Дело №2-900/2016
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
30 августа 2016 года г. Сортавала
Сортавальский городской суд Республики Карелия в составе:
председательствующего судьи Ратомской Е.В.,
при секретаре Колотовой Е.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Софронова Н.В. к Государственному учреждению – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Сортавала Республики Карелия (межрайонное) о защите пенсионных прав,
установил:
Иск заявлен по тем основаниям, что Софронов Н.В., являясь получателем пенсии по старости, в <Дата обезличена> обратился к ответчику с заявлением о перерасчете фиксированного базового размера страховой части трудовой пенсии по старости, так как с <Дата обезличена> по <Дата обезличена> проходил военную службу по призыву в поселке <Адрес обезличен> Мурманской области. <Дата обезличена> трудоустроился трактористом-слесарем в Племенной зверосовхоз «<Данные изъяты>», расположенный в <Адрес обезличен> Олонецкого района Республики Карелия. С учетом того, что п<Адрес обезличен> Мурманской области является районом Крайнего Севера, д.<Адрес обезличен> Олонецкого района Республики Карелия – местностью, приравненной к районам Крайнего Севера, ссылаясь на ч.1 ст.39 Конституции РФ, Федеральный закон от 28.12.2013 №400-ФЗ «О страховых пенсиях», Постановление Совета Министров СССР от 25.03.1968 №181 «О зачете солдатам, матросам, сержантам, старшинам и военным строителям, уволенным в запас, времени действительной срочной военной службы в районах Крайнего Севера и местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, в стаж работы, дающей право на получение льгот, установленных за работу в этих районах и местностях», истец просит обязать ответчика включить в трудовой стаж, как работу в районах Крайнего Севера, период военной службы с <Дата обезличена> по <Дата обезличена>, обязать ответчика произвести перерасчет фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости с <Дата обезличена>, а также взыскать с ответчика судебные расходы на оплату юридических услуг по составлению искового заявления в сумме <Данные изъяты> руб. и расходы по оплате государственной пошлины в размере <Данные изъяты> руб.
В судебном заседании Софронов Н.В. заявленные требования поддержал по основаниям, указанным в иске. Пояснил, что в период с <Дата обезличена> по <Дата обезличена> проходил военную службу в районе Крайнего Севера, в течение трех месяцев после ее окончания трудоустроился в местности, приравненной к районам Крайнего Севера. Указанные сведения подтверждаются документально. Полагает, что на основании Постановления Совета Министров СССР от 25.03.1968 №181 имеет право на перерасчет фиксированной выплаты страховой пенсии по старости. Просил иск удовлетворить.
Представитель ответчика Пузова Е.С., действующая на основании доверенности, в судебном заседании просила отказать в удовлетворении иска. Пояснила, что требование о трудоустройстве не позднее трех месяцев после увольнения с военной службы истцом не выполнено, поскольку Олонецкий район отнесен к местности, приравненной к районам Крайнего Севера, только в 1993 году. Указала, что ранее действовавшим в СССР и РСФСР пенсионным законодательством были предусмотрены иные нормы для подсчета льготного стажа, иные способы расчета размера пенсии по старости, сумма пенсии была единой. Нормы о повышении фиксированного базового размера трудовой пенсии по старости в связи с работой в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях впервые были введены Федеральным законом от 01.12.2007 №312-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» с 01.01.2008. Полагает, что использование ранее действовавших норм исчисления льготного стажа некорректно, в связи с чем оснований для удовлетворения иска не имеется. Также указала, что написание искового заявления не могло представлять большую сложность ввиду устоявшейся практики по данной категории дел, поэтому оснований для взыскания судебных расходов на оказание юридической помощи не имеется.
Выслушав пояснения истца, представителя ответчика, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему выводу.
В силу ч.1 ст.39 Конституции РФ каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца и в иных случаях, установленных законом.
В соответствии с архивной справкой ФГКУ «Центральный архив Министерства обороны РФ» от <Дата обезличена>, Софронов Н.В. в период с <Дата обезличена> по <Дата обезличена> проходил службу в войсковой части <Номер обезличен>, дислоцированной в п.<Адрес обезличен> Мурманской области. Указанные обстоятельства также подтверждаются записью в военном билете истца.
Из трудовой книжки истца следует, что <Дата обезличена> Софронов Н.В. принят на работу в должности тракториста-слесаря в Племенной зверосовхоз «<Данные изъяты>», расположенный в д.<Данные изъяты> Олонецкого района.
Согласно пенсионному удостоверению, с <Дата обезличена> Софронов Н.В. является получателем трудовой пенсии по старости.
<Дата обезличена> истец обратился в ГУ – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Сортавала Республики Карелия (межрайонное) с заявлением о перерасчете размера фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости в соответствии с п.4 ст.17 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», представив документы о прохождении военной службы в указанный выше период времени в районах Крайнего Севера.
Решением ответчика от <Дата обезличена> <Номер обезличен> заявителю в перерасчете пенсии отказано по тем основаниям, что ранее действовавшим пенсионным законодательством были предусмотрены иные нормы для подсчета льготного стажа.
Согласно ст.12 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» в страховой стаж наравне с периодами работы и (или) иной деятельности, которые предусмотрены ст. 11 настоящего Федерального закона, засчитывается период прохождения военной службы, а также другой приравненной к ней службы, предусмотренной Законом РФ от 12.02.1993 № 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей».
В силу ч.4 ст.17 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» лицам, проработавшим не менее 15 календарных лет в районах Крайнего Севера и имеющим страховой стаж не менее 25 лет у мужчин или не менее 20 лет у женщин, устанавливается повышение фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости и к страховой пенсии по инвалидности в сумме, равной 50 процентам суммы установленной фиксированной выплаты к соответствующей страховой пенсии, предусмотренной частями 1 и 2 статьи 16 настоящего Федерального закона. Частью 6 ст.17 указанного Федерального закона предусмотрено, что лицам, работавшим как в районах Крайнего Севера, так и в приравненных к ним местностях, при определении количества календарных лет работы в районах Крайнего Севера в целях установления повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости и к страховой пенсии по инвалидности каждый календарный год работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, считается за девять месяцев работы в районах Крайнего Севера. Частью 8 ст.18 указанного Федерального закона определено, что в случае приобретения необходимого календарного стажа работы в районах Крайнего Севера и (или) приравненных к ним местностях и (или) страхового стажа, дающих право на установление повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости или к страховой пенсии по инвалидности в связи с работой в районах Крайнего Севера и (или) приравненных к ним местностях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, производится соответствующий перерасчет размера фиксированной выплаты к страховой пенсии.
Из изложенного следует, что действующее пенсионное законодательство не содержит норм, указывающих на возможность учета периода военной службы в стаж работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях. Данная правовая позиция также отражена в п.10 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 11.12.2012 №30 «О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии».
Между тем, Конституционный Суд РФ в постановлении от 29.01.2004 № 2-П со ссылкой на постановление от 24.05.2001 № 8-П и определение от 05.11.2002 № 320-О указал на то, что в отношении граждан, приобретших пенсионные права до введения нового правового регулирования, сохраняются ранее приобретенные права на пенсию в соответствии с условиями и нормами законодательства Российской Федерации, действовавшего на момент приобретения права.
В соответствии с разъяснениями, содержащимися в абзаце седьмом пункта 14 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 11.12.2012 №30 «О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии», при разрешении споров, связанных с установлением и выплатой трудовой пенсии по старости гражданам ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста, в интересах граждан и в целях недопущения ухудшения условий реализации права на пенсионное обеспечение, на которые они рассчитывали до введения в действие нового правового регулирования (независимо от того, выработан ими общий или специальный трудовой стаж полностью либо частично), стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, может исчисляться с учетом законодательства, действовавшего на период выполнения соответствующих работ и иной общественно полезной деятельности, позволявшего засчитывать такие периоды в стаж при назначении пенсий на льготных условиях (Закон СССР от 14.07.1956 «О государственных пенсиях», Закон СССР от 15.05.1990 «О пенсионном обеспечении граждан в СССР», Закон Российской Федерации от 20.11.1990 № 340-1 «О государственных пенсиях в Российской Федерации» и принятые в соответствии с ними подзаконные акты).
Согласно постановлению Совета Министров СССР от 25.03.1968 №181 «О зачете солдатам, матросам, сержантам, старшинам и военным строителям, уволенным в запас, времени действительной срочной военной службы в районах Крайнего Севера и местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, в стаж работы, дающий право на получение льгот, установленных за работу в этих районах и местностях» солдатам, уволенным, начиная с 1968 года, с военной службы в районах Крайнего Севера и в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, время их действительной срочной военной службы в этих районах и местностях засчитывается в стаж работы, дающий право на получение льгот, предусмотренных Указами Президиума Верховного Совета СССР от 10.02.1960 и от 26.09.1967, если они не позднее трех месяцев после увольнения с военной службы поступили на работу в районах Крайнего Севера и в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера.
Указами Президиума Верховного Совета СССР от 10.02.1960 и от 26.09.1967 предусматривались льготы определенной категории работников в виде надбавок к месячному заработку, дополнительных отпусков, выплате суточных, обеспечения жилой площадью, а также право на назначение пенсии по старости со снижением возраста.
Таким образом, лицам, поименованным в постановлении Совета Министров СССР от 25.03.1968 №181, период их действительной военной службы засчитывался в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии по старости.
На основании ч.7 ст.17 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» при установлении повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии, предусмотренного частями 4 и 5 настоящей статьи, применяется перечень районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, действующий на дату установления соответствующего повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии.
Согласно Постановлению Совета Министров СССР от 03.01.1983 № 12 (ред. от 03.03.2012) «О внесении изменений и дополнений в Перечень районов Крайнего Севера и местностей, приравненных к районам Крайнего Севера, утвержденный Постановлением Совета Министров СССР от 10 ноября 1967 г. № 1029» (вместе с «Перечнем районов Крайнего Севера и местностей, приравненных к районам Крайнего Севера, на которые распространяется действие Указов Президиума Верховного Совета СССР от 10 февраля 1960 г. и от 26 сентября 1967 г. о льготах для лиц, работающих в этих районах и местностях», утв. Постановлением Совмина СССР от 10.11.1967 № 1029), с 01.07.1990 года Мурманская область отнесена к районам Крайнего Севера, а с 20.12.1993 года Олонецкий район отнесен к местности, приравненной к районам Крайнего Севера.
Поскольку истцом представлены доказательства прохождения действительной срочной военной службы в районах Крайнего Севера и трудоустройства на работу в течение трех месяцев в организацию, расположенную в местности, приравненной к районам Крайнего Севера, следовательно, период действительной срочной военной службы в районах Крайнего Севера с <Дата обезличена> по <Дата обезличена> подлежит включению в стаж работы истца в районах Крайнего Севера, и имеются основания для перерасчета истцу базового размера страховой части пенсии с учетом стажа работы истца в районах Крайнего Севера.
Указанный перерасчет должен быть произведен с <Дата обезличена> согласно ст.23 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях».
В силу ст. 98 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, за исключением случаев, предусмотренных частью второй статьи 96 ГПК РФ. Судебные расходы состоят из государственной пошлины и издержек, связанных с рассмотрением дела (ч. 1 ст. 88 ГПК РФ).
Истцом в обоснование своей позиции о понесенных судебных расходах, связанных с рассмотрением дела представлена квитанция по оплате государственной пошлины в сумме <Данные изъяты> руб., а также квитанция ИП ФИО8 <Номер обезличен> от <Дата обезличена> на сумму <Данные изъяты> руб. за составление искового заявления.
С учетом конкретных обстоятельств и сложности гражданского дела, объема работы, выполненной по составлению заявления, требований разумности и справедливости, суд полагает подлежащими взысканию расходы на оплату юридических услуг в размере <Данные изъяты> руб. Расходы по оплате государственной пошлины подлежат взысканию в сумме <Данные изъяты> руб.
Руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд
решил:
Исковое заявление удовлетворить.
Обязать Государственное учреждение – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Сортавала Республики Карелия (межрайонное) с <Дата обезличена> произвести Софронову Н.В. перерасчет фиксированной выплаты (фиксированного базового размера) страховой части пенсии с учетом стажа работы в районах Крайнего Севера с <Дата обезличена> по <Дата обезличена> (включительно).
Взыскать с Государственного учреждения – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Сортавала Республики Карелия (межрайонное) в пользу Софронова Н.В. расходы по оплате государственной пошлины в сумме <Данные изъяты> руб. и судебные издержки в сумме <Данные изъяты> руб.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Карелия в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме через Сортавальский городской суд Республики Карелия.
Судья /подпись/ Е.В. Ратомская
Мотивированное решение изготовлено 02.09.2016.
Копия верна: судья