Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
дата. Октябрьский районный суд г. Самары в составе:
председательствующего судьи Митиной Е.А.,
при секретаре Чурбаковой Т.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело №... по заявлению ЗАО «Жигулевские стройматериалы» об оспаривании в части предписания Государственной инспекции труда в Самарской области, с участием Государственной инспекции труда в Самарской области
У С Т А Н О В И Л:
ЗАО «Жигулевские стройматериалы» обратилось в суд с указанным заявлением, в котором просило суд признать незаконным и отменить пункт *** Предписания Государственной инспекции труда в Самарской области от дата. В обоснование заявленных требований указало, что дата. государственным инспектором труда Самарской области ФИО2 заявителю было выдано Предписание № №... об устранении нарушений трудового законодательства. С указанным Предписанием Общество не согласно в части требований, содержащихся в пункте ***, а именно: «установить дни выплаты заработной платы коллективным договором; выплачивать работникам заработную плату не реже чем каждые полмесяца в дни, установленные Правилами внутреннего трудового распорядка, коллективным договором, трудовым договором; выплачивать все суммы, причитающиеся при увольнении работнику от работодателя, в день прекращения трудовых отношений, основание – ст. ст. 22,84.1, 127, ч.6 ст. 136, 140 ТК РФ; разработать и утвердить локальный нормативный акт, устанавливающий порядок индексации заработной платы. Основание – ст. ст. 22, 134 ТК РФ; при заключении срочного трудового договора указывать обстоятельства (причины), послужившие основанием для заключения срочного трудового договора в соответствии с Трудовым Кодексом, основание – ст. ст. 57,59 ТК РФ». Периоды выплаты заработной платы работникам Общества установлены Правилами внутреннего трудового распорядка от дата., Положением об оплате труда от дата., которыми сроки выплаты заработной платы установлены два раза – *** числа месяца. Трудовой Кодекс РФ не содержит императивной нормы об установлении сроков выплаты заработной платы в коллективном договоре. Выплата заработной платы работникам производится каждые полмесяца, в оспариваемом предписании отсутствует указание на конкретное нарушение прав работника. Работники получали заработную плату в установленные сроки, претензий со стороны работников по дням выплаты заработной платы Обществу не предъявлялось. Указанный пункт Предписания не содержит конкретный перечень работников, в отношении которых необходимо устранить нарушение трудового законодательства, в связи с чем предписание не является исполнимым.
В судебное заседание представитель ЗАО «Жигулевские стройматериалы» - ФИО1, действующая на основании доверенности, заявленные требования поддержала, просила их удовлетворить в полном объеме. По существу требований дополнительно пояснила, что требование о выплате всех сумм, причитающиеся при увольнении работнику от работодателя, в день прекращения трудовых отношений, а также требование при заключении срочного трудового договора указывать обстоятельства (причины), послужившие основанием для заключения срочного трудового договора в соответствии с Трудовым Кодексом, не конкретизировано указанием на конкретных работников, в отношении которых необходимо устранить нарушение, требование инспектора об установлении порядка индексации заработной платы локальными актами работодателя, а также в коллективном договоре законом не предусмотрено.
В судебное заседание представитель Государственной инспекции труда в Самарской области –государственный инспектор ФИО2 не явилась, представила отзыв на заявление, в котором просила в удовлетворении заявленных требований отказать, а также ходатайствовала о рассмотрении заявления в ее отсутствие в связи с невозможностью участия в судебном заседании.
В соответствии с положениями ч. 2 ст. 257 ГПК РФ неявка в судебное заседание должностного лица, действия которого обжалуются, не является препятствием к рассмотрению заявления.
Заслушав пояснения представителя заявителя, изучив материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
В соответствии с ч. 1 статьи 254 ГПК РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде действие (бездействие) органа государственной власти, если считает, что нарушены их права и законные интересы.
Согласно ст. 255 ГПК РФ к решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых: нарушены права и свободы гражданина; созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод; на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности.
В силу ч.1 ст.353 ТК РФ, государственный надзор и контроль за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, всеми работодателями на территории Российской Федерации осуществляет федеральная инспекция труда.
Согласно ст. 355 ТК РФ, основными задачами федеральной инспекции труда являются: обеспечение соблюдения и защиты трудовых прав и свобод граждан, включая право на безопасные условия труда; обеспечение соблюдения работодателями трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права; обеспечение работодателей и работников информацией о наиболее эффективных средствах и методах соблюдения положений трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права; доведение до сведения соответствующих органов государственной власти фактов нарушений, действий (бездействия) или злоупотреблений, которые не подпадают под действие трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права.
Из материалов дела следует, что дата. по результатам проведенной плановой выездной проверки государственным инспектором труда Самарской области ФИО2 в отношении ЗАО «Жигулевские стройматериалы» вынесено Предписание № №... (далее – Предписание), в соответствии с которым Общество обязано устранить нарушения трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права.
Пунктом *** указанного Предписания предусмотрено, что Общество обязано «установить дни выплаты заработной платы коллективным договором; выплачивать работникам заработную плату не реже чем каждые полмесяца в дни, установленные Правилами внутреннего трудового распорядка, коллективным договором, трудовым договором; выплачивать все суммы, причитающиеся при увольнении работнику от работодателя, в день прекращения трудовых отношений, основание – ст. ст. 22,84.1, 127, ч.6 ст. 136, 140 ТК РФ; разработать и утвердить локальный нормативный акт, устанавливающий порядок индексации заработной платы. Основание – ст. ст. 22, 134 ТК РФ; при заключении срочного трудового договора указывать обстоятельства (причины), послужившие основанием для заключения срочного трудового договора в соответствии с Трудовым Кодексом, основание – ст. ст. 57,59 ТК РФ». Срок выполнения требований установлен – до дата.
С указанным пунктом Предписания заявитель не согласен, считая его незаконным по вышеуказанным основаниям.
Как следует из ст. 135 ТК РФ, заработная плата работнику устанавливается трудовым договором в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда.
Системы оплаты труда, включая размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), доплат и надбавок компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, системы доплат и надбавок стимулирующего характера и системы премирования, устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.
Конкретные сроки выплаты заработной платы, а также размеры аванса Трудовой кодекс РФ не регулирует.
Вместе с тем следует учитывать, что, согласно Постановлению Совета Министров СССР от 23.05.57 N 566 "О порядке выплаты заработной платы рабочим за первую половину месяца", действующему в части не противоречащей Трудовому кодексу РФ, размер аванса в счет заработной платы рабочих за первую половину месяца определяется соглашением администрации предприятия (организации) с профсоюзной организацией при заключении коллективного договора, однако минимальный размер указанного аванса должен быть не ниже тарифной ставки рабочего за отработанное время.
На основании ст. 136 ТК РФ заработная плата выплачивается не реже чем каждые полмесяца в день, установленный правилами внутреннего трудового распорядка, коллективным договором, трудовым договором.
Анализ положений ст. 136 ТК РФ позволяет сделать вывод о том, что сроки выплаты заработной платы должны быть определены в одном из перечисленных в ст. 136 ТК РФ локальных актов: коллективном договоре, правилах внутреннего трудового распорядка организации (при отсутствии коллективного договора) либо в трудовых договорах.
Таким образом, обязательное указание на сроки выплаты заработной платы в коллективном договоре законом не предусмотрено. Судом установлено, что сроки выплаты заработной платы в ЗАО «Жигулевские стройматериалы» определены пунктом 7.2. Правил внутреннего трудового распорядка, утв. Генеральным директором Общества дата., в соответствии с которым сроки выплаты работникам заработной платы установлены *** раза в месяц- *** числа каждого месяца (в дата) за *** месяца и *** числа каждого месяца по итогам работы за ***, а также пунктом 8.1. Положения об оплате труда ЗАО «Жигулевские стройматериалы», утв. Генеральным директором Общества дата.
На основании изложенного, суд приходит к выводу, что обязанность по установлению дней выплаты заработной платы в коллективном договоре возложена на заявителя незаконно.
В пункте *** Предписания на ЗАО «Жигулевские стройматериалы» возложена обязанность выплачивать работникам заработную плату не реже чем каждые полмесяца в дни, установленные Правилами внутреннего трудового распорядка, коллективным договором, трудовым договором; выплачивать все суммы, причитающиеся при увольнении работнику от работодателя, в день прекращения трудовых отношений; при заключении срочного трудового договора указывать обстоятельства (причины), послужившие основанием для заключения срочного трудового договора в соответствии с Трудовым Кодексом.
В соответствии с абзацем 1 части 1 статьи 356 ТК РФ федеральная инспекция труда осуществляет федеральный государственный надзор и контроль за соблюдением работодателями трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, посредством проверок, выдачи обязательных для исполнения предписаний об устранении нарушений, составления протоколов об административных правонарушениях в пределах полномочий, подготовки других материалов (документов) о привлечении виновных к ответственности в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Абзацем 6 части 1 статьи 357 ТК РФ установлено, что государственные инспекторы труда при осуществлении федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, имеют право предъявлять работодателям и их представителям обязательные для исполнения предписания об устранении нарушений трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, о восстановлении нарушенных прав работников, привлечении виновных в указанных нарушениях к дисциплинарной ответственности или об отстранении их от должности в установленном порядке.
По смыслу данных положений закона при проведении проверок государственный инспектор труда выдает обязательное для исполнения работодателем предписание только в случае очевидного нарушения трудового законодательства. Трудовые споры, в том числе, неурегулированные разногласия между работодателем и работником по вопросам применения трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, коллективного договора, соглашения, локального нормативного акта, трудового договора (в том числе об установлении или изменении индивидуальных условий труда) рассматриваются в рамках статей 381 - 397 ТК РФ комиссиями по трудовым спорам или судами.
В связи с этим, осуществляя функцию по надзору и контролю за работодателями, государственная инспекция труда выявляет правонарушения, но не решает трудовые споры, так как не может подменять собой органы по рассмотрению индивидуальных трудовых споров.
