Дело № 2-102/2022
64RS0047-01-2021-005118-37
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
01 февраля 2022 года г. Саратов
Октябрьский районный суд г. Саратова в составе:
председательствующего судьи Андреевой С.Ю.,
при секретаре Мигуновой Ю.Н.,
с участием истца Краснова Валерия Вячеславовича,
представителя ответчика Администрации Октябрьского района муниципального образования «город Саратов» Мишиной Светланы Владимировны, действующей на основании доверенности от 20 декабря 2021 года,
представителя ответчика Комитета ЖКХ администрации муниципального образования «город Саратов» Бондаренко Светланы Евгеньевны, действующей на основании доверенности от 10 января 2022 года,
представителя третьего лица Администрации муниципального образования «город Саратов» Куликовой Валерии Алексеевны, действующей на основании доверенности от 12 января 2022 года, сроком на один год,
третьего лица Коченкова Виктора Александровича,
третьего лица Рыбаковой Наталии Петровны,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Краснова Валерия Вячеславовича к Администрации Октябрьского района муниципального образования «город Саратов», Комитету по ЖКХ администрации муниципального образования «город Саратов» о признании действий препятствующих в реализации законных интересов, обязании совершить действия, взыскании компенсации морального вреда, судебных расходов,
установил:
Истец Краснов В.В. обратился с исковыми требованиями
к Администрации Октябрьского района муниципального образования «город Саратов», Комитету по ЖКХ администрации муниципального образования «город Саратов» о признании действий препятствующих в реализации законных интересов, обязании совершить действия, взыскании компенсации морального вреда, судебных расходов, в обоснование которых указал, что 28 марта 2021 года собственниками многоквартирного дома, расположенного по адресу: <адрес> принято решение о переходе на непосредственное управление данным многоквартирным домом.
Оформленный пакет документов был подготовлен 30 марта 2021 года, а 02 апреля 2021 года передан в администрацию Октябрьского района города Саратова. Пакет документов содержал копии протокола общего собрания, листов голосования, реестра владельцев помещений.
Несмотря на это, в нарушение ч.3 ст. 161 ЖК РФ Комитет по ЖКХ администрации муниципального образования «город Саратов» совместно с администрацией Октябрьского района города Саратова осуществили открытые торги по отбору управляющей компании для данного дома. Управляющей компанией многоквартирного дома было избрано ООО «Штурман».
В нарушение действующего законодательства Администрация Октябрьского района города Саратова не инициировала созыва общего собрания собственников помещений при смене управляющей компании, обслуживающей многоквартирный дом, а комитет по ЖКХ не имел права проводить конкурс по выбору управляющей компании. Кроме того, администрация Октябрьского района города Саратова не известила собственников дома о прекращении деятельности управляющей компании, осуществляющей управление многоквартирным домом, в связи с чем, собрание по выбору способа управления МКД было проведено только 28 марта 2021 года, когда собственникам помещений стало известно о данном факте. Поскольку решение общего собрания об избрании непосредственной формы управления многоквартирным домом предшествовало дню проведения открытого конкурса по отбору управляющей компании, что делает проведение данного конкурса незаконным.
На основании изложенного истец просил признать решение общего собрания собственников помещений многоквартирного дома, расположенного по адресу: <адрес> <адрес> по выбору непосредственного способа управления многоквартирным домом от 28 марта 2021 года, оформленного протоколом от 30 марта 2021 года соответствующим положениям Федерального закона от 29 декабря 2004 года № 188-ФЗ (Жилищного кодекса РФ).
Признать действие администрации Октябрьского района г. Саратова, не выполнившего ч.ч. 4,5 ст. 200 Жилищного кодекса РФ как пример халатного выполнения своих обязанностей, а действие Комитета по ЖКХ администрации муниципального образования «город Саратов» препятствующего собственникам помещений многоквартирного дома, расположенного по адресу: <адрес> в реализации своих прав и законных интересов по выбору непосредственного способа управления многоквартирным домом прямым нарушением п. 39 Постановления правительства РФ от 06 февраля 2006 года № 75, ч. 3 ст. 161 ФЗ от 29 декабря 2004 года № 188-ФЗ, ч.ч. 1,2 ст. 35 Конституции РФ (1993 года с изменениями от 01 июля 2020 года).
Обязать Комитет по ЖКХ направить представление в государственную жилищную инспекцию Саратовской области об удалении сведений о многоквартирном доме из реестра лицензий лицензиата ООО «Штурман».
Взыскать с ответчиков в пользу истца компенсацию морального вреда в сумме 20 000 руб., расходы по оплате госпошлины в сумме 600 руб.
В судебном заседании истец Краснов В.В. доводы искового заявления поддержал в полном объеме, просил его удовлетворить.
Представители ответчиков исковые требования не признали, по основаниям, изложенным в отзыве.
Третьи лица Коченков В.А. и Рыбакова Н.П. в судебном заседании посчитали заявленные исковые требования подлежащими удовлетворению.
Представитель третьего лица Администрации муниципального образования «город Саратов» в судебном заседании посчитал заявленные исковые требования не подлежащими удовлетворению.
Остальные участники процесса в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом и своевременно, причины неявки суду не известны.
Суд с учетом мнения участников процесса и, руководствуясь ст.167 ГПК РФ, принял решение рассмотреть дело в отсутствии неявившихся лиц.
Выслушав участников процесса, исследовав материалы дела, суд пришел
к следующему выводу.
Согласно части 1 статьи 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
В соответствии с ч. 1 ст. 44 ЖК РФ общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме является органом управления многоквартирным домом.
В силу п. 4 ч. 2 ст. 44 ЖК РФ выбор способа управления многоквартирным домом относится к компетенции общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме.
Согласно ч. 2 ст. 161 ЖК РФ собственники помещений в многоквартирном доме обязаны выбрать один из способов управления многоквартирным домом:
1) непосредственное управление собственниками помещений в многоквартирном доме, количество квартир в котором составляет не более чем тридцать;
2) управление товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом;
3) управление управляющей организацией.
Способ управления многоквартирным домом выбирается на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме и может быть выбран и изменен в любое время на основании его решения. Решение общего собрания о выборе способа управления является обязательным для всех собственников помещений в многоквартирном доме (ч. 3 ст. 161 ЖК РФ).
В силу положений ч.ч. 1, 1.1 ст. 46 ЖК РФ решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме оформляются протоколами в соответствии с требованиями, установленными федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере жилищно-коммунального хозяйства.
Решения и протокол общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме являются официальными документами как документы, удостоверяющие факты, влекущие за собой юридические последствия в виде возложения на собственников помещений в многоквартирном доме обязанностей в отношении общего имущества в данном доме, изменения объема прав и обязанностей или освобождения этих собственников от обязанностей, и подлежат размещению в системе лицом, инициировавшим общее собрание.
Подлинники решений и протокола общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме подлежат обязательному представлению лицом, по инициативе которого было созвано общее собрание, в управляющую организацию, правление товарищества собственников жилья, жилищного или жилищно-строительного кооператива, иного специализированного потребительского кооператива, а при непосредственном способе управления многоквартирным домом в орган государственного жилищного надзора не позднее чем через десять дней после проведения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме.
Управляющая организация, правление товарищества собственников жилья, жилищного или жилищно-строительного кооператива, иного специализированного потребительского кооператива в течение пяти дней с момента получения указанных в ч. 1 настоящей статьи подлинников решений и протокола общего собрания собственников помещений обязаны в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере жилищно-коммунального хозяйства, направить подлинники указанных решений и протокола, в том числе с использованием системы, в орган государственного жилищного надзора для хранения в течение трех лет.
В судебном заседании установлено, что согласно техническому паспорту, жилой многоквартирный <адрес> по ул. <адрес> состоит из двух строительных литеров (литер А и литер Б).
Федеральная информационная адресная система (ФИАС) содержит сведения об адресе – ул. <адрес> <адрес>.
В октябре 2019 года сведения о многоквартирном доме, по адресу: ул. <адрес> <адрес> были внесены Государственной жилищной инспекцией Саратовской области в реестр лицензий за управляющей организацией ООО «ЖКО», ИНН 6450086312, которые значилась за данной организацией до декабря 2020 года.
