Дело № 2-160/12
Р Е Ш Е Н И Е(не вступило в законную силу на день публикации)
Именем Российской Федерации
гор. Можга Удмуртской Республики 30 января 2012 года
Можгинский районный суд Удмуртской Республики в составе:
председательствующего судьи Шуравина А.А.,
при секретаре Потаповой Е.А.,
с участием:
помощника Можгинского межрайонного прокурора Ковалевой С.Н.,
представителей ответчика: Плотниковой Л.И., действующей на основании доверенности № от ДД.ММ.ГГГГ, Суханова К.С., действующего на основании доверенности № от ДД.ММ.ГГГГ,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Можгинского межрайонного прокурора, поданному в защиту интересов неопределенного круга лиц, к Администрации муниципального образования «<***>» о понуждении произвести очистку земельного участка,
у с т а н о в и л:
Можгинский межрайонный прокурор, действующий в защиту неопределенного круга лиц, обратился в суд с исковым заявлением к Администрации муниципального образования «<***>» о понуждении произвести очистку земельного участка.
Исковое заявление мотивировано тем, что Можгинской межрайонной прокуратурой проведена проверка соблюдения органами местного самоуправления законодательства в сфере природоохранной деятельности. В ходе проверки установлено следующее.
На участке местности, расположенном на расстоянии 1 км восточнее цеха асфальтобетонного завода ОАО <***> с северной стороны автодороги, ведущей к цеху № ОАО <***> у <***>, в кювете обнаружены отходы нефтепродуктов, разлитые на территории размером 38,4х16м.
Земельный участок с обнаруженными на нем отходами нефтепродуктов ранее принадлежал на праве постоянного (бессрочного) пользования цеху № ОАО <***> В результате отказа ОАО <***> от части земельного участка площадью 228,72 Га данный земельный участок переведен в категорию – земли запаса, на основании постановления главы Администрации МО «<***>» от ДД.ММ.ГГГГ № и в настоящее время находится в государственной собственности.
В ходе обследования земельного участка, загрязненного нефтепродуктами на территории МО <***> в районе <***>, было установлено, что загрязнение произошло в результате неоднократного слива нефтесодержащего отхода (вязкой консистенции) на почвенный покров. Происхождение (генезис) нефтесодержащего отхода и время его слива на почвенный покров установить проведенными Росприроднадзором мероприятиями не представлялось возможным.
Проведенными оперативно-розыскными мероприятиями установить виновное лицо также не представилось возможным. Однако этими мероприятиями установлено, что отходы нефтепродуктов находятся на данном участке местности с начала 1970-х годов. Согласно проведенным анализам проб было установлено, что нефтесодержащий отход (вязкой консистенции) относится к 4 классу опасности.
Загрязненные воды (талые и дождевые), являющиеся продуктом взаимодействия атмосферных осадков с нефтесодержащим отходом (вязкой консистенции) согласно проведенному количественному химическому анализу (протокол № от ДД.ММ.ГГГГ) содержат 13 мг нефтепродуктов на литр сточных вод. Согласно проведенному биотестированию (протокол № от ДД.ММ.ГГГГ) данные воды оказывают острое токсическое действие на тест-объекты (дафнии и водоросли).
Воды, загрязненные нефтепродуктами, стекают на прилегающие земли, тем самым оказывают негативное воздействие на почвенный покров, в результате чего происходит его загрязнение.
Согласно протоколу количественного химического анализа проб почвы № от ДД.ММ.ГГГГ установлено, что концентрация нефтепродуктов в почвенном покрове -1071, 5 мг/кг - превышает установленные санитарными нормами и правилами предельно допустимые концентрации (1000 мг/кг) содержания нефтепродуктов в почве.
В связи с этим ДД.ММ.ГГГГ Управлением Росприроднадзора по УР вынесено предписание Администрации МО <***> по устранению выявленных нарушений требований законодательства в сфере природопользования и охраны окружающей среды путем проведения в срок до ДД.ММ.ГГГГ рекультивации земельного участка с нефтепродуктами.
Указанное предписание на сегодняшний день не исполнено, что является нарушением ст.ст. 12 и 13 Земельного кодекса РФ, п.п. 1, 2 ст.51 Федерального закона от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды».
В соответствии со ст. 13 Федерального закона от 24 июня 1998 г. № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями. Организацию деятельности в области обращения с отходами на территориях муниципальных образований осуществляют органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Согласно ст. 15 Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и ст. 8 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» к вопросам местного значения муниципального района относятся организация утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов.
В соответствии с п. 10 ст.3 Федерального закона от 25.10.2001г. № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса РФ» распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органами местного самоуправления.
Таким образом, в силу указанных норм действующего законодательства именно на Администрации муниципального образования «<***>» как исполнительно-распорядительном органе местного самоуправления лежит обязанность по охране и очистке земельного участка, загрязненного нефтепродуктами.
Проведенной проверкой установлено, что Администрацией муниципального образования «<***>» эта обязанность надлежащим образом не исполнена. Нефтесодержащий отход и загрязненные -нефтепродуктами воды продолжают оказывать негативное (загрязняющее) воздействие на прилегающие к участку загрязнения земли и животный мир.
Указанное свидетельствует о том, что Администрацией муниципального образования «<***>» требования Конституции Российской Федерации и требования природоохранного законодательства в области обращения с отходами производства и потребления не исполняются, в связи с чем, ставится под угрозу санитарно-эпидемиологическое благополучие неопределенного круга граждан, в конечном итоге создается опасность причинения вреда окружающей среде.
Бездействие органов местного самоуправления <***> нарушает права граждан на охрану здоровья, на благоприятную среду, гарантированные ст.ст. 7, 41, 42 Конституции РФ, и предусмотренные федеральным законодательством.
Предъявление заявления прокурором вызвано защитой прав и законных интересов неопределенного круга лиц, чьи права и законные интересы на благоприятную окружающую среду нарушены бездействием органов местного самоуправления, а также в целях предупреждения наступления негативных последствий такого бездействия.
В силу ч. 1 ст. 45 ГПК РФ прокурор наделен правом обращения в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц.
В судебном заседании помощник Можгинского межрайонного прокурора Ковалева С.Н. исковые требования поддержала в полном объеме, сославшись на доводы, указанные в исковом заявлении.
Представитель ответчика Плотникова Л.И. исковые требования прокурора признала в полном объеме, о чем предоставил письменное заявление.
Представитель ответчика Суханов К.С. согласился с мнением Плотниковой Л.И., считает доводы прокурора законными и обоснованными.
Согласно ст. 39 ГПК ответчик вправе признать исковые требования.
Суд принимает признание иска ответчиком, так как оно не противоречит закону и не нарушает права и законные интересы других лиц.
Ответчику разъяснены положения ст. 173 ГПК РФ, что при признании ответчиком иска и принятии его судом принимается решение об удовлетворении заявленных требований.
Представители третьих лиц: Глава муниципального образования <***> А.К.П. и руководитель Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (РОСПРИРОДНАДЗОРА) по УР Г.В.М. в судебное заседание не явились, направив в суд заявления о рассмотрении иска прокурора в их отсутствие.
В соответствии со ст. 167 ГПК РФ суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие третьих лиц.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ, суд
р е ш и л:
Исковое заявление Можгинского межрайонного прокурора, поданное в защиту интересов неопределенного круга лиц, к Администрации муниципального образования «<***>» о понуждении произвести очистку земельного участка, удовлетворить.
Обязать Администрацию муниципального образования «<***>» в срок до ДД.ММ.ГГГГ произвести очистку от нефтепродуктов земельного участка площадью 926, 4 кв.м, расположенного вдоль асфальтовой автомобильной дороги в районе <***> в 400 м от поворота, ведущего к цеху асфальтобетонного завода ОАО <***>
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Удмуртской Республики в течение месяца со дня его вынесения через Можгинский районный суд Удмуртской Республики.
Председательствующий судья А.А. Шуравин