УИД: 51RS0003-01-2021-000899-25
Дело № 2-860/21
Решение в окончательной форме изготовлено 25 марта 2021 года
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
23 марта 2021 года г. Мурманск
Ленинский районный суд города Мурманска в составе
председательствующего судьи Тищенко Г.Н.,
при секретаре Волкогоновой И.Г.,
с участием истца ФИО1,
представителя истца ФИО2,
представителя ответчика ФИО3,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к Государственному учреждению – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Мурманске о включении периодов работы в стаж, понуждении к назначению досрочной страховой пенсии,
УСТАНОВИЛ:
ФИО1 обратился в суд с иском к Государственному учреждению – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Мурманске (далее – ГУ УПФ РФ в г. Мурманске) о включении периодов работы в стаж, понуждении к назначению досрочной страховой пенсии.
В обоснование заявленных требований указано, что истец 17.08.2020 обратился к ответчику с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости. Решением ответчика от 25 ноября 2020 года № истцу отказано в назначении досрочной страховой пенсии по старости в связи с отсутствием требуемой продолжительности стажа работы в районах Крайнего Севера. Согласно решению ответчика, документально подтвержденный стаж составляет: 32 года 05 месяцев 21 день – страховой стаж; 13 лет 04 месяца 22 дня – стаж работы в РКС. При этом пенсионным органом из страхового стажа и стажа работы в районах Крайнего Севера исключены периоды работы в ФГУ «Мурманрыбвод» с 14.02.2006 по 28.02.2007; в ФГУП «ПИНРО» с 29.03.2007 по 31.12.2007. Причиной исключения данных периодов работы истца из страхового стажа и стажа работы в районах Крайнего Севера, послужили представленные Управлением социальной защиты администрации Московского района г. Минска, сведения о работе истца на территории Республики Беларусь по гражданско-правовому договору. Вместе с тем, истец в период 2006-2007 года на территории Республики Беларусь не находился и не работал, свою трудовую деятельность осуществлял на территории города Мурманска, что подтверждается справками работодателей и сведениями индивидуального (персонифицированного) учета.
Просит включить в страховой стаж и стаж работы в районах Крайнего Севера периоды работы истца в ФГУ «Мурманрыбвод» с 14.02.2006 по 28.02.2007, в ФГУП «ПИНРО» с 29.03.2007 по 29.03.2007 и с 04.04.2007 по 31.12.2007.
Истец ФИО1 и его представитель ФИО2 в судебном заседании требования поддержали в полном объеме по доводам и основаниям, изложенным в иске. Дополнительно пояснили, что в период с 14.02.2006 по 28.02.2007 истец работал полный рабочий день в районах Крайнего Севера в ФГУ «Мурманрыбвод» в должности директора Центральной ихтиологической службы. В период с 29.03.2007 по 19.03.2014 истец работал полный рабочий день в районах Крайнего Севера в ФГУП «ПИНРО» в должности научного сотрудника. Указанные периоды работы, в том числе с указанием территориального кода РКС, подтверждены сведениями индивидуального (персонифицированного) учета. Периоды работы с 14.02.2006 по 28.02.2007 и с 29.03.2007 по 31.12.2007 не включены пенсионным органом в стаж по причине совпадения с периодом работы в Республике Беларусь по гражданско-правовому договору. Вместе с тем, истец в указанные периоды на территории Республики Беларусь не находился, трудовую деятельность не осуществлял. Высказали мнение, что учет стажа Управлением социальной защиты администрации Московского района г. Минска Республики Беларусь произведен на основании устаревших сведений о включении истца в состав авторов научных работ.
Представитель ответчика ФИО3 в судебном заседании с требованиями не согласилась, просила в удовлетворении требований отказать в полном объеме, поддержала доводы, изложенные в письменных возражениях на иск.
Выслушав истца, представителя истца, представителя ответчика, исследовав материалы дела, материалы пенсионного дела в отношении Ермолаева В.В., суд приходит к следующему.
Статьей 39 Конституции Российской Федерации установлено, что каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и иных случаях, установленных законом.
Основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии установлены Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" (далее - Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ), вступившим в силу с 1 января 2015 г.
В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" настоящий Федеральный закон в соответствии с Конституцией Российской Федерации и Федеральным законом от 15 декабря 2001 года N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" устанавливает основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии.
Частью 1 статьи 4 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ установлено, что право на страховую пенсию имеют граждане Российской Федерации, застрахованные в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 г. N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", при соблюдении ими условий, предусмотренных данным федеральным законом.
В числе этих условий, как следует из содержания статьи 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ, возраст (часть 1 статьи 8 названного закона), страховой стаж (часть 2 статьи 8 названного закона), индивидуальный пенсионный коэффициент (часть 3 статьи 8 названного закона).
Согласно пункту 2 статьи 3 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ страховой стаж - это учитываемая при определении права на страховую пенсию и ее размера суммарная продолжительность периодов работы и (или) иной деятельности, за которые начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации, а также иных периодов, засчитываемых в страховой стаж.
В силу части 1 статьи 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ (в редакции, действовавшей до 01.01.2019) право на страховую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет.
Страховая пенсия по старости назначается при наличии не менее 15 лет страхового стажа (ч.2 ст. 8 Федерального закона от 28.12.2013 г. N 400-ФЗ).
Страховая пенсия по старости назначается при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 (ч.3 ст. 8 Федерального закона от 28.12.2013 г. N 400-ФЗ).
В силу пункта 6 части 1 статьи 32 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» (в редакции, действовавшей до 01.01.2019) страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30, мужчинам, достигшим возраста 55 лет, женщинам, достигшим возраста 50 лет, если они проработали не менее 15 календарных лет в районах Крайнего Севера либо не менее 20 календарных лет в приравненных к ним местностях и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 и 20 лет. Гражданам, работавшим как в районах Крайнего Севера, так и в приравненных к ним местностях, страховая пенсия устанавливается за 15 календарных лет работы на Крайнем Севере. При этом каждый календарный год работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, считается за девять месяцев работы в районах Крайнего Севера. Гражданам, проработавшим в районах Крайнего Севера не менее 7 лет 6 месяцев, страховая пенсия назначается с уменьшением возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, на четыре месяца за каждый полный календарный год работы в этих районах. При работе в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, а также в этих местностях и районах Крайнего Севера каждый календарный год работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, считается за девять месяцев работы в районах Крайнего Севера.
Как установлено судом и подтверждено материалами дела, а также материалами пенсионного дела, ФИО1 обратился в ГУ УПФ РФ в г. Мурманске 17 августа 2020 года с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости.
Решением ГУ УПФ РФ в г. Мурманске от 25 ноября 2020 № 212383/20 Ермолаеву В.В. отказано в назначении досрочной страховой пенсии по старости, в связи с отсутствием необходимой продолжительности стажа работы в районах Крайнего Севера.
Из решения пенсионного органа от 25 ноября 2020 № 212383/20 следует, что страховой стаж истца составляет 32 года 05 месяц 21 день (при требуемом не менее 25 лет); стаж работы в районах Крайнего Севера составил 13 лет 04 месяца 22 дня (при требуемом не менее 14 лет).
При этом пенсионным органом из подсчета страхового стажа и стажа работы в районах Крайнего Севера исключены периоды работы в ФГУП «Мурманрыбвод» с 14.02.2006 по 28.02.2007, отпуск без сохранения заработной платы с 16.03.2009 по 25.03.2009, с 08.07.2013 по 06.09.2013,
Из отзыва ответчика следует, что решением ГУ УПФ РФ в г. Мурманске от 25 ноября 2020 № 212383/20 в страховой стаж и стаж работы в районах Крайнего Севера не включены периоды работы в ФГУ «Мурманрыбвод» с 14.02.2006 по 28.02.2007, в ФГУП «ПИНРО» 29.03.2007 и с 04.04.2007 по 31.12.2007, так как данные периоды работы совпадают с периодами работы по гражданско-правовому договору на территории республики Беларусь, согласно представленной справке о страховом (трудовом) стаже от 23.10.2020 № 06/36, выданной Управлением социальной защиты администрации Московского района г. Минска Республики Беларусь.
В соответствии с ч. 3 статьи 196 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд принимает решение по заявленным истцом требованиям.
Истцом оспариваются действия пенсионного органа в части исключения из подсчета страхового стажа и стажа работы в районах Крайнего Севера периодов работы в ФГУ «Мурманрыбвод» с 14.02.2006 по 28.02.2007, в ФГУП «ПИНРО» 29.03.2007 и с 04.04.2007 по 31.12.2007.
Проверяя правомерность исключения пенсионным органом из страхового стажа и стажа работы в районах Крайнего Севера указанных периодов работы Ермолаева В.В., суд исходит из следующего.
Пенсионное обеспечение граждан, прибывших с территории Республики Беларусь, регулируется Договором между Российской Федерации и Республикой Беларусь «О сотрудничестве в области социального обеспечения» от 24.01.2006 (далее Договор).
Согласно п. 1 ст. 2 Договора настоящий Договор регулирует государственное социальное обеспечение, обязательное (государственное) социальное страхование и обязательное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний лиц, проживающих на территориях Договаривающихся Сторон и являющихся их гражданами, а также членов семей этих лиц, подпадавших или подпадающих под действие законодательства Договаривающихся Сторон.
Согласно ст. 5 Договора застрахованные, на которых распространяется действие настоящего Договора, подпадают исключительно под действие законодательства той Договаривающейся Стороны, на территории которой они выполняют работу (п. 1).
В соответствии с п. 1 ст. 10 Договора каждая Договаривающаяся Сторона назначает и исчисляет пенсию (за исключением социальной пенсии) на основании страхового (трудового) стажа, приобретенного на ее территории, с применением положений настоящего Договора и своего законодательства.
В силу ст. 11 Договора при определении права на пенсию согласно законодательству Договаривающихся Сторон и при конвертации пенсионных прав согласно законодательству Российской Федерации учитывается страховой (трудовой) стаж, приобретенный на территориях обеих Договаривающихся Сторон, кроме случаев, когда периоды этого стажа совпадают по времени их приобретения (п. 1).
В случае если согласно законодательству одной из Договаривающихся Сторон право на пенсию возникает и без учета страхового (трудового) стажа, приобретенного на территории другой Договаривающейся Стороны, первая Договаривающаяся Сторона назначает пенсию на основании страхового (трудового) стажа, приобретенного на ее территории.
При этом подсчет и подтверждение страхового (трудового) стажа осуществляется согласно законодательству той Договаривающейся Стороны, которая назначает пенсию (п. 2).
Подсчет и подтверждение страхового (трудового) стажа для исчисления размера пенсии осуществляется согласно законодательству Договаривающейся Стороны, назначающей пенсию (ст. 12 Договора).
В силу ст. 23 Договора назначение и выплата трудовой пенсии по возрасту (по старости), по инвалидности, по случаю потери кормильца, за выслугу лет (в Республике Беларусь) после вступления в силу настоящего Договора осуществляются в следующем порядке:
1) за периоды страхового (трудового) стажа, приобретенного до 13 марта 1992 года на территории бывшего СССР, пенсию назначает и выплачивает Договаривающаяся Сторона, на территории которой лицо постоянно проживает в момент обращения за пенсией, в соответствии с настоящим Договором;
2) за периоды страхового (трудового) стажа, приобретенные после 13 марта 1992 года на территориях Договаривающихся Сторон, каждая Договаривающаяся Сторона исчисляет и выплачивает пенсию, соответствующую страховому (трудовому) стажу, приобретенному на ее территории, в соответствии с настоящим Договором.
По желанию и на основании заявлений граждан Договаривающихся Сторон им может назначаться и выплачиваться пенсия согласно законодательству Договаривающейся Стороны, гражданами которой они являются, без применения положений настоящего Договора. Такой выбор является окончательным и пересмотру не подлежит.
В целях реализации настоящего Договора уполномоченные органы - Министерство здравоохранения и социального развития РФ, Министерство труда и социальной защиты Республики Беларусь, Министерство здравоохранения Республики Беларусь, Министерство финансов Республики Беларусь, заключили Соглашение от 15.03.2011 года по его применению.
Согласно п. 4 ст. 10 Соглашения в необходимых случаях до принятия решения о назначении пенсии на основании соответствующего заявления застрахованного может быть осуществлен предварительный расчет размера пенсии в соответствии с пунктом 2 статьи 23 Договора. Для этого компетентный орган (организация) Договаривающейся Стороны, на территории государства которой проживает застрахованный, в течение 5 рабочих дней со дня регистрации заявления направляет соответствующий запрос вместе со справкой о страховом (трудовом) стаже согласно Приложению 2 к настоящему Соглашению, необходимой для возможного суммирования периодов страхового (трудового) стажа в целях определения права на пенсию согласно законодательству Договаривающихся Сторон и конвертации пенсионных прав согласно законодательству Российской Федерации, документами (в необходимых случаях копиями документов, заверенными компетентным органом (организацией), требуемыми для назначения пенсии, в компетентный орган (организацию) другой Договаривающейся Стороны.
Компетентный орган (организация) другой Договаривающейся Стороны в течение 10 рабочих дней после проведения расчета размера пенсии информирует о его результате компетентный орган (организацию) Договаривающейся Стороны, направивший запрос.
Судом установлено, что во исполнение требований указанного выше Соглашения пенсионным органом – ГУ УПФ РФ в г. Мурманске направлен соответствующий запрос в Министерство труда и социального развития Республики Беларусь для подтверждения страхового стажа истца на территории Республики Беларусь.
12 ноября 2020 года в ГУ УПФ РФ в г. Мурманске поступили сведения из Управления социальной защиты администрации Московского района г. Минска Республики Беларусь в соответствии с Соглашением о применении Договора между Российской Федерацией и Республикой Беларусь о сотрудничестве в области социального обеспечения.
При этом указанным органом направлена справка о страховом (трудовом) стаже Ермолаева В.В., согласно которой общий период страхового (трудового) стажа для назначения пенсии в соответствии с законодательством Договаривающейся Стороны компетентного органа (организации), выдавшего данную справку, составляет 17 лет 08 месяцев 29 дней.
При этом компетентным органом Республики Беларусь подтвержден период работы истца по гражданско-правовому договору с 03.01.2006 по 30.12.2006 и с 05.01.2007 по 31.12.2007, который был включен ответчиком в страховой стаж работы истца на территории республики Беларусь, что подтверждается материалами пенсионного дела (отказного) в отношении истца, пояснениями представителя ответчика и письменным отзывом на исковое заявление.
Вместе с тем, из справки ФГБУ «Мурманрыбвод» о льготном стаже работы от 25.01.2021 № следует, что ФИО1 работал полный рабочий день в районах Крайнего Севера в «Мурманрыбвод»в должности заместителя директора Центральной ихтиологической службы с 14 февраля 2006 (приказ № от 14.02.2006) по 28.02.2007 (приказ № от 27.08.2007). Указанная справка выдана на основании приказов по основной деятельности и личному составу 2006-2007 г.