В соответствии с Конвенцией МОТ N 81 "Об инспекции труда в промышленности и торговле" от 11 июля 1947 года, ратифицированной Российской Федерацией 11 апреля 1998 года, инспектору труда не предоставлено право выносить обязательные для исполнения работодателем предписания по трудовым спорам.
Конкретное нарушение трудового законодательства со стороны работодателя, связанного с порядком оплаты труда и заключением срочного трудового договора, в Предписании не указано.
Из представленного акта проверки органом государственного контроля (надзора) от дата., послужившего основанием вынесения оспариваемого Предписания, следует, что в нарушение указанных требований трудового законодательства работодателем *** ФИО3 несвоевременно выплатили суммы, причитающиеся при увольнении; в срочном трудовом договоре ФИО4 от дата. №... не указаны обстоятельства (причины), послужившие основанием для заключения срочного трудового договора в соответствии с Трудовым Кодексом.
Однако разрешение данных вопросов является в силу статьи 381 ТК РФ индивидуальным трудовым спором, подлежащим рассмотрению комиссией по рассмотрению трудовых споров, либо судом.
Иных оснований для возложения на Общество данной обязанности в соответствии с представленными суду материалами проверки судом не установлено.
Таким образом, предписание содержит требование об исполнении трудового законодательства на будущее время в отношении неопределенного круга работников в отсутствие установленных фактов нарушений сроков выплаты заработной платы и условий заключенных срочных трудовых договоров. Такие указания правовой природе предписания не отвечают, поскольку необходимость выполнения работодателем требований законодательства в области трудовых отношений предполагается в силу закона и не нуждается в дополнительном дублировании в предписании.
На основании изложенного, суд полагает возможным отменить данные требования Предписания как незаконные, поскольку конкретное нарушение действующего законодательства со стороны заявителя в указанной части не допущено.
В остальной части обжалуемого пункта *** Предписания суд не усматривает оснований для его отмены.
В соответствии с требованиями ст. 134 ТК РФ обеспечение повышения уровня реального содержания заработной платы включает индексацию заработной платы в связи с ростом потребительских цен на товары и услуги. Индексация заработной платы в организациях, не финансируемых из соответствующих бюджетов, производится в порядке, установленном коллективным договором, соглашениями и локальными нормативными актами.
В судебном заседании представителем заявителя не оспаривалось, что на момент проведения указанной проверки государственным инспектором локальными актами ЗАО «Жигулевские стройматериалы» индексация сумм заработной платы не предусматривалась.
Ссылка заявителя на незаконность установления порядка индексации заработной платы в коллективном договоре в связи с невозможностью его одностороннего изменения, судом отклоняется, поскольку такой обязанности как установление в коллективном договоре данных условий Предписание не содержит.
На основании вышеизложенного, указанное требование Предписания об обязании Общества разработать и утвердить локальный нормативный акт, устанавливающий порядок индексации заработной платы в порядке ст. ст. 22, 134 ТК РФ суд считает обоснованным и законным, в связи с чем оснований для его отмены не находит.
В связи с отказом заявителю в удовлетворении указанной части заявленных требований суд считает необходимым отменить принятые определением суда от дата. обеспечительные меры в части приостановления действия пункта *** Предписания Государственной инспекции труда в Самарской области от дата. об устранении нарушений в срок до дата. – «разработать и утвердить локальный нормативный акт, устанавливающий порядок индексации заработной платы. Основание – ст. ст. 22, 134 ТК РФ».
Руководствуясь ст.ст. 194-198, 258 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л :
Заявленные требования ЗАО «Жигулевские стройматериалы» удовлетворить частично.
Признать незаконным и отменить пункт *** Предписания Государственной инспекции труда в Самарской области от дата. в части указания на требование об устранении ЗАО «Жигулевские стройматериалы» нарушений в срок до дата. в части оплаты труда и оформления трудовых отношений, а именно: «установить дни выплаты заработной платы коллективным договором; выплачивать работникам заработную плату не реже чем каждые полмесяца в дни, установленные Правилами внутреннего трудового распорядка, коллективным договором, трудовым договором; выплачивать все суммы, причитающиеся при увольнении работнику от работодателя, в день прекращения трудовых отношений, основание – ст. ст. 22,84.1, 127, ч.6 ст. 136, 140 ТК РФ; при заключении срочного трудового договора указывать обстоятельства (причины), послужившие основанием для заключения срочного трудового договора в соответствии с Трудовым Кодексом, основание – ст. ст. 57,59 ТК РФ».
В остальной части заявленные требования оставить без удовлетворения.
Отменить принятые определением суда от дата обеспечительные меры в части приостановления действия пункта *** Предписания Государственной инспекции труда в Самарской области от дата. об устранении нарушений в срок до дата. – «разработать и утвердить локальный нормативный акт, устанавливающий порядок индексации заработной платы. Основание – ст. ст. 22, 134 ТК РФ».
Решение может быть обжаловано в Самарский областной суд в течение одного месяца с момента изготовления решения в окончательной форме.
В окончательной форме решение суда изготовлено дата.
Судья (подпись) Е.А. Митина