Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
12 августа 2011г. г. Махачкала
Махачкалинский гарнизонный военный суд в составе: председательствующего – судьи Тагирова Т.Б., при секретаре Магомедовой М.И., рассмотрев гражданское дело по исковому заявлению представителя Федерального государственного военного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Санкт-Петербургский военный институт внутренних войск Министерства внутренних дел Российской Федерации» о взыскании с бывшего военнослужащего Алимагомедова Марата Камильевича денежных средств, затраченных на военную подготовку курсанта,
У С Т А Н О В И Л:
Представитель Федерального государственного военного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Санкт-Петербургский военный институт внутренних войск Министерства внутренних дел Российской Федерации» (далее - военный институт) обратился в суд с исковым заявлением, в котором просит взыскать с Алимагомедова Марата Камильевича денежные средства в сумме 100418 рублей 66 копеек, затраченные на его военную подготовку, а также судебные расходы, состоящие из государственной пошлины в размере 3208 рублей 37 копеек.
При этом истец в обосновании своих исковых требований указал, что Алимагомедов был зачислен курсантом 1 курса военного института 1 августа 2008 года, 12 сентября 2009 года с ним был заключен контракт о прохождении военной службы на срок обучения в военном институте и 5 лет военной службы после его окончания во внутренних войсках Министерства внутренних дел Российской Федерации. Приказом начальника военного института 11 марта 2011 года Алимагомедов был отчислен за недисциплинированность. В соответствии с изложенным, подлежат взысканию с Алимагомедова средства федерального бюджета, затраченные на военную подготовку в размере 100418 рублей 66 копеек.
Начальник военного института, его представитель надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного заседания, в суд не явились и просил рассмотреть дело в их отсутствии.
Ответчик Алимагомедов, также надлежащим образом извещенный о времени и месте судебного заседания, в суд не явился. Им в суд представлено заявление, в соответствии с которым он исковые требования не признал. Также он в своем заявлении указал, что сумму задолженности, указанную в исковом заявлении, выплатить не сможет в связи с тем, что он является сиротой, нигде не работает, своего жилья не имеет, проживает с тяжело больным восьмидесятилетним дедом, за которым ухаживает, средств к существованию, кроме пенсии деда в семье нет. Поэтому он просил не привлекать его к полной материальной ответственности. К заявлению ответчик приложил документы, подтверждающие, что он является круглой сиротой, на учете в центре занятости населения не состоит.
Исследовав доказательства по делу в их совокупности, суд находит иск начальника военного института подлежащим частичному удовлетворению по следующим основаниям.
В суде установлено, что Алимагомедов, проходящий военную службу по контракту, отчислен из военного института за недисциплинированность, исключен из списков личного состава части и был направлен в распоряжение начальника отдела военного комиссариата Республики Дагестан по городу Каспийску для постановки на воинский учет.
Данные обстоятельства подтверждаются выписками из приказов начальника военного института от 1 августа 2008 года № о зачислении Алимагомедова курсантом 1 курса и постановке его на все виды довольствия, от 11 марта 2011 года № об отчислении из военного института, исключении его из списков личного состава военного института и со всех видов довольствия. Из последнего же приказа следует, что размер подлежащих возмещению средств федерального бюджета, затраченных на военную или специальную подготовку Алимагомедова в период обучения с 1 августа 2008 года по 11 марта 2011 года составляет 100418 рублей 66 копеек.
Как следует из контракта о прохождении военной службы от 12 сентября 2009 года сроком на период обучения в военном институте и 5 лет военной службы после его окончания, Алимагомедов добровольно дал обязательство возместить в случаях, предусмотренных Федеральным законом «О воинской обязанности и военной службе» средства федерального бюджета, затраченные на его военную или специальную подготовку в размере, установленном Постановлением Правительства Российской Федерации от 25 июня 2007 года № 402, фиксированного значении суммы – 38871 рубль 74 копеек в год.
Согласно справке № 123 начальника финансового отдела сумма средств федерального бюджета, затраченная на военную и специальную подготовку Алимагомедова с 1 августа 2008 года по 11 марта 2011 года, равна 100418 рублей 66 копеек.
Из справки главы администрации городского округа «город Каспийск» № от 8 августа 2011 г. следует, что Алимагомедов состоит на учете в органах опеки и попечительства городского округа «город Каспийск» как сирота.
Согласно справке директора государственного учреждения - центр занятости населения в муниципальном образовании «город Каспийск» Алимагомедов не состоит на учете в упомянутом учреждении и пособие по безработице не получает.
Из копии паспорта ответчика видно, что он проживает <адрес> по адресу проживания своего деда ФИО8 1928 года рождения, пенсионера по старости, что следует из справки управления ОПФР по Республике Дагестан в г. Каспийске от 5 августа 2011 года. В соответствии с этой же справкой пенсия ФИО9 составляет 13528 рублей 54 копейки.
Оценивая указанные обстоятельства, суд приходит к следующему.
Военная служба представляет собой особый вид федеральной государственной службы, непосредственно связанный с обеспечением обороны страны и безопасности государства. Лица, несущие такого рода службу, выполняют конституционно значимые функции, чем обусловливается их правовой статус, а также содержание и характер обязанностей государства по отношению к ним и их обязанностей по отношению к государству.
В статье 32 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе», регулирующей вопросы заключения контракта о прохождении военной службы, указано, что в контракте о прохождении военной службы закрепляется добровольность поступления гражданина на военную службу, срок, в течение которого гражданин обязуется проходить военную службу, и условия контракта.
Федеральным законом «О внесении изменений в Федеральный закон «О воинской обязанности и военной службе» от 06 июля 2006 № 103-ФЗ был уточнен порядок поступления граждан в военные образовательные учреждения профессионального образования, а также заключения контрактов о прохождении военной службы с гражданами, обучающимися в военных образовательных учреждениях профессионального образования.
Согласно пункту 7 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе» граждане, отчисленные из военных образовательных учреждений профессионального образования или учебных военных центров при федеральных государственных образовательных учреждениях высшего профессионального образования за недисциплинированность, неуспеваемость или нежелание учиться либо отказавшиеся заключить контракты о прохождении военной службы, а также граждане, окончившие указанные образовательные учреждения и уволенные с военной службы ранее срока, установленного контрактом о прохождении военной службы, по основаниям, предусмотренным подпунктами «д» «е» «е1», дополненным Федеральным законом от 28 ноября 2009 г. № 286-ФЗ, и подпунктом «з» пункта 1, подпунктами «в» и «д» пункта 2 статьи 51 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе», возмещают средства федерального бюджета, затраченные на их военную или специальную подготовку. Указанные граждане не возмещают средства федерального бюджета, затраченные на обеспечение исполнения ими обязанностей военной службы в период обучения. Порядок исчисления размера возмещаемых средств определяется Правительством Российской Федерации.
Согласно второму абзацу пункта 7 статьи 35 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе» при заключении контрактов о прохождении военной службы с гражданами, обучающимися в военных образовательных учреждениях профессионального образования, условие о возмещении средств федерального бюджета, затраченных на их военную или специальную подготовку, а также размер подлежащих возмещению средств, включаются в контракт о прохождении военной службы.
Исходя из положений пункта 7 статьи 35 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе» возмещение средств федерального бюджета, затраченных на военную или специальную подготовку, является разновидностью финансовой ответственности военнослужащих, обучающихся в военных образовательных учреждениях профессионального образования, перед государством, что согласуется с ограничениями, которые вытекают из части 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации.
Указанную разновидность финансовой ответственности можно определить как юридическую обязанность военнослужащих, обучающихся в военных образовательных учреждениях профессионального образования, по соблюдению предписаний норм военного законодательства и условий заключенного контракта о прохождении военной службы, реализующуюся в их правомерном поведении в период обучения и в течение определенного срока после окончания обучения, а в случае совершения правонарушения, указанного в Законе, в том числе такого как: отчисление из военного образовательного учреждения профессионального образования за недисциплинированность, неуспеваемость или нежелание учиться – обязанность правонарушителя претерпеть ограничения имущественного характера.
Реализация финансовой ответственности определяется через финансовые обязанности. Если обязанность по соблюдению предписаний финансовой нормы отсутствует, соответственно, отсутствует и финансовая ответственность.
Правовая норма, указанная в пункте 7 статьи 35 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе» выступает основанием финансовой ответственности. Нормативность и юридический характер финансовой ответственности вытекают непосредственно из ее закрепленности в норме права в виде определенной модели поведения и деятельности соответствующих должностных лиц органов военного управления по ее обеспечению.
Указом Президента Российской Федерации от 11 сентября 2007 г. № 1172 «О внесении изменений в Положение о порядке прохождения военной службы, утвержденное Указом Президента Российской Федерации от 16 сентября 1999г. № 1237» типовая форма контракта о прохождении военной службы была изложена в новой редакции, согласно которой условие о возмещении средств федерального бюджета, затраченных на военную или специальную подготовку, включается в контракт о прохождении военной службы для гражданина, обучающегося в военном образовательном учреждении профессионального образования, и указывается в подпункте «в» пункта 2 Типовой формы контракта о прохождении военной службы размер подлежащих возмещению средств федерального бюджета, затраченных на его военную или специальную подготовку.
Таким образом, к условиям, при наличии которых гражданин, обучающийся в военном образовательном учреждении профессионального образования, привлекается к возмещению средств федерального бюджета, затраченных на его военную или специальную подготовку, относятся:
- наличие в контракте о прохождении военной службы условия о возмещении средств федерального бюджета, затраченных на военную или специальную подготовку;
- наличие конкретно определенного размера подлежащих возмещению указанных средств, включенного в контракт о прохождении военной службы;
- совершение виновных действий, связанных с его отчислением из военного образовательного учреждения профессионального образования за недисциплинированность, неуспеваемость или нежелание учиться, либо в иных случаях, указанных в статье 35 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе».
Во исполнение статьи 35 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе» Правительство Российской Федерации постановлением от 25 июня 2007 года № 402 утвердило Методику исчисления размера подлежащих возмещению средств федерального бюджета, затраченных на военную или специальную подготовку граждан Российской Федерации в военных образовательных учреждениях профессионального образования.
В Методике определены:
- из каких расходов определяется размер подлежащих возмещению средств федерального бюджета, затраченных на военную подготовку граждан в военно-учебных заведениях;
- какие расходы включаются в состав вышеуказанных расходов;
- а также указано, что Перечни конкретных видов вооружения и военной техники, элементов тренажерной базы и базы для общевоенной подготовки, материальных запасов, включаемых в состав расходов, учебных дисциплин, разработанных с учетом квалификационных требований, а также методики расчета стоимости износа основных средств, стоимости расхода материальных запасов и расходы на содержание преподавателей определяются федеральным органом исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрено прохождение военной службы, для подведомственных военно-учебных заведений.
Приказом Министра внутренних дел России от 14 августа 2008 г. № 713дсп утверждена Методика расчета стоимости износа основных средств, стоимости расхода материальных запасов, расхода на содержание преподавателей, затраченных на военную или специальную подготовку граждан Российской Федерации в военно-учебных заведениях внутренних войск Министерства внутренних дел Российской Федерации.
Согласно пункту 2 Методики исчисления размера подлежащих возмещению средств федерального бюджета, затраченных на военную или специальную подготовку граждан Российской Федерации в военных образовательных учреждениях профессионального образования, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 25 июня 2007 года № 402, размер подлежащих возмещению средств федерального бюджета, затраченных на военную подготовку граждан в военно-учебных заведениях определяется исходя из расходов, произведенных военным образовательным учреждением профессионального образования для выполнения квалификационных требований.
Поскольку порядок возмещения средств федерального бюджета, затраченных на военную или специальную подготовку граждан, обучающихся в военных образовательных учреждениях профессионального образования, до настоящего времени нормативными правовыми актами не установлен, постольку согласно части четвертой статьи 1 ГПК Российской Федерации в случае отсутствия нормы процессуального права, регулирующей отношения, возникающие в ходе гражданского судопроизводства, федеральные суды общей юрисдикции применяют норму, регулирующую сходные отношения (аналогия закона), а при отсутствии такой нормы действуют исходя из принципов осуществления правосудия в Российской Федерации (аналогия права).
Применение аналогии закона обусловлено необходимостью восполнения возникшего пробела в правовом регулировании рассматриваемых отношений. Закрепление подобного правила в части четвертой статьи 1 ГПК Российской Федерации вытекает из принципа самостоятельности судебной власти и является одним из проявлений дискреционных полномочий суда, необходимых для осуществления правосудия, поскольку невозможность применения норм права по аналогии при наличии неурегулированных отношений привела бы к невозможности защиты прав граждан и в конечном итоге – к ограничению их конституционных прав. При применении такого рода аналогии суд не подменяет законодателя и не создает новые правовые нормы, действуя в рамках закона.
Сходные отношения имеют место в статье 1083 ГК Российской Федерации и статье 11 Федерального закона «О материальной ответственности военнослужащих».
Вместе с тем, поскольку, заключив контракт о прохождении военной службы, в дальнейшем отношения сторон основаны на принципе подчинения одной стороны другой, то в соответствии с пунктом 3 статьи 2 ГК Российской Федерации к имущественным отношениям, основанным на таком подчинении одной стороны другой, в том числе к финансовым и административным отношениям, гражданское законодательство не применяется, если иное не предусмотрено законодательством.
Таким образом, при рассмотрении судом вопросов снижения размера подлежащих возмещению средств федерального бюджета, затраченных на военную или специальную подготовку гражданина, обучающегося в военном образовательном учреждении профессионального образования, с учетом конкретных обстоятельств, степени вины и его материального положения, необходимо руководствоваться положениями статьи 11 Федерального закона соответствовать требованиям пункта 3 статьи 11 ГПК Российской Федерации, согласно которого в случае отсутствия норм права, регулирующих спорное отношение, суд применяет нормы права, регулирующие сходные отношения (аналогия закона), а при отсутствии таких норм разрешает дело, исходя из общих начал и смысла законодательства (аналогия права).
Решая вопрос о сумме, подлежащей взысканию с Алимагомедова суд исходит из следующего.
Согласно статье 11 Федерального закона «О материальной ответственности военнослужащих» размер денежных средств, подлежащих взысканию с военнослужащего для возмещения причиненного ущерба, может быть снижен судом с учетом конкретных обстоятельств, степени вины и материального положения военнослужащего.
Из исследованных в судебном заседании материалов дела видно, что ответчик нигде не работает, является сиротой, не имеет самостоятельного заработка либо имущества, на которое может быть обращено взыскание.
Кроме того, судом установлено, что в семье, в которой он проживает, другого источника дохода, кроме пенсии деда, не имеется.
С учетом изложенного, суд полагает возможным уменьшить установленный в ходе судебного разбирательства размер подлежащих возмещению средств федерального бюджета, затраченных на военную подготовку Алимагомедова за время его обучения, взыскав с него 25000 рублей.
В соответствии со статьей 98 ГПК Российской Федерации стороне, в пользу которой состоялось решение, суд присуждает возместить с другой стороны понесенные по делу судебные расходы. В соответствии с квитанцией, истцом уплачена государственная пошлина в размере 3208 рублей 37 копеек за подачу заявления в суд. Поскольку требования истца удовлетворены частично, суд присуждает ему судебные расходы пропорционально размеру удовлетворенных судом требований.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 98, 194 - 199 ГПК Российской Федерации, военный суд
Р Е Ш И Л:
Исковое заявление представителя Федерального государственного военного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Санкт-Петербургский военный институт внутренних войск Министерства внутренних дел Российской Федерации» о взыскании с Алимагомедова Марата Камильевича денежных средств, затраченных на военную подготовку курсанта, - удовлетворить частично.
Взыскать с Алимагомедова Марата Камильевича в пользу Федерального государственного военного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Санкт-Петербургский военный институт внутренних войск Министерства внутренних дел Российской Федерации» 25000 (двадцать пять тысяч) рублей.
Взыскать с Алимагомедова Марата Камильевича в пользу Федерального государственного военного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Санкт-Петербургский военный институт внутренних войск Министерства внутренних дел Российской Федерации» судебные расходы, состоящие из государственной пошлины в размере 950 (девятьсот пятьдесят) рублей.
В удовлетворении остальной части требования на сумму 75418 (семьдесят пять тысяч четыреста восемнадцать) рублей 66 копеек – отказать.
Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в судебную коллегию по гражданским делам Северо-Кавказского окружного военного суда через Махачкалинский гарнизонный военный суд в течение десяти дней со дня принятия судом в окончательной форме.
Подлинное за надлежащей подписью.
Копия верна:
Председательствующий по делу Т.Б. Тагиров
Секретарь судебного заседания М.И. Магомедова