Дело № 2-5028/2016 08 декабря 2016 года
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
Ломоносовский районный суд города Архангельска в составе
председательствующего судьи Сафонова Р. С.
при секретаре Кариной Л. А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Архангельске гражданское дело по иску Русинова А. И. к Государственному учреждению – Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Архангельске о возложении обязанности назначить пенсию по старости,
установил:
Русинов А. И. обратился в суд с иском к Государственному учреждению – Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Архангельске о возложении обязанности назначить пенсию по старости.
В обоснование требований указывает, что <Дата> обратился к ответчику с заявлением о назначении пенсии по старости в соответствии с пунктом 6 части 1 статьи 30 Федерального закона от <Дата> № 400-ФЗ «О страховых пенсиях». Однако ответчик в назначении пенсии отказал, обосновав отказ тем, что у истца недостаточно стажа работы с особыми условиями труда, дающего право на досрочное назначение пенсии по старости. При этом ответчик не включил в указанный стаж периоды работы в филиале Акционерной компании «АЛРОСА» в г. Архангельске – «АЛРОСА-Поморье» с <Дата> по <Дата>, с <Дата> по <Дата>, с <Дата> по <Дата>, с <Дата> по <Дата>, с <Дата> по <Дата>, в Мирнинской геологоразведочной экспедиции Акционерной компании «АЛРОСА» (закрытое акционерное общество) с <Дата> по <Дата>, с <Дата> по <Дата>, в публичном акционерном обществе «Севералмаз» с <Дата> по <Дата>, с <Дата> по <Дата>, с <Дата> по <Дата>, с <Дата> по <Дата>, с <Дата> по <Дата>, с <Дата> по <Дата>, с <Дата> по <Дата>, с <Дата> по <Дата>, с <Дата> по <Дата>, с <Дата> по <Дата>, с <Дата> по <Дата>, с <Дата> по <Дата>, с <Дата> по <Дата>, с <Дата> по <Дата>, с <Дата> по <Дата>, с <Дата> по <Дата>, с <Дата> по <Дата>, с <Дата> по <Дата>, с <Дата> по <Дата>, с <Дата> по <Дата>, со <Дата> по <Дата>, с <Дата> по <Дата>, с <Дата> по <Дата>, с <Дата> по <Дата>, с <Дата> по <Дата>, с <Дата> по <Дата>, с <Дата> по <Дата>, с <Дата> по <Дата>, с <Дата> по <Дата>, с <Дата> по <Дата>, с <Дата> по <Дата>, с <Дата> по <Дата>, с <Дата> по <Дата>, с <Дата> по <Дата>, с <Дата> по <Дата>, с <Дата> по <Дата>, с <Дата> по <Дата>, с <Дата> по <Дата>, с <Дата> по <Дата>, с <Дата> по <Дата>, с <Дата> по <Дата>, с <Дата> по <Дата>, с <Дата> по <Дата>, с <Дата> по <Дата>, с <Дата> по <Дата>, с <Дата> по <Дата>, с <Дата> по <Дата>. Считает, что справками работодателя подтверждается, что в указанные периоды он был непосредственно занят в технологическом процессе геологоразведочных работ в полевых условиях. С учётом спорных периодов у него имеется необходимая продолжительность стажа работы, дающей право на досрочное назначение пенсии по старости, а потому просит возложить на ответчика обязанность назначить ему досрочную пенсию по старости с <Дата>.
В судебное заседание не явился, несмотря на надлежащее извещение о времени и месте его проведения, просил рассмотреть дело без его участия.
Представитель истца Дейнеко И. А. в судебном заседании исковые требования поддержал. Полагает, что спорные периоды являлись периодами межвахтового отдыха. Считает, что периоды межвахтового отдыха, как и периоды отпусков, временной нетрудоспособности подлежат включению в стаж работы, дающей право на досрочное назначение пенсии по старости, на основании пунктов 5 и 8 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утверждённых постановлением Правительства Российской Федерации от <Дата> <№>. Просил иск удовлетворить.
Представитель ответчика, представитель третьего лица Акционерной компании «АЛРОСА» (публичное акционерное общество) в судебном заседании участия не принимали, о времени и месте его проведения были извещены надлежащим образом.
Ранее в предварительном судебном заседании представитель ответчика Врачев М. Ю. суду пояснил, что оспариваемые истцом периоды не включены пенсионным органом в стаж работы истца, дающей право на досрочное назначение пенсии по старости, так как в сведениях индивидуального (персонифицированного) учёта эти периоды указаны без кода льготной работы.
Представитель третьего лица публичного акционерного общества «Севералмаз» Елисеева О. М. в судебном заседании суду пояснила, что в сведениях индивидуального (персонифицированного) учёта с кодом льготной работы указаны лишь периоды непосредственной работы в полевых условиях. В табелях учёта рабочего времени дни работы в полевых условиях указаны с буквенным обозначением «Я».
По определению суда дело рассмотрено в отсутствие истца, представителя ответчика и представителя третьего лица – Акционерной компании «АЛРОСА» (публичное акционерное общество).
Заслушав пояснения представителя истца, представителя третьего лица – публичного акционерного общества «Севералмаз», исследовав письменные материалы дела, обозрев отказное пенсионное дело Русинова А. И. <№>, суд приходит к следующему.
Из материалов дела усматривается, что <Дата> истец Русинов А. И., <Дата> года рождения, обратился к ответчику с заявлением о назначении страховой пенсии по старости в связи с занятостью в экспедициях, партиях непосредственно на полевых геолого-разведочных работах.
Решением от <Дата> в назначении страховой пенсии по старости ответчик отказал, при этом не включил в стаж работы, дающей право на досрочное назначение пенсии по старости, оспариваемые истцом периоды, в течение которых он фактически не был занят непосредственно на полевых геолого-разведочных работах.
Согласно протоколу заседания комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан от <Дата> пенсионный орган посчитал, что у истца имеется страховой стаж продолжительностью 37 лет 08 месяцев 04 дня, стаж работы в районах Крайнего Севера – 26 лет 08 месяцев 16 дней, стаж работы в экспедиции, партии непосредственно на полевых геолого-разведочных работах (с учётом полуторного исчисления периодов работ до <Дата>) – 08 лет 08 месяцев 01 день.
С <Дата> основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии установлены Федеральным законом от <Дата> № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» (далее – Закон № 400-ФЗ).
В силу статьи 8 Закона № 400-ФЗ, определяющей условия назначения страховой пенсии по старости, право на страховую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет. Страховая пенсия по старости назначается при наличии не менее 15 лет страхового стажа и величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30.
В соответствии с пунктом 6 части 1 статьи 30 Закона № 400-ФЗ страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьёй 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 мужчинам по достижении возраста 55 лет и женщинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали соответственно не менее 12 лет 6 месяцев и 10 лет в экспедициях, партиях, отрядах, на участках и в бригадах непосредственно на полевых геолого-разведочных, поисковых, топографо-геодезических, геофизических, гидрографических, гидрологических, лесоустроительных и изыскательских работах и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 лет и 20 лет.
Согласно части 2 статьи 33 Закона № 400-ФЗ лицам, проработавшим не менее 15 календарных лет в районах Крайнего Севера или не менее 20 календарных лет в приравненных к ним местностях и имеющим необходимый для досрочного назначения страховой пенсии по старости, предусмотренной пунктами 1-10 и 16-18 части 1 статьи 30 настоящего Федерального закона, страховой стаж и стаж на соответствующих видах работ, возраст, установленный для досрочного назначения указанной пенсии, уменьшается на пять лет.
Как указано в пункте 7 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утверждённых постановлением Правительства Российской Федерации от <Дата> <№> (далее – Правила <№>), при досрочном назначении трудовой пенсии по старости в связи с полевыми геолого-разведочными, поисковыми, топографо-геодезическими, геофизическими, гидрографическими, гидрологическими, лесоустроительными и изыскательскими работами в экспедициях, партиях, отрядах, на участках и в бригадах периоды указанных работ непосредственно в полевых условиях учитываются в следующем порядке:
работа от 6 месяцев до одного года - как один год;
работа менее 6 месяцев - по фактической продолжительности.
Таким образом, исходя из положений, закреплённых в пункте 6 части 1 статьи 30 Закона № 400-ФЗ, а также в пункте 7 Правил <№>, для назначения лицу досрочной страховой пенсии по старости в связи с занятостью в составе экспедиции на полевых геолого-разведочных, поисковых, топографо-геодезических, геофизических работах необходимо установить факт того, что работник был занят непосредственно на выполнении полевых геолого-разведочных, поисковых, топографо-геодезических, геофизических работах в конкретные периоды. При этом досрочная пенсия назначается независимо от того, по какой профессии или должности заняты лица, выполняющие геолого-разведочные и другие работы, предусмотренные в пункте 6 части 1 статьи 30 Закона № 400-ФЗ.
Понятие «полевые условия» содержится в Положении о выплате полевого довольствия работникам геолого-разведочных и топографо-геодезических предприятий и организаций Российской Федерации, занятым на геолого-разведочных и топографо-геодезических работах, утверждённом постановлением Министерства труда Российской Федерации от <Дата> <№>. Из пункта 2 указанного положения следует, что полевые условия – это особые условия производства геолого-разведочных и топографо-геодезических работ, связанные с необустроенностью труда и быта работающих и размещением производственных объектов за пределами населённых пунктов городского типа.
Согласно записям в трудовой книжке, справке Акционерной компании «АЛРОСА» (закрытое акционерное общество) от <Дата> <№>, уточняющей особый характер работы или условия труда, необходимые для назначения льготной пенсии по возрасту, и подтверждающей постоянную занятость на льготной работе, истец Русинов А. И. <Дата> принят на работу в качестве тракториста-дизелиста в Поисковую партию в филиал Акционерной компании «АЛРОСА» в г. Архангельске – «АЛРОСА-Поморье». С <Дата> он переведён на работу трактористом в Зимнебережную геологоразведочную партию. <Дата> истец уволен с работы из филиала Акционерной компании «АЛРОСА» в г. Архангельске – «АЛРОСА-Поморье» в связи с переводом в Мирнинскую геологоразведочную экспедицию Акционерной компании «АЛРОСА» (закрытое акционерное общество).
В Мирнинскую геологоразведочную экспедицию Акционерной компании «АЛРОСА» (закрытое акционерное общество) истец Русинов А. И. принят на работу <Дата> в качестве тракториста Зимнебережной геологоразведочной партии. Уволен с работы <Дата>.
В соответствии с записями в трудовой книжке и справкой публичного акционерного общества «Севералмаз» от <Дата>, уточняющей особый характер работы или условия труда, необходимые для назначения льготной пенсии по возрасту, и подтверждающей постоянную занятость на льготной работе, истец Русинов А. И. с <Дата> работает трактористом Поморской геологоразведочной экспедиции в публичном акционерном обществе «Севералмаз».
На основании Порядка подтверждения периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, утверждённого приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от <Дата> <№>н, периоды работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от <Дата> № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учёте в системе обязательного пенсионного страхования», подтверждаются документами, выдаваемыми работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами, а периоды работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица – на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учёта.
Согласно выписке из лицевого счёта застрахованного лица Русинова А. И. истец зарегистрирован в системе государственного пенсионного страхования <Дата>.
Таким образом, факт того, что истец в оспариваемые им периоды был занят непосредственно на выполнении полевых геолого-разведочных работ должен подтверждаться сведениями индивидуального (персонифицированного) учёта, которые работодатели представляют в Пенсионный фонд Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом от <Дата> № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учёте в системе обязательного пенсионного страхования».
За оспариваемый истцом период с <Дата> по <Дата> код льготной работы в сведениях индивидуального (персонифицированного) учёта отсутствует, а потому постоянная занятость истца в указанный период непосредственно на полевых геологических работах не подтверждена.
Тот факт, что согласно лицевому счёту по начислению заработной платы за <Дата> года Русинову А. И. выплачивалось полевое довольствие, не может служить подтверждением занятости на геолого-разведочных работах непосредственно в полевых условиях.
За период с 2002 года по 2005 год работодатель (филиал Акционерной компании «АЛРОСА» в г. Архангельске – «АЛРОСА-Поморье») в сведениях индивидуального (персонифицированного) учёта в отношении истца указывал общую продолжительность его непосредственной занятости на работах с особыми условиями труда. Так в сведениях за 2002 год указано, что продолжительность стажа работы истца с особыми условиями труда составляет 05 месяцев 23 дня, в сведениях за 2003 год указано 04 месяца 24 дня, в сведениях за 2004 год – 05 месяцев 22 дня, в сведениях за 2005 год – 05 месяцев 14 дней.
Аналогичным образом предоставлялись сведения индивидуального (персонифицированного) учёта в отношении истца Мирнинской геологоразведочной экспедицией Акционерной компании «АЛРОСА» (закрытое акционерное общество): в сведениях за первое полугодие 2010 года указано, что продолжительность стажа работы истца с особыми условиями труда составляет 02 месяца 16 дней, в сведениях за второе полугодие 2010 года указано 03 месяца 10 дней.
Таким образом, так как работа истца непосредственно в полевых условиях составила менее 6 месяцев в течение календарного года, ответчик обоснованно не включил оспариваемые истцом периоды с <Дата> по <Дата>, с <Дата> по <Дата>, с <Дата> по <Дата>, с <Дата> по <Дата>, с <Дата> по <Дата>, с <Дата> по <Дата> в стаж работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии с пунктом 6 части 1 статьи 30 Закона № 400-ФЗ.
Оспариваемые истцом периоды работы в публичном акционерном обществе «Севералмаз» также верно не включены в подсчёт стажа работы в экспедициях, партиях непосредственно на полевых геолого-разведочных работах, поскольку в эти периоды согласно сведениям индивидуального (персонифицированного) учёта и табелям учёта рабочего времени истец не находился в полевых условиях. Согласно пояснениям представителя публичного акционерного общества «Севералмаз», третьего лица по делу, в табелях учёта рабочего времени дни занятости истца на работах в полевых условиях обозначались с кодом «Я» (явка).
Поскольку для исчисления стажа работ, дающих право на досрочное назначение пенсии по старости в связи с занятостью в составе экспедиции, партии на полевых геолого-разведочных работах, предусмотрен особый порядок (пункт 7 Правил <№>), то довод стороны истца о необходимости включения в стаж на соответствующих видах работ, помимо непосредственно самих периодов вахт, времени междувахтового отдыха, со ссылкой на пункты 5 и 8 Правил <№>, во внимание судом не принимается.
Ввиду отсутствия у истца одного из условий для назначения досрочной страховой пенсии по старости по пункту 6 части 1 статьи 30 Закона № 400-ФЗ, а именно наличие стажа геолого-разведочных работ в экспедициях, партиях непосредственно в полевых условиях продолжительностью не менее 12 лет 06 месяцев, в удовлетворении исковых требований Русинова А. И. о возложении на ответчика обязанности назначить ему пенсию по старости надлежит отказать.
Руководствуясь статьями 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
в удовлетворении исковых требований Русинова А. И. к Государственному учреждению – Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Архангельске о возложении обязанности назначить пенсию по старости отказать.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Архангельский областной суд через Ломоносовский районный суд города Архангельска в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Председательствующий Р. С. Сафонов