Дело № 2-3568/2017
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации18 мая 2017 года г.Петрозаводск
Петрозаводский городской суд Республики Карелия в составе:
председательствующего судьи К.А. Кипяткова,
при секретаре судебного заседания А.В. Лантух,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Карельского межрайонного природоохранного прокурора к Администрации Петрозаводского городского округа об обязании совершения действий,
установил:
Карельский межрайонный природоохранный прокурор обратился в суд с иском по тем основаниям, что в ходе проверки исполнения законодательства об охране окружающей среды водного законодательства по факту сброса сточных вод, загрязненных нефтепродуктами, в акваторию Онежского озера в районе выпуска ливневой канализации №5 по ул. Московской в г. Петрозаводске со стороны Администрации Петрозаводского городского округа, как водопользователя, выявлены нарушения. Установлено, что в г. Петрозаводске действует развитая сеть ливневой канализации, представленная открытыми и закрытыми водостоками с самостоятельными выпусками в т.ч. в водный объект - Онежское озеро. Собственником сетей и выпусков ливневой канализации является Администрация Петрозаводского городского округа. В районе ул. Московской расположен выпуск ливневой канализации № 5. На указанном выпуске установлены локальные очистные сооружения серии «СГП-Пром». Несмотря на наличие установленного очистного сооружения, ежегодно в периоды устойчивой дождливой погоды или таяния снега через данный выпуск ливневой канализации происходит вынос нефтепродуктов в акваторию Онежского озера, о чем свидетельствуют наличие масляной радужной пленки в акватории водного объекта в районе выпуска, характерный запах нефтепродуктов при натурном обследовании, а также результаты отбора проб воды. По результатам проведенного 22.03.2017 натурного обследования территории береговой полосы и акватории Онежского озера в районе выпуска ливневой канализации № 5 по ул. Московской в г.Петрозаводске установлено, что через выпуск ливневой канализации № 5 происходит сброс неочищенных сточных вод, загрязненных нефтепродуктами, в акваторию Онежского озера. Ливневые стоки имеют характерный резкий запах нефтепродуктов. Визуально установлено, что концентрация нефтепродуктов в сточной воде очень высокая, так как на выходе из выпускного устройства нефтепродукты образуют плотную пленку на поверхности воды Онежского озера, песок и камни у береговой линии озера покрыты нефтяной пленкой, на песке и камнях наблюдаются сгустки нефтепродуктов. По результатам проведенных ФБУЗ «<данные изъяты>» лабораторных исследований выявлено значительное превышение предельно допустимых концентраций по нефтепродуктам, концентрация нефтепродуктов в акватории Онежского озера в районе выпуска ливневой канализации составила более 50 мг/дм3, что в 1000 раз превышает нормативы предельно допустимых концентраций вредных веществ в водах водных объектов рыбохозяйственного значения. Также выявлены значительные превышения концентрации по показателю «колиформные бактерии» и «термотолератные колиформные бактерии»: при гигиеническом нормативе не более 500 КОЕ в 100 мл. и 100 КОЕ в 100 мл соответственно, по результатам исследований концентрации составили 7000 КОЕ в 100 мл. и 2400 КОЕ в 100 мл на выпуске и в акватории Онежского озера соответственно. Природоохранной прокуратурой ранее в 2015-2016 г.г. неоднократно Главе Петрозаводского городского округа вносились представления об устранении нарушений требований водного законодательства, но принятых по представлениям органом местного самоуправления мер оказалось недостаточно для предотвращения очередного сброса загрязненных сточных вод в Онежское озеро. На основании изложенного Карельский межрайонный природоохранный прокурор просил обязать Администрацию Петрозаводского городского округа в течение 6 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу обеспечить очистку сбрасываемых сточных вод в акваторию Онежского озера в районе выпуска ливневой канализации № 5 по ул.Московской в г.Петрозаводске в соответствии нормативами предельно допустимых концентраций вредных веществ в водах водных объектов рыбохозяйственного значения, установленными законодательными актами.
В судебном заседании представитель истца Миронова Д.Ю. исковые требования поддержала по доводам, изложенным в исковом заявлении.
Представители третьих лиц Управления Росприроднадзора по Республике Карелия Чернова Н.А. и Северо-Западного территориального управления Федерального агентства по рыболовству Громова М.Д. полагали иск подлежащим удовлетворению.