Уведомление об исключении сведений о многоквартирном доме по адресу: <адрес>, ул. <адрес> <адрес> из реестра лицензий Саратовской области от ООО «ЖКО», о прекращении действия лицензий Саратовской области от ООО «ЖКО», о ее аннулировании в адрес администрации муниципального образования «город Саратов» от государственной жилищной инспекции Саратовской области не поступало.
Протоколом собрания от 28 марта 2021 года оформлено решение о выборе непосредственного способа собственников помещений, расположенных в литер Б жилого дома.
Согласно ч. 1 ст. 164 ЖК РФ при непосредственном управлении многоквартирным домом собственниками помещений в таком доме договоры оказания услуг по содержанию и (или) выполнению работ по ремонту общего имущества в таком доме с лицами, осуществляющими соответствующие виды деятельности, собственники помещений в таком доме заключают на основании решений общего собрания указанных собственников. При этом все или большинство собственников помещений в таком доме выступают в качестве одной стороны заключаемых договоров.
В соответствии с ч. 2.1 ст. 161 ЖК РФ при осуществлении непосредственного управления многоквартирным домом собственниками помещений в данном доме лица, выполняющие работы по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, обеспечивающие холодное и горячее водоснабжение и осуществляющие водоотведение, электроснабжение, газоснабжение (в том числе поставки бытового газа в баллонах), отопление (теплоснабжение, в том числе поставки твердого топлива при наличии печного отопления), обращение с твердыми коммунальными отходами, несут ответственность перед собственниками помещений в данном доме за выполнение своих обязательств в соответствии с заключенными договорами, а также в соответствии с установленными Правительством Российской Федерации правилами содержания общего имущества в многоквартирном доме, правилами предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах.
Согласно ст. 164 Жилищного кодекса Российской Федерации при непосредственном управлении многоквартирным домом собственниками помещений в таком доме договоры оказания услуг по содержанию и (или) выполнению работ по ремонту общего имущества в таком доме с лицами, осуществляющими соответствующие виды деятельности, собственники помещений в таком доме заключают на основании решений общего собрания указанных собственников. При этом все или большинство собственников помещений в многоквартирном доме, осуществляющих непосредственное управление таким домом, от имени собственников помещений в таком доме в отношении с третьими лицами вправе действовать один из собственников помещений в таком доме или иное лицо, указанное в этом решении либо имеющее полномочие, удостоверенное доверенностью, выданной в письменной форме ему всеми или большинством собственников помещений в таком доме.
Таким образом, исходя из п. 16 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 13 августа 2006 года № 491 (далее - Правила № 491), надлежащее содержание общего имущества в зависимости от способа управления многоквартирным домом обеспечивается собственниками помещений путем заключения договора о содержании и ремонте общего имущества с лицами, оказывающими услуги и (или) выполняющими работы (при непосредственном управлении многоквартирным домом). В связи с чем, собственники помещений обязаны утвердить на общем собрании перечень услуг и работ, условия их оказания и выполнения, а также размер их финансирования (п. 17 Правил № 491).
Из анализа указанных правовых норм следует, что если собственники помещений многоквартирного дома не заключили договор на содержание и ремонт общего имущества, то принятое решение о выборе непосредственного способа управления они не реализовали.
Изучив представленные в материалы дела доказательства, с учетом изложенных правовых норм, суд приходит к выводу о том, что способ управления - непосредственное управление был выбран в отношении только литера <адрес> <адрес> на общем собрании собственников помещений 28 марта 2021 года, однако, не реализован, поскольку договоры по содержанию и ремонту общего имущества с лицами, осуществляющими соответствующие виды деятельности, с целью реализации непосредственного управления, в соответствии с требованиями ч. 1 ст. 164 ЖК РФ, заключены не были.
Согласно протоколу общего собрания собственников помещений литера Б жилого <адрес> от 28 марта 2021 года соответствующие организации на собрании не избирались, также как и перечень услуг и работ, условия их оказания и выполнения, и размер их финансирования не устанавливались.
Кроме того, в открытых данных, объект жилищного фонда, расположенный по адресу: <адрес>Б отсутствует, имеется жилой дом, распложенный по адресу: <адрес>. При этом собственники помещений многоквартирного жилого дома, литер А, расположенного по адресу в <адрес>, <адрес> участия в общем собрании по избранию непосредственного способа управления, не принимали.
В силу положений ч. 4 ст. 161 ЖК РФ орган местного самоуправления в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, проводит открытый конкурс по отбору управляющей организации в случаях, указанных в ч. 13 настоящей статьи и ч. 5 ст. 200 настоящего Кодекса, а также в случае, если в течение шести месяцев до дня проведения указанного конкурса собственниками помещений в многоквартирном доме не выбран способ управления этим домом или если принятое решение о выборе способа управления этим домом не было реализовано. Открытый конкурс проводится также в случае, если до окончания срока действия договора управления многоквартирным домом, заключенного по результатам открытого конкурса, не выбран способ управления этим домом или если принятое решение о выборе способа управления этим домом не было реализовано.
Согласно ч. 17 ст. 161 ЖК РФ управление многоквартирным домом, в отношении которого собственниками помещений в многоквартирном доме не выбран способ управления таким домом в порядке, установленном настоящим Кодексом, или выбранный способ управления не реализован, не определена управляющая организация, в том числе по причине признания несостоявшимся открытого конкурса по отбору управляющей организации, проводимого органом местного самоуправления в соответствии с настоящим Кодексом, осуществляется управляющей организацией, имеющей лицензию на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, определенной решением органа местного самоуправления в порядке и на условиях, которые установлены Правительством Российской Федерации. Такая управляющая организация осуществляет деятельность по управлению многоквартирным домом до выбора собственниками помещений в многоквартирном доме способа управления многоквартирным домом или до заключения договора управления многоквартирным домом с управляющей организацией, определенной собственниками помещений в многоквартирном доме или по результатам открытого конкурса, предусмотренного ч. 4 настоящей статьи, но не более одного года.
Правила определения управляющей организации для управления многоквартирным домом, в отношении которого собственниками помещений в многоквартирном доме не выбран способ управления таким домом или выбранный способ управления не реализован, не определена управляющая организация, утверждены Постановлением Правительства РФ от 21 декабря 2018 года № 1616 (далее - Правила № 1616).
В соответствии с п. 2 Правил № 1616 определение управляющей организации осуществляется решением органа местного самоуправления (далее - уполномоченный орган), содержащим, в том числе, перечень работ и (или) услуг по управлению многоквартирным домом, услуг и работ по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, устанавливаемый в зависимости от конструктивных и технических параметров многоквартирного дома, включая требования к объемам, качеству, периодичности каждой из таких работ и услуг, сформированный из числа работ и услуг, указанных в минимальном перечне услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденном постановлением Правительства РФ от 3 апреля 2013 года № 290 «О минимальном перечне услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, и порядке их оказания и выполнения».
Согласно п. 5 Правил № 1616, в качестве управляющей организации решением об определении управляющей организации может быть определена управляющая организация, имеющая лицензию на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами и включенная в перечень организаций для управления многоквартирным домом, в отношении которого собственниками помещений в многоквартирном доме не выбран способ управления таким домом или выбранный способ управления не реализован, не определена управляющая организация (далее - перечень организаций).
Перечень организаций формируется уполномоченным органом и размещается в государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства.
В перечень организаций, кроме прочих, включаются управляющие организации, представившие в уполномоченный орган заявление о включении в перечень организаций.
На основании п. 6 Правил № 1616 управляющие организации включаются в перечень организаций в соответствии с датой подачи управляющими организациями заявлений о включении их в перечень организаций (в хронологическом порядке).
В связи с отсутствием документов, подтверждающих принятое собственниками решение по выбору способа управления, 25 марта 2021 года был объявлен открытый конкурс по отбору управляющей организации для управления многоквартирным домом по адресу: <адрес>, <адрес> <адрес>, по итогам которого с 11 мая 2021 года дом был передан в управление ООО «Штурман», ИННН 6449093509. Срок действия договора управления три года. Дом значится в реестре лицензий за данной организацией. Информация о проведении конкурса, конкурсная и иная документация, связанная с проведением конкурса, размещены организатором конкурса на официальном сайте Российской Федерации в информационно -телекоммуникационной сети «Интернет» для размещения информации о проведении торгов по адресу: www.torgi.gov.ru.
Таким образом, суд приходит к выводу о том, что комитет по жилищно – коммунальному хозяйству администрации муниципального образования «город Саратов» действовал в рамках своих обязательств, определенных действующим жилищным законодательством, при этом права и законные интересы истца нарушены не были.
В настоящее время ООО «Штурман» является управляющей компанией спорного многоквартирного дома, при этом собственники помещений в данных домах не лишены возможности реализовать избранный способ управления, либо избрать иной способ управления, а также - заключить договор на управление домами в установленном законом порядке, в том числе и с другой управляющей компанией, чему постановленное по делу решение суда не препятствует. В силу ч. 2 ст. 161 ЖК РФ именно на собственниках лежит обязанность провести общее собрание, выбрать один из способов управления, и реализовать его.
При таких обстоятельствах, суд отказывает истцу в требовании о признании решения общего собрания от 28 марта 2021 года состоявшимся и в удовлетворении требований истца к комитету по жилищно – коммунальному хозяйству администрации муниципального образования «город Саратов» в полном объеме.
В соответствии с Положением об администрации Октябрьского района муниципального образования «Город Саратов», утвержденного решением Саратовской городской Думы от 29 января 2009 года № 36-398, администрация района в сфере владения, пользования имуществом, находящимся в муниципальной собственности и создания условий для управления многоквартирными домами:
- в соответствии с муниципальными правовыми актами является держателем объектов имущественной части муниципальной казны;
- по доверенности от имени муниципального образования «Город Саратов» при управлении многоквартирными домами, в которых имеется доля муниципальной собственности, осуществляет права собственника жилых помещений в многоквартирных домах;
- осуществляет координацию и контроль за деятельностью подведомственных организаций муниципальной формы собственности;
- созывает общие собрания собственников помещений в многоквартирных домах в случаях, предусмотренных Жилищными кодексом Российской Федерации;
- согласовывает акты приемки выполненных работ в случаях, предусмотренных частью 2 статьи 190 Жилищного кодекса Российской Федерации;
- взаимодействует с органами государственной власти субъекта Российской Федерации, региональным оператором (региональными операторами) в целях обеспечения своевременного проведения капитального ремонта общего имущества с многоквартирных домах, собственники помещений в которых формируют фонды капитального ремонта на счете, счетах регионального оператора;
- осуществляет обязанности собственника жилых помещений в многоквартирных домах, в которых имеется доля муниципальной собственности и которые включены в областную программу капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах на территории Саратовской области, в части заключения договоров и уплаты ежемесячных взносов на капитальный ремонт общего имущества в таких домах.
В соответствии с Положением об администрации Октябрьского района муниципального образования «Город Саратов», утвержденным решением Саратовской городской Думы от 29 января 2009 года № 36-398 «О Положениях об администрациях районов муниципального образования «город Саратов», администрация Октябрьского района муниципального образования «Город Саратов» является территориальным структурным подразделением администрации муниципального образования «Город Саратов», осуществляющим от имени администрации муниципального образования «город Саратов» исполнительно – распорядительные функции по вопросам местного значения в границах внутригородской территории Октябрьского района в части и объеме, установленных Положением, а также иными муниципальными правовыми актами.
Согласно данному положению, полномочия по извещению граждан района о признании несостоятельным (банкротом) управляющих организаций, осуществляющих управление домами, расположенными в Октябрьском районе муниципального образования «Город Саратов» у администрации района отсутствуют.
В связи с чем, суд отказывает истцу в исковых требованиях к администрации Октябрьского района муниципального образования «город Саратов».
Поскольку требование истца о компенсации морального вреда является производным от заявленных требований о признании действия и бездействия незаконным, суд отказывает истцу в удовлетворении данного требования.
В соответствии со ст. 98 ГПК РФ, так как истцу в удовлетворении требований было отказано в полном объеме, требование о взыскании расходов по оплате госпошлины удовлетворению не подлежит.
На основании изложенного, и руководствуясь ст. ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
В удовлетворении исковых требований Краснова Валерия Вячеславовича к Администрации Октябрьского района муниципального образования «город Саратов», Комитету по ЖКХ администрации муниципального образования «город Саратов» о признании действий препятствующих в реализации законных интересов, обязании совершить действия, взыскании компенсации морального вреда, судебных расходов, отказать в полном объеме.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Саратовский областной суд через Октябрьский районный суд города Саратова в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Мотивированное решение изготовлено 07 февраля 2022 года.
Судья С.Ю. Андреева