Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-4375/2017 ~ М-3951/2017 от 01.06.2017

Дело № 2-4375/2017

РЕШЕНИЕ

именем Российской Федерации

город Петрозаводск 29 июня 2017 года

Петрозаводский городской суд Республики Карелия в составе:

председательствующего судьи К.А. Кипяткова

при секретаре судебного заседания А.А. Жевнеровой

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Карельской межрайонной природоохранной прокуратуры в интересах неопределенного круга лиц к ООО «Акцепт», ООО «Компания АТТИКА» о понуждении к ликвидации несанкционированных свалок,

установил:

Карельская межрайонная природоохранная прокуратура (далее – прокуратура) обратилась в суд с иском к ООО «Акцепт», ООО «Компания АТТИКА» по тем основаниям, что в рамках проведенной прокуратурой проверки исполнения природоохранного законодательства, законодательства об отходах производства и потребления, на территории земельных участков с кадастровыми номерами 10:01:0100117:40 и 10:01:0100117:106 в районе стр.5 здания № 51 по пр.Лесному в г.Петрозаводске, а также на территории земельного участка с кадастровым номером 10:01:010017:104 выявлены 16 несанкционированных свалок отходов, видовой состав которых включает в себя отходы камнеобработки, деревообработки, бытовые, строительные отходы. Размещение указанных свалок осуществлено без учета требований в области охраны окружающей среды, предъявляемых к эксплуатации объектов, оказывающих прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду, на санитарно-эпидемиологическое благополучие населения, что нарушает права граждан на благоприятную окружающую среду, как проживающих на территории муниципального образования, так и неопределенного круга лиц. Земельные участки с кадастровыми номерами 10:01:010017:104 и 10:01:0100117:106 принадлежат на праве собственности ООО «Компания АТТИКА», земельный участок с кадастровым номером 10:01:0100117:40 – на праве общей долевой собственности ООО «Компания АТТИКА» и ООО «Акцепт». На основании изложенного прокурор просил обязать в течение месяца с момента вступления решения суда в законную силу ООО «Компания АТТИКА» и ООО «Акцепт» ликвидировать 8 (восемь) несанкционированных свалок отходов, расположенных на территории земельного участка с кадастровым номером 10:01:0100117:40 в районе стр.5 здания № 51 по пр.Лесному в г.Петрозаводске, ООО «Компания АТТИКА» ликвидировать несанкционированную свалку, расположенную на территории земельного участка с кадастровым номером 10:01:0100117:106 смежной с границами земельного участка с кадастровым номером 10:01:0100117:40 в районе стр.5 здания № 51 по пр.Лесному в г.Петрозаводске, а также 8 (восемь) несанкционированных свалок, расположенных в границах земельного участка с кадастровым номером 10:01:0100117:104, подтвердить передачу отходов лицу, имеющему лицензию на осуществление деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности.

В судебном заседании помощник Карельского межрайонного природоохранного прокурора Миронова Д.Ю. заявленные требования поддержала.

Представитель ответчика ООО «Акцепт» - Пипченко А.Л. в судебном заседании иск не признал, пояснил, что ООО «Акцепт» является собственником доли земельного участка с кадастровым номером 10:01:0100117:40 в связи с наличием у него в собственности части корпуса № 3 строения 3 здания № 51 по пр.Лесному в г.Петрозаводске, которое сдано в аренду для размещения камнеобрабатывающего производства, имеет отношение только к одной из указанных в иске свалок (№ 3), где расположены отходы камнеобработки, относящиеся к 5 классу опасности, в отношении которых передача отходов лицу, имеющему лицензию на осуществление деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности не требуется, в отношении остальных расположенных на территории земельного участка свалок обязанности по их ликвидации не имеет.

Представитель ответчика ООО «Компания АТТИКА» судебное заседание не явился, ответчик извещался надлежащим образом о времени и месте судебного заседания.

Третье лицо Министерство по природопользованию и экологии Республики Карелия в письменном отзыве полагал иск подлежащим удовлетворению.

Суд, заслушав представителей сторон, исследовав материалы дела, приходит к следующему.

В судебном заседании на основании представленных материалов дела: акта обследования санитарного состояния территорий Петрозаводского городского округа от 17.05.2017 с фототаблицей, подтверждено, ответчиками не оспорено наличие указанных в иске несанкционированных свалок отходов, расположенных на территории земельных участков с кадастровыми номерами 10:01:0100117:40, 10:01:0100117:106, 10:01:0100117:104, 7 (семь) из которых расположены в границах земельного участка с кадастровым номером 10:01:0100117:40, 1 (одна) - частично на территории земельного участка с кадастровым номером 10:01:0100117:40 и частично на территории земельного участка с кадастровым номером 10:01:0100117:106, 8 (восемь) свалок - на территории земельного участка с кадастровым номером 10:01:0100117:104.

