Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-984/2019 ~ М-789/2019 от 06.05.2019

63RS0030-01-2019-001281-26

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

24 июля 2019 года г. Тольятти, ул. Коммунистическая, 43

Комсомольский районный суд г. Тольятти Самарской области в составе:

председательствующего судьи Морозовой Ю.А.,

при секретаре Ожигановой М.А.,

в присутствии истцов Лаптевых Е.Н., В.С. представителя истца Соловьева Г.Н. – Соловьевой Н.Г., представителя ответчика ТСЖ «ДОМ» Алексеевой И.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-984/2019 по иску Лаптевой Виктории Сергеевны, Лаптева Евгения Николаевича, Соловьева Георгия Николаевича к Силкиной Анжелике Васильевне, Товариществу собственников жилья «Дом» о признании недействительным решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме,

установил:

Лаптева В.С., Лаптев Е.Н., Соловьев Г.Н. обратились с вышеуказанным иском, в котором с учетом принятых 14.06.2019 уточнений просили признать недействительными решения общего собрания собственников помещений в многоквартирных домах ... по .... и ... по ...., проходившего в форме очно-заочного голосования ТСЖ «Дом» оформленных протоколом от 20.11.2018, применить последствия недействительности ничтожного решения по п.8 повестки дня, от­раженное в протоколе №1 внеочередного общего собрания собственников помещений и чле­нов ТСЖ «ДОМ» МКД ... по .... и МКД ... по ...., а именно: об утверждение сметы и порядка распределения затрат по статье «содержание» на 2018 год и на 2019 год (.... -18,41 руб. за 1кв.м по .... - 18,41 за 1кв.м) согласно смете (приложение № 1) с 01.01.2018, принятии в штат с 01.01.2018г. аварийного сантехника с заработной платой 4000 рублей, установке с 01.01,2018г. заработную плату дворнику 10 000 рублей; уборщице 6000 рублей; председателю правления 30 000 рублей; принять с 01.01.2018г. в штат юриста с заработной платой 2000 рублей. Также истцы просят обязать ответчиков произвести перерасчет платежей подлежащих уплате с 01.01.2018г. с учетом тарифа «удержание», равным 10,48 рублей за 1 кв.м.

Истцами указано, что 24.10.2018 ответчиком было направлено сообщение о проведении внеочередного общего собрания собственников помещений и членов ТСЖ «Дом» в форме очно-заочного голосования. В сообщении было указано 18 вопросов повестки дня, в том числе п. 8: -утвер­ждение сметы и порядка распределения затрат по статье «содержание» на 2018 год и на 2019год (.... -18,41 руб. за 1 кв.м по .... - 18,41 за 1 кв.м) согласно смете (приложение №1) с 01.01.2018; -принять в штат с 01.01.2018г. аварийного сантехника с заработной платой 4000 руб­лей; -установить с 01.01.2018г. заработную плату дворнику 10 000 рублей; -установить с 01.01.2018г. заработную плату уборщице 6000 рублей; -установить с 01.01.2018г. заработную плату председателю правления 30 000 рублей; -принять с 01.01.2018г. в штат юриста с заработной платой 2000 рублей.

В обоснование своих требований истцы указали, что ответчиками были нарушены требования закона, о чем свидетельствует направление протокола от 20.11.2018 ГЖИ в нарушение установленного ч. 1.1 ст. 46 ЖК РФ пятидневного срока – 10.06.2019. Данные обстоятельства указывают, по мнению истцов, на то, что обжалуемый протокол общего со­брания фактически был оформлен только после их обращения в суд с данными требова­ниями. Об изменении размера платы на основании указанного собрания в нарушении п. 13 ст. 155 ЖК РФ собственники помещений в МКД также не были уведомлены. Указанные обстоятельства, по мнению истцов, свидетельствуют о нарушении ответчиками процедуры проведения собрания. Обжалуемый истцами пункт 8 повестки дня не соответствует требованиям закона и потому решение в этой части является ничтожным, поскольку оно противоречит основам правопорядка и нравственности, ЖК РФ не предусматривает установление тарифов и единовременных взносов за прошедшие периоды, также как и трудоустройство граждан согласно трудовому законодательству.

Истец Лаптева В.С. в судебном заседании просила исковые требования удовлетворить, и обратить внимание, что решения собрания ТСЖ «Дом» от 11.12.2017,инициированного Силкиной А.В. по вопросу изменения и утверждения сметы и порядка распределения статей затрат в расчетных листах квартплаты на 2018 год (... -18,41 руб. за 1 кв.м, ...- 18,41 руб. за 1 кв.м)с аналогичной повесткой дня решением Комсомольского районного суда г.Тольятти от 13.08.2018 признаны недействительными, к ним применены последствия ничтожного решения и обязании произвести перерасчет платежей подлежащих уплате с 01.01.2018 г. с учетом тарифа на содержание, равным 10,48 руб. за 1 кв.м. Однако, до настоящего времени ответчик в нарушении требований ст. 13 ГПК РФ не исполнила вступившее в законную силу решение суда, не произвела перерасчет с 01.01.2018г. с учетом тарифа на «содержание», равного 10,48 руб. Вместо этого, после вступления в законную силу решения суда, с целью избежать по­следствий его исполнения Силкина А.В. организовала обжалуемое внеочередное собрание собственников помещений и членов ТСЖ «Дом», повторно включив в п.8 повестки дня указанные выше вопросы о повышении тарифов за истекший период.

Истец Лаптев Е.Н. в судебном заседании просил исковые требования удовлетворить, пояснив, что решение, принятое по п.8 повестки дня, ничтожно и за 2018 и за 2019 годы, поскольку принятое на собрание решение невозможно разделить по годам, смета и тарифы не могут быть утверждены за прошлый период.

Представитель истца Соловьева Г.Н. – Соловьева Н.Г. в судебном заседании просила исковые требования удовлетворить, поддержав позицию Лаптевых.

Ответчик Силкина А.В. в судебное заседание не явилась, извещена надлежащим образом, что подтверждается распиской (л.д.162), причины неявки не сообщила. Согласно ранее данным пояснениям ответчик с иском не согласна, поскольку о проведении собрания все собственники помещений были извещены надлежащим образом, в том числе истцы. Силкина А.В. считает, что законодательством не запрещено установление тарифа по статье «содержание» за прошедший период, по решению суда от декабря 2018 собственникам денежные средства были возвращены. После проведенного 05.11.2018 собрания был установлен тариф 18,41 руб. и большинство собственников проголосовали «за». На собрании была утверждена новая заработная плата сотрудникам, приняты новые сотрудники, но изменения об этом никуда не вносились, на них имеется штатное расписание, но они не были устроены по трудовому договору. Ответчик также указывала, что установленный 5-6 лет назад тариф в размере 10,48 руб. не соответствует действующему законодательству и не позволит содержать общедомовое имущество, поэтому был установлен тариф в размере 18,41 руб.

Представитель ответчика ТСЖ «ДОМ» Алексеева И.А. в судебном заседании возражала против удовлетворения требований, поскольку о проведении собрания собственники дома были извещены путем вывешивания соответствующего извещения на информационном стенде в каждом подъезде. Представитель указывает, что права истцов принятыми на собрании решениями никаким образом не нарушаются, негативные последствия для них не возникают. Установление тарифа 10,48 руб. за 1 кв.м не соответствует установленному Правительством РФ. Просила также учесть, что на ответчике не лежит обязанность по выдаче протокола собрания собственникам, а только доведение принятых на собрании решений до сведения.

Проверив материалы дела, обозрев гражданское дело № 2-1230/2018, выслушав пояснения лиц, участвующих в деле, суд считает исковые требования обоснованными и подлежащими частичному удовлетворению по следующим основаниям.

Частью 6 ст. 46 ЖК РФ предусмотрено право собственника жилого помещения в многоквартирном доме обжаловать в суд решение, принятое общим собранием собственников помещений в данном доме с нарушением требований настоящего Кодекса, в случае, если он не принимал участие в этом собрании или голосовал против принятия такого решения и если таким решением нарушены его права и законные интересы. Заявление о таком обжаловании может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня, когда указанный собственник узнал или должен был узнать о принятом решении. Суд с учетом всех обстоятельств дела вправе оставить в силе обжалуемое решение, если голосование указанного собственника не могло повлиять на результаты голосования, допущенные нарушения не являются существенными и принятое решение не повлекло за собой причинение убытков указанному собственнику.

В соответствии со ст.47 ЖК РФ общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме может быть проведено посредством очно-заочного голосования, предусматривающего возможность очного обсуждения вопросов повестки дня и принятия решений по вопросам, поставленным на голосование, а также возможность передачи решений собственников в установленный срок в место или по адресу, которые указаны в сообщении о проведении общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме.

Согласно ч.4 ст.48 ЖК РФ голосование по вопросам повестки дня общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, проводимого в форме очно-заочного голосования, осуществляется посредством оформленных в письменной форме решений собственников по вопросам, поставленным на голосование.

В силу п.1 ст.181.3 ГК РФ решение собрания недействительно по основаниям, установленным настоящим Кодексом или иными законами, в силу признания его таковым судом (оспоримое решение) или независимо от такого признания (ничтожное решение).

Недействительное решение собрания оспоримо, если из закона не следует, что решение ничтожно.

В соответствии с пп.1 п.1 ст.181.4 ГК РФ решение собрания может быть признано судом недействительным при нарушении требований закона, в том числе в случае, если: 1) допущено существенное нарушение порядка созыва, подготовки и проведения собрания, влияющее на волеизъявление участников собрания.

Согласно положениям пункта 4 ст. 181.5 ГК РФ, если иное не предусмотрено законом, решение собрания ничтожно в случае, если оно противоречит основам правопорядка или нравственности.

Как следует из материалов дела истцам Лаптевым В.С., Е.Н. на праве общей совместной собственности принадлежит .... в .... (л.д.51-52), Соловьеву Г.Н. на праве общей совместной собственности принадлежит помещение ...А в .... в .... (л.д.54).

Из материалов дела следует и не оспаривалось сторонами, что ТСЖ "ДОМ" осуществляет управление многоквартирными домами 10 по .... и 77 по .....

24.10.2018 года собственником жилого помещения .... Силкиной А.В. было направлено сообщение о проведении внеочередного общего собрания собственни­ков помещений и членов ТСЖ «Дом» МКД ... по .... и МКД ... по .... которого следует, что в соответствии со ст.ст.44-48 ЖК РФ по инициативе собственника жило­го помещения Силкиной А.В. будет проводиться внеоче­редное общее собрание собственников помещений в форме очно-заочного голосования. В части очного голосования общее собрание собственников помещений состоится в гараже, расположенном в МКД ... по .... ... в 19.00 час. В части заочного голосования общее собрание собственников помещений будет проводиться с 05.11.2018 по 20.00 час. 12.11.2018.

В указанном сообщении было 18 пунктов с вопросами, поставленными на повестку дня, в том числе в п.8 по­вестки дня указано: - утверждение сметы и порядка распределения затрат по статье «содержание» на 2018 год и на 2019 год (.... -18,41 руб. за 1 кв.м по .... - 18,41 за 1 кв.м) со­гласно смете (приложение №1) с 01.01.2018; -принять в штат с 01.01.2018 аварийного сантехника с заработной платой 4000 руб.; -установить с 01.01.2018 заработную плату дворнику 10000 рублей; -установить с 01.01.2018 заработную плату уборщице 6000 рублей; -установить с 01.01.2018 заработную плату председателю правления 30000 руб.; -принять с 01.01.2018 в штат юриста с заработной платой 2000 руб. (л.д.45-46).

Согласно протоколу № 1 от 20.11.2018 с 05.11.2018 по 12.11.2018 проведено внеочередное общее собрание собственников помещений и членов ТСЖ "ДОМ" многоквартирных домов, расположенных по адресу: .... и ...., в форме очно-заочного голосования, на котором приняты решения, в частности, об утверждении сметы и по­рядка распределения затрат по статье «содержание» на 2018, 2019гг. (.... - 18,41 руб. за кв.м, .... - 18,41 руб. за кв.м); о принятии с 01.01.2018 в штат аварийного сантехника с заработной платой 4 000 руб.; об установлении с 01.01.2018 заработной платы дворнику 10 000 руб.; об установлении с 01.01.2018 заработной платы уборщи­це 6 000 руб.; об установлении с 01.01.2018 заработной платы председа­телю правления 30 000 руб.; о принятии с 01.01.2018 в штат юриста с заработной платой 2 000 руб. (пункт 8).

Также в данном протоколе указано об участии в оспариваемом внеочередном общем собрании собственников, обладающих 4993,57 кв.м или 73,69% голосов.

Из протокола № 1 от 20.11.2018 следует о проведении с 05.11.2018 по инициативе Силкиной А.В. очного голосования общего собрания, в части заочного голосования - с 05.11.2018 до 12.11.2018. Оформленные в письменной форме решения собственников передавались инициатору проведения собрания.

В своем исковом заявлении истцы указали, что 24.10.2018 ответчиком было направлено сообщение о проведении внеочередного общего собрания собственников помещений и членов ТСЖ «Дом» в форме очно-заочного голосования. Текст данного сообщения был приобщен к материалам дела истцами (л.д.45-46).

Реестром регистрации собственников помещений подтверждается участие Лаптевых в очной части оспариваемого собрания 05.11.2018 (л.д.126-129). Бюллетени для голосования истцам также были вручены, что подтверждается соответствующим реестром (л.д.130-131).

Также установлено, что истцы Лаптев Е.Н. и Соловьев Г.Н. принимали участие в заочной части указанном внеочередном общем собрании, что подтверждается имеющимися в материалах дела заполненными ими решениями.

Из указанного следует, что истцам было известно о проводимом собрании, некоторые из истцов принимали участие в нем, заполнив предоставленные инициатором собрания Силкиной А.В. решения. Таким образом, отсутствуют основания для признания недействительным внеочередного общего собрания и решения принятых на нем на основании п.1 ст.181.4 ГК РФ, процедура созыва и проведения собрания нарушена не была, иного установлено не было.

Истцы в обоснование своих требований ссылаются на непредставление ответчиком по их запросу текста протокола оспариваемого собрания, тем самым указывают на его отсутствие и изготовление только после подачи иска ими в суд.

Согласно ч. 3 ст. 46 Жилищного кодекса РФ решения, принятые общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме, а также итоги голосования доводятся до сведения собственников помещений в данном доме собственником, указанным в статье 45 настоящего Кодекса иным лицом, по инициативе которых было созвано такое собрание, путем размещения соответствующего сообщения об этом в помещении данного дома, определенном решением общего собрания собственников помещений в данном доме и доступном для всех собственников помещений в данном доме, не позднее чем через десять дней со дня принятия этих решений.

Согласно разъяснениям, содержащимся в Постановлении Пленума Верховного Суда РФ N 25 от 23.06.15 "О применении судами некоторых положений раздела 1 части первой ГК РФ" общедоступными с учетом конкретных обстоятельств дела может быть признано размещение информации о принятом решении собрания на доске объявлений, в средствах массовой информации, сети "Интернет", на официальном сайте соответствующего органа, если такие способы размещения являются сложившейся практикой доведения информации до участников данного гражданско-правового сообщества, а также ссылка в платежном документе, направленном непосредственно участнику, оспаривающему решение. Общедоступность сведений предполагается, пока лицом, права которого нарушены принятием решения, не доказано иное.

Таким образом, законом предусмотрено, что у лица, инициировавшего собрание, имеется обязанность по доведению итогов голосования до сведения собственников помещений, а не выдаче протокола собрания, как на то ссылаются истцы. Действительно истцы обращались в письменном виде (л.д.42) и по электронной почте (л.д.40,41) к Силкиной А.В. с просьбой предоставить им копию протокола общего собрания.

Представленным в материалы дела ответчиком реестром подтверждается вручение собственникам помещений решений и итогов голосования заочной части оспариваемого голосования, в том числе представителю истца Соловьевой Е.Г. (л.д.155-158). Ответчик в ходе судебного разбирательства поясняла, что копии протоколов общего собрания от 20.11.2018 были развешены ею на первом этаже подъездов.

Согласно п. 4.1.1 ст. 46 ЖК РФ правление товарищества собственников жилья в течение пяти дней с момента получения подлинников решений и протокола общего собрания собственников помещений обязаны в порядке, установленном федеральным органом исполни­тельной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере жилищно-коммунального хозяйства. заправить подлинники указанных решений и протокола, в том числе с использованием систе­мы, в орган государственного жилищного надзора для хранения в течение трех лет. Орган государственного жилищного надзора в случае поступления в его адрес в течение трех меся­цев подряд двух и более протоколов общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, содержащих решения по аналогичным вопросам повестки дня, обязан провести внеплановую проверку в целях установления факта соблюдения требований законодательства при организации, проведении и оформлении результатов такого собрания.

Суд полагает, что в данном случае непредставление истцам копии протокола оспариваемого собрания и позднее направление протокола от 20.11.2018 в ГЖИ по Самарской области (10.06.2019) не может являться основанием для признания его недействительным, поскольку указанные обстоятельства не породили за собой негативные для истцов последствия. Закон не содержит такие основания для признания недействительным решений общего собрания.

На оспариваемом истцами собрании было также принято решение, изложенное в протоколе № 1 под номером 8:

- об утверждении сметы и по­рядка распределения затрат по статье «содержание» на 2018, 2019гг. (.... - 18,41 руб. за кв.м, .... - 18,41 руб. за кв.м);

- о принятии с 01.01.2018 в штат аварийного сантехника с заработной платой 4 000 руб.;

- об установлении с 01.01.2018 заработной платы дворнику 10 000 руб.;

- об установлении с 01.01.2018 заработной платы уборщи­це 6 000 руб.;

- об установлении с 01.01.2018 заработной платы председа­телю правления 30 000 руб.;

- о принятии с 01.01.2018 в штат юриста с заработной платой 2 000 руб.

Указанное решение истцы считают ничтожным.

Ранее решением Комсомольского районного суда г. Тольятти от 13.08.2018 по гражданскому делу № 2-1230/2018 признаны недействительными решения, принятые на собрании собственников помещений в многоквартирных домах ... по .... и ... по .... в форме заочного голосования ТСЖ «Дом», оформленные протоколами от 11 декабря 2017 года. Также судом применены последствия недействительности ничтожного решения, принятого на собрании собственников помещений в многоквартирном доме в форме заочного голосования ТСЖ «ДОМ» от 11 декабря 2017 года, изложенного в протоколах: с повесткой дня: изменение и утверждение сметы и по­рядка распределения статей затрат в расчетных листах квартплаты на 2018 год (.... - 18,41 руб. за м2, .... - 18,41 руб. за м2); с повесткой дня: утвердить стоимость 1 м2 на содержа­ние общего имущества многоквартирного дома в размере 18,41 руб. (согласно смете) на 2018 год; с повесткой дня: принять в штат сантехника с заработной платой 4 000 руб.; с повесткой дня: повышение заработной платы дворнику до 10 000 руб.; с повесткой дня: повышение заработной платы уборщи­цы до 6 000 руб.; с повесткой дня: повышение заработной платы председа­теля до 30 000 руб.; с повесткой дня: принять в штат юриста с заработной платой 2 000 руб.

Дополнительным решением Комсомольского районного суда г. Тольятти от 17.09.2018 на председателя ТСЖ «Дом» Силкину А.В. возложена обязанность произвести перерасчет платежей, подлежащих уплате с 01.01.2018г. с учетом тарифа на содержание равным 10,48 рублей за 1 кв.м.

Решение вступило в законную силу 14.11.2018.

В соответствии с п. 2 ст. 13 ГПК РФ вступившие в законную силу судебные постановления, а также законные распоряжения, требования, поручения, вызовы и обращения судов являются обязательными для всех без исключения органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, граждан, организаций и подлежат неукоснительному исполнению на всей территории Российской Федерации.

Судебным решением была установлена недействительных принятых на общем собрании от 11.12.2017 решений, в том числе по вопросам повестки дня: изменение и утверждение сметы и по­рядка распределения статей затрат в расчетных листах квартплаты на 2018 год (... - 18,41 руб. за м2, ... - 18,41 руб. за м2); с повесткой дня: утвердить стоимость 1 м2 на содержа­ние общего имущества многоквартирного дома в размере 18,41 руб. (согласно смете) на 2018 год; с повесткой дня: принять в штат сантехника с заработной платой 4 000 руб.; с повесткой дня: повышение заработной платы дворнику до 10 000 руб.; с повесткой дня: повышение заработной платы уборщи­цы до 6 000 руб.; с повесткой дня: повышение заработной платы председа­теля до 30 000 руб.; с повесткой дня: принять в штат юриста с заработной платой 2 000 руб.

Согласно представленным квитанциям в декабре 2018 собственникам помещений в МКД был произведен перерасчет по решению суда за январь-октябрь 2018 (л.д.44).

Из обстоятельств дела следует, что после вступления решения от 13.08.2018 в законную силу ответчик инициировала внеочередное общее собрание с постановкой, в том числе вопросов (пункт 8 повестки дня), указанных ранее в признанном недействительным собрании от 11.12.2017.

Из протокола оспариваемого собрания следует, что аналогично поставленные вопросы были заявлены в повестке дня с указанием периода: по утверждению сметы и порядка распределения затрат по статье «содержание» (.... -18,41 руб. за 1 кв.м по .... - 18,41 за 1 кв.м) со­гласно смете (приложение №1) с 01.01.2018 - на 2018 и на 2019 годы, по вопросам трудоустройства и заработной платы – с 01.01.2018.

Однако, ни действующим гражданским и жилищным законодательством, ни уставом ТСЖ «Дом» не предусмотрена возможность утверждения тарифов и принятие в штат сотрудников и установление им заработной платы за прошедшие периоды.

Таким образом, в нарушение принципа обязательности судебного решения, в отсутствие закрепленной в законе возможности, ответчиком был повторно поставлен вопрос за 2018 год, решение по которому уже было признано судом недействительным, что является недопустимым и потому принятые решения в силу п. 4 ст. 181.5 ГК РФ являются ничтожными.

Решения, которые были приняты по вопросам трудоустройства в ТСЖ сотрудников (аварийного сантехника и юриста) и установления им и другим работникам заработной платы с 01.01.2018 также являются ничтожными, поскольку ранее по этим вопросам было постановлено решение суда, закон не предоставляет возможность общему собранию принимать решения за прошлый период.

Также было установлено, что с принятыми на основании этого собрания сотрудниками не заключались трудовые договоры в нарушение норм трудового законодательства, утвержденное 01.01.2018 председателем ТСЖ «ДОМ» Силкиной А.В. штатное расписание содержит в себе иные, нежели установленные решением оспариваемого собрания, размеры заработной платы (л.д.159).

Относительно требований истцов о признании ничтожным решения оспариваемого собрания по пункту 8 об утверждении сметы и порядка распределения затрат по статье «содержание» (.... -18,41 руб. за 1 кв.м по .... - 18,41 за 1 кв.м) со­гласно смете (приложение №1) с 01.01.2018 - на 2018 год и на 2019 год, суд полагает необходимым отметить следующее.

Как следует из ч. 1 ст. 39 ЖК РФ, собственники помещений в многоквартирном доме несут бремя расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме.

В силу ч. 1 ст. 153 ЖК РФ граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги.

Плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя плату за содержание жилого помещения, включающую в себя плату за услуги, работы по управлению многоквартирным домом, за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме, а также за холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, потребляемые при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме, за отведение сточных вод в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме. Капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме проводится за счет собственника жилищного фонда (ч. 2 ст. 154 ЖК РФ).

Собственник помещения в многоквартирном доме обязан нести расходы на содержание принадлежащего ему помещения, а также участвовать в расходах на содержание общего имущества в многоквартирном доме соразмерно своей доле в праве общей собственности на это имущество путем внесения платы за содержание и ремонт жилого помещения (ч. 1 ст. 158 ЖК РФ).

В силу п. 1 ч. 2 ст. 155 ЖК РФ плата за жилое помещение и коммунальные услуги вносится на основании платежных документов (в том числе платежных документов в электронной форме, размещенных в системе).

Как указывалось выше, управление многоквартирными домами 10 по .... и .... по ...., в том числе предоставление коммунальных услуг, начисление и взимание платы за жилое помещение и коммунальные услуги осуществляет ТСЖ "Дом".

Согласно ч. 1 ст. 135 ЖК РФ товариществом собственников жилья признается вид товариществ собственников недвижимости, представляющий собой объединение собственников помещений в многоквартирном доме для совместного управления общим имуществом в многоквартирном доме либо в случаях, указанных в части 2 статьи 136 настоящего Кодекса, имуществом собственников помещений в нескольких многоквартирных домах или имуществом собственников нескольких жилых домов, обеспечения владения, пользования и в установленных законодательством пределах распоряжения общим имуществом в многоквартирном доме либо совместного использования имущества, находящегося в собственности собственников помещений в нескольких многоквартирных домах, или имущества, принадлежащего собственникам нескольких жилых домов, осуществления деятельности по созданию, содержанию, сохранению и приращению такого имущества, предоставления коммунальных услуг лицам, пользующимся в соответствии с настоящим Кодексом помещениями в данных многоквартирных домах или данными жилыми домами, за исключением случаев, предусмотренных статьей 157.2 настоящего Кодекса, а также для осуществления иной деятельности, направленной на достижение целей управления многоквартирными домами либо на совместное использование имущества, принадлежащего собственникам помещений в нескольких многоквартирных домах, или имущества собственников нескольких жилых домов.

В соответствии с ч. 1 ст. 137 ЖК РФ товарищество собственников жилья вправе, в том числе: заключать в соответствии с законодательством договор управления многоквартирным домом и иные обеспечивающие управление многоквартирным домом, в том числе содержание и ремонт общего имущества в многоквартирном доме, договоры; определять смету доходов и расходов на год, в том числе необходимые расходы на содержание и ремонт общего имущества в многоквартирном доме, затраты на капитальный ремонт и реконструкцию многоквартирного дома, специальные взносы и отчисления в резервный фонд, а также расходы на другие установленные настоящей главой и уставом товарищества цели; устанавливать на основе принятой сметы доходов и расходов на год товарищества размеры платежей и взносов для каждого собственника помещения в многоквартирном доме в соответствии с его долей в праве общей собственности на общее имущество в многоквартирном доме; выполнять работы для собственников помещений в многоквартирном доме и предоставлять им услуги.

Частью 2 ст. 145 ЖК РФ установлено, что к компетенции общего собрания членов товарищества собственников жилья относятся, в том числе: установление размера обязательных платежей и взносов членов товарищества; утверждение порядка образования специальных фондов товарищества (в том числе фондов на проведение текущего и капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме) и их использования, а также утверждение отчетов об использовании таких фондов; утверждение годового плана содержания и ремонта общего имущества в многоквартирном доме, отчета о выполнении такого плана; утверждение смет доходов и расходов товарищества на год, отчетов об исполнении таких смет. Общее собрание членов товарищества собственников жилья имеет право решать вопросы, которые отнесены к компетенции правления товарищества (ч. 4 ст. 145 ЖК РФ).

Согласно п. 33 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства РФ от 13 августа 2006 года N 491 (далее - Правила) размер обязательных платежей и (или) взносов, связанных с оплатой расходов на содержание и ремонт общего имущества, для собственников помещений, являющихся членами товарищества собственников жилья, жилищного, жилищно-строительного или иного специализированного потребительского кооператива, а также размер платы за содержание и ремонт жилого помещения для собственников помещений, не являющихся членами указанных организаций, определяются органами управления товарищества собственников жилья либо органами управления жилищного, жилищно-строительного или иного специализированного потребительского кооператива на основе утвержденной органами управления сметы доходов и расходов на содержание общего имущества на соответствующий год.

Пунктом 29 Правил установлено, что расходы за содержание и ремонт жилого помещения определяются в размере, обеспечивающем содержание общего имущества в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, включая в том числе оплату расходов на содержание и ремонт внутридомовых инженерных систем электро, тепло-, газо- и водоснабжения, водоотведения, обоснованные расходы на истребование задолженности по оплате жилых помещений и коммунальных услуг, на снятие показаний приборов учета, содержание информационных систем, обеспечивающих сбор, обработку и хранение данных о платежах за жилые помещения и коммунальные услуги, выставление платежных документов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг.

Таким образом, в силу приведенных выше норм права и разъяснений Верховного Суда РФ платежи по содержанию общего имущества, обязанность по несению которых возлагается на всех собственников помещений, должны быть достаточными для финансирования услуг и работ, необходимых для поддержания помещения в состоянии, отвечающем санитарным и техническим требованиям.

Плата за содержание и ремонт жилья должны позволять управляющей организации исполнять договор управления надлежащим образом, а произвольное изменение тарифа может привести к невозможности исполнения договора управления, неполноценному содержанию и ремонту общего имущества, а, следовательно, к неоказанию услуг, предусмотренных договором управления, либо к неосновательному обогащению.

В соответствии с п. п. 2, 3 ч. 1 ст. 137 ЖК РФ товарищество собственников жилья вправе, в частности, определять смету доходов и расходов на год, в том числе необходимые расходы на содержание и ремонт общего имущества в многоквартирном доме, затраты на капитальный ремонт и реконструкцию многоквартирного дома, специальные взносы и отчисления в резервный фонд, а также расходы на другие установленные настоящей главой и уставом товарищества цели, устанавливать на основе принятой сметы доходов и расходов на год товарищества размеры платежей и взносов для каждого собственника помещения в многоквартирном доме в соответствии с его долей в праве общей собственности на общее имущество в многоквартирном доме.

Конституционный Суд РФ в своем Постановлении от 29.01.2018 N 5-П "По делу о проверке конституционности положений статей 181.4 и 181.5 Гражданского кодекса Российской Федерации и части 1 статьи 158 Жилищного кодекса Российской Федерации в связи с жалобой гражданина С.А. Логинова" указал, что собственникам помещений в многоквартирном доме при установлении решением общего собрания размера платы за содержание жилого помещения, включающей в себя, в том числе плату за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме (в частности, в случае управления многоквартирным домом непосредственно собственниками помещений), либо размера обязательных платежей и (или) взносов, связанных с оплатой расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме (например, в случае, когда такое решение принимается одновременно с решением о создании товарищества собственников жилья), следует в первую очередь учитывать, что платежи, обязанность по внесению которых возлагается на всех собственников помещений в многоквартирном доме, должны быть достаточными для финансирования услуг и работ, необходимых для поддержания дома в состоянии, отвечающем санитарным и техническим требованиям. При этом законодательно установленный критерий распределения бремени расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме, а именно доля конкретного собственника в праве общей собственности на общее имущество в многоквартирном доме, сам по себе не исключает возможность учета при принятии указанного решения особенностей соответствующих помещений (в частности, их назначения), а также иных объективных обстоятельств, которые - при соблюдении баланса интересов различных категорий собственников помещений в многоквартирном доме - могут служить достаточным основанием для изменения долей их участия в обязательных расходах по содержанию общего имущества (соотношение общей площади жилых и нежилых помещений в конкретном доме, характер использования нежилых помещений и т.д.).

Таким образом, при вынесении на повестку дня вопроса об утверждении сметы и порядка распределения затрат по статье «содержание» для обеспечения на основе автономии воли собственников помещений в многоквартирном доме принятие ими решения об установлении размера платы за содержание жилого помещения либо размера обязательных платежей и (или) взносов, связанных с оплатой расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме, с опорой на конкретные характеристики соответствующих помещений и условия их использования, при том, что выбор дополнительных критериев для определения долей участия собственников того или иного вида помещений в обязательных расходах по содержанию общего имущества в многоквартирном доме не должен осуществляться произвольно, а основанная на этих критериях дифференциация размеров соответствующих платежей не должна приводить к недопустимым различиям в правовом положении собственников помещений в многоквартирном доме, относящихся к одной и той же категории.

Как указал Конституционный Суд РФ в то же время при принятии такого решения лица, участвующие в общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме, должны руководствоваться положениями статьи 10 ГК Российской Федерации, закрепляющими презумпцию добросовестного поведения участников гражданских правоотношений и разумности их действий, на что прямо указано в постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27 июня 2017 года N 22 "О некоторых вопросах рассмотрения судами споров по оплате коммунальных услуг и жилого помещения, занимаемого гражданами в многоквартирном доме по договору социального найма или принадлежащего им на праве собственности", согласно пункту 16 которого утвержденный общим собранием собственников размер платы за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме, услуги и работы по управлению таким домом не может устанавливаться произвольно, должен обеспечивать содержание общего имущества в многоквартирном доме в соответствии с предписаниями законодательства и отвечать требованиям разумности.

Анализируя изложенное, суд полагает, что при постановке на общем собрании вопроса об утверждении сметы и порядка распределения затрат по статье «содержание» инициатором собрания необходимо было предоставить обоснование изменения указанных позиций, поскольку в дальнейшем это приведет к изменению ля собственников помещений платы зажилое помещение и коммунальные услуги. Утвержденный общим собранием собственников размер платы за содержание общего имущества в многоквартирном доме, услуги и работы по управлению таким домом не может устанавливаться произвольно, поэтому ответчики должны были предоставить документы с подтверждением необходимости установления тарифов в определенном размере, с обоснованием обеспечения содержания общего имущества в многоквартирном доме в соответствии с предписаниями законодательства и отвечать требованиям разумности (правовая позиция отражена в Постановлении Конституционного Суда РФ от 29.01.2018 N 5-П).

Такие документы ответчиком представлены на общее собрание не были, доказательств иного представлено суду не было. Принятое по пункту 8 протокола оспариваемого собрания решение содержит в себе указание на смету - Приложение № 1, однако такое Приложение № 1 (смета) так и не были представлены в ходе судебного разбирательства ответчиком, а потому нет оснований считать, что утвержденная оспариваемым собранием смета с новым тарифом (увеличенным) была установлена обоснованно.

Подлинник протокола было обозрен судом и сторонами в судебном заседании, ответчиком какие-либо приложения (в том числе указанное в пункте 8 повестки дня под номером 1) к этому протоколу представлены не были с момента возбуждения гражданского дела судом (т.е. с 06.05.2019). Представленная истцом Лаптевой В.С. «смета и порядок распределения статей затрат в расчетных листах квартплаты на 2018», полученная от Силкиной А.В., таким доказательством служить не может.

Таким образом, принятое по вопросу 8 повестки дня решение ничтожно в силу п. 4 ст. 181.5 ГК РФ, а потомуне порождает юридических последствий, поэтому не имеет значение, какие именно права истцов были нарушены оспариваемым собранием в указанной части.

В соответствии с данным в п.110 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 23.06.2015 N 25 "О применении судами некоторых положений раздела I части первой ГК РФ» разъяснением, решение собрания может быть признано недействительным в части, если будет доказано, что оно могло бы быть принято и без включения в него недействительной части.

В силу ст. 166 ГК РФ суд считает необходимым применить последствия не­действительности ничтожного решения, принятого на собрании собственников помещений в многоквартирном доме в форме очно-заочного голосования ТСЖ «ДОМ» от 20.11.2018, изложенного в протоколе № 1 под номером 8, об утверждении сметы и по­рядка распределения затрат по статье «содержание» на 2018, 2019гг. (.... - 18,41 руб. за кв.м, .... - 18,41 руб. за кв.м); о принятии с 01.01.2018 в штат аварийного сантехника с заработной платой 4 000 руб.; об установлении с 01.01.2018 заработной платы дворнику 10 000 руб.; об установлении с 01.01.2018 заработной платы уборщи­це 6 000 руб.; об установлении с 01.01.2018 заработной платы председа­телю правления 30 000 руб.; о принятии с 01.01.2018 в штат юриста с заработной платой 2 000 руб., и возложить на председателя ТСЖ «ДОМ» Силкину А.В. обязанность произвести перерасчет платежей, подлежащих уплате с 01.01.2018, с учетом тарифа на содержание, равным 10,48 руб. за 1 кв.м.

Оснований для признания недействительными всех принятых на оспариваемом собрании решений суд не находит. Истцами также не представлено достаточных и достоверных доказательств для признания всех принятых на собрании решений недействительными по основаниям, предусмотренным п.1 ст. 181.4 ГК РФ и ст. 181.5 ГК РФ

На основании изложенного, руководствуясь ст. 181.5 ГК РФ ст.ст.10, 12, 56, 194-199 ГПК РФ, суд

решил:

исковые требования Лаптевой Виктории Сергеевны, Лаптева Евгения Николаевича, Соловьева Георгия Николаевича удовлетворить частично.

Признать недействительным (ничтожным) решение общего собрания собственников жилых помещений в многоквартирных домах ... по .... и ... по ...., проходившего в форме очно-заочного голосования с 05.11.2018 по 12.11.2018, по вопросу № 8, указанному в протоколе № 1 от 20.11.2018.

Применить последствия недействительности ничтожного решения, принятого на собрании собственников помещений в многоквартирном доме в форме очно-заочного голосования ТСЖ «ДОМ» от 20.11.2018, изложенного в протоколе № 1 под номером 8, об утверждении сметы и по­рядка распределения затрат по статье «содержание» на 2018, 2019гг. (.... - 18,41 руб. за кв.м, .... - 18,41 руб. за кв.м); о принятии с 01.01.2018 в штат аварийного сантехника с заработной платой 4 000 руб.; об установлении с 01.01.2018 заработной платы дворнику 10 000 руб.; об установлении с 01.01.2018 заработной платы уборщи­це 6 000 руб.; об установлении с 01.01.2018 заработной платы председа­телю правления 30 000 руб.; о принятии с 01.01.2018 в штат юриста с заработной платой 2 000 руб.

Возложить на председателя ТСЖ «ДОМ» Силкину Анжелику Васильевну обязанность произвести перерасчет платежей, подлежащих уплате с 01.01.2018, с учетом тарифа на содержание, равным 10,48 руб. за 1 кв.м.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Самарский областной суд через Комсомольский районный суд г.о.Тольятти в течение месяца со дня его изготовления в окончательной форме.

Судья Морозова Ю.А.

Решение в окончательной форме изготовлено 29 июля 2019 года.

Судья Морозова Ю.А.

2-984/2019 ~ М-789/2019

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН ЧАСТИЧНО
Истцы
Лаптева В.С.
Лаптев Е.Н.
Соловьев Г.Н.
Ответчики
Товарищество собственников жилья "Дом"
Силкина А.В.
Другие
Соловьева Н.Г.
Суд
Комсомольский районный суд г. Тольятти Самарской области
Судья
Морозова Ю. А.
Дело на странице суда
komsomolsky--sam.sudrf.ru
06.05.2019Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
07.05.2019Передача материалов судье
08.05.2019Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
08.05.2019Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
08.05.2019Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
28.05.2019Предварительное судебное заседание
28.05.2019Вынесено определение в порядке ст. 152 ч.3 ГПК РФ (о назначении срока проведения предв. суд. заседания выходящего за пределы установленных ГПК)
03.06.2019Предварительное судебное заседание
14.06.2019Предварительное судебное заседание
24.07.2019Судебное заседание
29.07.2019Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
09.08.2019Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
06.12.2019Дело оформлено
16.12.2019Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее