ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
30 июля 2019 г. г. Сортавала
Сортавальский городской суд Республики Карелия в составе:
председательствующего судьи Кустовой Е.С.,
при секретаре Свириной И.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное исковое заявление Чернова С.А. к Министерству земельных и имущественных отношений Республики Карелия о признании незаконным отказа от 27 мая 2019 года в предоставлении в собственность земельного участка без проведения торгов,
установил:
Чернов С.А. обратился в суд с административным исковым заявлением по тем основаниям, что является арендатором земельного участка, площадью 10000 кв.м, расположенного по адресу: <Адрес обезличен>, категория земель - земли сельскохозяйственного назначения, вид разрешенного использования - для ведения личного подсобного хозяйства. Данный земельный участок приобретен в аренду по договору № 1980 от 24 июня 2011 года, зарегистрированному Управлением федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по РК (Управление Росреестра по РК) 22 августа 2011 года.
11 апреля 2018 года Чернов С.А. обратился к административному ответчику с заявлением о предоставлении земельного участка в собственность без проведения торгов. Письмом от 04 мая 2018 года административный ответчик уведомил Чернова С.А. об отказе со ссылкой на нахождение земельного участка в водоохраной и прибрежной защитной полосе Ладожского озера.
Данный отказ оспорен в судебном порядке, решением суда от 16 июня 2018 года (№2а-928/2018) на ответчика возложена обязанность повторно рассмотреть заявление Чернова С.А. о предоставлении земельного участка в собственность.
Письмом от 27 мая 2019 года административный ответчик уведомил Чернова С.А. об отказе в предоставлении земельного участка в собственность без проведения торгов ввиду его нахождения в зоне санитарной охраны источника питьевого водоснабжения.
Данный отказ Чернов С.А. считает незаконным, поскольку никаких источников питьевого водоснабжения рядом с принадлежащим ему земельным участком не имеется. Земельный участок, по мнению административного истца, располагается в зоне санитарной охраны двух планируемых с учетом перспективы развития до 2030 года, но не существующих в настоящее время поверхностных источников водоснабжения, границы данных зон установлены ориентировочно, что следует из письма Управления Роспотребнадзора по РК от 28 декабря 2018 года и письма Администрации Сортавальского муниципального района от 22 февраля 2019 года.
Отказ административного истца в предоставлении в собственность земельного участка нарушает его право на свободное владение, пользование и распоряжение землей, гарантированное Конституцией РФ.
Чернов С.А. просит: признать отказ административного ответчика в представлении ему земельного участка в собственность без проведения торгов земельного участка незаконным; возложить обязанность устранить нарушение его прав: повторно рассмотреть заявление о представлении в собственность без проведения торгов земельного участка; взыскать с административного ответчика государственную пошлину в размере 300 руб.
В судебном заседании административный истец Чернов С.А. и его представитель Бритвина К.С., действующая на основании доверенности, поддержали заявленные требования в полном объеме по основаниям, изложенным в административном исковом заявлении.
Представитель административного ответчика - Министерство земельных и имущественных отношений Республики Карелия, - в судебное заседание своего представителя не направил, о дате, времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом. Представлен отзыв, из которого следует, что с заявленными требованиями не согласны, поскольку выявлено, что испрашиваемый Черновым С.А. земельный участок расположен в зоне санитарной охраны источника питьевого водоснабжения - второй, третий пояс санитарной охраны источника водоснабжения, а также в водоохраной зоне и прибрежной защитной полосе водного объекта. Основания для предоставления земельного участка в собственность отсутствуют. Расстояние от границы земельного участка до границы водного объекта составляет 90,37 м. Ширина прибрежной защитной полосы и водоохраной зоны Ладожского озера устанавливается в размере 200 м. Испрашиваемый земельный участок расположен во втором поясе зоны санитарной охраны источников водоснабжения и питьевого назначения Ладожского озера. Просят отказать в удовлетворении административного иска.
Представитель заинтересованного лица - Администрация Сортавальского муниципального района, - своего представителя для участия в деле не направил, о времени и месте рассмотрения дела извещены. Представлен письменный отзыв на доводы административного иска, исходя из которого Администрация Сортавальского муниципального района оставляет на усмотрение суда решение по административному иску, не возражают против рассмотрения дела в свое отсутствие.
Представитель Администрации Хаапалампинского сельского поселения в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещены.
Выслушав участников процесса, исследовав письменные материалы дела, материалы административного дела № 2а-928/2018, суд приходит к следующему выводу.
В силу ч. 1 ст. 4 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) каждому заинтересованному лицу гарантируется право на обращение в суд за защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, в том числе в случае, если, по мнению этого лица, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов либо на него незаконно возложена какая-либо обязанность, а также право на обращение в суд в защиту прав других лиц или в защиту публичных интересов в случаях, предусмотренных данным Кодексом и другими федеральными законами.
В соответствии с ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
В соответствии с ч. 2 ст. 62, ч. 11 ст. 226 КАС РФ бремя доказывания законности оспариваемого решения возложено на административного ответчика, что обязывает последнего обосновать наличие достаточных оснований для принятия данного решения.
Положениями п. 2 ст. 15 Земельного кодекса РФ (ЗК РФ) определено, что граждане и юридические лица имеют право на равный доступ к приобретению земельных участков в собственность. Земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, могут быть предоставлены в собственность граждан и юридических лиц, за исключением земельных участков, которые в соответствии с настоящим Кодексом, федеральными законами не могут находиться в частной собственности.
Согласно п. 1 ст. 39.3 ЗК РФ продажа земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на торгах, проводимых в форме аукционов, за исключением случаев, предусмотренных п. 2 настоящей статьи: без проведения торгов осуществляется продажа земельных участков, предназначенных для ведения сельскохозяйственного производства и переданных в аренду гражданину или юридическому лицу, этому гражданину или этому юридическому лицу по истечении трех лет с момента заключения договора аренды с этим гражданином или этим юридическим лицом либо передачи прав и обязанностей по договору аренды земельного участка этому гражданину или этому юридическому лицу при условии отсутствия у уполномоченного органа информации о выявленных в рамках государственного земельного надзора и неустраненных нарушениях законодательства Российской Федерации при использовании такого земельного участка в случае, если этим гражданином или этим юридическим лицом заявление о заключении договора купли-продажи такого земельного участка без проведения торгов подано до дня истечения срока указанного договора аренды земельного участка.
Согласно ст. 7 ЗК РФ земли в РФ разделяются по целевому назначению на ряд категорий, среди которых земли сельскохозяйственного назначения. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов.
В соответствии со ст. 78 ЗК РФ земли сельскохозяйственного назначения могут использоваться для ведения сельскохозяйственного производства, создания защитных лесных насаждений, научно-исследовательских, учебных и иных связанных с сельскохозяйственным производством целей гражданами, ведущими личные подсобные хозяйства, садоводство, животноводство, огородничество.
Собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны, в том числе, использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением и принадлежностью к той или иной категории земли и разрешенным использованием способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту (ст. 42).
В соответствии с ч.ч. 1, 2 ст. 65 Водного кодекса РФ (ВК РФ) водоохраными зонами являются территории, которые примыкают к береговой линии (границам водного объекта) морей, рек, ручьев, каналов, озер, водохранилищ и на которых устанавливается специальный режим осуществления хозяйственной и иной деятельности в целях предотвращения загрязнения, засорения, заиления указанных водных объектов и истощения их вод, а также сохранения среды обитания водных биологических ресурсов и других объектов животного и растительного мира. В границах водоохранных зон устанавливаются прибрежные защитные полосы, на территориях которых вводятся дополнительные ограничения хозяйственной и иной деятельности.
Согласно п. 17 ст. 65 ВК РФ в границах прибрежных защитных полос наряду с установленными ч. 15 настоящей статьи ограничениями запрещаются: распашка земель; размещение отвалов размываемых грунтов; выпас сельскохозяйственных животных и организация для них летних лагерей, ванн.
В силу ст. 39.2 ЗК РФ предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления в пределах их компетенции. Статьей 39.3 ЗК РФ определены случаи продажи земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, на торгах и без проведения торгов.