Согласно сведениям Единого государственного реестра недвижимости земельный участок с кадастровым номером 10:01:0100117:40 принадлежит на праве долевой собственности ООО «Компания АТТИКА» и ООО «Акцепт» (15323/20378 и 5055/20378 доли в праве соответственно), земельные участки с кадастровыми номерами 10:01:0100117:106, 10:01:0100117:104 - ООО «Компания АТТИКА».

Статьей 1 Федерального закона «Об охране окружающей среды» установлено, что охрана окружающей среды - деятельность юридических лиц, направленная на сохранение и восстановление природной среды, рациональное использование и воспроизводство природных ресурсов, предотвращение негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду и ликвидацию ее последствий.

В соответствии со ст. 3 названного Федерального закона хозяйственная и иная деятельность юридических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе следующих принципов: соблюдение права человека на благоприятную окружающую среду; обеспечение благоприятных условий жизнедеятельности человека; охрана, воспроизводство и рациональное использование природных ресурсов как необходимые условия обеспечения благоприятной окружающей среды и экологической безопасности. Кроме того, принцип охраны здоровья человека, поддержания или восстановления благоприятного состояния окружающей природной среды и сохранения биологического разнообразия установлен ст.З Федерального закона «Об отходах производства и потребления».

Согласно ст. 42 Конституции РФ, ст. 11 Федерального закона «Об охране окружающей среды» и ст. 8 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, на благоприятную среду обитания, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека.

В силу ст. 51 Федерального закона «Об охране окружающей среды», ч. 1 ст. 22 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» отходы производства и потребления, подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы, которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации. Запрещаются сброс отходов производства и потребления, в поверхностные и подземные водные объекты, на водосборные площади, в недра и на почву.

В соответствии с ч. 1 ст. 22 Федерального закона «О санитарно- эпидемиологическом благополучии населения» отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

На основании абз. 1, 4, 7, 8 ст. 42 Земельного кодекса РФ собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны осуществлять мероприятия по охране земель, лесов, водных объектов и других природных ресурсов, в том числе меры пожарной безопасности; соблюдать при использовании земельных участков требования градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно- гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов; не допускать загрязнение, истощение, деградацию, порчу, уничтожение земель и почв и иное негативное воздействие на земли и почвы.

Согласно ст. 210 Гражданского кодекса РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.

В соответствии с п. 7.8 ГОСТ 30772-2001 «Межгосударственный стандарт. Ресурсосбережение. Обращение с отходами. Термины и определения» собственником отходов является юридическое лицо, индивидуальный предприниматель, производящие отходы, в собственности которого они находятся, которое намерено осуществлять заготовку, переработку отходов и другие работы по обращению с отходами, включая их отчуждение.

При этом согласно примечанию к п. 7.8 ГОСТа 30772-2001 в случае если собственник отходов не установлен, то собственником отходов являются органы местного самоуправления, юридические лица или индивидуальные предприниматели, ответственные за территории, на которых эти отходы находятся.

Согласно ст. 4.1 Федерального закона «Об отходах производства и потребления», отходы в зависимости от степени негативного воздействия на окружающую среду подразделяются на пять классов опасности, а именно: чрезвычайно опасные отходы; высокоопасные отходы; умеренно опасные отходы; малоопасные отходы; практически неопасные отходы.

Кроме того, отходы вне зависимости от класса опасности являются экотоксичными веществами.

Понятие экотоксичности содержится в положениях Базельской конвенции о контроле за трансграничной перевозкой опасных отходов и их удалением от ДД.ММ.ГГГГ, которая была ратифицированная Россией.

Так, согласно положениям указанной Конвенции экотоксичными веществами являются вещества или отходы, которые в случае попадания в окружающую среду представляют или могут немедленно или со временем представлять угрозу для окружающей среды в результате биоаккумулирования и /или оказывать токсическое воздействие на биотические системы.

Таким образом, негативное воздействие отходов производства и потребления на окружающую среду презюмируется.

Ликвидация несанкционированной свалки предполагает сбор, вывоз и последующую утилизацию (размещение) отходов производства и потребления. В силу ст. 9 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» и ст. 12 Федерального закона «О лицензировании отдельных видов деятельности» деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности подлежит лицензированию. При этом, согласно ст. 2 Федерального закона «О лицензировании отдельных видов деятельности» лицензирование отдельных видов деятельности осуществляется в целях предотвращения ущерба правам, законным интересам, жизни или здоровью граждан, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, обороне и безопасности государства, возможность нанесения которого связана с осуществлением юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями отдельных видов деятельности.

Учитывая указанные обстоятельства и приведенные положения закона, суд приходит к выводу об обоснованности заявленных Карельской межрайонной природоохранной прокуратурой требований в части обязании ответчиков, как собственников земельных участков, на которых расположены несанкционированные свалки отходов, по их ликвидации.

Оснований для разграничения обязанности ООО «Компания «АТТИКА» и ООО «Акцепт» по ликвидации расположенных в границах земельного участка с кадастровым номером 10:01:0100117:40 свалок отходов исходя из доводов представителя ответчика суд не усматривает, поскольку доли в праве собственности на указанный земельный участок являются идеальными, в натуре не выделены, в связи с чем все свалки следует признать находящимися в границах ответственности обоих собственников земельного участка.

Оснований для признания отходов в свалке № 3 на земельном участке с кадастровым номером 10:01:0100117:40 отходами 5 класса опасности по доводам ответчика также не имеется, поскольку с учетом материалов дела, дополнительных письменных пояснений Министерства по природопользованию и экологии Республики Карелия о видовом составе отходов, присутствующих в теле свалок, отходы резки, обработки и отделки камня, исходя из присвоенного кода Федерального классификационного каталога отходов, утвержденного приказом Федеральной службы по надзору в сфере природопользования от 18.07.2014, требуют экспериментального определения класса опасности.

Поскольку прокурор при подаче искового заявления был освобожден от уплаты государственной пошлины по делу на основании п.9 ч.1 ст.333.36 Налогового кодекса РФ, то в соответствии с п.1 ст.103 ГПК РФ, п.2 ст.61.2, п.2 ст.61.1 Бюджетного кодекса РФ, пп.3 п.1 ст.333.19 Налогового кодекса РФ, с ответчика в бюджет Петрозаводского городского округа подлежит взысканию государственная пошлина по делу в размере 300 рублей, по 150 рублей с каждого.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд

решил:

Иск Карельской межрайонной природоохранной прокуратуры в интересах неопределенного круга лиц удовлетворить.

Обязать ООО «Компания «АТТИКА» и ООО «Акцепт» в течение 1 месяца с момента вступления решения суда в законную силу ликвидировать восемь несанкционированных свалок отходов, расположенных на территории земельного участка с кадастровым номером 10:01:0100117:40 в районе стр.5 здания № 51 по пр.Лесному в г. Петрозаводске, подтвердить передачу отходов лицу, имеющему лицензию на осуществление деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I-IV классов опасности.

Обязать ООО «Компания «АТТИКА» в течение 1 месяца с момента вступления решения суда в законную силу ликвидировать несанкционированную свалку отходов, расположенную на территории земельного участка с кадастровым номером 10:01:0100117:106, смежной с границами земельного участка с кадастровым номером 10:01:0100117:40 в районе стр.5 здания № 51 по пр.Лесному в г. Петрозаводске, а также восемь несанкционированных свалок отходов, расположенных в границах земельного участка с кадастровым номером 10:01:0100117:104, подтвердить передачу отходов лицу, имеющему лицензию на осуществление деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I-IV классов опасности.

Взыскать с ООО «Компания «АТТИКА» и ООО «Акцепт» в бюджет Петрозаводского городского округа государственную пошлину в размере 150 рублей с каждого.

Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Карелия через Петрозаводский городской суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья К.А. Кипятков

Мотивированное решение суда изготовлено 11.07.2017,

Последний день обжалования 11.08.2017.

2-4375/2017 ~ М-3951/2017

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Карельский межрайонный природоохранный прокурор в интересах неопределенного круга лиц
Ответчики
ООО "Компания АТТИКА"
ООО "Акцепт"
Другие
Министерство строительства, жилищно-коммунального хозяйства и энергетики РК
Министерство по природопользованию и экологии РК
Администрация Петрозаводского городского округа
Суд
Петрозаводский городской суд Республики Карелия
Судья
Кипятков К.А.
Дело на странице суда
petrozavodsky--kar.sudrf.ru
01.06.2017Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
01.06.2017Передача материалов судье
05.06.2017Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
05.06.2017Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
05.06.2017Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
20.06.2017Судебное заседание
29.06.2017Судебное заседание
11.07.2017Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
13.07.2017Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
16.10.2017Дело оформлено
18.10.2017Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее