дело № 2-2070/2016
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
14 марта 2016 года г. Уфа
Кировский районный суд г. Уфы Республики Башкортостан в составе:
председательствующего судьи Зиннатуллиной Г.Р.,
при секретаре ФИО6,
с участием истца ФИО2,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению ФИО2 к Администрации городского округа г. Уфа Республики Башкортостан, ООО «Башкирский инвестиционный дом» об установлении факта принятия наследства, признании права собственности на квартиру, земельный участок и жилой дом в порядке наследования,
УСТАНОВИЛ:
ФИО2 обратился в суд с исковым заявлением к Администрации городского округа г. Уфа Республики Башкортостан, ООО «Башкирский инвестиционный дом» об установлении факта принятия наследства, открывшегося после смерти ФИО3, умершей ДД.ММ.ГГГГ, признании права собственности в порядке наследования на квартиру, расположенную по адресу: Республика Башкортостан, г. Уфа, <адрес>; земельный участок, кадастровый №, площадью 1 658 кв.м., расположенный по адресу: Республика Башкортостан, г. Уфа, <адрес>; жилой дом, площадью застройки 157 кв.м., расположенный по адресу: Республика Башкортостан, г. Уфа, <адрес>.
Свои требования истец мотивирует тем, что ДД.ММ.ГГГГ умерла его мать ФИО3. Истец является единственным наследником по закону. После смерти ФИО3 открылось наследство в виде квартиры, расположенной по адресу: Республика Башкортостан, г. Уфа, <адрес>; земельного участка с кадастровым номером № площадью 1 658 кв.м., расположенного по адресу: Республика Башкортостан, г. Уфа, <адрес>; а также построенного ФИО3 на нем жилого дома, площадью застройки 157 кв.м., расположенного по адресу: Республика Башкортостан, г. Уфа, <адрес>. После смерти ФИО3 до истечения шестимесячного срока для принятия наследства истец фактически принял вышеуказанное имущество, поскольку проживал с умершей в момент её смерти, вступил во владение земельным участком, квартирой и жилым домом, пользуется ими, несет расходы на их содержание, ремонтирует жилой дом, пользуется всеми вещами, принадлежащих умершей. В установленный законом срок истец не обратился к нотариусу для получения свидетельства о праве на наследство.
В судебном заседании истец заявленные требования поддержал, суду показал, что в настоящее время он является единственным наследником, суду пояснил, что он фактически принял имущество наследодателя ФИО3, так как проживал с умершей в момент её смерти, несет расходы по содержанию квартиры, земельного участка и построенного на нем жилого дома, взял себе в пользование часть вещей, принадлежащих умершей.
Представитель ответчика Администрации городского округа г. Уфа Республики Башкортостан, третье лицо нотариус ФИО7, представители третьих лиц Управления Росреестра по Республике Башкортостан и филиала ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Росреестра» по Республике Башкортостан в судебное заседание не явились, извещёны о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом.
По смыслу статьи 14 Международного пакта о гражданских и политических правах лицо само определяет объем своих прав и обязанностей в гражданском процессе, и, определив свои права, реализует их по своему усмотрению. Распоряжение своими права по усмотрению лица является одним из основополагающих принципов судопроизводства. В силу статьи 35 Гражданского процессуального кодекса РФ лица, участвующие в деле, должны добросовестно пользоваться своими всеми принадлежащими им процессуальными правами.
Поскольку не явившиеся представитель ответчика Администрации городского округа г. Уфа Республики Башкортостан, третье лицо нотариус ФИО7, представители третьих лиц Управления Росреестра по Республике Башкортостан и филиала ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Росреестра» по Республике Башкортостан извещены о времени и месте судебного разбирательства, однако в судебное заседание не явились, чем самостоятельно определили для себя объем реализуемых прав, суд, в порядке статьи 167 Гражданского процессуального кодекса РФ определил возможным рассмотреть дело в отсутствие указанных лиц.
Представитель ответчика ООО «Башкирский инвестиционный дом» в судебное заседание не явился, судебная повестка, направленная по указанному в иске адресу: г. Уфа, <адрес>, вернулась с надписью «Истёк срок хранения». Руководствуясь п.1 ст. 117 ГПК РФ судебное извещение следует считать доставленным, ответчика ООО «Башкирский инвестиционный дом» надлежаще извещенным о дате и времени рассмотрения дела.
Суд, выслушав истца, изучив и оценив материалы дела, приходит к следующему.
Согласно части 1 статьи 264 ГПК РФ суд устанавливает факты, от которых зависит возникновение, изменение, прекращение личных или имущественных прав граждан, организаций.
В силу пункта 9 части 2 статьи 264 ГПК РФ суд рассматривает дела об установлении факта принятия наследства и места открытия наследства.
Согласно статье 1110 ГК РФ при наследовании имущество умершего переходит к другим лицам в порядке универсального правопреемства, то есть в неизменном виде как единое целое и в один и тот же момент
Статьей 1113 ГК РФ установлено, что наследство открывается со смертью гражданина.
В силу пункта 4 статьи 1152 ГК РФ принятое наследство признается принадлежащим наследнику со дня открытия наследства независимо от времени его фактического принятия.
Согласно ст. 1153 ГК РФ - наследник принял наследство, если он совершил действия, свидетельствующие о фактическом принятии наследства, в частности если наследник:
вступил во владение или в управление наследственным имуществом;
принял меры по сохранению наследственного имущества, защите его от посягательств или притязаний третьих лиц;
произвел за свой счет расходы на содержание наследственного имущества;
оплатил за свой счет долги наследодателя или получил от третьих лиц причитавшиеся наследодателю денежные средства.
В соответствии со ст. 1154 ГК РФ наследство может быть принято в течение 6 месяцев со дня открытия наследства. Принятое наследство признается принадлежащим наследнику со дня открытия наследства независимо от времени его фактического принятия, а также независимо от момента государственной регистрации права наследника на наследственное имущество, когда такое право подлежит государственной регистрации.
Согласно ст. 1181 ГК РФ принадлежавшие наследодателю на праве собственности земельный участок или право пожизненного наследуемого владения земельным участком входит в состав наследства и наследуется на общих основаниях, установленных настоящим Кодексом. На принятие наследства, в состав которого входит указанное имущество, специальное разрешение не требуется.
В судебном заседании установлено, что ДД.ММ.ГГГГ умерла ФИО3, что подтверждается свидетельством о смерти III-АР № от ДД.ММ.ГГГГ.
В соответствие с частью 2 статьи 218 ГК РФ в случае смерти гражданина право собственности на принадлежавшее ему имущество переходит по наследству к другим лицам в соответствии с завещанием или законом.
Обращаясь в суд с настоящим исковым заявлением, ФИО2 указывает, что фактически принял наследство после смерти матери ФИО3
Согласно п. 36 Постановление Пленума Верховного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 9 «О судебной практике по делам о наследовании» под совершением наследником действий, свидетельствующих о фактическом принятии наследства, следует понимать совершение предусмотренных пунктом 2 статьи 1153 ГК РФ действий, а также иных действий по управлению, распоряжению и пользованию наследственным имуществом, поддержанию его в надлежащем состоянии, в которых проявляется отношение наследника к наследству как к собственному имуществу.
В качестве таких действий, в частности, могут выступать: вселение наследника в принадлежавшее наследодателю жилое помещение или проживание в нем на день открытия наследства (в том числе без регистрации наследника по месту жительства или по месту пребывания), обработка наследником земельного участка, подача в суд заявления о защите своих наследственных прав, обращение с требованием о проведении описи имущества наследодателя, осуществление оплаты коммунальных услуг, страховых платежей, возмещение за счет наследственного имущества расходов, предусмотренных статьей 1174 ГК РФ, иные действия по владению, пользованию и распоряжению наследственным имуществом. При этом такие действия могут быть совершены как самим наследником, так и по его поручению другими лицами. Указанные действия должны быть совершены в течение срока принятия наследства, установленного статьей 1154 ГК РФ.
Суд установил, что ФИО2, являющийся сыном умершей на основании свидетельства о рождении I-АР № от ДД.ММ.ГГГГ после смерти ФИО3 до истечения шести месяцев со дня её смерти взял себе в пользование принадлежащие наследодателю вещи, распорядился ими по своему усмотрению, проживал с умершей в момент её смерти, вступил во владение земельным участком, квартирой и жилым домом, пользуется ими, несет расходы на их содержание, ремонтирует жилой дом.
В соответствии с ст. 265 ГПК РФ суд устанавливает факты, имеющие юридическое значение, только при невозможности получения заявителем в ином порядке надлежащих документов, удостоверяющих эти факты.
ФИО4 материалам дела, истец обратился к нотариусу нотариального округа г. Уфа Республики Башкортостан ФИО7 для получения свидетельства о праве на наследство, однако было выяснено, что выдача свидетельства о праве наследство, оставшегося после смерти ФИО3, умершей ДД.ММ.ГГГГ, невозможна в связи с пропуском заявителем установленного законом срока для принятия наследства, что подтверждается сообщением нотариуса нотариального округа г. Уфа Республики Башкортостан ФИО7 № от ДД.ММ.ГГГГ.
При данных обстоятельствах суд считает необходимым установить юридический факт принятия ФИО2 наследства, открывшегося после смерти ФИО3, умершей ДД.ММ.ГГГГ.
Согласно статье 1112 ГК РФ в состав наследства входят принадлежавшие наследодателю на день открытия наследства вещи, иное имущество, в том числе имущественные права и обязанности.
Наследство после смерти ФИО3 состоит из земельного участка, вид разрешенного использования: под строительство индивидуального жилого дома, расположенного рядом с домом 4 по <адрес>, д. Жилино, с кадастровым номером 02:55:040602:14. ФИО4 администрации Нагаевского сельского совета Октябрьского района г.Уфы РБ от ДД.ММ.ГГГГ, данный земельный участок был выделен ФИО3 для строительства индивидуального жилого дома.
Указанный земельный участок принадлежал наследодателю на праве собственности, что подтверждается свидетельством о праве собственности от ДД.ММ.ГГГГ, серия <адрес> и выпиской из ЕГРП.
Кадастровый паспорт на земельный участок был выдан, как в нем отмечено, без определения (без установления) границ земельного участка в соответствии с требованиями земельного законодательства. Площадь земельного участка указана - 1500 кв.м.
В соответствии с планом земельного участка, составленного ООО «Топограф», его фактическая площадь составляет 1658 кв.м.
Согласно заключению кадастрового инженера, фактическая площадь земельного участка по результатам съемки границ также составляет 1658 кв.м.
Из плана границ от ДД.ММ.ГГГГ, подготовленного Комитетом по земельным ресурсам и землеустройству ГО г. Уфа, следует, что площадь земельного участка составляет 1631 кв.м. Минимальный размер земельного участка в данной зоне для застройки ИЖД – 1500 кв.м., а максимальный 2500 кв.м.
В соответствии с пунктом 1 части 5 ст. 27 ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» допускается проведение государственного кадастрового учета земельного участка в связи с уточнением его границ в случае, если в результате данного кадастрового учета площадь земельного участка, определенная с учетом установленных в соответствии с Законом о кадастре требований, не будет больше площади, сведения о которой содержатся в государственном кадастре недвижимости, на величину более чем предельный минимальный размер земельного участка, установленный в соответствии с земельным законодательством для земель, соответствующего целевого назначения и разрешенного использования, или, если такой размер не установлен, на величину более чем десять процентов площади, сведения о которой относительного этого участка содержатся в ГКН.
Таким образом, учитывая, что в соответствии с решением органа местного самоуправления наследодателю был предоставлен земельный участок, общей площадью 1500 кв.м., то с учетом нормы ст. 27 ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» возможно площадь земельного участка, передаваемого истцу в собственность, увеличить на 158 кв.м и в итоге признать за ФИО2 право собственности на земельный участок с кадастровым номером 02:55:040602:14, общей площадью 1658 кв.м.
Как установлено в судебном заседании, на земельном участке с кадастровым номером 02:55:040602:14 наследодателем ФИО3 в 2012 г. был возведен жилой дом с кадастровым номером 02:55:040602:183, под литером А, общей площадью 128,4 кв.м. жилой площадью 46,3 кв.м.
Право собственности наследодателя ФИО3 на указанный жилой дом в установленном законом порядке не было зарегистрировано.
Согласно положениям пунктам 1, 2 статьи 222 ГК РФ самовольной постройкой является жилой дом, другое строение, сооружение или иное недвижимое имущество, созданное на земельном участке, не отведенном для этих целей в порядке, установленном законом и иными правовыми актами, либо созданное без получения на это необходимых разрешений или с существенным нарушением градостроительных и строительных норм и правил. Лицо, осуществившее самовольную постройку, не приобретает на нее право собственности.
Данный жилой дом в соответствии со ст.222 ГК РФ является самовольной постройкой, так как был возведен без получения необходимых разрешений.
Согласно разъяснений п. 27 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации N 10 и Пленума Высшего Арбитражного суда РФ N 22 от 29 апреля 2010 года "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и некоторых вещных прав" учитывая, что самовольная постройка не является имуществом, принадлежащим наследодателю на законных основаниях, она не может быть включена в наследственную массу. Вместе с тем это обстоятельство не лишает наследников, принявших наследство, права требовать признания за ними права собственности на самовольную постройку.
Однако такое требование может быть удовлетворено только в том случае, если к наследникам в порядке наследования перешло право собственности или право пожизненного наследуемого владения земельным участком, на котором осуществлена постройка, при соблюдении условий, установленных статьей 222 ГК РФ.
Рассматривая иски о признании права собственности на самовольную постройку, суд устанавливает, допущены ли при ее возведении существенные нарушения градостроительных норм и правил, создает ли такая постройка угрозу жизни и здоровью граждан (п. 26 Постановления).
Согласно техническому заключению от 10 марта 2016 г., выполненного ООО «Тима», здание находится в работоспособном состоянии, не угрожает жизни и здоровью граждан.
Судом в ходе рассмотрения дела не установлены какие-либо нарушения прав и охраняемых законом интересов других лиц либо наличие угрозы жизни и здоровью граждан.
Поскольку самовольная постройка - жилой дом, размещена в пределах границ земельного участка, соблюдено целевое назначение и разрешенное использование земельного участка; права третьих лиц не нарушены, дом возведен с соблюдением законодательства, суд полагает необходимым исковые требования в части признания права собственности на жилой дом также подлежащими удовлетворению.
При этом суд находит необходимым в резолютивной части решения суда ограничиться указанием кадастровых номеров земельного участка и жилого дома, исходя из того, что почтовый адрес земельному участку и жилому дому не присвоен. Возможность получения такого адреса истцом не утрачена
Также установлено, что в состав наследства, оставшегося после смерти ФИО3, входит двухкомнатная <адрес>, в <адрес>, г.Уфы, которую ФИО3 получила от ООО «Башкирский Инвестиционный Дом» по акту приема-передачи от ДД.ММ.ГГГГ во исполнение договора долевого участия в строительстве №/ДУДС от ДД.ММ.ГГГГ Оплата за квартиру была ею произведена полностью. Однако зарегистрировать в ЕГРП переход права собственности на своё имя при жизни не успела.
На основании вышеизложенного суд приходит к выводу, что ФИО3 при своей жизни имела право зарегистрировать имеющееся у неё право собственности на квартиру и жилой дом в соответствующем органе, однако не смогла свое право реализовать в связи со смертью,
Данное обстоятельство также является препятствием для принятия ФИО2 наследства и оформления нотариусом свидетельства о праве на наследство.
В связи с вышеизложенным, суд считает необходимым признать за ФИО2 право собственности в порядке наследования на квартиру, земельный участок и жилой дом, принадлежащих при жизни ФИО3
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Установить юридический факт принятия ФИО5 наследства, открывшегося после смерти его матери ФИО3, умершей ДД.ММ.ГГГГ.
Признать за ФИО5 право собственности на квартиру, расположенную по адресу: Республика Башкортостан, г. Уфа, <адрес>, в порядке наследования после смерти ФИО3, умершей ДД.ММ.ГГГГ.
Признать за ФИО5 право собственности на земельный участок, кадастровый №, площадью 1658 кв.м., расположенный по адресу: Республика Башкортостан, г. Уфа, <адрес>, в порядке наследования после смерти ФИО3, умершей ДД.ММ.ГГГГ.
Признать за ФИО5 право собственности на жилой дом под литером А, общей площадью 128,4 кв.м., жилой площадью 46,3 кв.м., с кадастровым номером 02:55:040602:183, расположенный в г.Уфа, Октябрьский район, <адрес>, в порядке наследования после смерти ФИО3, умершей ДД.ММ.ГГГГ.
Решение суда является основанием для внесения изменений в сведения, содержащиеся в Государственном кадастре недвижимости, о местоположении границ и площади земельного участка с кадастровым номером 02:55:040602:14, без заявления собственника и согласования границ земельного участка с собственником либо иным правообладателем.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Башкортостан в течение одного месяца через Кировский районный суд г.Уфы Республики Башкортостан.
Судья подпись Зиннатуллина Г.Р.