РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
21 января 2014 года с. Белый Яр
Алтайский районный суд Республики Хакасия в составе
председательствующего судьи Поповой Г.В.,
при секретаре Скрынник Е.С., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Жуковой Л. И. о признании незаконным решения Администрации Новомихайловского сельсовета об отказе в постановке на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении, обязании поставить на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении,
УСТАНОВИЛ:
Жукова Л.И. обратилась в Алтайский районный суд Республики Хакасия с заявлением о признании отказа Администрации Новомихайловского сельсовета в постановке Жуковой Л. И. на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении незаконным и обязании Администрацию Новомихайловского сельсовета поставить Жукову Л. И. на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении.
Свои требования мотивирует следующим. Решением Администрации Новомихайловского сельсовета об отказе в постановке на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении является незаконным. В соответствии с п. 16 ст. 2 ФЗ от 10.01.2002 года N 2-ФЗ «О социальных гарантиях гражданам подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытании на Семипалатинском полигоне» ей гарантируются меры социальной поддержки в том числе на внеочередное обеспечение земельным участком для индивидуального жилищного строительства (при условии признания их нуждающимися в улучшении жилищных условий). ДД.ММ.ГГГГ она была поставлена на учет как нуждающаяся в получении жилого помещения в <адрес>. При принятии решения о включении её в список граждан нуждающихся в получении жилого помещения Администрации <адрес> исходила из того, что дом, расположенный по адресу: <адрес>, согласно акта межведомственной комиссии признан нуждающимся в капитальном ремонте. ДД.ММ.ГГГГ она жилое помещение продала. При разрешении заявлений граждан, нуждающихся в жилом помещении, кроме установления факта ухудшения жилищных условий, необходимо установить наличие в действиях умысла на получение права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях. Применение ст. 53 ЖК РФ и развивающих ее подзаконных нормативных актов должно осуществляться в системе действующего правового регулирования во взаимосвязи с п. 3 ст. 10 ГК РФ, согласно которому в случаях, когда закон ставит защиту гражданских прав в зависимость от того, осуществлялись ли эти права разумно и добросовестно, разумность действий и добросовестность участников гражданских правоотношений предполагаются. Умысел на ухудшение жилищных условий с целью получения жилого помещения в ее действиях отсутствует.
В ходе судебного разбирательства Жукова Л.И. поддержала заявленные требования по изложенным основаниям в заявлении, настаивала на удовлетворении требований. Дополнила, что она после смерти сына не могла проживать в <адрес>, продала свой дом. Деньги от продажи дома часть отдала дочери, а часть потратила на оплату контейнера для перевозки вещей. В настоящее время проживает в <адрес> в доме своей дочери с сожителем. Дочь с семьей проживают в <адрес>. О том, что существуют положения ст. 54 ЖК РФ ранее она не знала.
Глава Администрации Новомихайловского сельсовета Лавринов П.А. полагает, что требования Жуковой Л.И. удовлетворению не подлежат. Согласно п. 3 ч 1 ст. 54 Жилищного кодекса Российской Федерации о постановке на учет Жуковой Л.И. в качестве нуждающейся в жилом помещении отказано. Решение является законным. В ходе проведенной проверки было установлено, что Жукова Л.И. действительно является инвалидом <данные изъяты>, в связи с воздействием радиации, получившей в период проживания в <адрес>. В соответствии с п. 16 ст. 2 Федерального закона от 10.01.2002 № 2-ФЗ «О социальных гарантиях гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне» Жукова Л.И. имеет ряд льгот, в том числе на внеочередное обеспечение земельными участками для индивидуального жилищного строительства (при условии признания их нуждающимися в улучшении жилищных условий). Жукова Л.И. проживала в <адрес>, квартира ей принадлежала на праве собственности, согласно акта дом был признан нуждающимся в капитальном ремонте. ДД.ММ.ГГГГ заявительница была поставлена учет, как нуждающаяся в улучшении жилищных условий в Администрации Шестаковского поселения. ДД.ММ.ГГГГ Жукова Л.И. квартиру продала, о чем свидетельствует договор купли-продажи. С ДД.ММ.ГГГГ Жукова Л.И. поставлена на учет в селе <адрес> Жилой дом принадлежит на праве собственности её дочери. После переезда в <адрес> Жуковой Л.И. какое-либо жилое помещение в собственность не приобретено. Договор о проживании Жуковой Л.И. в доме с дочерью не заключался. В соответствии со ст. 53 Жилищного кодекса РФ Жуковой Л.И. были совершены действия, которые ухудшили ее жилищные условия после продажи жилья и не приобретения нового. Полагает, что Жукова Л.И. продажей своего дома, осознанно ухудшила свои жилищные условия. Кроме того, обращает внимание суда, что в настоящее время она проживает в доме своей дочери, площадью <данные изъяты> является членом семьи своей дочери, т.к. никаких договоров проживания на иных условиях, ею не было предоставлено.
Изучив материалы дела, выслушав стороны, оценив в совокупности, представленные по делу доказательства, выслушав участников процесса, суд приходит к следующему.
В силу статьи 254 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации гражданин вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы. Гражданин, организация вправе обратиться непосредственно в суд или в вышестоящий в порядке подчиненности орган государственной власти, орган местного самоуправления, к должностному лицу, государственному или муниципальному служащему.
Согласно статье 255 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации к решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых: нарушены права и свободы гражданина; созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод; на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности.
В соответствии с пунктом 16 статьи 2 Федерального закона от 10.01.2002 № 2-ФЗ (в ред. Федерального закона от 07.05.2013 N 104-ФЗ) «О социальных гарантиях гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне» гражданам, получившим суммарную (накопленную) эффективную дозу облучения, превышающую 25 сЗв (бэр), гарантируются меры социальной поддержки, в том числе внеочередное обеспечение земельными участками для индивидуального жилищного строительства (при условии признания их нуждающимися в улучшении жилищных условий).
Определение нуждаемости граждан в жилом помещении, регламентировано статьей 51 Жилищного кодекса Российской Федерации, согласно которой гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются:
не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения;
являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы;
проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям;
являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма или собственниками жилых помещений, членами семьи собственника жилого помещения, проживающими в квартире, занятой несколькими семьями, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеющими иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или принадлежащего на праве собственности. Перечень соответствующих заболеваний устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Порядок принятия граждан на учет нуждающихся в жилых помещениях определен статьей 52 Жилищного кодекса РФ.
Статье 50 Жилищного кодекса РФ определено, что нормой предоставления площади жилого помещения по договору социального найма является минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого, определяется размер общей площади жилого помещения, предоставляемого по договору социального найма.
Норма предоставления устанавливается органом местного самоуправления в зависимости от достигнутого в соответствующем муниципальном образовании уровня обеспеченности жилыми помещениями, предоставляемыми по договорам социального найма, и других факторов.
Федеральными законами, законами субъектов РФ, устанавливающими порядок предоставления жилых помещений по договорам социального найма указанным в части 3 статьи 49 настоящего Кодекса категориям граждан, данным категориям граждан могут быть установлены иные нормы предоставления.
Учетной нормой площади жилого помещения является минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого определяется уровень обеспеченности граждан общей площадью жилого помещения в целях их принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
Учетная норма устанавливается органом местного самоуправления. Размер такой нормы не может превышать размер нормы предоставления, установленной данным органом.
Решением Совета депутатов муниципального образования Новомихайловский сельсовет от ДД.ММ.ГГГГ № установлена учетная норма площади жилого помещения, необходимая для определения уровня обеспеченности граждан общей площадью жилого помещения, в целях принятия на учет в качестве нуждающихся в предоставлении жилья в размере 14 квадратных метров общей площади занимаемого жилого помещения.
На территории Республики Хакасия принят и действует Закон Республики Хакасия «О порядке ведения органами местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма», принятый Верховным Советом Республики Хакасия 29.11.2006 года.
Статьей 2 Закона Республики Хакасия от 11.12.2006 № 68-ЗРХ (в редакции от 29.04.2013 N 28-ЗРХ) «О порядке ведения органами местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма» учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, ведут органы местного самоуправления городских округов, поселений (городских, сельских).
Согласно статье 53 Жилищного кодекса Российской Федерации граждане, которые с намерением приобретения права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях совершили действия, в результате которых такие граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях, принимаются на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий.
Из содержания данной нормы следует, что действиями по ухудшению жилищных условий, препятствующими принятию граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях в течение пяти лет с момента их совершения, являются действия, в результате которых такие граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях.
В соответствии со статьей 54 Жилищного кодекса Российской Федерации отказ в принятии граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях допускается в случае, если не истек, предусмотренный статьей 53 настоящего Кодекса пятилетний срок после совершения намеренных действий.
Как следует из материалов гражданского дела, ДД.ММ.ГГГГ, на основании пункта 3 части 1 статьи 51 Жилищного кодекса Российской Федерации, Закона Кировской области от 04.05.2007 года № 104-ЗО «О предоставлении жилых помещений жилого фонда <адрес> по договорам социального найма», акта проверки жилищных условий от ДД.ММ.ГГГГ Жукова Л.И. была поставлена на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении, предоставляемом по договорам социального найма в администрации <адрес>
Распоряжением администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ за № Жукова Л.И. поставлена на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении, предоставляемом по договорам социального найма в общую очередь.
При принятии решения о включении Жуковой Л.И. в список граждан нуждающихся в жилом помещении, предоставляемом по договорам социального найма Администрация <адрес> исходила из того, что дом, расположенный по адресу: <адрес> принадлежащий Жуковой Л.И. на праве собственности, согласно акта межведомственной комиссии признан нуждающимся в капитальном ремонте.
Согласно заключения № от ДД.ММ.ГГГГ дом, расположенный по адресу: <адрес> является пригодным для проживания при условии проведения капитального ремонта жилого помещения.
ДД.ММ.ГГГГ между Жуковой Л.И. и Барановой Н.А. был заключен договор купли-продажи квартиры, расположенной по адресу: <адрес> земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>
Указанная квартира и земельный участок были проданы Жуковой Л.И. за 150 000 рублей.
Распоряжением администрации Шестаковского сельского поселения <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ за № Жукова Л.И. была снята с учета в качестве нуждающейся в жилом помещении, предоставляемом по договорам социального найма на основании пункта 2 части 1 статьи 56 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Тем самым суд считает установленным, что Жукова Л.И. распорядилась находящимся у нее в собственности домом, продав его, а вырученные от продажи деньги потратила на личные нужды, тем самым она своими действиями ухудшила свои жилищные условия.
ДД.ММ.ГГГГ Жукова Л.И. обратилась в Администрацию Новомихайловского сельсовета с заявлением о принятии на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении, указав основание – не имеет собственного жилья.
Жукова Л.И. на территории муниципального образования Новороссийский сельсовет проживает с ДД.ММ.ГГГГ по адресу: <адрес>.
Жилой дом, расположенный по адресу: Республики Хакасия, <адрес>, площадью <данные изъяты> принадлежит на праве общей долевой собственности Куликову А.Г., Куликовой Е.Н., Куликову Э.А., Куликовой К.А. (по <данные изъяты> доли).
Основанием возникновения прав является договор купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ года. Право собственности зарегистрировано в Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по <адрес>, что подтверждается свидетельствами о государственной регистрации прав серии № – №.
О наличии у Куликовых в собственности жилого помещения по адресу: <адрес> виде трехкомнатной квартиры, общей площадью <данные изъяты>. свидетельствует предоставленное Свидетельство о государственной регистрации права на данный объект недвижимости.
Решением Администрации Новомихайловского сельсовета от ДД.ММ.ГГГГ Жуковой Л.И. было отказано в постановке на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении на основании пункта 3 части 1 статьи 54 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Учитывая вышеизложенное, по мнению суда, решение Администрации Новомихайловского сельсовета, которым Жуковой Л.И. было отказано в постановке на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении на основании пункта 3 части 1 статьи 54 Жилищного кодекса Российской Федерации, является законным, а в удовлетворении поданного заявления - следует отказать, т.к. имея в наличии жилой дом, заявитель продала его, тем самым своими действиями ухудшила свои жилищные условия.
Кроме того, нет оснований для признания заявителя нуждающейся в улучшении жилищных условий и с учетом того, что она проживает в доме № по <адрес>, принадлежащим ее дочери, на правах члена семьи, общая площадь которого составляет <данные изъяты>
Само по себе наличие у заявителя удостоверения серии СП № о ее проживании в <адрес> не может повлиять на принимаемое решение по ее заявлению.
На основании вышеизложенного, руководствуясь статьями 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении заявления Жуковой Л. И. о признании незаконным решения Администрации Новомихайловского сельсовета от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в постановке на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении, обязании поставить на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении – отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Хакасия через Алтайский районный суд Республики Хакасия в течение месяца с момента изготовления мотивированного решения суда.
Судья
Алтайского районного суда Попова Г.В.
27 января 2014 года - дата изготовления мотивированного решения суда.