Согласно пп. 9 п. 2 ст. 39.3 ЗК РФ без проведения торгов осуществляется продажа, в том числе, земельных участков, предназначенных для ведения сельскохозяйственного производства и переданных в аренду гражданину или юридическому лицу, этому гражданину или этому юридическому лицу по истечении трех лет с момента заключения договора аренды с этим гражданином или этим юридическим лицом либо передачи прав и обязанностей по договору аренды земельного участка этому гражданину или этому юридическому лицу при условии отсутствия у уполномоченного органа информации о выявленных в рамках государственного земельного надзора и неустраненных нарушениях законодательства Российской Федерации при использовании такого земельного участка в случае, если этим гражданином или этим юридическим лицом заявление о заключении договора купли-продажи такого земельного участка без проведения торгов подано до дня истечения срока указанного договора аренды земельного участка.
В соответствии с п. 6 ст. 39.16 ЗК РФ уполномоченный орган принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов, в случае, если указанный в заявлении о предоставлении земельного участка земельный участок является изъятым из оборота или ограниченным в обороте и его предоставление не допускается на праве, указанном в заявлении о предоставлении земельного участка.
Зоны санитарной охраны организуются на всех водопроводах, вне зависимости от ведомственной принадлежности, подающих воду как из поверхностных, так и из подземных источников, основной целью создания и обеспечения режима в зонах санитарной охраны является санитарная охрана от загрязнения источников водоснабжения и водопроводных сооружений, а также территорий, на которых они расположены.
Второй пояс (пояс ограничений) включает территорию, предназначенную для предупреждения загрязнения воды источников водоснабжения, в пределах которой устанавливается специальный режим и определяется комплекс мероприятий, направленных на предупреждение ухудшения качества воды.
Согласно пп. 14 п. 5 ст. 27 ЗК РФ земельные участки, находящиеся в первом и втором поясах зон санитарной охраны водных объектов, используемых для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, являются ограниченными в обороте земельными участками.
В соответствии с п. 2 ст. 27 ЗК РФ, земельные участки, отнесенные к землям, ограниченным в обороте, не предоставляются в частную собственность.
Согласно ст. 1 Закона Республики Карелия от 29 декабря 2015 года №1980-ЗРК «О перераспределении полномочий по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, между органами местного самоуправления муниципальных образований в Республике Карелия и органами государственной власти Республики Карелия» (далее Закон №1980-ЗРК), вступившего в силу с 01 января 2016 года, в соответствии с п. 4 ст. 2 Федерального закона от 25 октября 2001 г. №137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации», ч. 1.2 ст. 17 Федерального закона от 06 октября 2003 г. №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» органы государственной власти Республики Карелия осуществляют полномочия органов местного самоуправления по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена.
В силу ст. 3 Закона №1980-ЗРК полномочия, указанные в ст.1 настоящего Закона, осуществляются органом исполнительной власти Республики Карелия, уполномоченным Правительством Республики Карелия.
Постановлением Правительства Республики Карелия от 02 ноября 2017 года №390-П функции в сфере управления и распоряжения в соответствии с федеральным законодательством и законодательством Республики Карелия земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, возложены на Министерство имущественных и земельных отношении Республики Карелия.
На основании статьи 10.1 Земельного кодекса Российской Федерации, Закона Республики Карелия от 29 декабря 2015 года № 1980-ЗРК «О перераспределении полномочий по предоставлению земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, между органами местного самоуправления муниципальных образований в Республике Карелия и органами государственной власти Республики Карелия» с 01 июня 2016 года полномочия по предоставлению земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена и расположенных на территории Республики Карелия, осуществлял Государственный комитет Республики Карелия по управлению государственным имуществом и организации закупок согласно Положению о Комитете, утв. Постановлением Правительства РК от 25 ноября 2010 года № 274-П, переименованный с 08 ноября 2017 года в Министерство имущественных и земельных отношений.
Судом установлено, что 24 июня 2011 г. между администрацией Сортавальского муниципального района и Черновым С.А. заключен договор аренды №1980 земельного участка с кадастровым номером <Номер обезличен> сроком с 24 июля 2011 г. по 23 июля 2014 г.. На основании ч. 2 ст. 621 ГК РФ договор считается возобновленным на прежних условиях на неопределенных срок.
Согласно п. 1.1 договора аренды арендодатель сдал, а арендатор принял в аренду сроком с 24 июля 2011 г. по 23 июля 2014 г. земельный участок с кадастровым номером <Номер обезличен>. В соответствии с п. 1.2 договора аренды разрешенное использование вышеуказанного земельного участка - для ведения личного подсобного хозяйства.
11 апреля 2018 года Чернов С.А. обратился к административному ответчику с заявлением о предоставлении земельного участка с кадастровым номером 10:07:0062207:227 в собственность без проведения торгов.
Решением Министерства имущественных и земельных отношений Республики Карелия, оформленным письмом от 04 мая 2018 года № 35879/12.4-21, Чернову С.А. отказано в предоставлении земельного участка в собственность на основании ст.ст. 7, 65 ВК РФ по мотивам его нахождения в пределах прибрежной защитной полосы и водоохранной зоны водного объекта (Ладожского озера), в связи с чем на данную территорию накладываются дополнительные ограничения хозяйственной и иной деятельности.
Решением Сортавальского городского суда Республики Карелия от 19 июня 2018 года по делу №2а-928/2018 признан незаконным отказ Министерства имущественных и земельных отношений Республики Карелия, оформленный письмом № 35879/12.4-21 от 04 мая 2018 года. На Министерство имущественных и земельных отношений Республики Карелия возложена обязанность повторно рассмотреть заявление Чернова С.А. от 11 апреля 2018 года.
По результатам повторного рассмотрения заявления истца от 11 апреля 2018 года Министерством принято решение об отказе в предоставлении в собственность земельного участка с кадастровым номером <Номер обезличен> (направлено в адрес истца письмом от 27 сентября 2018 года № 47112/12.4-21).
В рамках рассмотрения заявления истца от 11 апреля 2018 года административным ответчиком выявлено, что согласно Схеме зон с особыми условиями использования территории, входящей в состав Генерального плана Сортавальского муниципального района Республики Карелия, утвержденного Решением сессии Совета депутатов 2 созыва Хаапалампинского сельского поселения от 16 ноября 2012 года №27 (Генеральный план), земельный участок с кадастровым номером <Номер обезличен> расположен в зоне санитарной охраны источника питьевого водоснабжения - второй, третий пояс санитарной охраны источника водоснабжения, а также в водоохранной зоне и прибрежной защитной полосе водного объекта.
Согласно статье 39.2 ЗК РФ предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9 - 11 настоящего Кодекса.
26 апреля 2019 года в адрес подведомственного Министерству Государственного казенного учреждения Республики Карелия «Управление земельными ресурсами» поступило заявление Чернова С.А. о предоставлении в собственность земельного участка с кадастровым номером <Номер обезличен> для ведения личного подсобного хозяйства.
Принимая 27 мая 2019 года решение об отказе в предоставлении административному истцу земельного участка с кадастровым номером <Номер обезличен> в собственность без проведения торгов для ведения личного подсобного хозяйства без проведения торгов, Министерство имущественных и земельных отношений Республики Карелия исходило из того, что в соответствии с п.6 ст. 39.16 ЗК РФ уполномоченный орган принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов в случае, если указанный в заявлении о предоставлении земельного участка земельный участок является изъятым из оборота или ограниченным в обороте и его предоставление не допускается на праве, указанном в заявлении о предоставлении земельного участка (письмо от 27 мая 2019 года № 12746/12.4-21).
Пунктом 1 ст. 4 Федерального закона от 07 июля 2003 года № 112-ФЗ «О личном подсобном хозяйстве» (Закон № 112-ФЗ) установлено, что для ведения личного подсобного хозяйства могут использоваться земельный участок в границах населенного пункта (приусадебный земельный участок) и земельный участок за пределами границ населенного пункта (полевой земельный участок). Согласно сведениям Единого государственного реестра недвижимости (ЕГРН) земельный участок с кадастровым номером <Номер обезличен> расположен за пределами границ населенного пункта на землях сельскохозяйственного назначения.
Согласно п. 3 ст. 4 Закона № 112-ФЗ полевой земельный участок используется исключительно для производства сельскохозяйственной продукции без права возведения на нем зданий и строений.
Подпунктом 1.16 Приказа Минэкономразвития России от 01 сентября 2014 года № 540 «Об утверждении классификатора видов разрешенного использования земельных участков» предусмотрен такой вид разрешенного использования, как «ведение личного подсобного хозяйства на полевых участках» - это производство сельскохозяйственной продукции без права возведения объектов капитального строительства. На территории второго пояса зоны санитарной охраны поверхностных источников водоснабжения помимо прочего запрещается: отведение сточных вод в зоне водосбора источника водоснабжения, включая его притоки, не отвечающих гигиеническим требованиям к охране поверхностных вод; загрязнение территории нечистотами, мусором, навозом, промышленными отходами и др.; применение удобрений и ядохимикатов; расположение стойбищ выпаса скота, а также всякое другое использование водоема и земельных участков, лесных угодий в пределах прибрежной полосы шириной не менее 500 м., которое может привести к ухудшению качества или уменьшению количества воды источника водоснабжения.
В соответствии с п. 1 ст. 77 ЗК РФ землями сельскохозяйственного назначения признаются земли, находящиеся за границами населенного пункта и предоставленные для нужд сельского хозяйства, а также предназначенные для этих целей.
Ведение личного подсобного хозяйства на землях сельскохозяйственного назначения на территории второго пояса ЗСО предусматривает осуществление гражданином сельскохозяйственной деятельности, что влечет нарушение требований, установленных СанПиН, а использование земель не по назначению противоречит ст. 7, ст. 42 ЗК РФ.
Согласно ответу Министерства природных ресурсов и экологии РК от 05 октября 2018 года № 12912 испрашиваемый истцом земельный участок расположен в водоохранной зоне и прибрежной защитной полосе водного объекта (Ладожское озеро), информации о расположении либо о нерасположении земельного участка с кадастровым номером <Номер обезличен> во втором поясе зоны санитарной охраны источника водоснабжения в письме Министерства природных ресурсов и экологии Республики Карелия не содержится.
В своем ответе Министерство природных ресурсов и экологии РК отмечает, что в силу п. 4 ст. 1 Градостроительного кодекса РФ (ГрК РФ) к зонам с особыми условиями использования территорий относятся, в том числе, водоохранные зоны и зоны санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения.
Положениями ст. 32 ГрК РФ предусмотрены требования к порядку утверждения правил землепользования и застройки (документ градостроительного зонирования). Данная норма права носит императивный характер и подлежит безусловному исполнению на территории РФ. Применение правил землепользования и застройки осуществляется после утверждения данной документации представительным органом местного самоуправления и официального опубликования в порядке, установленном законом законодательством.
Относительно необходимости осуществления предоставления земельных участков с учетом утвержденных Генерального плана и Правил землепользования и застройки указывает администрация Сортавальского муниципального района в письме от 09.10.2018 № 03-6079/11, а также Министерство природных ресурсов и экологии РК в письме от 19 сентября 2017 года № 9071 (направлено в адрес Государственного комитета РК по управлению государственным имуществом и организации закупок).
08 июня 2018 года подведомственным Министерству Государственным казенным учреждением РК «Управление земельными ресурсами» в адрес ООО «Геопроект», проводившее работы по формированию спорного земельного участка, направлен запрос о предоставлении информации о расстоянии от границы спорного земельного участка до границы водного объекта оз. Ладожское. Согласно ответу Общества от 22 июня 2018 года расстояние от границы спорного земельного участка до границы водного объекта оз. Ладожское составляет 90,37 метров.
Из сведений Отдела водных ресурсов от 04 октября 2018 года № РЮ-1400 (вх. №53846 от 09 октября 2018 года) водные объекты (реки, озера, водохранилища) имеют особое ценное рыбохозяйственное значение, так как являются местами обитания водных биоресурсов. Ширина прибрежной защитной полосы, соответственно и водоохранной зоны Ладожского озера устанавливается в размере 200 метров. Ширина береговой полосы Ладожского озера составляет 20 метров.
Согласно СанПиН 2.1.4.1110-02 (постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 14 марта 2002 года № 10 «О введении в действие Санитарных правил и норм «Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения СанПиН 2.1.4.1110-02») границы второго пояса зон санитарной охраны водотоков (реки, канала) и водоемов (водохранилища, озера) определяются в зависимости от природных, климатических и гидрологических условий (п.2.3.2.1).
Боковые границы второго пояса зон санитарной охраны от уреза воды при летне-осенней межени должны быть расположены на расстоянии при равнинном рельефе местности - не менее 500 м, при гористом рельефе местности - до вершины первого склона, обращенного в сторону источника водоснабжения, но не менее 750 м при пологом склоне и не менее 1000 м при крутом (п. 2.3.2.4).
В силу п. 1.4 СанПиН 2.1.41110-02 зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения организуются на всех водопроводах, вне зависимости от ведомственной принадлежности, подающих воду, как из поверхностных, так и из подземных источников.
Согласно пункту 1.5 СанПиН 2.1.4.1110-02 защитные санитарные зоны организуются в составе трех поясов: первый пояс (строгого режима). Второй и третий пояса (пояса ограничений) включают территорию, предназначенную для предупреждения загрязнения воды источников водоснабжения. В каждом из трех поясов соответственно их назначению устанавливается специальный режим и определяется комплекс мероприятий, направленных на предупреждение ухудшения качества воды.
В соответствии со ст. 1 ГрК РФ правилами землепользования и застройки является документ градостроительного зонирования, который утверждается нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, нормативными правовыми актами органов государственной власти субъектов Российской Федерации - городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга и в котором устанавливаются территориальные зоны, градостроительные регламенты, порядок применения такого документа и порядок внесения в него изменений; в силу п. 2 ст. 30 ГрК РФ Правила землепользования и застройки включают в себя, в том числе, карту градостроительного зонирования.
В соответствии с п. 5 ст. 30 ГрК РФ на карте градостроительного зонирования в обязательном порядке отображаются границы населенных пунктов, входящих в состав поселения, городского округа, границы зон с особыми условиями использования территорий, границы территорий объектов культурного наследия, границы территорий исторических поселений федерального значения, границы территорий исторических поселений регионального значения. Указанные границы могут отображаться на отдельных картах.
Согласно генеральному плану муниципального образования «Хаалампинское сельское поселение Сортавальского муниципального района Республики Карелия» граница второго пояса зоны устанавливается от водозабора - по акватории во всех направлениях на расстоянии 5 км, боковые границы - на расстоянии 500 м. от уреза воды. Согласно карте зон с особыми условиями использования территории Хаалампинского сельского поселения Сортавальского муниципального района Республики Карелия, входящей в состав Генерального плана, утвержденного решением сессии Совета депутатов 2 созыва № 27 от 16 ноября 2012 года Хаалампинского сельского поселения, испрашиваемый земельный участок расположен во втором поясе зоны санитарной охраны источников водоснабжения и питьевого назначения Ладожского озера, что подтверждается скриншотом, подготовленным путем наложения публичной кадастровой карты на карту градостроительного зонирования территории Хаалампинского сельского поселения.
При наложении карты со сведениями публичной кадастровой карты и геоинформационным программным комплексом ГИС ИНГЕО в соответствующем масштабе определяется расположение земельного участка в границах второго пояса зоны санитарной охраны источника питьевого водоснабжения. Расположение земельного участка с кадастровым номером <Номер обезличен> в границах второго пояса зоны санитарной охраны источника водоснабжения и водопровода питьевого назначения также подтверждается письмом ООО «Геопроект» от 22 июня 2018 года, согласно которому расстояние от границы спорного земельного участка до границы водного объекта оз. Ладожское составляет 90,37 метров.
В силу п. 2 ст. 27 ЗК РФ земельные участки, отнесенные к землям, ограниченным в обороте, не предоставляются в частную собственность, за исключением случаев, установленных федеральным законом. Между тем, такой закон для земельных участков, находящихся в первом и втором поясах зон санитарной охраны водных объектов, используемых для питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, на сегодняшний день не принят.
Из приведенных нормативных положений следует, что земельные участки, находящиеся во втором поясе зоны санитарной охраны водных объектов, используемых для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, ограничиваются в обороте и в силу прямого указания закона не предоставляются в частную собственность.
Основной целью создания и обеспечения режима в зоне санитарной охраны является санитарная охрана источников водоснабжения и водопроводных сооружений, а также территорий, на которых они расположены, от загрязнения.
В соответствии со ст. 18 ГрК РФ генеральные планы поселений являются документами территориального планирования муниципальных образований. Согласно ст. 9 ГрК РФ документы территориального планирования являются обязательными для органов государственной власти, органов местного самоуправления при принятии ими решений и реализации таких решений. В силу ст. 23 ГрК РФ генеральный план содержит, в том числе, карту функциональных зон поселения или городского округа.
Генеральный план Хаапалампинского сельского поселения, согласно которому земельный участок с кадастровым номером <Номер обезличен> включен в зону санитарной охраны источника водоснабжения второго пояса, является действующим, следовательно, обязателен для исполнения в соответствии с нормами действующего законодательства.
Таким образом, исходя из фактических обстоятельств и приведенных норм закона, основания для удовлетворения исковых требований отсутствуют, поскольку спорный земельный участок находится в прибрежной защитной полосе водного объекта и во втором поясе зоны санитарной охраны объектов, используемых для целей питьевого и хозяйственного - бытового водоснабжения, следовательно, является ограниченным в обороте, и не может быть предоставлен в частную собственность.
Действующим законодательством Российской Федерации не предусмотрен единый документ, подтверждающий отнесение земельных участков к ограниченным в обороте, отнесение земельных участков к ограниченным в обороте может быть подтверждено документами о предоставлении земельных участков, сведениями из государственного кадастра недвижимости, иными сведениями.
Генеральный план Хаапалампинского сельского поселения на день рассмотрения дела не отменен, не признан незаконным, недействительным, не действующим, утратившим силу, распоряжение администрации является действующим, подлежащим применению.
При рассмотрении дела судом установлено отсутствие в государственном кадастре недвижимости информации о расположении испрашиваемого земельного участка в границах зоны с особыми условиями использования.
Вместе с тем, одно лишь отсутствие в государственном кадастре недвижимости указанной информации не может служить достаточным основанием для вывода об отсутствии зоны санитарной охраны.
Таким образом, испрашиваемый в собственность земельный участок находится во втором поясе зоны санитарной охраны водных объектов.
Следовательно, в соответствии с действующим законодательством, он может быть предоставлен в собственность при наличии специального федерального закона, разрешающего предоставление в собственность земельных участков, находящихся во втором поясе зоны санитарной охраны водозаборов. Такого федерального закона на день рассмотрения дела не имеется.
К представленному истцом заключению кадастрового инженера ООО «ГеоРусь» от 2019 г., согласно выводам которого земельный участок находится в водоохранной зоне, прибрежно-защитной полосе, за пределами санитарно-защитной зоны источника питьевого водоснабжения, суд относится критически, поскольку кадастровый инженер не является экспертом, изложенные выводы противоречит иным письменным материалам дела.
С учетом установления того обстоятельства, что спорный земельный участок находится в границах прибрежной защитной полосе водного объекта и во втором поясе зоны санитарной охраны объектов, используемых для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, суд приходит к выводу, что данное обстоятельство исключает возможность предоставления земельного участка в собственность, в связи с чем полагает необходимым отказать в удовлетворении административного искового заявления.
Руководствуясь ст.ст. 175-180, 227 Кодекса административного судопроизводства РФ, суд
решил:
в удовлетворении административного искового заявления Чернова С.А. отказать.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Верховный Суд Республики Карелия через Сортавальский городской суд Республики Карелия в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья Е.С. Кустова
Решение в окончательной форме принято 02 августа 2019 г.