№
№
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
«17» августа 2020 года с. Екатеринославка
Октябрьский районный суд Амурской области, в составе:
председательствующего судьи Новорецкой Е.П.,
при секретаре Рыбальченко Е.Н..,
с участием представителя истца – помощника прокурора
Октябрьского района Амурской области Рукша И.Е.,
истца ФИО4,
представителя ответчика ФИО8,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора ФИО3 <адрес> в интересах ФИО4 к администрации ФИО3 <адрес> о предоставлении специализированного жилого помещения по договору найма,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор ФИО3 <адрес> обратился в интересах ФИО11 (добрачная фамилия ФИО10) Л.В. к администрации ФИО3 <адрес> и просит обязать ответчика предоставить оставшемуся без попечения родителей ФИО4 специализированное жилое помещение общей площадью не менее 33 кв.метров по договору найма специализированного жилого помещения в ФИО3 <адрес>. В обоснование заявленных требований ссылается, что ФИО4 окончила в 2019 году частное ГПОАУ АО «Амурский аграрный колледж», относится к категории детей-сирот, так как ее мать ФИО1 лишена родительских прав, отца не имеет. Постановлением ФИО3 <адрес> № от 22.05.2017 года включена в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей и лиц из их числа, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями. ДД.ММ.ГГГГг. ФИО4 обратилась в администрацию ФИО3 <адрес> о предоставлении ей жилого помещения. В соответствии с ч.1 ст.8 ФЗ № от 21.12.1996г. «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
В соответствии ч.1 ст.4 Закона Амурской области «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» лицам, указанной категории, однократно предоставляются органами местного самоуправления муниципальных районов и городских округов области (далее - органы местного самоуправления) за счет средств областного бюджета благоустроенные применительно к условиям соответствующего населенного пункта жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений в соответствии с нормой предоставления площади жилого помещения по договору социального найма, установленной органами местного самоуправления, в порядке, определенном Правительством области.
Однако жилье в нарушение указанных законов ей не предоставлено.
В судебном заседании помощник прокурора ФИО3 <адрес> ФИО7 исковые требования поддержала в полном объеме с учетом уточнения требований, привела доводы, изложенные в иске, просит обязать ответчика администрацию ФИО3 <адрес> предоставить ФИО4 специализированное жилое помещение по договору найма в <адрес> ФИО3 <адрес>, отвечающее санитарным и техническим условиям общей площадью 33 кв. метров, то есть в соответствии с установленной в муниципальном образовании и на территории ФИО3 <адрес> нормой предоставления жилья в соответствии с постановлением ФИО3 администрации ФИО3 <адрес> № от ДД.ММ.ГГГГ, поскольку истец не имеет своего жилья до настоящего времени.
Истец ФИО4 также поддерживает иск прокурора в полном объеме и просит суд обязать администрацию ФИО3 <адрес> предоставить ему жилое помещение в <адрес>, так как она не имеет своего собственного жилья.
Представитель ответчика администрации муниципального образования <адрес> ФИО8, действующая на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ, с иском прокурора о предоставлении ФИО4 жилого помещения не согласна, поскольку администрация ФИО3 <адрес> надлежащим образом осуществляет полномочия в сфере обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в соответствии с федеральным законодательством и ЖК РФ, но при этом, законодательством не определены сроки предоставления такого жилья. <адрес> ежегодно проводит электронные аукционы для приобретения жилья детям-сиротам и детям, оставшихся без попечения родителей либо строят жилье. В 2017 году ФИО11 обратилась с заявлением о предоставлении ей специализированного жилого помещения, однако, до сегодняшнего дня не обеспечена специализированным жилым помещением в связи с недостаточным финансированием. ФИО4 с 2017 года принята на регистрационный учет как нуждающийся в жилом помещении, которое ей будет предоставлено в порядке очередности, поскольку на учете стоят более 90 человек. В 2020 году поступило из областного бюджета денежных средств на приобретение жилья лицам, указанной категории только около 4 млн.рублей, на которые две квартиры приобретены, объявлены аукционы еще на три квартиры для лиц, указанной категории, которым администрация обязана предоставить на основании судебных ФИО3, вынесенных ранее.
Представители третьих лиц отдела образования администрации ФИО3 <адрес>, ГКУ АО УСЗН по ФИО3 <адрес>, Министерство социальной защиты населения <адрес>, в судебное заседание не явились, хотя о дате были извещены надлежащим образом, что подтверждается материалами дела.
