Дело № 2-1737/2015
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г. Ковров 22 апреля 2015 года
Ковровский городской суд Владимирской области в составе:
председательствующего судьи Одинцовой Н.В.,
при секретаре Беляковой Д.А.,
с участием помощника Ковровского городского прокурора Быловой Е.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Ковровского городского прокурора, действующего в защиту прав и законных интересов Митрофановой Н. В., к муниципальному бюджетному учреждению «Город» и администрации города Коврова о признании незаконным бездействия, выразившегося в несвоевременной установке приборов учета холодного водоснабжения в жилом помещении, и возложении обязанности установить указанные приборы учета,
УСТАНОВИЛ:
Ковровский городской прокурор обратился в суд с иском к администрации города Коврова, МБУ «Город» о признании незаконным бездействия администрации города Коврова, выразившегося в невыполнении требований Федерального закона Российской Федерации от 23.11.2009 года № 261-ФЗ «Об энергоснабжении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» в связи с несвоевременной установкой приборов учета холодного водоснабжения в жилом помещении, расположенном по адресу: <адрес> обязании администрации города Коврова, МБУ «Город» установить в жилом помещении, расположенном по адресу: <адрес> приборы учета холодного водоснабжения в течение месяца со дня вступления решения по данному гражданскому делу в законную силу.
В судебном заседании помощник Ковровского городского прокурора Былова Е.С. заявленные требования поддержала и пояснила, что согласно ч. 5 ст. 13 ФЗ «Об энергосбережении и о повышенной энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» до 01.07.2012 года собственники жилых домов, за исключением указанных в части 6 настоящей статьи, собственники помещений в многоквартирных домах, введенных в эксплуатацию на день вступления в силу настоящего Федерального закона обязаны обеспечить оснащение таких домов приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, а также ввод установленных приборов учета в эксплуатацию. При этом многоквартирные дома в указанный срок должны быть оснащены коллективными (общедомовыми) приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, а также индивидуальными и общими (для коммунальной квартиры) приборами учета используемых воды, электрической энергии. Указанная обязанность предусмотрена также пунктом 5 Плана мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности в Российской Федерации, утвержденного Распоряжением Правительства РФ от 01.12.2009 № 1830-р. Проведенной проверкой установлено, что органом местного самоуправления г. Коврова до настоящего времени не исполнена предусмотренная Федеральным законом обязанность по установке индивидуальных приборов учета холодного водоснабжения в квартире, в которой проживает Митрофанова Н.В. на условиях договора социального найма, то есть по приведению жилого помещения в соответствие требованиям законодательства. В связи с этим полагает, что указанные факты свидетельствуют о ненадлежащем исполнении администрацией г. Коврова и муниципальным бюджетным учреждением «Город» обязанностей, предусмотренных законодательством об энергосбережении, что влечет нарушение прав граждан на пользование жилым помещением, соответствующим техническим требованиям, а также невозможность оплаты коммунальных услуг в соответствии с показаниями индивидуальных приборов учета.
Истец Митрофанова Н.В., будучи извещенной о времени и месте рассмотрения дела, в суд не явилась, об отложении не просила, извещена надлежащим образом.
Представители ответчиков администрации г. Коврова и МБУ «Город» в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом, о причинах неявки суду не сообщили. В соответствии со ст. 167 ГПК РФ суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся участников процесса.
Суд, изучив материалы дела, выслушав прокурора, приходит к следующим выводам.
Отношения по энергосбережению и повышению энергетической эффективности регулируются Федеральным законом от 23.11.2009 № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее по тексту Закон).
В соответствии со статьей 2 Закона энергосбережение - это реализация организационных, правовых, технических, технологических, экономических и иных мер, направленных на уменьшение объема используемых энергетических ресурсов при сохранении соответствующего полезного эффекта от их использования.
