Дело № 2-67/2019
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
28 февраля 2019 года пос. Муезерский
Муезерский районный суд Республики Карелия в составе:
председательствующего судьи Антонова Н.И.,
с участием старшего помощника прокурора Муезерского района Казанцева Д.В.,
при секретаре судебного заседания Шадриной Д.Р.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора Муезерского района Республики Карелия в порядке статьи 45 ГПК РФ в интересах неопределенного круга лиц к обществу с ограниченной ответственностью «КАРЕЛЭНЕРГОРЕСУРС» об обязании совершить определенные действия,
установил:
Прокурор Муезерского района Республики Карелия обратился в суд в порядке ст. 45 ГПК РФ с указанным исковым заявлением к обществу с ограниченной ответственностью «КАРЕЛЭНЕРГОРЕСУРС» (далее ответчик) по тем основаниям, что на основании концессионных соглашений от ДД.ММ.ГГГГ, заключенного между администрацией Ледмозерского сельского поселения и ООО «КАРЕЛЭНЕРГОРЕСУРС», а также между Правительством Республики Карелия и ООО «КАРЕЛЭНЕРГОРЕСУРС», во владение и пользование ООО «Карелэнергоресурс» передано имущество для проведения работ на объектах концессионного соглашения для осуществления производства, передачи и реализации тепловой энергии и горячей воды потребителям, Ледмозерского сельского поселения и Муезерского муниципального района.
В ходе проверки соблюдения ответчиком законодательства, регламентирующего вопросы подготовки к отопительному сезону ДД.ММ.ГГГГ годов, прокуратурой установлено, что ответчиком не исполняются требования положений ч.5 ст. 20, п.п. 1, 2 ч. 1 ст. 28.3 Федерального закона от 27.07.2010 № 190-ФЗ «О теплоснабжении», п. 11.9 Приказа Министерства энергетики Российской Федерации от 24.03.2003 № 115 «Об утверждении правил технической эксплуатации тепловых установок». Правовые основы подготовки объектов ЖКХ к отопительному сезону регламентированы Постановлением Госстроя РФ от 27.09.2003 № 170 «об утверждении Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда».
В нарушение обязанностей по обеспечению надлежащего теплоснабжения на территории Муезерского муниципального района, в том числе наличия запаса топлива, ООО «КАРЕЛЭНЕРГОРЕСУРС» не обеспечило на котельных общий нормативный запас топлива, что является критичным для потребителей, в том числе объектов социального значения, может привести к массовым нарушениям прав потребителей, жилищных прав граждан на предоставление качественного и своевременного теплоснабжения.
На основании изложенного, руководствуясь статьей 45, частью 3 статьи 35 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации, прокурор Муезерского района просит суд обязать ООО «КАРЕЛЭНЕРГОРЕСУРС» создать общий нормативный запас топлива, исходя из фактической вместимости хранилищ топлива на котельных, расположенных на территории Муезерского района, на протяжении отопительного периода ДД.ММ.ГГГГ годов не ниже:
1. |
котельная «Центральная» <адрес>; котельная «Квартальная» <адрес> |
0,8 тыс.м3 |
2. |
котельная «Центральная» <адрес> |
0,40 тыс.м3 |
3. |
котельная «Центральная» <адрес> |
0,40 тыс.м3 |
4. |
котельная школы <адрес> |
0,05 тыс.м3 |
5. |
котельная «Центральная» <адрес> |
0,09 тыс.м3 |
6. |
котельная «Школьная» <адрес> |
0,03 тыс.м3 |
7. |
котельная «Школьная» <адрес> |
0,07 тыс.м3 |
8. |
котельная РММ <адрес> |
0,10 тыс.м3 |
9. |
котельная детский сад <адрес> |
0,02 тыс.м3 |
В судебном заседании старший помощник прокурора Муезерского района Казанцев Д.В. исковые требования поддержал по основаниям, изложенным в исковом заявлении. В связи с тем, что отопительный сезон 2018-2019 годов не закончен, с целью своевременного и качественного теплоснабжение потребителей Муезерского муниципального района просил обратить решение в части создания запаса топлива к немедленному исполнению.
Представитель ответчика Юрчик В.Л., действующий на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ №, в судебном заседании по существу исковых требований не возражал. Пояснил, что отсутствие запаса топлива связано с возникшими проблемами по заключению договоров на поставку топлива. В настоящее время договоры заключены, однако имеются финансовые проблемы, связанные с задолженностью физических лиц - потребителей услуг, составляющей более <данные изъяты> рублей, то есть фактически равной задолженности поставщикам топлива.
Заслушав прокурора, представителя ответчика, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
В соответствии с п.1 ч. 1 ст. 3 Федерального закона от 27.07.2010 № 190-ФЗ «О теплоснабжении» (далее – ФЗ «О теплоснабжении»), общим принципом организации отношений в сфере теплоснабжения являются обеспечение надежности теплоснабжения в соответствии с требованиями технических регламентов.