Выслушав мнение прокурора, истца, представителя ответчика в соответствии со ст.167 ГПК РФ суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся указанных лиц.
Заслушав доводы представителя истца прокурора, истца, представителя ответчика изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно ст.40 Конституции РФ граждане Российской Федерации имеют право на жилище. При этом, в соответствии с целями социального государства, закрепленными в ст.7 Конституции, каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом (статья 39).
В силу ст.98.1. ЖК РФ жилые помещения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предназначены для проживания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
В соответствии со ст.99, 100 ЖК РФ специализированные жилые помещения предоставляются на основании решений собственников таких помещений (действующих от их имени уполномоченных органов государственной власти или уполномоченных органов местного самоуправления) или уполномоченных ими лиц по договорам найма специализированных жилых помещений, за исключением жилых помещений для социальной защиты отдельных категорий граждан, которые предоставляются по договорам безвозмездного пользования.
Специализированные жилые помещения предоставляются по установленным настоящим Кодексом основаниям гражданам, не обеспеченным жилыми помещениями в соответствующем населенном пункте.
Договор найма специализированного жилого помещения заключается на основании решения о предоставлении такого помещения.
В соответствии со ст.8 ФЗ №159 от 21.12.1996г. «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» Детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
По заявлению в письменной форме лиц, указанных в абзаце первом настоящего пункта и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных организациях, организациях социального обслуживания, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении получения профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.
Согласно ст. 4, 5 Закона Амурской области от 11 апреля 2005 года №472-ОЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (в редакции от 04 апреля 2016 года) детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых ими жилых помещениях признается невозможным, однократно предоставляются органами местного самоуправления муниципальных районов и городских округов области (далее - органы местного самоуправления) за счет средств областного бюджета благоустроенные применительно к условиям соответствующего населенного пункта жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений в соответствии с нормой предоставления площади жилого помещения по договору социального найма, установленной органами местного самоуправления, с учетом положений федерального законодательства.
Органы местного самоуправления наделяются на неограниченный срок следующими государственными полномочиями по предоставлению дополнительных гарантий по социальной поддержке, в том числе по предоставлению детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых ими жилых помещениях признается невозможным, за счет средств областного бюджета благоустроенных применительно к условиям соответствующего населенного пункта жилых помещений специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений в соответствии с нормой предоставления площади жилого помещения по договору социального найма, установленной органами местного самоуправления.
Порядок предоставления детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, благоустроенных жилых помещений специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений, утвержденный постановлением Правительства Амурской области от 08 апреля 2013г. №144 предусматривает, что жилые помещения специализированного жилищного фонда предоставляются детям-сиротам, включенным в список детей-сирот, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, сформированный в порядке, определенном Законом Амурской области от 11 апреля 2005 г. N 472-ОЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей".
Жилые помещения предоставляются детям-сиротам по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия.
Предоставление детям-сиротам жилых помещений осуществляется органами местного самоуправления муниципальных районов и городских округов области.
Решение о предоставлении либо об отказе в предоставлении специализированного жилого помещения принимается органом местного самоуправления не позднее трех месяцев со дня поступления заявления.
В случае принятия решения о предоставлении жилого помещения заявителю одновременно с решением направляется уведомление о месте, дате и времени заключения договора найма специализированного жилого помещения и подписания акта приема-передачи жилого помещения.
Министерство социальной защиты населения области является главным распорядителем средств областного бюджета, выделяемых для финансового обеспечения жилыми помещениями детей-сирот.
Органы местного самоуправления приобретают жилые помещения для предоставления детям-сиротам за счет субвенции, предусмотренной Законом Амурской области от 11 апреля 2005 г. N 472-ОЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей". Расходование субвенции осуществляется в порядке, утвержденном постановлением Правительства области.
Приобретение жилых помещений осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" у физических и юридических лиц на вторичном рынке жилья или на первичном рынке жилья, в том числе путем участия в долевом строительстве многоквартирных домов.
Жилые помещения (в том числе объекты долевого строительства), приобретаемые для предоставления детям-сиротам на территории соответствующего муниципального района или городского округа, должны отвечать требованиям к функциональным, техническим, эксплуатационным и качественным характеристикам, установленным приказом министерства социальной защиты населения области.
Орган местного самоуправления вправе предоставлять жилые помещения детям-сиротам из муниципального жилищного фонда, формируемого за счет средств местных бюджетов, с последующей компенсацией данных расходов за счет субвенции, предусмотренной муниципальному району или городскому округу на текущий финансовый год, предоставляемой в порядке, утвержденном постановлением <адрес>.
