ «О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» ввиду чего на них распространяются положения статьи 239.1 Гражданского кодекса Российской Федерации.

ДД.ММ.ГГГГ Администрация Томского района направила в адрес ответчика уведомление № о прекращении договора аренды земельного участка в связи с истечением срока действия, в котором сообщалось о прекращении срока договора аренды земельного участка, а также о возможности обращения с заявлением в орган местного самоуправления о предоставлении в собственность земельного участка при наличии на нем объекта недвижимости, завершенного строительством, находящегося у этого лица в собственности.

Как следует из акта обследования земельного участка, ДД.ММ.ГГГГ главным специалистом Отдела земельного контроля Управления земельно-имущественных отношений Администрации Томского района ФИО1, был осуществлен выезд на земельный участок, расположенный по адресу: <адрес>, с кадастровым номером , целевое использование - для ведения личного подсобного хозяйства, площадью - 1500 кв. м. При обследовании установлено, что на данном земельном участке объекты капитального строительства и ограждения отсутствуют. Границы участка установлены в соответствии с действующим законодательством (внесены в ЕГРН). На момент проведения обследования, хозяйственная деятельность на участке не велась.

Указанное подтверждается также приложенным к акту фотоматериалом.

Как следует из искового заявления и не отрицается ответчиком, заявлений о предоставлении в собственность земельного участка в связи с наличием на нем объекта недвижимости, завершенного строительством, от ответчика не последовало.

В соответствии с пунктом 1 статьи 55 Градостроительного кодекса Российской Федерации документом, удостоверяющим выполнение строительства, реконструкции объекта капитального строительства в полном объеме в соответствии с требованиями действующего законодательства является разрешение на ввод объекта в эксплуатацию.

Разрешения на ввод объекта с кадастровым номером в эксплуатацию в материалы дела не представлено. Стороной ответчика не представлено и документов, которые могли бы свидетельствовать о том, что нарушение срока строительства объекта связано с действиями (бездействием) органов государственной власти, органов местного самоуправления или лиц, осуществляющих эксплуатацию сетей инженерно-технического обеспечения, к которым должен быть подключен (технологически присоединен) объект.

Оценивая представленные в материалы дела доказательства в соответствии с правилами статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд приходит к выводу о том, что Алистратова Т.В. реализовала свое право на заключение договора аренды для завершения строительства без проведения торгов на три года, однако объект незавершенного строительства так и не был введен в эксплуатацию по истечении срока такого договора.

С учетом приведенных обстоятельств требования Администрации Томского района об изъятии объекта незавершенного строительства путем продажи с публичных торгов подлежат удовлетворению.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

решил:

исковые требования Администрации Томского района к Алистратовой Татьяне Викторовне об изъятии объекта незавершенного строительства путем продажи с публичных торгов удовлетворить.

Изъять у Алистратовой Татьяны Викторовны объект незавершенного строительства с кадастровым номером , расположенный на земельном участке по адресу: <адрес> кадастровый номер путем продажи с публичных торгов в порядке, установленном постановлением Правительства Российской Федерации от 03.12.2014 №1299 «Об утверждении Правил проведения публичных торгов по продаже объектов незавершенного строительства».

На решение может быть подана апелляционная жалоба в Томский областной суд через Томский районный суд Томской области в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Председательствующий /подпись/ А.В. Крикунова

Копия верна

Судья                А.В.Крикунова

Секретарь            Т.А. Барышева

Подлинник подшит в деле №2-1115/2021 в

Томском районном суде Томской области

УИД 70RS0005-01-2021-001160-19

Мотивированный текст решения суда составлен 13 сентября 2021 г.

Судья            А.В.Крикунова

2-1115/2021 ~ М-799/2021

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Администрация Томского района Томской области
Ответчики
Алистратова Татьяна Викторовна
Суд
Томский районный суд Томской области
Судья
Крикунова Анна Викторовна
Дело на сайте суда
tomsky--tms.sudrf.ru
13.04.2021Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
14.04.2021Передача материалов судье
19.04.2021Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
19.04.2021Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
20.04.2021Подготовка дела (собеседование)
20.04.2021Производство по делу приостановлено
06.09.2021Производство по делу возобновлено
06.09.2021Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
06.09.2021Судебное заседание
13.09.2021Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
21.09.2021Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
15.06.2022Дело оформлено
15.06.2022Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее