Дело № 2-353/2020 |
О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
город Елизово Камчатского края |
18 июня 2020 года |
Елизовский районный суд Камчатского края в составе председательствующего судьи Федорцова Д.П., при секретаре судебного заседания Степаненко А.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-353/2020 по исковому заявлению публичного акционерного общества «Совкомбанк» к Щербиной ИО1, Щербину ИО2 и Щербину ИО3 о взыскании задолженности по кредитному договору,
у с т а н о в и л:
ДД.ММ.ГГГГ публичное акционерное общество «Совкомбанк» (далее по тексту Банк) обратилось в суд с иском к ответчику Щербиной М.В. о взыскании с ответчика в свою пользу 593777 рублей 44 копеек в счет задолженности по кредитному договору от ДД.ММ.ГГГГ №, 9137 рублей 77 копеек в счет уплаченной государственной пошлины и 193 рублей в счет расходов по нотариальному удостоверению копии доверенности.
В обоснование заявленных требований истец ссылался на то, что ДД.ММ.ГГГГ Банк заключил с Щербиной М.В. кредитный договор №, по условиям которого предоставил заемщику кредит в сумме 400 000 рублей под 27% годовых на 60 месяцев. В нарушение условий кредитного договора ответчик с 12 ноября 2013 года исполняла свои обязательства по возврату кредита и уплате процентов за пользование им ненадлежащим образом, в связи с чем на 09 декабря 2019 года у нее перед истцом образовалась вышеуказанная задолженность.
ДД.ММ.ГГГГ Банк направил в суд заявление, в котором в связи со смертью заемщика, наступившей в августе 2015 года, просил взыскать вышеуказанные суммы с наследников заемщика. При этом истец просил суд заменить умершего заемщика на предполагаемых наследников – ФИО4. и ФИО5. (л.д. 91, 92-94).
Протокольным определением от ДД.ММ.ГГГГ суд под председательством судьи Анофриковой С.Н. отказал в удовлетворении ходатайства истца о замене ненадлежащего ответчика надлежащими, поскольку из наследственного дела следовало, что указанные истцом лица наследство не принимали. По собственной инициативе суд привлек к участию в деле в качестве соответчиков Щербина ИО2 и Щербина ИО3 (л.д. 105).
В судебное заседание Банк, несмотря на свое надлежащее извещение о месте и времени рассмотрения иска, своего представителя не направил, так как просил о проведении судебного разбирательства в его отсутствие (л.д. 93, 133, 134).
Ответчик Щербина М.В. в суд не явилась в связи со своей смертью (л.д. 59).
Соответчики Щербин В.П. и Щербин С.В., будучи надлежащим образом извещенными о месте и времени судебного разбирательства, в суд не явились, о причинах неявки не сообщили и об отложении дела не просили (л.д. 131, 132).
На основании статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее по тексту ГПК РФ) судебное заседание было проведено в отсутствие лиц, участвующих в деле.
Изучив материала гражданского дела, суд приходит к следующему.
В силу статьи 17 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее по тексту ГК РФ) гражданская правоспособность, то есть способность иметь гражданские права и нести обязанности, возникает в момент рождения человека и прекращается с его смертью.
Из материалов гражданского дела следует, что ответчик Щербина М.В. умерла ДД.ММ.ГГГГ до предъявления к ней иска, что подтверждается свидетельством о смерти от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 59).
Согласно материалам наследственного дела № единственным наследником имущества наследодателя, обратившимся к нотариусу с заявлением о принятии наследства является супруг умершей Щербин В.П. Дочь умершей ФИО4 и сын заемщика ФИО5. от наследства матери отказались. Сын умершей Щербин С.В. ни с заявлением о принятии наследства, ни с заявлением об отказе от наследства матери к нотариусу не обращался. Вместе с тем, он значится зарегистрированным с ДД.ММ.ГГГГ в жилом помещении, которое заявлено супругом умершей Щербиным В.П. в качестве приобретенного им в период брака с Щербиной М.В. за три миллиона неденоминированных рублей (л.д. 58-73).
В соответствии с разъяснениями, содержащимися в пункте 6 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 мая 2012 года № 9 «О судебной практике по делам о наследовании», суд отказывает в принятии искового заявления, предъявленного к умершему гражданину, со ссылкой на пункт 1 части 1 статьи 134 ГПК РФ, поскольку нести ответственность за нарушение прав и законных интересов гражданина может только лицо, обладающее гражданской и гражданской процессуальной правоспособностью. В случае, если гражданское дело по такому исковому заявлению было возбуждено, производство по делу подлежит прекращению в силу абзаца 7 статьи 220 ГПК РФ с указанием на право истца на обращение с иском к принявшим наследство наследникам, а до принятия наследства - к исполнителю завещания или к наследственному имуществу (пункт 3 статьи 1175 ГК РФ).
Учитывая изложенное, производство по гражданскому делу подлежит прекращению в силу абзаца 7 статьи 220 ГПК РФ, так как в силу пункта 1 части 1 статьи 134 ГПК РФ рассматриваемое гражданское дело по иску Банка к Щербиной М.В. не могло быть возбуждено, в связи с ее смертью, наступившей до подачи иска.
Действующим процессуальным законодательством не предусмотрена возможность ни замены ненадлежащего ответчика надлежащим, ни привлечение соответчиков к участию в деле, подлежащему безусловному прекращению в связи с его ошибочным возбуждением, при установлении факта смерти первоначального ответчика до обращения с иском в суд (см. определение Седьмого кассационного суда общей юрисдикции от 06 февраля 2020 года № 88-2564/2020).
Руководствуясь статьями 224, 225 ГПК РФ,
о п р е д е л и л:
Производство по гражданскому делу № 2-353/2020 по исковому заявлению публичного акционерного общества «Совкомбанк» к Щербиной ИО1, Щербину ИО2 и Щербину ИО3 о взыскании задолженности по кредитному договору прекратить.
Разъяснить истцу его право на обращение с самостоятельным иском к принявшим наследство наследникам.
На определение может быть подана частная жалоба в судебную коллегию по гражданским делам Камчатского краевого суда через Елизовский районный суд Камчатского края в течение 15 дней со дня его вынесения.
Судья |
Д.П. Федорцов |