Судебный акт #1 (Определение) по делу № 33а-2861/2021 от 01.10.2021

Судья Журавлева Е.В.                      Дело № 33а-2861/2021

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

14 октября 2021 года город Орел

Судебная коллегия по административным делам Орловского областного суда в составе:

председательствующего судьи Циркуновой О.М.

судей Сабаевой И.Н. и Сафроновой Л.И.

при секретаре Фоминой Е.А.

с участием прокурора Дорогавцевой И.В.

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении областного суда административное дело №2а-1-1106/2021 по административному исковому заявлению Тимохина ФИО12 к председателю Территориальной избирательной комиссии города Мценска Орловской области ФИО13 о признании незаконным ответа на поданное им обращение, признании действий председателя Территориальной избирательной комиссии города Мценска Орловской области несовместимыми с занимаемой должностью,

по апелляционной жалобе Тимохина ФИО14 на решение Мценского районного суда Орловской области от 17 сентября 2021 года, которым отказано в удовлетворении административных исковых требований Тимохина ФИО15,

установила:

административный истец Тимохин Ф.И. обратился в суд с административным исковым заявлением к председателю Территориальной избирательной комиссии города Мценска Орловской области ФИО1 о признании незаконным данного 4 сентября 2021 года ответа на его обращение, признании действий административного ответчика несовместимыми с занимаемой должностью с последствиями, указанными в статье 12 Гражданского кодекса Российской Федерации.

В обоснование заявленных административных исковых требований указал, что 16 сентября 2021 года Мценским районным судом Орловской области было рассмотрено административное дело №2а-1-1091/2021 по его административному исковому заявлению к Избирательной комиссии Орловской области и Территориальной избирательной комиссии города Мценска об оспаривании действий. В ходе рассмотрения данного дела ему была вручена копия ответа председателя Территориальной избирательной комиссии города Мценска Орловской области ФИО1 на обращение с требованием о снятии с выборов кандидата в депутаты ФИО8 и
ФИО9 в связи с тем, что в своих агитационных материалах в нарушение статьи 19 Гражданского кодекса Российской Федерации они не указали своего отчества, а также информацию - чьи интересы собираются представлять. Считает, что в нарушение прав и свобод избирателей вообще, и его в частности, в письме от 4 сентября 2021 года председатель Территориальной избирательной комиссии города Мценска Орловской области ФИО1 не дал обоснованного и мотивированного ответа по существу обращения, а именно не указал - согласен ли он с изложенными в заявлении требованиями или не согласен. Данные обстоятельства свидетельствуют о нарушении его прав, гарантированных частью 4 статьи 29 Конституции Российской Федерации.

В судебном заседании административный истец Тимохин Ф.И. поддержал заявленные требования по доводам, изложенным в административном исковом заявлении. Суду пояснил, что не согласен с содержанием ответа председателя Территориальной избирательной комиссии города Мценска Орловской области ФИО1 на его обращение по вопросу снятия с выборов кандидата в депутаты ФИО16 поскольку данный ответ не мотивирован, не обоснован, в нем содержатся исключительно отсылки к нормам Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации». Вместе с тем, в силу положений пункта «а» части 7 статьи 76 названного Федерального закона регистрация кандидата может быть отменена судом по заявлению зарегистрировавшей кандидата избирательной комиссии, в том числе, по основаниям, предусмотренным пунктом «а» части 24 статьи 38, а именно - ввиду отсутствия у кандидата пассивного избирательного права. Согласно части 1 статьи 19 Гражданского кодекса Российской Федерации гражданин приобретает и осуществляет права и обязанности под своим именем, включающим фамилию и собственно имя, а также отчество, если иное не вытекает из закона или национального обычая. У кандидата в депутаты <адрес> Совета народных депутатов ФИО9 пассивное избирательное право отсутствует, поскольку на агитационных плакатах, размещенных для всеобщего обозрения на территории <адрес>, не указано его отчество. Данное обстоятельство является основанием для обращения Территориальной избирательной комиссии <адрес> в суд с заявлением об отмене регистрации кандидата. Кроме того, Территориальная избирательная комиссия <адрес> должна была довести изложенную им (административным истцом) информацию до сведения кандидатов, зарегистрированных по тому же избирательному округу, которые также обладают правом обращения в судебном порядке с заявлением об отмене регистрации кандидата, однако, не смотря на содержащуюся в заявлении просьбу о принятии необходимых мер, этого сделано не было. Таким образом, председатель Территориальной избирательной комиссии <адрес> ФИО1 в ответе на его обращение должен был не перечислять нормы права, а в рамках своих полномочий совершить действия по обращению в суд или по доведению до сведения других кандидатов, зарегистрированных со Швецом по одному избирательному округу, изложенной в обращении информации.

Представитель административного ответчика председателя Территориальной избирательной комиссии <адрес> ФИО1 по доверенности ФИО7 возражал против удовлетворения административного иска. Приводил доводы о том, что кандидаты в депутаты ФИО8 и ФИО9 представили необходимые для регистрации документы, в том числе, содержащие сведения об их отчестве. Предусмотренных Федеральным законом от 12 июня 2002 года №67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» оснований для отмены регистрации кандидата, как не указание в агитационном материале отчества кандидата в депутаты, не имеется. Каких-либо действий, нарушающих права и законные интересы Тимохина Ф.И., административным ответчиком допущено не было. Обращение Тимохина Ф.И. было рассмотрено в установленном законом порядке.

Решением Мценского районного суда Орловской области от 17 сентября 2021 года в удовлетворении административных исковых требований
Тимохина Ф.И. отказано.

В апелляционной жалобе Тимохин Ф.И. просит отменить решение суда, как незаконное и необоснованное.

В судебное заседание административный истец Тимохин Ф.И. не явился, будучи надлежащим образом извещенным о времени и месте судебного заседания.