Ответчик представителя в судебное заседание не направил, заявил ходатайство об отложении судебного заседания по причине рассмотрения дела в Арбитражном суде РК, которое судом отклонено, поскольку заявленная причина неявки представителя для юридического лица уважительной не является, в связи с чем дело рассмотрено судом в отсутствие ответчика.
Третье лицо МКУ «Служба заказчика» представителя в судебное заседание не направила.
Суд, заслушав представителей истца, третьих лиц, исследовав материалы дела, приходит к следующему.
В соответствии со ст. ст. 42, 58 Конституции РФ каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии.
Согласно ст. 3 Федерального закона «Об охране окружающей среды» хозяйственная и иная деятельность органов местного самоуправления, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе принципов соблюдения права человека на благоприятную окружающую среду, обеспечения снижения негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду, обязательности участия в деятельности по охране окружающей среды органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, общественных и иных некоммерческих объединений, юридических и физических лиц.
Охрана окружающей среды подразумевает под собой деятельность органов местного самоуправления, направленную на сохранение и восстановление природной среды, рациональное использование и воспроизводство природных ресурсов, предотвращение негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду и ликвидацию ее последствий.
На основании ч. 6 ст.56 Водного кодекса Российской Федерации сброс в водные объекты сточных вод, содержание в которых радиоактивных веществ, пестицидов, агрохимикатов и других опасных для здоровья человека веществ и соединений превышает нормативы допустимого воздействия на водные объекты, запрещается.
Частью 2 ст. 55 Водного кодекса Российской Федерации установлено, что при использовании водных объектов физические лица, юридические лица обязаны осуществлять водохозяйственные мероприятия и мероприятия по охране водных объектов в соответствии с настоящим Кодексом и другими федеральными законами, а также правилами охраны поверхностных водных объектов и правилами охраны подземных водных объектов, утвержденными Правительством Российской Федерации.
В силу п.1 ч. 6 ст. 60 Водного кодекса Российской Федерации при эксплуатации водохозяйственной системы запрещается осуществлять сброс в водные объекты сточных вод, не подвергшихся санитарной очистке, обезвреживанию (исходя из недопустимости превышения нормативов допустимого воздействия на водные объекты и нормативов предельно допустимых концентраций вредных веществ в водных объектах), а также сточных вод, не соответствующих требованиям технических регламентов.
Статьей 39 Водного кодекса РФ определены обязанности лиц, использующих водные объекты, в том числе по недопущению причинения вреда окружающей среде, содержанию в исправном состоянии эксплуатируемых ими очистных сооружений, своевременному осуществлению мероприятий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций на водных объектах.
В соответствии с ч.4 ст.35 Водного кодекса Российской Федерации количество веществ и микроорганизмов, содержащихся в сбросах сточных вод и (или) дренажных вод в водные объекты, не должно превышать установленные нормативы допустимого воздействия на водные объекты.
В силу положений Федерального закона «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов», Постановления Правительства РФ от 28.06.2008 № 484 «О порядке разработки и утверждения нормативов качества воды водных объектов рыбохозяйственного значения, в том числе нормативов предельно допустимых концентраций вредных веществ в водах водных объектов рыбохозяйственного значения», Приказа Росрыболовства от 18.01.2010г. №20 «Об утверждении нормативов качества воды водных объектов рыбохозяйственного значения, в том числе нормативов предельно допустимых концентраций вредных веществ в водах водных объектов рыбохозяйственного значения» и Приказа Минсельхоза России от 30.10.2014 г. №414 «Об утверждении правил рыболовства для Северного рыбохозяйственного бассейна» Онежское озеро внесено в государственный реестр водных объектов РФ, относится к бассейну Балтийского моря и является водным объектом высшей категории рыбохозяйственного значения. Ширина водоохранной зоны Онежского озера - 200 м, ширина прибрежной защитной полосы - 200 м, ширина береговой полосы - 20 м. Качество сбрасываемых сточных вод по нефтепродуктам не должно превышать 0,05мг/дм3.
Материалами дела подтверждается, что Администрация Петрозаводского городского округа является собственником сетей и выпусков ливневой канализации Петрозаводского городского округа, в том числе выпуска ливневой канализации № 5 в районе ул. Московской в г. Петрозаводске в водный объект – Онежское озеро, на указанном выпуске установлены локальные очистные сооружения серии «СГП-Пром».
С учетом существа вступившего в законную силу решения Петрозаводского городского суда Республики Карелия от ДД.ММ.ГГГГ, обязавшего Администрацию Петрозаводского городского округа оформить право пользования участком акватории Онежского озера в районе данного выпуска в целях сброса сточных вод, Администрация Петрозаводского городского округа является водопользователем Онежского озера на данном участке.
В ходе проведенного 22.03.2017 Карельской межрайонной природоохранной прокуратурой с участием представителей отдела государственного контроля, надзора и рыбоохраны по Республике Карелия Северо-Западного территориального управления Федерального агентства по рыболовству (далее Отдел), в присутствии представителей Администрации Петрозаводского городского округа, МКУ «Служба заказчика» натурного обследования территории береговой полосы и акватории Онежского озера в районе выпуска ливневой канализации № 5 по ул. Московской в г. Петрозаводске установлено, что через выпуск ливневой канализации № 5 происходит сброс неочищенных сточных вод, загрязненных нефтепродуктами, в акваторию Онежского озера. Ливневые стоки имеют характерный резкий запах нефтепродуктов. Визуально установлено, что концентрация нефтепродуктов в сточной воде очень высокая, так как на выходе из выпускного устройства нефтепродукты образуют плотную пленку на поверхности воды Онежского озера, песок и камни у береговой линии озера покрыты нефтяной пленкой, на песке и камнях наблюдаются сгустки нефтепродуктов. Указанные обстоятельства подтверждаются справками по результатам проверки, составленными сотрудниками Управления Росприроднадзора по Республике Карелия и Северо-Западного территориального управления Федерального агентства по рыболовству, а также фотографиями к справке.
По результатам проведенных ФБУЗ «<данные изъяты>» лабораторных исследований отобранных в ходе проведения проверки проб сточной воды из выпуска ливневой канализации № 5 на ул. Московской и Онежского озера в районе данного выпуска выявлено превышение предельно допустимых концентраций по нефтепродуктам, концентрация нефтепродуктов в акватории Онежского озера в районе выпуска ливневой канализации составила более 50 мг/дм3, что в 1000 раз превышает нормативы предельно допустимых концентраций вредных веществ в водах водных объектов рыбохозяйственного значения. Также выявлены значительные превышения концентрации по показателю «колиформные бактерии» и «термотолератные колиформные бактерии»: при гигиеническом нормативе не более 500 КОЕ в 100 мл. и 100 КОЕ в 100 мл соответственно, по результатам исследований концентрации составили 7000 КОЕ в 100 мл. и 2400 КОЕ в 100 мл на выпуске и в акватории Онежского озера соответственно. Указанные обстоятельства подтверждаются представленными протоколами лабораторных исследований.
Данные обстоятельства свидетельствуют о том, что со стороны Администрации Петрозаводского городского округа не приняты эффективные меры по очистке и обеззараживанию сбрасываемых в акваторию Онежского озера сточных вод из выпуска ливневой канализации № 5 по ул.Московской, что противоречит вышеуказанным требованиям природоохранного законодательства, ведет к загрязнению водного объекта рыбохозяйственного назначения, нарушает закрепленные и гарантированные законом права граждан на благоприятную окружающую среду, затрагивает экологические права неопределенного круга лиц.
В соответствии со ст.12 Гражданского кодекса РФ защита гражданских прав осуществляется, в том числе, путем присуждения к исполнению обязанности в натуре.
Таким образом, заявленные прокурором требования об обязании ответчика в течение 6 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу обеспечить очистку сбрасываемых сточных вод в акваторию Онежского озера в районе выпуска ливневой канализации № 5 по ул. Московской в г. Петрозаводске в соответствии с нормативами предельно допустимых концентраций вредных веществ в водах водных объектов рыбохозяйственного значения, установленных законодательными актами являются обоснованными, в том числе с учетом положений ст.206 ГПК РФ, и подлежат удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд
решил:
Иск Карельского межрайонного природоохранного прокурора удовлетворить.
Обязать Администрацию Петрозаводского городского округа в течение 6 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу обеспечить очистку сбрасываемых сточных вод в акваторию Онежского озера в районе выпуска ливневой канализации № 5 по ул. Московской в г. Петрозаводске в соответствии с нормативами предельно допустимых концентраций вредных веществ в водах водных объектов рыбохозяйственного значения, установленных законодательными актами.
Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Карелия в течение 1 месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме через Петрозаводский городской суд Республики Карелия.
Судья К.А. Кипятков
Мотивированное решение суда изготовлено 02.06.2017,
Последний день обжалования 03.07.2017.