Из справки Полярного филиала ФГБНУ «ВНИРО» («ПИНРО» им. Н.М. Книповича) от 27.01.2021 № следует, что ФИО1 работал полный рабочий день в районах Крайнего Севера в ФГУП «Полярный научно-исследовательский институт морского рыбного хозяйства и океанографии им. Н.М. Книповича» в должности научного сотрудника с 29.03.2007 (приказ №-к от 29.03.2007) по 19.03.2014 (приказ №-к от 05.03.2014). К периодам, не подлежащим включению в стаж, отнесены периоды отпуска без сохранения заработной платы с 30 марта 2007 года по 03 апреля 2007 года. Указанная справка выдана на основании приказов по личному составу 2007-2014 г., лицевых счетов за 2007-2014 г., личной карточки формы Т-2.
Кроме того, выпиской из индивидуального лицевого счета застрахованного лица (форма СЗИ-НВП) подтверждается и ответчиком не оспаривалось, что работодателями начислены и уплачены страховые взносы, а также подтверждены периоды работы Ермолаева В.В. с 14.02.2006 по 28.02.2007 в ФГБУ «Мурманрыбвод» в районе Крайнего Севера, и с 29.03.2007 по 31.12.2007 в ФГУП «ПИНРО» в районе Крайнего Севера.
На основании изложенного, принимая во внимание, что периоды работы Ермолаева В.В. в спорные периоды на территории Российской Федерации, в частности на территории г. Мурманска (РКС) подтверждены справками работодателей, а также сведениями индивидуального (персонифицированного) учета, учитывая, что подсчетом и подтверждением страхового (трудового) стажа занимается заинтересованный орган Пенсионного фонда Российской Федерации, куда обратился истец, суд приходит к выводу, что решение ответчика, исключающее периоды работы истца в ФГУ «Мурманрыбвод» с 14.02.2006 по 28.02.2007, в ФГУП «ПИНРО» с 29.03.2007 по 29.03.2007 и с 04.04.2007 по 31.12.2007 по основанию совпадения с периодом работы по гражданско-правовому договору на территории республики Беларусь является необоснованным, поскольку спорный период трудового стажа приобретен истцом на территории Российской Федерации и пенсионное обеспечение устанавливается уполномоченным органом Российской Федерацией.
Таким образом, периоды работы истца в ФГБУ «Мурманское бассейновое управление по рыболовству и сохранению водных биологических ресурсов» (ФГБУ «Мурманрыбвод») с 14.02.2006 по 28.02.2007, а также в ФГУП «Полярный научно-исследовательский институт морского рыбного хозяйства и океанографии им. Н.М. Книповича» (ФГУП «ПИНРО») с 29.03.2007 по 29.03.2007 и с 04.04.2007 по 31.12.2007 подлежат включению в страховой стаж и стаж работы в районах Крайнего Севера Ермолаева В.В. Одновременно, указанные периоды подлежат исчислению как периоды работы на территории Российской Федерации с одновременным исключением из периодов работы на территории республики Беларусь.
Разрешая требование истца о назначении досрочной страховой пенсии по старости, суд исходит из следующего.
В соответствии со статьей 22 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» страховая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, за исключением случаев, предусмотренных частями 5 и 6 настоящей статьи, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию.
Днем обращения за страховой пенсией считается день приема органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, соответствующего заявления со всеми необходимыми документами, подлежащими представлению заявителем с учетом положений части 7 статьи 21 настоящего Федерального закона.
В соответствии со статьей 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ (в редакции до 01.01.2019 года) право на страховую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет.
Согласно пункту 6 части 1 статьи 32 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ (в редакции до 01.01.2019 года) страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 мужчинам, достигшим возраста 55 лет, женщинам, достигшим возраста 50 лет, если они проработали не менее 15 календарных лет в районах Крайнего Севера либо не менее 20 календарных лет в приравненных к ним местностях и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 и 20 лет. Гражданам, работавшим как в районах Крайнего Севера, так и в приравненных к ним местностях, страховая пенсия устанавливается за 15 календарных лет работы на Крайнем Севере. При этом каждый календарный год работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, считается за девять месяцев работы в районах Крайнего Севера. Гражданам, проработавшим в районах Крайнего Севера не менее 7 лет 6 месяцев, страховая пенсия назначается с уменьшением возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, на четыре месяца за каждый полный календарный год работы в этих районах. При работе в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, а также в этих местностях и районах Крайнего Севера каждый календарный год работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, считается за девять месяцев работы в районах Крайнего Севера.
В силу ч. 3 ст. 10 Федерального закона от 03.10.2018 № 350-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам назначения и выплаты пенсий» гражданам, которые указаны в части 1 статьи 8, пунктах 19 - 21 части 1 статьи 30, пункте 6 части 1 статьи 32 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" и которые в период с 1 января 2019 года по 31 декабря 2020 года достигнут возраста, дающего право на страховую пенсию по старости (в том числе на ее досрочное назначение) в соответствии с законодательством Российской Федерации, действовавшим до 1 января 2019 года, либо приобретут стаж на соответствующих видах работ, требуемый для досрочного назначения пенсии, страховая пенсия по старости может назначаться ранее достижения возраста либо наступления сроков, предусмотренных соответственно приложениями 6 и 7 к указанному Федеральному закону, но не более чем за шесть месяцев до достижения такого возраста либо наступления таких сроков.
В связи с включением в стаж работы в районах Крайнего Севера истца периода работы с 14.02.2006 по 28.02.2007 (1 год 15 дней), с 29.03.2007 по 29.03.2007 (1 день), с 04.04.2007 по 31.12.2007 (8 месяцев 28 дней), учитывая определенный пенсионным органом по состоянию на 07.08.2020 года стаж работы в районах Крайнего Севера в размере 13 лет 04 месяца 22 дня, суммарный стаж работы истца в районах Крайнего Севера составит 15 лет 2 месяца 6 дней.
Принимая во внимание, снижение пенсионного возраста на четыре месяца за каждый полный календарный год работы в районах Крайнего Севера, ФИО1 вправе претендовать на назначение досрочной страховой пенсии по старости в 55 лет 4 месяца (14 полный лет работы в РКС снижает дату выхода на досрочную пенсию на 4 года 8 месяцев, 60 лет – 4 года 8 месяцев = 55 лет 4 месяца).
Учитывая, что 55 лет 4 месяца Ермолаеву В.В. исполнилось 20 ноября 2019 года, принимая во внимание изменение пенсионного законодательства в части увеличения пенсионного возраста лицам приобретшим право на пенсию в 2019 году на 6 месяцев, право на досрочную страховую пенсию по старости возникло у истца 20 мая 2020 года, то есть досрочная страховая пенсия по старости подлежит назначению истцу с даты обращения с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии, то есть с 17 августа 2020 года.
В силу статьи 88 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации к судебным расходам относятся, в том числе, издержки, связанные с рассмотрением дела.
Перечень издержек, связанных с рассмотрением дела, предусмотренный статьей 94 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, не является исчерпывающим, к ним относятся, в частности, расходы на оплату услуг представителей и другие, признанные судом необходимыми расходы.
В соответствии с частью 1 статьи 100 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации стороне, в пользу которой состоялось решение суда, по ее письменному ходатайству суд присуждает с другой стороны расходы на оплату услуг представителя в разумных пределах.
Право стороны в гражданском процессе воспользоваться юридической помощью представителя предусматривается статьей 48 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и не может быть ограничено в зависимости от различных обстоятельств, в том числе, от сложности дела, правовых познаний участника процесса.
Из разъяснений, содержащихся в пункте 12 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 21 января 2016 года № «О некоторых вопросах применения законодательства о возмещении издержек, связанных с рассмотрением дела», следует, что расходы на оплату услуг представителя, понесенные лицом, в пользу которого принят судебный акт, взыскиваются судом с другого лица, участвующего в деле, в разумных пределах (часть 1 статьи 100 ГПК РФ). При неполном (частичном) удовлетворении требований расходы на оплату услуг представителя присуждаются каждой из сторон в разумных пределах и распределяются в соответствии с правилом о пропорциональном распределении судебных расходов (статьи 98, 100 ГПК РФ).
В пунктах 20-21 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 21 января 2016 года № указано, что при неполном (частичном) удовлетворении имущественных требований, подлежащих оценке, судебные издержки присуждаются истцу пропорционально размеру удовлетворенных судом исковых требований, а ответчику - пропорционально той части исковых требований, в которой истцу отказано (статьи 98, 100 ГПК РФ).
Кроме того, пунктом 10 указанного постановления разъяснено, что лицо, заявляющее о взыскании судебных издержек, должно доказать факт их несения, а также связь между понесенными указанным лицом издержками и делом, рассматриваемым в суде с его участием. Недоказанность данных обстоятельств является основанием для отказа в возмещении судебных издержек.
По общему правилу, предусмотренному частью 1 статьи 98 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, к числу которых согласно статье 94 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации относятся и расходы на оплату услуг представителей.
Из представленных документов следует, что 28 января 2021 года между Ермолаевым В.В. (Доверитель) и адвокатом Мурманской Региональной Коллегии адвокатов ФИО2 (Адвокат) заключено соглашение.
В силу пункта 1 указанного соглашения доверитель поручает, а адвокат принимает к исполнению поручение: составление искового заявления к ГУ-УПФР в г. Мурманске о включении периодов работы в страховой стаж и стаж работы РКС, назначении досрочной страховой пенсии по старости.
Пунктом 2 соглашения предусмотрено, что размер вознаграждения адвоката за исполнение данного поручения определен сторонами в размере 6 000 рублей.
Уплата вознаграждения производится доверителем путем внесения наличных денежных средств в кассу адвокатского образования или путем перечисления на расчетный счет адвокатского образования (пункт 3 соглашения).
Чеком об оплате от 29.01.2021 подтверждается, что Ермолаевым В.В. были уплачены денежные средства в сумме 6 000 рублей в пользу адвоката ФИО2 за составление искового заявления.
Принимая во внимание объем оказанной помощи истцу по данному гражданскому делу, исходя из конкретных обстоятельств дела, его сложности и продолжительности, суд приходит к выводу о взыскании с ответчика в пользу истца в возмещение расходов на оплату юридических услуг 3 000 рублей, что соответствует требованиям разумности и конкретным обстоятельствам дела.
В соответствии со статьей 98 ГПК РФ с ответчика в пользу истца подлежит взысканию госпошлина, уплаченная истцом при подаче иска в размере 300 рублей.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 194 – 199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования ФИО1 к Государственному учреждению – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Мурманске о включении периодов работы в стаж, понуждении к назначению досрочной страховой пенсии – удовлетворить.
Обязать Государственное учреждение – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Мурманске включить в страховой стаж и стаж работы в районах Крайнего Севера ФИО1 периоды работы в ФГБУ «Мурманское бассейновое управление по рыболовству и сохранению водных биологических ресурсов» (ФГБУ «Мурманрыбвод») с 14 февраля 2006 года по 28 февраля 2007 года, в ФГУП «Полярный научно-исследовательский институт морского рыбного хозяйства и океанографии им. Н.М. Книповича» (ФГУП «ПИНРО») с 29 марта 2007 года по 29 марта 2007 года и с 04 апреля 2007 года по 31 декабря 2007 года.
Обязать Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в города Мурманске назначить ФИО1 досрочную страховую пенсию по старости с 17 августа 2020 года.
Взыскать с Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Мурманске в пользу ФИО1 расходы на оплату юридических услуг в размере 3 000 рублей, расходы по оплате государственной пошлины в размере 300 рублей, а всего 3 300 рублей.
Решение может быть обжаловано в Мурманский областной суд через Ленинский районный суд города Мурманска в течение одного месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Судья Г.Н. Тищенко