Административный ответчик председатель Территориальной избирательной комиссии города Мценска Орловской области ФИО1 и его представитель ФИО7, надлежаще извещенные о времени и месте судебного заседания, в судебное заседание не явилась, направлены ходатайства о рассмотрении дела в их отсутствие. В названных ходатайствах просили отказать в удовлетворении апелляционной жалобы Тимохина Ф.И.

При изложенных обстоятельствах, учитывая положения статьи 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.

Проверив материалы административного дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав заключение прокурора отдела по обеспечению участия прокуроров в гражданском и арбитражном процессе прокуратуры Орловской области Дорогавцеву И.В., полагавшую, что решение суда подлежит оставлению без изменения, судебная коллегия считает решение суда правильным и не находит оснований для его отмены.

Статья 46 (часть 1) Конституции Российской Федерации и конкретизирующая ее положения применительно к сфере административного судопроизводства часть 1 статьи 4 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, гласит, если иное прямо не предусмотрено законом, каждый вправе обратиться в суд за защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов в случае, когда, по его мнению, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и законных интересов либо на него незаконного возложена какая-либо обязанность.

Основные гарантии реализации гражданами Российской Федерации конституционного права на участие в выборах, проводимых на территории Российской Федерации в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, конституциями (уставами), законами субъектов Российской Федерации, уставами муниципальных образований определены Федеральным законом от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» (далее - Федеральный закон № 67-ФЗ).

Пунктами 3, 4, 10 статьи 20, пунктами 1, 10 статьи 23 Федерального закона № 67-ФЗ предусмотрено, что избирательные комиссии субъекта Российской Федерации, являясь государственными органами субъектов Российской Федерации, организующими подготовку и проведение выборов, референдумов в Российской Федерации в соответствии с компетенцией, установленной названным законом, иными федеральными законами, а также законами субъектов Российской Федерации, обеспечивая реализацию и защиту избирательных прав, обязаны в пределах своей компетенции рассматривать поступившие к ним в период избирательной кампании обращения о нарушении закона. Комиссии обязаны в пределах своей компетенции рассматривать поступившие к ним в период избирательной кампании, кампании референдума обращения о нарушении закона, проводить проверки по этим обращениям и давать лицам, направившим обращения, письменные ответы в пятидневный срок, но не позднее дня, предшествующего дню голосования, а по обращениям, поступившим в день голосования или в день, следующий за днем голосования, - немедленно.

Полномочия избирательных комиссией субъектов Российской Федерации определены статьей 23 Федерального закона от 12 июня 2002 года №67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации».

Компетенция, полномочия, порядок деятельности избирательных комиссией, формируемых на территории Орловской области для подготовки и проведения выборов и референдумов различного уровня, определена Законом Орловской области от 25 декабря 2012 года №1453-ОЗ «О системе избирательных комиссий в Орловской области».

В соответствии с частью 1, частью 2, частью 6 статьи 16 Закона Орловской области от 25 декабря 2012 года №1453-ОЗ территориальные избирательные комиссии входят в систему государственных органов Орловской области.

Территориальные избирательные комиссии являются коллегиальными органами, действующими на постоянной основе.

Территориальная избирательная комиссия осуществляет свою деятельность в пределах полномочий, установленных статьей 26 Федерального закона от 12 июня 2002 года №67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации».

Пунктом 9 статьи 26 указанного закона предусмотрено, что территориальная комиссия: осуществляет на соответствующей территории контроль за соблюдением избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации; обеспечивает на соответствующей территории соблюдение нормативов технологического оборудования (кабины для голосования, ящики для голосования) для участковых комиссий; обеспечивает на соответствующей территории реализацию мероприятий, связанных с подготовкой и проведением выборов, референдумов, развитием избирательной системы в Российской Федерации, внедрением, эксплуатацией и развитием средств автоматизации, правовым обучением избирателей, профессиональной подготовкой членов комиссий и других организаторов выборов, референдумов; осуществляет на соответствующей территории меры по соблюдению единого порядка установления итогов голосования; распределяет выделенные ей из федерального бюджета, бюджета субъекта Российской Федерации средства на финансовое обеспечение подготовки и проведения выборов, референдума, контролирует целевое использование указанных средств; оказывает методическую, организационно-техническую помощь нижестоящим комиссиям; заслушивает сообщения органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации и органов местного самоуправления по вопросам, связанным с подготовкой и проведением выборов, референдума; рассматривает жалобы (заявления) на решения и действия (бездействие) нижестоящих комиссий и принимает по указанным жалобам (заявлениям) мотивированные решения; осуществляет иные полномочия в соответствии с настоящим Федеральным законом, иными федеральными законами, конституцией (уставом), законами субъекта Российской Федерации.

Пунктом 4 статьи 20 Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» предусмотрено, что комиссии обязаны в пределах своей компетенции рассматривать поступившие к ним в период избирательной кампании, кампании референдума обращения о нарушении закона, проводить проверки по этим обращениям и давать лицам, направившим обращения, письменные ответы в пятидневный срок, но не позднее дня, предшествующего дню голосования, а по обращениям, поступившим в день голосования или в день, следующий за днем голосования, - немедленно. Если факты, содержащиеся в обращениях, требуют дополнительной проверки, решения по ним принимаются не позднее чем в десятидневный срок. Если обращение указывает на нарушение закона кандидатом, избирательным объединением, инициативной группой по проведению референдума, эти кандидат, избирательное объединение, инициативная группа по проведению референдума или его (ее) уполномоченные представители должны быть незамедлительно оповещены о поступившем обращении и вправе давать объяснения по существу обращения.

Из материалов дела следует, что постановлением избирательной комиссии Орловской области от 18 октября 2013 года полномочия избирательной комиссии города Мценска Орловской области возложены на территориальную избирательную комиссию <адрес>.