В силу п.п. 4,7,8 ч. 5 ст. 20 ФЗ «О теплоснабжении» теплоснабжающие организации и теплосетевые организации, обязаны обеспечивать качество теплоносителей, безаварийную работу объектов теплоснабжения и надежное теплоснабжение потребителей.
Согласно п.п. 4.1.1., 11.9 Правил технической эксплуатации тепловых установок, утвержденных приказом Министерства энергетики Российской Федерации от 24.03.2003 № 115, эксплуатация оборудования топливного хозяйства должна обеспечивать своевременную, бесперебойную подготовку и подачу топлива в котельную. Должен обеспечиваться запас основного и резервного топлива в соответствии с нормативами. Энергетические организации, имеющие источники теплоты, своевременно обеспечивают создание нормативных запасов топлива.
Согласно требованиям п. 2.6.10 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных Постановлением Государственного Комитета Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу № 170 от 27 сентября 2003 года, готовность объектов жилищно-коммунального хозяйства к эксплуатации в зимних условиях подтверждается наличием обеспеченности топливом котельных до начала отопительного сезона, в том числе твердого – не ниже 70 % потребности отопительного сезона.
Приказом Министерства энергетики Российской Федерации от 10.08.2012 № 377 утвержден Порядок определения нормативов запасов топлива на источниках тепловой энергии.
В соответствии с п.п. 2, 15 указанного Порядка норматив запасов топлива на котельных рассчитывается как запас основного и резервного видов топлива (далее - ОНЗТ) и определяется по сумме объемов неснижаемого нормативного запаса топлива (далее - ННЗТ) и нормативного эксплуатационного запаса топлива (далее - НЭЗТ). ОНЗТ определяются не позднее 1 октября года, предшествующего планируемому.
Согласно п. 11 Порядка НЭЗТ необходим для надежной и стабильной работы котельных и обеспечивает плановую выработку тепловой энергии в случае введения ограничений поставок основного вида топлива. При этом согласно п. 21 для расчета размера НЭЗТ принимается плановый среднесуточный расход топлива трех наиболее холодных месяцев отопительного периода и количество суток по твердому топливу - 45 суток.
Пунктами 12, 13 Порядка установлено, что расчет НЭЗТ производится ежегодно для каждой котельной, сжигающей или имеющей в качестве резервного твердое или жидкое топливо. Расчеты производятся на 1 октября планируемого года. Расчеты ННЗТ и НЭЗТ производятся по котельным организаций электроэнергетики и отопительным (производственно-отопительным) котельным организаций, не относящихся к организациям электроэнергетики, в соответствии с разделом II настоящего Порядка. В результатах расчетов значения нормативов представляются в тоннах натурального твердого и жидкого топлива и округляются до десятых долей указанной единицы измерения.
Из анализа приведенных норм права следует, что обязанность по формированию запасов топлива возложена законодательством непосредственно на организации, не относящиеся к организациям электроэнергетики и имеющие котельные.
На основании концессионного соглашения от ДД.ММ.ГГГГ, заключенного между администрацией Ледмозерского сельского поселения и ООО «КАРЕЛЭНЕРГОРЕСУРС», ответчик принял объекты теплоснабжения поселения для осуществления производства, передачи и реализации тепловой энергии потребителям Ледмозерского сельского поселения.
Согласно концессионному соглашению от ДД.ММ.ГГГГ, заключенному между Правительством Республики Карелия и ООО «КАРЕЛЭНЕРГОРЕСУРС», во владение и пользование последних передано имущество для проведения работ на объектах концессионного соглашения для осуществления производства, передачи и реализации тепловой энергии потребителям Муезерского муниципального района.
Судом установлено, что общество с ограниченной ответственностью «КАРЕЛЭНЕРГОРЕСУРС» зарегистрировано в качестве юридического и в настоящее время является действующим, что подтверждается выпиской из ЕГРЮЛ. Основным видом деятельности является производство, передача и распределение пара и горячей воды, кондиционирование воздуха.
ООО «КАРЕЛЭНЕРГОРЕСУРС» является организацией, вырабатывающей в период отопительного сезона ДД.ММ.ГГГГ годов тепловую энергию для населения и объектов социального значения на территории Муезерского муниципального района. Для выработки тепловой энергии ответчик эксплуатирует 10 котельных, работающих на твердом топливе (на дровах), переданных ему на основании указанных выше концессионных соглашений.
Факт осуществления теплоснабжения на территории Муезерского муниципального района ответчиком не оспаривается.
Таким образом, ООО «КАРЕЛЭНЕРГОРЕСУРС» является организацией, на которую законодательно возложена обязанность по созданию запасов топлива на котельных.
По сведениям, представленным ООО «КАРЕЛЭНЕРГОРЕСУРС», общий нормативный запас топлива на ДД.ММ.ГГГГ год, с учетом фактической вместимости хранилища, составляет <данные изъяты> м3, фактическая вместимость хранилищ на территории Муезерского муниципального района <данные изъяты> м3.
Согласно протоколу совещания межведомственной рабочей группы от ДД.ММ.ГГГГ, проведенного прокурором района с участием представителя ООО «КАРЕЛЭНЕРГОРЕСУРС», у общества отсутствует возможность обеспечивать котельные нормативным запасом топлива по причине задолженности перед поставщиками топлива, гарантий прекращения поставок топлива не имеется.
Из оперативной информации объектов теплоснабжения ООО «КАРЕЛЭНЕРГОРЕСУРС» по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ средний объем топлива, имеющийся на котельных, не превышает <данные изъяты> м3 и достаточен для обеспечения теплоснабжения на протяжении 4,61 дней, что является критичным для потребителей, в том числе, объектов социального значения.
Таким образом, судом объективно установлено, что по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ общий нормативный запас твердого топлива на котельных Муезерского муниципального района ответчиком не создан. Данное обстоятельство подтверждается исследованными судом письменными материалами дела, не оспаривается ответчиком и в порядке ст. 56 ГПК РФ не опровергнуто.
В настоящее время отопительный сезон ДД.ММ.ГГГГ годов не окончен. Запас твердого топлива, необходимый для обеспечения выработки тепловой энергии в условиях непредвиденных обстоятельств (перерывы в поступлении топлива, резкое снижение температуры наружного воздуха и т.п.), не создан.
Отсутствие нормативного запаса топлива на котельных может явиться причиной несвоевременной подачи тепла и горячей воды потребителям <адрес>. Несоблюдение ответчиком указанных требований ставит под угрозу своевременное и качественное теплоснабжение потребителей Муезерского муниципального района, создает реальную угрозу возникновения аварийной ситуации, что в период отопительного сезона может повлечь за собой угрозу жизни и здоровья населения, причинение иного существенного вреда неопределенному кругу лиц и привести к массовым нарушениям прав потребителей на предоставление качественного теплоснабжения.
При изложенных обстоятельствах, требования прокурора обоснованы и подлежат удовлетворению.
Согласно пункту 1 статьи 212 ГПК РФ суд может по просьбе истца обратить к немедленному исполнению решение, если вследствие особых обстоятельств замедление его исполнения может привести к значительному ущербу для взыскателя или исполнение может оказаться невозможным. Вопрос о немедленном исполнении решения суда может быть рассмотрен одновременно с принятием решения суда.
При таких обстоятельствах, поскольку участвующим в деле прокурором заявлено об обращении решения к немедленному исполнению, учитывая, что отсутствие в зимний период отопительного сезона ДД.ММ.ГГГГ г.г. нормативного запаса топлива на территории Муезерского мунииципального района ставит под угрозу срыва обеспечение потребителей услугой по теплоснабжению и создает угрозу причинение иного существенного вреда неопределенному кругу лиц, суд приходит к выводу о необходимости обращения решения суда к немедленному исполнению.
Пунктом 9 части 1 статьи 333.36 Налогового кодекса РФ прокурор освобожден от уплаты государственной пошлины. Согласно ст. 103 ГПК РФ государственная пошлина подлежит взысканию с ответчика в бюджет Муезерского муниципального района в размере, предусмотренном п. 3 ч. 1 ст. 333.19 Налогового кодекса РФ, в сумме 6 000 рублей 00 копеек.
Руководствуясь ст. ст. 194 – 199 ГПК РФ, суд
решил:
Заявление прокурора Муезерского удовлетворить.
Обязать общество с ограниченной ответственностью «КАРЕЛЭНЕРГОРЕСУРС» создать в отопительном периоде ДД.ММ.ГГГГ годов общий нормативный запас твердого топлива (дрова) в котельных на территории Муезерского муниципального района исходя из фактической вместимости хранилищ, в объеме <данные изъяты> кубических метров, в том числе:
1. |
котельная «Центральная» <адрес>; котельная «Квартальная» <адрес> |
0,8 тыс.м3 |
2. |
котельная «Центральная» <адрес> |
0,40 тыс.м3 |
3. |
котельная «Центральная» <адрес> |
0,40 тыс.м3 |
4. |
котельная школы <адрес> |
0,05 тыс.м3 |
5. |
котельная «Центральная» <адрес> |
0,09 тыс.м3 |
6. |
котельная «Школьная» <адрес> |
0,03 тыс.м3 |
7. |
котельная «Школьная» <адрес> |
0,07 тыс.м3 |
8. |
котельная РММ <адрес> |
0,10 тыс.м3 |
9. |
котельная детский сад <адрес> |
0,02 тыс.м3 |
Решение в данной части обратить к немедленному исполнению.
Взыскать с общества с ограниченной ответственностью «КАРЕЛЭНЕРГОРЕСУРС» в доход бюджета Муезерского муниципального района государственную пошлину в сумме 6 000 рублей 00 копеек.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Карелия через Муезерский районный суд Республики Карелия в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.
Судья - Н.И. Антонов
Мотивированное решение в окончательной форме принято 05.03.2019.
Судья - Н.И. Антонов