Органы местного самоуправления предоставляют детям-сиротам жилые помещения по договорам найма специализированных жилых помещений по месту жительства указанных лиц в границах соответствующего муниципального района и городского округа области.
Согласно свидетельства о рождении ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, её матерью указана ФИО1, графе отец прочерк.
ФИО3 Райчихинского городского суда <адрес> отДД.ММ.ГГГГ ФИО1 лишена родительских прав в дочери ФИО2, рождения ДД.ММ.ГГГГ.
Диплом № от ДД.ММ.ГГГГ свидетельствует о том, что ФИО2 обучалась в ГПОАУ АО «Амурский аграрный колледж», получила среднее профессиональное образование.
Согласно копии свидетельства о заключении брака ФИО2 ДД.ММ.ГГГГ заключила брак с ФИО9 и ей присвоена фамилия ФИО11.
Постановлением ФИО3 администрации ФИО3 <адрес> от 22.05.2017г. № ФИО4 принята на регистрационный учет нуждающейся в жилом помещении, предоставляемом по договору найма специализированного жилого помещения.
Согласно уведомления Министерства социальной защиты населения <адрес> ФИО4 включена в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа, подлежащих обеспечению жилыми помещениями на территории ФИО3 <адрес>, по дате постановки на регистрационный учет в орган местного самоуправления в качестве нуждающегося в жилом помещении –22.05.2017г.
Согласно справки МО МВД России «Октябрьский» от ДД.ММ.ГГГГ ФИО4 значится зарегистрированной по адресу: <адрес> ФИО3 <адрес> с ДД.ММ.ГГГГ.
Согласно заключению межведомственной комиссии администрации ФИО3 <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № жилое помещение по <адрес> в <адрес> является непригодным для проживания и подлежит сносу.
Согласно уведомления Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по <адрес> от 10.08.2020г. ФИО4 не имеет прав собственности на объекты на недвижимое имущество.
Таким образом, в судебном заседании установлено, что ФИО4 является лицом, из числа детей, оставшихся без попечения родителей, не имеет в собственности, а также закрепленного за ним жилья, в связи, с чем имеет право на внеочередное предоставление ему в <адрес> ФИО3 <адрес> органом местного самоуправления, а именно администрацией ФИО3 <адрес>, жилого помещения в соответствии с п.2 ч.2 ст.57 ЖК РФ.
Как установлено судом до настоящего времени жилое помещение ФИО4 администрацией ФИО3 <адрес> не предоставлено.
ФИО3 <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ за № утверждена минимальная норма предоставления общей площади жилого помещения гражданину из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которым предоставляются жилые помещения по договору специализированного найма в размере 33 квадратных метров.
В силу положения пункта ст.99,100 ЖК РФ, <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», Порядка предоставления детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, благоустроенных жилых помещений специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений, утвержденного постановлением <адрес> от ДД.ММ.ГГГГг. № право на предоставление жилья не ставится в зависимости от наличия или отсутствия иных лиц, имеющих право на получение жилой площади, от обеспечения жильем других очередников. Отсутствие в законодательстве указания на срок, в течение которого жилье должно быть предоставлено гражданам, имеющим право на его предоставление, свидетельствует о том, что жилье указанной категории граждан должно быть предоставлено после вынесения ФИО3 о предоставлении жилого помещения, которое принимается в течение трех месяцев после подачи заявления.
Учитывая изложенные обстоятельства, суд считает, что исковые требования прокурора ФИО3 <адрес> к администрации ФИО3 <адрес> о предоставлении ФИО4 специализированного жилого помещения, отвечающего санитарным и техническим условиям, в размере 33 кв.м. в <адрес> ФИО3 <адрес>, подлежат удовлетворению.
Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования прокурора ФИО3 <адрес> -удовлетворить.
Обязать администрацию ФИО3 <адрес> предоставить ФИО4, рождения ДД.ММ.ГГГГ, специализированное жилое помещение, отвечающее санитарным и техническим условиям, общей площадью в размере 33 кв. метров по договору найма специализированного жилого помещения в <адрес> ФИО3 <адрес>.
Решение может быть обжаловано в Амурский областной суд в течение месяца через Октябрьский районный суд Амурской области, начиная с 22 августа 2020 года.
Председательствующий:
Мотивированное решение изготовлено 21 августа 2020 года.