2 июня 2016 года постановлением избирательной комиссии Орловской области сформирована территориальная избирательная комиссия <адрес> и определен ее состав, председателем избирательной комиссии назначен ФИО1

Постановлением избирательной комиссии Орловской области от 9 июня 2021 года на территориальную избирательную комиссию <адрес> возложены полномочия окружной избирательной комиссии одномандатного избирательного округа по выборам депутата <адрес> Совета народных депутатов созыва 2021-2026 годов (пункт 14 Постановления).

Указом Президента Российской Федерации от 17 июня 2021 года №367 «О назначении выборов депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации нового созыва» на 19 сентября 2021 года назначены выборы депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации нового созыва.

Постановлением Орловского областного Совета народных депутатов от 18 июня 2021 года -ОС назначены выборы депутатов Орловского областного Совета народных депутатов созыва 2021-2016 годов на 19 сентября 2021 года.

Решением территориальной избирательной комиссии г. Мценска от
23 июля 2021 года ФИО9 зарегистрирован кандидатом в депутаты <адрес> Совета народных депутатов созыва 2021-2016 годов по одномандатному избирательному округу , выдвинутого избирательным объединением «<...>».Решением Избирательной комиссии <адрес> от 21 июля 2021 года ФИО8 зарегистрирована кандидатом в депутаты Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации восьмого созыва по одномандатному избирательному округу № <адрес> - Орловский одномандатный избирательный округ, выдвинута Всероссийской политической партией «Единая Россия».

Из содержания решения Территориальной избирательной комиссии <адрес> от <дата> следует, что основанием для регистрации ФИО9 кандидатом в депутаты <адрес> Совета народных депутатов послужили представленные им документы, которые рассмотрены комиссией, а также проверено соблюдение предусмотренного законом порядка выдвижения кандидата и достоверность представленных им сведений.

Из материалов дела следует, что Тимохин Ф.И. 1 сентября
2021 года обратился к главному федеральному инспектору по <адрес> и начальнику УФСБ России по <адрес> с заявлением о снятии с регистрации в качестве кандидатов в депутаты ФИО8 и ФИО9. В поданном обращении заявитель просил оказать содействие в снятии с регистрации данных кандидатов, а также принять иные меры адекватного реагирования.

Указанное обращение Тимохин Ф.И. представил для сведения в Территориальную избирательную комиссию города Мценска, оно было принято к исполнению и зарегистрировано 1 сентября 2021 года за .

4 сентября 2021 года обращение Тимохина Ф.И. было рассмотрено председателем Территориальной избирательной комиссии города Мценска Орловской области ФИО1, с направлением ему мотивированного ответа , в котором указано, что порядок обжалования решений и действий (бездействия), нарушающих избирательные права и право на участие в референдуме граждан Российской Федерации установлен статьей 75 Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации». Также обратил внимание заявителя на то, что исчерпывающий перечень оснований аннулирования регистрации кандидата (списка кандидатов), отмены решения комиссии о регистрации кандидата (списка кандидатов), об отказе в регистрации кандидата (списка кандидатов), исключении кандидата из списка кандидатов, отмены регистрации кандидата (списка кандидатов) инициативной группы по проведению референдума содержится в статье 76 Федерального закона.

Ответ направлен заявителю по адресу регистрации, указанному им в заявлении почтовой корреспонденцией ФГУП «Почта России». Согласно отчету об отслеживании отправления с почтовым идентификатором, сформированным официальным сайтом Почты России, принят в отделении связи в 13 часов 25 минут 4 сентября 2021 года, 7 сентября 2021 года в 16 часов 42 минуты имела место неудачная попытка вручения почтовой корреспонденции.

Согласно пояснениям административного истца в судебном заседании суда первой инстанции, почтовое отправление в отделении связи им не получено, однако копия ответа председателя Территориальной избирательной комиссии <адрес> ФИО1 от <дата> на его обращение по вопросу снятия с регистрации кандидатов в депутаты, вручена ему в рамках рассмотрения административного а-1-1091/2021 по административному исковому заявлению к Избирательной комиссии <адрес> и Территориальной избирательной комиссии <адрес> об оспаривании действий.

На основании пункта 7 статьи 76 Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» регистрация кандидата может быть отменена судом по заявлению зарегистрировавшей кандидата избирательной комиссии, кандидата, зарегистрированного по тому же избирательному округу, в случаях: вновь открывшихся обстоятельств, являющихся основанием для отказа в регистрации кандидата, предусмотренным «а», «б», «е», «з», «и», «к», «л» или «о» пункта 24 статьи 38 настоящего Федерального закона. При этом вновь открывшимися считаются те обстоятельства, которые существовали на момент принятия решения о регистрации кандидата, но не были и не могли быть известны избирательной комиссии, зарегистрировавшей кандидата; использования кандидатом в целях достижения определенного результата на выборах денежных средств помимо средств собственного избирательного фонда, если их сумма превысила 5 процентов от предельного размера расходования средств избирательного фонда, установленного законом, или превышения предельного размера расходования средств избирательного фонда, установленного законом, более чем на 5 процентов; неоднократного использования кандидатом преимуществ своего должностного или служебного положения; установления факта подкупа избирателей кандидатом, его доверенным лицом, уполномоченным представителем по финансовым вопросам, а также действующими по их поручению иным лицом или организацией; д) несоблюдения кандидатом ограничений, предусмотренных пунктом 1 или 1.1 статьи 56 настоящего Федерального закона; е) неоднократного несоблюдения кандидатом ограничений, предусмотренных пунктом 5.2 статьи 56 настоящего Федерального закона; ж) установления в отношении кандидата факта, свидетельствующего о том, что в течение периода, указанного в подпункте «г» пункта 3.2 статьи 4 настоящего Федерального закона (но до приобретения статуса кандидата), этот гражданин в своих выступлениях на публичных мероприятиях, в средствах массовой информации или в распространяемых им материалах (в том числе размещаемых в информационно-телекоммуникационных сетях, доступ к которым не ограничен определенным кругом лиц, включая сеть «Интернет») призывал к совершению деяний, определяемых в статье 1 Федерального закона «О противодействии экстремистской деятельности» как экстремистская деятельность, либо иным способом побуждал к таким деяниям, обосновывал или оправдывал экстремизм, либо совершал действия, направленные на возбуждение социальной, расовой, национальной или религиозной розни, унижение национального достоинства, пропаганду исключительности, превосходства либо неполноценности граждан по признаку их отношения к религии, социальной, расовой, национальной, религиозной или языковой принадлежности, либо пропагандировал и публично демонстрировал нацистскую атрибутику или символику либо атрибутику или символику, сходные с нацистской атрибутикой или символикой до степени их смешения; з) установления факта сокрытия кандидатом сведений о своей судимости; и) при проведении выборов в федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, выборов глав муниципальных районов, глав муниципальных округов и глав городских округов - установления факта открытия или наличия у зарегистрированного кандидата счетов (вкладов), хранения наличных денежных средств и ценностей в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, владения и (или) пользования иностранными финансовыми инструментами.

