Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
«04» июля 2019 года Куйбышевский районный суд г. Самары в составе:
председательствующего Гараевой Р.Р.,
при секретаре Подгорновой О.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело
№ 2а-1087/19 по административному исковому заявлению С.Г. к МКУ «УМИЗО» Администрации муниципального района <адрес> о признании незаконным отказа в предоставлении земельного участка.
у с т а н о в и л:
С.Г. обратился в суд с административным иском, в котором просил признать незаконным решение МКУ «УМИЗО» Администрации муниципального района <адрес>» от <дата> об отказе в предоставлении земельного участка под садоводство по перераспределению с кадастровым номером №. Обязать МКУ «УМИЗО» Администрации муниципального района <адрес> заключить с С.Г. соглашение по перераспределению земельного участка с кадастровым номером №.
В обосновании административных исковых требований в административном исковом заявлении указано, что С.Г. является собственником земельного участка площадью 350 кв.м., расположенного по адресу: <адрес> <дата> С.Г. обратился в МКУ «УМИЗО» Администрации муниципального района <адрес> с заявлением о перераспределении земель и земельных участков, а именно земельного участка с площадью 225 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, имеющего кадастровый №. <дата> С.Г. был дан ответ № мфц, согласно которому, в перераспределении вышеуказанного земельного участка С.Г. отказано, в связи с тем, что согласно
п. 8 ст. 10.<адрес> от <дата> №
«О земле» земельный участок полностью или частично расположен в границах территории садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения, определенной в план-схеме, указанном в части 1 статьи 10.4 настоящего Закона и представленном в установленные частью 1 статьи 10.4 настоящего Закона сроки на согласование или согласованном уполномоченным исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления, осуществляющим предоставление земельных участков, за исключением случаев обращения с заявлением садоводов, огородников или дачников, являющихся членами указанного садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения (в том числе в случаях перераспределения земельных участков внутри указанного садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения. Учитывая тот факт, что план-схема СНТ «Татьянка» не согласован в соответствии со ст. 10.<адрес> от <дата> №-ГД «О земле» в Управлении отсутствует план организации и застройки вышеуказанного СНТ, невозможно однозначно определить нахождение испрашиваемого земельного участка в границах СНТ. С.Г. не согласен с данными доводами, испрашиваемый земельный участок находится в границах СНТ, что подтверждается выпиской ЕГРН, в которой указан адрес земельного участка площадью 225 кв.м., расположенного по адресу: <адрес> имеющего кадастровый №. Кроме того, смежные земельные участки с кадастровыми номерами №, также входят в границы СНТ. В вышеуказанном отказе, также указано, что согласно сведениям, имеющимся в Управлении Росреестра по <адрес> на испрашиваемом земельном участке расположены объекты недвижимого имущества, вместе с тем в приложении к заявлению отсутствует документ, подтверждающий право собственности на объект, расположенный на испрашиваемом земельном участке. Однако, данный объект капитального строительства был возведен С.Г. на принадлежащем ему земельном участке с кадастровым номером № и данное строение является единым и так же располагается на испрашиваемом земельном участке с кадастровым номером №, что подтверждается заключением кадастрового инженера от <дата> В соответствии с положениями ст. 39.28 ЗК РФ были соблюдены С.Г. все условия для предоставления по распределению земельного участка с кадастровым номером №. Ссылаясь на изложенные обстоятельства, административный истец С.Г. обратился с вышеуказанными административными исковыми требованиями.
В ходе судебного разбирательства к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечена Администрация муниципального района <адрес>.
В судебном заседании представитель административного истца С.Г. – Н.А., действующий на основании доверенности, административный иск поддержал и просил его удовлетворить по выше изложенным доводам.
Представитель административного ответчика МКУ «УМИЗО» Администрации муниципального района <адрес> – В.А., действующая на основании доверенности, просила в удовлетворении административного иска отказать, поскольку на испрашиваемом земельном участке расположен объект недвижимого имущества, сведения о праве собственности на который С.Г. не предоставлены, что противоречит требованиям действующего законодательства – п. 1 ст. 39.20 ЗК РФ.
Представитель заинтересованного лица – Администрации муниципального района <адрес>, в судебное заседание не явился по неизвестным причинам. О дне слушания извещался надлежащим образом.
Дело рассмотрено в отсутствие не явившихся лиц в соответствии со ст. 150 КАС РФ.
Изучив материалы дела, выслушав участвующих в деле лиц, показания свидетелей Ж.А. и К.Л., суд приходит к следующим выводам.
В статье 46 Конституции Российской Федерации закреплено право гражданина на обжалование в суд решений и действий (или бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц.
Административное исковое заявление об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего рассматривается в порядке, предусмотренном главой 22 КАС РФ.
В соответствии с частью 1 статьи 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.
В соответствии с ч. 1 ст. 11.2 Земельного кодекса РФ следует, что земельные участки образуются при разделе, объединении, перераспределении земельных участков или выделе из земельных участков, а также из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности.
Согласно статье 11.7 Земельного кодекса РФ перераспределение земельных участков перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, между собой и таких земель и (или) земельных участков и земельных участков, находящихся в частной собственности, осуществляется в случаях и в порядке, которые предусмотрены главой V.4 (статьи 39.27 - 39.29) настоящего Кодекса.
Статья 39.1 Земельного кодекса РФ содержит перечень оснований возникновения прав на земельные участки, предоставляемые из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности.
Согласно подпункту 3 пункта 1 статьи 39.28 Земельного кодекса РФ перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности, допускается в случае перераспределения земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в собственности граждан и предназначенных для ведения личного подсобного хозяйства, огородничества, садоводства, дачного хозяйства, индивидуального жилищного строительства, при условии, что площадь земельных участков, находящихся в собственности граждан, увеличивается в результате этого перераспределения не более чем до установленных предельных максимальных размеров земельных участков.
Согласно пункту 2 статьи 39.28 Земельного кодекса РФ перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности, осуществляется на основании соглашения между уполномоченными органами и собственниками земельных участков. При этом указанное соглашение должно содержать сведения о возникновении права государственной или муниципальной собственности и (или) права частной собственности на образуемые земельные участки.
В обобщенном виде перераспределение можно охарактеризовать как совокупность действий, направленных на преобразование смежных земельных участков, осуществляемых на основании соглашения между правообладателями данных объектов, в результате которых образуются один или несколько других смежных земельных участков, но с иными индивидуализирующими признаками (площадью, границами).
Анализ приведенных выше норм позволяет сделать вывод о том, что перераспределение земель является способом образования земельных участков, но не отнесено законодателем к самостоятельным основаниям для предоставления земельного участка и не заменяет порядка и оснований их предоставления.
В соответствии с пунктом 9 статьи 39.29 Земельного кодекса РФ уполномоченный орган принимает решение об отказе в заключении соглашения о перераспределении земельных участков при наличии хотя бы одного из следующих оснований, в частности если имеются основания для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка, предусмотренные пунктом 16 статьи 11.10 ЗК РФ.
В соответствии с пунктом 1 статьи 11.10 Земельного кодекса РФ схема расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории (далее - схема расположения земельного участка) представляет собой изображение границ образуемого земельного участка или образуемых земельных участков на кадастровом плане территории. В схеме расположения земельного участка указывается площадь каждого образуемого земельного участка и в случае, если предусматривается образование двух и более земельных участков, указываются их условные номера.
Исходя из анализа пункта 1 статьи 39.28 Земельного кодекса РФ можно сделать вывод, что одним из принципов перераспределения земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности, является приведение границ земельных участков в соответствие с утвержденным проектом межевания территории для исключения вклинивания, вкрапливания, изломанности границ и чересполосицы.
Согласно пункта 6 статьи 11.9 Земельного кодекса РФ образование земельных участков не должно приводить к вклиниванию, вкрапливанию, изломанности границ, чересполосице, невозможности размещения объектов недвижимости и другим, препятствующим рациональному использованию и охране земель, недостаткам, а также нарушать требования, установленные настоящим Кодексом, другими федеральными законами.
В силу пункта 2 статьи 227 КАС РФ суд удовлетворяет заявленные требования о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными полностью или в части, если признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и возлагает на административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление.
Из анализа указанного положения следует, что суд отказывает в удовлетворении заявления, если установит, что оспариваемое решение или действие принято либо совершено в соответствии с законом в пределах полномочий органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями и права либо свободы гражданина не были нарушены.
Таким образом, для признания оспариваемого решения незаконным необходимо одновременное наличие двух условий: несоответствие решения закону или иному нормативному правовому акту и нарушение оспариваемым решением прав и законных интересов заявителя.
Как следует из материалов дела и установлено судом <дата> С.Г. обратился в МКУ «Управление муниципального имущества и земельных отношений» Администрации муниципального района <адрес> с заявлением о перераспределении земельного участка, площадью 225 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>. В обоснование заявления указал, что испрашиваемый земельный участок имеет общую границу с принадлежащем ему на праве собственности земельным участком площадью 350 кв.м., с кадастровым номером №, расположенным по адресу: <адрес>
Постановлением Администрации муниципального района <адрес> от <дата> №, предварительно согласовано предоставление земельного участка (земли сельскохозяйственного назначения) С.Г., из земель, государственная собственность на которые не разграничена, площадью 223 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, а также утверждена схема расположения земельного участка. Для предоставления земельного участка указано на необходимость С.Г. обеспечить проведение кадастровых работ по его образованию в соответствии со схемой расположения земельного участка на кадастровом плане территории.
Впоследствии, Администрацией муниципального района <адрес> постановление от <дата> №, отменено.
Постановлением Администрации муниципального района <адрес> от <дата> №, предварительно согласовано предоставление земельного участка (земли сельскохозяйственного назначения) С.Г., из земель, государственная собственность на которые не разграничена, площадью 223 кв.м., расположенного по адресу: <адрес> а также утверждена схема расположения земельного участка, в пределах территории зоны садоводства (С х 4), по карте градостроительного зонирования сельского поселения Воскресенка муниципального района <адрес>. Для предоставления земельного участка указано на необходимость С.Г. обеспечить проведение кадастровых работ по его образованию в соответствии со схемой расположения земельного участка на кадастровом плане территории.
С.Г. проведены за свой счет кадастровые работы по образованию земельного участка, земельный участок площадью 225+/-11 поставлен на кадастровый учет <дата> с кадастровым номером №
Постановлением Администрации муниципального района <адрес> от <дата> № Постановление Администрации муниципального района <адрес> от <дата> № о предварительном согласовании предоставления земельного участка для садоводства» - отменено.
С.Г. обратился в МКУ «УМИЗО» Администрации муниципального района <адрес> с заявлением о перераспределении земель и земельных участков, а именно земельного участка с площадью 225 кв.м., расположенного по адресу: <адрес> имеющего кадастровый №. <дата> С.Г. был дан ответ № мфц от <дата>, согласно которому, в перераспределении вышеуказанного земельного участка С.Г. отказано, в связи с тем, что согласно п. 8 ст. 10.<адрес> от <дата>
№-ГД «О земле» земельный участок полностью или частично расположен в границах территории садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения, определенной в план-схеме, указанном в части 1 статьи 10.4 настоящего Закона и представленном в установленные частью 1 статьи 10.4 настоящего Закона сроки на согласование или согласованном уполномоченным исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления, осуществляющим предоставление земельных участков, за исключением случаев обращения с заявлением садоводов, огородников или дачников, являющихся членами указанного садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения (в том числе в случаях перераспределения земельных участков внутри указанного садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения). Учитывая тот факт, что план-схема СНТ «Татьянка» не согласован в соответствии со ст. 10.<адрес> от <дата> №-ГД «О земле» в Управлении отсутствует план организации и застройки вышеуказанного СНТ, невозможно однозначно определить нахождение испрашиваемого земельного участка в границах СНТ. С.Г. не согласен с данными доводами, испрашиваемый земельный участок находится в границах СНТ. Кроме того, согласно сведениям, имеющимся в Управлении Росреестра по <адрес> на испрашиваемом земельном участке расположены объекты недвижимого имущества, вместе с тем в приложении к заявлению отсутствует документ, подтверждающий право собственности на объект, расположенный на испрашиваемом земельном участке.
Суд полагает, что совокупность норм права, регулирующих спорные правоотношения, наделяет собственника объекта недвижимости исключительным правом на получение в собственность либо аренду земельного участка, на котором оно расположено, площадью занятой зданием или сооружением и необходимой для его использования, без проведения торгов.
Между тем, из материалов дела усматривается, что на испрашиваемом земельном участке расположен объект недвижимого имущества, документ, подтверждающий право собственности на данный объект С.Г. не предоставлен.
Исходя из обстоятельств дела, суд считает, что отказ ответчика в перераспределении земельного участка, соответствует действующему законодательству, поскольку заявителем не представлены документы, свидетельствующие о праве собственности на объект недвижимости, расположенный на спорном земельном участке, а поскольку в пользовании истца находится самовольная постройка, административный истец не обладает исключительным правом на перераспределение спорного земельного участка.
Кроме того, суд учитывает, что план-схема СНТ «Татьянка» не согласована в соответствии со ст. 10.<адрес> от <дата> №-ГД «О земле» в Управлении отсутствует план организации и застройки вышеуказанного СНТ, невозможно однозначно определить нахождение испрашиваемого земельного участка в границах СНТ.
Таким образом, административный иск С.Г. удовлетворению не подлежит.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175-180 КАС РФ, суд
Р Е Ш И Л:
В удовлетворении административного искового заявления С.Г. к МКУ «УМИЗО» Администрации муниципального района <адрес> о признании незаконным отказа в предоставлении земельного участка, отказать.
Решение может быть обжаловано Самарский областной суд через Куйбышевский районный суд г.Самары в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Мотивированное решение изготовлено 08.07.2019 г.
Судья Р.Р. Гараева