Согласно части 5 статьи 13 Закона, до 01 июля 2012 года собственники жилых домов, за исключением указанных в части 6 настоящей статьи, собственники помещений в многоквартирных домах, введенных в эксплуатацию на день вступления в силу настоящего Федерального закона, обязаны обеспечить оснащение таких домов приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, а также ввод установленных приборов учета в эксплуатацию. При этом многоквартирные дома в указанный срок должны быть оснащены коллективными (общедомовыми) приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, а также индивидуальными и общими (для коммунальной квартиры) приборами учета используемых воды, электрической энергии.
Аналогичная обязанность собственников помещений в многоквартирных жилых домах предусмотрена и пунктом 5 Плана мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности в Российской Федерации, утвержденного Распоряжением Правительства РФ от 01.12.2009 № 1830-р.
Таким образом, обязанность по оснащению жилых помещений в многоквартирных жилых домах индивидуальными приборами учета возложена законодателем на собственников указанных помещений.
В соответствии со статьей 16 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», ст. 35 Устава муниципального образования города Ковров, к вопросам местного значения городского округа относится организация в границах городского округа теплоснабжения и горячего водоснабжения населения.
Статьей 6 Устава установлено, что к вопросам местного значения городского округа относятся: владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности городского округа.
На основании пункта 1 статьи 34, пункта 4 статьи 35 Устава г. Коврова администрация города является исполнительно-распорядительным органом городского округа, наделенным полномочиями по решению вопросов местного значения, к полномочиям администрации города относится, в том числе управление и распоряжение муниципальной собственностью в порядке, установленном городским Советом и Уставом.
Пунктом 1.2. Общего порядка управления и распоряжения муниципальной собственностью г. Коврова, утвержденного решением Ковровского городского Совета народных депутатов от 17.01.2001 № 2/1, установлено, что муниципальное образование г. Ковров является собственником принадлежащего ему муниципального имущества. В состав муниципальной собственности входят: муниципальный жилищный фонд и нежилые помещения.
Права собственника в отношении имущества, входящего в состав муниципальной собственности, от имени муниципального образования осуществляет Ковровский городской Совет народных депутатов. Администрация города Коврова от имени собственника управляет муниципальной собственностью (пункт 1.5 Порядка).
В соответствии с пунктом 1.9 Устава МБУ «Город» осуществляет право владения, пользования и распоряжения в отношении закрепленного за ним имущества в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, муниципальным заданием.
Предметом деятельности учреждения является: управление муниципальным жилищным фондом, находящимся в жилых многоквартирных домах; софинансирование капитального ремонта жилых многоквартирных домов в части муниципальной собственности и создание условий для развития территориального общественного самоуправления в городе Коврове. Учреждение владеет, пользуется и распоряжается закрепленным за ним на праве оперативного управления имуществом в соответствии с назначением имущества, уставными целями деятельности, законодательством Российской федерации (пункт 3.2 Устава).
В силу ст. 120 ГК РФ бюджетное учреждение отвечает по своим обязательствам всем находящимся у него на праве оперативного управления имуществом, как закрепленным за бюджетным учреждением собственником имущества, так и приобретенным за счет доходов, полученных от приносящей доход деятельности, за исключением особо ценного движимого имущества, закрепленного за бюджетным учреждением собственником этого имущества или приобретенного бюджетным учреждением за счет выделенных собственником имущества бюджетного учреждения средств, а также движимого имущества. Собственник имущества бюджетного учреждения не несет ответственности по обязательствам бюджетного учреждения.
Согласно ст. 210 ГК РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
В силу частей 3, 4 статьи 30 ЖК РФ собственник жилого помещения несет бремя содержания данного помещения и, если данное помещение является квартирой, общего имущества собственников помещений в соответствующем многоквартирном доме,.. . собственник жилого помещения обязан поддерживать жилое помещение в надлежащем состоянии, не допуская бесхозяйственного помещения с ним, соблюдать права и законные интересы соседей, правила использования жилыми помещениями, а также правила содержания общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме.
Судом установлено, что истец Митрофанова Н.В. проживает в квартире <адрес> на основании договора социального найма, заключенного с МБУ «Город» 25.02.2013 года <№>.
Также установлено, что органом местного самоуправления г. Коврова до настоящего времени не исполнена, предусмотренная Федеральным законом обязанность, по установке индивидуальных приборов учета холодного водоснабжения в квартире, в которой проживает Митрофанова Н.В., то есть по приведению жилого помещения в соответствие с требованиями законодательства.
Указанный факт свидетельствует о ненадлежащем исполнении администрацией г. Коврова и муниципальным бюджетным учреждением «Город» обязанностей, предусмотренных законодательством об энергосбережении, что влечет нарушение прав граждан на пользование жилым помещением, соответствующим техническим требованиям, а также невозможность оплаты коммунальных услуг в соответствии с показаниями индивидуальных приборов учета.
Жилищный кодекс РФ предусматривает, что органы местного самоуправления в пределах своих полномочий обеспечивают условия для осуществления гражданами права на жилище, в том числе: обеспечивают контроль за исполнением жилищного законодательства, использованием и сохранностью жилищного фонда, соответствием жилых помещений, установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства (ст. 2); к полномочиям органов местного самоуправления в области жилищных отношений относится осуществление контроля за использованием и сохранностью муниципального жилищного фонда, соответствием жилых помещений данного фонда установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства (ст. 14). Жилищное законодательство основывается на необходимости обеспечения органами государственной власти и органами местного самоуправления условий для осуществления гражданами права на жилище, обеспечения восстановления нарушенных жилищных прав, их судебной защиты, обеспечения сохранности жилищного фонда и использования жилых помещений по назначению.
Ковровский городской прокурор обратился в суд с иском в защиту прав и законных интересов Митрофановой Н.В. в пределах полномочий, предоставленных ст. 45 ГПК РФ, в силу которой прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. Заявление в защиту прав, свобод и законных интересов гражданина может быть подано прокурором только в случае, если гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд. Указанное ограничение не распространяется на заявление прокурора, основанием для которого является обращение к нему граждан о защите нарушенных или оспариваемых социальных прав, свобод и законных интересов в сфере обеспечения права на жилище в государственном и муниципальном жилищных фондах.
В соответствии с Правилами и нормами технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденными Постановлением Госстроя России от 27.09.2003 года № 170, оснащение жилых помещений индивидуальными приборами учета горячей и холодной воды относятся к работам капитального характера (пункт 6 Приложения №8).
Постановлением администрации г. Коврова от 21.03.2012 года № 609 «Об утверждении Порядка финансирования из городского бюджета капитального ремонта муниципальных жилых помещений и многоквартирных домов» установлено, что получателем средств на капитальный ремонт муниципальных жилых помещений является МБУ «Город» в виде субсидии на выполнение муниципального задания.
Таким образом, администрация города Коврова и МБУ «Город» являются надлежащими ответчиками по заявленным прокурором требованиям об устранении нарушений требований ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» путем установления в жилом помещении, расположенном по адресу: <адрес> приборов учета на холодное водоснабжение, а исковые требования Ковровского городского прокурора подлежат удовлетворению в полном объеме.
Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Ковровского городского прокурора удовлетворить.
Признать незаконным бездействие администрации г. Коврова, выразившееся в невыполнении требований Федерального закона Российской Федерации от 23.11.2009 № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» в связи с несвоевременной установкой приборов учета холодного водоснабжения в жилом помещении, расположенном по адресу: <адрес>
Обязать администрацию города Коврова, Муниципальное бюджетное учреждение «Город» установить в жилом помещении, расположенном по адресу: <адрес> приборы учета холодного водоснабжения в течение месяца со дня вступления решения по данному гражданскому делу в законную силу.
На решение может быть подана апелляционная жалоба и принесено представление во Владимирский областной суд через Ковровский городской суд в течение одного месяца.
Судья подпись Н.В. Одинцова
ВЕРНО
Судья О. С. Ивлиева
Секретарь М. В. Козлова
Справка: решение суда вступило в законную силу 23 мая 2015 года.
Подлинное решение суда подшито в материалах гражданского дела № 2-1737/2015, находящегося в производстве Ковровского городского суда.
Судья О. С. Ивлиева
Секретарь М. В. Козлова