Перечень оснований для отмены регистрации кандидата является исчерпывающим.

Не указание в агитационном материале отчества кандидата в депутаты не является основанием, по которому избирательная комиссия может обратиться с заявлением об отмене регистрации кандидата в судебном порядке.

Кроме того, избирательное законодательство не возлагает на территориальные избирательные комиссии обязанность доводить до сведения кандидатов зарегистрированных по одному избирательному округу с кандидатом, в отношении которого поступила информация отрицательной направленности, данную информацию.

Судом также установлено, что до регистрации решением Территориальной избирательной комиссии <адрес> ФИО9 кандидатом в депутаты <адрес> Совета народных депутатов, была проведена проверка представленных кандидатом документов и достоверность содержащихся в них сведений.

Согласно части 2 и части 2.2 статьи 33 Федерального закона от 12 июня 2002 года №67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» в заявлении о выдвижении указываются фамилия, имя, отчество, дата и место рождения, адрес места жительства, серия, номер и дата выдачи паспорта иди документа, заменяющего паспорт гражданина, наименование или код органа, выдавшего паспорт или документ, заменяющий паспорт гражданина, идентификационный номер налогоплательщика (при наличии), гражданство, сведения о профессиональном образовании (при наличии) с указанием организации, осуществляющей образовательную деятельность, года ее окончания и реквизитов документа об образовании и о квалификации, основное место работы или службы, занимаемая должность.

С заявлением, предусмотренном частью 2 настоящей статьи, также представляются: копия паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина, заверенная соответственно кандидатом или уполномоченным представителем избирательного объединения, заверенные кандидатом или уполномоченным представителем избирательного объединения копии документов, подтверждающих указанные в заявлении сведения об образовании, основном месте работы или службы, о занимаемой должности (роде занятий).

Таким образом, при регистрации ФИО9 кандидатом в депутаты <адрес> Совета народных депутатов Территориальной избирательной комиссией <адрес> проверялась вся необходимая информация о кандидате, в том числе наличие у него пассивного избирательного права.

При регистрации ФИО8 кандидатом в депутаты Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации восьмого созыва по одномандатному избирательному округу №<адрес>-Орловский одномандатный избирательный округ, выдвинутую «Всероссийской политической партией «Единая Россия», избирательной комиссией проверялась вся необходимая информация о кандидате, в том числе наличие у кандидата пассивного избирательного права.

В ином случае избирательные комиссии еще на стадии уведомления о выдвижении кандидата должны были принять решение об отказе в регистрации кандидатов.     

В силу части 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Согласно части 9 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет: нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; соблюдены ли сроки обращения в суд; соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.

По делу установлено, что обращение Тимохина Ф.И. было зарегистрировано Территориальной избирательной комиссией <адрес> в день его поступления, в трехдневный срок председателем избирательной комиссии административному истцу был дан ответ на данное обращение, который был направлен по месту жительства заявителя почтовым отправлением с уведомлением, которое по независящим от административного ответчика обстоятельствам, не было вручено адресату.

Установив изложенные по делу обстоятельства, суд первой инстанции правомерно не усмотрел оснований для удовлетворения требования о признании незаконными действий председателя Территориальной избирательной комиссии <адрес> ФИО1, поскольку обращение Тимохина Ф.И. рассмотрено председателем Территориальной избирательной комиссии <адрес> в пределах его компетенции, в установленный срок, с предоставлением ответа на него в соответствии с требованиями законодательства.

Таким образом, суд правильно пришел к выводу о том, что нарушений прав административного истца при рассмотрении его обращения председателем Территориальной избирательной комиссии <адрес> ФИО1 допущено не было, обоснованно отказав в удовлетворении заявленных административных исковых требований.

Доводы апелляционной жалобы не ставят под сомнение правильность судебного акта, выводов суда не опровергают и не влекут отмену решения по настоящему делу, при рассмотрении которого не допущено нарушений, являющихся в силу статьи 310 КАС РФ безусловным основанием для признания судебного акта незаконным.

Руководствуясь статьями 309, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Орловского областного суда

определила:

решение Мценского районного суда <адрес> от 17 сентября 2021 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Тимохина ФИО17 без удовлетворения.

Кассационная жалоба может быть подана через суд первой инстанции в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения в Первый кассационный суд общей юрисдикции.

Председательствующий

Судьи

Судья Журавлева Е.В.                      Дело № 33а-2861/2021

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

14 октября 2021 года город Орел

Судебная коллегия по административным делам Орловского областного суда в составе:

председательствующего судьи Циркуновой О.М.

судей Сабаевой И.Н. и Сафроновой Л.И.

при секретаре Фоминой Е.А.

с участием прокурора Дорогавцевой И.В.

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении областного суда административное дело №2а-1-1106/2021 по административному исковому заявлению Тимохина ФИО12 к председателю Территориальной избирательной комиссии города Мценска Орловской области ФИО13 о признании незаконным ответа на поданное им обращение, признании действий председателя Территориальной избирательной комиссии города Мценска Орловской области несовместимыми с занимаемой должностью,

по апелляционной жалобе Тимохина ФИО14 на решение Мценского районного суда Орловской области от 17 сентября 2021 года, которым отказано в удовлетворении административных исковых требований Тимохина ФИО15,

установила:

административный истец Тимохин Ф.И. обратился в суд с административным исковым заявлением к председателю Территориальной избирательной комиссии города Мценска Орловской области ФИО1 о признании незаконным данного 4 сентября 2021 года ответа на его обращение, признании действий административного ответчика несовместимыми с занимаемой должностью с последствиями, указанными в статье 12 Гражданского кодекса Российской Федерации.

В обоснование заявленных административных исковых требований указал, что 16 сентября 2021 года Мценским районным судом Орловской области было рассмотрено административное дело №2а-1-1091/2021 по его административному исковому заявлению к Избирательной комиссии Орловской области и Территориальной избирательной комиссии города Мценска об оспаривании действий. В ходе рассмотрения данного дела ему была вручена копия ответа председателя Территориальной избирательной комиссии города Мценска Орловской области ФИО1 на обращение с требованием о снятии с выборов кандидата в депутаты ФИО8 и
ФИО9 в связи с тем, что в своих агитационных материалах в нарушение статьи 19 Гражданского кодекса Российской Федерации они не указали своего отчества, а также информацию - чьи интересы собираются представлять. Считает, что в нарушение прав и свобод избирателей вообще, и его в частности, в письме от 4 сентября 2021 года председатель Территориальной избирательной комиссии города Мценска Орловской области ФИО1 не дал обоснованного и мотивированного ответа по существу обращения, а именно не указал - согласен ли он с изложенными в заявлении требованиями или не согласен. Данные обстоятельства свидетельствуют о нарушении его прав, гарантированных частью 4 статьи 29 Конституции Российской Федерации.

В судебном заседании административный истец Тимохин Ф.И. поддержал заявленные требования по доводам, изложенным в административном исковом заявлении. Суду пояснил, что не согласен с содержанием ответа председателя Территориальной избирательной комиссии города Мценска Орловской области ФИО1 на его обращение по вопросу снятия с выборов кандидата в депутаты ФИО16 поскольку данный ответ не мотивирован, не обоснован, в нем содержатся исключительно отсылки к нормам Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации». Вместе с тем, в силу положений пункта «а» части 7 статьи 76 названного Федерального закона регистрация кандидата может быть отменена судом по заявлению зарегистрировавшей кандидата избирательной комиссии, в том числе, по основаниям, предусмотренным пунктом «а» части 24 статьи 38, а именно - ввиду отсутствия у кандидата пассивного избирательного права. Согласно части 1 статьи 19 Гражданского кодекса Российской Федерации гражданин приобретает и осуществляет права и обязанности под своим именем, включающим фамилию и собственно имя, а также отчество, если иное не вытекает из закона или национального обычая. У кандидата в депутаты <адрес> Совета народных депутатов ФИО9 пассивное избирательное право отсутствует, поскольку на агитационных плакатах, размещенных для всеобщего обозрения на территории <адрес>, не указано его отчество. Данное обстоятельство является основанием для обращения Территориальной избирательной комиссии <адрес> в суд с заявлением об отмене регистрации кандидата. Кроме того, Территориальная избирательная комиссия <адрес> должна была довести изложенную им (административным истцом) информацию до сведения кандидатов, зарегистрированных по тому же избирательному округу, которые также обладают правом обращения в судебном порядке с заявлением об отмене регистрации кандидата, однако, не смотря на содержащуюся в заявлении просьбу о принятии необходимых мер, этого сделано не было. Таким образом, председатель Территориальной избирательной комиссии <адрес> ФИО1 в ответе на его обращение должен был не перечислять нормы права, а в рамках своих полномочий совершить действия по обращению в суд или по доведению до сведения других кандидатов, зарегистрированных со Швецом по одному избирательному округу, изложенной в обращении информации.

Представитель административного ответчика председателя Территориальной избирательной комиссии <адрес> ФИО1 по доверенности ФИО7 возражал против удовлетворения административного иска. Приводил доводы о том, что кандидаты в депутаты ФИО8 и ФИО9 представили необходимые для регистрации документы, в том числе, содержащие сведения об их отчестве. Предусмотренных Федеральным законом от 12 июня 2002 года №67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» оснований для отмены регистрации кандидата, как не указание в агитационном материале отчества кандидата в депутаты, не имеется. Каких-либо действий, нарушающих права и законные интересы Тимохина Ф.И., административным ответчиком допущено не было. Обращение Тимохина Ф.И. было рассмотрено в установленном законом порядке.

Решением Мценского районного суда Орловской области от 17 сентября 2021 года в удовлетворении административных исковых требований
Тимохина Ф.И. отказано.

В апелляционной жалобе Тимохин Ф.И. просит отменить решение суда, как незаконное и необоснованное.

В судебное заседание административный истец Тимохин Ф.И. не явился, будучи надлежащим образом извещенным о времени и месте судебного заседания.

Административный ответчик председатель Территориальной избирательной комиссии города Мценска Орловской области ФИО1 и его представитель ФИО7, надлежаще извещенные о времени и месте судебного заседания, в судебное заседание не явилась, направлены ходатайства о рассмотрении дела в их отсутствие. В названных ходатайствах просили отказать в удовлетворении апелляционной жалобы Тимохина Ф.И.

При изложенных обстоятельствах, учитывая положения статьи 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.

Проверив материалы административного дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав заключение прокурора отдела по обеспечению участия прокуроров в гражданском и арбитражном процессе прокуратуры Орловской области Дорогавцеву И.В., полагавшую, что решение суда подлежит оставлению без изменения, судебная коллегия считает решение суда правильным и не находит оснований для его отмены.

Статья 46 (часть 1) Конституции Российской Федерации и конкретизирующая ее положения применительно к сфере административного судопроизводства часть 1 статьи 4 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, гласит, если иное прямо не предусмотрено законом, каждый вправе обратиться в суд за защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов в случае, когда, по его мнению, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и законных интересов либо на него незаконного возложена какая-либо обязанность.

Основные гарантии реализации гражданами Российской Федерации конституционного права на участие в выборах, проводимых на территории Российской Федерации в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, конституциями (уставами), законами субъектов Российской Федерации, уставами муниципальных образований определены Федеральным законом от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» (далее - Федеральный закон № 67-ФЗ).

Пунктами 3, 4, 10 статьи 20, пунктами 1, 10 статьи 23 Федерального закона № 67-ФЗ предусмотрено, что избирательные комиссии субъекта Российской Федерации, являясь государственными органами субъектов Российской Федерации, организующими подготовку и проведение выборов, референдумов в Российской Федерации в соответствии с компетенцией, установленной названным законом, иными федеральными законами, а также законами субъектов Российской Федерации, обеспечивая реализацию и защиту избирательных прав, обязаны в пределах своей компетенции рассматривать поступившие к ним в период избирательной кампании обращения о нарушении закона. Комиссии обязаны в пределах своей компетенции рассматривать поступившие к ним в период избирательной кампании, кампании референдума обращения о нарушении закона, проводить проверки по этим обращениям и давать лицам, направившим обращения, письменные ответы в пятидневный срок, но не позднее дня, предшествующего дню голосования, а по обращениям, поступившим в день голосования или в день, следующий за днем голосования, - немедленно.

Полномочия избирательных комиссией субъектов Российской Федерации определены статьей 23 Федерального закона от 12 июня 2002 года №67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации».

Компетенция, полномочия, порядок деятельности избирательных комиссией, формируемых на территории Орловской области для подготовки и проведения выборов и референдумов различного уровня, определена Законом Орловской области от 25 декабря 2012 года №1453-ОЗ «О системе избирательных комиссий в Орловской области».

В соответствии с частью 1, частью 2, частью 6 статьи 16 Закона Орловской области от 25 декабря 2012 года №1453-ОЗ территориальные избирательные комиссии входят в систему государственных органов Орловской области.

Территориальные избирательные комиссии являются коллегиальными органами, действующими на постоянной основе.

Территориальная избирательная комиссия осуществляет свою деятельность в пределах полномочий, установленных статьей 26 Федерального закона от 12 июня 2002 года №67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации».

Пунктом 9 статьи 26 указанного закона предусмотрено, что территориальная комиссия: осуществляет на соответствующей территории контроль за соблюдением избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации; обеспечивает на соответствующей территории соблюдение нормативов технологического оборудования (кабины для голосования, ящики для голосования) для участковых комиссий; обеспечивает на соответствующей территории реализацию мероприятий, связанных с подготовкой и проведением выборов, референдумов, развитием избирательной системы в Российской Федерации, внедрением, эксплуатацией и развитием средств автоматизации, правовым обучением избирателей, профессиональной подготовкой членов комиссий и других организаторов выборов, референдумов; осуществляет на соответствующей территории меры по соблюдению единого порядка установления итогов голосования; распределяет выделенные ей из федерального бюджета, бюджета субъекта Российской Федерации средства на финансовое обеспечение подготовки и проведения выборов, референдума, контролирует целевое использование указанных средств; оказывает методическую, организационно-техническую помощь нижестоящим комиссиям; заслушивает сообщения органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации и органов местного самоуправления по вопросам, связанным с подготовкой и проведением выборов, референдума; рассматривает жалобы (заявления) на решения и действия (бездействие) нижестоящих комиссий и принимает по указанным жалобам (заявлениям) мотивированные решения; осуществляет иные полномочия в соответствии с настоящим Федеральным законом, иными федеральными законами, конституцией (уставом), законами субъекта Российской Федерации.

Пунктом 4 статьи 20 Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» предусмотрено, что комиссии обязаны в пределах своей компетенции рассматривать поступившие к ним в период избирательной кампании, кампании референдума обращения о нарушении закона, проводить проверки по этим обращениям и давать лицам, направившим обращения, письменные ответы в пятидневный срок, но не позднее дня, предшествующего дню голосования, а по обращениям, поступившим в день голосования или в день, следующий за днем голосования, - немедленно. Если факты, содержащиеся в обращениях, требуют дополнительной проверки, решения по ним принимаются не позднее чем в десятидневный срок. Если обращение указывает на нарушение закона кандидатом, избирательным объединением, инициативной группой по проведению референдума, эти кандидат, избирательное объединение, инициативная группа по проведению референдума или его (ее) уполномоченные представители должны быть незамедлительно оповещены о поступившем обращении и вправе давать объяснения по существу обращения.

Из материалов дела следует, что постановлением избирательной комиссии Орловской области от 18 октября 2013 года полномочия избирательной комиссии города Мценска Орловской области возложены на территориальную избирательную комиссию <адрес>.

2 июня 2016 года постановлением избирательной комиссии Орловской области сформирована территориальная избирательная комиссия <адрес> и определен ее состав, председателем избирательной комиссии назначен ФИО1

Постановлением избирательной комиссии Орловской области от 9 июня 2021 года на территориальную избирательную комиссию <адрес> возложены полномочия окружной избирательной комиссии одномандатного избирательного округа по выборам депутата <адрес> Совета народных депутатов созыва 2021-2026 годов (пункт 14 Постановления).

Указом Президента Российской Федерации от 17 июня 2021 года №367 «О назначении выборов депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации нового созыва» на 19 сентября 2021 года назначены выборы депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации нового созыва.

Постановлением Орловского областного Совета народных депутатов от 18 июня 2021 года -ОС назначены выборы депутатов Орловского областного Совета народных депутатов созыва 2021-2016 годов на 19 сентября 2021 года.

Решением территориальной избирательной комиссии г. Мценска от
23 июля 2021 года ФИО9 зарегистрирован кандидатом в депутаты <адрес> Совета народных депутатов созыва 2021-2016 годов по одномандатному избирательному округу , выдвинутого избирательным объединением «<...>».Решением Избирательной комиссии <адрес> от 21 июля 2021 года ФИО8 зарегистрирована кандидатом в депутаты Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации восьмого созыва по одномандатному избирательному округу № <адрес> - Орловский одномандатный избирательный округ, выдвинута Всероссийской политической партией «Единая Россия».

Из содержания решения Территориальной избирательной комиссии <адрес> от <дата> следует, что основанием для регистрации ФИО9 кандидатом в депутаты <адрес> Совета народных депутатов послужили представленные им документы, которые рассмотрены комиссией, а также проверено соблюдение предусмотренного законом порядка выдвижения кандидата и достоверность представленных им сведений.

Из материалов дела следует, что Тимохин Ф.И. 1 сентября
2021 года обратился к главному федеральному инспектору по <адрес> и начальнику УФСБ России по <адрес> с заявлением о снятии с регистрации в качестве кандидатов в депутаты ФИО8 и ФИО9. В поданном обращении заявитель просил оказать содействие в снятии с регистрации данных кандидатов, а также принять иные меры адекватного реагирования.

Указанное обращение Тимохин Ф.И. представил для сведения в Территориальную избирательную комиссию города Мценска, оно было принято к исполнению и зарегистрировано 1 сентября 2021 года за .

4 сентября 2021 года обращение Тимохина Ф.И. было рассмотрено председателем Территориальной избирательной комиссии города Мценска Орловской области ФИО1, с направлением ему мотивированного ответа , в котором указано, что порядок обжалования решений и действий (бездействия), нарушающих избирательные права и право на участие в референдуме граждан Российской Федерации установлен статьей 75 Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации». Также обратил внимание заявителя на то, что исчерпывающий перечень оснований аннулирования регистрации кандидата (списка кандидатов), отмены решения комиссии о регистрации кандидата (списка кандидатов), об отказе в регистрации кандидата (списка кандидатов), исключении кандидата из списка кандидатов, отмены регистрации кандидата (списка кандидатов) инициативной группы по проведению референдума содержится в статье 76 Федерального закона.

Ответ направлен заявителю по адресу регистрации, указанному им в заявлении почтовой корреспонденцией ФГУП «Почта России». Согласно отчету об отслеживании отправления с почтовым идентификатором, сформированным официальным сайтом Почты России, принят в отделении связи в 13 часов 25 минут 4 сентября 2021 года, 7 сентября 2021 года в 16 часов 42 минуты имела место неудачная попытка вручения почтовой корреспонденции.

Согласно пояснениям административного истца в судебном заседании суда первой инстанции, почтовое отправление в отделении связи им не получено, однако копия ответа председателя Территориальной избирательной комиссии <адрес> ФИО1 от <дата> на его обращение по вопросу снятия с регистрации кандидатов в депутаты, вручена ему в рамках рассмотрения административного а-1-1091/2021 по административному исковому заявлению к Избирательной комиссии <адрес> и Территориальной избирательной комиссии <адрес> об оспаривании действий.

На основании пункта 7 статьи 76 Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» регистрация кандидата может быть отменена судом по заявлению зарегистрировавшей кандидата избирательной комиссии, кандидата, зарегистрированного по тому же избирательному округу, в случаях: вновь открывшихся обстоятельств, являющихся основанием для отказа в регистрации кандидата, предусмотренным «а», «б», «е», «з», «и», «к», «л» или «о» пункта 24 статьи 38 настоящего Федерального закона. При этом вновь открывшимися считаются те обстоятельства, которые существовали на момент принятия решения о регистрации кандидата, но не были и не могли быть известны избирательной комиссии, зарегистрировавшей кандидата; использования кандидатом в целях достижения определенного результата на выборах денежных средств помимо средств собственного избирательного фонда, если их сумма превысила 5 процентов от предельного размера расходования средств избирательного фонда, установленного законом, или превышения предельного размера расходования средств избирательного фонда, установленного законом, более чем на 5 процентов; неоднократного использования кандидатом преимуществ своего должностного или служебного положения; установления факта подкупа избирателей кандидатом, его доверенным лицом, уполномоченным представителем по финансовым вопросам, а также действующими по их поручению иным лицом или организацией; д) несоблюдения кандидатом ограничений, предусмотренных пунктом 1 или 1.1 статьи 56 настоящего Федерального закона; е) неоднократного несоблюдения кандидатом ограничений, предусмотренных пунктом 5.2 статьи 56 настоящего Федерального закона; ж) установления в отношении кандидата факта, свидетельствующего о том, что в течение периода, указанного в подпункте «г» пункта 3.2 статьи 4 настоящего Федерального закона (но до приобретения статуса кандидата), этот гражданин в своих выступлениях на публичных мероприятиях, в средствах массовой информации или в распространяемых им материалах (в том числе размещаемых в информационно-телекоммуникационных сетях, доступ к которым не ограничен определенным кругом лиц, включая сеть «Интернет») призывал к совершению деяний, определяемых в статье 1 Федерального закона «О противодействии экстремистской деятельности» как экстремистская деятельность, либо иным способом побуждал к таким деяниям, обосновывал или оправдывал экстремизм, либо совершал действия, направленные на возбуждение социальной, расовой, национальной или религиозной розни, унижение национального достоинства, пропаганду исключительности, превосходства либо неполноценности граждан по признаку их отношения к религии, социальной, расовой, национальной, религиозной или языковой принадлежности, либо пропагандировал и публично демонстрировал нацистскую атрибутику или символику либо атрибутику или символику, сходные с нацистской атрибутикой или символикой до степени их смешения; з) установления факта сокрытия кандидатом сведений о своей судимости; и) при проведении выборов в федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, выборов глав муниципальных районов, глав муниципальных округов и глав городских округов - установления факта открытия или наличия у зарегистрированного кандидата счетов (вкладов), хранения наличных денежных средств и ценностей в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, владения и (или) пользования иностранными финансовыми инструментами.

Перечень оснований для отмены регистрации кандидата является исчерпывающим.

Не указание в агитационном материале отчества кандидата в депутаты не является основанием, по которому избирательная комиссия может обратиться с заявлением об отмене регистрации кандидата в судебном порядке.

Кроме того, избирательное законодательство не возлагает на территориальные избирательные комиссии обязанность доводить до сведения кандидатов зарегистрированных по одному избирательному округу с кандидатом, в отношении которого поступила информация отрицательной направленности, данную информацию.

Судом также установлено, что до регистрации решением Территориальной избирательной комиссии <адрес> ФИО9 кандидатом в депутаты <адрес> Совета народных депутатов, была проведена проверка представленных кандидатом документов и достоверность содержащихся в них сведений.

Согласно части 2 и части 2.2 статьи 33 Федерального закона от 12 июня 2002 года №67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» в заявлении о выдвижении указываются фамилия, имя, отчество, дата и место рождения, адрес места жительства, серия, номер и дата выдачи паспорта иди документа, заменяющего паспорт гражданина, наименование или код органа, выдавшего паспорт или документ, заменяющий паспорт гражданина, идентификационный номер налогоплательщика (при наличии), гражданство, сведения о профессиональном образовании (при наличии) с указанием организации, осуществляющей образовательную деятельность, года ее окончания и реквизитов документа об образовании и о квалификации, основное место работы или службы, занимаемая должность.

С заявлением, предусмотренном частью 2 настоящей статьи, также представляются: копия паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина, заверенная соответственно кандидатом или уполномоченным представителем избирательного объединения, заверенные кандидатом или уполномоченным представителем избирательного объединения копии документов, подтверждающих указанные в заявлении сведения об образовании, основном месте работы или службы, о занимаемой должности (роде занятий).

Таким образом, при регистрации ФИО9 кандидатом в депутаты <адрес> Совета народных депутатов Территориальной избирательной комиссией <адрес> проверялась вся необходимая информация о кандидате, в том числе наличие у него пассивного избирательного права.

При регистрации ФИО8 кандидатом в депутаты Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации восьмого созыва по одномандатному избирательному округу №<адрес>-Орловский одномандатный избирательный округ, выдвинутую «Всероссийской политической партией «Единая Россия», избирательной комиссией проверялась вся необходимая информация о кандидате, в том числе наличие у кандидата пассивного избирательного права.

В ином случае избирательные комиссии еще на стадии уведомления о выдвижении кандидата должны были принять решение об отказе в регистрации кандидатов.     

В силу части 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Согласно части 9 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет: нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; соблюдены ли сроки обращения в суд; соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.

По делу установлено, что обращение Тимохина Ф.И. было зарегистрировано Территориальной избирательной комиссией <адрес> в день его поступления, в трехдневный срок председателем избирательной комиссии административному истцу был дан ответ на данное обращение, который был направлен по месту жительства заявителя почтовым отправлением с уведомлением, которое по независящим от административного ответчика обстоятельствам, не было вручено адресату.

Установив изложенные по делу обстоятельства, суд первой инстанции правомерно не усмотрел оснований для удовлетворения требования о признании незаконными действий председателя Территориальной избирательной комиссии <адрес> ФИО1, поскольку обращение Тимохина Ф.И. рассмотрено председателем Территориальной избирательной комиссии <адрес> в пределах его компетенции, в установленный срок, с предоставлением ответа на него в соответствии с требованиями законодательства.

Таким образом, суд правильно пришел к выводу о том, что нарушений прав административного истца при рассмотрении его обращения председателем Территориальной избирательной комиссии <адрес> ФИО1 допущено не было, обоснованно отказав в удовлетворении заявленных административных исковых требований.

Доводы апелляционной жалобы не ставят под сомнение правильность судебного акта, выводов суда не опровергают и не влекут отмену решения по настоящему делу, при рассмотрении которого не допущено нарушений, являющихся в силу статьи 310 КАС РФ безусловным основанием для признания судебного акта незаконным.

Руководствуясь статьями 309, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Орловского областного суда

определила:

решение Мценского районного суда <адрес> от 17 сентября 2021 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Тимохина ФИО17 без удовлетворения.

Кассационная жалоба может быть подана через суд первой инстанции в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения в Первый кассационный суд общей юрисдикции.

Председательствующий

Судьи

1версия для печати

33а-2861/2021

Категория:
Гражданские
Статус:
РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ
Истцы
Тимохин Федор Иванович
Ответчики
Территориальная избирательная комиссия города Мценска Орловской области
Суд
Орловский областной суд
Судья
Циркунова Ольга Михайловна
Дело на странице суда
oblsud--orl.sudrf.ru
04.10.2021Передача дела судье
14.10.2021Судебное заседание
19.10.2021Передано в экспедицию
Судебный акт #1 (Определение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее